Крупное и мелкое, более важное и незначительное в таких сборниках, как требники XIV–XV века, не было отделено друг от друга и служило затруднением при усвоении и пользовании необходимым служебным материалом. Были, без сомнения, евхологии более краткие и более подходящие к практике приходской, но определенного типа подобных служебников не выработалось: они не оставили видного следа в церковном быту и неизвестны в тогдашней литургической письменности. Псалтирь митрополита Киприана Эта рукопись принадлежать библиотеке Московской Духовной Академии и писана Киприаном собственноручно. Это подтверждается двумя записями, из которых первая, вырезанная из подлинной рукописи и наклеенная на прибавленном белом листе, гласит: « псаты митрополич писма, бе з игмеского не давати е ником инши монастыреи постриженик»; а вторая – на нижнем краю 4-го и 5-го листа по теперешнему счету – (но прежде это были первый и второй лист), читается: «сиа книга троецкаа сергиева монастыр а писмо кипреана». По составу своему эта рукопись всего более подходит к следованной псалтири и состоит из следующих частей. Первая, по 144 лист включительно, содержит 150 псалмов с дополнительным 151 и библейские песни. 33 Вторая, листы 145–191, «часословец» излагает порядок вседневных суточных служб от полунощницы до малой павечерницы и заключается сказанием о воздвижении Пресвятыя (чин панагии). В третьей, лист 191–264, содержится синаксарь или месяцеслов с тропарями и кондаками на каждый день и с замечаниями насчет службы в большие праздники. Введением к ней служит статья о различии праздников больших, средних и малых. В четвертой части, лист 264 об.–291, записана служба по триоди, начиная неделею мытаря и фарисея до недели всех святых включительно. Пятая и последняя, листы 291–408 об., состоит из молитв, канонов, разных церковных песней и последований на разные случаи. Конца не достает за утратой последних листов. Псалтирь Киприана составляет весьма важный литургический памятник и может служить древнейшим образцом полной следованной псалтири. Из греческих рукописей этого рода, ранее её, нам известен только один список часослова афонского монаха Фикары, (синодальной библиотеки 269, 1341 года), а из славянских два–три списка часослова из типографской библиотеки, относимые по каталогу к XIII–XIV векам, да весьма замечательная по составу псалтирь с шестодневом из синодальной библиотеки 431–325. Все они, впрочем, далеко уступают киприанову списку в полноте служебного материала и заключают: или только псалмы с библейскими песнями, или порядок суточных служб без псалтири и многих последований, записанных в рукописи киприановой. Но главное, чем отличается эта последняя, так это широкой постановкой синаксаря и особенно триодной части. Здесь не только записаны тропари с кондаками, но введены целые статьи из устава и много правил о посте и особенностях службы по триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Вместо «Бог Господь...» поется «Аллилуиа» (3) по гласу Октоиха и Троичные тропари гласа, причем к первому тропарю бывают особые окончания в зависимости от дня недели, например: в понедельник – «Предстательствы бесплотных Твоих, помилуй нас», во вторник – «Молитвами Предтечи Твоего, помилуй нас» и т.д. (напечатаны в Ирмологии, Триоди Постной, Типиконе, гл. 58, Октоихе и Следованной Псалтыри, в последовании утрени). Стихословятся три кафизмы. Ектении пред седальнами не произносятся (за исключением суббот, воскресений и праздников). После 3-й кафизмы и седальна читается 50-й псалом. После 50-го псалма – молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...» и после возгласа «Милостию и щедротами...» – каноны. Каноны поются в соединении с библейскими песнями, начиная со стиха «Господеви поем...». Порядок стихословия изложен в Ирмологии, в разделе под загласием: «Во святую и великую Четыредесятницу стихословятся песни сице». Канонов полагается три: святого из Минеи (полный) и два трипеснца из Триоди (творение Иосифа и Феодора Студитов ). Октоих не поется во всю Четыредесятницу, кроме Недель (воскресений). Трипеснцы содержат следующие песни: в понедельник – 1-ю, 8-ю и 9-ю; во вторник – 2-ю, 8-ю и 9-ю; в среду – 3-ю, 8-ю и 9-ю; в четверг – 4-ю, 8-ю и 9-ю; в пятницу – 5-ю, 8-ю и 9-ю; в субботу – 6-ю, 7-ю, 8-ю и 9-ю (четверопеснец). Канон следует петь по Уставу, чтобы молящиеся могли слышать характерные особенности исполнения канона в посту. Канон святого положено петь на 6 (ирмос, 4 тропаря и Богородичен) в тех песнях, в которых есть трипеснец, в других песнях – на 5 (ирмос в начале или в конце песни, 3 тропаря и Богородичен). Если случится два святых, то оба канона поются на 6 путем соединения двух тропарей этих канонов в один, опускается лишь Богородичен первого канона. Первый трипеснец поется на 4. Второй трипеснец во все дни седмицы имеет 5 тропарей, но в понедельник – 6 тропарей. Порядок пения канона следующий. Песнь 1-я: по Следованной Псалтири или Ирмологии поются или читаются стихи от «Господеви поем...» до «Огустеша...» включительно (условная цифра 14), затем поется ирмос канона Минеи 106 . Отсюда к стихам прибавляются тропари Минеи на 6. После ирмоса Минеи хор поет стих: «Рече враг...». Чтец – тропарь канона. Стих: «Послал еси...» и тропарь. Стих: «Кто подобен Тебе...» и тропарь. Стих: «Простерл еси...» и тропарь. Стих: «Утешил есл...» и Богородичен канона. Со стиха: «Тогда потщашася...» (т.е. от цифры 8, обозначенной в Ирмологии) читаются 4 тропаря первого трипеснца Триоди. Со стиха: «Господь, царствуй веки и на век» (в Ирмологии здесь стоит цифра 4) читаются тропари второго трипеснца. Хор: «И наведе на ня...». Чтец: «Приспе ныне...». Хор вышним гласом: «Слава». Чтец: «Единице простая...». Хор: «И ныне». Чтец: «Божию Святую гору воспоим...». Хор: «Слава Тебе, Боже наш...». Чтец: «Колеснице огненная...». Хор: «Слава Тебе, Боже наш...». Чтец: «Брашно Адам яде...», и поется на катавасию ирмос 2-го трипеснца Триоди: «Грядите людие...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

1. Сколько зачал и прокимнов может быть прочитано вместе? 2. Значение выражения «под зачало». 3. Сколько зачал, как правило, прочитывается на литургии? Какое из них чаще всего прочитывается первым? 4. Что такое прокимен? Каково буквальное значение этого слова? 5. Где находятся прокимны к рядовым апостольским чтениям? 6. Когда апостольское чтение святому опускается? 7. Где найти прокимен и апостольское чтение святому, если они отсутствуют в Месяцеслове? 8. Как совмещается провозглашение двух прокимнов? 9. На чтение чего ориентирован прокимен? 10. На какое чтение ориентирован аллилуарий? 11. В каких богослужебных книгах, кроме Апостола, можно найти прокимны? 12. Каковы интонационные особенности чтения Апостола в современной традиции? 13. В какой момент Божественной литургии в связи с чтением Апостола должно совершаться каждение? 14. Какие антифоны Божественной литургии находятся в конце Богослужебного Апостола? 12. Вопросы к теме «Псалтирь. Следованная Псалтирь» 1. Что повлияло на широкое использование псалмов за богослужением? 2. Способы исполнения псалмов. 3. Какие жанры псалмов выделяют исследователи? 4. Что находится в начале и в конце Малой Псалтири? 5. На какие части делится текст 150 псалмов в Богослужебной Псалтири? 6. Состав Следованной Псалтири. Почему Следованная Псалтирь имеет такое наименование? 7. В течение какого периода Псалтирь прочитывается полностью? В какой период года Псалтирь прочитывается дважды в неделю? 8. Чем чтение кафизмы на вечерне отличается от чтения кафизмы на утрене? 9. Где находится расписание чтения Псалтири? 10. На каких службах суточного богослужебного круга читаются кафизмы? 11. Когда на вечерне кафизма не читается? 12. Когда на вечерне бывает первый антифон первой кафизмы? 13. Когда в период с 22.09 по 20.10 и с 14.01 до пения Триоди на утрене читается не три, а две кафизмы? 14. Где прочитывается в таком случае третья, неиспользованная кафизма? 13. Вопросы к теме «Часослов. Служебник. Архиерейский чиновник» (1) 1. Чинопоследования какого богослужебного круга содержит Часослов? 2. Для кого предназначены Часослов и Служебник? 3. Молитвословия какого богослужебного круга содержит Служебник? 4. С какой службы начинается Часослов? 5. Какие чинопоследования – изменяемые или неизменяемые – содержат Часослов и Служебник? 6. Что имеется в конце Часослова? 7. Какие молитвословия называют богородичными и богородичными отпустительными? Как обычно избирается глас богородичных? 8. Когда используются Богородичные отпустительные воскресные и Богородичные отпустительные, поемые во все лето? 9. На каких службах Часослова читаются кафизмы? 10. На каких из них кафизмы читаются только в особый период? Что это за период? 11. Какие богослужебные книги используются при составлении последований служб вечерни и утрени? 12. Греческие наименования Служебника. 13. Молитвословия каких служб вошли в Служебник? 14. Что содержится в дополнительной части Служебника? 14. Вопросы к теме «Часослов. Служебник. Архиерейский чиновник» (2)

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Кроме Малой Псалтири, в храме используют и Следованную Псалтирь. Следованная Псалтирь – это целая библиотека богослужебных книг в которую включена как священно-богослужебная книга Псалтирь, так и церковно-богослужебные книги. В изданиях до 1917 г. Следованная Псалтирь включала пять частей в следующем порядке: Псалтирь, Часослов, Месяцеслов, Канонник, Семиднев. В издании Московской Патриархии 1978 г. порядок книг несколько иной. Это издание разбивает Следованную Псалтирь на два тома. В первом находится Псалтирь, Канонник, Семиднев. Во втором – Часослов и Месяцеслов. В первой части Следованной Псалтири имеются 20 кафизм, избранные псалмы и величания, Похвалы с 17 кафизмой (поются в Великую Субботу), тропари и молитвы, читаемые при келейном правиле. Порядок чтения кафизм на вечерне и утрене Согласно существующему богослужебному уставу, Псалтирь последовательно прочитывается за богослужением суточного круга в течение одной или двух недель. Последовательное чтение Псалтири происходит на вечерне, утрене и часах. Дважды в неделю Псалтирь прочитывается в период Великого поста. Это происходит за счет того, что в указанный период Псалтирь читается не только на вечерне и утрене, но и на часах. На вечерне кафизма читается в начале службы, после 103 псалма и великой ектеньи. На вечерне текст кафизмы начинается читаться без предварительных молитвословий. После возгласа в конце ектеньи и «Аминь», которое поет хор, чтец сразу читает текст псалма. После первой «Славы» возглашается «Слава», «и ныне», «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава», «и ныне». Далее следует вторая «Слава». После второй «Славы» возглашается тот же блок молитвословий, что и после первой. После третьей «Славы» чтец произносит только «Слава», «и ныне», «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды). На утрене кафизмы читаются также в начале службы. Происходит это после шестопсалмия, великой ектеньи, «Бог Господь» и тропарей с Богородичным. В отличие от порядка чтения на вечерне, на утрене чтение кафизм предваряется пением хора «Господи, помилуй» (трижды), «Слава». После «Славы» чтец читает «и ныне» и псалмы. После первой и второй «Славы» промежуточные молитвословия поет хор, а после третьей – читает чтец. Общие правила чтения кафизмы на вечерне Общие правила чтения кафизмы на утрене

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

93 Из богослужебных книг, употребляемых в Церкви, порядок отправления панихиды имеется: а) в Октоихе, б) в особой книжке «Чин поминовения о православных воинах», в) в следованной Псалтири: «последование на исход души» и, наконец, в Типике – устав, как должно петь панихиду (в XIV главе). В первых двух книгах и Типике служение панихиды имеет гораздо больше сходства, с тем только отличием, что в Типике и Октоихе указано петь 17-ю кафизму «Блажени непорочныи» и канон 4-го гласа, а в книжке поминовения воинов кафизмы нет и канон не 4-го, а 8-го гласа положен наряду: впрочем, и в Типике говорится, что кафизма иногда не поется (XIV гл.). Порядок же отправления панихиды в следованной Псалтири значительно разнится от порядка, указанного в других трех книгах; именно: по обычном начале поются тропари литии («Со духи праведных скончавшиеся и пр.»), и потом бывает заупокойная, обычная (не великая, как в других чинах панихид) ектения; после нее псалом 90-й «Живый в помощи...» и канон на 8-й глас. По окончании канона, тропарь и Богородичен, а после них – «Господи, помилуй» 12 раз и молитва, читаемая священником, – с окончанием которой бывает отпуст. Кроме указанных книг порядок служения в храме, при поминовении усопших, в 3-й, 9-й, 20-й и 40-й день по смерти их изложен в особой книге «Парастас, сиречь чин великой панихиды и всенощного бдения, певаемых по усопшим». В книге этой также изложен и порядок служения литии. 94 Кадило не отлагается во всю панихиду; раздаются предстоящим также и возжженные свечи. То и другое делается сообразно с тем, как делается на погребении, т.е. каждение еще бывает на «непорочных» и во время пения: «Со святыми упокой» и «вечная память». Свечи тушатся на окончании канона. 95 17-я кафизма может быть оставляема вместе с следующей за ней ектенией, и в таком случае после тропарей перед 17 кафизмою тотчас поются заупокойные тропари с припевом: «Благословен еси Господи...». 97 После отпуста возглашается «во блаженном успении» и поется «вечная память», как то делается обычно и в других заупокойных службах, хотя не во всех указано так делать (См. погреб. и разн. чины паних.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Богородичны и Крестобогородичны отпустительные седмичные восьми гласов: «Чудо чудес Благодатная» и т.д. Богородичны и Крестобогородичны называются отпустительными потому, что поются на вечерне и на утрени в конце службы, близко к отпусту. Но вместе с тем они поются и в другое время служб, например, на утрени по «Бог Господь». Эти Богородичны и Крестобогородичны печатаются всех восьми гласов в Типиконе, также в Следованной Псалтири, в Октоихе, в Минее – в конце каждого месяца. Они имеют такое заглавие: «Богородичны и Крестобогородичны отпустительные 8-ми гласов, поемые во все лето – в вечерни, во время утрени на «Бог Господь» и «в конец утрени». Эти Богородичны и Крестобогородичны кратки, и их-то разумеет Типикон, когда говорит: «Богородичен от меньших». Они начинаются в неделю вечера в первом гласе Богородичным «Чудо чудес, Благодатная, к Тебе зрящи, тварь радуется». Богородичны и Крестобогородичны назначаются для пения после тропарей только для седмичных дней (т.е. не для воскресений) и притом только для тех дней, в которые не бывает ни предпразднства, ни попразднства, ни праздника с всенощным бдением, или полиелеем, или великим славословием, крестобогородичны поются в седмичные дни воспоминания страданий Христовых, т.е. в среду и пяток, а в прочие дни – Богородичны. Богородичны отпустительные воскресные восьми Гласов. В 1 гласе – Богородичен «Гавриилу вещавшу Тебе, Дево» и проч. Богородичны поются кроме воскресных дней и в другие, седмичные, в которые случится праздник с великим славословием, полиелеем или бдением. Богородичны отпустительные воскресные печатаются, кроме Октоиха, в Типиконе, в Следованной Псалтири, в Минее – в конце каждого месяца. Богородичны эти печатаются вместе с отпустительными воскресными тропарями 8-ми гласов, ипакоями и кондаками, также и прокимнами на утрени перед Евангелием и на литургии с аллилуиариями. С сим вместе находится Богородичен перед великим славословием: «преблагословенна еси Богородице Дево». Богородичен от алфавит (см. По алфавиту стихиры).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Приказали: Усматривая из настоящего предложения, что указанные Преосвященным митрополитом Московским ошибки в богослужебных книгах происходят от различного употребления слов и знаков препинания в одних и тех же псалмах, напечатанных в Следованной Псалтири и других богослужебных книгах, – Святейший Синод, для прекращения на будущее время подобных недостатков и в видах необходимости ввести единообразие для руководства корректоров в таком важном предмете, находит нужным пересмотреть Евангелие, Апостол, Следованную Псалтирь, Служебник, Требник и Часослов, почему определяет: поручить Преосвященному митрополиту Московскому составить из известных ему лиц особый Комитет для пересмотра вышеупомянутых книг, с тем, чтобы по окончании о результатах пересмотра представлена была на усмотрение Святейшего Синода. О чем для надлежащего исполнения Преосвященному Иннокентию послать указ и для сведения сообщить выпискою в Хозяйственное управление при Святейшем Синоде. < Подписи членов Синода> Утверждено 17 апреля. Исполнено 30 апреля 1869 за 2019 и 660. О книгах, напечатанных с ошибками в Московской Синодальной типографии. Документ 2 Определение Синода от 8 мая 1881 1029 [РГИА ф. 796 оп. 209 1720, л. 588–606] По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали дело по вопросу об исправлении богослужебных книг. Обстоятельства сего дела таковы: В 1869 г. Преосвященный митрополит Московский Иннокентий сообщил директору Хозяйственного управления, что одна из изданных Московской Синодальной типографией богослужебных книг напечатана с разными ошибками, даже орфографическими. Замеченные ошибки, по объяснению корректоров Московской типографии, произошли от различного употребления одних и тех же слов и знаков препинания в богослужебных книгах Московского, Санкт-Петербургского и Киевского изданий. Вследствие сего Святейший Синод, в устранении на будущее время подобных недостатков и в видах необходимости ввести однообразие в печатании богослужебных книг, указом от 30 апреля 1869 г. за 2019 поручил покойному митрополиту составить особый комитет для пересмотра богослужебных книг: Евангелия, Апостола, Следованной Псалтири, Служебника, Требника и Часослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Месяцесловы псалтирей     Греческие псалтири с месяцесловами нам неизвестны.     Древнейшая славянская псалтирь с месяцесловом (в ней еще Шестоднев и избранные службы) писана около 1340—1350 годов (синод. библ. 325). Судя по месяцеслову и самому тексту она происхождения студийского, но перешла в Россию чрез Афонскую гору. Месяцеслов ее начинается, что чрезвычайно редко, с 1 января; памяти имеет на все дни года, более по одному имени и редко по два, без всяких показаний из устава, разделен на два столбца, так что некоторые имена и не дописаны по недостатку места. Он не составлен в России, а переведен с греческого; ибо имеет особенности, не встречающияся в известных славянских памятниках: 4 апреля Марьи (неизвестна, ибо египетская есть в нем 1 апреля), июля 10 Пелагии, июля 30 Феодоты, авг. 23 св. Елисаветы (неизвестны), и вообще отличается от студийских памятников славянских тем, что ни с одним из них не сходствует вполне, но в одни дни сходствует с прологами, в другие с уставами и т. п.     Другая псалтирь со студийским месяцесловом находится в император. публичной библиотеке 10 отд. 1 в четвертку) и относится к XV веку. Месяцеслов ее полнее месяцеслова синод. псалтири, часто имеет по две и по три памяти, с тропарями и кондаками на немногие дни, более всего сходствует с мстиславовым евангелием, 22 ноября имеет память Фаддея студийского, 26 янв. пр. Феодора студийского. Более сих двух псалтирей с месяцесловами из студийского периода нам видеть не случилось.     Но очень много до нас дошло следованных псалтирей с месяцесловами иерусалимского устава, особенно богата ими белозерская библиотека петербургской академии (116 номеров и немногие из них без месяцесловов). Самые древнейшие из следованных псалтирей иерусалимского устава не восходят ранее XV века. Древнейшая из них с годом 1429 находится в Сергиевой лавре 308. В синод. москов. библиотеке замечательна псалтирь, принадлежавшая пр. Зосиме соловецкому, следовательно не позднее 1478 года, ибо он в сем году скончался. В ней синаксарь по иерусалимскому уставу, но вторые памяти нередко опускаются.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Замечательные по времени издания Псалтири были в Москве в 1 5 68, 1591, 1602 гг., в Вильне в 1576, 1581, 1586 гг., во Львове в 1608, 1615 гг., в Киеве в 1624, 1629 гг. Кроме того было еще издание Псалтири вместе с Новым Заветом в Остроге в 1580 г., в Вильне в 1625 г. и др. Другой вид ПсалтириПсалтирь с возследованием, или следованная. На том основании, что о ней не упоминают ни Алляций, ни Каве, писавшие о богослужебных книгах Греческой Церкви, думают, что она по­лучила начало свое не в Греции, а у славянских племен и, может быть, составлена са­мими просветителями их Кириллом и Мефодием, хотя в известиях о переводе ими Священного Писания и богослужебных книг и о перенесении этих книг к нам в Россию о ней не упоминается. Впрочем, по содержанию своему она не есть какая-нибудь новая книга, отличная от других богослужебных книг; она выбрана из этих же книг, ве­роятно, с той целью, чтобы могла заменять их там, где их недоставало. В состав ее вошли главным образом две книги — Псалтирь и так называемый Великий часослов, к которым присоединяются разные прибавления из других книг; прибавления эти в разных Псалтирях, особенно рукописных, чрезвычайно разнообразны, так что весь­ма трудно определить вообще состав следо­ванной Псалтири в древние времена. По замечанию Строева, “самое непременное в следованных Псалтирях: Псалтирь, часослов, последование вселетнего пения, каноны наибо­лее употребительные. Все прочее было произвольно и зависело от редакторов и писцов. Старинные печатные издания не менее рукописей между собою несходны” 52 . В старинных рукописных Псалтирях мы встречаем многое из того, что ныне содержится в молитвенниках (разные молитвы и акафисты), требниках (последование Пятидесятницы, чин над коливом п î усопшем и другие чинопоследования) и минеях (службы святым) 53 . Следованная Псалтирь в первый раз напечатана была в Кракове в 1491 г., в Цетине в 1495 г., в Вильне в 1525 г., в Венеции в 1546 г., в Остроге в 1598 г., в Москве в 1626 г. 54 . Толковая Псалтирь встречается в рукописях также в разных видах, или скорее с разными толкованиями, а именно: с толкованием святителя Афанасия Александрийского, с толкованием блаженного Феодорита Кирского, с толкованием, извлеченным из сочинений разных Отцов и учителей Церкви, и, наконец, с толкованием Брунона, епископа Вюрцбургского, умершего в 1043 г. Перевод Псалтири с толкованием святителя Афанасия Александрийского, по замечанию Востокова, сделан в самой глубокой древности, ибо он имеется в пергаменных списках XI и XII в. 55 . Не менее древен также, по его словам, перевод Феодоритовой толковой Псалтири 56 . Толкование Псалтири, извлеченное неизвестно кем из сочинений Златоуста, Августина, Феофилакта, Василия Великого, Кассиодора и др., пере­ведено Максимом Греком в половине XVI в. 57 ; тогда же сделан перевод Брунонова толкования с латинского учеником Максима Грека Димитрием Герасимовым 58 .

http://pravmir.ru/upotreblenie-knigi-psa...

Замечательные по времени издания Псалтири были в Москве в 1568, 1591, 1602 гг., в Вильне в 1576, 1581, 1586 гг., во Львове в 1608, 1615 гг., в Киеве в 1624, 1629 гг. Кроме того было еще издание Псалтири вместе с Новым Заветом в Остроге в 1580 г., в Вильне в 1625 г. и др. Другой вид ПсалтириПсалтирь с возследованием, или следованная. На том основании, что о ней не упоминают ни Алляций, ни Каве, писавшие о богослужебных книгах Греческой Церкви, думают, что она получила начало свое не в Греции, а у славянских племен и, может быть, составлена самими просветителями их Кириллом и Мефодием, хотя в известиях о переводе ими Священного Писания и богослужебных книг и о перенесении этих книг к нам в Россию о ней не упоминается. Впрочем, по содержанию своему она не есть какая-нибудь новая книга, отличная от других богослужебных книг; она выбрана из этих же книг, вероятно, с той целью, чтобы могла заменять их там, где их недоставало. В состав ее вошли главным образом две книги – Псалтирь и так называемый Великий часослов, к которым присоединяются разные прибавления из других книг; прибавления эти в разных Псалтирях, особенно рукописных,чрезвычайно разнообразны, так что весьма трудно определить вообще состав следованной Псалтири в древние времена. По замечанию Строева, “самое непременное в следованных Псалтирях: Псалтирь, часослов, последование вселетнего пения, каноны наиболее употребительные. Все прочее было произвольно и зависело от редакторов и писцов. Старинные печатные издания не менее рукописей между собою несходны” 52 . В старинных рукописных Псалтирях мы встречаем многое из того, что ныне содержится в молитвенниках (разные молитвы и акафисты), требниках (последование Пятидесятницы, чин над коливом ni усопшем и другие чинопоследования) и минеях (службы святым) 53 . Следованная Псалтирь в первый раз напечатана была в Кракове в 1491 г., в Цетине в 1495 г., в Вильне в 1525 г., в Венеции в 1546 г., в Остроге в 1598 г., в Москве в 1626 г. 54 . Толковая Псалтирь встречается в рукописях также в разных видах, или скорее с разными толкованиями, а именно: с толкованием святителя Афанасия Александрийского , с толкованием блаженного Феодорита Кирского , с толкованием, извлеченным из сочинений разных Отцов и учителей Церкви, и, наконец, с толкованием Брунона, епископа Вюрцбургского, умершего в 1043 г. Перевод Псалтири с толкованием святителя Афанасия Александрийского , по замечанию Востокова, сделан в самой глубокой древности, ибо он имеется в пергаменных списках XI и XII в. 55 . Не менее древен также, по его словам, перевод Феодоритовой толковой Псалтири 56 . Толкование Псалтири, извлеченное неизвестно кем из сочинений Златоуста, Августина, Феофилакта, Василия Великого , Кассиодора и др., переведено Максимом Греком в половине XVI в. 57 ; тогда же сделан перевод Брунонова толкования с латинского учеником Максима Грека Димитрием Герасимовым 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/upotre...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010