Ты, к несчастью, высоко ценишь самые раковины с жемчугом, в коих он находится; а люди Христовы, искусно вскрывши их, действительно извлекают оттуда блистающий свет истины. Ты долго и упорно сидел возле брачного чертога, но не принял Жениха, когда Он явился, и предался любви блудной. Поистине, сии люди буии и не мудри (Второзак. 32:6): будучи поставлены во главе законоположения, они однако не были записаны и на последнем месте Богопознания. Разве ты не слышал, как воспел боговдохновенный царь Давид, говоря: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг твоих ради, еже разрушити врага и местника ( Псал. 8:3 )? Ты не веришь ему, как пророку? – поверь, по крайней мере, как родному тебе, если ты только признаешь это родство хотя бы на словах, потому что на деле, как мы знаем, ты уже давно отказался от него. Ты не чтишь его, как пастыря? – побойся, как царя: ибо он умел угрожать по-царски, когда замечал нерадивых или упрямых; он имел оружие свое блестящим ( Псал. 7:13 ), пас жезлом железным и сокрушал яко сосуды скуделничи ( Псал. 2:9 ) тех, которые сопротивлялись ему по своему неразумию. Скажи с ним велегласно: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу. Для твоего наказания явился Спаситель и для твоего осуждения совершил хвалу из уст младенец. Зачем ты завидуешь себе в собственном своем спасении? почему ты являешься таким злым в воздаянии за милость? Конечно, это порочно, однако же лучше твоей злобы. Ты не веришь тому, что слышал? – поверь же тому, что видел. Неужели ты не веришь и пророку Исаии, который восклицал, говоря: языцы немотствующии скоро научатся глаголати мир ( Ис. 32:4 )? Разве не языцы немот- ствующии ясно говорят истину? Разве младенцы не научились воспевать мир? Ибо Христос есть мир наш, средостение огради разоривый ( Ефес. 2:14 ), и чрез Него мы, некогда отступив вследствие греха, примирились с Отцем и Создателем ( Римл. 5:10 ). Не Захария ли по вдохновению пророчествовал радость Сиону: радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля, се царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток и всед на подъяремника и жребца юна ( Захар. 9:9 )? Не были ли глаза твои свидетелями предсказанного? Не слышал ли ты этого пророчества и не видел ли его осуществления? Не согласны ли дела со словами? Разве Он не кроток? разве не праведен и спасаяй? Разве Он не воссел на подъяремника? Разве немотствующии языцы громко не возвещают мир? Разве дети благоразумные не приносят Ему хвалу? Дети приносят в дар хвалу – дабы разум доказал всю неосновательность злонамеренного мнения, которое кто-нибудь, желая исказить смысл повествования, может высказать, говоря, что славословящие воспевали хвалу Господу по какому-то хитрому намерению и под влиянием своего пристрастия, – потому что природа детей не знает коварной изобретательности, не служит страсти лести, но, как благодать Святого Духа внушит им, так они и возглашают чудодеяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Бога истинна от Бога истинна .   Возлюбленный (ученик Христов): «Сей есть истинный Бог и Живот вечный... Да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе» (1 Иоан. 5:20). В Евангелии: «Аз есмь... Истина» (Иоан. 14:6). Павел: «ждуще... явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13).   Рожденна .   В Притчах: «прежде всех холмов раждает Мя» (Прит. 8:25). В Евангелии: «Аз на сие родихся и на сие приидох» (Иоан. 18:37). Возлюбленный: «любяй Рождшего любит и Рожденного от Него» (1 Иоан. 5:1).   Против Ария и Евномия:   Не сотворенна .   Он родился, а не сотворен вместе с тварями: так как Он сам Творец всего. Павел: «Имже и веки сотвори» (Евр. 1:2). В книге Премудрости: «сотворив вся Словом Твоим» (Прем. 9:1).   Против Ария, Евдоксия и их нечестивых единомышленников:   Единосущна Отцу .   В Евангелии: «Аз и Отец едино есма» (Иоан. 10:30). «Не веруеши ли, яко Аз во Отце и Отец во Мне» (Иоан. 14:10)? «Видевый Мене виде Отца» (Иоан. 14:9). Павел: «Иже сый сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1:3). «Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но себе умалил, зрак раба приим» (Флп. 2:6).   Имже вся быша .   Павел: «Имже и веки сотвори» (Евр. 1:2). «Всяческая Тем и о Нем создашася» (Кол. 1:16). «Той есть прежде всех и всяческая в Нем состоятся» (Кол. 1:17). В Евангелии: «вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Иоан. 1:3). В Притчах: «прежде век основа Мя» (Прит. 8:23). Это последнее означает предвечное и недвижное во Отце основание Его живой Премудрости; равно как слова: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя» (Прит. 8:22) предзнаменуют вочеловечение, посредством которого Он (Христос) совершил великие дела нашего спасения; а слова: «Бог Премудростию основа землю» (Прит. 3:19); «вся Премудростию сотворил еси» (Псал. 103:24); «сотворивый вся Словом Твоим» (Прем. 9:1) — указывают на дела Его от начала. Впрочем, «Господь созда Мя» — сказано также вместо: «благоволил чрез Меня, свою Премудрость, созидать и творить дела Свои». Это же свидетельствует и Давид, говоря: «Словом Господним небеса утвердишася» (Псал. 32:6). Но яснейшим образом о явлении Его во плоти учат, как сказали мы, слова: «Господь созда Мя» .  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3930...

Исайя читал о Нем евнуху: «как овца, веден был Он на заклание» ( Ис.53:7 ; Деян. 8:32 ). А Спаситель: «Я есмь пастырь добрый» ( Иоан.10:11 ). Поэтому покажи мне различие между Агнцем и Пастырем: в каком отношении Он – Агнец, в каком – Пастырь? Если ты не узнаешь различия наименований, то откуда поймешь достоинство Его могущества? Ясно, конечно, что Агнцем Он является по причине страданий, перенесенных Им в делах домостроительства, а Пастырем – по причине избытка человеколюбия. Будучи Богом, Он не стыдится называть Себя Пастырем. Ведь надлежало нам познавать Самого Бога и Царя. Но, вследствие того, что мы, как одаренные разумом люди, не познали Бога, Он желает, чтобы мы, хотя бы как неразумные овцы, познали своего Пастыря. Если бы, придя в мир, Спаситель нашел тебя разумным человеком, то Он необходимо явился бы тебе как Бог . Но, так как Он не нашел тебя человеком, а нашел как бы овцой блуждающей, начиная с самых древних времен, и призывающей устами пророков своего Господа: «Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего» ( Псал. 118:176 ), то поэтому и скрывает Свое царское достоинство и предлагает пастырское попечение. По этой причине и с самого начала устраивает так, чтобы Его тело было положено в яслях, и для того приводит в стеснительные условия как Свою Мать, так и Иосифа – служителя домостроительства. Я не могу назвать его ни отцом Спасителя, ни мужем Марии, но соучастником и посредником таинства. Ведь он был жених Девы, а не муж; впрочем, по имени, конечно, муж, но в действительности – служитель домостроительства. Итак, он вместе с Мариею приводится в Вифлеем в стеснительное положение, так что вследствие тесноты в жилищах Младенец по необходимости был положен в яслях. Это стеснение было делом Божиим, чтобы Человеколюбивый необходимо был положен в то место, чтобы был положен, говорю, в силу домостроительства, обусловившего собой Его воплощение. Для чего Он устраивает это? Так как ясли – трапеза бессловесных, а человечество усвоило себе природу последних – «человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают» ( «человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им») ( Псал. 48:13 ) – то Он и полагает небесную пищу на трапезу неразумных животных, чтобы скотоподобные по душе, приходя к яслям, как к своей собственной трапезе, нашли здесь не скотский корм, но говорящего: «Я есмь хлеб, сшедший с небес ...и дающий жизнь миру» ( Иоан.6:33, 41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Творец не без цели даровал нам силы и возложил на нас обязанности: только при употреблении этих сил, при исполнении этих обязанностей можно надеяться на Его помощь. Мы должны трудиться весь день и в поте лица приобретать хлеб: вот условие, без которого нельзя ожидать никакого благословения Божьего в наших заботах! Истинно, что один Бог взращивает семя; но если мы пренебрегаем посевом, то как мы можем ожидать какой-либо жатвы? Несомненно, что если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его (Псал. 126:1); но если мы сами не созидаем и не печемся с христианской заботливостью о счастье своем и других, то нам не обещано никакого успеха. Поэтому мы должны трудиться с усердием и верностью в делах своего звания, представляя себя во всем слугами Божьими и не зарывая в землю вверенных нам талантов. Если мы стараемся исполнять то, чего требует от нас Бог; то во всем прочем, превышающем наши понятия и силы, мы с уверенностью можем предаться Его благому попечению. 2. С чувством твердого и благочестивого упования на Божий Промысел. С чувством сознания нашего бессилия, если только оно искренне, соединяется другое утешительнейшее чувство, именно: твердое и благочестивое упование на Бога. а) Отец небесный знает наши нужды (Мф. 6:32 ). Бог, Который с любовью печется о ничтожнейших тварях, питает птиц, одевает полевые цветы, — Бог говорит вам, люди: “ вы не гораздо ли лучше их ” (Мф.6:26 )! “ Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ” (Мф. 6:33). Старайтесь сами быть верными Божьими чадами, тогда и Отец ваш, знающий лучше ваши нужды, не откажет вам в своей защите или помощи. Не мучьте себя беспокойными заботами о неизвестном будущем. Встречайте с христианским упованием, употребляйте с христианской заботливостью каждый даруемый вам день; пусть его скорби, как и радости, служат к вашей пользе, к вашему научению и приготовлению к вечности, — и после этого будьте уверены, что без воли Отца небесного и волос не упадет с вашей головы. Непоколебимое упование на Бога успокаивает среди всех житейских бурь! б) Но если мы называемся Христианами, то почему наше упование на Бога так не верно ? От чего земные нужды так сильно гнетут нас? Ах, человек! Ты хочешь делить твое сердце между Богом и миром; ты хочешь служить двум господам: за награду ты хочешь служить Богу, а когда ожидаемая награда медлит, тогда ты поступаешь в услужение другому господину, который на ближайшем расстоянии показывает тебе жалованье.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   Но что говорит ей ангел? Оставил ли он Ее смущаться противоречивыми мыслями? Разве он не заметил, что Она обуревается волнами недоумений? И как он мог оказаться недобрым исполнителем повеления? Разве несправедливо он понес бы наказание за то, что оставил Деву в смущении? Что же он говорит? «Не бойся, Мариамь» (Лук. 1:30): «не для обольщения я явился беседовать с Тобою, но возвестить уничтожение обольщения; не для того, чтобы ввести в заблуждение, я предстал, но объявить об освобождении от обмана, не для отнятия непорочного девства я пришел, но благовествовать пришествие Создателя и Охранителя девства. «Не бойся, Мариамь»: я не слуга коварного змия, но посланник упразднителя (Евр. 2:14) змия; тот своею речью вложил яд в человеческую природу и, примешав смерть, излил гибель на всех, а я, по Господню повелению, явился прививать отпадшим (Рим. 11:22—23) бесконечную жизнь, коею исторгается из рода болезнь и подается блаженство в раю; тот обманом богоподобия склонил Адама к преслушанию и взамен беспечальной жизни устроил ему жизнь, исполненную тяжкого труда, а я благовествую, что Творец всего в Твоем девственном и непорочном чреве действительно сделает человека богоподобным и уничтожит обольщение богоподобия. Я предстал в качестве доброго вестника, а не злого, я виновник радости, а не печали, возвещаю спасение, а не гибель. Не бойся, Мариамь: я, по божественному повелению, уврачую Твои помыслы, я разрешу узы неудомения. «Обрела... еси благодать у Бога» (Лук. 1:30): приветствие это — дело благодати Божией, а не естества, благодати божественной, а не человеческого решения и телесного общения, благодати, превосходящей человеческое разумение; посему, всякий раз как ты, человек, услышишь о благодати, не подумай, что напрасно дан Деве этот дар, и не считай его излишнею щедростью. Дева обрела благодать у Бога, потому что соделала себя достойною Творца и, украсив свою душу добродетелью непорочности, приготовила себя в приятное жилище Слову, утвердившему небеса (Псал. 32:6). Обрела благодать у Бога, потому что не только сохранила чистое девство, но и соблюла непорочное сердце и волю, потому что с детства была посвящена Богу и служила Царю славы храмом одушевленным и нерукосечным, который создан был чистотою тела, блистанием девства, непорочным целомудрием, святостью воли, непреклонностью души ко греху, непоколебимостью в добродетели.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   3) И еще, — на основании ваших же рассуждений, справедливо нам спросить у вас так: поскольку Пророки глаголют Духом Божиим, и, как доказано в предыдущем, в Исаии пророчествует Дух Святой; то следует ли, что и Дух есть Слово Божие, и что два Слова, Дух и Сын; потому что Пророки тогда пророчествовали, когда было к ним Слово Божие? И еще сверх того, поскольку «вся... быша Словом, и без Него ничто же бысть» (Ин 1:3.), и Бог «Премудростью основа землю» (Притч. 3:19), и «вся Премудростью сотворил еси» (Псал. 103:24); и, по указанному выше, написано также: «послеши Духа Твоего, и созиждутся» (Псал. 103:30); то следует ли, что Дух есть Слово? Или Бог сотворил все и тем и другим, и Премудростью и Духом? И почему Павел говорит: «един Бог, из Негоже вся, и един Господь, Имже вся» (1 Кор. 8:6)? И еще, поскольку Сын есть образ невидимого Отца (Кол. 1:15), а Дух есть образ Сына; ибо написано: «ихже предуведе, и предустави сообразных быти образу Сына Своего» (Рим. 8:29); то следует ли из этого, что Отец есть дед? И поскольку Сын пришел во имя Отца, Духа же Святого, говорит Сын, «послет Отец во имя Мое» (Иоан. 14:26); то следует ли и из этого, что Отец есть дед? Что скажете на это вы, без труда решающие все? О чем рассуждаете сами с собою? Или, видя себя в затруднении, охуждаете подобные вопросы? Но осудите прежде самих себя; потому что вам обычно предлагать такие вопросы. Верьте Писаниям, и затрудняясь сказать сами, научитесь наконец, что в Писаниях Дух наименован не Сыном, но Духом Святым и Духом Божиим. А как Дух не воименован Сыном, так и о Сыне не написано, что Он есть Дух Святой. Ужели, поскольку Дух не наименован Сыном, и Дух не есть Сын; то вера разногласит с истиною? Да не будет сего? Напротив же того, каждое означаемое тем паче имеет свое значение. Ибо Сын есть собственное рождение Отчей сущности и Отчего естества, и это означается словом: «Сын»; и Дух, нарицаемый Духом Божиим и сущий в Боге, не чужд Сыновнего естества и Отчего Божества. Посему то в Троице, во Отце, в Сыне и в самом Духе, единое есть Божество, и в ту же Троицу одно есть крещение, и одна вера. И действительно, когда Отец посылает Духа, тогда Сын, дунув, дает Его ученикам; потому что «вся, елика имать Отец» (Иоан. 16:15), принадлежат и Сыну. И когда Слово было в Пророках, они, как написано и доказано, пророчествовали Духом. «И Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» (Псал. 32:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2564...

Против Еллинов, которые не признают Бога виновником всего, (сотворившим все) из ничего, и промыслителем о всем:   Творца небу и земли .   Моисей: «в начале сотвори Бог небо и землю» (Быт. 1:1). В Евангелии: «Отче, Господи небесе и земли» (Матф. 11:25).   Видимым же всем и невидимым .   Павел: «видимая и невидимая» … «всяческая Тем и о Нем создашася» (Кол. 1:16), то есть, Отцем чрез Христа. Давид: «яко Той рече и быша, Той повеле и создашася» (Псал. 32:9):   Против Еллинов и Иудеев, отвергающих Христа:   И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единороднаго .   Павел: «нам един Бог Отец… и един Господь Иисус Христос» (1 Кор. 8:6). В Евангелии: «да знают Тебе единого истинного Бога и Егоже послал еси Иисус Христа» (Иоан. 17:3). «Ты еси Христос Сын Бога живого» (Матф. 16:16). «И аз видех, и свидетельствовах, яко сей есть Сын Божий» (Иоан. 1:34). «Ты веруеши ли в Сына Божия» (Иоан. 9:35)? «Сие же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий» (Иоан. 20:31). «Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда» (Иоан. 1:18). «Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть» (Иоан. 3:16). Возлюбленный (ученик Христов): «да весте, яко живот вечный имате, и да веруете во имя Сына Божия» (1 Иоан. 5:13).   Против Ария, называвшего Сына тварию:   Иже от Отца рожденного прежде всех век .   В Евангелии: «изыдох от Отца… и иду. Изыдох от Отца и приидох в мир» (Иоан. 16:28). Иоанн: «всяк любяй Рождшего, любит и Рожденного от Него» (1 Иоан. 5:1). В Евангелии: «и ныне прослави мя Ты, Отче, у Тебе самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть» (Иоан. 17:5). «В начале бе Слово» (Иоан. 1:1). «Сый в лоне Отчи» (Иоан. 1:18). «Сей бе искони» (Иоан. 1:2). Апостол (Павел): «в последок дний сих глагола нам в Сыне, ...Имже и веки сотвори» (Евр. 1:2).В Притчах: «прежде век основа Мя... прежде всех холмов раждает Мя» (Прит. 8:23, 25).   Против тех, которые нечестиво богохульствуют на безстрастное рождение единородного Сына:   Света от Света .   В Евангелии: «да свидетельствует о Свете; бе Свет истинный, иже просвещает всякого человека, грядущего в мир» (Иоан. 1:8—9). Давид: «во свете Твоем узрим свет» (Псал. 35:10). Павел: «Иже сый сияние славы» (Евр. 1:3).  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3930...

     Против Еллинов, которые не признают Бога виновником всего, (сотворившим все) из ничего, и промыслителем о всем:     Творца небу и земли.       Моисей: «в начале сотвори Бог небо и землю» (Быт. 1:1). В Евангелии: «Отче, Господи небесе и земли» (Матф. 11:25).     Видимым же всем и невидимым.       Павел: «видимая и невидимая»… «всяческая Тем и о Нем создашася» (Кол. 1:16), то есть, Отцем чрез Христа. Давид: «яко Той рече и быша, Той повеле и создашася» (Псал. 32:9):        Против Еллинов и Иудеев, отвергающих Христа:     И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единороднаго.       Павел: «нам един Бог Отец… и един Господь Иисус Христос» (1 Кор. 8:6). В Евангелии: «да знают Тебе единого истинного Бога и Егоже послал еси Иисус Христа» (Иоан. 17:3). «Ты еси Христос Сын Бога живого» (Матф. 16:16). «И аз видех, и свидетельствовах, яко сей есть Сын Божий» (Иоан. 1:34). «Ты веруеши ли в Сына Божия» (Иоан. 9:35)? «Сие же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий» (Иоан. 20:31). «Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда» (Иоан. 1:18). «Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть» (Иоан. 3:16). Возлюбленный (ученик Христов): «да весте, яко живот вечный имате, и да веруете во имя Сына Божия» (1 Иоан. 5:13).        Против Ария, называвшего Сына тварию:     Иже от Отца рожденного прежде всех век.       В Евангелии: «изыдох от Отца… и иду. Изыдох от Отца и приидох в мир» (Иоан. 16:28). Иоанн: «всяк любяй Рождшего, любит и Рожденного от Него» (1 Иоан. 5:1). В Евангелии: «и ныне прослави мя Ты, Отче, у Тебе самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть» (Иоан. 17:5). «В начале бе Слово» (Иоан. 1:1). «Сый в лоне Отчи» (Иоан. 1:18). «Сей бе искони» (Иоан. 1:2). Апостол (Павел): «в последок дний сих глагола нам в Сыне, ...Имже и веки сотвори» (Евр. 1:2).В Притчах: «прежде век основа Мя... прежде всех холмов раждает Мя» (Прит. 8:23, 25).        Против тех, которые нечестиво богохульствуют на безстрастное рождение единородного Сына:  

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1 свящ.1 псал. 980–69 12 дес.(2 казачьих пая по 6 дес.) Раздорская станица Богородицкая ц. 2 свящ.1 диак.2 псал. 2 417–79 35 дес.(5 казачьих паев) Керченский хутор Николаевская ц. 2 свящ.1 псал. 739–14 64 меры 14 дес.(2 казачьих пая) Голубинский хутор Покровская ц. 1 свящ.1 псал. 574–18 20 дес.(2 казачьих пая) Количество священно- и церковнослужителей Сумма причтового денежного дохода с % от причтового капитала (если имеется) Пособие причту от прихожан или учреждений Жалованье из казны Собрано причтом зернового хлеба Количество земли в пользовании причта (десятины) Грушин хутор Архангельская ц. 1 400–40 250 р и 100 четвертей зерна. Положено с 1870 г., но не выплачивается. 32 дес.(4 казачьих пая) Усть-Быстрин- ская станица Николаевская ц. 1 свящ.1 диак.1 псал. 1 049–00 400 р при открытии диаковско- го места. (не выплачиваются) 21 дес.(3 казачьих пая) Верхне-Кун- дрюческая станица Предтеченская ц. 2 свящ.1 диак.2 псал. 2 791–90 10 четвертей 40 дес.(5 казачьих паев) Нижне-Кун- дрючевская станица Христорождественская ц. 3 свящ.1 диак.3 псал. 4 609–25 350 мер 7 паев по 7 1/4 дес. + 100 дес. церковной земли.Пожертвована почетным гражданином А.Же- ребцовым Журавских хутаров Покровская ц. 1 свящ.1 диак.1 псал. 857–77 27 четвертей 10 дес.(2 казачьих пая) Количество священно- и церковнослужителей Сумма причтового денежного дохода с % от причтового капитала (если имеется) Пособие причту от прихожан или учреждений Жалованье из казны Собрано причтом зернового хлеба Количество земли в пользовании причта (десятины) Богоявленская станица Христорождественская ц. 1 681–20 Николаевская станица Николаевская ц. 2 свящ.2 псал. 2 021–24 (свящ. по 750–45;псал. по 250–15) 32 дес.(4 казачьих пая) Николаевская станица Троицкая единоверч. ц. 1 свящ1 псал. 140 (свящ. 90; псал. 50) 392 (свящ. 294р.; псал.98 р.) 14 дес.(2 казачьих пая) Гапкин хутор Архангельская ц. 1свящ.1 псал. 120 пудов 14 дес.(2 казачьих пая) Кременской хутор Рождества Богородицы ц. 1 свящ.1 псал. 244–54 14 дес.(2 казачьих пая)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Истинное же сыновство Иисуса Христа, свойственное Ему одному, сыновство по естеству, превосходящее усыновление, апостол Павел изобразил, когда сказал о Боге: «иже Сына своего не пощаде, но за нас», т. е. сынов не по естеству, «предал есть Его» (Рим. 8:32). Чтобы отличить Его от сынов, так называющихся не в собственном смысле, он назвал Его «собственным» (διον) Сыном. В евангелии также читается: «Сей есть сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» (Матф. 3:17). И в псалмах Спаситель говорит: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты» (Псал. 2:7; Евр. 1:5). Выражая сими словами сыновство истинное, показывает, что, кроме Его нет других истинных и естественных сынов Божиих. Также, что значат и следующия слова: «из чрева прежде денницы родих Тя» (Псал. 109:3)? Не ясно ли указывают они сыновство естественное, принадлежащее Ему, как рожденному от Отца, в сущности самого естества, а не на усыновление, обыкновенно получаемое за чистоту нравов и усовершенствование себя в добродетели? Отсюда сыновство единороднаго Сына Божия есть вечное и непреложное, тогда как сыновство разумных тварей, не по естеству им принадлежащее, а усвояемое по чистоте нравов и по благодати Божией, в св. Писании представляется изменяемым: «видевше», говорится в нем, «сынове Божии, дшери человечи, пояша себе жены», и проч. (Быт. 6:2). И чрез Исаию, как нам известно, Бог сказал: «сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене» (Ис. 1:2). Многое мог бы я сказать вам, возлюбленные, но оставляю, считая излишним делать подробныя напоминания учителям, которые мыслят со мною одинаково. Вы сами просвещены от Бога, и знаете, что учение, ныне возставшее против церковнаго благоверия, первоначально принадлежало Евиону и Артеме, и имеет сходство с еретическим учением Павла самосатскаго который на антиохийском соборе, по общему приговору всех епископов, отлучен от Церкви. Последователь его учения Лукиан оставался многие годы вне церковнаго общения, в продолжение управления Церковию трех епископов одного за другим От этого-то нечестия закваску получили явившиеся ныне у нас учители, которые проповедуют, что Сын Божий создан из не сущаго; его тайную ограсль составляют и Арий, и Ахилл, и весь собор единолукавнующих с ними.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2609...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010