Но постоянные занятия этими трудами оказались для блаженного препятствием к посещению учрежденных в церкви собраний, и случалось иногда, что он не поспевал к священному единению братий, сообща воспевающих божество; однако кто, прибывши прежде его в церковь, мог бы с Давидом сказать: «отворите мне врата правды» (Псал. 117:19); вошедши в них, исповедаюсь Господу и в церквах прославлю Тебя, Господи, «вечером и утром и в полдень поведаю и возвещу» (Псал. 54:18), чудеса Твои; «и семикратно в день прославляю Тебя» (Псал. 118:164), и «весь день я... простирал к Тебе руки мои» (Псал. 87:10). Ибо и он сам (Мелетий) выполнял определенное для каждого время и сверх того за все во всякое время благодарил Господа. Но какой список достойно исчислит особенные его труды, которые он переносил, уходя в клеть свою и запираясь от внешнего шума, и моляся к Отцу, видящему тайное, исчислит его бдения, псалмопения, неутомимые стояния, коленопреклонения, превышающие всякое число, биения в грудь, источники слез, продолжающиеся иногда целую ночь, и другое таинственное деяние добродетели? Ему приличествовало и сие Давидово возглашение: «в полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» (Псал. 118:62), и еще: «предваряю рассвет и взываю, на слово Твое уповаю, очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое» (Псал. 118:147—148); а еще приличнее мог бы он произнесть, говоря, что и целые ночи, на равне со днями, я провел во бдении; присоединив к тому следующее: «я изнемог от вопля, засохла гортань моя» (Псал. 68:4), «от голоса стенания моего кости мои прильнули к плоти моей, я уподобился пеликану в пустыне; не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле, и я стал как филин на развалинах» (Псал. 101:6—8) и «душа моя повержена в прах» (Псал. 118:25) склоняясь в молитве вместе с телом и смиряясь под крепкую руку Господа... Другие же слова: «каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постелю мою» (Псал. 6:7), не знаю, как ему присвоить, разве только за постель и кровать прямо поверженную на земле циновку, на которую он склонялся после величайшего и уже более невыносимого труда, давая отдых утомленному телу, и кратким послаблением, как раскаленное железо водою, закаляя к новым опять трудам и поту.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

48:17); и опять: (Бог) вселяющий единомысленныя в дом " Бог одиноких вводит в дом " (Псал. 67:7); также: " Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей " (Псал. 118:164); и опять: " В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои " (Псал. 118:62); также: " Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня " (Псал.48:16); и еще: " Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной " (Псал.22:4); и опять: " Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень " (Псал.90:5, 6); и опять: " считают нас за овец, [обреченных] на заклание " (Псал.43:23), – тогда выражал пламенную свою любовь к Богу. А когда опять они поют вместе с ангелами (потому что и ангелы тогда поют), говоря: " Хвалите Господа с небес " (Псал. 148:1), между тем как мы в это время зеваем, чешемся, храпим, или просто лежим навзничь и придумываем тысячи обманов, то какое благо приносит им то, что они в этом проводят всю ночь? Когда же начинает рассветать, тогда они, наконец, отдыхают, и в то время как мы начинаем свои дела, они имеют час отдыха. С наступлением дня, каждый из нас, позвав другого, ведет с ним речь о дневных расходах; затем один выходит на общественную площадь, является к начальнику, дрожит, боится наказаний; другой идет на зрелище; иной к своим занятиям. Между тем они, окончив утренние молитвы и песнопения, обращаются к чтению Писаний. Есть между ними и такие, которые научились списывать книги. Каждый из них, заняв одно отдельное жилище, по­стоянно упражняется в молчании, никто не суесловит, никто ничего не говорит. Потом совершают они третий, шестой, де­вятый час и вечернее молитвословие, и, разделив день на че­тыре части, по окончании каждой из них прославляют Бога псалмопениями и гимнами. Тогда как все прочие обедают, смеются, забавляются, преисполняют себя излишними яствами, они занимаиотся пением гимнов, не имея времени ни для тра­пезы, ни для чувственных удовольствий. И после обеда опять принимаются они за те же упражнения, подкрепив себя сперва сном.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Да и не один раз в течение длительной болезни надобно исповедаться и приобщиться; до последних минут жизни не следует откладывать это; потому что в это время от жестокости болезни и страха смерти, и Суда Божия вся душа бывает возмущена, расслаблена, даже и сознание часто помрачается, и человек становится вовсе неспособным принести покаяние, исповедать свое грехи, и с благоговейными чувствами приобщиться. Оттого многие в бессознательном состоянии и помирали, без напутствия св. Таинствами. 2) Заранее надобно устроить свои домашние дела, составить духовное завещание касательно имущества; со всеми примириться, простить даже врагов лично, или, если неудобно, то простить заочно, от сердца отпустив им вину их. И потом уже ни о чем земном не заботиться, а думать только о том, как встретить смерть и предстать на суд Божий. 3) Пред смертию диавол с особенною злобою нападает с искушениями, наводит уныние, колеблет веру, надежду и любовь к Богу, смущает душу напоминанием прежних грехов, сомнением в милосердии Божием, страхом осуждения на вечное мучение, старается довести до отчаяния - этой смерти души. В это время больной с особенным усердием должен молить Бога, чтобы Он укрепил его веру, надежду, любовь к Нему, не попустил врагу отягощать его искушениями, подавлять унынием, смущать сомнением, страхом. Для утешения и укрепления души полезно почасту заниматься беседою с благочестивыми людьми, чтением или слушанием утешительных мест св. Писания, каких много в Псалмах (Напр. Псал. 6. 17. 21. 24. 26. 30. 31. 37. 40. 41. 42. 49. 50. 61. 62. 68. 72. 76. 83. 93. 101. 114. 117. 118. 142 и другие). Особенно утешительна для умирающего прощальная беседа Спасителя с учениками: Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В дому Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду, и приготовлю вам место; приду опять, и возму вас к Себе, чтобы и вы были там, где Я... и проч. (Иоан. 14-17 гл.). Полезно чаще прочитывать канон на исход души (в требнике) и канон молебный к Пресвятой Богородице на исповедание грешника, Параклисис Богородице, службу по вся дни и другие умилительные каноны. Когда враг наводит смущение напоминанием сделанных грехов, страхом Суда Божия и наказания за них, представлением строгости Божией хочет довести до отчаяния, то надобно ободрять себя размышлением о беспредельном милосердии Божием к людям, по которому Он хочет всех спасти, даже с клятвою уверяет, что Он не хочет смерти, погибели грешников, но чтобы они обратились от пути нечестия и были живы, наследовали спасение (Иез.33,11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/144/...

Пс.118:61 .   Сети нечестивых окружили меня, но я не забывал закона Твоего. «Ужя грешник обязашася мне: и закона Твоего не забых». Козни или демонов, или людей, Пророк назвал " ужами», поводом к сему образу речи взяв затягиваемый узел. Так сказал и Исаия: «горе привлачающим грехи свои, яко ужем долгим» ( Ис. 5, 18 ). Когда сии " ужя», говорит Пророк, крепко были на мне затянуты, не оставлял я памятования о Божием законе. Потом объясняет и причину памятования. Пс.118:62 .   В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои. «Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея»; потому что не днем только, но и ночью, даже в самую полночь, когда наипаче великое наслаждение приносит людям сон, не преставал я песнословить Тебя, и восхвалять правдивыя Твои определения. Так и божественный Апостол, вместе с Силою, когда, после биения и бичевания, ноги их забиты были «в кладе», с молитвою срастворяли песнопение, и пожали плод добраго бдения; потому что сподобились Божиих щедрот ( Деян. 16, 24 ). Пс.118:63 .   Общник я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои. «Причастник аз есмь всем боящимся Тебе, и хранящим заповеди Твоя». А Симмах вместо: «причастник», сказал: союзник; переводчик же сирский: друг. Ибо отвращаясь тех, которые избирают противное законам Твоим, сообщниками и близкими к себе имел поставляющих выше всего страх Божий и вознамерившихся жить согласно с законом. Сие сказал Пророк и в другом псалме: «мне же зело честни Быша друзи Твои Боже» ( Псал 138, 17 ). Пс.118:64 .   Милости Твоей, Господи, полна земля; научи меня уставам Твоим. «Милости Твоея Господи исполнь земля: оправданием Твоим научи мя». Пророк говорит: на всех обильно изливаешь Ты источники милости; сияешь «солнце Твое на злыя и благия», дождишь «на праведныя и неправедныя» ( Матф. 5, 45 ), не «на всяк день» наводишь гнев ( Псал. 7, 12 ), но долготерпеливым пребываешь и к тем, которые подрывают взаимное согласие супругов, обагряются неправедною кровию, или присвояют себе непринадлежащее им, или оскверняют язык хулами, и отваживаются на иное какое-либо беззаконие. Посему, оказывая так много человеколюбия, и меня, Владыка, сподоби онаго, даровав мне ведение оправданий Твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

1 . «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя! Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой и уповаю на Него, Защититель мой, и рог спасе­ния моего, и Заступник мой, хваля призову Господа, и от враг моих спасуся» ( Псал.17:2–4 ). 2 . «Коль возлюбленна селения Твоя, Гос­поди сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни. Сердце мое и плоть моя воз­радовастася о Бозе живе. Блажени живущии в дому Твоем, в веки веков восхвалят Тя. Луч­ше день един во дворех Твоих, Господи, паче тысящ. Изволих приметатися в дому Бога мо­его паче, неже жити ми в селениих грешничих» ( Псал.83:2–3, 5, 11 ). 3 . «Коль возлюбих закон Твой, Господи! Весь день поучение мое есть. Коль сладка гор­тани моему словеса Твоя! Паче меда устам мо­им. Сего ради возненавидех всяк путь неправ­ды. Светильник ногама моима закон Твой и свет стезям моим. Оправдания Твоя вожделен­на суть, Господи, паче злата и камене честна многа, и слаждша паче меда и сота» ( Пс.118:97, 103–105, 18:11 ). 4 . «Коль благ Бог Израилев правым серд­цем! Коль многое множество Благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящимся Тебе, соделал еси уповающим на Тя, пред сыны чело­веческими! Скрыеши их в тайне лица Твоего от мятежа человеческа... Обаче Богови пови­нися, душе моя, яко от Того терпение мое, ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой: не подвижуся во век» ( Пс.72:1, 30:20–21, 61:6–7 ). 5 . «О Бозе спасение мое и слава моя. Бог помощи моея и упование мое на Бога. Упо­вайте на Него весь сонм людей. Излияйте пред Ним сердца ваша, яко Бог Помощник наш есть. Не уповайте на неправду и на восхи­щение не желайте. Богатство аще течет, не прилагайте сердца. Единою глагола Бог, двоя сия слышах: зане держава Божия, и Твоя, Гос­поди, милость, яко Ты воздаси коемуждо по делом его» ( Пс.61:8–9, 11–13 ). 6 . «Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю: воз­жажда Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и без­водне. Тако во святем явихся Тебе – видети силу Твою и славу Твою, яко лучше милость Твоя паче живот. Устне мои восхвалит Тя, та­ко благословлю Тя в животе моем. О имени Твоем воздежу руце мои. Прилпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя» ( Пс.62:2–5, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Помилуй мя, Боже… По окончании покаянного псалма, мы присоединяем далее 118 псалом: блажени непорочнии в путь…, который изображает полунощные востания и исповедания Давида, и возбуждает и нас к подобной ревности, будучи весь преисполнен молитвенного духа и дерзновения(пред Богом), и вместе с тем приличествуя и воспоминанию о втором славном пришествии Спасителя нашего, имеющим быть в полночь, как научает притча о девах. Одним внушается, что сидящим во тьме жизни явится великое Солнце Правды, так как противоположному уступает противоположное и одно другим сменяется; другая (- притча) указывает на неизвестность времени: ибо,как сеть, говорится, найдет, и в то время, как многие будут еще спать. Жених приидет. Тогда каждому из достойных приличествовать будет то, что сказал Псалмопевец: полунощи востах с ясным светильником исповедатися тебе о судьбах правды твоея ( Псал.118,62 ), которою Ты посреди богов рассудишь богов, воздавая каждому по делам их, а грешников, которые сами себя обрекли на осуждение, Ты отженешь, и т.д. до конца псалма. Этот псалом мы поем и над почившиме во Христе, показывая тем, какое упование по отношению к отшедшим должен иметь истинный христианин. Сохраних, говорил (Псалмопевец), заповеди твоя и оправдания твоя, и свидений твоих не забыв, и тому под. Во всем этом можно видеть нечто весьма утешительное: ибо не может быть, чтобы кто либо во всех стихах этого псалма не нашел чего либо для себя, – тогда как здесь упоминаются: и законы, и словеса, и заповеди, и свидения, и оправдания, и судьбы. В одном стихе блаженный Пророк испрашивает благопоспешения к сему, в другом обещает хранить все сие, лишь бы только получить свыше помощь и силу, а в ином он представляется уже имеющим дерзновение свидетельствовать, что уже исполнил и сохранил то, как сказано. Указание различия каждого из этих слов, выражающих одно и тоже, в настоящем случае отняло бы много времени. – За упомянутыми, установленными и всегда употребляющимися, псалмами следуют далее составленные св. Отцами тропари и молитвы. Такой порядок общ всем (последованиям).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

    «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал, а когда стал мужем, то оставил младенческое» (1 Кор. 13:11). Если апостол постепенно усовершенствовался и ежедневно, «забывая прежнее, простирался вперед» (Флп.3:13) и, держась за плуг, по заповеди Господа Спасителя, не озирался назад (Лук. 9:62); то тем более я, не достигший еще возраста мужа совершенного и меры Христовой (Еф.4:13), должен заслуживать извинения за то, что во время своей юности, увлеченный горячею любовию к Писаниям, аллегорически истолковал [книгу] пророка Авдия, исторического смысла которой я не знал. Дух [мой] пылал страстию в таинственному знанию и, прочитав все возможное для верующих, я не знал того, что бывают различные дарования; я знал светскую литературу, и поэтому думал, что могу читать книгу запечатленную. Как я был неразумен! Двадцать четыре старца, имеющие в руках чаши и гусли, и четыре животных, полные очей, встают с своего престола, сознаются в неведении и поют хвалебную песнь Агнцу и Отрасли от корня Иессеева (Апок.5); а я считал для себя возможным то, во что верил, — и, в руке которого не было слова Божия, который не мог сказать: «от заповедей Твоих разумех» (Псал. 118:104) и не памятовал о евангельском блаженстве: «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Матф. 5:8). Еще не быль взят уголь с жертвенника и не очистил уст моих (Ис. 6:6—7). Еще не было обрезано огнем Духа Святого заблуждение древнего неведения, а я дерзал говорить Господу: «се Аз, посли мя» (Ис. 6:8). Я надеялся, что мое писание остается сокрытым в [моем] шкапе, и обрек этот первый, неразумный опыт моего дарованьица на сожжение, как вдруг из Италии приносится список одним молодым человеком, имеющим столько лет, сколько было и мне при написании этого сочинения, и восхваляющим мое произведеньице. Признаюсь, я был удивлен тем, что как бы плохо кто ни писал, однако находит подобного себе читателя. Тот восхвалял, а я краснел; тот до небес превозносил мое как бы проникновение в тайны, а я, опустив голову, не мог сознаться в своем стыде. Но значит ли это, что мы осуждаем то, чем забавлялись в детстве? Нисколько, потому что мы знаем, что для скинии Божией одинаково приносили и золото и козью шерсть. В Евангелии (Мк. 12:41—44) мы читаем, что две лепты бедной вдовы были более благоугодными, нежели приношения богатых. Мы и тогда принесли то, что имели, и теперь, — если, впрочем, мы оказали какие либо успехи, — приносим Господу дары Его. Ибо «благодатию Божиею есмь, еже есмь» (1 Кор. 15:10). И я не отрицаю того, что в течение этих тридцати лет я не мало трудился и работал ради дела Его. Он — благой Отец: Он скоро принимает возвращающегося сына и не ожидает, чтобы кто-либо отворил дверь; Он Сам выходит на встречу и приготовляет одежду и перстень: хотя родной брат обнаруживает зависть и называет его любодеем и расточителем, но ангелы и все силы небесные выражают в гармоническом пении радость о спасении его (Лук. 15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Вопрос. Что значит: «седмерицею днем хвалих Тя» и какие это седмь хвалений?          Выражение: «седмерицею днем хвалих тя» (Псал. 118:164), — часто означает: всегда, — как и в других местах сам Псалмопевец и Пророк говорит: «благословлю Господа на всякое время» (Псал. 33:1), и в другом месте — «выну хвала его во устех моих» (Псал. 33:2). И божественный Павел: «непрестанно молитеся, о всем благодарите» (1 Сол. 5:17). Прекрасно также научает Спаситель: «бдите убо на всяко время молящеся» (Лук. 21:36). Для чего? Для того, чтобы быть едино с Богом. Это занятие — непрестанно: потому что молитва соединяет нас с Богом. Это величайшее из всех дел. И что лучше того, как беседовать с Богом и быть с Богом? Это — постоянное дело Ангелов. Чрез него и мы становимся как бы Ангелами, священниками Божиими, творящими волю Его, чистыми сердцем, зрящими Бога, Божиими песнопевцами, воздающими Ему славу. Этим же мы очищаемся и испрашиваем отпущение во грехах, и избавляемся от зла и от всякого искушения, и от всех постигающих опасностей, и делаемся достойными предстоять Ему, и удостоиваемся света Его и царства. Да и кто изчислит, кто может изречь достойно то, что даруется нам чрез молитву? Чрез нее мы получаем все, чего просим у Бога, как Он сам возвестил. И знамения, и чудеса и совершались, и совершаются при посредстве молитвы, и спасение душ, и дарование исцелений, и всякое вообще благо, и без нея нет никакого блага. О сем деле Церкви постоянно напоминается и у Спасителя, и у Апостолов, и у Отцев. Итак для нас, как рабов и созданий, необходимо, мы обязаны постоянно посвящать Богу этот труд, и он для нас всего полезнее. Впрочем, ради немощи и ради тех, для кого обременительно постоянное моление, учреждены особые времена, которые и Давид наблюдал, и Церковь сохраняет. Поэтому, как он говорит: «полунощи востах» (Псал. 118:62), — так и мы поем с ним полунощницу; он — «Боже, Боже мой, к тебе утреннюю» (Псал. 62:2), и мы совершаем утреню; он «заутра услыши глас мой», и «заутра предстану ти и узриши мя» (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3933...

Давид, который молил Господа: открый очи мои и уразумею чудеса от закона Твоего ( Псал.118:8 ), без сомнения, получил от Господа, по желанию сердца своего; без сомнения, любимому рабу Божию не отказано в его святой молитве. Он уразумел чудеса от закона Иеговы, прозрел в будущность и смотрел на настоящее очами ученика Христова. Он просил у Господа одного только, чтобы пребывать в доме Господнем все дни живота своего и там созерцать красоту Господню ( Пс.26:4 ). Такое прошение показывает, что его занимали здесь не тени и образы, но те возвышенные истины, которые посредством оных изображались. В другом месте ( Пс.62:3 ) он говорит, что он () во святилище видел Господа, т. е. в видимых образах религии созерцал Христа; иначе и нельзя разуметь сих слов Псалмопевца. Ибо святилище не было ознаменовано присутствием Иеговы, а слава Его осеняла Святое Святых, куда входил однажды в год один первосвященник, след. Давид говорит не о созерцании славы Иеговы во Святом Святых, но о таинственном видении Христа в принадлежностях святилища. Что Давид смотрел на богослужение, как на таинственную сень вещей духовных, – это можно видеть еще из следующих слов: окропиши мя иссопом и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся ( Псал.50:9 ). Кропление иссопом относилось к числу обрядовых действий, которыми сопровождалось очищение; очевидно, что самое сие кропление, как действие чувственное и телесное не могло иметь следствием своим чистоты душевной, так как сие показывает далее и сам Пророк, относя действие очищения к единому Очистителю душ (ст. 11, 12). Посему, соединяя в приведенном месте с чувственным кроплением и омовением очищение души, как действие с причиною, он, без сомнения, под сими чувственными действиями видел образ очистительной жертвы Иисуса Христа. Тот же образ Иисуса Христа Пророк видел в лице Мелхиседека и сына своего Соломона. Воззвание Псалмопевца: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову ( Пс.109:4 ), которое не может относиться ни к кому из обыкновенных ветхозаветных священников, показывает, что Псалмопевец разумел Христа в лице Мелхиседека, как это объяснил и Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Обетные девы! не спросите ли, как можете вы подражать мироносицам, когда у вас нет ни ароматов, ни мира? Приносите плоды трудов ваших в храм Господний для поддержания и украшения его; оказывайте сострадание к больным и нищим, в лице которых является вам Христос; наконец приносите слезы сокрушения о грехах своих, отнимающих у вас те сокровища духовные, которые могли бы вы приносить в дар Господу. Вот приношения, каких ожидает от вас Господь. «И зело заутра, во едину от суббот приидоша на гроб, возсиявшу солнцу» (Мк. 16:2). Жены мироносицы столько были заняты заботою отдать почесть возлюбленному Учителю своему, что эта забота не давала им сна. «Зело заутра» и они уже идут «на гроб» . Самая бдительная из них даже не раз приходит ко гробу. Св. Матфей говорит: «свитающи во едину от суббот» (Мф. 28:1), т. е. на разсвете первого дня недели, когда мрак ночи только что уступал место свету, когда природа едва только пробуждалась от глубокого сна, св. жены уже спешат на святое дело хвалы Господу. Так бдительны были мироносицы для прославления Господа! Как прилично, как полезно возвещать хвалы Господу в глубокое утро! Что такое человек? Он — царь, он глава видимой природы. — Прилично ли спать царю тогда, когда низшие его уже совершают должную службу пред Царем царей. Не должен ли он предначинать хвалебную песнь Творцу, прежде чем начнет ее покорная ему тварь? И как легко молиться в полночь и утро! Мысли тогда чисты, ощущения живы, душа свободна от впечатлений тяжелой земли, покоющаяся природа не занимает и не развлекает собою, человек весь с собою и Господом. В «полунощи возстах исповедатися о судьбах правды Твоея» , — говорит Давид пред Господом (Псал. 118:62). «В полунощи же Павел и Сила молящеся, пояста Бога» , — говорит книга Деяний апостольских (Деян. 16:25). «Бе обнощь в молитве» , — повествует евангелие о самом Господе Иисусе (Лук. 6:12). И св. Церковь назначает для молитвы полночь и утро. И как опасно для каждого предаваться сну беззаботному! «Се Жених грядет ... в полунощи» (Мф. 25:6) и «блажен раб, его же обрящет бдяща» (Лк.12:43), недостоин же паки, его же обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, да не сном отяготишися, да не смерти предана будеши и царствия вне затворишися».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2966...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010