93 Феофан, святитель. Письма к разным лицам. М., 1892. С. 415. 94 Пространный христианский катихизис. Указ. изд. С. 102. 95 Там же. 96 Творения. Т. 4. М., 1899. С. 39—40; ср.: Т. 2. С. 330. 97 Творения. Т. 4. С. 413. 98 Творения. Т. 2. С. 330. 99 Из Пасхального послания Святейшего Патриарха Алексия I к настоятелям церквей г. Москвы в 1946 г. Слова, речи, послания (1941—1948). Изд. Московской Патриархии, 1948. С. 238—239. 100 Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в Московской духовной академии о церковном пении 18 апреля 1948 г. (Там же. С. 246—248). 101 Из Пасхального послания Святейшего Патриарха Алексия I. С. 239. 102 Мф. 14:18; Мк. 6:41; Лк. 9:16; Ин. 11:41; 17, 1. 103 Лк. 22:41. 104 Мф. 26:39; Лк. 17:16; ср.: 7, 60; 9, 40. 105 Мк. 7:34. 106 Евр. 5:7. 107 Деян. 9:40; 20, 36; Еф. 3:14; 1 Кор. 14:25; 1 Тим. 2:8. 108 Писания мужей апостольских. СПб., 1895. Святого Климента, епископа Римского к Коринфянам). Посл. 1. Гл. 2. С. 74; Гл. 29. С. 92. Пастырь Ерма. Кн. 1; вид. 1. Гл. 1. С. 160; Кн. 1; вид 2. Гл. 1. С. 168. 109 Ориген. О молитве. Ярославль, 1884. § 31. C. 163—167.Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 3. Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий. СПб., 1897. С. 373. 110 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 3. Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий. СПб., 1897. С. 373. 111 Мф. 12:34; Лк. 6:45; ср.: Пс. 50:17; Лк. 17:15. 112 Пс. 87:10; 140. 2; 1 Тим. 2:8—10. Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. Об Анне. Сл. 5. СПб., 1898. С. 821. 113 Деян. 7:60; Еф. 3:14. 114 Лк. 22:62. 115 Творения. Т. 2. Беседа о статуях XX. СПб., 1896. С. 224. 116 Творения. Т. 1. Беседа о статуях IX. С. 110. 117 Нахимов Н. Вера, молитва и жизнь православного христианина. СПб., 1910. С. 33. 118 Нравственно-подвижнические слова. Сергиев Посад, 1911. С. 8, § 13. 119 Мф. 15:8—9; ср.: Ис. 29:13; Иер. 6:20. 120 Пространный христианский катихизис. Указ. изд. С. 103. 121 Творения. Ч. 5. Подвижнические уставы. Сергиев Посад, 1892. С. 348. 122 Пространный христианский катихизис. Указ. изд. С. 102.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

«Бывает, – учит святитель Тихон Задонский , – что мать, видя свое дитя, скорбящее и плачущее, утешает его, говоря ему: “не бойся: я с тобою”. Тако Милосердый и Человеколюбивый Бог... Отец щедрот и Бог всякие утехи, верной душе, находящейся в искушениях и напастях, скорбящей и сетующей и боящейся, глаголет: “Не бойся: Я с тобою! Я – твой Создатель, Я – твой Искупитель, Я – твой Спаситель, Я – твой Помощник и Заступник; Я, Который в руце Своей все содержу и Которому вся повинуются; Я – Той с тобою”. «Рече... Сион: остави мя Господь, и Бог забы мя. Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? Аще... и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь» ( Ис.49:14–15 ). «Аще преходиши сквозь... огнь, пройдеши, не сожжешися, и пламень не опалит тебе. Яко Аз Господь Бог твой, Святый Израилев, спасаяй тя»( Ис.43:2–3 ). Так был Господь с верным Своим Ноем, и сохранил его от всемирного потопа; был с верным Своим Лотом, и сохранил праведника от казни содомской; был с рабами Своими Авраамом, Исааком и Иаковом, и сохранил их на земли пришельствия их и обличил о них цари: «не прикасайтеся помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте» ( Пс.104:14–15 ); был со Иосифом, и в нашедших ему искушениях и страданиях сохранил его и прославил его; был с Израилем во Египте, откуда и глаголал: «видя видех озлобление людей Моих, иже во Египте, и вопль их услышах от дел приставников» ( Исх.3:7 ); был с тем же Израилем во исходе его от Египта, и разделил ему Чермное море, и сотворил ему путь посреди вод, и провел его сквозь Черное море, и спас его от фараона мучителя; был с тем же Израилем в пустыне и питал Его чудесною манною, и поражал пред лицом его врагов его, и ввел его в гору Святыни Своей; был с тем же Израилем, живущим в земли обетованной, и спас их, якоже поет пророк: «Яко аще не Господь бы был в нас, да речет убо Израиль: яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли быша нас» ( Пс.123:1–2 ); был с Давидом, помазанником Своим, в различных искушениях и гонениях, и сохранял раба Своего от врагов его; был с Ионою во глубине морской, и сохранил его во чреве китове, и избавил его от зверя морского; был с тремя отроками в пещи вавилонской, и угасил им силу огненную, и научил их пети благодарственную песнь; был с Даниилом в рове, и заградил уста львов, и избавил его оттуда; был с апостолами, был с мучениками, и сохранил их посреди ужасных мучений; был с пустынниками, жившими в пещерах, в вертепах и пропастях земных, и сохранил их от козней вражиих; был и есть и будет до скончания века с верными рабами Своими, по неложному Своему обещанию: «се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Геннадий, прошу Вас, ну сделайте подарок пожилой женщине (да и не мне одной!) - уберите Вы этот хвост... У Вас такое замечательное имя! р.б.Сергий 15 января 2013, 13:53 " Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере. " (Гaл.,VI,6-10) СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! P.S. ГЕННАДИЮ-ЛИБЕРАЛУ: " Примерно на этом уровне наверное уже можно дерзнуть сказать: " Мне ничего не надо - я хочу быть с Богом " . " - Думаю, что на " этом уровне " особенно необходимо стаскивать за ноги неофита на " землю грешную " ! Мира тебе и благочестия, да хранит тебя Господь от всякого зла! БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ! Елена 15 января 2013, 09:38 Отец Нектарий, спаси Вас Бог! очень благодарна Вам за все Ваши проповеди! Со святыми днями! Всех благ! Наташа 14 января 2013, 22:15 Спасибо, очень созвучно. Сергий Л. 14 января 2013, 21:11 Спасибо, о. Нектарий, за то, что такой короткой статьей так четко расставили приоритеты в жизни христианской - что называется " не в бровь, а в глаз " . Радуйте нас по-чаще, пожалуйста, своими пастырскими замечаниями: они очень важны и благотворны. Елена.Украина 14 января 2013, 20:58 " ХВАЛИТЕСЬ ИМЕНЕМ ЕГО СВЯТЫМ; ДА ВЕСЕЛИТСЯ СЕРДЦЕ ИЩУЩИХ ГОСПОДА. ИЩИТЕ ГОСПОДА И СИЛЫ ЕГО, ИЩИТЕ ЛИЦА ЕГО ВСЕГДА. " (Пс.104.3,4) Илья 14 января 2013, 18:55 Слава Богу за ваши статьи, и вам спасибо большое. Геннадий-либерал 14 января 2013, 16:34 Думаю, что сказать: " Я хочу быть с Богом " - это примерно то же, что сказать: " Я хочу дышать " , т.е. высказывание абсолютное правдивое и естественное, но оно ничего никому не объясняет. Скорее всего так происходит и с обращением к вере в Бога, человек просто начинает верить и все тут: объяснить толком он не способен - почему и для чего верит. Многие укажут на желание " жить вечно с Богом " , но что это значит жить вечно с Богом? Зачем и для чего?

http://pravoslavie.ru/58754.html

Слово 28, гл. 51. 96 Пс. 72:17. 97 Гл. 14. 98 Лк. 17:11. 99 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 100 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 101 Пс. 50:21. 102 Деян. 3:6. 103 Мф. 25:3. 104 Пс. 38:4. 105 Ответ 115-й. 106 Ин. 5:3. 107 Ин. 13:18. 108 Ин. 15. 16. 109 То есть, по действию Божественной благодати. 110 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 111 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 112 Ис. 26:19. 113 Наставление 32. 114 Мф. 5:8. 115 Наставление 29. 116 Наставление 4. 117 Наставление 11. 118 Наставление 11. 119 Наставление 6. 120 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 121 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 122 Пс. 50:17. 123 Евр. 13:13. Доброт., ч. 4. 124 Ответ 177. 125 Мф. 22:12, 13. 126 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 127 Лествица, Слово 28, гл. 64. 128 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11. 129 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, — ответ 263. 130 Там же. 131 1 Тим. 2:4. 132 Лк. 12:44. 133 Ис. 6:7. 134 Притч. 3:34. 135 Ответ 111. 136 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5.//Доброт., ч. 2. 137 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца.//Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы.//Доброт., ч. 1. 138 Слово 28, гл. 45. 139 Доброт., ч. 1. 140 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 141 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 142 Лествица, Слово 28, гл. 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Схолия: “Он говорит, что ум есть орган (organon) мудрости, разум — ведения, удостоверенность, соответствующая уму и разуму — веры, образовавшейся соразмерно им (hkat amfwplhroforia, thqkat amfwsunistam)enhqpistewq), а соответствующее естеству человеколюбие — даров исцелений. Ибо всякий Божий дар имеет в нас необходимый и пригодный для восприятия его орган, словно некую силу и расположение [души] (di)ayesin). Например, соделавший свой ум чистым от всякого плотского мечтания воспринимает мудрость; поставивший свой разум владыкой над страстями (я имею в виду ярость и похоть) воспринимает ведение; обладающий в уме и разуме непоколебимой удостоверенностью относительно Божественного воспринимает веру, которая может все; успешно осуществляющий на деле присущее нам по естеству человеколюбие и совершенно отринувший себялюбие получает дары исцелений”. Однако человек не в силах стяжать какой-либо из перечисленных даров только посредством одной своей естественной способности без Божией Силы, сообщающей [эти благодатные дары] 10 . Это с безусловной очевидностью являют все святые, взыскующие после откровения Божественных [таин] и смыслы открытого им. Ведь Авраам, восприняв обетование о наследовании указанной ему земли, когда Бог сказал ему: “Аз есмь Бог изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати” (Быт 15:7) 11 , не довольствовался тем, что искал, выйдя из земли халдейской, но, преисполненный жажды знания, старался постигнуть и способ наследования, вопрошая Бога: “Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам?” (Быт 15:8) 12 . И Моисей, постигнув силу знамений и чудес, старался быть наученным относительно способов и смыслов, согласно которым должно было удостовериться в дарованных ему знамениях 13 . Как изрекает великий Давид: “Положи в них словеса знамений Своих, и чудес Своих в земли Хамове” (Пс 104:27) 14 . А о себе он речет, взывая к Богу: “Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего” (Пс 118:18) и “Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим” (Пс 118:105) 15 . Также Даниил, “муж желаний” (Дан 10:11) и божественных видений, взыскуя смыслы которых он провел без пищи три седмицы дней (Дан 10:2–3) 16 , услышал глас Ангела, глаголющего другому Ангелу: “Скажи видение оному” (Дан 8:16) 17 . И великий пророк Захария на протяжении всего пророчества обращается к беседующему с ним Ангелу, являющему ему видения и научающему относительно смыслов видений, говоря: “Аз покажу ти, что суть сия” (Зах 1:9).

http://pravmir.ru/voprosootvetyi-k-falas...

И пока человек молится к Богу со слезами и умилением, в тот самый час вдруг внезапно вскипает в сердце его источник, изливающий услаждение, тело его расслабляется, закрываются глаза, лицо поникает к земле, и помышления его изменяются, так что не может он сделать поклона от радости, возбуждающейся во всем теле его. Обрати внимание, человек, на то, что читаешь. Ибо если ты не будешь подвизаться, то не обретешь, и если не будешь с горячностью стучать в двери и непрестанно пребывать при них в бдении, то не будешь услышан ( 55, 288–289 ). Когда приблизится время воскреснуть в тебе духовному человеку, тогда возбуждается в тебе омертвение для всего, возгорается радость в душе твоей, не уподобляющейся тварям, и помыслы твои заключаются внутри тебя тою сладостью, какая в сердце твоем ( 55, 403 ). Бывает смирение по страху Божию, и бывает смирение из любви к Богу. Иной смирен по страху Божию, другой смирен по радости, а смиренного по радости сопровождают великая простота, сердце возрастающее и неудержимое. Преподобный Исаак Сирин ( 55, 412 ). Истинная радость христиан состоит в Боге. Это их сокровище, утешение, радость и увеселение. Они тому радоваться должны, что веруют и работают Богу не такому, каковы были и есть боги языческие, бездушные, глухие, немые, слепые, «серебро и золото, дело рук человеческих» ( Пс. 113, 12–15 ), но работают Богу живому, бессмертному, присносущному, премудрому, всемогущему, все в руке Своей содержащему, о всех промышляющему, благому и милостивому Создателю и Промыслителю своему. Об этом радоваться велит им Дух Святой: «Радуйтесь, праведные, о Господе» ( Пс. 32, 1 ) и через апостола повелевает всегда радоваться: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» ( Флп. 4, 4 ) ( 104, 1572 ). Не может там не быть радости, где любовь, ибо любовь порождает радость, а «Бог есть любовь» ( 1Ин. 4, 8, 16 ); и потому где Бог со Своею благодатью, там и радость. А поскольку это сокровище, радость духовную, имеют внутри себя и всегда и везде носят ее в себе, то ничто ее отнять не может: ни счастье и несчастье мира сего, ни честь, ни бесчестие, ни богатство, ни нищета, ни болезнь, ни раны, ни скорбь, ни узы, ни темницы, ни сама смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Проповеди святителя Григория, посвященные церковным праздникам, отличаются исключительным богатством богословского содержания. Однако в настоящей статье мы не будем разбирать их с точки зрения догматической значимости. Мы лишь сделаем попытку рассмотреть учение святителя Григория о церковном празднике как таинстве приобщения человека к реальности иного мира, как средстве восхождения к Богу. Мы также рассмотрим его учение о христианском таинстве, а именно о таинстве крещения, изложенное им по случаю праздника Крещения Господня. Праздник Воссоздания Проповедь святителя Григория на Рождество Христово (Слово 38-е) открывает цикл из четырех праздничных Слов, произнесенных в Константинополе в 379–380 гг. (Слова 38–41). Проповедь начинается торжественной поэтической декламацией с обильными вкраплениями библейских цитат и аллюзий: Христос рождается — славьте! Христос с небес — встречайте! Христос на земле — возноситесь! Воспойте Господу, вся земля (Пс 95:1). И, чтобы сказать обоим вместе: Да веселятся небеса и да торжествует земля (Пс 95:11) — ради “Небесного”, потом “земного”! (ср. 1 Кор 15:47). Христос во плоти — с трепетом и радостью возвеселитесь: с трепетом из-за греха, с радостью из-за надежды. Христос от Девы: женщины, храните девство, чтобы вам стать матерями Христа!.. Народ, сидящий во тьме незнания, да увидит великий свет знания! (ср. Ис 9:2). Древнее прошло, теперь все новое! (2 Кор 5:17). Буква отступает, дух преобладает, тени убегают, истина приходит вместо них (ср. 2 Кор 3:6 и Рим 13:12). Мелхиседек приходит — рожденный без матери рождается без отца (ср. Евр 7:3): в первый раз без матери, во второй раз без отца. Законы природы нарушаются Иоанн пусть возгласит: Приготовьте путь Господу (Мф 3:3). А я возглашу силу дня: Бесплотный воплощается, Слово облекается плотью, Невидимый видится, Неосязаемый осязается, Вневременный получает начало, Сын Божий становится сыном человеческим… (Сл. 38,1,1–2,18; SC 358,104–106=1.522). Пользуясь риторическим приемом противопоставления, свя­­­титель Григорий подчеркивает парадоксальный, таинственный и чудесный характер Боговоплощения. Всякое событие библейской истории есть чудо; вспоминая это событие, мы прикасаемся к чуду. В Рождестве Христовом происходит чудо встречи Божества с человечеством, Небесного человека-Христа с земным человеком-Адамом, а значит — и встречи каждого из нас с Богом воплотившимся. Празднуя Рождество Христово, мы узнаем Бога, Который вышел нам навстречу, прошел весь путь от Своего величия до нашего ничтожества, стал одним из нас. Поэтому и мы призываемся выйти навстречу Христу, вознестись умом от земли на небо. Путь Бога к человеку и человека к Богу, пришествие Бога на землю и восхождение человека на небо — главная тема рождественской проповеди святителя Григория:

http://pravmir.ru/prazdnik-kak-tainstvo/

Чтобы творить людей лучшими в нравственном отношении, чтобы зло истреблять и давать расти одному добру, о сем всемерно пекутся и все владыки земные, коим вручено то или другое царство человеческое. Вследствие сего, сколько всюду существует законоположений, уставов и учреждений противу людей порочных, для обуздания их и для исправления! Сколько родов наказаний, взысканий и преследований к отмщению им! А для поощрения к добру, сколько наград, почестей, похвал, венцов и других отличий и украшений! Все это хорошо, прекрасно и для достижения цели желаемой преполезно. Однако ж не сильно там, где люди не водятся страхом Господним, и где оный изгнан из душ и сердец. В том да удостоверят вас, слушатели, собственное каждого рассуждение и поучения премудрых, например, Еклезиаста, который пишет: творити книги многи несть конца; и учение многое труд плоти. Конец слова. Бога бойся и заповеди Его храни: яко сие всяк человек, т. е. в этом состоит вся сущность и совершенство человека ( Еккл.12:13 ). С обязанностию бояться Бога рядом поставил Св. Апостол Петр и обязанность почитать Царя. Не говорит: Бога бойтеся, и отца своего и матерь чтите; хотя и сие не несовместно было бы оному. Но говорит: Царя чтите. И основательно. Устами своего Пророка не вещает ли Сам Бог: Бог ста в сонме Богов, посреде же Бог рассудит ( Пс.81:1 .)? Богами здесь называются земные цари, особенно же рода и племени избранного и Богом благословенного, хотя и Кира, Царя Персидского, называл Бог помазанным своим, несмотря, что он был язычник и идолослужитель. И так, если Бог Сам ставит Себя в ряду царей и владык земных: то сколь непререкаем долг всякой твари, бояться Бога; не столько ли неминуем и долг всякого подданного, чтить своего Государя? Познаем, что есть царь. Царь хотя и от общего рождается естества; однако не простой он и не обыкновенный, как мы, человек. Что же? Христос Господень. Смотри во Пророцех, 1Цар.24:7 ; Помазанник Божий, к которому и прикасаться запрещено. Читай во псалмех Давидовых, Пс.104:15 . Слуга Божий, отмститель во гневе злое творящим, который того ради и меч носит. Внимай учению Апостольскому, Рим.13:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Rozano...

И других патриархов Бог называет «Своими пророками» ( Пс.104:14–15 ). Если пророки поэтому выступают как учители и руководители своего народа, то они высказывают не свои собственные убеждения и мысли, а то, что они слышали от Бога. Они и сами ясно сознавали, что через них говорит именно Бог . Поэтому-то у них часто встречается в их пророческих речах надписание: «Бог сказал». Бог влагал им в уста слова свои ( Иер.15:19–20 ), и они с уверенностью говорят о своем послании Богом ( 2Цар.23:2 ; Дан.2:27 ). К себе преимущественно поэтому они относят и название roeh – видящий, которое гораздо сильнее обозначает божественное происхождение пророческого вдохновения, чем другое слово – chozeh, которое иногда потреблялось и для обозначения пророков не в собственном смысле этого слова, которые были, можно сказать, людьми самообольщенными, полагавшими, будто через них говорит Бог ( Иез.13:2, 6 ). 1 Различные состояния вдохновения. Хотя все пророки свидетельствуют: «Господь говорил мне» или «так говорит Господь», однако между пророками было различие в отношении к пророческому самосознанию и в отношении Бога к ним. а) Особое место среди ветхозаветных пророков принадлежит пророку Моисею, с которым «Бог говорил устами к устам» ( Чис.12:8 ). Служение Моисея как законодателя, а также судии, священника, вождя и пророка также было необыкновенно высоко ( Втор.34:10 ). Он в нормальном, бодрственном состоянии получал откровения от Бога. Господь говорил с ним как друг с другом, прямо высказывая свои веления. Самуил также слышал ясную речь Бога, но не видел при этом никакого образа ( 1Цар.3 и сл.). Однако неприкрытой ничем славы Божией не видел и Моисей ( Исх.33:20, 23 ). б) Гораздо низшую форму вдохновения представляет собою то, когда Бог говорил пророкам в видении или во сне ( Чис.22:8–9 ). В состоянии видения, восхищения или экстаза дух человеческий возвышается над обыкновенными границами пространства и времени, над всей временной жизнью и живет душой в потустороннем мире или же переносится в даль будущего ( Деян.22:17 ; Откр.1:10 ). То, что он видит или слышит в этом состоянии, он может потом сообщить и другим, приведя все им слышанное в известный порядок и давши ему более или менее стройную форму,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кол. 1:15-17 стал важным текстом в последующих христологических спорах, он установил в качестве центральной догмы веру в субъектное действие Христа в творении. Прит. 8 также сыграл ключевую роль в дальнейшем формировании христологии . Все стороны восприняли как должное, что Премудрость в этой главе является превоплощенным Христом: дебаты, как правило, сосредотачивается на том, является ли Прит. 8:22 (иврит kanani =LXX ektisen; Vg possedit) доказательством того, что Христос был подчиненным, сотворенным существом. Ариане утверждали, что это так; а православные, напротив, отвергали это . Лишь немногие связали Премудрость/Христа в Прит. 8 с reshit/arche/principium Быт. 1:1 напрямую, хотя многие балансировали на грани создания этой связи. Ориген в трактате О Началах 1.2.1 отождествляет Христа с Премудростью из Прит. 8: Сначала мы должны выяснить, что такое Единородный Сын Божий, видя, что Его называют многими разными именами, в зависимости от обстоятельств и взглядов отдельных лиц. Ибо Его называют Премудростью, как говорит Соломон: «Господь сотворил меня началом своих путей и дел Его, прежде чем сотворил что-либо другое; Он основал меня до веков. В начале­, прежде чем Он образовал землю, прежде чем вывел фонтаны воды, прежде чем горы стали крепкими, пред всеми холмами, он привел меня» (LXX Прит. 8:22-25). Он также назван Первенцем, как сказал апостол: «Который является первенцем всякого творения» (Кол. 1:15). Первенец, однако, по своей природе не отличается от Премудрости, но оба они являются одним и тем же. Наконец, Апостол Павел говорит, что «Христос есть сила Божия и Божия Премудрость» (1 Кор. 1:24). В трактате О Началах 2.9.4 он называет Христа субъектом действия при творении мира, основываясь на послании Колоссянам, 1: Все, что было сотворено, было сотворено через Христа и во Христе, как ясно указывает Апостол Павел, говоря: «Ибо Им и в Нем все сотворено, будь то небесное или земное, видимое и невидимое, будь то престолы, господства, начальства или власти; все сотворено им и в Нем» (Кол. 1:16); и (...) в Евангелии Иоанн указывает то же самое, говоря: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог; оно было в начале у Бога; все было сделано Им; и без Него ничего не было» (Ин. 1:1-3); и (...) в Псалме также написано: «В Премудрости Ты сотворил их всех» (Пс. 104:24).

http://bogoslov.ru/article/6168474

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010