4. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих. Приведенное место не есть не соответствующее ходу речи в псалме, как однако же полагали некоторые толкователи; оно содержит в себе причину испытания Давида. Ты с тою именно целью, говорить он, Боже, и попустил подвергнуться мне испытаниям, дабы я, оставаясь выше других, не возгордился в душе над ними и не стал обвинять единомышленников Саула, злорадствуя тому, что они делают неправое. Или иначе: Ты потому попустил подвергнуться мне испытаниям, чтобы я тотчас же обратясь к Тебе, Боже (ибо во время наших скорбей мы обыкновенно и вспоминаем о Тебе), назвал свои деяния, как такие, которые все и всегда Ты направляешь к полезному. За словеса устен твоих аз сохраних пути жестоки. Словесами устен Божиих пророк называет здесь заповеди закона, данного чрез Моисея; выражение же уста Божии употреблено в несобственном смысле, оно значит, что закон Моисеев произошел собственно от Бога. Потому то, говорит, и сохранил я, или шел по путям жестким, по путям т.е. добродетелей; они действительно жестки и нелегко проходимы, лишены всякого плотского наслаждения. Выражение сохранять употребляется в св. Писании в значении исполнять или совершать; в этом значении оно употреблено и здесь и с тем же значением его можно встречать очень часто в разных местах Писания. Так например: Сохраних заповеди Твоя (Псал.118,168), т. е. исполнил их требования на самом деле. 5. Соверши стопи моя во стезях твоих, да не подвижутся (поколеблются) стопы моя. Здесь в первом случае пророк назвал стопами, без сомнения, движения нашего разума, во втором движения собственно телесные. Итак, говорит он, Ты, Господи, сам сделай мои помышления совершенными и правыми в заповедях твоих, ведущих к Тебе тех, которые ими руководятся, ибо когда наши помышления совершенны, тогда наши действия телесные уже не сильны будут отклонить нас от истинного пути. Или иначе: соверши, говорит, стопы моя, т. е. все мои действия, пока иду я по стезям твоим, по тем стезям, которые Ты посредством заповедей указал для желающих приходить к Тебе, дабы не уклонились они от испытания должного даже и тогда, если бы Ты оставил их на некоторое время без Твоего содействия в совершении. Ибо Ты, Боже, источник нашего истинного ведения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Человеку не дозволено действовать и поступать по своему произволу. Уже внутренний закон говорит ему: делай это и оставь то. Это — закон Божий. Бог есть высочайший и святейший Законодатель и Судья всех разумных существ, которому мы обязаны послушанием (Втор. 11:1; Прит. 12:13 ). Это знают хорошо все, верующие в Бога. Но они стараются или совершенно ослабить обязанность послушания Богу, или повинуются Ему не так, как нужно и как Он требует для нашего же блага. 1) Свойства Его. Послушным Богу называется тот, кто постоянно делает то, что заповедует Бог, подчиняется Его воле и содействует Его целям. Это послушание к Богу: а) Οхοтное и радостное. Иисус Христос “ совершил дело, которое … поручил ” Ему Отец, не по принуждению, не с негодованием, но из любви к Нему и с полной охотой и радостью. Исполнение Божьей воли было Его пищей и питьем. В ком “ те же чувствования, какие и во Христе Иисусе ” (Фил. 2:5), тот убежден, что Бог, всеблагой Отец, ничего другого не хочет и ничего другого не заповедал людям в своем законе, как только то, что во всякое время для них спасительно, полезно и служит к их истинному благополучию. Это убеждение побуждает его беспрекословно исполнять волю Божью. Он повинуется ей не из принуждения и не с рабским страхом; он не ропщет, не раздражается, если ему бывает трудно исполнять Божьи повеления. Он любит Бога, как своего Отца, благоговеет перед Ним, как перед всеправедным и всесвятым, а любовь, благоговение и благодарность служат источником его добровольного послушания и постоянным побуждением к тому (Мат. 21:28–31; Псал. 118:16, 46–47 ). Эта охотность и радость придает послушанию истинное достоинство перед Богом. Пусть испытает себя каждый, с охотой ли он доныне повиновался заповедям Божиим. Мы должны отречься всякого самолюбия и самомнения, преодолеть в себе беспечность, раздражительность и недоверие к Богу, дабы охотно и с радостью могли исполнять Его повеления. б) Но это послушание есть также и всеобщее, подчиняющееся всем Божьим заповедям и удовлетворяющее всем обязанностям. Какой обязанности не исполнил Иисус Христос, какой заповеди своего Отца не повиновался? Как Он, будучи отроком, повиновался своим родителям (Лук. 2:51 ): так Он постоянно повиновался Богу. Если мы желаем уподобляться Ему, то будем более и более уразумевать, что есть Божья воля, — будем внимательны, осмотрительны, осторожны, чтобы по неведению, легкомыслию и опрометчивости не преступать Божьих заповедей, не нарушать важных обязанностей. Мы должны исполнять не легчайшие только, но и труднейшие обязанности, не делая никакого исключения из закона Божьего.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

117. Алчущему Христа–ради бывает она пищею, жаждущему — сладким питием, зябнущему одеждою, труждающемуся успокоением, молящемуся — извещением (что молитва услышана), плачущему — утешением. 118. Итак, когда услышишь слова Писания о Святом Духе, что Он седе на едином коемждо из Апостолов (Деян. 2, 3), или что Он взыде на Пророка (1 Цар. 10, 10), или что Он действует (1 Кор. 12, 11), бывает оскорбляем (Ефес. 4, 30), угашаем (1 Сол. 5, 19), раздражается (Деян. 17, 16); также, что одни имеют начаток Духа (Римл. 8, 23), другие же исполнены Духа Святаго (Деян. 2, 4): то не думай так о Духе, будто в Нем бывает какое раздробление, или преложение, или изменение; но веруй, как прежде сказали мы, что Он непреложен, неизменен и всемогущ. Посему и в воздействиях Своих, Он и пребывает одним и тем же, и всякому боголепно уделяет подобающее. Он подобно солнцу, всецело излился на крещенных, но каждый из нас просвещается по той мере, как возненавидев омрачающия его страсти, истребляет их в себе; а на сколько оказывается любящим их, на столько помрачается. 119. Кто ненавидит страсти, тот отсекает и причины их; а расположенный к сим причинам и нехотя борим бывает страстями. 120. Когда действуют в вас злые помыслы, будем обвинять в том самих себя, а не прародительский грех. 121. Корни помыслов суть явные грехи, которые каждый из нас совершает руками, ногами, устами. 122. Невозможно, чтобы тот собеседовал со страстию в уме, кто ненавидит причины ея. 123. Кто станет беседовать с тщеславием, если он презирает посрамление? Кто будет смущаться безчестием, если он любит уничижение? Кто согласится на угодие плоти, если он имеет сердце сокрушенное и смиренное? Кто станет заботиться о привременном, или вести из–за него войну, если он верует во Христа? 124. Отметаемый кем–либо, и ни словом, ни мыслию но вступающий в прю с отметающим, приобрел истинное ведение, и являет твердую веру Владыке. 125. Лживи сынове человечестии в мерилех, еже неправдовати (Псал. 61, 10), тогда как Бог для каждаго бережет то, чего он по правде достоин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

2. Израильтяне слепы, считая оправдание, получаемое верой во Христа, недостаточным для спасения (ст.5-10). а) Они не хотят понять , что исполнение дел закона, без оправдания во Христе, не может их спасти, и потому остается для них напрасным и недостижимым усилием и стремлением (ст.5–7); б) Они не хотят пользоваться легко доступным источником, из которого могли бы почерпнуть уверенность в этой истине (ст.8); в) они должны, если желают спасения , непременно веровать в Господа Иисуса и исповедывать Его сердцем и устами (ст.9-10). Как ни частны эти истины, высказанные Апостолом по отношению к ветхому Израилю, однако они заключают в себе достаточноо поучительного и для нового Израиля. Извлекаем отсюда несколько общеназидательных тем, подробное развитие которых предоставляем самим проповедникам. Обязанность христиан по отношению к заблуждающимся в вере « Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение » (ст.1) Мысль об отвержении Израиля была особенно прискорбна для христолюбивой души Апостола. Вкусив сам сладость спасительной Христовой веры, он желал бы, чтобы и все его братья по плоти приобщились этой веры: об этом он глубоко скорбит, этого он сердечно желает, об этом пламенно молится (ст.1; ср. Рим. 9:2–3 ). Скорбь о заблудших в вере свойственна и всякому истинно христианскому сердцу (Псал. 118:139; Мф. 23:37 ). 1. Кто эти заблудшие, о спасении которых мы должны заботиться? а) Вообще все те, которые пути истинного не познали , не повинуются Божьей правде (ст.3), ходят во тьме неверия и беззаконий. б) В особенности наши братья и родственники по плоти , которые живут с нами под одной крышей, разделяют с нами один хлеб, но души которых далеки еще от Бога и вечного спасения 2. В чем должны состоять наши обязанности по отношению к заблудшим? По примеру Апостола: а) В благоволении или благожелании нашего сердца к ним: в искреннем и глубоком сожалении о них, как о несчастных братьях, в сердечном желании спасения им, а не в ненависти и презрении к ним (Рим. 15:7; Кол. 3:12 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

118, 131). Посему, так как уста, привлекающия питие из источника, надлежит приложить к воде, а источник есть Господь, изрекший: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет (Иоан. 7, 37); то посему душе жаждущей желательно уста свои приблизить к устам, источающим жизнь, и невеста говорит: да лобжет мя от лобзаний уст Своих. И Тому, Кто всем источаеть жизнь, и всем хощеть спастися, не угодно кого–либо из спасаемых лишить сего лобзания, потому что лобзание это есть очистительное средство от всякой скверны. Посему–то, кажется мне, Господь с укоризною произносить прокаженному Симону такия слова: лобзания Ми не дал еси (Лук. 7, 44). Чистым стал бы он от недуга, привлекши чистоту устами. Но Симон справедливо не был возлюблен, оплотянев по болезни, по собственному вожделению оставаясь неистощимым в недуге. А душа, достигшая чистоты, так как не омрачает ея никакая плотская проказа, видит сокровище благ; имя же этому сокровищу — сердце. И Пророк молится, чтобы создано было в нем сердце чисто (Псал. 50, 12), из котораго подается сосцам Божественное млеко, служащее питанием душе, привлекающей благодать по мере веры (Рим. 12, 6). Почему говорит она: блага сосца Твоя паче вина (Песн. 1, 1), — сосцами по местному положению означая сердце. Конечно же не погрешит, кто под сердцем будет разуметь сокровенную и неизреченную силу Божества; да и под сосцами справедливо может иный подразумевать благия за нас действования Божественной силы, какими Бог поддерживает жизнь каждаго, снабжая приличною каждому из приемлющих пищею. Но из любомудрия сей книги дознаем мимоходом и другое некоторое учение, а именно, что есть в нас двоякое некое чувство, одно телесное, другое Божественное, как где–то в притчах говорит Слово: найдешь Божественное чувство, — потому что есть некая соразмерность душевных движений и действий с чувствилищами тела, и сие дознаем из настоящих словес Духа. Вино и молоко различаются вкусом, но когда они духовны, тогда духовна, без сомнения, и восприемлющая их душевная сила. А лобзание совершается чувством осязания; потому что при лобзании уста между собою прикасаются.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

3 . Се возжелах заповеди Твоя: в правде Твоей живи мя… Представляю то, что от меня требуется, всей душой желаю и ищу, даруй же и Ты, Господи, мне то, что зависит от благодати Твоей – оживи мя… Ими же веси судьбами спаси мя!.. Желаю, ищу, но оживить меня силен только Ты, Господи, правдою Твоею. «В обычных опытах благочестной жизни до очевидности оправдывается это над навыком молитвы Иисусовой. Мало в ней слов, но они совмещают все… Изстари признано, что навыкнуть молиться этою молитвою, можешь заменить ею все молитвословия. И есть-ли кто из ревнующих о спасении, кто не был-бы знаком с этим деланием!.. Велика сила этой молитвы, по изображению св. отцев; а между тем, на деле видим, что не все, имеющие навык к ней, причастны этой силе, не все вкушают от плодов ея. От чего это? Оттого, что сами хотят забрать в свое владение то, что принадлежит дарованию Божию, и есть дело благодати Господней. Начать повторять эту молитву: утром, вечером, ходя и лежа, за делом и на досуге, – есть наше дело: на это не требуется особой помощи Божией. Трудясь все в том-же порядке, можно самому дойти до того, что язык и без вашего сознания, все будет повторять эту молитву. Может последовать за этим и некое умирение помыслов и даже своего рода сердечная теплота; но все это будет, как замечает в Добротолюбии инок Никифор, дело и плод наших усилий. Остановиться на этом, значит тоже, что удовольствоваться умением попугая произносить известные слова, даже такия, как «Господи помилуй». Плод от этого такой: будешь думать, что имеешь, тогда как ровно ничего не имеешь. Это и случается с теми, у кого, во время навыкновения этой молитве, поколику то зависит от нас, не раскрывается сознание того, в чем существо ея. Не сознавая же того, они довольствуются указанными естественными начатками действий ея и прекращают искание. Но у кого сознание то – раскроется, тот не прекратит искания, а видя, что сколько ни усиливается действовать по старческим указаниям, всеожидаемого плода не обнаруживается, пресекает всякое ожидание плода от одного своего усилия, и все упование возлагает на Бога. Когда это образуется, тогда открывается возможность и благодатному воздействию: приходит благодать в момент ей одной ведомый, и прививает молитву Иисусову к сердцу. Тогда, как говорят старцы, все тоже будет по внешнему порядку, но не то же по внутренней силе». (Толк. 118 псал. ст. 40).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iskate...

« Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения » ( Псал. 118:165 ). б) Он не привязывается своим сердцем к земным благам . Кто хочет при бурях жизни оставаться спокойным, тот должен подавлять в себе привязанность к земным вещам. Но земные блага и чувственные радости имеют часто великую силу над человеком. При их непостоянстве земнолюбивый человек никогда не может быть спокойным в обладании ими. Он должен всегда опасаться потерять их. И если несчастные случаи вырывают их у него, то его покой исчез. Кто хочет спокойно обладать, тот не должен трепетать при мысли о возможной потере. Человек благочестивый так и поступает. Он, конечно, ищет обладания земными благами, не отказывается от невинных радостей жизни, но он может их и лишиться, не чувствуя себя из-за этого несчастным. Основание его довольства и счастья — в нем самом, в его духе, независимость которого от внешних вещей он старается сохранить. в) Он возлагает твердое упование на Бога . Благочестивый человек также чувствует свое бессилие и немощь, если со всех сторон угрожают ему несчастья. Могут быть минуты, где его дух колеблется, и его последняя опора падает. Но он не отчаивается, потому что уповает на Бога, который «может сделать несравненно более, нежели мы просим или разумеем.» Без такого упования нет никакого спокойствия души. Если ты веруешь в божественное Провидение и твердо убежден, что ничто не совершается с нами без воли нашего всеблагого Отца, то можешь спокойно сказать: « Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла » ( Пс.22:4 ). г) Он надеется на лучшую жизнь после телесной смерти . Если при бурях жизни всякая надежда исчезает, если ненависть и вражда людей, сила судьбы, власть смерти разрывает мало-помалу всякую связь, привязывавшую нас к этой жизни, тогда мы находим успокоение и мир в вере в будущую жизнь. Эта вера, соединенная с чистой совестью, служит для благочестивого ручательством, что его надежда на будущее блаженство — не самообольщение. Взор к небу приносит мир и покой в его сердце. Легка бывает для него борьба, при чаянии вечно блаженной жизни. «Страдания нынешнего времени ничего не значат в сравнении с будущей славой.» Ненависть людей может быть для нас благодетельна

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

«Сотворих ми, – говорит Екклезиаст, – купели водныя, еже напаяти от них прозябение древес» ( Еккл. 2, 6 ). А у меня был источник райский, то есть, учение добродетелей, которым орошалась духовная сухость, пока презирал я земные воды, и наслаждение которыми временно, и естество которых преходит. Итак гораздо лучше из божественного источника, которым орошаются и возращаются душевные добродетели, привести для себя хотя малый поток, чтобы в душах наших зеленел сад добрых предначинаний, при помощи Господа нашего Иисуса Христа. Ему слава и держава во веки веков! Аминь. Беседа 4 Слово наше задерживает еще эта исповедь; потому что повествующий о своих делах описывает почти все, из чего познается суетность дел этой жизни. Теперь же приступает как бы к большему какому осуждению сделанного им, и к тому, что служит к осуждению страсти гордыни. Ибо что из исчисленного, дорогой ли дом, множество ли виноградников, красота ли вертоградов, собрание ли вод в купелях, или орошение ими садов, показывает столько кичливости, сколько имеет ее в себе, кто, будучи человеком, почитает себя владыкою единоплеменников? А Екклезиаст говорит: Еккл.2:7 .  Притяжах рабы и рабыни, и домочадцы быша ми. Смотри, какое надмение высокомерия! Стать наравне с Богом – вот до чего превозносится это слово! Ибо «всяческая работна» превысшей над всеми власти, слышали мы в пророчестве ( Псал.118, 91 ). Посему, кто своим достоянием делает достояние Божие, роду своему уделяя власть почитаться господином мужей и жен, тот что иное делает, как не преступает в гордыне самое естество, смотря на себя, как на нечто иное от своих подначальных? «Притяжах рабы и рабыни». На рабство осуждаешь человека, которого естество свободно и самовластно, даешь закон вопреки Богу, извращая закон данный Им естеству. Ибо созданного на то, чтобы ему быть господином земли, и кого Творец поставил в начальство, подводишь ты под иго рабства, как бы прекословя и противодействуя божественной заповеди. Разве забыл ты пределы власти, что начальство твое ограничено надзором над бессловесными.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Писания». «Без сей осторожности мы могли бы покориться определениям и тех соборов, которые, под именем христианства, могут собирать суемудрие или властолюбие» 53 . Таким образом, предание, как источник вероучения, стоит в зависимости от Св. Писания. Но и само Св. Писание, как источник вероучения, отчасти нуждается в свидетельстве предания. Так, «откуда известно, какие книги суть священные, и почему та или другая из них точно принадлежит к числу священных? – Сие известно большею частью из предания. Итак, самое Св. Писание пользуется пособием предания» 54 . Св. предание не только служит самым достоверным свидетелем богодухновенного происхождения священных книг, но – что также очень важно – проясняет нам их истинный смысл. Хотя «все, нужное ко спасению, излагается в Св. Писании с такою ясностью, что каждый, читающий его с искренним желанием просветиться, может разуметь оное ( 2Кор.4:3 ; Псал.118:105 )», потому что «Дух Святый изглаголал Св. Писание, чтобы просвещать, а не затемнять» 55 ; но верно также и то, что не все истины веры изложены в Св. Писании с одинаковою полнотой, ясностью и определённостью, – так что, «когда в основание догматов будем полагать Св. Писание, не присоединяя предания», то «не будет доставать точности, и полноты в изложении православного учения» 56 . Основным источником должно быть Св. Писание, а предание нужно для того, чтобы «дополнять, объяснять и защищать (православное догматическое учение) от неправомыслящих»; оно нужно «для руководства к правильному разумению Св. Писания, для правильного совершения таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления» 57 . И так, «чистый источник» догматического учения есть «Бог, – Его слово, заключенное в священных писаниях, уясненное церковными определениями, учением и духовными опытами богомудрых мужей» 58 . Катех. 6–7. «Чтен. в О. л. д. просв.» 1868 г. 5, 160–163, 154–5. Книги Св. Писания существуют на разных языках. Догматисту важно знать, какой текст Св. Писания вернее выражаетт откро­венную истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Он сознает, что поступает справедливо и делает добро по силам, дарованным ему Богом, — и в этом сознании заключается опора спокойствия его души при всех внешних беспокойствах. « Праведник во веки не поколеблется » напротив, нечестивый исчезает (Прит. 10:30; 12:7 ). « Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения » (Псал. 118:165). б) Он не привязывается своим сердцем к земным благам . Кто хочет при бурях жизни оставаться спокойным, тот должен подавлять в себе привязанность к земным вещам. Но земные блага и чувственные радости имеют часто великую силу над человеком. При их непостоянстве земнолюбивый человек никогда не может быть спокойным в обладании ими. Он должен всегда опасаться потерять их. И если несчастные случаи вырывают их у него, то его покой исчез. Кто хочет спокойно обладать, тот не должен трепетать при мысли о возможной потере. Человек благочестивый так и поступает. Он, конечно, ищет обладания земными благами, не отказывается от невинных радостей жизни, но он может их и лишиться, не чувствуя себя из-за этого несчастным. Основание его довольства и счастья — в нем самом, в его духе, независимость которого от внешних вещей он старается сохранить. в) Он возлагает твердое упование на Бога . Благочестивый человек также чувствует свое бессилие и немощь, если со всех сторон угрожают ему несчастья. Могут быть минуты, где его дух колеблется, и его последняя опора падает. Но он не отчаивается, потому что уповает на Бога, который «может сделать несравненно более, нежели мы просим или разумеем.» Без такого упования нет никакого спокойствия души. Если ты веруешь в божественное Провидение и твердо убежден, что ничто не совершается с нами без воли нашего всеблагого Отца, то можешь спокойно сказать: « Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла » (Пс.22:4). г) Он надеется на лучшую жизнь после телесной смерти . Если при бурях жизни всякая надежда исчезает, если ненависть и вражда людей, сила судьбы, власть смерти разрывает мало-помалу всякую связь, привязывавшую нас к этой жизни, тогда мы находим успокоение и мир в вере в будущую жизнь. Эта вера, соединенная с чистой совестью, служит для благочестивого ручательством, что его надежда на будущее блаженство — не самообольщение. Взор к небу приносит мир и покой в его сердце. Легка бывает для него борьба, при чаянии вечно блаженной жизни. «Страдания нынешнего времени ничего не значат в сравнении с будущей славой.» Ненависть людей может быть для нас благодетельна

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010