Итак, «мужеский пол и непорочна» да будет священная жертва. Приносится же она к самым дверям святой скинии: ибо не в ином каком-либо месте делаемся мы совершенными, а непременно только в церкви становясь благоприятными Богу и Отцу, когда приносит нас Христос, как священник: «потому что через Него и те и другие имеем доступ» ( Еф.2, 18 ), и Сам Он обновил нам доступ к бытию, «предтеча о нас» вошедши во Святая Святых ( Евр.6, 20 ) и показав нам истинную стезю. Далее Он повелел приносящим возлагать на тельца руки, косвенно знаменуя этим, что они образно приносят его вместо самих себя, весьма прилично делая заклание животного образом того, что жить свято возможно только умирая для мира. И вот смотри, как сень изображает нам истину. Закалаем был телец пред Господем, а кровь проливаема была при жертвеннике; ибо смерть для мира и умерщвление плотских движений приятнее всего Богу и достойно призрения свыше. И может быть нечто таковое воспевает нам божественный Давид, говоря так: «честна пред Господем смерть преподобных Его» ( Пс.115, 6 ): ибо смерть преподобных есть как бы священное возношение Богу. И не говорю: смерть всех ходящих по плоти. Это слова, напротив, указывают на ту смерть, которую обыкновенно претерпевают умирающие для мира, но живущие для Бога в преподобии и святости; ибо трудно было бы нам проводить святую жизнь, если бы мы наперед не умерли для мира. Петр пишет о Христе: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» ( 1Пет. 2, 24 ). Итак, заклание тельца, кажется, означает избавление от грехов и претерпение смерти, честной пред Богом, которую Он удостаивает и своего призрения: ибо «да заколют, – сказано, – тельца пред Господем» ( Лев. 1, 5 ). Пролитие же крови при жертвеннике, думаю, может обозначать посвящение жизни и возвышение души во славу Божию. С жертвы сдирается кожа, и она раздробляется на части: сдирание кожи означает как бы обнажение и обнаружение всего, что есть в нас, а раздробление на части весьма хорошо указывает на проникновение слова Божия до членов и мозгов: «Ибо слово Божие, – сказано, – живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

      И действительно, действие Духа Святого началось в тот же самый день, когда Он низошел. В одном из псаломов говорится – «Я веровал, и потому говорил – «credidi, propter quod locutus sum» (Пс 115, 1), ибо вера всегда многоречива; чем глубже вера, тем больше она заставляет человека говорить и возвещать то, во что он сам верит. Эта многоречивость веры проявилась уже в первый день Пятидесятницы. Десять дней сидели апостолы запершись в горнице. Они молились, избрали Матфия вместо отпавшего Иуды (ср. Деян 15-26), но они молчали. Мир, находящийся за дверями их горницы, мир, который распял Христа и который они оставили, был для них страшен: они не могли вернуться в него и говорить с ним. Вера их еще была слишком слаба, чтобы смочь завладеть миром. Правда, они не были маловерными, как те ученики, которые оставили Иерусалим и после смерти Христа решили вернуться в Эммаус (ср. Лк 24, 13- 25). Община, которая находилась в горнице, уже видела воскресшего Христа, Фома уже коснулся ран Христа и уверовал в Него. Этой веры было для них достаточно, достаточно для субъективной уверенности, дабы не сомневаться в Божественности Христа и в Его миссии. Но этой веры было недостаточно для апостольства в мире, который ненавидит Христа (ср. Ин 15, 18), а потому ненавидит и учеников Его (ср. Ин 15, 19), гонит их и убивает: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется (Ин 16, 20)… В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16, 33). Так вот, именно такой уверенности у апостолов еще не было, ибо Он требовал не только уверенности, но и смелости встать перед лицом мира, в нем пострадать и умереть. Поэтому они и закрылись в горнице, молились там и ожидали того, что еще может совершиться, дабы окончательно укрепить их в вере.       То, чего они ожидали, произошло в первый день Пятдесятницы. «Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием … Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им» (Деян 2, 6, 14); он говорил потому, что его вера была уже полной; говорил тот же Петр, который еще так недавно – за несколько месяцев перед этим – отрекся от Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Надо очистить себя от этих наростов, чтобы увидеть, в каком месте мы находимся, где наше сердце лежит, над чем мы должны по-настоящему потрудиться. А нам страшно, мы все время чего-то боимся, потому что не привыкли верить Богу, не привыкли верить в то, что Он не оставит нас без пищи, не оставит без Своей заботы наши семьи. Но Господь говорит нам: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? Или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:31–33 ). Уныние и отчаяние овладевают нами именно вследствие нашего маловерия. О лжи Поговорим о девятом поучении аввы Дорофея : о том, что не должно лгать. К сожалению, в той или иной степени каждый из нас причастен ко лжи, поэтому призывать других не лгать несколько странно, ведь по слову псалмопевца, «всяк человек ложь» ( Пс.115:2 ). «Бог верен, а всякий человек лжив»( Рим.3:4 ), – говорит апостол. С этого, наверное, и следует начать, говоря о поврежденной человеческой природе. Действительно, нет такого человека, который не был бы ложью, не был бы хоть в какой-то мере искажен. Ложь – это искажение истины. Мы уже говорили о том, что зло не имеет бытийности, не принадлежит бытию; это утверждение полностью относится и ко лжи, которая также бытию не принадлежит. Ложь без правды невозможна, она существует лишь постольку, поскольку существует истина. Священное Писание учит нас, что сатана – «лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ), и если мы приобщаемся к неправде, то тем самым становимся исполнителями не Божественной воли, а воли сатанинской, как бы страшно это ни звучало. Как же нам исправить искажение собственных душ? С этого и начинает авва Дорофей . И из главы в главу, из поучения в поучение он непрестанно твердит о том, что человек может приобрести навык как к доброму, так и ко злому. Самое главное в жизни – это навык, который вырабатывается от внимания или невнимания к малому, от радения или нерадения. При этом навык лжи по понятным причинам приобретается легче всего, а искореняется с большим трудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

8. И мытарь, превзошедший Фарисея в молитве, не потому, что молился другому Отцу, получил свидетельство от Господа, что он более оправдался, но потому что с великим смирением, без превозношения и тщеславия, совершал исповедание тому же Богу. И притча о двух сыновьях, посылаемых в виноградник, из коих один противоречил отцу, а потом раскаялся, когда раскаяние было ему бесполезно, а другой обещался пойти, и тотчас же после обещания не пошел – потому что «всякий человек есть лжец» ( Пс.115:2 ), и желание есть, но не находить (силы) совершить – также показывает Одного и Того же Отца. И притча о смоковнице, – о которой Господь говорит: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу» ( Лк.13:7 ), показывая Свое пришествие чрез пророков, посредством которых Он неоднократно приходил искать у них плода правды, но не находил, – ясно показала и то, что смоковница будет посечена по вышесказанной причине. И без притчи Господь говорил к Иерусалиму: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, а вы не захотели! Вот оставляется вам дом ваш пуст» ( Лк.13 и сл.; Мф.13 и сл.). Слова притчи: «вот, Я третий год прихожу искать плода» и прямые слова: «сколько раз хотел Я собрать чад твоих» будут ложью, если не будем здесь разуметь пришествия Его чрез пророков, ибо Он (собственно) однажды и только тогда пришел к ним. А что избравший патриархов есть то же Слово Божие, которое всегда посещало их (иудеев) посредством пророческого Духа и нас, отовсюду созванных, чрез пришествие Свое, об этом, кроме вышеприведенного, Он истинно говорил: «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве небесном. А сыны Царства извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.8:11–12 ) Итак, если те, которые от востока и запада веруют в Него чрез проповедь Апостолов, возлягут вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве небесном, участвуя с ними в вечере, то оказывается, что Один и Тот же Бог, избравший патриархов, посещавший народ и призвавший язычников. Глава XXXVII.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Причем еще более удивителен самый способ благодеяния: ибо «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба» ( Флп.2, 6–7 ); «взял на Себя наши немощи и понес болезни» ( Мф.8, 17 ; Ис.53, 4 ), был «изязвлен» за нас, чтобы мы «ранами Его... исцелились» ( Ис.53,5 ), «искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал.3,13 ), претерпел поноснейшую смерть, чтобы нас вознести к славной жизни, и не удовольствовался тем одним, что оживотворил нас мертвых, но еще даровал нам достоинство божества, уготовал вечные упокоения, великостью веселья превышающие всякую человеческую мысль. " Что же воздадим Господу за все благодеяния Его» нам ( Пс.115, 3 )? Но Он столь благ, что не требует воздаяния, а довольствуется тем, чтобы любили Его за дарованное Им. Когда все это привожу себе на мысль, тогда (откроюсь в своей немощи) прихожу в какой-то ужас и страшное исступление от боязни, чтобы, по невнимательности ума или по причине занятия суетным отпав от любви Божией, не сделаться мне никогда укоризною Христу. Ибо тот, кто ныне обольщает нас и мирскими приманками всемерно старается произвести в нас забвение о Благодетеле, к погибели душ наших ругается и посмевается над нами, тогда пренебрежение наше обратит в укоризну Господу и будет хвалиться нашей непокорностью и нашим отступничеством, что он не сотворил нас и не умер за нас, однако же имел нас своими последователями в непокорности и нерадении о заповедях Божиих. Эта укоризна Господу и эта похвальба врага для меня кажутся тяжелее геенских мучений – врагу Христову послужить предметом похвальбы и поводом к превозношению пред Тем, Кто за нас умер и воскрес, Кому, по написанному, тем более за сие мы обязаны (см. 2Кор.5, 15 )! И сего довольно о любви к Богу; ибо, как сказал я, наша цель – не все говорить, – что и невозможно, – но сделать краткое напоминание о главном, которое бы непрестанно возбуждало в душах Божественное желание. Вопрос 3. О любви к ближнему Последовательность требует сказать о второй, по порядку и по силе, заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Итак, здесь мы видим Аврама, навстречу которому выходят разные люди. С одной стороны – царь Содома, этого гей-государства, государства извращенцев, а с другой стороны – Мелхиседек, царь Салима. И Авраам оказывается посредине между царем Содома и царем Салима, будущего Иерусалима: « Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская (то есть чтобы по-царски отблагодарить его, – О. С.); и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего » ( Быт. 14:17–18 ). Это пророчество о том, что перед пришествием Христовым («Мелхиседек, царь Салима (Царь Мира)», прежде чем Новый Иерусалим спуститься с Небес на землю (см.: Откр. 21:2 ), на земле будет страшный разврат (см.: 2Пет. 3:3 ), особенно усилиться содомский грех («царь Содомский» – Откр. 11:8 ). Сказано: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино» ( Быт. 14:18 ). Иудейский комментатор недоумевает: «Почему Малки-Цедек не намекнул и на жертвоприношения животных?» 114 Действительно! Иудеям было бы понятнее, если бы он принес жертвенною овцу или барана, но «хлеб и вино»? Так и вспоминаются слова из Писания: «Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» ( Евр. 10:5–7 ). Мелхиседек, пророчески являет собою Самого Господа Иисуса Христа, с евхаристическими символами Хлеба – Его Тела и Вина – Его Крови! «Здесь впервые совершилось жертвоприношение, которое ныне приносится Богу христианами по всему миру. Выполняется то, что много позднее через пророка говорится Христу, Которому еще только предстояло прийти во плоти: Ты священник вовек по чину Мелхиседека ( Пс. 109:4 ). То есть не по чину Аарона, поскольку его чин должен был упраздниться, коль скоро явились сами предметы, которые предвосхищались этими тенями» 115 . Вот это таинственная фигура! Кто же такой Мелхиседек, священник Бога Всевышнего? Ефрем Сирин считает:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

[P. 254] Ибо тот, кто произнес это в псалме, перечислил, сколько всего было предоставлено ему Богом, и искал, чем он может воздать Богу, и не находил. Ибо все, что ты хотел бы воздать, ты получил от Него, чтобы вернуть. И что он мог найти для воздаяния? Как мы сказали, братья, то, что он получил от Него, это он и нашел, чтобы воздать. Чашу спасения прииму и имя Господне призову ( Пс.115:4 ). Ибо Кто ему дал чашу спасения, если не Тот, Кому он хотел принести воздаяние? Принять же чашу спасения и призвать имя Господне – значит испить любовь. И таким образом испить, чтобы не только не иметь ненависти к брату, но и быть готовым за брата умереть. Это и есть совершенная любовь, если ты готов умереть за брата. Ее показал Господь в Самом Себе, приняв смерть за всех, молясь за тех, кем был распят, говоря: Отче! прости им, ибо не знают, что делают ( Лк.23:34 ). Но если бы Он так поступил и не имел бы при этом учеников, то не был бы Учителем. Последовавшие за Ним ученики поступали так же. Стефана забивали камнями, а он, преклонив колени, воскликнул: Господи! не вмени им греха сего ( Деян.7:60 ). Он любил убивавших его, ибо в том числе за них он умирал. Послушай и ап. Павла: я буду истощать себя за души ваши ( 2Кор.12:15 ). Ибо он пребывал среди тех, за кого молился Стефан, когда они его убивали собственными руками. 5 . И чтобы вы знали, что именно та любовь совершенна, которую человек, рожденный от Бога, не нарушает и против которой не погрешает, Господь сказал Петру: любишь ли ты Меня? ( Ин.21:17 ), а тот ответил: «Люблю» (ср.: Ин.21:17 ). При этом [Господь] не сказал: «Если Ты любишь Меня, прислуживай Мне». Ведь когда Господь пребывал в смертной плоти, Он алкал и жаждал; когда же Он алкал и жаждал, Его принимали как гостя и прислуживали Ему люди имущие, [отдавая] из своей собственности. Об этом мы читаем в Евангелии (ср.: Лк.8:3 ). В качестве гостя принял Его Закхей и был исцелен от болезни, приняв Его как Врачевателя (ср.: Лк.19:2–10 ). От какой болезни? От болезни алчности.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

В процитированном параграфе толкования на Пс.115 изложена суть того, как Августин понимал этот стих. В самом толковании на Пс.115 он не прибегает к смысловым контрастам между библейскими стихами, а сопоставляет Пс.115:2 с Пс.81:6–7 как близкие по смыслу. Однако в других случаях, когда приходилось объяснять значение стиха Пс.115:2 , Августин почти всегда сталкивает его с другим, противоречащим ему по видимости стихом Писания или даже с несколькими такими стихами. Самый полный набор цитат, которым противопоставляется и с которыми сопоставлялся Пс.115:2 , можно найти, как кажется, в проповеди 28А. Еще один яркий пример – проповедь 81. Здесь цитаты из Писания, запрещающие ложь, подобраны как ряд контраргументов, обращенных к воображаемому соблазнителю, который решился бы привлечь высказывание «всякий человек лжец» в качестве оправдания своей лживости: Итак, если кто говорит тебе: «Можешь лгать, потому что написано: Всякий человек лжец», – отвечай ему: «Я не лгу, потому что написано: Уста лживые убивают душу ( Прем.1:10 ). Не лгу, потому что написано: Ты погубишь всех, делающих беззаконие ( Пс.5:7 ). Не лгу, потому что сказано: «Не лжесвидетельствуй» ( Втор.5:20 ) 4 . Но и в других случаях путь, по которому предпочитает идти Августин при толковании этого стиха, – это путь противопоставления ему мест, явно с ним не согласных. Приведем в качестве примера проповедь 166 (после 409 г.), которую мы проанализировали в другом исследовании. Здесь стих Пс.115:2 сталкивается со стихом Послания к Ефесянам Еф.4:25 («Отложив ложь, говорите правду») 5 . Как и в других местах, где цитируется Пс.115:2 , в проповеди 166 это восклицание Псалмопевца, в понимании Августина, отражает то состояние, в котором находится падший человек, еще не обновленный благодатью. Как и во всех подобных случаях, здесь показывается, что у человека лишь один способ избавиться от лжи, присущей его падшему состоянию, – перестать быть падшим человеком и в этом смысле вообще человеком в привычном для падшего смысле слова и приобщиться к обновленной Христом природе.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Псалом 115 В сильном смущении от тяжелых обстоятельств, я сказал, что человек – ложь (1–2), а потому прибегал только к Твоей, Господи, помощи. Что я могу воздать Тебе за твои благодеяния? Буду возносить Тебе возлияния и исполнять свои обеты (3–5). Смерть святых дорога пред Тобою. Ты разрешил мои узы, избавил от гибели, за что я буду восхвалять Тебя в дому Господнем (6–10). Пс.115:1 .  Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен. Пс.115:2 .  Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь. Жалоба писателя на свое сокрушение пред Господом служит показателем его глубокой веры. В своей «опрометчивости» (точнее передать – в исступлении), в тяжелых стеснительных обстоятельствах своей жизни, когда он не видел ниоткуда помощи, но встречал только противодействие и обманы со стороны людей, он сказал, что «всякий человек ложь», т. е. что надежда на помощь человека не только обманчива, но что люди и живут даже намеренными и сознательными обманами других. Очень может быть, что писатель здесь делает намек на интриги самарян пред персидским двором. Эта беспомощность писателя своими силами выйти из тяжелых обстоятельств вызвала в нем молитвенное обращение к Богу за помощью, являясь выражением его веры, что только один Господь истинен и только в Нем одном можно найти защиту. Пс.115:4 .  Чашу спасения прииму и имя Господне призову. «Чаша спасения» – благодарственная чаша, которую евреи выпивали на пасхальной вечери (тогда пили три чаши: чашу горечи, чашу веселья и чашу благословения). Здесь разумеется не пасхальная чаша благословения, т. е. не отнесение воздаяния благодарения Господу до праздника Пасхи, а назначение особой благодарственной чаши сейчас, наподобие той, какая выпивалась на Пасху. Пс.115:6 .  Дорога в очах Господних смерть святых Его! «Дорога в очах Господних смерть святых Его!» Господь дорожит смертью святых, посылает ее тогда, когда это нужно, а потому избавляет праведников от тяжелого и, по-видимому, безвыходного положения, в которое они попадают ( Пс. 114:3 ). Таков смысл этого выражения по контексту речи и по параллели с Пс.114 . С этим не стоит в противоречии и обычное понимание, что Господь любит праведников и дорожит ими при их смерти, т. е. Господь по смерти принимает праведников к Себе и награждает их. Здесь тогда заключается ясное учение о загробном мздовоздаянии и бессмертии человеческой души. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 115 Пс.115:1 . Аллилуиа. Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело. Пс.115:2 . Аз же Рех во изступлении моем: всяк человек ложь. СОДЕРЖАНИЕ Сей псалом Евреи соединяют с предыдущим, но мы следуем разделению седмидесяти толковников. Впрочем, прилично положен он на ряду с предыдущим: ибо Пророк благодарит в нем Бога, и обещает воздать обеты за избавление от бедствий. Пророк, дабы яснее открыть Божию милость и чудное от бедствий избавление, паки повествует, коль в отчаянном находился он состоянии, и чистосердечно признается, что он, яко человек, много колебался мыслями, как сказано выше, и даже, быв в некоем умоизступлении, усумнился о Божием промысле, но сие было мгновенное только искушение. Ибо скоро пришел сам в себя, поверил Божиим обещаниям и в сильном движении духа сам в себе сказал, что всяк человек ложь, а един токмо Бог истинен и верен. Ибо верные рабы Божии хотя и часто падают, яко человеки подобострастные нам, но никогда основания веры не оставляют и Бога с намерением во лжи не обвиняют, но, сколько возможно, нечестивым мыслям противоборствуют, и наконец, совершенно на Божием слове успокоиваются. Глагол: рех, – который употребляет здесь Давид, означает твердое его в том удостоверение, так как и то, что вышереченное искушение не так поколебало душу его, чтоб он не противостал ему. Сего ради далее глаголет: Пс.115:3 . Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Здесь с удивлением восклицает, что он Божиими благодеяниями так обременен, что не находит себя равносильным возблагодарить за них. Ибо употребляя выразительный вопрос, показывает, что усердия в нем не недостает, но что силы ко изъявлению онаго не довлеют. Итак, признавая себя к возблагодарению безсильным, употребляет последнее средство, то есть, прославляет Божию милость, какими только может хвалами. Желал бы я, глаголет, исполнить долг мой с радостию, но обращая очи мои во все страны света, не обретаю, чем бы мог достойно возблагодарить Бога за все Его благодеяния. Пс.115:4 . Чашу спасения прииму и имя Господне призову:

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010