Однако история имеет странное свойство повторяться, и приходской храм бывшего Сретенского монастыря на несколько лет оказался в руках новых обновленцев, которые ратовали за кардинальную ломку церковной жизни. В 1994 году вышел Указ Святейшего Патриарха об основании здесь подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Тогда обновленцы начали открытое противостояние церковной власти, и в ход пошли излюбленные их предшественниками орудия: оголтелая кампания в прессе, клевета, подтасовки, давление через гражданские инстанции. Первую службу в праздник Сретения Господня монахи Псково-Печерского монастыря провели на морозе, поскольку двери были заперты обновленцами. И все же история повторилась до конца: церковные большевики были изгнаны, собор - переосвящен великим чином, монашеская жизнь начала возрождаться. В 1995 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого назначен игумен Тихон (Шевкунов). Ныне Сретенский монастырь является одним из важных религиозных центров не только столицы, но и всей России. Монастырь насчитывает 40 насельников; ежедневно в соборе совершается Божественная служба. Сретенское книжное издательство - одно из крупнейших в современной России. Издательство выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни. Ежегодно в издательстве выходит более ста наименований книг. Восстановление монастыря далеко не закончено, однако уже теперь монастырская территория является оазисом тишины и духовной красоты посреди шума и сутолоки московского центра. Не в последнюю очередь этому способствуют окружающие обитель новые белокаменные стены, которые прекрасно вписались в облик Первопрестольной. Практически завершено восстановление собора в честь Владимирской иконы Богоматери; в его иноностасе, написанном по древнему канону, можно увидеть настоящие шедевры современной иконописи: например, образ " Снятие пятой печати " или современный список чудотворной Владимирской иконы.

http://pravoslavie.ru/sretmon/history.ht...

По данным описи 1764 г., собор был однопрестольным ( Морозкина. 2007. С. 12). Архим. Амвросий (Орнатский) отмечал в О. М. м. 2 церкви: соборный храм (ошибочно именовал его ц. Рождества Пресв. Богородицы) и ц. во имя прп. Онуфрия Мальского, где под спудом находились мощи преподобного (ИРИ. Ч. 5). По данным А. М. Ратшина, в XIX в. придел во имя прп. Онуфрия Мальского существовал в соборе и в нем под спудом находились его мощи ( Ратшин. Монастыри. С. 456). М. Шведов называл храм Рождества Христова однопрестольным ( Шведов. 1901. С. 418). Звонница. Кон. 40-х — 1-я пол. 50-х гг. XVI в., перестроена в 1902 г. Фото: А. П. Пятнов Звонница. Кон. 40-х — 1-я пол. 50-х гг. XVI в., перестроена в 1902 г. Фото: А. П. Пятнов Внутреннее убранство храма в кон. XVI в. было близко к традициям московской церковной культуры. В храме был установлен иконостас, имевший деисусный и пророческий ряды, а роль праздничного чина выполнял единый образ: «Господцких праздников дванадесять на одной иконе». В местном ряду за правым клиросом помещались храмовая икона «Рождество Христово», украшенная серебряным позолоченным венцом и 2 серебряными позолоченными гривнами, а также заключенные в киоты иконы - Божией Матери «Одигитрия» и «Воскресение Христово». В клировых ведомостях 1901 г. чтимым образом храма была названа икона преподобных Онуфрия Великого, Петра Афонского и Онуфрия Мальского. На пожертвования приезжавших за советом и утешением к жившему в Малах праведнику болящему Матфею и на средства, собранные А. С. Колосовой, с юж. стороны собора был заложен придел во имя прп. Онуфрия Мальского; торжественное освящение закладки фундамента 12 июня 1901 г. совершил настоятель Псково-Печерского мон-ря архим. Мефодий (Холмский). В 1902 г. строительство придела было закончено. В Онуфриевском приделе находились иконы работы худож. Егорова ( Малков. 2006. С. 68). Одновременно с собором Рождества Христова в мон-ре был воздвигнут храм с неизвестным посвящением при трапезной мон-ря. На 1-м этаже 3-этажного храма (внизу располагался подвал) находились хозяйственные помещения; со стороны трапезной в храм вело 2 входа; на 2-м этаже располагался основной храм, на верхнем ярусе - придел, в к-рый вела лестница из диаконника основного храма ( Седов. 1996. С. 145). Завершение храма по типу было близко к завершению Благовещенской ц. Псково-Печерского мон-ря. Уже в писцовой книге 1584-1588 гг. храм не упоминался, т. е., по всей видимости, его обрушение произошло ранее ее составления. Построенная одновременно с храмом трапезная была типологически близка к трапезной Крыпецкого мон-ря (Там же). Сооружение храма и трапезной В. В. Седов датирует кон. 40-х - нач. 50-х гг. XVI в. Традиционно разрушение храма и трапезной в историографии связывается с устным преданием о разорении обители польско-литов. войсками в 1581 г.

http://pravenc.ru/text/2578443.html

Видение в Печорах Свято-Успенский Псково-Печерский Мужской Монастырь - А примкнуть к Церкви мысли не приходило? - Я начал иногда заходить в храм. Но, во-первых, я там, конечно, ничего не понимал. Что чувствовал реально, так это то, что я почему-то никак не могу перекреститься! Рука вдруг наливалась такой невероятной тяжестью, что, будучи человеком физически хорошо подготовленным (а я занимался борьбой, боксом и пр.), я не мог поднять руки для крестного знамения! Просто физически не мог: такая тяжесть была... Потом мне это послужило неким уроком: я твердо верю, что Господь никогда не оставляет Своих чад! Я отправился в свою первую поездку (типа паломнической) в Псково-Печерский монастырь. О нем уже был наслышан: знал, что такой монастырь есть. Автостопом доехал до Пскова и уже поздним вечером подходил к обители. Служба закончилась, храм закрыли, и я вышел за стены монастыря. На дворе было лето, и я решил заночевать где-нибудь под кустиком, а утром пойти на службу. Я стремился понять, что же такое особенное присутствует в Церкви. Мы к тому времени уже чувствовали, что во всем этом есть какая-то тайна. Мы чувствовали ее присутствие, но не понимали, как в нее можно войти, ее осознать. Я почти сразу же заснул. Просыпаюсь внезапно от какого-то странного чувства тревоги. И вижу девушку в белом платье - среди ночи! Первым порывом моим было ей крикнуть: «Что ты здесь делаешь?» Вдруг вижу, что она идет ко мне, ее длинное платье развевается, и я вдруг понимаю, что она не идет, а плывет! Платье ее развевается, она всё ближе, но с ее приближением меня охватывает вдруг какой-то страшный, патологический ужас, которого я в жизни никогда не испытывал! - Вы видели это наяву? - Да, я оцепенел от ужаса: со мной раньше никогда подобного не было! Я не просто оцепенел, но по мере приближения странной девушки я ощущал свою абсолютную не просто беззащитность - а какую-то полнейшую прострацию! И тут вдруг невероятным, сверхчеловеческим усилием, еще будучи в оцепенении, я начал судорожно креститься. Как мне это удалось сделать, я до сих пор не знаю! Я стал просто креститься... И когда снова поднял на нее глаза, то увидел, что она остановилась на том самом месте и в тот самый момент, когда я начал креститься. Там она остановилась...

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/05/otec...

И полилась слезная исповедь кающегося человека. Старец слушал и молился. Он отпустил грехи полковнику, наставил его на путь спасения, а на его вопрос - как жить ему в дальнейшем, сказал: " Оставайся на своем посту. Но, когда в жизни твоей представится случай - сделай, что можешь, для облегчения участи верующих людей, для сохранения преследуемой Церкви Божией " . " Но как мне спасти Вам жизнь, святой отец? " - спросил полковник. - О, если бы Вы согласились принять тот вариант, который я могу Вам предложить. Я назову Вас моим родным дядей, но глухонемым. Я поселю Вас на крайнем Севере, на краю деревушки. Местная власть будет знать о Вас, как о родственнике большого человека, но как о безопасном для советской власти, как о глухонемом. Вам будут доставлять все необходимое для жизни, даже для совершения Божественной Евхаристии. Я буду к Вам регулярно присылать верного Богу человека. Через него Вы сможете передавать Святые Дары в те отдаленные лагеря, куда, как говорится, и птица не долетит. А мой человек будет ездить, летать, даже до Новой Земли. Согласитесь " . Старец согласился, благословил военного, и тот устроил все, как обещал. Иеромонах проживал долгие годы в отдельной маленькой хибарке, не видя людей, не общаясь ни с кем, кроме Господа. Доставляющих ему пищу и дрова старец молча благодарил низким поклоном. Но несколько раз в год к старцу приезжал человек, посланный " родственником " - военным. Через этих людей лились Божий благодеяния на больных и умирающих в лагерях избранников Божиих. Псково-Печерский монастырь На обратном пути из Пюхтиц мы посещали не раз Псково-Печерский мужской монастырь. Он сохранился так же, как и Пюхтицы, потому что территория его в годы советской власти принадлежала Эстонии. В этой обители было что посмотреть и чему порадоваться! И расположение монастыря в глубоком овраге, и архитектура четырнадцатого века, мощные башни, стены, храмы - все это вызывало у нас восторг, все внушало уважение к старине. Наместник, архимандрит Алипий, встречал нас всегда с любовью, водил по саду, расположенному над крышей храма, сидел с нами в зеленой беседке и рассказывал историю монастыря: его возникновение, его судьбу во времена Ивана Грозного, жизнь подвижников-монахов, чудеса у их гробниц.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1912...

В эмиграции роль Православной Церкви была особой. Многих людей, оказавшихся за пределами России, отличал высокий духовный настрой. Переживая утрату отчизны, испытывая лишения, они с энтузиазмом участвовали в религиозной жизни русского рассеяния. Развивалась приходская жизнь, в молодежной среде активно работало Русское Студенческое Христианское Движение. Деятельное участие в мероприятиях Движения принимал отец Патриарха Михаил Александрович Ридигер, который в конце 1930-х годов был рукоположен в диакона, а затем — во иерея. В Эстонии стремились побывать эмигранты из «дальнего зарубежья». Здесь они находили «уголок» России, заключавший в себя великую святыню — Псково-Печерский монастырь. За пределами СССР, в тогдашних границах Финляндии, находилась и другая русская святыня — Валаам. Посещение Северного Афона, как называли Валаамскую обитель, оставило неизгладимый след в душе юного паломника Алеши Ридигера. Это событие сыграло, по признанию Патриарха, особую роль в его жизни. Следовательно, событие это повлияло и на судьбу Русской Православной Церкви, неразрывно и непостижимо связанную с жизнью ее Предстоятеля. В конце 1930-х годов сложно было предположить, что посещение Валаама отроком Алексием станет судьбоносным не только для Церкви, но и для самой обители, которая после полувекового разорения и разрушения начнет возрождаться и будет восстановлена при деятельном попечительстве давнего юного паломника, а ныне священноигумена ставропигиального Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Патриарха Алексия. В 1937 году отец будущего Патриарха посетил Валаам. Эта поездка произвела на него столь сильное впечатление, что в последующие годы он вновь совершал паломничества в Спасо-Преображенскую обитель, но уже с женой и сыном Алексеем. Святейший Патриарх Алексий вспоминал: «Семейной традицией было совершение паломничеств в период летних отпусков. Мы ездили или в Пюхтицкий женский монастырь, или в Псково-Печерский мужской. Но особенно мне запомнились паломнические поездки в Валаамский Преображенский мужской монастырь в 1938 и 1939 гг. Мы плыли пароходом до Хельсинки, оттуда по железной дороге ехали до Выборга и потом уже на монастырском пароходе до Валаама. Следующий раз я побывал на Валааме только пятьдесят лет спустя, в год 1000-летия Крещения Руси».

http://patriarchia.ru/db/text/124985.htm...

Мальской Спасо-Рождественский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Мальской Спасо-Рождественский монастырьмужской православный монастырь в Печорском районе Псковской области. Возник как место иноческого жилья в XV веке на берегу Мальского озера. Расположен в 18 км к юго-востоку от Псково-Печерского монастыря между городом Печоры и деревней Изборск близ деревни Малы. Архитектурный ансамбль монастыря является объектом культурного наследия федерального значения и охраняется государством. В 2000 году монастырь получил статус Спасо-Онуфриева скита Псково-Печерского монастыря . Содержание История [ править править код ] Мальский монастырь, и правда, совсем невелик. Его и называли «монастырьком». Но от этих мест, от этих стен веет Стариной — именно так, с большой буквы. Основание Мальского монастыря «Англосаксонская монета времен Этельреда II (979—1016), найденная когда-то в Малах, наводит на мысль, что здесь в стародавние времена, когда Изборск располагался еще на Труворовом городище, могли проходить какие-то торговые караваны, двигавшиеся с востока на запад и с запада на восток. Кто знает? Никто не может сказать о тех временах что-то определенное. Однако на всем протяжении дальнейшей истории края Малы были в стороне от больших дорог. Только старинный, изъеденный непогодой крест, в миниатюре повторяющий " Труворов " , говорит об их древности...» Вот в такие края пришел во второй половине XV века преподобный Онуфрий . Он был учеником преподобного Евфросина Псковского — основателя Спасо-Елеазаровского монастыря в окрестностях Пскова, первого пустынножителя на псковской земле. Как и его учитель, Онуфрий тяготился жизнью в больших монашеских обителях. В Малах он нашел уединение — правда, не надолго; как это обычно и случалось, к подвижнику, слава о котором быстро распространилась окрест, за помощью и утешением стали приходить люди — и многие оставались в Малах. Отшельничий скит вскоре превратился в монастырь. Память об основателе сохранилась в его втором названии — Онуфриева пустынь. Под спудом здесь почивают мощи преподобного.

http://azbyka.ru/palomnik/Мальской_Спасо...

Действительно, Псково-Печерский монастырь был той обителью, в которой произошла моя встреча с нашим русским православным монашеством. До Троице-Сергиевой лавры было далеко, а в Печоры из тогдашнего Ленинграда ездили часто. Именно здесь и формировалось, может быть, подспудно, не сразу осознанно, это сердечное восприятие монашеской жизни. Я хотел бы поблагодарить Вас, отец Тихон, за Ваши труды и за то, что Вы так близко к сердцу восприняли мои слова о необходимости развивать паломническое делание. В этих словах — частица и моего собственного опыта, о чем я только что сказал. Паломничество в святые обители помогает людям обрести иную точку зрения, иной взгляд и на самих себя, и на окружающую жизнь. Многие паломники знают, как, обретя особое духовное состояние в монастыре, испытываешь затем тяжелый дискомфорт, когда возвращаешься к обычной мирской суете. И это благодатное чувство: Сам Господь дает человеку возможность понять и сравнить. И для того чтобы наши современники могли увидеть и почувствовать сердцем благодать Божию, проистекающую на тех, кто пребывает в этих святых местах, важно организовать их паломническое бытие в обителях. Создание Вами паломнического центра явилось очень важным шагом на этом пути. Вспоминаю, как в детстве родители мои снимали комнатки в Печорах. Все это было очень сложно, потому что Печоры, особенно в преддверии праздника Успения, были переполнены паломниками, поэтому приходилось договариваться заранее. Когда я уже сам приезжал в Печоры, иногда нам всем приходилось спать на полу в подклети храма, и отец Нафанаил рано утром будил нас словами: " Поспешайте в Михайловский " , — помню все это, как вчерашний день. Теперь не надо спать вповалку, у людей есть возможность спокойно здесь пожить, помолиться, и в этом большая Ваша заслуга. Хотел бы отметить и труды владыки Евсевия, священноархимандрита этой обители, без благословения которого ничего здесь не происходит, — и он очень тепло говорил мне о создании этого паломнического центра и о Ваших заботах.

http://patriarchia.ru/db/text/3722130.ht...

С юных лет Михаил Александрович стремился к священническому служению, но лишь после окончания в 1940 году богословских курсов в Ревеле он был рукоположен во диакона, а затем во иерея. В течение 16 лет был настоятелем Таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви, состоял членом, а позже и председателем епархиального совета. В семье будущего Первосвятителя царил дух русской православной церковности, когда жизнь неотделима от храма Божия и семья воистину является домашней церковью. Для Алеши Ридигера не было вопроса о выборе жизненного пути. Его первые сознательные шаги совершались в храме, когда он шестилетним мальчиком выполнял свое первое послушание — разливал крещенскую воду. Уже тогда он твердо знал, что станет только священником. В восемь-девять лет он знал Литургию наизусть и любимой его игрой было «служить». Родители смущались этим и даже обращались к валаамским старцам по этому поводу, но им было сказано, что если все мальчиком делается серьезно, то препятствовать не нужно. Большинство русских, живших в то время в Эстонии, по существу не были эмигрантами. Являясь уроженцами этого края, они оказались за границей, не покидая родины. Своеобразие русской эмиграции в Эстонии во многом определялось компактным проживанием русских на востоке страны. Здесь стремились побывать рассеянные по всему миру русские изгнанники. По милости Божией они находили здесь «уголок России», заключавший в себе великую российскую святыню — Псково-Печерский монастырь, который, находясь в то время за пределами СССР, был недоступен для безбожной власти. Ежегодно совершая паломничества в Пюхтицкий Свято-Успенский женский и Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастыри, родители будущего Святейшего Патриарха брали мальчика с собой. В конце 1930-х годов вместе с сыном они совершили две паломнические поездки в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь на Ладожском озере. Мальчик на всю жизнь запомнил встречи с насельниками обители — духоносными старцами схиигуменом Иоанном (Алексеевым, +1958), иеросхимонахом Ефремом (Хробостовым, +1947) и особенно с монахом Иувианом (Красноперовым, +1957), с которым завязалась переписка и который принял отрока в свое сердце.

http://patriarchia.ru/db/text/54129.html

До революции на территории монастыря находилось также кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 г. В советское время на месте погоста было построено здание средней школы. В 1991 г. сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и открыт как приходской храм. В 1993 г. открыто подворье Псково-Печерского монастыря, в 1995 г. преобразованное в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 9-10 мая 1999 г. в монастыре состоялось прославление сщмч. Илариона, епископа Верейского (†1929 г.). Возведена колокольня, восстановлены старинные монастырские помещения, построены два новых пятиэтажных корпуса и перестроен один четырехэтажный, где разместились братия обители и Сретенская духовная семинария . Ныне в Сретенском монастыре живут и подвизаются более сорока насельников. При монастыре органи­зованы катехизические курсы, которые посещаются глав­ным образом недавно вступившими в церковную жизнь людьми. В настоящее время на курсах обучается около че­тырехсот человек. Сретенское книжное издательство — одно из крупнейших в со­временной России. Издательство выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни. У Сретенского монастыря также имеется два скита: мужской и женский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области. Второй скит, во имя пророка Божия Илии, находится в Московской области. Братия монастыря совершает регулярные поездки в Чечню для оказания духовной и материальной помощи российским воинам и местным жителям. При монастыре действуют Сретенское высшее православное монастырское училище, Российский центр по изучению Туринской Плащаницы, воскресная школа, издательство и интернет-журнал Православие.ru.  Под патронажем Сретенского монастыря восстанавливается колхоз «Воскресение». В 2003 г.  кооператив «Воскресение» получил государственную Столыпинскую премию как «самый эффективный землепользователь в России». Храмы

http://patriarchia.ru/db/text/250117.htm...

Так, на 1 января 1956 г. более половины монастырей Русской Православной Церкви находилось на Украине: 9 мужских с 3 скитами и 24 женских с 6 скитами; в них подвизалось 2700 насельников и насельниц; в Молдавии сохранилось 7 мужских и 7 женских обителей с 1370 братьями и сестрами; в России монастырей было даже меньше, чем в Белоруссии: в Белоруссии – 1 мужской и 2 женских монастыря, а в России всего 2 мужские обители – Троице-Сергиева лавра и Псково-Печерский Успенский монастырь. Общее число насельников и насельниц в монастырях России и Белоруссии на 1 января 1956 г. было одинаково: по 135. Кроме того, в Прибалтике существовало 4 православных монастыря: в Литве 1 мужской и 1 женский (оба в Вильнюсе) с 38 братьями и сестрами, в Эстонии – женский Пюхтицкий со 106 сестрами и в Латвии – женский монастырь с 82 насельницами. Как и встарь, монастыри привлекали к себе богомольцев не только из ближних, но и из самых отдаленных мест. В престольные праздники в православные обители стекалось по нескольку десятков тысяч богомольцев. Особенно много паломников, и не только в праздничные дни, но и в будни, собиралось в лаврах: Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Почаевской, в Псково-Печерском и Жировицком монастырях, посвященных Успению Божией Матери. Среди паломников обреталось великое множество нищих людей, которые при монастырях находили себе приют и пропитание, несмотря на строгие запреты монастырям заниматься благотворительностью. В большинстве монастырей богослужение совершалось строго по уставу. В день памяти преподобного Антония в Крестовоздвиженском храме Киево-Печерской лавры всенощное бдение начиналось в 5 часов вечера и оканчивалось в 11 часов 30 минут. Столь же продолжительные строго уставные богослужения совершались и в других монастырских церквах и в праздники, и в будни. Но паломники притекали в монастыри не только ради того, чтобы поклониться их святыням, и чтобы участвовать в торжественных богослужениях. Они приходили в обители и для того, чтобы окормляться у опытных духовников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010