В эмиграции роль Православной Церкви была особой. Многих людей, оказавшихся за пределами России, отличал высокий духовный настрой. Переживая утрату отчизны, испытывая лишения, они с энтузиазмом участвовали в религиозной жизни русского рассеяния. Развивалась приходская жизнь, в молодежной среде активно работало Русское Студенческое Христианское Движение. Деятельное участие в мероприятиях Движения принимал отец Патриарха Михаил Александрович Ридигер, который в конце 1930-х годов был рукоположен в диакона, а затем — во иерея. В Эстонии стремились побывать эмигранты из «дальнего зарубежья». Здесь они находили «уголок» России, заключавший в себя великую святыню — Псково-Печерский монастырь. За пределами СССР, в тогдашних границах Финляндии, находилась и другая русская святыня — Валаам. Посещение Северного Афона, как называли Валаамскую обитель, оставило неизгладимый след в душе юного паломника Алеши Ридигера. Это событие сыграло, по признанию Патриарха, особую роль в его жизни. Следовательно, событие это повлияло и на судьбу Русской Православной Церкви, неразрывно и непостижимо связанную с жизнью ее Предстоятеля. В конце 1930-х годов сложно было предположить, что посещение Валаама отроком Алексием станет судьбоносным не только для Церкви, но и для самой обители, которая после полувекового разорения и разрушения начнет возрождаться и будет восстановлена при деятельном попечительстве давнего юного паломника, а ныне священноигумена ставропигиального Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Патриарха Алексия. В 1937 году отец будущего Патриарха посетил Валаам. Эта поездка произвела на него столь сильное впечатление, что в последующие годы он вновь совершал паломничества в Спасо-Преображенскую обитель, но уже с женой и сыном Алексеем. Святейший Патриарх Алексий вспоминал: «Семейной традицией было совершение паломничеств в период летних отпусков. Мы ездили или в Пюхтицкий женский монастырь, или в Псково-Печерский мужской. Но особенно мне запомнились паломнические поездки в Валаамский Преображенский мужской монастырь в 1938 и 1939 гг. Мы плыли пароходом до Хельсинки, оттуда по железной дороге ехали до Выборга и потом уже на монастырском пароходе до Валаама. Следующий раз я побывал на Валааме только пятьдесят лет спустя, в год 1000-летия Крещения Руси».

http://patriarchia.ru/db/text/124985.htm...

Конечно, не могу не сказать о человеке, который внес очень большой вклад в благоустройство дома для паломников — о губернаторе Псковской области Андрее Анатольевиче Турчаке. Я уже выразил Вам свою благодарность в кафедральном соборе, но здесь, перед лицом братии, хочу сказать, что Вы сделали для Псковской области и для развития церковно-государственных отношений на Псковской земле столько, сколько никто до Вас не делал. Это не красные слова, это действительно так. Я хотел бы пожелать Вам помощи Божией в дальнейших трудах по воссозданию замечательного лика Псковской земли и надеюсь, что тема возрождения церковной жизни будет и впредь близка Вашему сердцу. Призываю благословение Божие на обитель, на всех вас, мои дорогие отцы и братья. Прошу ваших святых молитв, не забывайте о Патриархе, — не только в храме, где это происходит порой лишь механически, но и в своих келейных молитвах, когда вы можете к воспоминанию о Патриархе приложить и свою сердечную молитву, в которой я очень нуждаюсь. Без поддержки Церкви, без молитвы монашествующих нести Патриарший крест немыслимо, никаких сил на это не хватит; а если и есть силы, то они приходят не от человеческого естества, а от Самого Господа в ответ на нашу молитву и на наш жизненный подвиг». В дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал лампаду к иконе Успения Божией Матери. Наместнику обители архимандриту Тихону Святейший Патриарх Кирилл вручил наперсный крест, изготовленный к 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Насельникам и паломникам были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил «Богом зданные пещеры» Псково-Печерского монастыря, в том числе расположенные в пещерах могилу архимандрита Иоанна (Крестьянкина), подземный храм в честь Воскресения Христова и новое братское кладбище. В Сретенском храме Святейший Патриарх Кирилл молитвенно поклонился мощам преподобного Симеона Псково-Печерского. На монастырской площади Предстоятель, обращаясь к верующим, в частности, сказал:

http://patriarchia.ru/db/text/3722130.ht...

Действительно, Псково-Печерский монастырь был той обителью, в которой произошла моя встреча с нашим русским православным монашеством. До Троице-Сергиевой лавры было далеко, а в Печоры из тогдашнего Ленинграда ездили часто. Именно здесь и формировалось, может быть, подспудно, не сразу осознанно, это сердечное восприятие монашеской жизни. Я хотел бы поблагодарить Вас, отец Тихон, за Ваши труды и за то, что Вы так близко к сердцу восприняли мои слова о необходимости развивать паломническое делание. В этих словах — частица и моего собственного опыта, о чем я только что сказал. Паломничество в святые обители помогает людям обрести иную точку зрения, иной взгляд и на самих себя, и на окружающую жизнь. Многие паломники знают, как, обретя особое духовное состояние в монастыре, испытываешь затем тяжелый дискомфорт, когда возвращаешься к обычной мирской суете. И это благодатное чувство: Сам Господь дает человеку возможность понять и сравнить. И для того чтобы наши современники могли увидеть и почувствовать сердцем благодать Божию, проистекающую на тех, кто пребывает в этих святых местах, важно организовать их паломническое бытие в обителях. Создание Вами паломнического центра явилось очень важным шагом на этом пути. Вспоминаю, как в детстве родители мои снимали комнатки в Печорах. Все это было очень сложно, потому что Печоры, особенно в преддверии праздника Успения, были переполнены паломниками, поэтому приходилось договариваться заранее. Когда я уже сам приезжал в Печоры, иногда нам всем приходилось спать на полу в подклети храма, и отец Нафанаил рано утром будил нас словами: " Поспешайте в Михайловский " , — помню все это, как вчерашний день. Теперь не надо спать вповалку, у людей есть возможность спокойно здесь пожить, помолиться, и в этом большая Ваша заслуга. Хотел бы отметить и труды владыки Евсевия, священноархимандрита этой обители, без благословения которого ничего здесь не происходит, — и он очень тепло говорил мне о создании этого паломнического центра и о Ваших заботах.

http://patriarchia.ru/db/text/3722130.ht...

С юных лет Михаил Александрович стремился к священническому служению, но лишь после окончания в 1940 году богословских курсов в Ревеле он был рукоположен во диакона, а затем во иерея. В течение 16 лет был настоятелем Таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви, состоял членом, а позже и председателем епархиального совета. В семье будущего Первосвятителя царил дух русской православной церковности, когда жизнь неотделима от храма Божия и семья воистину является домашней церковью. Для Алеши Ридигера не было вопроса о выборе жизненного пути. Его первые сознательные шаги совершались в храме, когда он шестилетним мальчиком выполнял свое первое послушание — разливал крещенскую воду. Уже тогда он твердо знал, что станет только священником. В восемь-девять лет он знал Литургию наизусть и любимой его игрой было «служить». Родители смущались этим и даже обращались к валаамским старцам по этому поводу, но им было сказано, что если все мальчиком делается серьезно, то препятствовать не нужно. Большинство русских, живших в то время в Эстонии, по существу не были эмигрантами. Являясь уроженцами этого края, они оказались за границей, не покидая родины. Своеобразие русской эмиграции в Эстонии во многом определялось компактным проживанием русских на востоке страны. Здесь стремились побывать рассеянные по всему миру русские изгнанники. По милости Божией они находили здесь «уголок России», заключавший в себе великую российскую святыню — Псково-Печерский монастырь, который, находясь в то время за пределами СССР, был недоступен для безбожной власти. Ежегодно совершая паломничества в Пюхтицкий Свято-Успенский женский и Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастыри, родители будущего Святейшего Патриарха брали мальчика с собой. В конце 1930-х годов вместе с сыном они совершили две паломнические поездки в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь на Ладожском озере. Мальчик на всю жизнь запомнил встречи с насельниками обители — духоносными старцами схиигуменом Иоанном (Алексеевым, +1958), иеросхимонахом Ефремом (Хробостовым, +1947) и особенно с монахом Иувианом (Красноперовым, +1957), с которым завязалась переписка и который принял отрока в свое сердце.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197931...

Во второй день работы, 20 февраля, аккредитационная группа посетила отдаленный Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь в деревне Творожково Струго-Красненского района Псковской области. Комиссию встречала игумения Магдалина (Бусыгина). В этой обители все девять слушательниц подготовились и сдали зачет по дисциплине «Основы богослужебного устава и литургики». У сестер было 10 билетов с двумя вопросами по освоенному предмету. В третий день, 21 февраля, члены комиссии провели аттестацию слушателей курсов в Благовещенской Никандровой мужской пустыни Порховского района и в Иоанно-Богословском Савво-Крыпецком мужском монастыре Псковского района. В Никандровой пустыни выездную аккредитационную группу встречал наместник архимандрит Спиридон (Иващенко). Здесь 13 братий успешно сдали зачет по «Истории Русской Православной Церкви». На аттестации присутствовал преподаватель данной дисциплины послушник Алексий Димитров. Братия отвечали по 14 билетам с двумя вопросами. Слушатели курсов в пустынном Иоанно-Богословском Савво-Крыпецком мужском монастыре сдавали зачет по «Истории монашества и аскетики». Комиссию встречал и присутствовал на зачете ответственный за данную учебную площадку и преподаватель иеромонах Мардарий (Алексеев). По восьми билетам зачет сдали шесть братий. Для членов комиссии отец Мардарий провел небольшую экскурсию по всем храмам монастыря. 22 февраля выездная аккредитационная группа Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви завершила свою работу в Псковской епархии. В четвертый день работы члены комиссии посетили Успенский Псково-Печерский монастырь, где встретились с митрополитом Псковским и Порховским Арсением  — священноархимандритом и игуменом Псково-Печерского монастыря. Владыка Арсений тепло встретил членов выездной аккредитационной группы. На встрече с архиереем обсуждались вопросы базового богословского образования монашествующих в Псковской епархии. На зачете по дисциплине «Основы богослужебного устава и литургики» присутствовали: благочинный монастыря, магистр богословия иеромонах Прохор (Андрейчук), ответственный за курсы иеромонах Анатолий (Подолян) и преподаватель протоиерей Александр Савельев.

http://patriarchia.ru/db/text/6106078.ht...

В В. м. помимо мощей прп. Макария, почивавших под спудом в Успенском храме, почитались частица Животворящего Креста Господня, камень от Живоносного Гроба и икона Воскресения Христова, присланная в обитель в 1900 г. Иерусалимским Патриархом Дамианом . Святыни, а также активная миссионерская деятельность братии привлекали паломников из соседних губерний и С.-Петербурга. Накануне праздника Успения Божией Матери мон-рь принимал многолюдный крестный ход из Петропавловского храма Любани. Крестные ходы на островок прп. Макария совершались в субботу Сырной недели, в Недели Православия, Крестопоклонную, о самарянине, в день Св. Духа, а также 8 мая и 29 июня. В апр. 1920 г. постановлением межведомственной комиссии по ликвидации мон-рей в Новгородском у. здание странноприимного дома В. м. передали отделу народного образования для размещения в нем ремесленной школы и интерната. В 1922 г. часть территории обители была передана совхозу, но богослужения в храмах продолжали совершаться, в корпусах жили 30-40 насельников. 4 апр. 1923 г. настоятель В. м. игум. Кирилл был тайно хиротонисан во епископа Любанского, викария Новгородской епархии, хиротонию возглавил архиеп. Андрей (Ухтомский) . Арестованный в 1924 г. по обвинению в сокрытии монастырских ценностей, еп. Кирилл отбывал срок в ИТЛ в Вологодской губ. и после освобождения в 1927 г. вернулся в обитель. В июле 1928 г. в Александро-Невской лавре он был пострижен иосифлянским (см. ст. Иосиф (Петровых) ) еп. Стефаном (Бехом) в схиму с именем Макарий, ушел на покой и жил в В. м. 17 февр. 1932 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности вся братия мон-ря (ок. 40 чел.) была арестована. Коллегия ОГПУ 22 марта 1932 г. приговорила иноков к различным срокам лишения свободы, в т. ч. схиеп. Макария, его келейника иеродиак. Вукола (Николаева) и ризничего иером. Афиногена (Агапова; 24 июня 1979) к 3 годам ссылки. С февр. 1932 г. в храмах мон-ря и Крестовоздвиженской ц. на подворье в Любани службы не совершались. 21 февр. собравшиеся на общегородской митинг жители Любани постановили ликвидировать монастырское подворье и передать помещения под «культурное учреждение». Решением Леноблисполкома от 10 мая 1932 г. храмы В. м. были закрыты, корпуса обители переданы под отд-ние Свирьского лагеря. В 1935 г. освободившаяся из заключения часть братии поселилась недалеко от В. м., схиеп. Макарий нелегально жил в районе Чудово и Любани, совершал тайные постриги и священнические хиротонии. После оккупации Новгорода нем. войсками в 1941 г. схиепископ вместе с келейником перебрался в Псково-Печерский мон-рь . В ночь на 1 апр. 1944 г. при бомбардировке Петсери (ныне Печоры) советской авиацией он был убит в своей келье. Ок. 1944 г. еще 5 бывш. насельников В. м. поселились в Псково-Печерской обители, в т. ч. иером. Афиноген (Агапов), служивший с 1945 г. ризничим и казначеем, с 1960 г. братским духовником, с 1968 г. в сане архимандрита.

http://pravenc.ru/text/155316.html

Тем не менее М. уделял внимание пополнению архиерейской ризницы книгами и церковной утварью. Так, в ризнице Троицкого собора в Пскове хранились «Евангелие», «построенное… повелением» М. 11 сент. 1683 г., серебряный позолоченный напрестольный чеканной работы крест с литым распятием, украшенный жемчугом и драгоценными камнями, который М. «построил в соборную церковь Святыя Троицы» 7 мая 1683 г., золотой потир, «построенный… повелением» М. «из домовой казны», старинная панагия, пожертвованная М. в Троицкий собор для поминовения стольника Л. И. Салтыкова в 1683 г. ( Окулинич-Казарин. 1913. С. 107-108). Одним из основных направлений деятельности М. в Пскове стала борьба с расколом (см. Старообрядчество ). В авг. 1684 г. М. писал патриарху Иоакиму о деле чернеца Иоасафа по прозвищу Сарап, находившегося в Псково-Печерском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . М. сообщил, что этот «пьяница и озорник и всякими крамолами великой составщик.... как было смятение на Москве меж стрельцами, и он чернец, будучи в то время во Пскове, возмущал народом и стрельцов наговаривал на всякое дурно, чтоб смятение учинить и бунт завесть», а, будучи в карауле, кричал непристойные слова, бранил и М., угрожал ему, «сказывая за собою государево слово» (ДАИ. Т. 11. 74. С. 208). В 1685 г. М. вел следствие по делу раскольника Гараски Павлова, у к-рого были обнаружены книги с «великими и неизреченными хулами» на новые обряды. М. «имал его… перед себя на собор, в том истязался с ним», но успеха не достиг и передал его градским властям. После пыток Гараска покаялся и был направлен в Святогорский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Сообщая об этом деле царям 1 мая 1685 г., М. отмечал, что «свободить его раскольника невозможно, потому что великой словесник и книг читатель» (ДАИ. Т. 12. 10. С. 102-107). Много внимания М. уделял строительству на старом фундаменте нового Троицкого собора из тесаной плиты; однако незадолго до завершения строительства своды и верхняя часть здания обрушились. Достраивал собор преемник М. митр. Иларион. В 1685 г. М. отстроил заново и освятил на месте храма Пресв. Богородицы Одигитрии в Пскове на подворье Псково-Печерского мон-ря каменную ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. 1 мая 1686 г. М. освятил ц. св. Николая в г. Ревеле и украсил ее иконостасом, изготовленным в Пскове.

http://pravenc.ru/text/2562304.html

В условиях широкой автономии Православная Церковь в Эстонии, как и остальные, смогла постепенно восстановить все стороны церковного бытия: епархиальную, приходскую и монастырскую жизнь, развить духовное просвещение и религиозное образование, благотворительность и служение милосердия. Исключительное место в жизни АПЦЭ занимали монастыри — важнейшие духовные центры, поддерживавшие в душах людей, стекавшихся в их благодатную ограду, ту спасительную веру, без которой, по слову апостола, угодить Богу невозможно (Евр. 11. 6). В этот период в ведении АПЦЭ находились одна из древних особо почитаемых русских обителей Псково-Печерский Успения Божией Матери мужской монастырь (1473), Пюхтицкий Успенский женский монастырь (1891), Иверская женская община в Нарве. Многие священнослужители Автономной Эстонской Православной Церкви и благочестивые миряне посещали святые обители Русской Православной Церкви, расположенные в епархиях западной части бывшей Российской империи: рижский Свято-Троицкий женский монастырь (1891), виленский Свято-Духовский мужской монастырь (1597) и Почаевскую Успенскую лавру (1240). Но наибольшее стечение паломников из Эстонии ежегодно происходило 28 июня, на день памяти основателей Валаамского Свято-Преображенского мужского монастыря (XII в.) преподобных чудотворцев Сергия и Германа. Господь судил мне в детстве вместе с родителями дважды побывать в обители, духовное влияние которой во многом предопределило мой дальнейший жизненный путь. Первоочередной пастырской заботой в Автономной Эстонской Православной Церкви оставалось попечение о браке и семье, о религиозном воспитании детей, раскрытие в сознании пасомых сущности супружеского и семейного служения в браке, являющегося, по слову апостола, великой тайной по отношению ко Христу и Церкви (Еф. 5. 32). В самом начале 20-х гг. с благословения священноначалия в Риге появились студенческие религиозные кружки, заложившие основу Русское студенческое христианское движение в Прибалтике. Руководитель РСХД за рубежом выдающийся духовник и проповедник протоиерей Сергий Четвериков (Париж) считал, что оно имело почву и в России и было выражением «глубокой внутренней потребности молодой души найти в себе самой твердое религиозное основание для разумной и осмысленной жизни» 981. В кругах русской студенческой молодежи за пределами Советской России усиливалось стремление познать и усвоить Христово учение, религиозно осмыслить русскую действительность, ее прошлое и настоящее, принять на себя ответственность за судьбу русской культуры и Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/430328/

Сретенский монастырь, хотя и не был знаменит, играл заметную роль во многих духовных и исторических событиях. По­сле октябрьского переворота 1917 года монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Правосла­вие. 4 декабря 19 25 года здесь принял иноческий постриг Сер­гей Извеков - будущий святейший патриарх Пимен. Одним из последних настоятелей обители перед ее закрытием стал сподвижник святого патриарха Тихона священномученик архиепископ Иларион (Троицкий), встретивший свою смерть в сталинских лагерях. Выдающийся богослов, блестящий про­поведник архиепископ Иларион в 20-е годы отдал все свои си­лы для того, чтобы отстоять само существование Церкви в ус­ловиях гонения на христиан. В 1922 году Сретенский монастырь был захвачен «обновленцами» - псевдоцерковны­ми деятелями, сотрудничавшими с большевиками в страшном деле разорения Церкви. Но усилиями владыки Илариона в 1923 году монастырь был возвращен Православной Церкви, а его собор - переосвящен великим чином. Мудрая и смелая по­зиция архиепископа Илариона повлекла за собой ненависть богоборцев, ссылку и многолетнее заключение настоятеля Сретенского монастыря в Соловецком концлагере, а затем и мученическую кончину. В конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 годах большая часть храмов и сооружений монастыря: церковь преподобной Марии Египетской, храм святителя Николая, святые ворота с колокольней и братские корпуса - бы­ли разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офице­ров НКВД. На монастырской территории велись расстрелы. Этот кусочек земли буквально пропитан кровью новых муче­ников. В память о всех жертвах богоборческий власти при вхо­де в монастырь в 1995 году был установлен поклонный крест, освященный Святейшим Патриархом Алексием. В 1991 году сохранившийся собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Русской Православ­ной Церкви, здесь был создан приход. В 1994 году по благо­словению Святейшего Патриарха Алексия в Сретенском мо­настыре была возрождена монашеская жизнь и основано подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. В 1995 году Указом Святейшего Патриарха подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен Ти­хон (Шевкунов).

http://pravoslavie.ru/5790.html

По семейному преданию, семья А.А. Ридигера эмигрировала спешно и первоначально поселилась в Хаапсалу, небольшом городке на берегу Балтийского моря, примерно в 100 км к юго-западу от Таллина. После окончания гимназии Михаил начал искать работу. В Хаапсалу для русских никакой работы, кроме самой тяжелой и грязной, не было и Михаил Александрович зарабатывал рытьем канав. Потом семья перебралась в Таллин, и уже там он поступил на фанерную фабрику Лютера, где служил сначала бухгалтером, затем главным бухгалтером отделения. На фабрике Лютера М.А. Ридигер работал вплоть до принятия священного сана (1940). Церковная жизнь в послереволюционной Эстонии была очень живой и активной, прежде всего благодаря деятельности духовенства Эстонской Православной Церкви. По воспоминаниям Патриарха Алексия, «это были настоящие русские священники, с высоким чувством пастырского долга, заботящиеся о своей пастве» (Беседы с Патриархом Алексием II. Архив ЦНЦ). Исключительное место в жизни Православия в Эстонии занимали монастыри: Псково-Печерский Успения Божией Матери мужской, Пюхтицкий Успения Божией Матери женский , Иверская женская община в Нарве. Многие священнослужители и миряне Эстонской Церкви посещали обители, расположенные в епархиях западной части бывшей Российской империи: рижский Сергиев женский монастырь во имя Святой Троицы, виленский Свято-Духовский мужской монастырь и Почаевскую Успенскую лавру. Наибольшее стечение паломников из Эстонии ежегодно происходило 11 июля (28 июня по ст. ст.) в Валаамском Преображенском монастыре , находившемся тогда в Финляндии, на день памяти его основателей - преподобных Сергия и Германа. В начале 20-х гг. с благословения священноначалия в Риге появились студенческие религиозные кружки, заложившие основу Русского студенческого христианского движения (РСДХ) в Прибалтике. Разносторонняя деятельность РСХД, членами которого были протоиерей Сергий Булгаков, иеромонах Иоанн (Шаховской), Н.А. Бердяев, А.В. Карташев, В.В. Зеньковский, Г.В. Флоровский, Б.П. Вышеславцев, С.Л. Франк, привлекала православную молодежь, желавшую найти в трудных условиях эмиграции твердое религиозное основание для самостоятельной жизни. Вспоминая 20-е годы и свое участие в РСХД в Прибалтике, архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) позднее писал, что тот незабываемый для него период был «религиозной весной русской эмиграции», ее лучшим ответом на все, что происходило в это время с Церковью в России. Церковь для русских изгнанников перестала быть чем-то внешним, напоминающим лишь прошлое. Церковь становилась смыслом и целью всего, центром бытия.

http://patriarchia.ru/db/text/500166.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010