Нравственную ценность он получает только тогда, когда из внешнего правила с принудительной силой делается внутреннею потребностью человека, склонностью его духа, радостью его жизни. Ибсеновский Бранд, суровый и холодный ревнитель долга 14 , приносящей в жертву отвлеченной идее долга самые естественные человеческие чувства, до материнской любви включительно 15 , поражает героическою величавостью своего духа, но не трогает сердца. Его образ становится привлекательным лишь после того, как Бранд «согревается» чувством и в состоянии сказать о себе: Цепь порвалась ледяная – могу Плакать, любить и молиться. Нравственно высок и прекрасен, – возвратимся к раннейшему примеру, – не тот человек, который оказывает благодеяния с холодным и принудительным сознанием долга, а тот, кто идет навстречу горю и нужде ближнего с сердцем, полным любви и участия, и находит в этом радость для себя. В любви заключается примирение долга и склонности. Поэтому любовь в смысле свободного тяготения к добру является такою же важною составною частью нравственности, как и сознание долга. Мудрым психологом заявляет себя ветхозаветный псалмопевец, когда говорит: «если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем... Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем... Откровения Твои я принял, как наследие навеки; ибо они веселие сердца моего» ( Псал.118, 92, 97, 111 ). Птак, долг получает подлинную нравственную ценность, когда он соединяется с чувством любви. Тогда он становится влечением сердца, внутренним побуждением человеческого существа. Это последнее свойство долга дает повод некоторым мыслителям свести его к простому «изобилию жизни, которая рвется наружу, хочет отдаться. Долг, по словам Гюйо, может быть сведен на сознание известной внутренней мощи. Внутренно почувствовать то наибольшее, что мы способны сделать, значит тем самым впервые сознать то, что мы должны сделать. Долг – это прежде всего чувство мощи» 16 . С Гюйо в сущности совпадает и Ницше, по учению которого «воля к ноши есть основной инстинкт всех живых существ».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nikolin/c...

А гордые суть все беззаконные, так как они по гордости пренебрегают закон Божии, как сказано и в другом месте, что гордые преступали закон до крайности (Псал. 118, 51). Итак, они то, говорит, скрыли для ног моих сети и тенета, т. е. тайные злоумышления для уловления меня. Притом положили при стези преткновения, иначе близ и среди самой дороги, по которой я ходил, чтобы я, идя по нему неосторожно, нечаянно упал чрез них. Давид различными подобиями сетей, веревок и преткновений, распространяет слово об умыслах врагов своих, и говорит, что все это скрыли они и положили на пути, чтобы изобразить старание и изобретательность многосплетенных злоухищрений их. Златословесного: Ничто не может быть несправедливее питающих в себе злобу, которые прежде других вредят своим душам. Ибо когда они бывают причиною соблазна; когда бывают виновниками поношения славы Божией у безумных; когда, получив душу и тело от человеколюбивого Бога, нерадят о воздаяниях, но, наслаждаясь толикою красотою мира и таким благом, воздают Благодетелю противными действиями: то что может быть несправедливее их? что неблагодарнее? и, что еще важнее и сильнее показывает чрезмерность их злонравия, они стараются делать зло другим. Умыслили, говорит, положить препону стопам моим. А если умысел их не приведен в действие , то это строение человеколюбия Божия. Он рассек злые их умыслы. Хочешь ли знать, как и диавол полагает такие же петли (веревки)? Смотри, что случилось с Иовом. Что могло быть обширнее их? Что длиннее? Что ближе когда он устроил сеть не чрез родственников. только и друзей и жену, но и чрез самое тело его? Феодорита: Гордым называет самого Саула, сетью и вервиями и преткновениями различные умыслы, слова и скрытные действия. А это сказано несобственными словами, взятыми от подобия ловцов, расставляющих силки и петли для ног и сети. 7. Рех Господеви: Бог мой ecu Ты; внуши, Господи, глас моления моего. Сии, прибавляет, враги мои умыслили против меня это: но я, находясь среди таковых опасностей, призывал только Тебя, Боже, и говорил: Ты мой Бог, не презри творения твоего, но услышь моление мое и избавь меня от всего того.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

В конец, в песнях, разума Давиду В других списках вместо: Давиду, написано: Асафу. Слова Исихия : Этот псалом изображает человека, испытываемого искушениями. Посему он завещает воспевать с разумением Того, Кто может освободить от оных. Причем ясно предлагается и пророчество о Владычних страданиях. Давид написал и этот псалом во время бегства от Саула и обитания своего в пустыне. По словам Афанасия, своими страданиями он изображает страдания, которые имел претерпеть Христос. Потому то псалом и надписывается: к концу, также в песнях и разумения, что предпосылает слушателя к концу того, что предсказано о Христе, побуждая его петь Христу, принявшему на Себя, как изъясняет Феодорит, таковые страдания, и слушать псалом с разумением, потому что в нем содержится прикровенное и неясное пророчество о Христе. Ст. 2. Внуши, Боже, молитву мою, и не презри моления моего. 3. Вонми ми и услыши мя. Во 2-м стихе предыдущего 53-го псалма мы уже сказали, что значить: внуши и услыши, куда и обратись. Здесь только заметим, что 16-й псалом содержит сии слова в обратном порядке, потому что в нем сначала стоит: услыши, потом вонми, и наконец внуши. Услышь, говорит, Господи, правду мою, внемли молению моему, прими во уши молитву мою, из чего явно, что сии слова между собою не различаются, а означают совершенно одно и то же Слова Исихия : С молящимся о сем Христом будем молиться и мы; будем подражать Ему в том, как рабы владыки, как нищие богатому. Ибо Он, желая показать способ, как должно молиться, говорит: прими во уши и не презри: так как часто выслушав нашу молитву, Бог презирает ее и отвергаете, как излишнюю и недостойную слуха Его. Возскорбех печалию моею (в размышлении моем). Наименование: αδολεσχια принимается собственно за непрестанное беседование. Но пророк часто принимает его и за непрерывное и постоянное размышление, как в следующих словах: и я постоянно размышлял об оправданиях Твоих (Псал.118,48), то есть, непрерывно размышлял о законе Твоем. И здесь теперь подобным образом говорит, что я печален по причини размышления моего; ибо я размышлял, каким бы способом избавиться мне от наветов врагов моих, но пал в скорбь, потому что не нахожу никакого средства к освобождению себя. Речение: αδολεσχια принимается еще и в отношении к напряжению зрения для высматривания чего либо, как в следующем месте: и вышел Исаак посмотреть в поле около вечера; и воззрев очами своими, увидел идущих верблюдов (Быт.24, 63)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Увещание Сие прочитывая, внимай, о пресвитере! Украсил тебя Господь благодатью священства, то соответствовать потщися самим делом. Называешися ангел Господа Вседержителя, то непременно обязан еси возвещати людям волю и закон Господа Вседержителя. Ангел бо значит вестника, и точно для того именуется иерей ангелом, чтоб устне его, аки источник полны были разума, и взыскали бы люди закон Божий от уст его. Малах.2:7 . Пастырем именуешися, то паси же стадо тебе порученное, защищай расхищаемое, врачуй болезнующее, обращая заблуждающее. Пасти же инако не можешь, только учением, по оному. Иерем.4:15: и дам вам пастырей по сердцу моему, и упасует вас разумом и учением. Подобне, ниже защищать, ниже врачевать инако можешь, только словом Божиим, которое есть нам всеоружие. 2Кор.10:4 . Ефес.6:17 . Евреем4:12. Притч.30:5 . Сила Божия есть верующим. Римл.1:16 . Мудрость Божия, умудряющая во спасение, 2Тим.4:15 . Лекарство болящим, заблуждающим стезя, Псал.118:35 . Ты надзиратель прихожан, тебе порученных. Деян.20:28 . Поставлен еси страж людям. Иезек.33:7. Смотри же на все стороны неуспно, и возвещай грешником,откуда идет на них меч ярости Господней. Отцом тебе вси обыкновенно зовут: буди же, и в самой вещи Отцом прихожан твоим, раждая их Богу благовествованием и тайнодействием, 1Кор.4:15 . Имей и матернюю к ним утробу, болезнуя с Павлом, Дóндеже вообразится в них Христос. Галатом.4:19. Раб еси Царя, посланный звати на брак сына его. Мф.22:3 . На вечерю велию. Лк.14:17 . И не только раб, но и друг женихов. Ин.3:29 . И уневеститель, 2Кор.11:2 . Зови же не ходи нем, многожды исходя, проси, моли убеди внити, да наполнится дом званых, обручи приход твой единому мужу деву чисту представити Христу. 12 Памятовали твердо о сем долге пастыри первых христианских веков. И что за неисполнение оного следует, напоминали: и потому ово правилами на соборах вселенских и поместных сей долг подтверждали 7 , ово же в писаниях своих и поучениях всеприлежно всякому, бремя сие на себе взимаюшему, внушати ни преминули 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

12. И вси же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут. Какбы так говорит Апостол: скажу тебе, сын мой, не я один терпел гонения и скорби; и не тебе одному надобно переносить это: «да и все, желающие учение Иисуса Христа, и жить так, как внушает Дух Христов, будут встречать в жизни оскорбления, обиды, преследования, явные или прикрытые какими нибудь видами. Иисус Христос этот жребий своих учеников, или всех истинно верующих в Него, предсказал, когда говорил: Блажени изгнаны правды ради; блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради ( Мф.5:10–11 ). Также: аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: яко же от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир ( Ин.15:19 ). В мире скорбны, будете: но дерзайте, яко Аз победах мир ( Ин.16:33 ). Как это сбывается? Ужели и доныне желающие жить благочестиво, по учению Господа Иисуса Христа, гонимы бывают? Кто всегда старается жить благочестиво, по Духу Христову, и всегда исполняет заповеди Христовы, или свои христианские обязанности: тот знает из собственного опыта, как на деле оправдываются слова божественного учения; знает, что для ревностных исполнителей христианских обязанностей никогда не бывает недостатка в гонениях. Они терпят от врагов и от друзей, от посторонних и от своих ближних, по слову Господа: врази человеку домашний его ( Мф.10:36 ). Мнози изгонящии мя, и стужающии ми: от свидений твоих не уклонихся ( Псал.118:157 ): так говорил и ветхозаветный праведник. Объясняя, почему гонения будут продолжаться, Апостол присовокупляет: 13. Лукавии же человецы и чародее преуспевают на горшее, прельщающе и прельщаеми. «Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь». Это те злые люди и обманщики, о которых Апостол выше говорил. По предсказанию Апостола, они будут в последние времена. Они есть теперь и будут после. Сам основатель и глава Церкви, Иисус Христос предсказал в Евангельской притче, что на ниве Его Церкви будут расти пшеница и плевелы до жатвы, то-есть, сыны царствия и сыны лукавого будут находиться на земле до скончания мира ( Мф.13:30,38–39 ). Конец этих злых людей и обманщиков апостол Павел раскрыл прежде в этом же послании, говоря: но не преуспеют более: безумие бо их явлено будет всем, якоже и онех бысть, т.-е. Ианния и Иамврия, которые противились Моисею, и о коих пред сим упомянул Апостол ( 2Тим.3:8 ). По слову Апостола, нечестивые и обманщики или лжеучители, хотя по-видимому и успевают во зле, делая вред себе и другим; но это не надолго: безумие их скоро обличается судом Божиим. Этого суда они должны ожидать и страшиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Но это послушание происходит не из страха к родителям, не из страха к наказанию. Где страх, там принуждение и сопротивление. Отсюда не возникает никакой добродетели. Любовь у неиспорченного дитяти служит источником послушания. Оно видит, какими благодеяниями пользуется оно ежедневно от родителей, как они его любят, и оно любит их взаимно, охотно исполняет их волю. Если дитя учится знать Бога, как своего Отца и Благодетеля, то оно также любит Его и из любви повинуется Ему. Любовь ведет к благодарности и смирению, рождает упование и преданность Богу. б) Обращение грешника начинается также с любви. а. Его трогает представление о благости и милосердии Божием. Он думает о Его благодеяниях, Его путях, Его покрове и поддержке. Это представление трогает его сердце, и он говорит себе: «как могу я долее оскорблять своими грехами такого Бога и Отца! Нет, не хочу долее отвращать своей души от Него, хочу исправиться, чтобы быть достойным Его любви.» b. Или: если человек порочный понимает, как он сильно оскорблял своей жизнью других людей, сделал многих несчастными: то он еще не погиб, если в его сердце есть любовь к ним. Эта любовь произведет в нем первую решимость: «Я хочу, я должен быть другим человеком» и т. д. с. Или: если порочный человек подумает о следствиях «своей порочной жизни,» представит себе временное и вечное несчастье греха: будет ли он продолжать греховную жизнь, если в нем пробуждена разумная «любовь к себе?» в) Таким образом, любовь — любовь к Богу — к ближним — к самому себе есть начало исправления и добродетели. 2. Она есть продолжение добродетели. Любовь облегчает и содействует продолжению и преуспеванию добродетели. а) Если уже положено начало добродетели и возбуждена решимость: « клялся хранить праведные суды Твои, и исполню » (Псал. 118:106), то предстоит еще немало труда и усилий, борьбы и самоотвержения, чтобы выполнять постоянно такую решимость. Чувственные наклонности и пожелания, если они даже и отражены, не престают однако же с новой силой нападать на нас.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Так, говорит он, мой долг предупреждать и ту опасность; но непреодолимая сила отеческой любви и сострадания влечет меня к сердцу России, болезненно трепещущему. Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице Христа Твоего ( Псал. 83, 10 ): приими жертву Его человеколюбия, и умилосердися над народом его!» 127 . Здесь нельзя не видеть некоторого стремления оправдаться от вышеизложенного доноса, уяснить истинный смысл проповеди на 18 сентября, послужившей поводом к тому доносу. Вместе с тем, нельзя не видеть и высокого патриотизма проповедника и его политической прозорливости. Это слово, по напечатании его, Филарет, резолюций от 10 октября, распорядился «разослать по церквам, с предоставлением священникам, если рассудят, прочитать оное в следующее воскресенье» 128 . Между тем, холера, по отбытии Государя Императора из Москвы 129 , все более и более усиливалась и распространялась здесь. К 14-му октября число умерших от нее достигло 118 человек в сутки, а число больных ею – до 1162 человек 130 . Без пощады она подкашивала и молодые и старые силы, и знатных и не знатных 131 . Все были под страхом смерти; а карантинные меры, усиленною строгостью своею, делали общее положение еще более тяжелым. Под такими-то условиями, под удручающим впечатлением такого безотрадного положения вещей была составлена и говорена Филаретом проповедь на 12-е октября. В этот день Москва празднует свое освобождение от нашествия Французов в 1812 году ежегодным крестным ходом. Но в 1830 году крестный ход на 12-е октября, в виду холеры, принял уже другое значение: «Хотя в следующий воскресный день, 12 сего месяца, – читаем в распоряжении святителя Московского от 9 октября сего года, – по обычаю прошедших лет, следовало собраться всему духовенству в Кремль для благодарственного молебна о избавлении Москвы от врагов: но, поскольку продолжающееся прещение Божие губительною болезнью призывает наипаче к молитвам просительным о избавлении от настоящего бедствия, и поскольку приходскому духовенству нужно быть всегда в близости к своим приходам, ради скорого посещения внезапно занемогающих: то необходимость заставляет на сей год в означенный день поступить следующим образом: 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В лице буддизма тварь забыла и отринула своего Творца и Промыслителя, поставивши на Его место роковой, бессмысленный круговорот будто бы безначальных, слепых космических сил. Отсюда неутешная, неисцелимая скорбь буддийского пессимизма, этого законченного воплощения «души, не имеющей упования». Утративши веру в Творца, она потеряла ее и в себя, а неверие и гордость помешали ей примкнуть и к третьему кличу «души болезнующей, помощи и спасения требующей»: «Творение и создание Твое быв, не отчаиваю своего спасения» (2-я молитва пред святым причащением, Василия Великого ). «Твой я, спаси меня» ( Псал. 118:94 )». «Ясно и величаво выступает здесь ободряющая, оздоровляющая, духовная сила христианства. В полную противоположность отрицательному буддийскому взгляду на жизнь, в христианстве высшее благо совпадает с вечною жизнью в Царствии Божием. И если жизнь представляется сравнительно малоценною, то потому лишь, что впереди – сокровище неизмеримо ценнейшее. Не принижая достоинства даже несовершенной земной жизни, – напротив, сводя небо на землю для свершения воли Отца Небесного здесь, как и там, и тем освящая и само земное, христианство от несовершенного, бренного, человеческого и природного, тварного обращает взоры к более и выше, чем естественному. Христианское разумение обретает это высшее в Боге, как абсолютном вечном бытии и абсолютной любви. Отказавшись от горделивых и противоречивых притязаний на спасение путем самоуничтожения, христианин прибегает к Богу – Любви, который устами Кроткого и Смиренного сердцем зовет нас: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные…и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11:28-29 ), покой не нирваны, небытия вечного, а жизни в Боге, жизни вечной» 65 . В дополнение к книге Кожевникова я позволю себе высказать несколько соображений о буддизме. Нирвана буддистов есть высочайшее сверхмировое начало, столь отличное от нашего бытия, что никакое понятие, заимствованное из области мира, не применимо к нему. На всякий вопрос, есть ли Нирвана личность, разум, бытие и т.

http://azbyka.ru/xristianstvo-i-buddizm

Кому нравятся скорби? Кто может любить скорби? Мы плачем, мы стонем под тяжестию бед, которыми гнетет нас мир. Но, есть беды в мире, которых не только не боятся, но которыя считают за счастие, которыя любят, за которыя отдают всю жизнь свою и губят себя на целую вечность. Что значит мир в глазах миллионов? Им не нарадуются. От него приходят в восторг. Но не таков суд Божий о мире. По суду Божию, мир — Вавилон великий, мать блудодейцам и мерзостем (Апок. 17, 5). От мира сего — все, еже в мире, похоть очес, похоть плоти, гордость житейская (1 Иоан. 2, 16). Сын мира не слышит, не чувствует, не хочет знать голоса святаго о мире. Вихрь света, блеск золота, обольщения честей, сласти похоти увлекли его, обаяли ум его. Ни о чем не думая, спешит он напиться вод Вавилона до сытости. Ах! пусть остановится, пока есть время. Суд над Вавилоном — над миром грешным изречен и — не переменится. Блага, которыми утешается мир, — цветы погребальные, украшающие путь к погибели. Радости его отравлены ядом греха. Свет обольстителен? Но в томъ-то и пагуба его. Сколько беззаконий оправдано судом света! Сколько нечестия в его взгляде на жизнь людей! Дела самыя преступныя, низкия, гнусныя скрашены именами слабости невинной, греха простительнаго. Чтобы жизнь веселая была еще веселее, чтобы жизнь беззаконная была еще беззаконнее, мир составил свои законы, при которых забыт не только Христов закон самоотвержения крестнаго, распятия похотей плоти и духа, но иногда забываются и внушения естественной совести. Горе тебе, Вавилон великий — мать мерзостей! Как нам не плакать на реках Вавилона — мира пагубнаго? Он так настойчиво, и так незаметно для нас ловит души наши в погибель. Сколько веков проповедуют нам: не любите мира, ни яже в мире: аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем (1 Иоан. 2, 5)? А люди, как и прежде, любят губящий их мир. Отврати очи мои, Господи, еже не видети суеты. Достави рабу Твоему слово Твое в страх Твой (Псал. 118, 37-38). Плачь, грешник, пока есть время. Время летит и уносит с собою спасение от Вавилона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

О какое блаженное наслаждение для Священника видеть сильные и чудесные действия слова Божия на страждущих и умирающих! Одна женщина со смертью своего мужа лишившаяся всего состояния, сделалась очень болезненною, от заботы впала в задумчивость, которой нс могли рассеять никакие духовные увещания. Но ее врачевание совершилось чудесным образом. «Вижу я во сне, рассказывала она, что покойный муж мой стоит около постели и спрашивает: о чем плачешь ты? Я отвечала ему, что странно было бы не плакать мне при бедствиях, какие постигли меня и детей по смерти твоей. Не нужно плакать, отвечал он, когда в доме такое сокровище. Какое же сокровище? спросила я. Вот это, отвечал он, указывая на Библию . На утро я раскрыла Библию и глаза мои упали на стих псалма: Господь хранит пришельца, сира и вдову приимет ( Псал.145:9 ). Эти слова пролили необыкновенное утешение в мое сердце». Священник имеет случай приметить, какие места и отделения писания лучше читать для больных. Преимущественно нужно указать на псалмы; в них сокращение всего писания 4 . Опыты силы и благодатного действия на больных Слова Божия, какие видим мы не редко, должны оправдывать ревность Священника против тех, которые равнодушно или с неуважением смотрят на Библию . Подлинно мудрость целого света и головы всех мудрецов мира недостаточны к тому, чтобы влить силу, доставить утешение грешному человеку в те страшные и решительные мгновения, когда ужас и страх овладевают сердцем смертного. Потому должно бы иметь покрайней мере уважение к той книге, которая в виду смерти и гроба может дать единственно надежный свет, единственно верное упование, и таким образом наполнить человека мужеством и радостью духовною в те минуты, в которые все человеческие измышления ничего не могут сделать. Много силы имеет и до конца времен будет иметь свидетельство псалмопевца: по множеству болезней моих в сердце моем, утешения твоя возвеселиша душу мою ( Пс.93:19 ). То мя утеши во смирении моем, яко слово твое живи мя. Аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем ( Пс.118:50–92 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010