Особенно щедрыми были императоры по отношению к епископам. Воспрещено было гражданской власти, между прочим, приглашать епископов на суд, почитать их подсудными своему суду, а тем менее подвергать их наказаниям. Оскорбление же, случайно нанесенное епископу со стороны гражданской власти, считалось уже оскорблением самой церкви, причем виновник подвергаем был наказанию. И это более имело место, когда что-либо подобное позволял себе простой мирянин Различные эти предписания гражданской власти об иммунитете духовенства, в частности же епископов, и имеет в виду собор в настоящем своем правиле. Правило это напоминает и божественные законы. Князю людей твоих да не речеши зла (Деян.23:5; Ап. прав. 55); а о значении епископа в церкви и вообще в христианском обществе мы уже на нескольких местах этого издания упоминали (I, 45, 94, 129, 221 и т. д.). О почитании, которое каждый обязан оказывать епископу, Игнатий Богоносец пишет: " Почитай Бога и епископа. Кто почитает епископа, тот будет почтен и от Бога; кто скрытно что-нибудь делает епископу, тот диаволу служит " На основании существующих предписаний государственной власти и учения церкви, собор издал настоящее правило, причем предает анафеме (ανθεμα στω) всякого, кто осмелится бить (τψαι, verberare) или заключить в темницу (φυλκισαι in custodiam tradere) епископа Наказание страшное, ибо виновник не только отлучается от церкви, а и от самого Бога (χεχωρισμνος στω του Θεοδ) и становится уделом диавола (προσκληρουται τω διαβλφ) И это наказание вполне заслуженно, ибо если государственные законы считают неприкосновенными (inviolabiles) земных князей, то как не считать таковыми священных лиц, имеющих посвящение, от Бога исходящее, и отличающихся от всех прочих людей святым призванием и назначением своим? Священники. и особенно епископы, суть святые лица, о которых псалмопевец говорит: не прикасайтеся помазанным моим (Пс.104:15), а также пророк: касаяйся вас, яко касаяйся в зеницу ока Его (Зах.2:8), и кара Божия неумолимо постигнет всякого, кто осмелится коснуться слуги Божьего.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Почему антирусские силы и христоненавистники пытаются этого добиться? Дело в том, что «цареубийство в духовном понимании есть бунт против Бога, вызов Его Промыслу, богоборческий порыв сатанинских сил. Грозен глагол Божий, предостерегающий дерзких и неразумных: «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс. 104:15). Вольно или невольно, сознательно или несознательно весь народ соучаствует в цареубийстве хотя бы тем, что попускает его, не стремясь загладить страшный грех богоотвержения покаянием и исправлением. И лишь затем, ввергнутый в пучину нестроений и мятежей, в страданиях и скорбях сознаёт, наконец, свою ошибку. В начале 17 столетия на это потребовалось восемь лет. В ХХ веке - на исходе уже восьмое десятилетие смуты...» (Митр. Иоанн. Очерки.., с. 39). Продлить время смуты, втянув в неё новые поколения русских людей, укрепить их в мысли о невозможности и ненужности возврата к традициям монархического самодержавного устройства Российского государства и сохранить таким путём богоборческую власть и далее - вот в чём заключается задача рода бесовского. Ведь отвержение, убийство и непротивление убийству Помазанника Божия являет собой оскорбление Бога, установившего сей священный обряд помазания на царство ещё во времена Ветхого Завета. Сам Господь избирает Помазанников Своих, Сам, через угодников Божьих ставит их над народами и Сам помазывает их на царство. «Итак, слушайте, цари, и разумейте... От Господа дана вам держава, и сила - от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытывает намерения» (Прём. 6:1, 6:3). В Первой книге Царств повествуется о том, что начиная с Царя Саула обряд помазания, который совершался ранее только над священнослужителями, теперь совершается и над государями. «И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его и сказал: «Вот, Господь помазывает тебя в правители наследия Своего [в Израиле, и ты будешь царствовать над народом Господним...]» (1 Цар. 10:1). Перенесённый через тысячелетия на русскую почву обряд помазания на царство проводился при коронации Русского Монарха Русской Православной Церковью. Таким образом, с одной стороны, говоря современным языком, происходила легитимация Наследника как представителя царственного рода, получившего свою власть от Бога. С другой стороны, в Таинстве миропомазания вновь подтверждалась и закреплялась полнота симфонии властей. Несомненно, что мистическую природу богоборческого акта по отвержению Помазанника Божия, Его убийству и непротивлению Его убийству понимают те, кто убил Царя, и отец которых, по словам Спасителя, был дьявол (Ин. 8:44).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Примечателен в связи с этим приезд в Киев наркома просвещения Луначарского. С большой помпой по городу было объявлено об атеистической дискуссии наркома со священником Александром Вишняковым. Послушать признанно лучшего оратора советской власти собрался полный зал. В интеллектуальном бою сошлись две непримиримые силы. Но Бог поругаем не бывает. Мощная эрудиция отца Александра, его глубокая вера, блестящий талант красноречия наголову разбивают бесовскую доктрину глашатая безбожной власти. Нарком остается посрамленным. И призва глад на землю, всяко утвержение хлебное сотры. Пс 104:16 Упоение большевиков от успехов победившей диктатуры советской власти омрачается постигшим страну бедствием: в 1921–1922 гг. в России разразился голод. Патриарх Тихон издает воззвание, в котором призывает церковно-приходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения в помощь голодающим. Церковь всячески старается помочь бедствующему народу, однако власть демагогически обвиняет ее в глухоте к народным страданиям, а 19 марта 1922 г. Ленин пишет секретное письмо: “…мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли это в течение нескольких десятилетий Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше” 4 . Гонения на Церковь, на ее служителей приобретают тотальный характер. Арестовываются тысячи священников и православных мирян. В Киеве закрываются церкви. В Троицком храме сократили время служб. Отца Александра с семьей (женой и двумя детьми, младшему из которых не было и года) выгоняют из церковного дома на улицу. В паспорте ставят штамп: “служитель культа”. Это было равносильно предупреждению: Осторожно, прокаженный. Как “внеклассовый элемент” ни батюшка, ни его жена не имеют права на работу. На квартире, которую снял отец Александр, производятся бесконечные обыски. По ночам врывается милиция, ищут непонятно что, вымогают деньги, грабят, глумятся над семьей, а напоследок забирают отца Александра с собой и держат в подвалах НКВД по 10–15 дней. Там он подвергается издевательствам и побоям не только со стороны садистов-следователей, но и со стороны уголовников.

http://pravmir.ru/arhimandrit-aleksandr-...

Сейчас мир колеблется над бездной, дрожит от страха перед пандемиями, землетрясениями, войнами. Святитель Иоанн писал, что восстановленная Россия нужна всему миру, от которого отошел дух жизни, что мир будет спасен, когда Россия вновь восстанет, твердо веря в слова Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его и вся сия приложатся вам». Он считал, что Россия восстанет, когда полюбит православную веру, ее праведников и исповедников, всех святых, в земле Российской просиявших, которые живы в Божием Царстве. По поручению владыки Антония будущий святитель Иоанн подготовил доклад о том, насколько закон о престолонаследии в России соответствует духу русского народа и его историческим традициям. Теперь, когда мы молимся о даровании истинного покаяния и мира народам России и Украины, нужно помнить слова Иоанна Чудотворца о том, что Россия восстанет, когда всенародно покается в цареубийстве. Божия правда о Царе-мученике - В изданной вами книге «Судьба человека и история человечества. По трудам Святителя Иоанна Шанхайского, Западно-Европейского и Сан-Францисского Чудотворца» есть очень важный раздел «Божия правда о Царе-мученике». - Чтобы правильно донести смысл этого раздела, нужно близко к тексту пересказать проповедь святителя Иоанна, в которой он напоминает важные слова: «Не прикасайтеся помазанным Моим» (Пс. 104, 15). Владыка сравнивает убийство святого Царя Николая II, который был образцом благочестия и полной преданности воле Божией, с убийством другого Помазанника Господа – отступившего от Бога Саула, сделавшего много зла и оставленного за это Богом. Сейчас мы продолжаем испытывать на себе Божью кару за убийство святой семьи православного Помазанника Божия. Оно намного тяжелее и греховнее убийства Саула, потому что вместе с родителями были убиты ни в чем не повинные дети, говорит владыка Иоанн. Такие преступления вопиют к Небу. Бог не мог оставить без наказания народ, который безмолвствовал, когда убили невинного Царя и его беззащитную семью. Мы до сих пор страдаем, так как не осознали до конца свой грех и не покаялись в нем. А ведь, по словам святителя Иоанна, Божия Правда требует от нас покаяния перед памятью Царя-Мученика. Его терпение напоминало терпение праведного Иова Многострадального, в день памяти которого Царь родился. Испытания и страдания семьи Николая II очистили их, как золото в горниле. Если величайшее преступление, совершенное в отношении святых Царственных мучеников, будет заглажено их горячим почитанием и истинным прославлением их подвига, эти небесные защитники Святой Руси спасут обагренную их кровью Русскую землю.

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/29/...

Что касается церковной иерархии. Она была установлена ещё в Древнем Израиле, поэтому вопрос «все ли Апостолы? все ли пророки? все ли учители? все ли чудотворцы?» ( 1Кор. 12:29 ) у первохристиан не вызывал недоумения – все знали и не подвергали сомнению следующее: «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершенствованию святых, на дело служения, для созидания тела Христова» ( Еф. 4:11-12 ). Отметим: для созидания, а не расчленения тела Христова! Со стороны неапостольских церквей мы слышим: за две тысячи лет учение Церкови первых христиан было искажено и, потому, дескать, потребовались новые церкви, которые не запятнаны грехами. Особенно подобные утверждения характерны для неохаризматических общин, возникших в конце 20-го – начале 21-го веков. Что можно ответить подобным ревнителям благочестия? Во-первых, Церковь – непорочное Тело Христово ( Кол.1:24 ; Еф.5:27 ), грехи совершают её отдельные представители. Во-вторых, самым весомым аргументом в этом споре служит Родословие Господа нашего Иисуса Христа – и до, и после царя Давида в нём были и грешники, и нечестивые цари. Даже наимудрейший Соломон поддался страстям, взял жен иноплеменнических и «…жёны его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его» ( 3Цар. 11:4 ). Из Писания нам также известно, что первым пастырем, согрешившим пред Богом, был ни кто иной, как первосвященник Аарон: по просьбе народа он собрал золотые украшения, отлил из них тельца и соорудил жертвенник для поклонения идолу ( Исх. 32:2-5 ). Грешили и Апостолы Христовой Церкви, ведь нет человека, который поживёт и не согрешит ( 3Цар.8:46 ; 2Пар.6:36 ; Еккл.7:20 ). Поэтому законно поставленное священство не зависит от соотношения числа грешных или благочестивых людей, но определяется апостольским преемством. Священники – это люди из нашего человеческого общества, а не поставленные из Рая ангельские существа. Хулителям же священноначалия, поставленного Богом в Церкви Христовой, ещё в ветхозаветные времена дал достойный ответ боговдохновенный псалмопевец Давид: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла» ( Пс. 104:15 ).

http://azbyka.ru/kto-prinimaet-vid-apost...

Я никогда не увлекалась темой, «будет ли в России православный царь». Однако не могу не сравнить два высказывания. Блаженная схимонахиня Мария (Матукасова) в свое время ответила: «Почему бы не быть, если все к нему с уважением?» А недавно в одном материале попалась фраза современного праведника, имя которого я не назову во избежание кривотолков, но ответ его не могла не сравнить с предыдущим. Сказал он, что царя у нас уже, видимо, не будет. Потому что мало тех, кто бы отнесся к нему с уважением. Для меня эти слова – не о том, «будет ли царь». Для меня они – о том, как мы изменились… У каждого верующего человека уже есть «Православный Царь» – это Тот, о Котором в Крещении мы говорим: «Верую Ему, яко Царю и Богу». Тот, Который словами псалмопевца говорит: «Не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла» (Пс. 104:15). Христовы ли мы, когда «с трибуны» поддерживаем не ту свободу «делати рай», которую дал нам Творец, а свободу говорить ложь о праведниках, свободу не чтить мучеников, вымоливших нам возможность беспрепятственно ходить в храм Божий, не боясь оказаться за это в застенках, свободу знать заповеди с детства, но при этом считать нормой ходить на «фильмы со сценами»? И проще: люди ли мы, когда в столетнюю годовщину беспрецедентных кровавых событий на родной земле «выискиваем грехи» того, кто пострадал за Христа? Если мы ищем, как бы показать последнего царя «погрешнее», показать самим себе, будто он «так же грешен, как и мы», то попадаем под прицельный выстрел знаменитой фразы нашего великого поэта Пушкина: «Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок – не так, как вы, – иначе». А мы – что мы? «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», – поем мы на каждой Литургии, прежде чем причаститься Святых Христовых Таин. Когда-нибудь закончится наша земная жизнь, встретимся лицом к лицу с Самим Господом. И рядом с Ним, среди мучеников, будут стоять святой русский царь Николай и его любимая семья. Какими глазами мы посмотрим на них?

http://pravoslavie.ru/104823.html

Пс.104:13 .  И приидоша от языка в язык и от царствия в люди ины Авраам, говорит, и Исаак и Иаков переходили многие народы и переменяли места. Так Авраам ходил из земли халдеев в землю хананеев, и из земли последних в землю Египетскую и в Герару; также и Исаак и Иаков, как повествует книга Бытия; и из одного царства ходили к другому народу, т. е. из той стороны, где был царь в те страны, где не было царя и единовластительства, но было народное правление. Пс.104:14 .  Не остави (не позволил никому) человека обидети их. Бог, говорит, не позволил ни одному человеку обидеть, т. е. повредить праотцам: ибо египетского фараона, как написано, истязал истязаниями великими и тяжкими и дом его за Сарру, жену Авраама ( Быт. 12:17 ); также Герарскому царю Авимелеху Бог явился ночью и сказал, сверх многих других страшных слов, и сии: отдай жену тому человеку, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты останешься в живых ( Быт. 20:7 ). Исаву также, и Лавану Бог не позволил обидеть Иакова и многим другим обидеть трех упомянутых патриархов.(1) (1) Златоуста: Затруднительные обстоятельства их могли погубить их; но Всевышний промысел сохранил их в безопасности; так что эти путешествия их были для того, чтоб яснее открылся промысел и сила Божия. И обличи о (за) них цари. Пс.104:15 .  Не прикасайтеся помазанным моим и во пророцех (с пророками) моих не лукавнуйте (не поступайте лукаво). Бог, говорит, за выше означенных патриархов обличал, т. е. постыждал и устрашал царя фараона, царя Египетского и Авимелехат царя Герарского, как мы сказали. Он сказал сим: не прикасайтесь помазанникам моим и не делайте зла пророкам моим; где помазанниками называет патриархов, как помазанных Святым Духом, а пророками, как много пророчествовавших, из которых особенно Иаков пророчествовал, что имело случиться с двенадцатью сынами его. Бог ясно сказал об Аврааме, что он пророк ( Быт. 20:7 ). Но сих слов Давидовых нет в книге Бытия, чтобы именно было сказано: не прикасайтесь помазанным моим, и с пророками моими не поступайте лукаво. Другие же слова находятся там, имея ту же самую мысль, какая заключается в словах Давида.(1)

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Понеже убо таковая жизнь всюду подвержена была опасностям, а перемена мест ежеминутно угрожала новыми бедствиями, то отсюду гораздо яснее открывается Божия сила, повсюду их защищавшая. Здесь заметить должно, что Пророк с намерением описывает сие Божие благодеяние, и говорит, что святые праотцы были люди бедные, презренные, и в малом числе скитавшиеся по свету, дабы Иудеи ничего надменно себе не присвояли, но избрание свое приписывали единому благоволению Бога, а не многолюдству своему, ниже знатности предков своих, якоже и Моисей, укоряя их, глаголет: не яко мнози есте паче всех язык, предприя и избра вас Господь, вы бо есте меньшии от всех языков: но яко возлюби Господь вас ( Втор. 7:7 ). Пс.104:14 . не остави человека обидети их и обличи о них цари: Известно из священной истории, что не два или три человека были неприязненны Аврааму и сынам его, но от целых народов претерпевали обиды, которые толпами одни после других нападали на них. Сего ради Пророк неопределенно глаголет: не попусти человеку обидети их, полагая одного человека за многих, по риторической фигуре. Потом увеличивает Божию любовь к верным рабам еще и тем, что Он защищал их и от самых царей: ибо не пощадил ни Египетскаго царя, ни Герарскаго. Отсюду явствует, колико Бог любил Авраама, и сынов его, когда предпочтил их самым царям, хотя были они презренны от мира, как сказано выше. Пс.104:15 . не прикасайтеся помазанным моим, и во пророцех моих не лукавнуйте. Пророк далее идет здесь, показывая, что Бог защищал рабов Своих от насилия царей и народов не токмо потому, что бедным и неправедно угнетаемым людям обыкновенно помогает, но и потому, что восприял их под особенное Свое покровительство, и по силе благодатнаго усыновления обещал быть за них мстителем. По сейто причине отличает здесь святых патриархов двумя почтенными именами, нарицая их пророками и помазанниками Своими. О других сказал бы Бог: не прикасайтеся людям невинным, не делайте вреда бедным, которые никакого зла не причинили вам, но в разсуждении Авраама и сынов его другую показывает причину защищения.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Многие спрашивают: когда в нас действует благодать Божия? Тогда ли, когда в нас обнаружится доброе расположение, или доброе расположение тогда в нас обнаруживается, когда посетит нас благодать Божия? Многие, решая этот вопрос, преступили границы, от чего и впали в противоречия и погрешности. Ибо, если скажем, что наше доброе расположение предшествует явлению благодати, то нам возразят: что же хорошего было в Савле и мытаре Матфее, первый из которых призван к спасению в то время, как шел губить невинных, а второй – среди насилий обществу и хищничества? А если скажем, что благодать Божия изначально производит доброе расположение, то этому будет противоречить то, что вера Закхея и разбойника, покаявшегося на кресте, предварила их частное призвание. Если мы сами можем исполнить заповеди Божии и сделаться добродетельным и, то зачем молимся: «утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас» ( Пс.67:29 ), и: «и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй» ( Пс.89:17 )? Валаам был нанят, чтобы проклинать Израиля, но ему не дозволено было проклясть их, хотя он и желал. Авимелеху сказано, чтобы он не касался Ревекки, дабы не согрешить перед Богом. Братья из зависти продали Иосифа; но это позволено для того, чтобы детям Израилевым переселиться в Египет, и чтобы проданный кормил их во время голода, как объяснил это он сам, когда открылся братьям: «но теперь не печальтесь, говорил он, и не жалейте о том, что вы продали меня сюда... Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак, не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его» ( Быт.45:5, 7–8 ). Когда, после смерти отца, братья боялись мщения его, то он говорил им: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сохранить то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей ( Быт.50:19–20 ). Об этом премудром распоряжении Божием говорит Давид в сто четвертом псалме: «и призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил. Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф» ( Пс.104:16–17 ). Итак, хотя благодать Божия и произвол человеческий, по-видимому, друг другу противны, но оба действуют согласно и в деле спасения нашего равно необходимы, если не хотим отступить от правил истинной веры. Когда Бог видит, что мы хотим склониться к добру, то направляет и укрепляет нашу готовность. Ибо Он тотчас отвечает на вопль наш: «призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» ( Пс.49:15 ). Но если мы не хотим добра или охладели к нему, то дает нам спасительные советы, через которые доброе расположение образуется или возобновляется. Глава 12. Благое расположение не всегда надо приписывать благодати, не всегда и человеку

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Три последних слова означают происхождение, получающее начало от человека, а bara – сотворил – указывает на действие существенно Божественное, действие причины абсолютной, в каком смысле и bore – Творец называется только один Бог 15 . Правда, корень этого слова означает идею отделения, отсечения, разделения и вполне соответствует переводу cecidim, secuit, secando effinxit, но этим еще нисколько не исключается значение творения из ничего. Ведь, и латинское creare, и французское créer и немецкое schaffen, употребленные для выражения творения из ничего, относятся также к корню skaz, в его первоначальном значении «secare, excavare, σκπτειν 16 . К тому же и особенность еврейского языка вовсе не подтверждает это толкование. Напротив, даже, она говорит скорее против него. То, что в наших европейских языках передается различными словами, на язык евреев, как и вообще на востоке, варьируется лишь посредством вербальной модификации одного корня и первоначальное значение слова не столько определялось корнем его, т. е. этимой его, сколько обычным его употреблением 17 . А обычное употребление bara, по мнению Гезениуса 18 , придавало ему значение первого рождения и Божественного действия. И это тем более очевидно, что в повествовании о творении bara употребляется исключительно в форме kal, каковая в противоположность pihel, выражающей физическое, материальное значение слова, по большей части, давала значение чисто метафизическое, духовное. Так – напр., rapha, употребляется в pihel в материальном значении – восстановлять, поправлять изломанный жертвенник – 1Цар.18:30 , в форме kal означает излечивать – Ис.19:22, 30:26 . Или еще, gelah в pihel имеет значение разбирать части (Руе. 47), основания дома ( Мих.1:5 ) – значение материальное, в форме kal означает – объявлять секреты ( Амос.3:7 ; Притч.20:19 ), сообщать о вещи ( 1Сам.20:2 ), – значение метафизическое. То же замечается и в глаголе bara. Если bara (baré inf. pihel) употребляется, напр., у Иез.23:47 в значении резать по частям мечем, или у Ос.17:15, 18 резать, рубить лес, т. е. в значении чисто материальном, принадлежащему человеку, то в форме kal оно имеет значение метафизическое, притом, по замечанию Hummelauer " a, принадлежащее исключительно Богу 19 . Так оно употребляется Быт.1:1; 2:3–4 ; Ис.40:28 ; Пс.148:5 – для значения первого происхождения земли и Ис.40:26 и 45:8 – неба; Быт.1:27; 5:1–2; 6:7 ; Втор.4:32 ; Ис.45:12 ; Екк.12:1 ; Пс.80 (89):48; 101(102):19 – первого происхождения человека (ср. Ис.43:1, 7, 15; 44:16 ; Мал.2:10 ); Быт.1:21 – первого происхождения животной жизни, т. е. для обозначения творения в его собственном смысле (ех nihilo). Употребляется также оно и в значении происхождения чего-либо чудесным образом- Исх.34:10 ; Чис.14:30 ; Ис.4:5; 41:20; 48:7; 45:18 ; Иер.31:22; в значении обращения, обновления. Пс.51:12, 103 (104); 30; Ис.43:7 и др. 20

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ideja-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010