( Пс.115:1 ). Ибо чем кто ближе к знанию стал бы считать себя, тем более он должен помышлять в себе, что он человек. Послушай, что говорит об этом Пророк: аз же Рех во изступлении моем: всяк человек ложь.( Пс.115:2 ). Итак, имея для себя учителя истины, не будем уже руководиться человеческими учителями, но будем сами размышлять, и не будем любопытствовать о свойствах предметов Божественных, или о чем-либо другом, так как невозможно изъяснить рождения Сына, ни сказать об образе рождения Его от Отца, но для научения считайте достаточным то, что вся тем быша, и без него ничтоже бысть ( Ин.1:3 ). Да дарует же нам Господь, чтобы мы мыслили подобно Аврааму, который говорит: ныне начах глаголати ко Господу моему, аз же есмь земля и пепел ( Быт.18:27 ), и чтобы мы не превозносились наподобие кедров ливанских, потому что прямая и мирная мудрость состоит не в препретельных человеческия премудрости словесех, но в наученых веры ( 1Кор.2: 13 ). Да дарует нам Господь не сомневаться, но, чтобы мы ни делали, благоугождать Богу, Отцу и вместе с ним Сыну во Святом Духе, слава, держава, честь и сила ныне и присно и во веки веков. – Аминь. Здесь конец исповедания Мелетиева. Гл. 34. Многие из Ариан признали нужным перевести Мелетия из Понтийской страны, но не на радость и успокоение для себя, а к скорби. Тогда они возбуждают против него царя и доносят на него, что он не признает Сына совершенною тварью, и свергают его с кафедры. И ночью ссылают этого мужа, но он и до сего времени пребывает здесь в своем отечестве, – муж почтенный и вожделенный особенно потому, что мы теперь слышали о его доблестях, и что подвластные ему в Антиохии теперь исповедуют истинную веру, ни вполне, ни даже слегка, не упоминая наименования твари, но исповедуя единосущным Отца и Сына и Св. Духа, три ипостаси, едино существо, едино божество, как учит истинная вера, преданная от предков, пророческая, евангельская и апостольская, которую исповедали собравшиеся отцы наши и епископы на Никейском соборе при Константине великом и блаженнейшем царе.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Поэтому Ангелы благовествуют таинство [рождения] и звезда указывает, что на земле родился Небесный. Поэтому пастухи спешат увидеть благовещенное спасение и волхвы несут царственные дары (см. Лк.2:7–20 ). Поэтому новая песнь воспевается о новых делах, что в вышних славимый Бог явился на земле как мир. И апостол свидетельствует, говоря: Той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривши, вражду плотию своею, закон заповедий ученьми упразднив, да оба созиждет собою во единаго новаго человека, творя мир, и примирит обоих во единем теле Богови крестом, убив вражду на нем ( Еф.2:14–16 ). Это желали видеть бывшие от века пророки и праведники, но не видели иначе, как только верою. Мы же и видехом, и руки наши осязаша, как написано, о Словеси животнем, и живот явися ( 1Ин.1:1–2 ), и мы приняли усыновление 98 . Но что воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам ( Пс.115:3 )? Уже святой Давид, предупреждая, возгласил: чашу спасения прииму и имя Господне призову ( Пс.115:4 ). Итак, возрадуемся, братия, что и мы удостоились воздать воздаяние Господу за все, что Он воздал нам. Какое же это воздаяние? Крестоносная жизнь [монахов], которую мы избрали, и исповедание, в котором мы стоим и хвалимся упованием славы Божия ( Рим.5:2 ), что, бесспорно, есть свидетельство. И таким образом нам должно праздновать не один день, но в течение целой жизни. Грешники не могут праздновать и быть свободными. Те же, которые управляются плотью и находятся в плену у страстей, не могут ни праздновать, хотя кажутся празднующими, ни быть свободными, будучи рабами страстей, проданными греху. Поэтому и написано: всяк творяй грех раб есть греха. Раб же не пребывает в дому во век: сын пребывает во век ( Ин.8:34–35 ). Так как и мы удостоились быть названными сынами по благодати, то пребудем в доме вовек (ср. Ин.8:35 ), если только начатую жизнь твердо сохраним до конца ( Евр.3:14 ). Поэтому, укрепляемые Духом Святым, будем держаться нашего подвижнического состояния и да разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых делах ( Евр.10:24 ), в послушании, в смирении, в кротости, во всех других прекрасных стремлениях, не уклоняясь от своего намерения, но возбуждаясь все более и более, и тем больше, чем более приближающимся видим тот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

И так сущность была бы рожденная, а не рожденность–свойство. Если же рождение указывает на переход, то очевидно оно означает известное свойство, будет ли оно преобразованием из какой-либо сущности, или будет тем, что называется рождением. Опроверж. 1. Уже давно сражаясь за предположение лишения вместе с отчужденными от веры, Аэтий и сам наравне с ними вооружился против веры, ничего не говоря от веры и не помня сказанного к произносящим пустословие и не держащимся за начало веры, именно того, что обличительного говорит им Слово Божие: аз Рех во изступлении моем: всяк человек ложь ( Пс.115:2 ), а за тем и того: смирихся зело (ст. 1). Ныне же опять вращаясь в том же, принося с собою нам бремя понятий лишения, именования и свойства, и умозаключений ненадежного человеческого мнения, и духовно востязуемый остерегается положить предел собственному стремлению, проистекающему из человеческого лукавства, дозволяя себе говорить о Боге, что хочет. Но и нас, хотя и много рассуждавших о понятиях лишения, вынуждает снова оставаться при том же, и вращаться в опровержениях его. По причине одинаковости в направлении и одноименности его умозаключительного слова достаточно было бы сильного и предшествующего опровержения, чтобы быть направленным против обоих возражений. Но поскольку ни упрямую лошадь не должно оставлять не занузданною, когда она или несется через пропасти или начинает стремительный бег, ни человеку, говорящему одно и тоже против веры не должно уступать, так чтобы не говорить против него, то мы скажем также: если лишение есть отъятие свойства, то нерожденность в Боге есть или лишение свойства или свойство, противное лишению. И еще: если она есть лишение свойства, то каким образом то, что не присуще Богу, будет к нему сопричислено? 2. Так ли или иначе рассуждаешь ты, Аэтий, о Боге, и предполагаешь в Нем свойства, во всяком случае рассудок у тебя будет в лишении: ибо сколько не будет восходить сердце твое к Богу, если только не будешь веровать в Него и удивляться Ему и прославлять Его от всего помышления твоего, ты изобличен будешь в бессилии умозаключать о Боге и Сыне Его и Святом Духе; да не изобличит тебя Бог и окажешься лжецом, по написанному ( Пс.115:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

То, что у праведного «горячность», ревность, то для нечестивого – «дух гложущий и жгучий». «Чаша» от Господа – последняя участь для человека и для народов: это или чаша осуждения ( Пс.75 /74:9), или чаша спасения ( Пс.116 /115:4). Давид говорит: «Господь – часть удела моего и чаши моей» ( Пс.16 /15:5); человек может такое о себе сказать: во всем, чем я пользуюсь, Бог – участник. Если сказано, что «дух жгучий – часть души», то руах здесь никак не «ветер» (Раши, ТМс) 107 , это – доля навек. Когда мы смотрим на тех, кого Бог уже не испытывает, и видим, что они преуспевают в жизни, нужно твердо знать участь этих людей:   им никак не удастся выскользнуть;   их место будет зачищено, и никакого продолжения жизни от них не будет;   дух ревности Божьей обернется для них гложущей жгучей мукой;   И конца этому нет. Псалом 11 (ТМ:12) говорит о том, как повреждается богообщение в народе и какова позиция праведного в мире, где измена проникла в среду ближних. Читаем Псалом (кроме надписания) целиком. Пс.11:2             Спаси, Господи, ибо иссяк милостивый,                         исчезли верные среди сынов человеческих. «Милостивый» (хасид ). – «Познайте, что отделил Господь милостивого для Себя» (П.4:4) – это было для Давида указанием на новое и трудное служение в богопознании, о чем Христос сказал: «пойдите, научитесь, что есть: «милости хочу, а не жертвы " » ( Мф.9:13 ; Ос.6:6 ). Милость есть стержень понятия святости, и вот Давид говорит: среди людей нет милостивого. И продолжает: среди людей нет верных. " Верные» – эмуним; того же корня амен – «истинно» (имя Божье – Элохе амен – Бог Истины; Ис.65:16 ) и хеемин 108 – «верить»; об Аврааме сказано: «и поверил Господу, и Он вменил это ему в праведность» ( Быт.15:5 ). Верить – это «истинствовать»: ληθεω ( Еф.4:15 ), допустить Истину в себя, жить по Истине. Нет милостивого и нет верных среди людей – это не жалоба гонимого: это точная констатация факта духовной жизни, поскольку «милостивый» и «верный» – это одно лицо, только он назван по-разному. Давид говорит: «любите Господа, все милостивые Его; верных хранит Господь» ( Пс.31 /30:24). Кто по-настоящему милостив, тот и верен: «милостивый» простирается к Богу, и его Бог хранит – «верного».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

до хр. э.). Греческая версия, «Септуагинта», т. е. «Перевод семидесяти толковников». объединяет (9 — 10 и 114 - 115 номера оригинала, по зато разделяет надвое 116 и 147; таким образом, общее число псалмов оказывается одним и тем же. Как уже упоминалось, в этой статье принята православно-католическая нумерация, которой следовал Наум Гребнев; вдобавок так будет удобнее и проще русскому читателю, который пожелает сопоставить переложения Гребнева с общераспространенным русским переводом в Синодальой Библии. Различия в нумерации объясняются, вероятно, тем. что в древности строго зафиксированного разделения сборника на «главы» не существовало, что, кстати, подтверждается и рукописями; заголовками же снабжены не все псалмы. Отсюда возможность ошибок. Такой ошибкой следует полагать раздробление номеров 9—10 в оригинале: в совокупности они составляют алфавитный акростих.  «Книги» с I по IV (1—10, 41—71, 72—88, 89—105) завершаются особыми формулами благословения, обозначающими границу между «книгами». Есть достаточно доводов предполагать, что «книги» существовали первоначально в качестве отдельных сборников, а позже были сведены воедино. К числу доводов относится, в частности, то, что псалмы могут повторяться полностью или конгломератами стихов (например, пс. 13 из «книги» I=пс. 52 из «книги» II: или пс. 56. ст. 8-12 + пс. 59.ст 7-14, оба из «книги» II,=пс. 107 из «книги» V; или то, что заключительный стих последнего псалма «книги» II гласит: «Кончились молитвы Давида, сына Иессеева». Предполагается также, что две последние «книги», т. с. IV и V. составляют единый сборник и разделение их носит искусственный характер; оно может быть объяснено стремлением представить «Псалтирь» как некую параллель Учению ( " Тора), т. е. Пятикнижию; во всяком случае, в начале старинного «Толкования па псалмы» (Мидраш тенилим) говорится: «Моисей дал Израилю пять книг Учения, Давид дал Израилю пять книг псалмов». Чтобы понять, хотя бы приблизительно, как «сделаны» псалмы, разберем один из них — 22 (23 по нумерации оригинала). Начнем со звучания подлинника в произношении сегодняшних израильтян (как звучала еврейская речь две с половиной, а то и три тысячи лет назад, вопрос слишком сложный): 1. Йенова ро " u ло эхсар; 2. бин " от деше йарбицейни ал-мей менухот йенаналейни; 3. нафши йешовейв йанхейни бема " гелей-цедек лема " ан шмо; 4. гам ки-эйлех бегей цалмавет ло-ира ра  ки-ата имади шивтеха умиш " антеха нема йенахамуни; 5. та " арох лефанай шулхан негед цорерай  дишанта вашемен роши коси ревайа; 6. ах тов вахесед йирдефуни кол-йемей хайай  вешавти бевейт-йенова леорех йамим. (Транскрипция следует как еврейской графике и пунктуации — отсутствие прописных букв, отсутствие точек, — так и усвоенной современными изданиями разбивке на полустишия.) Перевод, целиком сосредоточенный на передаче смысла: Песня Давида 1. Бог — мой пастух, я не буду терпеть нужду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Здесь вера нужна гораздо больше, нежели там, как по существу обето­ваний, невидимых и духовных, так и по порядку времени, потому что наши награды не в настоящей жизни, а в буду­щей. Даже и касательно настоящих благ нужна вера, потому что и духовные дары, при самом даровании их, требуют веры, как например: сообщение таинств, дар крещения. Так сила этих благ превосходит всякое слово. Если же касательно предметов вещественных и чувственных нужна была вера, то тем более она нужна здесь. Впрочем, апостольское изре­чете достаточно объяснено; время – перейти к пророческому и сказать, что говорит блаженный Давид. Что же говорит он? «Веровал, посему и говорил». Хотя он еще не сказал ничего, но выражает то, что уже сказано было в мыслях его. Что же было сказано? Размыслив, говорит, о несчастии и плачевном состоянии иудеев, о совершенном опустошении и конечной по­гибели, я не усумнился в перемене к лучшему, но надеялся на нее, возвещал о ней и «говорил»; и в предыдущих псалмах я много говорил о ней, но говорил и возвещал по внушению веры. 3. Другой же, не столько научившийся вере, посмотри, как хромает и смущается. Сам Давид в другом псалме, но не о себе самом, а о страданиях людей колеблющихся, говорит так: «с коль благ Бог Израилев к правым сердцем! А у меня едва не пошатнулись ноги, едва не поскользнулись стопы мои» ( Пс.72:1, 2 ), разумея не ноги и стопы, но помыслы хромающие. Присовокуп­ляет и причину – следующую: «я же сказал в исступлении моем: всякий человек лжив» ( Пс.115:2 ), т.е. видя иноплеменников благоденствующими, а иудеев униженными. О каком же роде колебания говорит он? «И сказал я: " ужели напрасно сохранял я в праведности сердце мое, и у мывал среди невинных руки мои» ( Пс.72:13 )? Говорит и о том, что побудило его сказать это: «вот эти грешники вечно благоденствуют и удержали богатство» ( Пс.72:12 ). Потом, смотри, как опять обращается к себе самому: «если бы я сказал: буду так рассуждать..., – говорит, – посему я предпринял уразуметь это, – это было трудно мне, пока я не вошел во святилище Божие» ( Пс.72:15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

(Кекелидзе. Литургические груз. рукописи. С. 237-238), 26 окт. также совершается память Димитрия Солунского и землетрясения, но последование - только Димитрию Солунскому. На утрене кафизмы заменяются особыми антифонами, утренние прокимен (из Пс 67) и Евангелие (то же, что и в Мессинском Типиконе) - Димитрия Солунского Утреня оканчивается по праздничному чину, с пением славословия в кафедральной редакции. На литургии служба та же, что и по Типикону Великой ц., кроме прокимна (здесь - из Пс 115). Согласно одной из ранних редакций Иерусалимского устава, зафиксированной в рукописи XII-XIII вв. Sinait. gr. 1094 (Lossky. Typicon. P. 179-180), в день памяти Димитрия Солунского 26 окт. совершается служба с пением на утрене «Бог Господь» и тропаря святого. Соединяются последования святого и Октоиха. В службу включено неск. песнопений в память землетрясения, но они не составляют полноценного последование. Праздничных элементов (входа на вечерне, полиелея, утреннего Евангелия) в службе нет, утреня заканчивается по будничному чину с пением стихир на стиховне из Октоиха. На литургии прокимен и Апостол те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, аллилуиарий со стихом из Пс 33, Евангелие приведено только землетрясения (эта же традиция отражена в ряде рукописей богослужебного Евангелия, где на 26 окт. назначается только чтение землетрясения: греч. Евангелие XI в., ГИМ. Син. греч. 225; Архангельское Евангелие 1092 г. и др.), причастен - Димитрия Солунского (Пс 111. 6b). Тот же устав службы изложен, напр., в старопечатном слав. Часослове 1491 г., изданном в Кракове. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1544) 26 окт. соединяются последования Димитрию Солунскму и землетрясения, устав соответствует полиелейной службе. На вечерне 3 паремии: 1-я и 2-я - землетрясения, 3-я - Димитрия Солунского; назначается лития с пением стихир Димитрия Солунского; на стиховне поются стихиры землетрясения; тропари - Димитрия Солунского и землетрясения. На утрене - полиелей, степенна (1-й антифон 4-го гласа), прокимен (из Пс 67) и Евангелие Димитрия Солунского; каноны - Октоиха, землетрясения и Димитрия Солунского; на хвалитех поются стихиры Димитрия Солунского; утреня заканчивается по праздничному чину, с пением славословия в кафедральной редакции; в конце утрени совершается помазание молящихся освященным маслом из лампады.

http://sedmitza.ru/text/514958.html

Темже смерть убо в нас действует, а живот в вас. «Так что смерть действует в нас, а жизнь в вас». Смерть и жизнь олицетворяются. Под смертью разумеются, как выше под мертвостью, все скорби, страдания и опасности, угрожающие смертью, которые св. Апостолы переносили ради Господа Иисуса, проповедуя Божественное учение; а под жизнью разумеются те блага, которые Коринфяне получили чрез Евангельскую проповедь Апостола и его сотрудников, или благодатная жизнь, со всеми дарами благодатными, каких удостаиваются верующие в Иисуса Христа. Св. Павел не то говорит, будто Апостолам принадлежат только страдания, или они только терпят скорби и бедствия, а Коринфяне пользуются благами обновленной жизни чрез веру во Христа Спасителя: Он раскрывает ту истину, что скорби и страдания или бедствия, каким подвергались Апостолы с явною опасностью смерти, имели следствием или плодом обращение Коринфян к вере в Иисуса Христа, возрождение к новой благодатной жизни, утверждение и возрастание их в сей жизни, в жизнь благодатную во времени и жизнь блаженную в вечности, если только пребудут до конца верны преподанному им Евангельскому учению ( 2Тим.2:10 ; Колос.1:24 ). Имуще же той же дух веры, по писанному: веровах, темже возглаголах: и мы веруем, темже и глаголем. Но имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил ( Пс.115:1 ), и мы веруем, потому и говорим». Сказав перед сим, что «смерть действует в нас, а жизнь в вас», св. Павел раскрывает свою уверенность в том, что и для Апостолов, возвещающих благовестие Христово среди скорбей и страданий, сии скорби и страдания, повседневно подвергающие их опасности смерти, не вредны, а благодетельны; что они путем сих скорбей и бедствий достигнут лучшей, блаженной жизни и по телу ( Рим. 8:11 ; Флп. 3:10.11. 20. 21 ; 2Тим.2:11 ). «Но имея тот же дух веры, как написано: я веровал, и потому говорил» ( Пс.115:1 ). Апостол, намереваясь раскрыть свою уверенность в том, что хочет сказать, указывает на основание своей уверенности. Это – несомненная надежда, что Бог не оставит своих служителей, но воскресит их и даст им вечную жизнь. Павел говорит: «имея тот же дух веры», т.е. имея ту же силу веры, какая действовала в пророке Давиде. Царь и пророк Давид, среди тяжких скорбей и опасностей смерти, непоколебимо уповал на покровительство Божие, и не был оставлен Богом, как написано об этом в Псалме: «я веровал, потому и говорил», как бы так сказал: я веровал, что Бог не оставит меня среди моих бедствий, но избавит меня; – потому что среди всех опасностей и бедствий я прославлял благость Божью, и всем говорил о моем уповании на Бога. И за тем Апостол продолжает: «и мы веруем, потому и говорим». И мы питаем несомненную надежду на Бога, уповая, что Он не оставит нас; потому, несмотря ни на какие бедствия и опасности, которым повседневно подвергаемся за Евангельскую проповедь, мы смело говорим истину, мы непрестанно проповедуем о спасении чрез веру в Иисуса Христа, за нас пострадавшего и умершего на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010