Царие земли – по изъяснению Деян.4:27 , пророк здесь разумеет Ирода и Понтийского Пилата. Но, а) если псалом объемлет царство Мессии во всех концах земли; б) царство, не ограничивающееся одним каким-либо народом, но всеми языками, следственно и веками; Пс.144:13 . в) пророк научает всех судящих земли повиноваться Царю: то изъяснение Апостола, приняв за средоточие, можно с пророком отселе возводить на всех царей Ветхозаветной церкви, и низводить по степеням веков на царей же до скончания мира, восстающих на Господа. И князи. По общему употреблению сего слова суть начальники, имеющие власть, в республиках правитель (ρχων), в иудейском народе старцы, занимающие место в великом Сенедрионе, так как Анна и Каиафа во время распятия Христова. В различных переводах можно видеть: сильные, вельмож, владыки и советники царей. Собрашася вкупе () производя от () тайна, или () основал, двоякое имеет значение. Но испытатели свойств еврейского языка совокупляют оное, и основание здания или храма ( Исх.45:2 ) твердое и глубокое, уподобляя тайному и глубокому совету, многими совещаниями утвержденному, прелагают: совещались вкупе. Поскольку тайный совет, как в здание основание, есть начальное расположение, на коем зиждутся прочие действия. Исполнение сего можно видеть в Евангелии, когда совещаемо было об отвержении Христа и учеников Его от сонмища ( Ин.9:22 ), желание умертвить Иисуса (11:47), и посрамлять Его вопросами ( Мк.12:31 ) так же в преграждении успехов Евангельской проповеди ( Деян.4:7 ). На Господа, – по ближайшему переводу, против Иеговы. Здесь Господь, в отношении к последующим словам, есть особенное лице от Иисуса Христа, Бог Отец, а потому советующиеся против Иеговы, вооружаются на Того, который есть верховное начало всех сущностей и тварей. И на Христа Его. Евр: против Мессии его. Название Мессии приписывается патриархам ( Пс.104:15 ), пророкам, так как Илия помазывал Елисея ( 3Цар.19:16 ) царям, как Саулу (12:3) и Киру ( Ис.45:1 ), первосвященникам, как Аарону ( Исх.29:7 ) и наконец сие имя усвоено единственному искупителю рода человеческого Иисусу, как пророку, царю и священнику, помазанному неземным елеем, но небесным, ( Пс.44:8 . Ис.61:1 ), коего прообразовали В.З. патриархи, пророки, цари и священники. Нет сомнения, что Давид в последнем значении употребил здесь сие слово; потому что Иегову соединяет с Мессиею, называет его сыном Иеговы, царем над языками и всею землею. См. еще Евр.1:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Общая идея иконографии «Н. К.» - прославление Пресв. Богородицы, послужившей великой тайне Боговоплощения. Одним из главных смысловых акцентов является также Божественное достоинство Младенца Христа. Младенец, сидящий на руках Матери, есть Сын Божий, Господь, владычествующий над ангелами, и Мессия, о Котором говорили пророки. Важное место в данной иконографии также занимают темы мироустройства и грядущего конца времен. Т. о., икона Божией Матери «Н. К.» является одним из типичных богословско-дидактических сюжетов, отличающихся широким охватом событий священной истории и подробным раскрытием темы Божественного домостроительства. Иконография «Н. К.» обладает большой вариативностью: ни одна из икон XVI в. не повторяет другую, они различаются как трактовкой ключевых элементов композиции, так и деталями. Основу изображения составляет образ Богоматери с Младенцем на фоне звезды, образованной 2 ромбами. Голова Пресв. Богородицы повернута к правому плечу, что связывает центральную часть композиции с окружающими изображениями. Типологически образ Божией Матери с Младенцем имеет в основе такие варианты «Одигитрии», как Тихвинская и Грузинская иконы Божией Матери. На большинстве икон мафорий Богоматери имеет традиц. вишневый цвет, но украшен облачным рисунком - так подчеркивается сравнение Богоматери с небом или облаком (напр., Ис 19. 1). На иконе из Ростова Великого мафорий синего цвета, по его краю идет текст: «Что Тя наречем, Обрадованная; небо, яко воссияла еси Солнце Правды» (эти слова из богородична 1-го часа часто можно встретить на иконах данного сюжета). Цвет мафория иногда близок к алому, при этом облачные мотивы получают более эффектное живописное решение, что расширяет круг возможных ассоциаций (напр., с такими прообразами, как огненный и облачный столп, указующий путь избранному народу (Исх 13. 21, Пс 77. 14, Пс 104. 39), или покрытая облаком и осененная славой Господней Синайская гора (Исх 24. 15-17) (см. иконы: 60-х гг. XVI в., КБМЗ; 1604-1605, ЕМИИ). На отдельных иконах в изображении мафория находит отражение сравнение Богоматери с горящей Купиной, так, напр., на иконе из Успенской ц. на Апухтинке 2-й пол. XVI в. (ГТГ) и на иконе XVII в. (АМИИ) мафорий имеет зеленый цвет, хотя и сохраняет волнистый облачный рисунок; кроме того, на 1-й иконе на мафории показаны язычки огня.

http://pravenc.ru/text/2564944.html

Ст. 14. 15. Зане сице глаголет Господь Вседержитель. якоже помыслих озлобити, внегда прогневаша Мя отцы ваши, Глаголет Господь Вседержитель, и не раскаяхся: тако уставих, и умыслих во дни сия добро сотворити Иерусалиму и дому Иудову: дерзайте. И из сих слов опять даёт возможность уразуметь, что ничто не может противиться определениям божественным; ибо что Бог определил —104— и решился исполнить, то непременно и совершится. Так и устами Исаии говорит, открывая всемогущество (Своего естества: весь совет мой станет, и вся елика совещах, сотворю ( Пс.46:10 ). Итак, из того, что пришлось им пострадать вследствие устремлённого против них божественного гнева, из этого самого можно весьма ясно уразуметь, что пред ними открыт широкий путь к благополучию, так как Он хочет и допускает возможность благоденствия и по человеколюбию Своему стремится к тому, чтоб они пользовались всяким благом. Как ничто, говорит, не могло воспрепятствовать Мне в исполнении Моего желания подвергнуть вас бедствию за многие грехи; так не будет никакого препятствия для Меня, когда пожелаю оказать благость и решу явить милосердие к достаточно пострадавшим, Уставих добро сотворити Иерусалиму и дому Иудину: речь очень выразительная, ибо не сказал только, что вознамерился и умыслих 16 , но пришёл к такому настроению и благорасположению по отношению к вам, что уже и уставих 17 ; а это служит явным указанием на решительное намерение. Потом удостоверяет в истине обещания, присовокупляя: дерзайте. Так и нас, призванных чрез веру, Христос удостоверяет относительно познания истины. Как до призвания впадших во всякий вид нечистоты предал в неискусен ум ( Рим.1:28 ); так и во дни сия умыслил и уставил, как он говорит, добро сотворити —105— церкви и дому Иудову, то есть нам, исповедующим и прославляющим Его, как Господа, как Спасителя и Искупителя; ибо Иуда толкуется похвала. Под домом же Иудовым можно разуметь церковь и в ином смысле; она названа домом Христа, Который произошёл от Иуды: так она названа и в богодухновенном Писании. Посему патриарх Иаков так упомянул о нём, говоря: Иудо, тебе похвалят братие твоя ( Быт.49:8 ), и опять: от леторасли сыне мой возшел ecu ( Быт.49:9 ); ибо и Христос взошёл от корня Иессея и как бы от молодого ростка святой Девы ветвь и жезл силы, по слову Пророка ( Пс.109:2 ). Посему и нам, и весьма справедливо, говорится: дерзайте; ибо Отец чрез Христа оружием благоволения – спасением и благодатью венчал есть нас.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Чистые сердцем» ( katharoi t е kardia , где дательный падеж te kardia имеет то же значение, что и to pneumati в ст. 3). Это блаженство также имеет соответствие в Псалтири, где оно связано с чистотой, требуемой для вхождения в храм и созерцания лица Божия ( bar levav : Пс. 24:3 сл.; ср. 51:12; 73:1). Чистота сердца — это простота, делающая прозрачным взгляд (Мф. 6:22). Противоположность сердцу «чистому» — сердце «разделенное» (Ср. Иак. 4:8: «Исправьте сердца, двоедушные»). То, что препятствует сердцу быть единым — злое побуждение. «Отымите злое побуждение от вашего сердца — и божественное присутствие будет немедленно обращено к вам» ( Таргум на Лев. 9:6). Новый Завет утверждает как и то, что святость — условие для созерцания Бога (Евр. 12:14, как в Пс. 24), так и то, что созерцание Бога производит в нас святость и подобие Ему (1 Ин. 3:2). «Миротворцы» ( eirenopoioi , лат. pacifici ). И этому ветхозаветному выражению (Ис. 27:5) мы также находим некоторые соответствия в Новом Завете (Иак. 3:18; ср. с Еф. 2:14 сл.; Кол. 1:20). «Нарекутся» — значит будут на самом деле «сынами Божиими» и как таковые будут признаны. «Быть названным, нареченным» — гебраизм, означающий «быть», «становиться» (ср. Мф. 5:19), хорошо объясненный Иоанном: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими!» (1 Ин. 3:1). Усыновление или, скажем, «призвание» быть детьми — наиболее важная привилегия Израиля: «Дорогие израильтяне, названные сынами Божиими» (РА III, 17; ср. Рим. 8:23. 9:4). А в Сифре на Числ. 6:26 говорится, что «Творящий мир — сын грядущего мира». «Изгнанные». Матфей добавляет к «правды ради» следующий стих, где сказано «ради Меня». Это говорит о том, что правда имеет мессианский характер. Согласно отцам, блаженства — словно ступени некоей лестницы, и ступень самая высокая — мученичество. Перевод с итальянского выполнил игумен Арсений (Соколов). [Оригинал: Mello А . Evangelo secondo Matteo. Bose, 1995. C. 104-109]. Комментарии ( 8): Александр Жабенко 15 июля 2010г. 18:26

http://bogoslov.ru/article/933573

А чему удивляться - кпсс у нас нет, а коммунисты есть, мавзолей с трупом на Красной площади, ссср нет - гимн остался, трехцветный флаг тот, что над кремлем развевается - опять обман, это не государственный флаг Российской империи, а торгового императорского флота - для нашего времени очень символично - всё на продажу. И на фоне несовместимых понятий, нехватает только демократического царя - как вишенку на торт. P.S. Вам Михаил советую прочитать рассказ " Дневник " , автор иеромонах Роман Кропотов. (найдёте в интернете, поисковик) Описываемая история, как один из воможных вариантов грядущих событий. С уважением Православный 2017/09/17, 19:42:34 Почему же не отложить решение этого вопроса до лучших времен, когда и закон о защите чувств верующих на людях будет лучше отработан и интернет будет под полным контролем.Тогда Николаю II можно будет приписать самые благостные святости и пускай хоть слово кто-то скажет против. михаил 2017/09/15, 13:31:56 проблема , где взять и как легитимно поставить царя. В Великобритании и Японии почитают живых монархов, как образ идеальной семьи. А в России или опять из-за границы приглашать или делать святых,как натюрморт. Красиво но... михаил 2017/09/15, 01:13:38 Дорогой Валериан! Вы пишете: " суета .Господь все дела управит " . Господь, то управит! А кем являетесь Вы - соработником, воином Христовым или посторонним наблюдателем? Подумайте на досуге. С уважением Православный 2017/09/15, 00:03:46 «Не трогайте помазанников Моих. и пророкам Моим не делайте зла». (Пс.104:15, 1Пар.16:22, 3Цар.19:16) Помазанниками в иудейской традиции называли пророков, царей и первосвященников. Помазание святым елеем было знаком того, что данный человек избран Богом для служения народу или для посредничества между людьми и Богом. «Не прикасайтесь к Помазанным Моим» - заповедано нам Самим Творцом (1 Пар.16: 22). Если кто (клирик ли, мирянин ли) после прославления в лике святых продолжает хулить Царя, то сугубый грех имеет. Нам верным православным христианам дано право отвергать ВСЯКУЮ хулу на Святых Царственных Мучеников - от кого бы она ни исходила: от иерархов ли, священников ли, мирян ли, нехристиан ли. Они идут против Воли Божией. Нам, грешным, остаётся только скорбеть о них. О том будем и молиться, чтобы Господь по милости Своей умудрил тех, кто еще остается хулителем святаго мученика Царя Николая.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2664

Царство есть существенная составляющая в деле Божественного Домостроительства. Сказано: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2: 17); и еще: «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду» (Прит. 8: 15). Самодержавие установлено по Божиему соизволению. Сказано в Законе Божием: «Поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе» (Втор. 17: 15). Есть границы ответственности по отношению к принципам незыблемости монархической власти. Сказано: «Не прикасайтесь к помазанным Моим… не делайте зла» (Пс. 104: 15). Церковь призвана Богом освящать и преображать национальные, экономические и внутрисемейные начала жизни Церковь есть наиболее значимая граница ответственности, очерченная рукою Бога. Церковь, наряду с семьею и личностью , есть тоже Школа Любви – Высшая Школа Любви. Церковь не знает территориальных, социальных и расовых границ: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 26–28). Но свобода бытия, дарованная нам в Церкви, не есть начало космополитизма, социального коммунизма и эмансипации. Церковь призвана Богом освящать и преображать национальные, экономические и внутрисемейные начала жизни для их более активного участия в деле созидания Царства Божия «и на земле, как на Небе» (Мф. 6: 10). Но при всем этом совершенно очевидно, что ради Христа всё можно почесть тщетою , ради превосходства во Христе и со Христом (Флп. 3: 7), ибо «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Кор. 15: 50). Христианин должен всегда чувствовать и осознавать свою причастность к Церкви. Сказано: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10: 25).

http://pravoslavie.ru/94102.html

В католичестве мы видим церковь омирщенную, оматериализованную с соответствующего духа пастырским институтом, с иерархией и клиром, опьяненными властью. Таким образом, в протестантстве пастор получает все от общины; в католичестве община не имеет права на волеизъявление в деле поставления пастыря; в Православной Церкви в возложении пастырского служения принимает участие и община, и иерархическая власть. Слово Божие и история Церкви подтверждают правоту Православной Церкви. Пастыреначальник Господь Иисус Христос выступил на пастырское служение по предвечному избранию его на это дело: «Вот иду; в свитке книжном написано о Мне: Я желаю исполнить волю Твою», – говорит пророк от Его имени ( Пс.39:8–9 ) 104 . Апостолы были избраны Христом. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плоды», – говорит им Спаситель ( Ин.15:16 ). Иначе, конечно, и быть не могло, ибо тогда Церковь еще только основывалась, верующих, просвещенных Св. Духом, еще не было и Сам Законоположник еще был на земле. Но после вознесения Христа Спасителя в избрании кандидатов на пастырское служение уже участвуют все верующие. На место предавшего Спасителя ап. Иуды ап. Матфея избирают не одни Апостолы, а и все собрание – около ста двадцати человек ( Деян.1:16 ). Савла и Варнаву избирают и посылают на проповедь пророки и учители Антиохийской церкви ( Деян.13:1–3 ). Вообще надо заметить, что участие верующих апостольского века в делах Церкви было весьма сильно. «Церковное управление апостольского века, – говорит русский канонист, проф. Заозерский, – было открытым, публичным. Трудно, едва ли даже возможно, – замечает он, – отыскать в действиях Апостолов какой-либо намек на то, чтобы они когда-либо действовали секретно от верующих, предпринимали какие-либо меры, не посоветовавшись предварительно со всею церковью данного места. Напротив, в Деяниях Апостольских находится множество свидетельств в пользу того, что они раскрывали перед всем множеством свои планы и осуществляли их по совещании с ним и при содействии его».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Вице-адмирал А.И. Непенин пал первой из высших военачальников жертвой революции, в которую он сам оказался вовлечен, высказавшись в телеграмме, направленной в ставку, за отречение Николая II: 4 марта 1917 года он был убит выстрелом в спину в Гельсингфорсе (Хельсинки) по пути на революционный митинг, куда его принудили идти пьяные матросы – «краса и гордость революции», по выражению Троцкого. Генерал-майор А.М. Крымов, поддержав Корнилова, в ту пору верховного главнокомандующего, в его провальном выступлении, покончил с собой 31 августа 1917 года, выйдя из кабинета премьер-министра А.Ф. Керенского, который подверг его унизительному допросу по делу о «корниловском мятеже». Сам же генерал от инфантерии Л.Г. Корнилов был убит 31 марта (13 апреля) 1918 года при штурме Екатеринодара войсками Добровольческой армии, которой он тогда командовал. Адмирал А.В. Колчак, провозгласивший себя Верховным правителем России, потерпев поражение в гражданской войне с большевиками, был выдан командованием Чехословацкого корпуса местным властям и по постановлению Иркутского военно-революционного комитета расстрелян 7 февраля 1920 года. Генерал от инфантерии Н.В. Рузский, находясь в отставке, жил в Пятигорске. После занятия города Красной армией он был взят в заложники и расстрелян 19 октября 1918 года. Генерал от инфантерии А.Е. Эверт в первый раз был арестован в Москве 14 февраля 1918 года. В заключении он находился недолго, но 20 сентября, вскоре после объявления «красного террора», его арестовали вновь и содержали в тюрьме в Можайске. 12 ноября 1918 года он был убит при этапировании из Можайска в Москву – согласно официальному объявлению, «при попытке к бегству». Генерал от кавалерии В.В. Сахаров был расстрелян «зелеными» бандитами в Крыму в Карасубазаре (ныне Белогорск) в августе 1920 года. Не прикасайтеся помазанным Моим (Пс. 104: 15), – сказал Господь, предостерегая дерзающих посягать на власть богопоставленных правителей. Трагическая участь посягнувших на законную власть, а потом и на жизнь святого Императора Николая II – одно из свидетельств непреложности этой заповеди.

http://pravoslavie.ru/122446.html

Знамения происходят не случайно, но промыслительно совершаются по воле Божией; они даются для вразумления и научения. Вникнем же в смысл этих трех знамений нашего времени и поучимся. Первое из них, открывшееся в чудесном спасении царственной семьи от неминуемой смерти, не знаменует ли той божественной истины, в наш век неверия оспариваемой некоторыми, что цари вообще, а наши Благочестивейшие в особенности, суть помазанники и избранники Божии, что они находятся под особенным покровом Божиим? В наше время посягательства на жизнь царей и правителей народных этим чудом повторяется давний урок, некоторыми забываемый, изреченный Богом чрез пророка, «не прикасайтеся к помазанным Моим» ( Пс.104:15 ). Чрез него, как бы, так говорит Господь: вот Я чудесно спасаю царя и род его, да не дерзнет рука человеческая богоборно коснуться сего помазанного Моего. Второе чудо – открытие цельбоносных и нетленных мощей святителя Феодосия Углицкого не напоминает ли забытый некоторыми другой урок о том, что дивен Бог во святых Своих, что святые суть други Божии, непочтение к ним – есть оскорбление прославляющего их Бога. Этот урок для тех неправоверующих, которые отвергают догмат Церкви о почитании святых. Он свидетельствует также и о той истине, что наша Православная Церковь есть Церковь истинствующая, богоблагодатная и спасительная; что пастыри Церкви и совершаемые ими таинства и священнодействия суть действительно то, чем они признаются Церковью , т.е. богоучрежденным церковным чиноначалием, сонмом совершителей таин и раздаятелей благодати Божией. И опять, не урок ли здесь для тех, кто хочет угождать Богу без Церкви, спасаться без спасительных таинств, получать спасительную благодать без богоучрежденных раздаятелей ее и совершителей таин Божиих – без истинных пастырей, с одними самозванными лжепастырями и похитителями недарованного им, или же с именуемыми пастырями, избранными только от людей, но священнодейственно и законно не рукоположенными. Третье знамение – чрез святую икону Знамения Пресвятой Богородицы не поучает ли нас тому, что не суетна вера народа православного, чтущего благоговейно святые иконы, что честь, воздаваемая иконам, относится к тому, кто изображается на них, что богохульствуют те, кто дерзает называть святые иконы идолами, и что справедливо Святая Церковь отлучает их от своего общения; что напрасно некоторые стыдятся иметь в своих домах святые иконы и поставлять их на почетных местах; напрасно они небрегут или стыдятся возжигать пред ними лампады; напрасно некоторые, стыда ради человеческого, заменили иконы больших размеров, как бывало в старину, малыми, едва для глаза приметными, поставляемыми где-то далеко, там, где не легко может отыскать их глаз, привыкший видеть святую икону на видном и почетном месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

" Не случайно обе величайшие русские смуты (начала XVII-ro и начала XX веков) связаны с цареубийством. В первом случае обезумевшая толпа, обманутая самозванцем, вломилась в Кремль, предав законного Государя, сына Бориса Годунова Феодора Борисовича с матерью в руки безсовестных убийц, во втором - у Императора Николая II насилием и ложью было вырвано отречение от Престола, в результате которого полтора года спустя вся Августейшая Семья пала жертвой убийц-изуверов... История Православной Руси в ее высшем, духовном проявлении служит как бы органическим продолжением Священной Истории Нового Завета. Фигура Помазанника БОЖИЯ, Русского Православного Царя есть с этой точки зрения видимый символ признания русским обществом своего промыслительного предназначения, живая печать Завета, олицетворение главенства в русской жизни Заповедей БОЖИИХ над законами человеческими. Отсюда, кстати, и Самодержавный характер Царской Власти - не земной, но Небесной, по слову Писания: Сердце Царя - в руце ГОСПОДА... Куда захочет, ОН направляет Его (Притчи 21: 1). Собственно, цареубийство в духовном понимании есть бунт против БОГА, вызов ЕГО Промыслу, богоборческий порыв сатанинских, темных сил. Грозен глагол БОЖИЙ, предостерегающий дерзких и неразумных: Не прикасайтесь к помазанным МОИМ (Пс. 104: 15). Вольно или невольно, сознательно или несознательно весь народ соучаствует в цареубийстве хотя бы тем, что попускает его, не стремясь загладить страшный грех богоотвержения покаянием и исправлением. И лишь затем, ввергнутый в пучину нестроений и мятежей, в страданиях и скорбях сознает, наконец, свою ошибку. В начале XVII столетия на это потребовалось восемь лет. В ХХ веке - на исходе уже восьмое десятилетие смуты... Смута начала XVII века дает нам хрестоматийный пример того, как народные нестроения и мятежи, омраченные цареубийством, едва не ввергли страну в окончательное и полное разорение, поставив ее на грань гибели и иноземного порабощения. Затем осознанное соборное покаяние в совокупности с соборным же действом по воссозданию державных устоев России - возродили ее буквально из пепла, на три столетия придав государству крепость и величие, о которых, казалось, обезсиленная Русь не могла и мечтать. Возникающие при рассмотрении тех давних событий многочисленные исторические и духовные, нравственно-религиозные параллели могут многое прояснить нам в нынешних проблемах страны... " 4

http://ruskline.ru/analitika/2007/06/04/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010