В Священном Писании есть и другие подобия Господа и наименования всесильной власти Его. Он наречен „львом», так как победил мир и диавола: се победил есть лев, сый от колена Иудова (Апокал. 5:5). Он наречен „орлом», поскольку, взяв на крыла Свои души святых, как птенцов изнес их из ада, по написанному: яко орел покры гнездо свое, и на птенцы своя возжеле: простер криле свои, и прият их, и подъят их на раму свою (Второз. 32:11). „Агнцем» Он назван потому, что был заклан за всех и, когда восхотел явить царскую славу Свою на небе возлюбленному ученику Своему, то явил ее не в лице льва, не в лице орла, но в лице Агнца закланного (Апокал. 5:6), показуя тем, что к венцу царства небесного и к славе не – другой путь, а только заколение, страдание и крестная смерть. Хорошо сказал Апостол: видим Иисуса, за приятие смерти, славою и честию венчанна ( Евр. 2:9 ). Здесь же вспомянем всех от века святых пророков, апостолов, мучеников, преподобных, уже отчасти сподобляющихся царствия небесного, коих не потаила земля, но прияло небо, и коим отверзлись райские двери. Чем все они удостоились венца небесного царства? не ношением ли креста своего? т. е. терпением на земле бед и скорбей, прохождением тесного пути в трудах и подвигах своих? Каждый из них с Апостолом говорит: подвигом добрым подвизахся, сего ради соблюдается мне венец ( 2Тим. 4:7–8 ). Воистину, крест страдальчества, силою креста Господня, соделовает великое и преславное: ибо претерпевающих что-либо ради любви Христовой он спрославляет со Христом в царствии горнем. Истинным носителям креста своего, сострадальцам Христовым, сообразникам страдания Его есть чем хвалиться о кресте Господнем, поскольку в нем – вся слава и честь, все богатство царствия вечного и все упование спасения. В заключение беседы нашей уместно вспомнить несколько о кресте мира сего. Апостол говорит: мне мир распяся ( Галат. 6:14 ). Если мир распялся, то и у мира есть свой особенный крест. Подлинно, и миролюбцы, поработившиеся суете мира сего, возлюбившие временную жизнь паче вечной, имеют свои кресты, т. е. свои страдания, свои подвиги, хотя и неполезные, каковыми иногда и хвалятся, по написанному: хвалим есть грешный в похотех души своя ( Псал. 9:24 ). В самом деле, поработиться какой-либо греховной страсти и работать ей – не подвиг ли? идти ночью на воровство, на злодеяние, всю ночь не давать очам своим сна – не подвиг ли? идти на разбой и терпеть голод и жажду, зной, мороз, дождь – не подвиг ли? гневаться, яриться, искать отмщения ближнему своему не – внутреннее ли страдание сердца? Да и самое угождение плоти, чревоугодие бывает не без креста: безмерно пресытиться даже до повреждения здоровья своего – не крест ли? Сколь многие от пресыщения чрева впали в тяжкие болезни! упиваться даже до самозабвения, а потом болеть и стонать – не крест ли это? не страдание ли это? Как многие от многого пития лишились и жизни сей!

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Пс.45:6 .  Бог посреде его, и не подвижится В церкви, говорит, находится Бог; вот, говорит, Я с вами во вся дни ( Матф.28:20 ); также: где два и три собраны во имя мое, там и Я среди их ( Матф.18:20 ). Итак церковь будет непоколебима при всех насилиях от видимых и невидимых врагов, усиливающихся разрушить ее, как сказал жених ее – Христос: врата ада не преодолеют ее ( Матф.16:18 ). Поможет ему Бог утро заутра Весьма, говорит, скоро Христос поможет церкви своей в опасностях и бедствиях ее. Ибо повторение – утро, утро – выражает чрезмерную скорость и сравнение одного утра с другим. Пс.45:7 .  Смятошася языци, уклонишася царствия: даде глас свой Вышний, подвижеся земля Когда Апостолами произносима была евангельская проповедь и снялось в мире богопознание, все народы двигнулись, и одни из них прибегали к вере во Христа, а другие смущали ее. И царства мира, враждовавшие против Церкви, наконец побеждены ею, так что или ослабели, или покорились ей, приняв веру во Христа; ибо и то и другое случилось в различных городах. Словами: дал голос свой Всевышний – Давид показывает великое могущество Божие, что Богу стоит только сказать, и тотчас земля трепещет, как и в другом месте сказал: Призирающий на землю и приводящей ее в трепет ( Псал.103:32 ) (1). Слова сии сказаны о Боге в переносном значении от подобия тех людей, которые повелевают наказать каких-либо злодеев, или по подобию тех, которые смотрят на кого-либо с гневом. Или можно понимать и иначе, что Бог дал миру голос свой в Евангелии, и вдруг все люди, как только услышали его, подвигнулись, как мы сказали прежде. Ибо, по изъяснению Златоуста, под землею мы должны разуметь жителей земли, согласно с сими словами: и вся земля – говорила одними устами ( Быт. 11:1 ) (2) (1) Слова Златоуста: Как бы кто сказал: при первом воззвании приобрел города. Хотя и это слово грубо и слишком по человечески сказано, ибо не голосом и не зовом Бог побеждает, а одним мановением и хотением: но, возводя его от более грубых, он употребил речение такое, которое еще выше других.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

8) Такова отличительная черта веры, преданной Отцами от Апостолов. Читающему же Писание должно уже самому испытывать и различать, когда говорит Оно о Божестве Слова, и когда о человечестве Его, чтобы, разумея одно вместо другого, не впасть в погрешность, чему подверглись ариане. Посему зная, что Господь есть Слово, знаем, что «вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть» (Иоан. 1:3), и: «Словом Господним небеса утвердишася» (Псал. 32:6), и: «посылает Слово Свое, и исцеляет» (Псал. 106:20); и зная, что Он есть Премудрость, знаем, что «Бог Премудростью основа землю» (Прит. 3:19), и «вся Премудростью сотворил» есть Отец (Псал. 103:24); и зная, что Он Бог, веруем, что Он есть Христос; ибо Давид воспевает: «престол Твой, Боже, в век века: жезл правости жезл царствия Твоего. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих» (Псал. 44:7, 8); и у Исаии говорит сам о Себе: «Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя» (Ис. 61:1); и Петр исповедал: «Ты еси Христос, Сын Бога живого» (Матф. 16:16). Но зная также, что Господь сделался человеком, не отрицаем сказуемого о Нем по человечеству, например, что Он алкал, жаждал, был заушаем, плакал, спал, и наконец, приял за нас смерть на кресте. Ибо все это написано о Нем. А также не утаило, но изрекло Писание и это, свойственное человеку: «созда» ; потому что мы люди созданы и сотворены. Но как, слыша, что Господь алкал, спал, был заушаем, не отрицаем Его Божества, так, и когда слышим о Нем: «созда» , надлежит нам памятовать, что Он, сый Бог, создан как человек; потому что быть созданным так же свойственно человеку, как и все перечисленное выше, — алкать и тому подобное. 9) В добром также смысле сказано, но худо понимается еретиками, и другое изречение Писания. Именно, слова: «о дни же... или о часе никтоже весть, ни Ангели..., ни Сын» (Мк. 13:32), содержат в себе добрый смысл; еретики же из сказанного: «ни Сын» — заключают: «поскольку объявляет Себя незнающим, то Он — тварь». Но нет места такому заключению; да не будет сего! Как говоря: «созда Мя» (Притч. 8:22), сказал это по человечеству, так говоря: «ни Сын», и это изрек также по человечеству. И была основательная причина выразиться так. Поскольку, по написанному, сделался Он человеком, а людям так же свойственно не знать, как и алкать и прочее, потому что люди не знают, пока не услышат и не научатся; то, как сделавшийся человеком, и показывает человеческое неведение, во-первых в доказательство того, что имеет действительно человеческое тело, а потом и с тою целью, чтобы, имея в теле человеческое неведение, но от всего искупив и очистив, представить Отцу человечество совершенным и святым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2562...

Глава 3. Что есть крест и как он многообразен ( «Многи скорби праведным» (Псал.33:20)) Вразумленная словами Ангела, Ставрофила, желая еще более быть наставленною, сказала: «вот, я решился говорить» к Ангелу Господа моего, «я, прах и пепел» (Быт.18:27). Скажи мне, умоляю тебя, служитель Божий, что означают слова: «да возьмет крест свой»? Всякий ли из нас должен носить древо крестное, или распинаться на древе подобно Господу Иисусу Христу? АНГЕЛ. «Ты говоришь как одна из безумных» (Иов. 2:10), не разумея Писания. Ибо крест христианина не есть только видимое знамение креста, но решимость проводить жизнь добродетельную. Вся жизнь человека христианина, если она сообразна с учением Евангельским, есть крест и страдание. Были подобно тебе, Ставрофила, некоторые усердные, но не вполне искусные монахи, имевшие ревность Божию не по разуму. Принявши просто и буквально слова Господни: «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:38), они поделали себе деревянные кресты, и всегда нося их на плечах своих, не назиданием послужили для людей, а возбудили этим общий смех. Их справедливо обличал Авва Серен, как людей, следовавших не духу животворящему, а убивающей букве писания (пр. Кассиан Римлянин Собесед. 8, гл. 3.). Крест, который Бог повелевает носить, состоит не только в том, чтобы быть пригвожденным к древу, но и в том, чтобы чрез все течение жизни поучаться и упражняться во всех добродетелях. Ибо все ли ученики, ходившие во след Христа Господа, были распяты? Все ли девы, которые, по слову Апокалипсиса, «последуют Агнцу» (Откр.14:4), распинались на крестах? Разве распят был Апостол Павел, сказавший: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Галат.6:14) (Блажен. Августина, беседа 32 о святости)? Принятие креста ничто другое означает, как умерщвление плотских похотей, отвержение навыков злых, отчуждение от мирской суеты, и удаление от всякого греха. СТАВРОФИЛА. Светом истины ты просвещаешь тьму неведения моего. Но и еще осмеливаюсь вопросить тебя: неужели не получили никакой душевной пользы те которые в простоте сердца носили деревянные кресты?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

  Егоже царствию не будет конца.       Даниил: «царство Его царство вечное и вся власти Тому работати будут и слушати» (Дан. 7:14). В Евангелии: «и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца» (Лук. 1:33).        Против Македония духоборца:     И в Духа Святаго.       В Евангелии: «крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Матф. 28:19). «Утешитель же Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое» (Иоан. 14:26). Давид: «и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» (Псал. 50:13).     Господа.       Павел: «Господь же Дух есть, а идеже Дух Господень, ту свобода» (2 Кор. 3:17). Петр: «почто... солгал еси Духу Святому? Не человеком солгал еси, но Богу» (Деян. 5:3-4).     Животворящаго.       В Евангелии: «Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже» (Иоан. 6:63), Давид: «послеши Духа Твоего и созиждутся», «и обновиши лице земли» (Псал. 103:30). Моисей: «и вдуну в лице его дыхание жизни» (Быт. 2:7). Иезекииль: «прорцы о Дусе, прорцы, сыне человечь... и вниде в ня дух жизни, и ожиша» (Иез. 37:9-10).        Пророчественно против нововведения Латинян:     Иже от Отца исходящаго.       В Евангелии: «егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит..». (Иоан. 15:26). «И абие восходя от воды, виде разводящаяся небеса и Духа яко голубя сходяща Нань» (Мк. 1:10). Павел: «мы же не духа мира сего прияхом, но Духа, Иже от Бога» (1 Кор. 2:12). Давид: «Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их» (Псал. 32:6).    О том, что одна слава и поклонение Троицы, и что один Отец есть единый Виновник, как Единородного, так и Духа. Этому весьма ясно учит (символ) тем, что, сказав сначала: Иже от Отца исходящего — потом говорит, — Иже со Отцем и Сыном спокланяема:       Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима.       В Евангелии: «крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Матф. 28:19). Павел: «кто бо весть от человек, яже в человеце… и Божия никтоже весть, точию Дух Божий» (1 Кор. 2:11). У Исаии и Иезекииля Ангелы (взывают): «свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Его» (Ис. 6:3; Иез. 10:4), то есть, Отца, и Сына, и Святаго Духа, единого в Троице Бога.  

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Егоже царствию не будет конца .   Даниил: «царство Его царство вечное и вся власти Тому работати будут и слушати» (Дан. 7:14). В Евангелии: «и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца» (Лук. 1:33).   Против Македония духоборца:   И в Духа Святаго .   В Евангелии: «крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Матф. 28:19). «Утешитель же Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое» (Иоан. 14:26). Давид: «и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» (Псал. 50:13).   Господа .   Павел: «Господь же Дух есть, а идеже Дух Господень, ту свобода» (2 Кор. 3:17). Петр: «почто... солгал еси Духу Святому? Не человеком солгал еси, но Богу» (Деян. 5:3—4).   Животворящаго .   В Евангелии: «Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже» (Иоан. 6:63), Давид: «послеши Духа Твоего и созиждутся» , «и обновиши лице земли» (Псал. 103:30). Моисей: «и вдуну в лице его дыхание жизни» (Быт. 2:7). Иезекииль: «прорцы о Дусе, прорцы, сыне человечь... и вниде в ня дух жизни, и ожиша» (Иез. 37:9—10).   Пророчественно против нововведения Латинян:   Иже от Отца исходящаго .   В Евангелии: «егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит..» . (Иоан. 15:26). «И абие восходя от воды, виде разводящаяся небеса и Духа яко голубя сходяща Нань» (Мк. 1:10). Павел: «мы же не духа мира сего прияхом, но Духа, Иже от Бога» (1 Кор. 2:12). Давид: «Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их» (Псал. 32:6). О том, что одна слава и поклонение Троицы, и что один Отец есть единый Виновник, как Единородного, так и Духа. Этому весьма ясно учит (символ) тем, что, сказав сначала: Иже от Отца исходящего — потом говорит, — Иже со Отцем и Сыном спокланяема:    Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима .   В Евангелии: «крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Матф. 28:19). Павел: «кто бо весть от человек, яже в человеце… и Божия никтоже весть, точию Дух Божий» (1 Кор. 2:11). У Исаии и Иезекииля Ангелы (взывают): «свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Его» (Ис. 6:3; Иез. 10:4), то есть, Отца, и Сына, и Святаго Духа, единого в Троице Бога.  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3930...

Забвенъ быхъ к мертвъ сердца: быхъ к сосдъ погбленъ. 13. Я забыт в сердцах, как мертвый; я – как сосуд разбитый, к слышахъ 139 многихъ живщихъ крестъ: внегда собратис имъ вкп на м, дш мою совщаша. 14. ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою. 13–14. Так. обр. у одних, которые прежде питали к нему сочувствие и расположение, он оказался забытым и покинутым, будто давно умерший, – выброшенным из их сердца подобно тому, как выбрасывается за негодностью к употреблению разбитый ( погбленъ) сосуд; в других напротив, почти не знавших его, нашёл себе многих пори цаплей и врагов, так что со всех сторон слышит себе злословие ( или и внушающие ужас совещания о том, как бы лишить его жизни (ср. Пс.7:3 , слав. – дш мою; правильнее бы и яснее переводить изти, как в 1Цар.24:12 , или взти, как в Псалт. Скорины и Иез.33:6 ). Разность в переводе выражений 14 ст. в русск.-евр.: отовсюду ужас, и в слав.-грек.-лат.: живщихъ крестъ:, – объясняется тем, что евр. слово (магор)=страх, ужас, – от =(гур) (ягор) – бояться (Ср. Иер.6:25; 20:3, 4, 10 лат. 46:5; 49:29 лат.-слав.; ср. греч. в посл. месте απλεια), – 70 толк. производили от – жить, обитать, читая вероятно во мн. ч. (мегуре). Прош. вр. слышахъ в слав.-гр.-лат., также как в ст. 15 уповахъ, рхъ – букв. перев. евр. 1-го аориста, который однако же здесь правильнее принимать в смысле настоящего, как все русск. переводы и друг. новейш. языков. Ср. Псал. 1:1 прим. Азъ же на т, гди, уповахъ, рхъ: ты бгъ мой. 15. А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты – мой Бог. Въ рк мо: избави м из рк врагъ моихъ и гонщихъ м. 16. В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих. 15–16. Но, не смотря на свое опасное и совершенно беспомощное положение, псалмопевец не падает духом, не предается отчаянию, а возлагает надежду на Господа и с спокойною уверенностью молит Его об избавлении (ср. Пс.7:2 ): а я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю Ты мой Бог (Элогим=всемогущий), т. е. Ты мой всесильный Владыка и Защитник (ср. Пс.5:3: 17:31–32 ); в Твоей руке жребий мой, т. е. в Твоей всесильной власти, в Твоем полном распоряжении (ср. выше ст. 6) воя моя судьба, – и жизнь и смерть, в радости и печали (ср. бл. Феодорита и Зигабена); без Твоей воли, без Твоего попущения враги мои не в силах достигнуть исполнения своих коварных замыслов; от Тебя единственно зависит, предать ли меня им на погубление, или избавить от них; поэтому молю Тебя: избавь меня от руки, т. е. от власти, или от попущенных Тобою гонений и преследований (ср. выше ст. 9) врагов моих и гонителей, и от замышляемого ими (ср. ст. 146) лишения меня жизни (ср. 1Цар.24:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов: Исх. 25:1, 18, 19–22, 26:1, 31 ; 3Цар. 6:23–29,32, 8:10–11, 9:3 ; Числ. 20:6 ;. Иис. Нав 7:6 ; 2Цар. 6:14, 12:20 ; Псал. 5:8; 3 Цар, 8:12–53, 9:3; 1 Парал. 28:2; Псал. 79:2 ; Иоан. 2:13–17 ; Мк. 11:11, 15–17 ; Исаии 6:1–5; Дан. 7:9–14 ; Иоан. 14:9 ; Лук. 3:22 ; Откр. 5:6 ; Псал. 137:1–2, 16:15, 94:6 . Верующие должны отличать священное от неосвященного и нечистое от чистого: Лев. 10:10 ; Иезек. 44:23. Идол в мире ничто, поэтому и изображение его вымышленное, ложное: Деян. 17:29 ; 1Кор.8:4 ; икона же изображение истинного Бога, св. ангелов и угодников Божиих и Божией Матери. Различие между иконой и идолом существенное: 2 Коринф. 6:15–16. Идолов считали богами: Исх. 32:8 ; 3Цар. 12:28–30 ; Исаии 44:17; Иер. 2:27 . Иконы считаем только изображениями. Идолам приносили человеческие жертвы: Втор. 12:31 ; Псал. 105 ; Иер. 7:31 ; Иезек. 16:20–21; Иез. 20:31, 23:39 ; совершали пред ними блудодеяние: Иез. 23:37 . Пред иконой же мы молимся тому, кто на ней изображен. Иконы нужны: а) для возбуждения нашей веры: Втор. 6:5–10 ; Евр. 13:7; 6 ) для выражения любви к Богу, ангелам, Богоматери и святых; в) для прославления Бога даром художества: Исх. 35:30–35, 36:1–2 ; Исх. 38:22–23 ; г) для неграмотных иконы то же, что и Библия. Изображать Бога можно, ибо Его видели люди в Ветхом Завете: Быт. 18:1– 6, 32:30 ; Исх. 33:11 ; Числ. 12:6–8 ; Исаии 6:1 – 15; Дан. 7:9–14; 2 Парал. 18:18; Апос. 9:1. Видели Его и в Новом Завете: Иоан. 1:14 ; Иоан, 6:36, 1:14–18, 14:9; 1Кор. 15:8 ; Деян. 9:3–4, 7:55–56 ; Лук. 3:21–22 ; Деян. 2:1–4 ; Откров. 4:2–5; Откров. 5:6–8, 7:4–11 и др. Что касается употребления и почитания священных изображений в последующие II и III века христианства, то есть также исторические данные о существовании иконопочитания и за этот период. Правда, свидетельства эти не многочисленны, но не следует забывать, что христианство в то время было религией гонимой язычниками, которые нередко подвергали осмеянию и похулению то, что признавалось христианами за святыню.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Числа 6:24-26 Благословение священническое, указанное Богом через Моисея, в троичной форме: «Да благословит тебя Господь…, да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим…, да обратит Господь лицо Свое на тебя…» Исаи 6:3 Славословие серафимов, стоящих окрест Престола Божия, в тройной форме: «свят, свят, свят Господь Саваоф.» Псал. 32:6 «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» Наконец, можно указать в Ветхозаветном Откровении места, где говорится порознь о Сыне Божием и Духе Святом. Напр., о Сыне: Псал. 2:7 «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Псал. 109:3 «… из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое». О Духе: Псал. 142:10 «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды». Исайи 48:16 «… послал Меня Господь и Дух Его» и другие подобные места. 2. Свидетельства Священного Писания Нового Завета Троичность Лиц в Боге явлена в Новом Завете в пришествии Сына Божия и в ниспослании Духа Святаго. Послание на землю от Отца Бога Слова и Духа Святаго составляет содержание всех новозаветных писаний. Конечно, явление миру Триединого Бога дано здесь не в догматической формуле, а в повествовании о явлениях и деяниях Лиц Святой Троицы. Явление Бога в Троице совершилось при крещении Господа Иисуса Христа, отчего и само крещение называется Богоявлением. Сын Божий, вочеловечившись, принял водное крещение; Отец свидетельствовал о Нем; Святой Дух явлением Своим в виде голубя подтвердил истинность гласа Божия, — как это выражено в тропаре праздника Крещения Господня: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение, Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине извествоваше словесе утверждение» Есть в новозаветных Писаниях изречения о Триедином Боге в самой сжатой, но притом точной форме, выражающее истину троичности. Эти изречения следующие: Матф. 28:19 «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». — Св. Амвросий замечает: «сказал Господь: во имя, а не в имена, потому что один Бог; не многие имена: потому что не два Бога и не три Бога».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Ибо сокрушение духа и смирение сердца есть истинная и чистая жертва. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, говорит Псалмопевец ( Пс.50, 19 ). Пророк Исаия, когда увидел Господа седяща на престоле высоце и превознесения и дом славы его исполненный, тогда воскликнул: о окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый и нечисты устне имеяй, посреде людей нечистыя устне имущих аз живу и царя Господа Саваофа видех очима моима ( Ис.6, 1–5 ). Если пророк Божий приходил в трепетное смирение при воззрении на место славы Господней, то мы ли, быв жилищем греха, будем входить в дом Божий без благоговения? – Что мы пред Авраамом? Но и он, будучи другом Божиим, говорил: аз есмь земля и пепел ( Быт.18, 27 ). Что мы пред Давидом? Но и он при всей славе и величии своем сознавался, что он черв, а не человек ( Псал.21, 1 ). Что мы пред Апостолом Павлом? Но и он, будучи избранным сосудом благодати, называет себя первым из грешников ( 1Тим.1, 15 ). Если святые Божии чувствовали ничтожество свое и окаянство, то что иное должны чувствовать мы, приходя к Творцу и Богу своему? Вспомним Евангельскую притчу о двух человеках, вошедших в церковь помолитися ( Лук.18, 10 ). От чего в одном и том же храме один получает оправдание, а другой подвергается осуждению? – От различного расположения духа и чувства. Фарисей пришел во храм с самонадеянием и тщеславием, а мытарь с сокрушением и смирением сердца. Вспомним, что Господь обращает очи Свои на боящихся Его ( Псал.32, 18 ), приближается к сокрушенным в сердце ( Псал.33, 19 ), дарует благодать Свою смиренным ( Притч.3, 3–4 ·; Иак.4, 6 ), и сообщается с ними ( Псал.57, 15 ). Будем убо приходить в дом Господень с чувством ничтожности своей пред величием покланяемого Бога и с чувством недостоинства своего быть в присутствии Его. Во-вторых, мы должны приходить в храм Господень с веселием и радостью. Пророк Давид не токмо сам радовался, входя в него, но побуждал и других к подобной радости. Работайте Господеви в веселии, внидите пред ним в радости, внидите во врата ею во исповедании, во дворы его в пениих ( Пс.99, 2, 4 ·).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010