Не такова, братие, молитва того, кто сознает, что он пред Богом не кто иной, как жалкий, нуждающийся в Его милости грешник, который, подобно мытарю, должен в чувстве глубокого смирения постоянно так взывать к Богу: «Господи! И словом, и делом, и помышлением я ежедневно нарушаю Твои заповеди; Ты проникаешь в сокровенное души моей, и никому из людей не известное пожелание плоти моей пред Твоими глазами есть прелюбодеяние, и каждый завистливый взор, бросаемый мною на брата своего, есть хищение и воровство, и каждый наплыв ненависти и гнева есть убийство. Будь милостив ко мне грешнику! Если я не таков, как другие люди, навлекшие на себя своими злодеяниями презрение всего мира и подпадшие суду людскому, если я до сих пор живу в уважении и чести у своих ближних, то это не моя заслуга – это Твоя милость и снисхождение. Ты, Ты содействовал этому счастливому направлению и развитию моих сил и способностей!.. Ты, Ты даровал мне заботливых родителей и руководителей в моей юности, которые сызмала наставляли и приучили меня своим добрым примером ко всему доброму. Ты, Ты уровнял путь моей жизни, предохранил мое сердце от всяких опасных искушений, предостерег меня от соблазна... Благодарю Тебя, Господи, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи! Да, Тебе, Тебе только одному и Твоему только имени хвала и слава. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его ( Пс.102:1–2 ). Вот такая молитва, братие, не может не быть услышана Богом, и кто в чувстве такой преданности молится Богу, говоря: Благодарю Тебя, Господи, что я не таков, как прочие люди, на том пребывает благословение Бога. Что же это за благословение? Это благословение заключается в той невозмутимой тишине, в том безмятежном спокойствии нашей души, за которым следует всецелая преданность Богу. «Пусть будет так, как угодно Богу, – говорит обыкновенно истинный христианин, на котором почиет благословение Божие, – все, чем я обладаю и что находится в руках моих, не есть моя собственность – это дар, незаслуженно полученный мною от Бога; мне ли после этого роптать на Него, если Он другим посылает более удач и счастья в их жизни, чем мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Кто бгъ коже ты, ­емлй и ставлй станкмъ сво­ег; и не держа сво­ег во к волитель млти 18. Кто Бог , как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Стих 18. Опять противопоставление суда Божия Его милости; Господь, страшный для язычников, разрушающий землю Иуды ( Мих. 7:13 ), будет, однако, милостив для остатка ( Мих. 4:7 ) и не помянет их грехов ( Ис. 1:18 ), за которые они теперь страдают. Той братитъ и щедритъ ны, и погрузитъ неправды наш и ввержетъ въ глубины вс наш, 19. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши. Стих 19. Указывается на совершенное забвение Богом грехов народа (ст. 19), на действие именно благодати, которая омывает грехи человеческие ( Пс. 50 и 102). «В пучину моря», т. е. предать полному уничтожению. В чем осуществилось это предсказание, если не в таинстве Крещения? к. дастъ истину [и] млть аврааму, коже клл­с нашымъ во дни 20. Ты явишь верность Иакову, милость Аврааму, которую с клятвою обещал отцам нашим от дней первых. Стих 20. Эта-то милость прощения и принимается пророком за тот обет Божий, которым Он клялся Аврааму. Ту же совершенно мысль, мысль о суде Божием между праведным, но угнетаемым остатком Израиля и богатящимися беззаконниками, можно встретить в песни св. Девы ( Лк. 1 ), как осуществление милости отроку Израилю, по слову Господню: «отцам нашим, Аврааму и семени его». Об отношении этой клятвы к явлению именно суда и благодати прямо говорит апостол Павел, преимущественно в Посланиях к Римлянам и Евреям. Итак, в последней главе пророк предсказал страдание и воскресение, вселенскость Церкви и благодать возрождения (крещения) как осуществления обетовании Божиих Аврааму. В частности, о прощении первородного греха в параллельном выражении говорит пророк Исайя ( Ис. 43:25–28 ); здесь же блж. Феодорит по поводу «ввергну в море твои грехи» говорит о ввержении в море египтян и тристатов и прибавляет, что крещение уподобляется переходу через Чермное море ( 1Кор. 10:2 ). Таким образом, учение о благодати является в теснейшей связи с памятнейшими народу событиями Божественного домостроительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

    Святой Иоанн Дамаскин: «Ангелы не удобопреклонны ко злу, но не совсем непреклонны А ныне и вовсе непреклонны, но не по естеству своему, а по благодати и по всегдашней близости к единому благу.» § 105. Бог управляет ангелами добрыми в служение их Богу    Когда говорится, что Бог управляет ангелами, как и вообще своими тварями: этим выражается, что он направляет их к цели их бытия, или употребляет сообразно с их назначением. Но «ангелы, по учению православной Церкви, приведены от Бога из небытия в бытие для того, чтобы они прославляли Его, и служили Ему, и кроме того служили в сем мире людям, путеводя их в царствие Божие» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 19). Значит, управление Вседержителя ангелами состоит в том, что Он, соответственно с их назначением, употребляет их:    а) на служение самому Себе и -    б) на служение людям.    Служение ангелов Богу двоякого рода:    1) Они служат Богу непосредственно тем, что предстоят Ему, поклоняются Ему и прославляют Его. Пророк Исаия видел, что Серафимы стояли окрест престола Божия, и взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его (Ис. 6:3). Пророк Даниил также удостоился видеть Ветхого днями, сидящего на престоле небесном, когда тысячи тысяч ангелов служили ему и тьмы тем предстояли пред Ним (Дан. 7:10). Псалмопевец неоднократно призывает ангелов хвалить Господа (Пс. 148:2), благословлять Его (102:20), покланятъся Ему (96:7). Тайнозритель Нового Завета свидетельствуем о горних силах: ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр. 4:8); и в другом месте: все Ангелы стояли вокруг престола... пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь (7:11—12).    Тоже самое о непосредственном служении ангелов Богу повторяют Святые Отцы и учители Церкви:    а) святой Василий Великий: «занятие ангелов — славословить Бога. Для всего небесного воинства одно дело — воссылать славу Создателю;» или: «главная и сообразная с естеством цель их жизни — погружать взор свой в красоту Божию и непрестанно славить Бога;»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Поэтому сначала должно нам пойти туда и встретиться с теми, кто хочет беседовать с нами, чтобы мы могли показать им, в чем они заблуждаются. Затем следует заняться более сложными предметами, ибо и Господь говорит: «Как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?» ( Мф.12:29 ). Как видим, прежде мы должны связать «сильного» путами вопросов и после уже войти и расхитить «вещи его» и освободить души, которыми он завладел коварным обманом. Если мы делаем это часто и боремся с ним, то стоим, как Апостол говорит: «Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности» ( Еф.6:14 ), и еще: «Стойте так в Господе» ( Фил.1:4 ), «будьте мужественны, тверды» ( 1Кор.16:13 ); когда мы таким образом противостоим ему, этот древний и коварный хитрец притворяется, будто он побежден и сдался, если видит, что этим мы делаемся нерадивы в борьбе. Он также разыграет покаяние и будет просить, чтобы мы удалились, но не уходили далеко. Он хочет, преследуя свои цели, чтобы мы оставались около него. Но если мы не уйдем от него далеко, не пересечем море и не скажем: «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши» ( Пс.102:12 ), то не сможем спастись. Так будем же взывать к милосердию Господа, чтобы вывел Он нас из земли египетской, вырвал из власти тьмы и потопил фараона, как кусок свинца в бурных водах. И давайте, освободившись, воспоем песнь Господу с радостью и ликованием, ибо Ему подобает честь и слава во веки веков. Аминь. Гомилия V. Об исходе сынов Израилевых из земли Египетской 1 . Апостол Павел, учитель «язычников в вере и истине» ( 1Тим.2:7 ), наставляет Церковь , собранную из язычников, в том, как следует понимать книги закона, которые пришли от других, раньше были неведомы язычникам и показались им очень странными. Он опасался, что Церковь , получив наставления извне и не зная их принципов, запутается в чуждых ей писаниях. Поэтому он дает примеры толкования, чтобы мы могли увидеть нечто сходное в других местах Писания и не считали, что, подражая примерам иудейских писаний, мы соделаемся его учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

    Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Чти понедельнику.    Дел Твоих да не презреши, создания Твоего да не оставиши, Правосудие. Аще и един согреших, яко человек, паче всякаго человека, Человеколюбче; но имаши, яко Господь всех, власть оставляти грехи.; также: Мк. 2:10—11..     «Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его; благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его; благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа» (Пс. 102:20—22). Так пел святой царь-пророк Давид, обращая свой призыв ко всему творению: к Ангелам Господним, к воинству и слугам Его и к нам — «всем делам Его на всяком месте владычествия Его».    Все миры невидимые словно отвечают на этот призыв. Да, собственно, и не нужно им этого призыва, они имеют возможность лицезреть Господа в силе Его, и это зрение само подвигает их воспевать Ему славу, ибо не может никакое существо, видя пред собой своего Владыку и Творца, не склониться перед Ним, не воздавать Ему, в порыве радости и трепета, непрекращающуюся хвалу из недр существа своего.    Четыре животных Апокалипсиса «ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Апок. 4, 8 (разрядка наша. — иг. Ф.)).     Шестокрылатыя животныя Серафимы, «премирные Силы», стоя вокруг Престола Господня, непрестанно возглашают: «вят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:1—3).    Что же ты, душа моя, прекраснейшее из всех дел Его? Как ты благодаришь Его? Того, Кто образом Своим почтил тебя, от души словесныя и тела благолепнаго устроив тебя, яко да тело служит словесней души: Кто главу на высочайших положил и в ней множайшия чувств содрузил, не запинающыя друг другу, власы же главу покрыл, во еже не вреждатися преложенми воздушными; того, Кто вся уды твои потребно насадил, да всеми благодаришь ты Его, Изряднохудожника?    Не ты ли огорчаешь Его на всякий день?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Он не нуждается в чем-либо. Он совершенно не нуждается в ваших похвалах; не нуждается даже в похвалах ангельских сил; прежде чем они произошли, Он ни в чем не нуждался. Мы знаем, что ангелы восклицают непрестанным гласом: Свят, Свят, Свят (Ис.6:3); а иные: слава в вышних Богу, и на земле мир (Лк.2:14); херувимы же великим голосом: слава Господня благословенна от места ее (ср. 1Пар.16:27). Слышим и иные весьма многие похвалы и песнопения: Благословите Господа, все Ангелы Его и архангелы (Пс.102:20). Однако Он ни в чем этом не нуждается. Желаешь ли ты видеть царство Божие? Обрати глаза твои на небо – и ты увидишь там шестьсот ангелов, узришь тысячу архангелов, предстоящих серафимов, херувимов, окружающих Его огненный трон, увидишь всех их в почтении и трепете. Но здесь не проявляется начальство Божие таким образом, не только вследствие слабости природы, и не потому, что велико различие между людьми и ангелами, но и потому, что люди не могут славить Его таким же образом, какой употребляют те дивные существа. Если, когда является царь, чернь охватывается страхом, то насколько больший страх будет пред высшим величеством. Подобно тому, как если кто, приходя к царскому дворцу, видит там смерть и угрозы и всех исполняющими свои обязанности близ царя, так и там силы ангелов совершают то же. Кроме того, есть весьма многое, что удаляет обитателей земли от такого служения. Напротив, небесные силы ничего иного не делают, как только всегда прославляют Бога и созерцают Его, по написанному: смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф.18:10). Самому Христу служили ангелы: се, Ангелы приступили и служили Ему (Мф.4:11). Не думай, что Он только получил заушение и много иного претерпел, но вспомни также и о том, что Он говорил: Царство Мое не от мира сего (Ин.18:36). Точно также и сам Навуходоносор исповедал: как велики знамения Его и как могущественны чудеса Его! Царство Его – царство вечное, и владычество Его – в роды и роды (Дан.3:100).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Есть больные, которые во время болезни бывают недовольны всем и всеми. Никто на них не угодит, на всех злятся. Люди близкие принимают в них участие, всячески стараются успокоить их своими услугами, а они ни мало не ценят этого участия и на услуги отвечают ругательствами, проклятиями, и случается, что так и помирают в этом немирном расположении. Никто из нас не может ручаться, что ему не грозит такая же опасность. Она грозит всякому, особенно же тем, которые в продолжение всей жизни не испытывали болезней, не научились искусству переносить их, не навыкли самообладанию. Предсмертная болезнь, даже легкая, с непривычки покажется им тяжелой и лишит их того спокойного настроения души, какое потребно в минуты переселения в вечность. Никому не дай Бог подвергнуться таковому искушению. Будем умолять Господа, да дарует нам кончину мирную не в том только смысле, чтобы иметь мир с Богом и совестью, но и в том, чтобы сохранить мир с ближними. И ближние с миром проводят на тот свет того, кто в мире с ними расстается. Аминь. Мир с Богом, с совестью и с ближними – Поучение в праздник Рождества Христова Внезапу бысть со ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога, и глаголющих: Слава в вышних Богу, и на земли мир ( Лк.2:13,14 ). Итак, событие, которое мы сегодня празднуем, составляет предмет радости и славословия не только людей, но и ангелов. Христос не для ангелов родился, а для одних людей; но ангелы по любви к нам еще прежде чем узнали люди о Рождестве Христовом, радуются о нем и прославляют его. «Слава в вышних Богу» – поют они вслух Вифлеемских пастырей, соединяя свою песнь на земле в минуту Рождества Христова с песнью ангелов, которая в то же время раздавалась в вышних, то есть на небесах. Что же именно было предметом ангельских славословий на земле и на небесах? «Мир на земли и к человекам благоволение» – вот за что славословили Бога ангельские Силы на земле и на небесах. Люди прогневали Бога своими грехами, между ними и Богом не было полного мира. Но Господь не до конца гневается, ниже в век враждует ( Пс.102:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Во Второзаконии говорится Богом: Благословен ты в городе и благословен на поле... Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем... Благословит тебя на земле, которую Господь Бог твой дает тебе ( Втор.28:3–8 ). Но необходимо и обратное благословение – от человека. Каждую Божественную литургию Церковь поет псалом, который начинается словами: Благослови душа моя, Господа... Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его ( Пс.102:1 ). Одной из клинических форм, где человек мистически, установочно не принимает благословения от Бога, что он таков, что «я – есть я» – такой формой психопатологии в отношении эстетики тела являются так называемые дисморфофобические расстройства. М.В.Коркина выделила триаду дисморфофобии: сверхценная идея мнимого физического недостатка, идеи отношения («все видят мой ужасный нос»), депрессия (часто с суицидальными тенденциями). Эти люди обращаются в институты красоты, пытаются делать косметические операции. Причем, как правило, их фиксация на некотором недостатке (нос с горбинкой, большие уши и пр.) объективно является ложной, ибо это обычная особенность внешности, как у любого человека. Мы не будем задаваться вопросом, которым задавались апостолы, спрашивая Иисуса Христа о слепорожденном: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? ( Ин.9:2 ). Если мы оставим в стороне вопрос этиологии, т.е. происхождения данного заболевания, и остановим свое внимание на самом феномене дисморфофобии, то увидим, что духовной основой этого вида психопатологии является попытка разрыва завета с Богом, бредовая убежденность в относительности, случайности своего появления на свет. Как следствие такого процесса формируется отчаяние, которое находит болезненную фиксацию на патологическом недовольстве той или иной частью тела. Данная патология не есть следствие искаженного болезненного эстетства или невротической утонченности. Это тем более не так, потому что дисморфофобия имеет отношение, как правило, к эндогенным расстройствам и нередко протекает в рамках шизофренического процесса. При этом налицо тотальная, бредовая убежденность в отсутствии всякого промысла Божия появления «меня» (с точи зрения больного) именно с «такой» внешностью и вообще «таким».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010