Вас. Не трудно доказать, что говорит занятое у мирской мудрости, что ею сведен он с ума, и вдался в такие новизны понятий. Ибо это Аристотелевы понятия об имении и лишении, как скажут читавшие Аристотелево сочинение, надписанное: Категории; Аристотель говорит, что лишения позднее имений. А нам, доказав, что говорит он не по учению Духа, а по мудрости князей века сего, достаточно обратить к нему сказанное в псалме: «нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; [а] я углубляюсь в откровения Твои» (Псал. 118:95.); и узнав, что сказанное им взято не из учений Господа нашего Иисуса Христа, достаточно припомнить ему слово Господне: «когда кто говорит ложь, говорит то, что ему свойственно» (Ин. 8:44.), и таким образом избавит себя от многих слов, чрез это самое сделав для многих очевидным что у нас никакого нет с ними общения; «какое согласие Христа с Велиаром? Или какое соучастие верного с неверными» (2 Кор. 6:15)? Но чтобы не показалось, что по недостатку обличений прибегаем к молчанию, побеседуем кратко и об этом. Из сказанного о Боге многое, Евномин, как видим, произносится подобным образом, например: нетленный, бессмертный, невидимый. А полагаем, что того же вида и слово:«нерожденный». Если иные именуют подобные слова означающими лишение, то не нам рассуждать о сем; мы не знаем речений принятых наукою и не гоняемся за знающим. Впрочем, к какому бы разряду ни относились исчисленные нами слова, скажем, что к тому же принадлежит и наименование: «нерожденный». Поэтому как нетленность означает, что в Боге нет тления; невидимость, — что Бог превосходит всякое постижение очей; бестелесность, — что сущность Божия не имеет трех измерений; бессмертие, — что к Богу не прикоснется разрушение; так и нерожденность, говорим мы, означает, что в Боге не имеет места рождение. Если же ни одно из тех наименований не означает лишений; то не означает этого и последнее. А если о тех именах соглашаешься, что ими выражается лишение, об наименовании же «нерожденный» не уступаешь сего; то скажи, какого предшествовавшего имения лишение выражается бессмертием? почему это именование не имеет равной силы с именованием: «нерожденность»? Но он злоухищряется над этим одним изречением, потому что на нем держатся начала его нечестия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   Так, спасти людей нельзя было простому человеку, потому что всякий человек сам имел нужду в спасителе: «вси бо, — говорит св. Павел, — согрешиша, и лишени суть славы Божия» (Рим. 3:23). Так как грех подверг грешника власти диавола, а диавол подверг его смерти, то состояние наше сделалось крайне бедственным; не было никакого способа избавиться от смерти. Были присылаемы врачи, т. е. пророки, но они могли только яснее указать на немощи. Что они делали? Когда видели, что болезнь превышает искусство человеческое, они с небес призывали врача. Один говорил: «Господи, преклони небеса, и сниди» (Псал. 143:5). Другой взывал: «Исцели мя, Господи, и исцелюся» (Иер. 17:14); «воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас» (Псал. 79:3). Иной: «яко аще истинно вселится Бог с человеки на земли?» (3 Цар. 8:27); «скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело» (Псал. 78:8). Другие говорили: «о, люте мне, душе! яко погибе благочестивый от земли, и исправляющаго в человецех несть» (Мих. 7:2); «Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися» (Псал. 69:2); «аще умедлит, потерпи ему, яко идый приидет и не умедлит» (Авв. 2:3); «Заблудих яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, уповающаго на Тя» (Псал. 118:176); «Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит» (Псал. 49:3). Потому Тот, кто по естеству есть Царь, не презрел естества человеческого, порабощенного лютой властью диавола; благосердый Бог не попустил быть ему всегда под властию диавола: Присносущий пришел и дал в уплату Свою кровь; для искупления рода человеческого от смерти, отдал Свое тело, которое принял от Девы; освободил мир от клятвы закона, уничтожив смерть Своею смертию. «Христос ны искупил есть от клятвы законныя», восклицает св. Павел (Гал. 3:13).    Так знай, иудей, что Искупитель наш не есть простой человек, потому что весь род человеческий порабощен греху; но также Он и не Бог только, непричастный естества человеческого, каковым хочешь считать его ты, манихей: Он имел тело, потому что если бы Он в меня не облекся, то и не спас бы меня.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И блаженный Моисей, в образах показывая, что душа должна следовать не двум мыслям, доброй и худой, но одной доброй, и что надобно возделывать не двоякие плоды, добрые и худые, но одни добрые, так говорит: не впрягай на гумне твоем разнородных животных вкупе, например; тельца и осла; но впряги однородных, и молоти жатву твою (Второз. 22, 10), чтобы на гумне сердца нашего было делание не вкупе добродетели и порока, но одной добродетели. Одежды из волны не тки со льном; и также из льна с волною (11). На одном участке земли не возделывай двух плодов (9). Инородного животного не своди с инородным, но совокупляй однородных с однородными (Лев. 19, 19). Всем этим таинственно дает разуметь, что, как уже сказано, должно нам возделывать в себе не вместе и добродетель и порок, но порождать только одни плоды добродетели, и душа не должна быть в общении с двумя духами — с Духом Божиим и с духом мира. Ибо сказано: сего ради к всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех (Псал. 118, 128). Глава 5. Не от явных только грехов, как то: блуда, убийства, татьбы, чревоугодия, осуждения, лжи, сребролюбия, любостяжания и тому подобных надлежит быть чистою душе — деве, возжелавшей сочетаться с Богом, но гораздо более, как сказали мы выше, от грехов тайных, то есть, от похоти, тщеславия, человекоугодия, лицемерия, любоначалия, лести, злонравия, ненависти, неверия, зависти, самолюбия, кичения и других сим подобных. Ибо Господь, как говорит Писание, сии тайные грехи души поставляет наравне с грехами наружно явными. Сказано: разсыпакости человекоугодников (Псал. 52, 6); и: мужа кровей и льстива гнушается Господь (Псал. 5, 7), чем показывается, что Бог равно гнушается и лестию, и убийством. И еще сказано: глаголющими мир с ближними своими, и так далее (Псал. 27, 3); и также: ибо в сердце беззаконие делаете на земли (Псал. 57, 2); и: горе вам, егда добре рекут вам человецы, то есть, когда в вас есть желание слышать о себе доброе от людей, и вы привязаны к славе и к людским похвалам. Ибо делающим добро возможно ли совершенно утаиться? Притом же и сам Господь говорит: да прославится свет ваш пред человеки (Матф. 5, 16). Впрочем, как сказано, старайтесь делать добро во славу Божию, а не ради собственной славы, и не как любящие людскую похвалу; ибо таковых Господь назвал неверными, сказав: како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единого Бога, не ищете (Иоан. 5, 44)? Смотри, как и Апостол заповедует все делать, даже есть и пить, во славу Божию; ибо говорит: аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, в славу Божию творите (Кор. 10, 31); а божественный Иоанн, поставляя ненависть в одном ряду с убийством говорит: ненавидящий брата своего человекоубийца есть (1 Иоан. 3, 15). Глава 6.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

3. Христианин, поэтому, должен остерегаться их. Он должен: а) тщательно испытывать свои поступки, проверять свои мнения (Рим. 15:5) с внушениями совести и словом Божиим (Иоан. 5:39; Псал. 118:105 ); б) призвать на помощь Духа Святого. Он есть Дух истины, наставляющий на всякую истину (Иоан. 16:13). Если, таким образом, следуют не своему собственному духу, но молят Бога об Его Духе (Псал. 142:10), то могут надеяться на преодоление тьмы и немощи. Позволительное само по себе вкушение идоложертвенного привело, однако, к великому греху « Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных .» (ст.9). Как, поэтому, христианин должен быть осторожен в своих поступках (Сир. 5:18; Амос. 5:13 ). Грехи, которые кажутся нам мелочью, велики в очах Божиих. 1. Что это за грехи? а) Дурные мысли. Позволительны ли они (Мат. 5:28)? б) Нескромные мины и телодвижения. в) Соблазнительные речи (Ефес. 5:4; Мат. 12:36 ). г) Такие проступки, которые не очень бросаются в глаза (Быт. 20:9; Лук. 18:11 ). д) Нереализованная возможность сделать добро (Иак. 4:17). 2. Почему они считаются мелочами? а) Привычка ослепляет нас (Иудиф. 12:12). б) Ссылаются на пример других. в) Честь наша при этом не страдает (Псал. 72:6). г) Такие мелочи пропускаются без внимания и не подвергаются строгому суду других. 3. Однако же, они велики в очах Божьих. а) Потому что Он есть Судья сердца (1 Цар. 16:7; Евр.9:12; Псал. 89:8 ).— б) Они лишают нас благодати (Иак. 2:10). в) За них последует не малое, но великое наказание (1 Иоан. 3:15). О соблазнителях « Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего » (ст.13). Наша совесть так же чувствительна, как наш глаз. Христианское братолюбие требует удаляться даже от таких дел, которые хотя и не суть грехи, но могут смущать немощную совесть других и соблазнять их. Что же сказать о тех людях, которые своими поступками явно соблазняют ближних? 1. Соблазнитель есть величайший враг Божий. Он похищает у Бога Его дорогое сокровище, — похищает душу, купленную дорогой ценой. «Хотите ли знать цену души человеческой, посмотрите на цену искупления. Не золото целого мира, не мир весь, со всем, что в нем есть, но Сам Бог был ценой нашего выкупа.» И это сокровище похищает у Бога соблазнитель. Какая дерзость похищать уже собственность людей! А собственность Божью?! « Согрешая таким образом против братьев … вы согрешаете против Христа » (ст.12). Справедливое слово Божье называет соблазнителей антихристами (1 Иоан. 2:18).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   После восстановления падшей скинии Давидовой и воссоздания падшего и разрушенного, описывается изобилие всего, как, которые прежде шли и плавали, неся семена свои, возвратятся с радостно, неся снопы свои (Псал. 125), и обмолачивание снопов будет следовать за сбором винограда или пахарь за жнецом, и грозды винограда изменят свой вид и получат окраску во время посева, или, вернее, топтатель винограда застанет посев, и таким образом все будет следовать одно за другим, так что ни одного дня не будет без хлеба, вина и радости. В то время в полных точилах будут топтать виноград, и из крови Христа и мучеников будет изливаться красное молодое вино, и такого рода топтатель винограда будет рассадником слова Божия, так что кровь их более будет вопиять в мире, нежели вопияла кровь праведного Авеля. Кто своими добродетелями достигает высоты гор, тот будет источать мед или, лучше, сладость Слова Божия, о котором написано: «вкусите и видите, яко» сладостен «Господь» (Псал. 33. 9), и: «кол сладка гортани моему словеса Твоя: паче меда и сота устом моим» (Псал. 118:103). А кои будут ниже гор или, лучше, будут занимать второе место после гор, по которым скачет жених в Песни Песней (гл. 2) и называет их холмами, те будут насаждены и уподобятся раю Божию, так что на них будут висеть все плоды учений. Тогда тот, кто был пленен чрез неверие, кто еще не уверовал во имя Господа, и принадлежит к остаткам народа, бывшего некогда Его Израилем, обратится к вере во Христа и в Евангелии получит Того, о ком слышал чрез пророков. Но эти горы, которые будут источать сладкий сок, и эти засаженные холмы, после того как Господь возвратит из плена народ Свой, Израиля, застроят города, бывшие прежде опустевшими, и поселятся в них, и каждый выстроенный город скажет: «я город крепкий, город неприступный (Притч. гл. 18)“, и такой, о котором Господь в Евангелии говорит: «не может град укрытися, верху горы стоя» (Матф. 5:14). И в Псалмях говорится: «речная устремления веселят град Божий» (Псал. 45:5). Они насадят также виноградники вместе с Ноем (Быт.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

A иногда чувствовать над собой карающую десницу Божью. в) Скорби, происходящие от ненависти мира (2 Тим. 3:12; Мф. 10:22; 24:9 ). Мир не может не ненавидеть учеников Христовых, поскольку он ненавидит Учителя. Но эта ненависть составляет для христиан, особенно вначале, великую скорбь. г) Скорби , наконец, возбуждаемые слиянием нечестия и безаконий (Иезек. 9:4; 2 Петр. 2:8; Псал. 72:2–5; 109:6 ). Зло имеет большой успех в мире и влечет за собой тяжкие скорби для благочестивых душ. 2. Чем христиане могут утешаться при испытании всех скорбей мира сего? а) Мир не имеет ничего лучшего, кроме скорбей , хотя и кажется что наоборот. На первый взгляд, мир имеет много радостей и утех. Мир, сказано, возрадуется, — радуется в своей суете, радуется о страданиях, причиняемых им последователям Христовым. Эти кажущиеся радости и удовольствия мира возбуждают иногда в мыслях христиан некоторое недоумение и смущение (Псал. 72:3; Иов. 21:7–8 ). Но христианин знает, что мир на самом деле не имеет ничего лучшего, поэтому он не завидует его суетности, блеску и радости, и не взирает с вожделением на его похоти. б) Истинный последователь Христов испытывает не только скорби и страдания, но и радость . Мир думает, что благочестие рождает из себя только печаль и уныние. Но оно имеет в себе прежде всего радость, — радость чистую и не преходящую (Ис. 54:7–8; 61:10; Псал. 118:129; 2 Кор. 6:10; 7:4 ). И этим христианин утешается в страданиях. в) В царстве Христовом так устроено, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим. 8:28; Рим. 5:3–5 ). Даже скорби, страдания, изнурительные лишения, жестокие кары полезны для них. Поэтому говорится (Евр. 12:5-1l ). Это должен помнить христианин и не предаваться отчаянию в бедствиях. г) Скорби кратки в сравнении со славой, которая следует за ними (2 Кор. 4:17; 16 ). Этой истиной христианин успокаивается. д) Скорби не только некогда прекратятся, но и обратятся в вечную радость (Иоан. 16:20–22 ). Если христианин помыслит о многих, перенесших великие скорби (Апок. 7:14 ) и о том часе, когда Господь осушит слезы его, то может оставаться спокойным, подвергаясь временным бедствиям и страданиям (Псал. 29:5–6 ). Несомненная надежда христиан на блаженную вечность

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

A иногда чувствовать над собой карающую десницу Божью. в) Скорби, происходящие от ненависти мира ( 2 Тим. 3:12 ; Мф. 10:22 ; 24:9 ). Мир не может не ненавидеть учеников Христовых, поскольку он ненавидит Учителя. Но эта ненависть составляет для христиан, особенно вначале, великую скорбь. г) Скорби , наконец, возбуждаемые слиянием нечестия и безаконий (Иезек. 9:4; 2 Петр. 2:8 ; Псал. 72:2–5 ; 109:6 ). Зло имеет большой успех в мире и влечет за собой тяжкие скорби для благочестивых душ. 2. Чем христиане могут утешаться при испытании всех скорбей мира сего? а) Мир не имеет ничего лучшего, кроме скорбей , хотя и кажется что наоборот. На первый взгляд, мир имеет много радостей и утех. Мир, сказано, возрадуется, — радуется в своей суете, радуется о страданиях, причиняемых им последователям Христовым. Эти кажущиеся радости и удовольствия мира возбуждают иногда в мыслях христиан некоторое недоумение и смущение ( Псал. 72:3 ; Иов. 21:7–8 ). Но христианин знает, что мир на самом деле не имеет ничего лучшего, поэтому он не завидует его суетности, блеску и радости, и не взирает с вожделением на его похоти. б) Истинный последователь Христов испытывает не только скорби и страдания, но и радость . Мир думает, что благочестие рождает из себя только печаль и уныние. Но оно имеет в себе прежде всего радость, — радость чистую и не преходящую ( Ис. 54:7–8 ; 61:10; Псал. 118:129 ; 2 Кор. 6:10 ; 7:4 ). И этим христианин утешается в страданиях. в) В царстве Христовом так устроено, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу ( Рим. 8:28 ; Рим. 5:3–5 ). Даже скорби, страдания, изнурительные лишения, жестокие кары полезны для них. Поэтому говорится ( Евр. 12:5 -1l ). Это должен помнить христианин и не предаваться отчаянию в бедствиях. г) Скорби кратки в сравнении со славой, которая следует за ними ( 2 Кор. 4:17 ; 16 ). Этой истиной христианин успокаивается. д) Скорби не только некогда прекратятся, но и обратятся в вечную радость ( Иоан. 16:20–22 ). Если христианин помыслит о многих, перенесших великие скорби ( Апок. 7:14 ) и о том часе, когда Господь осушит слезы его, то может оставаться спокойным, подвергаясь временным бедствиям и страданиям ( Псал. 29:5–6 ). Несомненная надежда христиан на блаженную вечность

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

Может ли вечный и бесконечный Бог вступить с нами в более близкий союз, чем тот, который дарован нам в Его слове и в Его церкви? И в этом союзе мы, будучи подобны Ему, можем достигать блаженнейшего общения с Ним, если от всего сердца ищем Его, и в приближении к Нему, в общении с Ним, находим свое величайшее блаженство. Какого сожаления достойны те люди, которые по невежеству и легкомыслию доселе не искали Господа в Его слове! Какого утешения, какой опоры добродетели, какого блаженства лишаются они по своей собственной вине! Ищите Его в Его слове для того, чтобы вам не погрешать в Его заповедях (Псал. 118:10). Образуйте ваш ум и сердце, чтобы вы могли всегда «радоваться в Γосподе», примечать Его близость, если Он призывает вас к покаянию и исправлению. Если вы познаете Бога в Его слове, то вы познаете Его и в вашей жизни. Потому что Он близок — 3. В Своем промышлении. Непостижимы часто бывают для людей события в мире и человеческой жизни; неисследимы являются им Божьи пути (Рим. 11:33 и проч.). Многие видят в этом один лишь слепой случай. Но « Господь » и здесь « близко » Своим промыслом. Он есть Владыка и Правитель всех вещей; от Него зависит все, происходящее в мире и в жизни каждого человека (Прем. 16:9; Мат. 10:30 ). Он руководит всеми переменами, управляет всеми обстоятельствами. Его деятельность простирается до самых малых случаев, которые мы в нашей жизни пропускаем без внимания и считаем ничтожными. Он близ к тебе в счастьи, удаляет от тебя опасности и бедствия; открывает тебе неизвестные источники утешений. Он близ к тебе в несчастьи, посылает тебе радость, утешает тебя и помогает тебе (Псал. 84:10). Он видит твои тайные скорби, твои слезы, твои усилия, твое терпение и постоянство (Псал. 33:5.19). Итак, ищите Господа в природе, в Его слове, в случаях и событиях вашей жизни. Думайте всегда о том, что Он близ вас, когда вас постигает искушение, когда вы страдаете и терпите несчастье. Если вы непоколебимо веруете, что Он близ вас, то вы не сделаете никакой неправды, не будете предаваться унынию и отчаянию.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

13, 3). Так доброгласно и благозвучно было у него орудие дыхания, Духом Святым изглашающее слово истины! Так гортань его услаждалась всегда Божественными словесами, из себя питая все тело животворными оными учениями! А если спросишь и о позвонках, кто соединял так всех в единое тело союзом мира и любви? Кто научил так выю преклоняться, занимаясь неважным, и опять выпрямляться, мудрствуя горняя, проворно и свободно смотреть по сторонам, уклоняясь и обезопашивая себя от различных диавольских козней? Посему такая выя действительно зиждется Давидом. Под Давидом же разумей Царя, Отца Царева, который первоначально уготовал человека к тому, чтобы ему быть столпом, а не развалиною, и снова возсоздал его благодатию, обезопасив многими щитами, так что недоступен он больше нашествиям вражеским; потому что повешенные щиты видимы не на земле лежащими, но окружающими его на воздухе; а со щитами и стрелы сильных приводят в страх неприятелей, так что не решаются начать приступ к столпу. Думаю же, что множеством щитов означается нам Ангельская стража, вокруг остеняющая таковый столп. Да и упоминание о стрелах указывает на подобную мысль. Ибо Слово не просто сказало: стрелы, но присовокуплением слова сильных дало нам видеть преоборающих; так что сказанное согласно с изречением псалмопения: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их (Псал. 33, 8). Число же: тысяща, кажется мне, в точности не означает десяти сотен; но взято в слове в показание множества. Ибо, по принятому словоупотреблению, Писанию обычно числом сим показывать множество, как Давид вместо множества говорит: тысяча гобзующих (Псал. 67, 18), и: паче тысящ злата и сребра (Псал. 118, 72). Так поняли мы выю, утвержденную на раменах. А под раменами, на которых выя, разумеем усильныя старания о деятельной жизни, при которых мышцы наши содевают себе спасение. Возрастание же в большую меру души, высящейся по Богу, без сомнения, усмотрел тот, кто внимательно следил за тем, что было сказано, потому что прежде приятно было для невесты уподобляться коням, преоборовшим египетскаго мучителя, и благолепием выи походить на монисты; теперь же о каком совершенстве ея в добре свидетельствует Жених, потому что красоту выи не с какими–либо монистами на шее сравнивает, но по величию называет столпом, который, если смотрят на него вдали стоящие, делает видным не пышность только здания, с какою возведено оно до весьма большой высоты, но и положение места естественно возвышающагося над соседними местами? Посему, когда столп был делом Царя и достиг высокаго жития, тогда на нем оказывается истинным сказанное Господом: не может град укрытися, верху горы стоя (Матф. 5, 14). Ты же вместо града разумей столп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

25. Е питрахиль означаетъ благодать Духа Святаго, ниспосылаемую свыше, потому какъ самъ Первосвященникъ, такъ и Іерей, возлагая ее на главу, говоритъ: Благословенъ Богъ, изливаяй Благодать Свою на Священниковъ Своихъ. Почему всякій Пресвитеръ, приступая къ совершенію какого либо Священнодействія, имеетъ нужду возлагать оную на свою выю. 26. П оясъ означаетъ служеніе Спасителя нашего, которое совершилъ Онъ во плоти Своей, и которое еще обетовалъ оказать намъ и въ будущемъ веке, ибо въ Евангеліи говоритъ, что препояшется Онъ и возлещи, ихъ сотворитъ и приступивъ послужитъ имъ. Кроме сего Таинства, поясъ прообразуетъ еще крепость и державу Божественной силы, укрепляющей Священнослужителей въ прохожденіи и непорочномъ исполненіи ихъ служенія. Благословенъ Богъ, возглашаетъ Іерей, препоясуяй мя силою. На поясе Архіерей носитъ набедренникъ, который пробразуетъ собою 1) победу, данную намъ надъ смертью; 2) нетленіе нашего естества и 3) какъ величіе Божественнаго ополченія, такъ и свирепость лукаваго духа, потому и имеетъ видъ меча, и привешивается на бедре при чреслахъ, въ которыхъ, какъ говорятъ, заключается вся человеческая крепость. Сіе подтверждаютъ и изреченія, при возложеніи его возглашаемыя: препояши мечь твой по бедре твоей, сильне (Псал. 44, 4)! 27. П оручи означаютъ 1) всемогущество силы Христовой, 2) то, что Онъ на Тайной Вечери Собственными руками принесъ въ жертву Богу Отцу Свое Тело и Кровь. Такой смыслъ заключается и въ словахъ, при возложеніи оныхъ произносимыхъ: Десница Твоя, Господи, прославися въ крепости (Исх. 15, 6), и: руце Твои сотвористе мя и создасте мя (Псал. 118, 73) и проч. 3) Некоторые толкователи поручамъ даютъ знаменованіе узъ Спасителя нашего, которыми связаны были пречистыя Его руки, когда его вели со двора Архіереева къ Пилату въ преторъ (ср. Іоан. 18, 12). 28. С вященный Фелонь прообразуетъ собою 1) свыше подаваемую силу Святаго Духа, а еще более 2) ту хламиду, въ которую былъ облеченъ Спаситель, преданный поруганію: потому и имеетъ видъ вретища, и безъ рукавовъ, но яснее сей образъ хламиды представляетъ саккосъ, который носятъ первенствующіе Архіереи; сіе же изобразуетъ Фелонъ, испещренный весь крестами и называемый многокрестникомъ, въ который облачаются прочіе Архіереи, для изображенія страсти Спасителя. Онъ же прознаменуетъ и того, Который крестомъ и страданіями исполнилъ вечную правду и, сокрушивъ мучителя міродержца, даровалъ намъ истинную свободу. Потому при возложеніи Фелоня говорится: Священницы Твои, Господи, облекутся въ правду, и преподобніи твои радостію возрадуются (Псал. 131, 9). И действительно, правда черезъ Крестъ даровала намъ радость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010