В В. м. помимо мощей прп. Макария, почивавших под спудом в Успенском храме, почитались частица Животворящего Креста Господня, камень от Живоносного Гроба и икона Воскресения Христова, присланная в обитель в 1900 г. Иерусалимским Патриархом Дамианом . Святыни, а также активная миссионерская деятельность братии привлекали паломников из соседних губерний и С.-Петербурга. Накануне праздника Успения Божией Матери мон-рь принимал многолюдный крестный ход из Петропавловского храма Любани. Крестные ходы на островок прп. Макария совершались в субботу Сырной недели, в Недели Православия, Крестопоклонную, о самарянине, в день Св. Духа, а также 8 мая и 29 июня. В апр. 1920 г. постановлением межведомственной комиссии по ликвидации мон-рей в Новгородском у. здание странноприимного дома В. м. передали отделу народного образования для размещения в нем ремесленной школы и интерната. В 1922 г. часть территории обители была передана совхозу, но богослужения в храмах продолжали совершаться, в корпусах жили 30-40 насельников. 4 апр. 1923 г. настоятель В. м. игум. Кирилл был тайно хиротонисан во епископа Любанского, викария Новгородской епархии, хиротонию возглавил архиеп. Андрей (Ухтомский) . Арестованный в 1924 г. по обвинению в сокрытии монастырских ценностей, еп. Кирилл отбывал срок в ИТЛ в Вологодской губ. и после освобождения в 1927 г. вернулся в обитель. В июле 1928 г. в Александро-Невской лавре он был пострижен иосифлянским (см. ст. Иосиф (Петровых) ) еп. Стефаном (Бехом) в схиму с именем Макарий, ушел на покой и жил в В. м. 17 февр. 1932 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности вся братия мон-ря (ок. 40 чел.) была арестована. Коллегия ОГПУ 22 марта 1932 г. приговорила иноков к различным срокам лишения свободы, в т. ч. схиеп. Макария, его келейника иеродиак. Вукола (Николаева) и ризничего иером. Афиногена (Агапова; 24 июня 1979) к 3 годам ссылки. С февр. 1932 г. в храмах мон-ря и Крестовоздвиженской ц. на подворье в Любани службы не совершались. 21 февр. собравшиеся на общегородской митинг жители Любани постановили ликвидировать монастырское подворье и передать помещения под «культурное учреждение». Решением Леноблисполкома от 10 мая 1932 г. храмы В. м. были закрыты, корпуса обители переданы под отд-ние Свирьского лагеря. В 1935 г. освободившаяся из заключения часть братии поселилась недалеко от В. м., схиеп. Макарий нелегально жил в районе Чудово и Любани, совершал тайные постриги и священнические хиротонии. После оккупации Новгорода нем. войсками в 1941 г. схиепископ вместе с келейником перебрался в Псково-Печерский мон-рь . В ночь на 1 апр. 1944 г. при бомбардировке Петсери (ныне Печоры) советской авиацией он был убит в своей келье. Ок. 1944 г. еще 5 бывш. насельников В. м. поселились в Псково-Печерской обители, в т. ч. иером. Афиноген (Агапов), служивший с 1945 г. ризничим и казначеем, с 1960 г. братским духовником, с 1968 г. в сане архимандрита.

http://pravenc.ru/text/155316.html

Владыку Тихона на железнодорожном вокзале Пскова встречали епископ Гдовский Фома и секретарь канцелярии Псковской митрополии протоиерей Димитрий Куминов. Глава Псковской митрополии посетил Димитриевское кладбище города Пскова, где совершил заупокойную литию на могиле митрополита Псковского и Порховского Иоанна (Разумова), управлявшего Псковской епархией в 1954-87 годах. Затем митрополит Тихон совершил молебен на начало всякого доброго дела в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова. За богослужением молились епископ Великолукский и Невельский Сергий, епископ Гдовский Фома, наместники монастырей, благочинные церковных округов, руководители епархиальных отделов, настоятели и клирики храмов Псковской митрополии, глава города Пскова Иван Цецерский, преподаватели и учащиеся кафедры теологии Псковского государственного университета, многочисленные прихожане и паломники. В завершение молебного пения владыка митрополит вознес молитву ко Господу, испрашивая Его помощи и благословения на начало своего служения на Псковской земле. По окончании молебна митрополит Тихон обратился к собравшимся с приветственным словом, а затем направился в придел преподобного Серафима Саровского, где совершил заупокойную литию по погребенным там святителям, возглавлявшим Псковскую кафедру в прежние годы. В тот же день владыка Тихон встретился со своим предшественником на Псковской кафедре митрополитом Евсевием (Саввиным), управлявшим Псковской митрополией с 1993 по 2018 годы, а затем провел встречу с временно исполняющим обязанности губернатора Псковской области Михаилом Ведерниковым. Вечером 21 мая глава Псковской митрополии прибыл в Псково-Печерский Успенский мужской монастырь, где возглавил всенощное бдение в канун дня памяти святителя Николая Чудотворца. 22 мая, в праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, митрополит Тихон совершил Божественную литургию в Михайловском соборе Псково-Печерской обители. Источник:  Официальный сайт Московского Патриархата

http://religare.ru/2_115694.html

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь – один из древнейших на Руси. В конце XIV в. на холме, у потока Каменец, подвизались отшельники, одним из которых был прп. Марк. В 1392 г. местным крестьянином Иваном Дементьевым при рубке леса были обнаружены Богом зданные пещеры. Во второй половине XV в. сюда пришел священник Иоанн Шестник с супругой Марией и сыновьями. Он, выкопав в горе пещерный храм, стал основателем монастыря. Первой постриженицей обители была его супруга Мария, в монашестве Васса. После её кончины принял постриг и сам о. Иоанн с именем Ионы. Датой основания монастыря принято считать 1473 г., когда была освящена пещерная Успенская церковь . А свв. Марк и Иона считаются первыми преподобными, и память их празднуется 29 марта/11 апреля. В 1521 г. для монастыря была написана икона Успения Божией Матери, которая со временем прославилась многими чудесами. Наибольшего расцвета обитель достигла в XVI в. в период управления святого игумена, преподобномученика Корнилия. При нём значительно возросло число братии, были расширены пещеры, построены храмы и другие строения, а сам монастырь обнесён каменной оградой. За время своего существования Псково-Печерскому монастырю пришлось пережить нашествия поляков, шведов, литовцев, Отечественную войну 1812 г., две разрушительные войны в XX в. Но древние традиции и молитвенные подвиги не были нарушены, и жизнь в монастыре не прекращалась ни на один день. Благодаря тому, что в 1920 г. территория Печор отошла к буржуазной Эстонии и оставалась эстонской до 1940 г., обитель была спасена от всеобщего разорения и осквернения. Это единственный на территории России монастырь, который никогда не был закрыт. Не оскудевала обитель и духоносными старцами и молитвенниками, к которым приезжало множество верующих. На главный престольный праздник Успения Божией Матери сюда и сейчас стекаются тысячи богомольцев. Празднование совершается три дня и заканчивается умилительным чином погребения Божией Матери. Богослужения проходят на улице, так как ни один храм не может вместить всех молящихся. До сего дня обитель любима и посещаема многими людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Москва. Данилов мужской монастырь.Надвратная церковь Симеона Столпника. Собор. Действует.   Престолы: Симеона Столпника Год постройки:Между 1680 и 1700. Адрес: Россия, город Москва, улица Даниловский вал, дом 22. Координаты: 55.71125, 37.6306 Проезд:метро " Тульская " (из центра - последний вагон), выйдя из метро, повернуть назад, дойти до трамвайных путей и повернуть направо, идти прямо до монастыря; метро " Павелецкая " , далее на любом трамвае до остановки " Свято-Данилов монастырь " . Монастырь открыт для посетителей с 6:00 до 21:00. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью На территории Свято-Данилова монастыря . В советское время подвергся разрушению (снесены все ярусы, кроме самого нижнего). Восстановлен в 1984 г. В 1984 году колокольня Свято-Данилова монастыря была восстановлена в прежних формах. Ее высота - 45 метров. На колокольне 16 колоколов, привезенных, в основном, из Поволжья. Самый большой из них отлит в 1886 году в Ярославле. Церковь преподобного Симеона Столпника расположена над Святыми вратами, под колокольней. Она построена в 1730-х годах и сохранилась в своем первоначальном виде. Колокольня же над храмом была снесена в 1930-х годах, а ее колокола, подбор которых был одним из лучших в Москве, вывезены в США и размещены на звоннице Гарвардского университета. Церковь преподобного Симеона Столпника освящена после реставрационных работ 27 февраля 1988 года. Ее иконостас состоит из местного, праздничного и деисусного чинов. Он оформлен по проекту московского художника-иконописца С.Н. Добрынина, написавшего для него 12 икон, в том числе и храмовый образ святого Симеона Столпника. Основной комплекс икон для иконостаса надвратной церкви поступил в Данилову обитель как пожертвование из Псково-Печерского монастыря. Он составлен из стилистически близких икон XVII-XX веков. Тябла (поперечные брусья) и вертикальные колонки между иконами расписаны орнаментом по мотивам росписи иконостаса в церкви преподобного Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=04761

поиск:   разделы   рассылка Мониторинг СМИ Михаил Сердюков Рука Божественной судьбы Источник:  Союзное вече 23-25 октября Патриарх Московский и всея Руси Алексий II намерен посетить Республику Беларусь. Шестой по счету визит главы Русской Православной Церкви приурочен к празднованию 1020-летия Крещения Руси. Второе десятилетие идет активный процесс возрождения Русской Православной Церкви. Кому-то покажется – долго! Что ж, с точки зрения одного человека, возможно, и так. Но с исторической высоты срок этот мизерный. Потому что строить – не разрушать, это всегда гораздо сложнее, особенно после семидесятилетнего разорения и поношения богоборческой властью. На самом деле происходят грандиозные перемены: восстанавливаются и возводятся новые храмы и монастыри, открываются церковно-приходские школы, издаются православные книги, газеты, журналы, ведется широкое социальное служение – все это способствует духовному прозрению народа, укреплению его морального духа. Примечательно, что все эти годы " у руля " Церкви стоит настоящий столп Православия – Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Люди знающие убеждены: для того чтобы справиться с задачами, которые выдвинуло наше время, нужен был не просто такой человек, как Святейший Владыка Алексий, а именно он и никто другой. Человек неверующий скажет: " счастливым образом " так получилось, а верующий, конечно же, увидит тут прежде всего Божью волю... Однажды я попросил Патриарха Алексия поделиться своими детскими воспоминаниями. " Воспоминаний много, – сказал он. – Разве можно, к примеру, забыть знакомство с первой религиозной книгой? До сих пор помню запах ее страниц... Этой книгой было Евангелие. В 1936 году такой драгоценный подарок мне сделала бабушка. Надписала: " Алеше. Книга для чтения и назидания " . До сих пор сохранилась... Прекрасно запомнились наши поездки по монастырям. Дело в том, что мои родители, ежегодно совершая паломничества в Пюхтицкий Свято-Успенский женский и Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастыри, неизменно брали меня с собой. Еще до войны мы дважды посетили Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь на Ладожском озере. Это, конечно, особая песня... "

http://religare.ru/2_59059.html

По семейному преданию, семья А. А. Ридигера эмигрировала спешно и первоначально поселилась в Хаапсалу, небольшом городке на берегу Балтийского моря, примерно в 100 км к юго-западу от Таллина. После окончания гимназии Михаил начал искать работу. В Хаапсалу для русских никакой работы, кроме самой тяжелой и грязной, не было и Михаил Александрович зарабатывал рытьем канав. Потом семья перебралась в Таллин, и уже там он поступил на фанерную фабрику Лютера, где служил сначала бухгалтером, затем главным бухгалтером отделения. На фабрике Лютера М. А. Ридигер работал вплоть до принятия священного сана (1940). Церковная жизнь в послереволюционной Эстонии была очень живой и активной, прежде всего благодаря деятельности духовенства Эстонской Православной Церкви. По воспоминаниям Патриарха Алексия, «это были настоящие русские священники, с высоким чувством пастырского долга, заботящиеся о своей пастве» (Беседы с Патриархом Алексием II. Архив ЦНЦ). Исключительное место в жизни Православия в Эстонии занимали монастыри: Псково-Печерский Успения Божией Матери мужской, Пюхтицкий Успения Божией Матери женский, Иверская женская община в Нарве. Многие священнослужители и миряне Эстонской Церкви посещали обители, расположенные в епархиях западной части бывшей Российской империи: рижский Сергиев женский монастырь во имя Святой Троицы, виленский Свято-Духовский мужской монастырь и Почаевскую Успенскую лавру. Наибольшее стечение паломников из Эстонии ежегодно происходило 11 июля (28 июня по ст. ст.) в Валаамском Преображенском монастыре, находившемся тогда в Финляндии, на день памяти его основателей — преподобных Сергия и Германа. В начале 20-х гг. с благословения священноначалия в Риге появились студенческие религиозные кружки, заложившие основу Русского студенческого христианского движения (РСДХ) в Прибалтике. Разносторонняя деятельность РСХД, членами которого были протоиерей Сергий Булгаков, иеромонах Иоанн (Шаховской), Н. А. Бердяев, А. В. Карташёв, В. В. Зеньковский, Г. В. Флоровский, Б. П. Вышеславцев, С. Л. Франк, привлекала православную молодежь, желавшую найти в трудных условиях эмиграции твердое религиозное основание для самостоятельной жизни. Вспоминая 20-е годы и свое участие в РСХД в Прибалтике, архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) позднее писал, что тот незабываемый для него период был «религиозной весной русской эмиграции», ее лучшим ответом на все, что происходило в это время с Церковью в России. Церковь для русских изгнанников перестала быть чем-то внешним, напоминающим лишь прошлое. Церковь становилась смыслом и целью всего, центром бытия.

http://pravmir.ru/pervosvyatitel-stranic...

До революции на территории монастыря находилось также кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 г. В советское время на месте погоста было построено здание средней школы». На территории монастыря предполагается построить храм новомучеников Российских на Крови. В 1990 г. сохранившийся собор монастыря, закрытый для богослужений, состоял на государственной охране, имея охранный Сохранились, под тем же номером по улице (д. 19), двухэтажные кельи монастыря к югу от собора. «Торцом к улице под 19 стоят старинные двухэтажные кельи Сретенского монастыря». «Кельи XVII—XVIII вв. сильно перестроены в XIX в. и в 1915 г.». В настоящее время в них расположено кафе. Кельи Сретенского монастыря XVII—XVIII вв. включены в список объектов, предложенных к постановке на государственную охрану в г. Москве. Позади собора на бывшей монастырской территории выстроена четырехэтажная спецшкола 18. Далее по улице, к северу от собора, — «серый четырехэтажный дом 21, строился на монастырской земле для торговых контор в годы I мировой войны, до конца отделан не был». Ныне он жилой. К 1917 г. в монастыре было 3 храма с 6 престолами. В 1990 г. остался 1 закрытый храм с 2 престолами; 2 храма с 4 престолами разрушены. В 1991 г. сохранившийся собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и открыт как приходской храм Сретенским православным братством. В 1993 г. открыто подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и его настоятелем назначен иеромонах (ныне архимандрит) Тихон Шевкунов; в 1995 г. подворье преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. В 1997 году монастырь отметил свое 600-летие. А за два года до этого в праздничный день 8 сентября в монастырь на два дня была принесена из Третьяковской галереи Владимирская икона Божией Матери. В крестном ходу, несмотря на сильный дождь, участвовало более тридцати тысяч человек. Возведена колокольня, восстановлены старинные монастырские помещения, построены два новых пятиэтажных корпуса и перестроен один четырехэтажный.

http://pravoslavie.ru/5797.html

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (в миру – Алексей Михайлович) родился 23 февраля 1939 г. в городе Таллине в глубоко верующей благочестивой семье. Его отец Михаил Александрович Ридигер, уроженец Санкт-Петербурга, из знатного и старинного дворянского рода, учился в привилегированном учебном заведении столицы – Училище правоведения. После революции он вынужден был эмигрировать. Михаил Александрович с юности стремился стать священником. Окончив русскоязычные богословские курсы в 1940 г., он был рукоположен в сан диакона. Два года спустя в Казанском храме Таллина состоялась его священническая хиротония. Мать Патриарха Елена Иосифовна Писарева родилась в Таллине в русской семье.    «Мои родители,— вспоминал Святейший Патриарх Алексий II о своем детстве, – были прихожанами Александро-Невского кафедрального таллинского собора, а после его закрытия в 1936 г.— Симеоновской церкви... отец принимал активное участие в приходской жизни, в деятельности Русского студенческого христианского движения. Семейной традицией было совершение паломничеств в период летних отпусков. Мы ездили или в Пюхтицкий женский монастырь, или в Псково-Печерский мужской. Но особенно мне запомнились паломнические поездки в Валаамский Преображенский мужской монастырь в 1938 и 1939 гг. Мы плыли пароходом до Хельсинки, оттуда по железной дороге ехали до Выборга и потом уже на монастырском пароходе – до Валаама. Следующий раз я побывал на Валааме только пятьдесят лет спустя, в год 1000-летия Крещения Руси. Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим ( 1978) много рай приглашал меня на остров, но я не хотел ехать туда, где монашеская жизнь пресеклась и храмы осквернены, чтобы не затмевать впечатлений детства. В 1988 г. Валаам уже не произвел на меня гнетущего впечатления, потому что была надежда на возрождение обители».    Будущий Патриарх получил среднее образование в таллинской русскоязычной гимназии, позже – средней школе. С 6 лет он прислуживал в храме своего духовного отца протоиерея Иоанна Богоявленского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Иоанн (Булин), еп. Печерский. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Иоанн (Булин), еп. Печерский. Фотография. 20-е гг. ХХ в. И. наладил суточный, недельный, годовой круги богослужений по старому монастырскому чину. В нояб.-дек. 1921 г. организовал в монастыре краткосрочные псаломщицко-регентские курсы. Чтобы избежать повышенного налога, обитель зарегистрировали как «Успенскую трудовую общину». И. энергично взялся за восстановление монастырского хозяйства. На оставшейся у монастыря после национализации земле были разбиты огороды; работали сапожная и портняжная мастерские. Из монастырских помещений были переселены все мирские жители, капитально отремонтированы корпуса, починен водопровод. В 1924 г. был отремонтирован Сретенский храм, в 1927 г.- Успенский собор. Проводилась реставрация внутреннего архитектурного убранства этих храмов, в 1930 г. была построена новая, каменная лестница от Михайловского собора вниз к центру мон-ря. В 1929 г. в Ирбоска (Изборск) была построена Корсунская часовня. Печерский мон-рь при И. стал признанным центром Православия и рус. культуры для всей рус. эмиграции. В обитель стали прибывать паломники и экскурсанты из разных стран. С 1925 г. в Петсери (ныне Печоры) проводились дни рус. культуры. Под председательством И. был организован кружок любителей старины. При мон-ре действовала богадельня, в воскресные и праздничные дни паломники питались в бесплатной столовой. По инициативе И. было подготовлено и издано под редакцией проф. В. Синайского иллюстрированное издание «Псково-Печерский монастырь» (Рига, 1929). И. состоял товарищем председателя 3-го и 4-го Соборов ЭПЦ в 1922 и 1924 гг. На Соборах избирался членом Синода ЭПЦ (с 1923 в юрисдикции К-польского Патриархата, с июля 1926 Эстонская Апостольская Православная Церковь (ЭАПЦ)) от рус. приходов Печорского края. С 13 по 20 июня 1925 г. командирован в Финляндию, в Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь для ознакомления с его бытом и устройством. С 9 июля был представителем ЭПЦ на Соборе Финляндской Православной Церкви в г. Сортавала. С 23 окт. по 3 нояб. того же года находился в Риге по церковным делам для выяснения вопроса об общецерковном имуществе бывш. Рижской епархии.

http://pravenc.ru/text/469460.html

Умиление (третья), явилась юродивому Тимофею 1563г., Июня 17, в Псковской епархии, где и основан был в 1569г. Святогорский мужской монастырь; в церкви Любитовского погоста, Псковской епархии; в Полтаве, в Сретенской церкви; в Дивеевском женском монастыре, Нижегородской епархии, пред этой последней иконой на коленях скончался преподобный Серафим Саровский чудотворец (1833г.). Умиление, что на Чёрных горах (в Красногорском монастыре?). Умягчение злых сердец. Богоматерь стоит на облаке, с семью воткнутыми в сердце мечами. Иногда изображается с Христом (умершим) на коленях. Празднование в неделю Всех Святых. Усвятская, см. Цезарская. Услышательница, на Афоне, в Зографе, в алтаре; от неё был глас святому Косьме о пути ко спасению; празднование 22 Сентября. Успение, см. Владимирская-Ростовская, Гербовецкая, Далматская, Киево-Печерская, Овиновская, Псково-Печерская, Пюхтицкая, Седмигородная, Тупичевская, Яхромская. Успение, в Москве, в Успенском соборе две; в Аносиной Глебовской пустыни, Звенигородского уезда, Московской епархии; во Флорищевой пустыни, Владимирской, епархии в г., Шуе, 1567г.; в Михайловском погосте, Великолуцкого уезда, Псковской епархии. Устьнедумская, 1603г. 28 Июля, в Сольвычегодского уезда, Вологодской епархии. Устюженская-Смоленская, в Устюжине, Новгородской епархии. Устюжская (Благовещение), 1290г., Июль 8, источала миро; празднование 25 Марта; в 1567г. перенесена в Москву, в Успенский собор; список в Устюге, Вологодской епархии (Кормчий. 1896г., Утоление печали, семейная икона графа Самойлова, прославлена чудотворениями в его доме в Москве, в конце XVIII в., пожертвована им в Одрин монастырь, Орловской епархии, где находится и ныне. Утоли моя печали, 1640 годов; Январь 25; в Шклове, Могилёвской епархии; в Москве; в церкви Чудотворца Николая на Пупышах, в приделе её имени; в церкви святого Тихона Амафунского, у Арбатских ворот; в церкви Петра и Павла, в Ново-Басманной; в церкви великомученика Никиты в Толмачах; в церкви Успения на Полянке; в скиту святого Иоанна Предтечи при Молченской Софрониевой пустыни (Церковные Ведомости 1893, В руках Спасителя свиток с надписью: «суд праведен судите, и милости и щедроты творите кийждо искреннему своему». Слева тропарь Богородице: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея»... (Русский Паломник 1891, с 561; Кормчий 1896,

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010