Выбор стиля письма зависит от характера и содержания рукописи, но также, по-видимому, от вкуса писца и представляется произвольным. Для письма всех разновидностей характерны общая высокая степень профессионализма, выработанность почерка, упорядоченность и единообразие буквенных форм, графическая законченность письма. С письмом 2-й, более строгой полууставной разновидности отождествлено письмо Следованной Псалтири с добавлением статей из Типика (РГАДА. Ф. 381. Тип. 223). Рукопись украшена многочисленными красивыми заставками нововизант. стиля. Один из ранних датированных автографов М.- сделанная им в 1499 г. запись на Минее служебной: «В лето 7007 написана книга сия в дому святого Николы Старого на Москве повелением Михаила Иаковля Медоварцева» (ГИМ. Востр. 959). Употребленное слово «повелением» указывает на руководящую роль М. в скриптории уже в кон. XV в. К орнаментированным рукописям М. рубежа XV и XVI вв. относится Четвероевангелие (ГИМ. Щук. 305), ее письмо отождествляется с Типографской рукописью Следованной Псалтири 223), но Щукинская по сравнению с ней менее парадная. Ранние рукописи М. свидетельствуют о его связях с художественными кругами, а также о его роли не только как писца, но и как оформителя книг (создание орнамента, заставок, изящных маргинальных помет и т. д.), а также сообщают о его работе с высокопоставленными заказчиками. Так, в роскошно орнаментированном иллюстрированном Четвероевангелии 1507 г. (РНБ. Погод. 133) запись сообщает, что «евангелистов писал Феодосий» (сын знаменитого иконописца Дионисия ), а «золотом прописывал» М.; рукопись выполнена «в дому великого чудотворца Николы Старого». Искусствоведы полагают, что М. был также и создателем орнамента этой рукописи, к-рая входит в группу рукописей рубежа XV и XVI вв., в к-рых создаются предпосылки буд. старопечатного орнамента, она «начинает собой новый этап в развитии нашего орнамента». В крупных инициалах отмечается «появление совершенно нового типа, отступающего от стилей, господствовавших в орнаменте этого времени» ( Зацепина Е. В. К вопросу о происхождении старопечатного орнамента//У истоков рус. книгопечатания. М., 1959. С. 132, 136). Заказчиком рукописи был видный гос. деятель И. И. Третьяков, корреспондент прп. Иосифа Волоцкого.

http://pravenc.ru/text/2562770.html

Аллилуиа красная, при указаниях Псалтири о пении полиелея на утрени в приготовительные недели (воскресения) к Великому посту: блудного сына, мясопустную, сыропустную – указано пение 136 псалма «На реках Вавилонских» с «Аллилуиею красною». Выражение «Аллилуиа красная» означает пение «Аллилуиа» на известный распев, по особому нотному изложению, с особенным умилением, сладкогласием. Аллилуиарий. Есть стих, или точнее два стиха, которые произносятся на литургии при пении «Аллилуиа» перед чтением Евангелия. Как перед чтением Апостола чтец сперва скажет прокимен, потом певцы пропоют тот же прокимен, и затем чтец произносит стих, а певцы опять поют прокимен, так перед чтением Евангелия чтец произносит «Аллилуиа» и певцы также поют «Аллилуиа», затем чтец произносит стих, а певцы опять поют «Аллилуиа». Стих этот и есть аллилуиарий. В богослужебных книгах аллилуиарий иногда обозначается словом «аллилуиа». По своему содержанию аллилуиарий имеет связь с Евангелием, которое за ним читается; часто же аллилуиарий, или «аллилуиа», относится к службе дня, к службе святого, праздника, и именуется «аллилуиа дне», «аллилуиа гласа», «аллилуиа праздника». Аллилуиарии воскресные печатаются вместе с воскресными тропарями, Богородичными, ипакоями и прокимнами – в Служебнике, в Следованной Псалтири, в Минее месячной в конце каждого месяца, в Типиконе (гл. 53, 55:59), иногда и в Триоди (см. воскресные Богородичны). По алфавиту стихиры. Так обозначаются стихиры воскресные на стиховне. Они содержатся в Октоихе, в последованиях недель (т.е. воскресений), на великой вечерне. Таких стихир в каждом гласе Октоиха находится по три, итого во всех восьми гласах (3х8=24) двадцать четыре стихиры, по числу букв греческого алфавита, в греческих стихирах начальные буквы следуют в порядке греческого алфавита. При стихирах находится Богородичен в каждом гласе. Выражение: «Богородичен от алфавит в той же глас» указывает на Богородичен, находящийся при стихирах по алфавиту. Аммореовы стихиры. Стихиры, которые называются Аммореовыми, содержатся в воскресной службе Октоиха на вечерне, на «Господи воззвах». Они – в честь Богородицы. В Октоихе говорится о них: «Ины стихиры Пресвятей Богородице, творение Павла Амморейского, поемыя иде же несть Минеи, или на литии».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Часослов – книга, содержащая неизменяемые молитвословия служб суточного круга (кроме литургии) и предназначенная для употребления на клиросе. Данная книга по-гречески называется Ωρολγιον (ρα – «час», λγιον – «слово»); это название она получила из-за того, что вместе с остальными службами содержит молитвословия часов. В настоящее время термин «Часослов» прилагается к книге, которую протоиерей К. Никольский называет «малым Часословом» и которая является сокращенным вариантом второй части Следованной Псалтири. В силу своей компактности и удобства в использовании Часослов является книгой, наиболее употребляемой чтецами (и певцами), хотя некоторые последования, изложенные в нем, слишком краткие. В современных изданиях (с середины XVII в.) Часослов начинается со служб утренней группы, хотя до Патриарха Никона начинался с вечерни 136 , что было более обоснованно, так как вечерня – первая служба наступающего дня. Итак, в основной части Часослова находятся следующие службы суточного круга (по порядку): – полунощница вседневная (полное чинопоследование); – полунощницы субботняя и воскресная (схематически; гораздо удобнее совершать эти службы по Следованной Псалтири); – утреня (только неизменяемые молитвословия: ктиторские псалмы, называемые в церковном обиходе двупсалмием; тропари по Трисвятом; шестопсалмие; «Бог Господь…» и «Аллилуиа» со стихами; Песнь Богородицы – «Честнейшую»; хвалитные псалмы; два вида славословия – великое и вседневное; «Благо есть…» и окончание утрени для седмичных дней Великого поста); – 1-й час; – 3-й час; – 6-й час; – последование изобразительных; – чин о панагии; – 9-й час; – вечерня (только неизменяемые молитвословия: 103-й псалом, «Господи, воззвах…», «Свете тихий…», дневные прокимены, «Сподоби, Господи…», «Ныне отпущаеши…», конечные тропари и молитвы вечерни для седмичных дней Великого поста); – великое повечерие (полностью); – малое повечерие (схематически; предпочтительнее со­вершать его по Следованной Псалтири, часть II). Из перечисленных последований в современной приходской практике регулярно совершаются только утреня, 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы и вечерня. Также относительно часто совершаются великое повече­рие и последование изобразительных (в навечерие Рождества Христова и Богоявле­ния, а также в седмичные дни Великого поста). Что же касается остальных служб, то малое повечерие совершается крайне редко (в некоторых храмах не совершается вообще), полунощница служится только раз в году (перед пасхальной утреней), а чин о панагии перешел в разряд исключительно монастырских богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

" Панагия» ( παναγα – «Всесвятая»), или «Пресвятая» (Псалтирь следованная, л. 135 об.) – наименование, прилагаемое обычно к Богоматери, но в чине о панагии или, как он полнее называется, «о возвышении панагии» (Псалтирь следованная, л. 136) это название прилагается к просфоре, из которой на литургии изъята была частица в честь Пресв. Богородицы. Эта просфора является поэтому наиболее священной после той, из которой изъят Агнец и которая, как самая священная, вкушается не в трапезе по принятии пищи, как панагия, а в самом храме до какой-либо пищи (антидор). Немалосложные молитвословия и обряды чина о панагии, который совершается, как указывает надписание его, только в монастырях по вся дни (а не в воскресные лишь, хотя и помещен в главе о воскресной службе), можно разделить на три части: 1) благословение трапезы; 2) возвышение панагии; 3) благодарение за трапезу. – Кроме настоящего места, чина о панагии Типикон касается и в 35 гл. «о ястии и питии», делая там к настоящему изложению некоторые дополнения. Открывается чин, как и всякая церковная служба, псалмом. Сообразно краткости чина и подобно вечерне, он имеет один предначинательный псалом, именно 144-й «Вознесу Тя, Боже мой». Псалом (алфавитный) представляет восторженную хвалу Богу, Его такому же величию, как и благости, особенно источаемой призывающим Его; взят сюда особенно за ст. 15–16: «очи всех на Тя уповают…». Псалом не имеет пред собою «Приидите поклонимся» по связи и аналогии с литургией. Псалом «глаголют» «братия» вся, следовательно, поют его речитативом, как и делается в Соловецком и других монастырях 2815 . Псалом поется дорогою из церкви в трапезу, следовательно, пение его начинается в церкви тотчас после отпуста литургии и оканчивается в трапезе. Братия идут попарно в предшествии настоятеля. Кто и как несет панагию, не указано ни здесь, ни в 35 гл. Типикона; но в пасхальном чине панагии, где она заменяется артосом, последний несет диакон на панагиаре (проскомидийном блюде с изображением Богоматери). В некоторых монастырях, например в Московском Гефсиманском скиту, просфору «Пречистую», которая при литургии стоит с дискосом или такого же устройства блюдом на горнем месте, несет впереди иеромонах, за ним попарно идут братия в мантиях 2816 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Сущность чина о панагии заключается в том, что из храма по окончании литургии износится всей братией со священными песнями просфора, из которой на литургии была вынута частица в честь Богородицы, в монастырскую трапезу, там ее полагают на особом блюде и по окончании трапезы с прославлением Св. Троицы и молитвою Пресв. Богородице просфору возвышают (поднимают) над иконами Их и вкушают от нее. Смысл чина, очевидно, — живо представить присутствие за трапезой Самого Бога и Пресв. Богородицы. На такое знаменование чина указывает и предание о его, помещенное в Псалтири следованной (о нем ниже). По Симеону Солунскому, «часть хлеба мы каждодневно приносим сущему в Троице Единому Богу нашему о имени Богородицы, потому что посредством Ее Божественного рождения мы познали Св. Троицу и потому что Она родила нам Хлеб животный» [ 971 ]. Ближайшая цель чина — настолько тесно соединить трапезу с только что окончившейся литургией, чтобы та и другая явились одним богослужением и первая сообщила свою благодать второй. Благодаря чину о панагии, действительно, монастырский обед превращается в настоящее богослужение типа изобразительных и повечерия с кондаком и задостойником вместо канона (на Пасху и с целою песнью канона). «Панагия» (παναγα — «Всесвятая»), или «Пресвятая» (Псалтирь следованная, л. 135 об.) — наименование, прилагаемое обычно к Богоматери, но в чине о панагии или, как он полнее называется, «о возвышении панагии» (Псалтирь следованная, л. 136) это название прилагается к просфоре, из которой на литургии изъята была частица в честь Пресв. Богородицы. Эта просфора является поэтому наиболее священной после той, из которой изъят Агнец и которая, как самая священная, вкушается не в трапезе по принятии пищи, как панагия, а в самом храме до какой-либо пищи (антидор). Немалосложные молитвословия и обряды чина о панагии, который совершается, как указывает надписание его, только в монастырях по вся дни (а не в воскресные лишь, хотя и помещен в главе о воскресной службе), можно разделить на три части:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

240 Синодальный и Ундольского не имеют общей части; Синодальный и Троицкой лавры не имеют ни одной и состоят из статей дополнительных; Типографской библиотеки содержит только триодную часть и много дополнительных.   241 Аще хощет настоятель, да повелит пети Богородицу якоже уставлено есть иерархом Иоанном великого Новаграда, аще ли несть того и прилагаем же Богородице блажен муж и стихиры похвальни Богородици.   242  Статьи о храмовой службе см. в синодальных уставах 391, 392 (по каталогу Описания) и из собрания Ундольского и 121.   243  На русском языке в книге «преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни», Перевод с греческого М. 1883, стр. 63–64.   244  Напечатан арх. Леонидом в издании Общ. Любит. Древ. Письмен. 1883 года, в приложении к описанию Афонской горы Иоанна Комнина стр. 90–102. Упоминание об этой келье вводится из 43 главы устава Саввы Сербского . Глас. Серб. Друж. книга 3. 1866 г.   245  Это правило – в сборнике из библиотеки Троицкой лавры XVII b Описание III, стр. 250. Праздн. минея рук. МДА лист 352 и другие. Издано: Прибавления к творчествам св. отец 1848 г., стр. 134–136. Ср. Макария ИРЦ III, 169, прим. 259.   246  Мы знаем этот устав в следующих списках, которые перечислим по порядку старшинства: а) в сборнике XV-ro века, из библиотеки Троицкой лавры, лист 158. В этом сборнике, лист 245, помещена пасхалия, седьмой тысячи последнего ста от 6958 (1450) по 7000 (1492 г) (Описание рукописей Троицкой лавры III, 170); б) в следованной псалтири из той же библиотеки XV век, лист 613. В этой псалтири, лист 601, содержится изложение пасхалии седьмой тысячи последнего ста, конечные лета. Начинается с 6993 г (1485) и оканчивается 7000; в) в псалтыри с четвероевангелием и статьями из устава той же библиотеки лист 144. На листе 93 записано изложение пасхалии от 7004 (1496) до 7019 (1511) г. (Описание I, 53); г) в минее служебной той же библиотеки XVI b.; д) в уставе начало XVI b., из собрания Ундольского, в Румянцевском музее; е) в уставе лист 294, из того же собрания (конца XVI b); ж) в уставе Синодальной библиотеки, 1548 г., лист 350 оборот (Описание III, 320); з) в сборнике той же библиотеки XVI b. лист 9 (Описание II, 3, 732); и) в уставе XVII b., лист 136, i) b сборнике из Волоколамской теперь библиотеки МДА, разных почерков XVI–XVII b., лист 132; к) в сборнике из библиотеки Троицкой лавры лист 148, заключающем сочинения Нила Сорского . л) Кроме того в сборнике той же библиотеки XVI b., лист 415, читается правило о всенощном скитском с отметкой на поле „Нилово”.  

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

126 Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 198–200. – Сост. 127 При чтении Псалтири одновременно за живых и усопших поминовение тех и других совершается на «Славах» по очереди: по одной – живых, по другой – усопших. 128 Василия Великого [Предисловие к Псалтири]. 129 Святая Церковь рекомендует (в конце Псалтири следованной и Служебника) не только монахам, но и каждому человеку… и в мире живущему ежедневно читать псалмы, так, чтобы во всю седмицу всю Псалтирь совершить. 130 См. ниже: Приложение. – Сост. 131 Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 200–201. – Сост. 132 Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX веков. М., 1913. С. 481. 133 Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 201–202. – Сост. 134 См. далее. – Сост. 135 Феодор Студит, прп . Творения. Т. II. СПб., 1908. С. 634. 136 Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 202–203. – Сост. 137 См. ниже: Приложение. – Сост. 139 Здесь и далее до конца абзаца приведены цитаты из канона мч. Уару. – Сост. 140 «Смерть бо истина, не яже отлучает душу от телесе, но яже разлучает душу от Бога», – говорит св. Кирилл Александрийский . 141 Разумеется молитва Григория Двоеслова о Траяне. 142 Молитвы патриарха Мефодия (†14 ноября 847) с собором отец об иконоборце Феофиле. 143 Прошение Макария Египетского о язычниках. 144 См. ниже: Приложение. – Сост. 145 Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 203. – Сост. 146 Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 203. – Сост. 147 См. ниже: Приложение. – Сост. 148 Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 162–163. – Сост. 149 Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 128. – Сост.

http://azbyka.ru/so_svyatymi_upokoj

128 . Следованная Псалтирь. Слово о исходе души и Страшном Суде. 129 . Житие, наставления, пророчества преп. Серафима, Саровского чудотворца. Минск. 1997. С. 41. 130 . Е. Поселянин. Жизненный подвиг старца Серафима. Серафимо-Дивеевский мон. С. 54-55. 131 . Творения свт. Игнатия. Т. V. М. 1998. С. 69. 132 . Творения свт. Игнатия. Т. I. М. 1996. С. 489. 133 . Лествица. Сл. 25. Гл. 54. 134 . Творения свт. Игнатия. Т. V. М. 1998. С. 79. 135.   Творения свт. Игнатия. Т. I. М. 1996. С. 113. 136 .   Напоминание всечестным инокиням о том, чего требует от них иночество. Слова еп. Феофана Затворника. Коломенский Ново-Голутвин монастырь, 1991. 137 . Творения свт. Игнатия. Т. I. М. 1996. С. 113. 125 138. Символ, или Исповедание Афанасия, Патриарха Александрийского. Псалтирь. М. 1913. 139 . Монашество последних времен. М. 1998. С. 108 Некоторые болезни современного иночества По-видимому, о нашем времени  древний пророк говорил: Настанут дни, в которые многие из живущих на земле, обладающие ведением, будут восхищены, и путь истины сокроется, и вселенная оскудеет верою, и умножится неправда, которую теперь ты видишь и о которой издавна слышал (3 Езд.5; 1). Противоречивые и невежественные представления о духовной жизни мы найдем не только среди мирян, что в какой-то мере извинительно, но, увы, и среди насельников монастырей. Если в современных обителях редко, но все же можно встретить человека, имеющего понятия о духовной жизни, согласные с отеческими творениями, почерпнутые из них, то человека, который смог бы назидать других согласно отеческим творениям, уже почти невозможно встретить. Особенно бедственное положение в современных обителях женских. Монастырь свт. Феофан определяет как место, где насельницы преимущественно подвизаются в посте, молитве и милостыни 140 ; но прежде чем они смогут это делать плодотворно, их должны научить правильному прохождению этих деланий. В современных же Российских женских монастырях как раз наиболее ощутим недостаток в духовном руководстве. Проблема эта обнаружилась уже в XIX в., так как распоряжением Св. Синода в женские монастыри назначались для прохождения служения только белые священники, не знающие опытно и не понимающие жизни монашеской. Кроме того, хотя Св. Синодом и не запрещались приезды иеромонахов в женские монастыри на непродолжительное время для духовного окормления сестер, редкие игумении пользовались такой возможностью. Большей частью насельницам предлагались для руководства пожилые схимницы, которые, хотя и проводили благочестивое жительство, однако при этом не всегда были способны к духовному окормлению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2314...

128 . Следованная Псалтирь. Слово о исходе души и Страшном Суде. 129 . Житие, наставления, пророчества преп. Серафима, Саровского чудотворца. Минск. 1997. С. 41. 130 . Е. Поселянин. Жизненный подвиг старца Серафима. Серафимо-Дивеевский мон. С. 54-55. 131 . Творения свт. Игнатия. Т. V. М. 1998. С. 69. 132 . Творения свт. Игнатия. Т. I. М. 1996. С. 489. 133 . Лествица. Сл. 25. Гл. 54. 134 . Творения свт. Игнатия. Т. V. М. 1998. С. 79. 135. Творения свт. Игнатия. Т. I. М. 1996. С. 113. 136 . Напоминание всечестным инокиням о том, чего требует от них иночество. Слова еп. Феофана Затворника. Коломенский Ново-Голутвин монастырь, 1991. 137 . Творения свт. Игнатия. Т. I. М. 1996. С. 113. 125 138. Символ, или Исповедание Афанасия, Патриарха Александрийского. Псалтирь. М. 1913. 139 . Монашество последних времен. М. 1998. С. 108 Некоторые болезни современного иночества По-видимому, о нашем времени древний пророк говорил: Настанут дни, в которые многие из живущих на земле, обладающие ведением, будут восхищены, и путь истины сокроется, и вселенная оскудеет верою, и умножится неправда, которую теперь ты видишь и о которой издавна слышал (3 Езд.5; 1). Противоречивые и невежественные представления о духовной жизни мы найдем не только среди мирян, что в какой-то мере извинительно, но, увы, и среди насельников монастырей. Если в современных обителях редко, но все же можно встретить человека, имеющего понятия о духовной жизни, согласные с отеческими творениями, почерпнутые из них, то человека, который смог бы назидать других согласно отеческим творениям, уже почти невозможно встретить. Особенно бедственное положение в современных обителях женских. Монастырь свт. Феофан определяет как место, где насельницы преимущественно подвизаются в посте, молитве и милостыни 140 ; но прежде чем они смогут это делать плодотворно, их должны научить правильному прохождению этих деланий. В современных же Российских женских монастырях как раз наиболее ощутим недостаток в духовном руководстве. Проблема эта обнаружилась уже в XIX в., так как распоряжением Св. Синода в женские монастыри назначались для прохождения служения только белые священники, не знающие опытно и не понимающие жизни монашеской. Кроме того, хотя Св. Синодом и не запрещались приезды иеромонахов в женские монастыри на непродолжительное время для духовного окормления сестер, редкие игумении пользовались такой возможностью. Большей частью насельницам предлагались для руководства пожилые схимницы, которые, хотя и проводили благочестивое жительство, однако при этом не всегда были способны к духовному окормлению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2314...

170 Опись эта по рукописной расходной книге печатного двора за 44 издана C. А. Белокуровым в «Чтен. общ. истории и древностей» 1887 кн. IV. 171 Из описи печатного двора в 1649 г. видно, что при издании пролога пользовались харатейными списками его из новгородских Юрьева и Ковалева монастырей (стр. 31); при издании учительного евангелия пользовались четырьмя древними списками, из коих один принадлежал московскому успенскому собору, другой получен из Чудова и два из Симонова монастыря (Строева опис. староп. книг Толстого, стр. 293). «ХРИСТ. ЧТ. X» 1–2, 1891.      12 174 См. ст. иеромонаха Филарета: «Опыт сличения церковных чинопоследований» в Братском слове 1875 II стр. 127 и III 133–134, 136, 194,196, 201–204 и след. 176 Интересно сравнение двух потребников филаретовского 7131 г. и иосифовского 7159 г., приведенное в журнале «Друг истины» 1890 20–21, стр. 344–349. 177 Еще протопоп Аввакум жаловался на то, что многие из духовных его времени осуждали иосифовские книги, «будто де не сходны с филаретовыми и иоасафовыми» (Матер. для ист. раск. V 235). Об особом предпочтении филаретовских книг первыми расколоучителями свидетельствовал в свое время Павел, митрополит сарский и подонский (там же, VII. 411); но более всех расколоучитель инок Савватий в неизвестной еще в печати челобитной, поданной царю Алексею Михаиловичу в 1660 году; здесь он жалуется на справщиков, что они с 1636 г, только портят богослужебные кннги, и подробно указывает на ошибки в этих книгах, внесенные после смерти п. Филарета (челобитная инока Савватия в рукописи Императ. публ. библиот. из Погодинского собрания 550 л. 8–25). 178 Учение о двуперстии, занимавшее собою еще отцов стоглавого собора 1551 г., в московских печатных книгах появилось и в первый раз изложено сбивчиво еще при п. Филарете в «большем катихизисе» 1627 г., в богослужебные же книги внесено в первый раз в псалтирь, изданную в период между – патриаршества 15 ноября 1641 г.; при п. Иосифе оно помещено уже в пяти книгах, в предисловиях к обеим псалтирям – учебной и следованной, в книге Кирилловой, книге о вере в малом катихизисе; во вовсех этих изданях учение о двуперстии раскрывается различно и несогласно с подлинным текстом тех первоисточников, на которых оно основывалось («Братское слово», 1888, 15, стр. 337–339, 16, стр. 405–410); учение о сугубой алиллуйа, занимавшее русских еще в XV веке, не вносилось в печатные книги вплоть до п. Иосифа, при нем оно внесено в служебники 1651 и 1652 г.г. и часослов 1652 (Истор. рус. церкви м. Макария XI, 129). В уставе о поклонах при богослужении, во время п. Иосифа, тоже сделаны усиления, предписывается класть более земных поклонов, чем делалось это при прежних патриархах (Братское слово, 1876, кн. II, 147–149). Учение о седмипросфории, внесенное в номоканон при иоасафовском потребнике 1639 г., буквально переносится и в потребнике иосифовский 1652 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010