Кажется, нет необходимости искать какого-либо особенного смысла в конструкции гл. с предл. . Последний, очевидно, употреблен в значении „о“, „об“, как он употребляется и при других глаголах, так называемых verba declarandi et dicendi (напр., 2Цар.18:5 ). Выражение LXX-mь вполне точно перевели πρ ατν и не должно исправлять этот перевод в περ ατν, как читается во многих кодексах, потому что πρ и у классических писателей означает иногда „о“, „об“ 60 . Чадм своимъ поведите. Евр. „детям (сыновьям) вашим расскажите“ – о таком страшном бедствии (ср. Исх.10:2 ; Пс.43 ; Евр.44:2 ; Вт.4:9, 6:7). А чада ваша чадмъ своимъ. Евр. , „а дети ваши детям своим“, т. е. пусть расскажут. Так как евреи в своем языке не имели слова, означающего „внук“, то обыкновенно употребляли описательную форму „сын сына“ (ср. Исх.34:7 ). Поэтому и у Иоиля выражение „ чада чадъ“ также может означать „внуки“. А чада ихъ роду слдующему. Евр. , „а дети их роду следующему“. Этими словами пророк хочет сказать, что бедствие (ст. 4), постигшее царство Иудейское, не должно быть забыто даже отдаленными поколениями, т. е. никогда (ср. Пс.108 ; Евр.109:13 ; Пс.102 ; Евр.103:17 ). Роду. Евр. слово происходит от гл. , собств. окружил, и поэтому означает „обход кругом“, περοδος; отсюда же: „круг или период времени“, потом: „люди, живущие в известном периоде времени“, род, поколение. Таким образом, слово существенно отличается от (собственно – общество) 61 и (собств. – масса народная) 62 . LXX-mь слово вполне соответственно его значению, переводят γενε. Рассмотренный нами 3-й стих представляет сходство с Исх.10:1–2, 6 . Здесь мы читаем: „И сказал Господь Моисею: войди к Фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои, и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте“ (ст. 1–2). Из стиха же 4-го видно, что под „знамением“ здесь разумеется саранча, о которой Моисей говорит Фараону: такого бедствия „не видали отцы твои, не отцы отцов твоих со дня, как живут на земле, даже до сего дня“ (ст. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Что Он – Христос, и Спаситель, и Господь, это мы знаем. Если же скажешь им: скажите нам, какова природа Его, или как родился, или как у Него с Отцом нераздельная сила, – ответят тебе: разве ты не слышал, как пророк говорит: «хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его» ( Пс.148:1–2 ), «служители Его, исполняющие волю Его» ( Пс.102:21 )? Нам повелевают исполнять волю, а не любопытствовать о природе. Но, если ангелы умалчивают, пророки не возвещают, апостолы скрывают, может быть Отец Который родил, открывает, как Он родил Сына? И сам Отец не открывает – не потому, что не знает, а просто потому, что не открывает. О том, что Он родил, Он говорит: «из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» ( Пс.109:3 ), – что родил, говорит, но не открывает способа того бессмертного рождения, расцветшего от вечного корня, по свидетельству самого Отца, гласящему: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:17 ), Самому говорит: «из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое», и миру говорит: родил; о рождении объявляет, а способа не открывает. Поэтому, когда нам предстоит необходимость исследовать о Христе, то мы не будем отступать от апостольских и пророческих источников, но из тех бессмертных рек и неиссякаемых источников будем черпать священную влагу божественного учения. Когда кто говорит о том, что относится к Богу, пусть от Бога и черпает живую влагу, согласно с тем, что предсказано: «Меня, источник воды живой, оставили» ( Иер.2:13 ), и еще: «будете почерпать воду из источников спасения» ( Ис. 12:3 ). Конечно, если мы, оставив Св. Писание, будем служить желаниям человеческого рассудка, обсуждая то, что приходит на ум, тогда учение наше не будет похоже на воду живой реки, но будет, как вода в пустыне, как блаженный Иеремия говорил Иерусалиму: «пути свои направил на воды пустыни», и для пояснения сказанного прибавляет: «в похотях души своей был ветром носим» 1 ( Иер.2:24 ), т. е. о том говорил он, чего желала душа его, а не о том, чего хотел Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

2) Из этого учись смирению. 3) Всякое доброе дело, какое ты сделал или делаешь, Богу единому приписывай – да не присвоишь себе дело Его, и славу Его не похитишь, и тем тяжко не согрешишь. 4) Во всякое время воздыхай к Богу – да не отнимет от тебя всемогущей руки Своей, так как без помощи Божией будешь от греха в грех впадать. Повторяй часто молитву псаломника: Не остави мене, Господи, Боже мой! Не отступи от мене; вонми в помощь мою, Господи спасения моего! (Пс. 37:22–23). 5) Когда Бог посылает тебе напасть, скорбь и печаль, то хочет исправить тебя и сотворить тебя деревом плодовитым. Потерпи Господа твоего, как терпишь врача, лечащего тебя горьким лекарством. Горькое лекарство – для плоти скорбь и печаль, но им душа больная исцеляется. Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа (Пс. 26:14). Солнце не перестает никогда своего движения, но всегда от востока к западу идет и свет и теплоту свою на поднебесную испускает. Так и Бог никогда не прекращает благотворения и всегда благотворит нам – таково Его естество. Бог существенно благ, так что никто не благ, только один Бог (Мф. 19:17), по свидетельству Спасителя, и потому не может не благотворить. Солнце сияет и теплоту свою испускает и на злых, и на добрых. Так и Солнце вечное, Бог, и добрым, и злым, благочестивым и нечестивым благотворит. Благослови, душа моя, Господа (Пс. 102:1). Будем подражать и мы в этом деле Создателю нашему и сотворим добро добрым и злым, любящим и ненавидящим нас, по увещеванию апостола: Подражайте Богу, как чада возлюбленные (Еф. 5:1). Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45). Солнце на все вещи равно теплоту испускает. Но одни вещи от тепла его тают, как воск, а иные твердеют, как глина. Так и Бог равно всем благотворит и теплоту благости Своей ниспосылает. Но одни люди благостью Его умягчаются и каются, а другие ожесточаются и погибают, как, например, фараон ожесточился и погиб, – что и ныне в мире делается. О человек! Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? (Рим. 2:4). Берегись, человек, благостью Божией ожесточиться, но лучше подвигнись к покаянию и помышляй о долготерпении Божием, во спасение твое!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

И вот на такого-то Писание, указывая, говорит: расточи, даде убогим и правда его пребывает в век ( Пс.111:9 ). В заключенье скажу еще премудрое изречение пророка Давида: кто премудр, тот сохранит сие и уразумеет милости Господни ( Пс.106:43 ). Милости же Господни, как замечает тот же пророк, пребывают только на боящихся Его, – на хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы творить их ( Пс.102:1, 7, 18 ). На таковых-то вот указывая, Писание говорит нам: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками царствия, которое Он обещал любящим Его ( Иак.2:5 ). На основании сем и учит Златоуст: «когда увидишь нищего, от прочих отверженного, презренного со скудостью и добродетелью жизнь препровождающего, и от друзей, сущих с тобою, злосчастным называемого, ты хвали его. Если скажут, что у него нет ничего, нечему ему порадоваться, ты, напротив, назови его блаженнейшим всех, потому что он имеет другом своим Самого Бога и обладает надеждою вечного блаженства, ибо какой ему вред от того, что он не имеет земного золота, когда он в надежде достигнуть Неба и наследия небожителей». Воспоминание жизни вечной 1 Друзья мои, друзья! бегите Вы грешной жизни, как чумы, И мир ничтожный разлюбите И связи с грешными людьми! Не здесь нам жить: есть жизнь иная! Мир слишком смутен и убог; Есть краше жизнь и – не земная, Где наш отец и друг – Сам Бог! О, есть ли что той жизни краше И есть ли Бога что святей? Парите ж к Богу мыслью вашей И возвышайтеся душей; Знакомьтесь чаще с небесами, Тоскуйте сладко вы о них И богоугодными делами У Бога выкупите их! 2 Когда на сердце нам повеет Благая весть о небесах, Святым восторгом пламенеет Душа, поверженная в прах: Там дивный свет сияет вечно Там ясной жизни полнота, Там наслажденье бесконечно, Там рай, и мир, и красота, Там Бог, всех радостей начало. О, братья, как от вести сей И сердце праведных людей Чистейшей радостью играло! Возлюбим Господа: и мы Сойдемся все там и, ликуя, Сольем сердца свои, умы В едином звуке: аллилуиа! 3 Ты мира гость! а любишь жить И с этой жизнью так роднишься. Что все здесь хочешь погостить, И все не можешь нагоститься?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Вот еще великое число маловерных, которые неусыпно трудятся ради временных благ, а души их спят сном смертным и о том, как угодить Богу, никогда не подумают. Зато и сказано о таких: снизойдут во ад все народы, забывающие Бога (Ср. Пс.9:18 ). К числу забывающих Бога и погружающихся во зло, в котором лежит весь мир, принадлежат и те, которые хотя и слышат слово Христово: не заботьтесь о том, что будете пить и есть ( Мф.6:25 ), – но не могут отстать от попечений века сего. И они, разумеется, не наследуют радости вечной; ибо всякий из них печется о мирском, а печаль мира сего смерть соделывает ( 2Кор.7:10 ), – как говорит апостол, – ведет душу в скорбь и муку. Потому-то и шепчет враг многозаботливой душе: нет тебе спасения в Боге твоем ( Пс.3:30 . Также отчужденными от жизни Божией должно почитать и тех – всегда учащихся, которые никогда не могут прийти в разум истины, и того, кто не хочет умудриться словом Господним и помышляет так: душа! много у тебя благ: покойся, ешь, пей и веселись ( Лк.12:16 ). И вообще все, которые помышляют о земном, суть спящие сном смертным; ибо их конец – погибель ( Флп.3:19 ), – как говорит апостол Павел. И вот о них-то возвестил Господь: слухом услышите, и не разумеете, ибо глаза свои сомкнули, да не увидят и не услышат, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Мф.13:14–15 ). Блажен, кто может неложно сказать, как и апостол Павел: не к тому себе живу, но живет во мне Христос ( Гал.2:20 ). Он просвещает мой разум, Он производит во мне – еже хотети, как сказано в Писании, и еже деяти о благоволении ( Флп.2:13 ). Кто с усердием заботится только об одном, чтобы приобресть Христа, и, достигая мира с Богом, старательно хранит сердце и помышления свои во Христе Иисусе, – тот исполняется Духом Господним, Духом владычествующим и венчается от Него милостью и щедротами ( Пс.102:4 ). Ибо таковы обетования Господни: и дам вам сердце новое и дух нов, и вселюся в вас, и буду вам во Отца, и вы в сына и дщери Мне (Ср. 2Кор.6:6 ; Иез.36:28 ). Если Бог есть Дух, как возвещает Божия истина и в мире место Его, то нет сомнения, что там уже есть Божие Царство, или селение Божие, где водворяется мир Божий и душа обретает спокойствие, получает радость спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Ис.51:11 . И воз­вратят­ся избавлен­ные Го­с­по­дом и при­дут на Сион с пе­нием, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалят­ся. «И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их». Молитву предшествующего стиха пророк видит уже исполненной: верующий Сион избавлен будет Богом от всех его страданий и вкусит вечной радости. Нельзя не заметить, что изображение этой радости повторяет и усиливает мысль 3-го стиха той же главы. Хотя и вообще надо сказать, что пророчество об избавлении и спасении от Бога, как источника вечной радости и величия – одно из наиболее характерных для кн. пророка Исаии, во всем ее составе ( Ис.5:25 ; Ис.9:12, 17, 21 ; Ис.10:4 ; Ис.11:1 ; Ис.35:10 ; Ис.43:1 ; Ис.44:22 ; Ис.49:7, 26 и др.). Ис.51:12–13 . Содержат в себе упрек по адресу малодушных и близоруких людей, которые боятся людского ничтожества, но забывают о силе Божественного всемогущества и утрачивают надежду на небо. Ис.51:12 . Я, Я Сам – Утешитель ваш. Кто ты, что бо­ишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава, «Я, Я Сам – Утешитель ваш.» Раньше, утешителем Сиона пророк Исаия неоднократно называл Самого Господа ( Ис.49:13 ; Ис.51:3 ); очевидно, что и говорящий здесь Мессия, по существу, не отличается от Бога. Если же мы сопоставим данное место с его ближайшими параллелями из того же пророка ( Ис.11:1–2 ; Ис.48:16 ), и осветим все это новозаветным светом, именно словами Самого Господа: «утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ); то получим глубокое выражение тайны Троичности Лиц, при единстве их Божественного Существа. «Кто ты, что боишься человека... и сына человеческого, который тоже, что трава?» Параллелизм образов «человека» и «сына человеческого» очень напоминает подобный же в псалмах Пс.8 и Пс.143:3 . А сравнение кратковременной и скоропреходящей славы и силы человека с травою, кроме псалмов ( Пс.102:15 ), не раз встречается и у самого пророка Исаии ( Ис.37 и Ис.40:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но неистинным человек может быть не только в речах, но также и в мыслях, и в делах своих. Есть люди, которые представляются расположенными к ближним своим, но на самом деле далеко не таковы. Ирод, например, говорил добрые речи волхвам, но в действительности был злой и лживый человек, потому что имел при этом недобрый замысел. Равным образом лица, подосланные фарисеями и саддукеями к Господу с вопросом, следует ли давать дань Кесарю или нет, были лживы, поскольку хотели при этом не истину узнать, а уловить Господа в слове. При мысли о них невольно припоминается изречение псалмопевца: «и если приходит кто видеть меня, говорит ложь; сердце его слагает в себе неправду, и он, вышедши вон, толкует». Фарисеи не были истинными даже в молитвах своих, ибо молились лицемерно. Они были виновны в этом грехе настолько, насколько старались при этом выставить себя благочестивыми, не имея благочестия в сердце. А лицемерие есть ложь и притом – самого позорного вида. Удалим же далеко от своего сердца низкую лживость и лицемерие и никогда не допустим в него этих презренных пороков. К этому да побудит нас учение об истинности и верности Божией. Что мы выражаем, когда называем Бога истинным? Что мы выражаем, когда называем Бога верным? Какое утешение доставляет нам та истина, что Бог есть Бог истинный и верный? К чему побуждает нас сия истина? 14. Бог есть совершеннейшая любовь и потому – Дух всеблагий, премилосердый, многомилостивый и долготерпеливый Бог есть любовь. 1Ин.4:16 . Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его. Пс.144:9 . Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Пс.135:1 . Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Пс.102:8 . Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но, чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Иез.33:11 . Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. 1Ин.4:19 . Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Рим.2:4 . В первом послании к коринфянам апостол Павел пишет: «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

1901. 1. С. 85–99 (Из миссионерских дум, наблюдений и воспоминаний) Являеми, яко написано не чернилами, но на скрижалях сердца плотяных ( 2Кор.3:13 ). Минул год, а с ним и век, наступило новолетие, принесшее человечеству новое столетие, – 20 от Рождества Бога Слова, 75 – от сотворения мира. Тебе, Царю веков, Единому Премудрому Богу честь и слава во веки веков ( 1Тим.1:17 ), даровавшему нам новое лето Своей благости для жизни во спасение! Да будут – правда, мир и радость о Дусе Святе ( Рим.14:16 ), благодатное обновление во Христе заветным счастьем, а спасение, – искание и достижение Царствия Божия – первейшею задачею нашей, дорогие читатели, жизни в новом лете и веке! Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, прочее же всё приложится вам ( Мф.6:33 ), по неложному обетованию Самого Христа Спасителя!… Обычным, излюбленным благожеланием и у сынов века, и у сынов света было и есть «будьте здоровы»; даже в церковном многолетствовании – здравие, долгоденствие поставлены на первом плане и уже после спасение… Что это значит? Теплохладность к делу спасения и впечатлительность в отношении этого блага жизни! А ведь спасение-то и есть единственное на потребу… Да, жизнелюбие для мира, лежащего во зле, и забвение единого на потребу возобладали всеми нами в истекшем году… Не любите мира, ни того, что в мире, памятуя, что, если кто любит мир, нет в том любви отчей ( 1Ин.2:15 )! Ведь, переживая священное мгновение перехода от одного века к другому, вы, читатель, задумывались, что такое жизнь наша здесь и её скоропреходящие блага в сравнении с тем будущим вечным миром? «Мы теряем лета наши, как звук. Дней лет наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет, и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» ( Пс.89:9–10 ). «Дни человека, как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его» ( Пс.102:15–16 ). «Пред очами же Божиими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел. Как наводнением уносятся они в бездну всепоглощающего времени; как сон исчезают они; как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает ( Пс.89:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я немного поел, и немедленно почувствовал подкрепление своим силам и возрадовался душою. Я почувствовал себя настолько бодрым, что мне показалось, будто я вовсе не уставал. Затем они показали мне тропинку, по которой я должен был идти к святому Марку, и отошли от меня. Продолжая путь, я подходил к высокой горе, которая, казалось, достигала до неба. На ней совершенно ничего не было, кроме пыли и камней. Когда я подошел к горе, то на краю ее я увидал море. Поднимаясь на гору, я шел в течение семи дней. Когда наступила седьмая ночь, я увидел сходящего с неба к святому Марку ангела Божия, говорившего ему: — Блажен ты, авва Марк, и хорошо будет тебе! Вот мы привели к тебе отца Серапиона, которого хотела видеть душа твоя, так как ты не пожелал кроме него видеть никого другого из людей! Когда окончилось видение мое, я пошел безбоязненно и шел до тех пор, пока не достиг пещеры, в которой проживал святой Марк. Когда я приблизился к дверям пещеры, услыхал святого, поющего псалмы Давида и произносящего: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» (Пс.89:5), и дальше из того же псалма. Затем от преизбытка охватившей его духовной радости святой стал такими словами говорить сам с собою: — Блаженна душа твоя, Марк, что при помощи Божией ты не загрязнил себя нечистотами мира сего, что ум твой не пленился скверными помыслами! Блаженно тело твое, так как оно не погрязло в похотях и страстях греховных! Блаженны очи твои, которых диавол не мог соблазнить созерцанием чужой красоты! Блаженны уши твои, потому что они не услыхали голоса женского в этом суетном мире! Блаженны ноздри твои, потому что они не обоняли смрада греховного! Блаженны руки твои, потому что они не прикасались ни к каким, принадлежащим людям, вещам. Блаженны ноги твои – не вступавшие на дорогу, ведушую к смерти, и не устремлявшиеся ко греху! Твоя душа преисполнилась духовной жизни и ангельской радости! И снова затем он стал говорить, обращаясь к душе своей: «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его» (Пс.102:1–2). Зачем скорбишь ты, душа моя? Не бойся! Ты не будешь задержана в темницах ада, бесы ни в каком случае не смогут оклеветать тебя. По благодати Божией в тебе нет какого-либо особенного греховного порока: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс.33:8). Господь, Блажен раб, исполнивший волю своего господина».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Отче наш, иже еси на небесех! Как высоко величество Твое! Как дивно превознесен Ты над всеми! И видимое небо чудно как указывает на величие Твое, как над всею землею являет славу Твою, и до пределов вселенной открывает силу Твою! Если столь высоко небо и так величественно солнце – дело рук Твоих: каков же должен быть Создатель? О, сколь Ты, Отче, превосходен пред всем Своим творением! Ты, сущий на небесах! Не только небо видимое нами, но и небо небес не довлеет Ти, сказано: и потому Ты превознес величие Свое превыше всех небес (Ср. Пс.8:2 ). И никтоже взыде на то небо, токмо Сын на небеси ( Ин.3:13 ). Так по величеству славы Твоей, Ты превознес и величие Свое, О, Отче святый! Как величественно, достопоклоняемо и свято должно быть имя Твое по всей земле! Да святится имя Твое! Превеликое имя Отца светов всею разумною тварью почитается; и пророк сказал: свято и страшно имя Его ( Пс.110:9 ). Свято оно и страшно даже небесным силам; тысячи тысяч и тьмы тем предстоят пред Его престолом на небесах, и, покрыв лица, день и ночь друг другу вопиют: свят, свят, свят Господь Саваоф ( Ис.6:3 ). Так свято и страшно имя Твое, Отче наш, небесному воинству! Да будет свято оно и страшно нам, земным чадам Твоим. Как на небесах страшатся имени Твоего, и сим страхом, как источником, благоволение Твое непрестанно изливается; так и на земле милость Твоя, Господи, от века и до века пребывает на боящихся Тебя ( Пс.102:17 ). Посему и просим мы: подай, Господи, страх Твой в сердца наши, и да будет свято для нас великое имя Твое. О, если бы мы оставались всегда в той свободе, которую даровал нам Христос Бог, и не подвергались игу рабства греховного ( Гал.5:1 )! Если же и опять лишились свободы чад Божиих, то искали бы со всем усердием Царствия Божия, которое внутрь нас есть ( Лк.17:21 ), и достигается усилием, постоянным навыком в добре. Ибо Царствие Божие усилием восхищается, и только прилежные искатели находят Его; потому и сказано: ищите прежде всего, прежде всех временных благ, Царствия Божия и правды Его ( Мф.6:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010