Но она прославляется паче Творца, если чрез тварь делаются бессмертными и нетленными разрушенные уже смертию и тлением твари, какие Бог произвел чрез Сына. Но Божеский Дух всегда окончательно совершает все происходящее от Бога чрез Сына, как в новой твари, о которой говорится: «аще кто во Христе, нова тварь» (2 Кор.5, 17), так и в той, которая древле была в начале; почему сказано: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» ( Псал.32,6). Живо Слово, Которым сотворены небеса; Оно — тот самый Бог — Слово, о Котором взывает Иоанн: «вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть» (Иоан.1, 3.). Что Дух есть жизнь, показывает, по написанному (Иоан.6,63), животворящая сила Духа; жизнь есть Дух, Совершитель небесных Сил, Тот самый, Который спрославляется со Отцем и Сыном. Ибо не произнесением речений созидает Бог, хотя словеса Божии человекообразно именуются речениями произносимыми; и не излиянием выдыхаемого воздуха украшаются небеса. Ибо Дух, совокупно с живым Словом действующей в создании, есть живая сила и естество божественное, неизреченное, из неизреченных уст явившееся, неизреченно чрез дуновенье сообщенное человеку, и в телесном образе, какому научил Господь, опять Им чрез дуновение восстановленное (Иоан. 20,22). Ибо надлежало согласоваться между собою первоначальному обновлению и нынешнему возобновлению и содействию. Поэтому запечатлел, дунув, как не Иной с Вдунувшим жизнь в начале (Быт.2,7), но Тот же самый, чрез Которого Бог дает дуновенье, тогда вместе с душою, а теперь в душу. Так созидает Бог не движением телесных рук, но действием живого Слова и сообщением животворящего Духа. А если и в начале все сотворено Духом, и опять обновляется Духом: то ясно открывается одно и то же действование Бога чрез Сына Духом, и Троица не допускает в Себе отлученья, но, по истинному ученью Павла, «разделения дарований суть, а тойжде Дух: и разделения служений суть, а тойжде Господь: и разделения действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех» (1 Кор.12, 4—6.).

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

123 Contra haeres. III 18 1. PG., t. 7, col. 932В. Сочинения, стр. 286–287. Творение восстанавливается в первобытное состояние (ipsam conditionem reintegratam in pristinum). Contra haeres. V 32 I. PG., t. 7, col. 1210C. Сочинения, стр. 515. Он Сам обновит наследие земли и восстановит таинство (reintegrabit mysterium) славы сынов Своих. Contra haeres. V 33 I. PG., t. 7, col. 1212B. Сочинения, стр. 516. 125 Ипполит. Толкование Песни песней. Грузинский текст по ру­кописи X века исследовал, перевел и издал Н. Марр. Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии, изд. факультета восточных языков Императорского С.-Петербургского университета. СПБ. 1901. Hippolyts Kommentar zum Hohelied auf Grund von N. Marrs Ausgabe des grusinischen Textes herausgegeben von G. Nathanael Bonwemsch. TU 23 2. Leipzig 1902. 126 Drei georgisch erhaltene Schriften von Hippolytus herausgegeben von G. Nath. Bonwetsch. TU. 26 Ia. Leipzig 1904. 127 Весь относящийся к этому вопросу материал собран Bonwemsch " ем. См. TU. 23 2. 4 Der Gedankengang des Kommentars. SS. 81–87. TU. 26 Ia. Einleitung. SS. IX-XIII. Der Schrifbeweis für die Kirche. SS. 16–20. 135 Böhringer. Die alte Kirche. 3-ter Theil Stuttgart 1873. S.740. Весьма многие ученые считали этот трактат Тертуллиана неподлинным и считали его неудачной позднейшей компиляцией. Об этом E.Noeldechen.Tertullian’s Gegen die luden auf Einheit, Echtheit, Enstehung geprüft. TU. 12 2 Leipzig 1894. SS. 14–24. Сам Noeldechen высказывается за подлинность этого трактата. SS. 89–91. 136 Adversus judaeos, cap.6 PL.,t.2, coll. 647C-648C. Cfr adv Marc.III 24; lacob, qui quidem posterioris et praelatioris populi figura est, id est nostri. CSEL. 47.p. 504 23 24.IV 1: Иса 51 4 – judicaverat atqueverat nationes quoque inluminandas per evangelii legem atque sermonem. CSEL. 47. p. 424 3–4. Пророчества о вступлении в Церковь язычников Тертуллиан видит еще в Псал. 2 7–8. 3 (Adv, Marc. III 20. 22. IV 25. рр. 410 15–22 415 3 sqq. 505 20 sqq.), Ис. 42 4. 6–7 (III 20. V 2. рр. 410 19 sqq. 573 I sqq.), 52 5. 7. II (III 22. V 2. pp. 414 26­-415 3. 572 25–573 3) и др. Cfr. N. Bonwetsch Der Schriftbeweis für die Kirche. SS. 14–15.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

2. За историю принимали Моисеево сказание прочие священнописатели. Моисей, например, повествует в своем сказании, что Бог творил мир словом, и что над первозданным, еще неустроенным веществом, носился Дух Божий (Быт. 1:2), — и Псалмопевец восклицает: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их (Псал. 32:6), и далее: Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (9). Моисей повествует, что тьма покрывала в начале все сотворенное, и что сказал Бог: да будет свет. И стал свет ( 3), — и святой апостол Павел выражается в одном месте: Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа (2 Кор. 4:6)... Моисей повествует, что отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью (7): об этой воде над твердью упоминает и Псалмопевец, когда, призывая разные творения Божии к славословию своего Творца, говорит: Хвалите Его (Господа) , небеса небес и воды, которые превыше небес (Пс. 148:4). Моисей повествует, что Бог сотворил светила небесные, солнце, луну и звезды, да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов (14), — и тот же Псалмопевец взывает: Он сотворил луну для указания времен (Пс. 103:19). Моисей повествует, что Бог сотворил мир в шесть дней, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт. 2:2), — и святой Павел пишет: А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира. Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих (Евр. 4:3—4). 3. За историю принимали Моисеево сказание Святые Отцы и учители Церкви, и именно: Феофил Антиохийский, Ипполит, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, Амвросий, Григорий Нисский, Епифаний, Феодорит и другие. «Вся природа, говорит, например, святой Афанасий Великий, сотворена в шесть дней: в первый день создал Бог свет; во второй — твердь; в третий, собрав воедино воды, образовал сушу; в четвертый — сотворил солнце, луну и лик прочих звезд; в пятый — произвел животных, обитающих в воде и летающих по воздуху; в шестой — четвероногих на земле, наконец создал человека.»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

И снова в промежутке сложив песнопение, после благодарственного оного изречения, какое произнес, говоря: «гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея» (Пс.3:5), научает, чем решится общая тягота человеческих бедствий, и при внезапном озарении Духом наученный таинству страдания Господня, приемлет на себя самое лице Владыки и говорит: «Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя» (Пс.3:6). Но в точности излагать смысл, заключающийся в каждом речении, будет делом излишним, потому что слово поспешает к другим предметам.    А как в данном понятии слова: «диапсалма» увериться надлежит на основании самых писании, то и в четвертом псалме есть «диапсалма», из которой узнаем то же самое. Ибо Пророк некоторым образом всему человеческому роду взывает, что суетно, чего домогаются люди, и «тяжкосердыми» именует сынов человеческих, которым любезна суетная и несостоятельная ложь; потом, умолкнув, показывает, в чем состоит истина. Ибо говорит: «уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего» (Псал.4:4), словом: «преподобный», указывая, думаю, на Господа, как говорит и Моисей: «праведен и преподобен Господь» (Второз. 32:4). Потом предложив совет, как можно человеку проходить жизнь в чистоте, и быв судиею и решителем душевных помышлений, когда говорил: «яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся» (Пс. 4:5), и снова, возвратясь к себе самому, и сам услышал, и слышащим провозгласил уничтожение приношения по закону в жертву животных; ибо имеющему нужду в душевном очищении повелевает не надеяться на заклание бессловесных животных, но познать, какими жертвами благоугождается Бог. Почему говорит: «пожрите жертву правды, и уповайте на Господа» (Пс.4:6).    Так Пророк и в седьмом псалме наперед излагает свое собеседование с Богом, в котором оправдывается пред праведным Судиею, что злоба врагов не есть воздаяние за зло, им причиненное, но сами они первые виновники лукавства, и что он равно вменяет в грех, как самому начать злое дело, так и начавшему мстить тем же.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3097...

«Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Иоан. 3:8). Слово «диавол» значит «клеветник», из сопоставления указаний Священного Писания видим, что он один из разумных духов, ангелов, уклонившихся на путь зла. Обладая, как все разумные существа, свободой, данной ему для совершенствования в добре, он «в истине не устоял» и отпал от Бога. Спаситель сказал о нем: «он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». (Иоан. 8:44). Он повлек за собой падение других ангелов. В посланиях ап. Иуды и ап. Петра читаем об ангелах, «не сохранивших своего начального достоинства, но покинувших свое жилище» (Иуды ст. 6, сравн. 2 Петр.2:4). Что было причиной грехопадения в мире ангельском? Из того же Божественного Откровения заключаем, что причиной была гордыня . «Ибо начало греха — гордость», говорит сын Сирахов (Сир. 10:15). Ап. Павел, предостерегая ап. Тимофея от поставления в епископа из новообращенных, прибавляет: «чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3:6). О злых духах в Ветхозаветном Откровении упоминается только в некоторых местах. Эти места следующие. В третьей главе книги Бытия читаем о «змее», искусителе первых людей. В первой главе книги Иова рассказывается о действиях «сатаны» в жизни праведного Иова. В 1-ой Царств сообщается о Сауле, что им владел дух лукавый, когда отступал от него «дух Господень». В 1-ой Паралипоменон (21 гл.) читаем по поводу возникшему царя Давида мысли сделать перепись народа, что это «Восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление израильтян». В книге пророка Захарии сказано о видении Захарии первосвященника Иисуса, что Иисусу противодействовал «диавол». В книге Премудрости Соломона говорится: «завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем. Сол. 2:24). (Также во Второзак. 32:17: «приносили жертвы бесам, а не Богу» Псал. 105:37: «приносили в жертву бесам»). Несравненно полнее представлены действия сатаны и его ангелов в Новозаветном Откровении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Посему, что в последнем отделе никакой не было нужды истолкователю Духа высшим сколько–нибудь мыслям научаться «диапсалмою», к разумению причины сему ясным указанием послужат здесь те части псалмопения, которые разделены «диапсалмою». Так в третьем псалме, где Пророк предсказывает замешательство и затруднение, произведенное восстанием врагов, отделив эту часть «диапсалмою», таинственно огласившему его с упованием изрек спасительное это слово: «Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою» (Пс. 3:4). И снова в промежутке сложив песнопение, после благодарственного оного изречения, какое произнес, говоря: «гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея» (5), научает, чем решится общая тягота человеческих бедствий, и при внезапном озарении Духом наученный таинству страдания Господня, приемлет на себя самое лице Владыки и говорит: «Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя» (6). Но в точности излагать смысл, заключающийся в каждом речении, будет делом излишним, потому что слово поспешает к другим предметам. А как в данном понятии слова: «диапсалма» увериться надлежит на основании самых писании, то и в четвертом псалме есть «диапсалма», из которой узнаем то же самое. Ибо Пророк некоторым образом всему человеческому роду взывает, что суетно, чего домогаются люди, и «тяжкосердыми» именует сынов человеческих, которым любезна суетная и несостоятельная ложь; потом, умолкнув, показывает, в чем состоит истина. Ибо говорит: «уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего» (Псал. 4:4), словом: «преподобный», указывая, думаю, на Господа, как говорит и Моисей: «праведен и преподобен Господь» (Второз. 32:4). Потом предложив совет, как можно человеку проходить жизнь в чистоте, и быв судиею и решителем душевных помышлений, когда говорил: «яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся» (Пс. 4:5), и снова, возвратясь к себе самому, и сам услышал, и слышащим провозгласил уничтожение приношения по закону в жертву животных; ибо имеющему нужду в душевном очищении повелевает не надеяться на заклание бессловесных животных, но познать, какими жертвами благоугождается Бог. Почему говорит: «пожрите жертву правды, и уповайте на Господа» (6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

Уходящего из мира Церковь , в лице ее пастыря, данною ему от Бога властью, разрешает от всех вольных и невольных грехов, во исполнение слов Самого Господа: Мф. 18:18 . Все это спасательные круги на корабле мудрого Кормчего. 6) Какие же средства для спасения у тех, кто пустился плавать по «житейскому морю» в ладьях еретических заблуждений? Почти никаких: одна вера и при том хвастливая. Но за этой верой следует отрицание всего того, что необходимо для спасения: отриц. таинств, добрых дел и друг. предмет. религиозн. жизни. Вот от этого-то отрицательного заблуждения и предостерегает нас Сам Господь: Мф. 24:23–27 и св. Апостол: Ефес. 5:15–16 . 7) Итак, нельзя думать, что спасение зависит от одного словесного обращения к Богу: Мф. 7:21 . Необходимо, чтобы имя Господа обладало всем нашим существом, помыслами, знаниями и делами: Марк. 8:34–38 . Нужно помнить, что спасение бывает плодом не одного исповедания веры: Иак. 2:19–20 , но всей жизни человека, направленной по христианскому учению, – нужна вера, действуемая любовно: 1Кор. 13:2–7 ; Псал. 6:9–10 . Разобрать главн. места свящ. Писания, извращаемые сектантами в вопросе о спасении: Мф. 10:27 ; Иоан. 14:6 ; Деян. 10:34–35 ; Рим. 10:3 ; 1Кор. 1:28–29 ; Фил. 2:12–13 ; Иоиля 2:32. XVII. О возрождении «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» ( Иоан. 3:4 ). 1) Так некогда спросил И. Христа Никодим, один из начальников Иудейских, и Господь ему ответил: 3:5–8. Из этого ответа видно, что первым условием для возрождения должно быть – рождение от воды и Духа, т.е. крещение, называемое рождением свыше (ст. 7). Но этому рождению должны предшествовать, покаяние, вера: Лук. 1:15 и научение: Мф. 28:19 . 2) Пред первым предшествием Христовым почти все человечество было как бы мертвым духовно. Развилось сплошное язычество, да и Израиль утратил истинное понятие о Боге и заповедях. Чтобы возродить народ, воскресить духовно, является сначала предтеча Господень Иоанн Креститель, начиная свою проповедь с призыва к покаянию: Мрк. 1:2–5 ; затем многих крестит крещением в покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1. Христианские побуждения. а)  Христиане составляют одно тело и один дух (Ефес. 4:4 ). б)  Христиане призваны “к одной надежде вашего звания,” стремятся к одной цели (Ефес. 4:4), в)  У христиан “один Бог и Отец всех” (Ефес. 4:6 ). 2. Человеческие побуждения. а)  Где царствует братский мир и согласие , там взаимное довольство, успех в житейских делах, радость — вдвое радость, горе — вполовину горе. (Псал. 132:1; Прит. 28:19; 1Кор.12:26 ). б)  Напротив, где взаимная вражда и несогласие , там всякий беспорядок и нестроение. (Гал. 5:15; Иак. 3:16; Мат. 12:25 ). Препятствия к братскому единению “ Чтобы они были едино, как и Мы ” (ст. 11). 1. Незнание обязанностей, какие мы должны исполнять в отношении друг к другу. 2. Недостаток любви. 3. Сильные страсти: недоброжелательство, гнев, зависть и проч. II. Апостольское чтение. Зачало (44): Деяния Святых Апостолов 20:16–18; 28–36 16 ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. 17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, 18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами. …. 28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. 29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; 30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. 31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. 32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. 33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: 34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. 35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: “блаженнее давать, нежели принимать.”

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

32), и так как он видел Бога, то перестал наносить обиды. Итак, как Израиль, то есть душа или человек, видящий Бога и всегда помышляющий о Боге, не может наносить обиды, так вся заносчивость и оскорбление были отвращены от Иакова, то есть от зачинателя, — от того, который, находясь еще среди борьбы, ставит преткновения врагам, Каким образом оскорбление понимается в худом смысле, это можно видеть из свидетельства Соломона, который говорит: «Око (или очи) досадителя язык неправедный» (Притч. 6:17). А каким образом в том и другом смысле оскорбление, отвращенное сначала от Израиля, было отвращено и от Иакова, это видно из следующих слов: «потому что отрясающие отрясли их, и ветви их обломали» или «истребили». Ангелы каждого, говорит, ежедневно видящие лице Отца (Матф. 18), отрясли всю пыль, приставшую к Иакову и Израилю. Поэтому и у Петра омываются ноги (Иоан. гл. 13). И чрез пророка говорится: «истряси прах и востани... Иерусалим» (Иса. 52:2). Также Спаситель повелевает ученикам: «оттрясите прах ног ваших» (Матф. 10:14). И в Псалмах написано: «яко стрелы в руце силного, тако сынове оттрясенных» (Псал. 126:4). Таким образом наклонность к оскорблению отвращена была от истинного Иакова и истинного Израиля; потому что все, что было в них земного, и вся грязь были отрясены и очищены при помощи ангелов или учителей и руководителей, отрясших не только их, но также пороки, которые привлекают чувства своею приятностию лишь в настоящее время, и рассеявших их подобно отраслям и ветвям, покрытым листьями, но не имеющим плода, согласно с словами Господа: „всякую ветвь, пребывающую во Мне и приносящую плод, Отец Мой очищает, чтобы более принесла плода, а не пребывающую во Мне и не приносящую плода Отец Мой отсечет и бросит в огонь“ (Ин. 15). Наум.2:3—7. Щит сильных его блестит, как огонь; воины... в одеждах багряных; огнем сверкают возжи колесницы в день приготовления его; а возницы погружены в сон; они смешались на дорогах; колесницы столкнулись на площадях; вид их как от светильников, как сверкающих молнии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3156...

3) Словом. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет , повествует священный Бытописатель, — И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды ... , И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды и т.п (Быт. 1:3,6,9 и след.). Он [сказал, и они сделались,] повелел, и сотворились , восклицает Богодухновенный Псалмопевец (Псал. 148:5). Но под словом Божиим, замечают Святые Отцы Церкви, здесь не следует понимать какой либо членораздельный звук или слово, подобное нашему; нет, это творческое слово знаменует только мановение или выражение всемогущей воли Божией, произведшее из ничтожества вселенную (Откр. 4:11; Иер. 32:17). «Создатель вселенной, говорит святой Василий Великий, имея творческую силу, не для одного только мира достаточную, но в бесконечное число крат превосходнейшую, все величие видимого привел в бытие одним мановением воли... Когда же приписываем Богу голос, речь и повеление, тогда под Божиим словом не имеем ввиду звук, издаваемый словесными органами, и воздух, приводимый в сотрясение посредством языка, но, для большей ясности учащимся, хотим в виде повеления изобразить само мановение в воле.» Подобным образом рассуждают — святой Амвросий, святой Иоанн Дамаскин и другие. Следовательно, если выразить кратко, как учит Священное Писание о способе сотворения вселенной, то учение это будет следующее: «Бог сотворил мир по вечным идеям своим о нем, совершенно свободно, единым мановением воли. В идеях от века предначертан был план мироздания; свободная воля определила осуществить этот план; мановение воли действительно осуществило.» Но каким образом одно мановение всемогущей воли, одно творческое слово могло воззвать из ничтожества вселенную, — это Священное Писание называет тайной, которая понимается только верой: верою познаём , говорит святой Апостол, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое (Евр. 11:3). § 59. Побуждение к творению и его цель Так как Бог создал мир не в следствие необходимости, а совершенно свободно, то значит, создал по какому либо побуждение, — ибо мог и не создать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010