Ст. 17. Под праотцами св. отцы понимают ветхозаветных патриархов, место которых в христианской Церкви заступают апостолы и последующие устроители Церкви Христовой.   Псалом 45 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...сынов Кореевых – см. примеч. к пс. 41:1; ...о тайнах – соответствующее надписание в евр. тексте имеет смысл: «Тихим, тонким голосом», греч. надписание о тайнах св. отцы относят к содержанию псалма: «О тайнах Божиих». Ст. 3–4. Под стихиями Пророк подразумевает и невыносимые бедствия, и опасности, среди которых сердце человека должно быть бесстрашно и помысел несмущен, чтобы обращаться мысленно к Богу и не устрашаться ничего происходящего. Ст. 6. ...на заре утренней – очень рано, скоро, немедленно. Ст. 8. ...Бог Иаковлев – см. примеч. к пс. 43:5. Ст. 10. И у других Пророков читаем об идеале мира, прекращении войн, искоренении злобы (см.: Ис. 65:25 ; Ос. 2:18 ). Во время войн и мятежей должно прибегать к Господу в надежде получить мир и тишину. Ст. 11. ...Отрешитесь от себя – букв. «станьте праздными, освободитесь от забот». Чтобы познать Бога, надо отрешиться от окружающего зла, ибо слово, падшее в терние, – подавляется им (см.: Мф. 13:22 ).   Псалом 46 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...сынов Кореевых – см. примеч. к пс. 41:1. Это мессианский псалом. Святые отцы видят в нем пророчество о Господе нашем Иисусе Христе, произносимое как бы от лица апостолов. Ст. 5. ...красу Иаковлеву – т. е. лучшую часть израильского народа. Ст. 10. Свт. Иоанн Златоуст дает этому стиху следующее объяснение. Евангельская проповедь была услышана не только простыми людьми: и правители язычников пришли ко Господу нашему Иисусу Христу, Который есть Бог Авраама, Ветхого и Нового Заветов; апостолы же стали выше всего земного.   Псалом 47 Ст. 1. Псалом, песнь – песнь, которая поется под звуки псалтири; ...сынов Кореевых – см. примеч. к пс. 41:1; ...на второй день – время, когда псалом должен петься при богослужении. В этом псалме толкователи видели благодарственную песнь древних евреев после их возвращения в Иерусалим из вавилонского плена в 537 г. до Рождества Христова, а также пророчество о победе Церкви Христовой над врагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Псалмы можно разделить по следующим темам. 1 . Молитвенные псалмы – 16, 19, 24, 27, 39, 41, 54 и т. д. 2 . Покаянные псалмы – 6, 31, 37, 50, 101 и т. д. 3 . Хвалебные псалмы – 64, 94 – 99, 110 – 117, 145 – 150. 4 . Исторические псалмы – 77, 194, 105 и др. 5 . Мессианские псалмы – 21, 109 и др. 6 . Учительные псалмы – 1, 31, 33, 48, 118, 126, 127 и др. 7 . Псалмы паломников («песни восхождения» или слав.: «песни степеней») – 119 – 133. 8 . Алфавитные псалмы – 24, 33, 110, 111, 118 и т. д. Следует сказать, что это разделение весьма условно, так как один и тот же псалом может быть отнесен одновременно, например, к молитвенным псалмам и к учительным или к молитвенным и покаянным и т.п. 8.9. Экзегетика избранных псалмов Перейдем к более подробному рассмотрению некоторых мессианских псалмов. Псалом 2 В еврейской, греческой и латинской Библиях псалом не имеет в надписании имени царя Давида. Надписание в русском тексте Библии: «Псалом Давида». Оно основано на свидетельстве святых апостолов. После возвращения апостолов Петра и Иоанна с суда Синедриона, апостолы и другие члены первохристианской общины молились словами второго псалма, именуя их «словами Бога, произнесенными устами Давида». «Владыко Боже, сотворивший небо и землю, и море, и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники и народы замышляют тщетное на Господа и на Христа Его ( Пс. 2, 1–2 .). Ибо поистине собрались в городе сем, на святаго сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом израильским, чтобы сделать то, чему предопределила быть рука Твоя и совет Твой» ( Деян.4:2–5 ). Можно сказать, что эта молитва является первым христианским толкованием псалма. В псалме втором говорится о восстании «царей земли» против Господа и Помазанника (Помазанник по-гречески Христос) Его. Если рассматривать буквальный смысл псалма, то речь в нем идет о Давиде. Царствование Давида было временем постоянных войн. Предполагают, что речь идет об одновременной войне против Давида сирийцев и аммонитян. В псалме предсказывается неудача, которая постигнет врагов. Псалом имеет, как мы уже имели возможность убедиться, и мессианско-прообразовательный смысл. Из древних христианских святых отцов Иустин Философ и Ириней Лионский относили содержание псалма к Господу Иисусу Христу. Афанасий Великий толкует псалом достаточно подробно в мессианском смысле. На псалом второй имеется также толкование святителя Филарета Московского . Характерной его особенностью является тщательный разбор масоретского текста с привлечением прочтений из греческих переводов. 130

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Из русских авторов наиболее подробный анализ второго дополнения сделали П. А. Юнгеров 169 и еп. Филарет (Филаретов) 170 . 2.3.6. Использование в богослужении . Иов. 2:9 читается на паремии, на вечерне в среду Страстной седмицы. Дополнение вместе с Иов.41:12–17 читается как паремия на вечерне Страстной Пятницы. Иов является невинным страдальцем и в христианской экзегезе понимается, как прообраз Христа. Иов, во время своих страданий, верил, что они прекратятся, и своё выздоровление понимал, как надежду на воскресение: «А я знаю, искупитель мой жив, и он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят его» ( Иов.19:25–26 ). Так же и Господь наш Иисус Христос предсказывал не только Свои страдания и смерть, но и тридневное воскресение: «Сын человеческий предан будет архиереям и книжникам, и осудят его на смерть, и поругаются ему, и уязвят его, и убиют его, и в третий день воскреснет» ( Мк.10:33–34 ). Иов, когда страдал, был, как заживо погребенный, его выздоровление стало похожим на воскресение из мертвых, и, тем самым, стало прообразом воскресения Христа. Можно увидеть связь между благополучным состоянием Иова – после тяжких испытаний и спасительными дарами – после страданий и крестной смерти Христовой 171 . Псалом 151 2.4. Псалом 151 . Канонический текст Псалтири в еврейской и христианской Библии состоит из 150 псалмов. Однако, православные издания Библии добавляют 151-й псалом, который считается иудеями, католиками и протестантами апокрифом. В церковнославянском переводе надписания указано, что «сей псалом особ писан, Давидов, и вне числа 150 псалмов, внегда единоборствоваше на Голиафа». Выбор из множества других неканонических псалмов и его место может говорить о его важности в сравнении с другими. То, что этот псалом стоит в конце Псалтири и написан «отдельно» (διγραφος), «вне числа», делает его своеобразным эпилогом всей книги 172 . 2.4.1. Содержание . По своему содержанию 151-й псалом – это автобиографическое повествование от имени Давида. Псалом предполагает знакомство читателя с библейским текстом, из которого черпаются идеи и фразы (напр., 1Цар.16–17 ; Пс.77:70–72; 88:20 ; Ср. 2Цар. 6:5 ; Деян.13:22 ). Как и многие псалмы, он написан с использованием параллелизмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Ст. 11. ...путь Твой – заповеди, Закон Твой. Святые отцы толкуют «путь» как практическую добродетель, а «истину» как созерцательную; ...Да будет радостен сердцу моему страх пред именем Твоим – страх Божий предполагает сердце цельное, искреннее, лишенное двоедушия (см.: Иер. 32:39 ); такому сердцу страх Божий приносит радость. Ст. 12. ...всем сердцем моим – первая заповедь Закона Моисеева гласила: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» ( Втор. 6:5 ). Ст. 16. ...сына рабы Твоей – т. е. раба.   Псалом 86 Ст. 1. Сынов Кореевых – см. примеч. к пс. 41:1; ...псалом, песнь – см. примеч. к пс. 29:1. В этом псалме звучит торжествующий гимн Сиону (Иерусалиму) как городу Божию, к которому влекутся все народы. Вдохновенное пророческое видение города Божия, где уже нет порока и вражды, а вместо них царят милость, мир, любовь, – см.: Ис. 2:2–4; 54:1–3; 60:3–9 . Ст. 2. Основания его – речь идет о Иерусалиме, который расположен на возвышенности; ...врата Сиона – ворота были средоточием экономической и социальной жизни города и могли упоминаться в значении самого города; ...селений Иаковлевых – см. примеч. к пс. 84:2. Ст. 3. Имеется в виду пророчество о Сионе (см.: Ис. 2:2–4; 60:15 ). Ст. 5. Этот стих можно истолковать как духовное понимание Сиона (Иерусалима): родившиеся в нем -это все те, кто чтит Бога. Иерусалим как мать многих детей воспевается у пророка Исаии (см.: Ис. 49–21; 66:7–8 ). Святые отцы видят в этом стихе пророчество о Рождении Господа нашего Иисуса Христа и о Церкви («мысленном Сионе») как о матери для всех христиан.   Псалом 87 Ст. 1. Песнь, псалом – см. примеч. к пс. 29:1; ...сынов Кореевых – см. примеч. к пс. 41:1; ...В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...на маелефе – см. примеч. к пс. 52:1; ...для ответа – указание на то, что псалом, по-видимому, должен был петься попеременно двумя хорами; ...Емана Израильтянина – имеется в виду хор (или потомки) Емана, который при Давиде вместе с Асафом и Ефамом возглавил учрежденную царем коллегию музыкантов (см.: 1Пар. 25:1–7 ); в славян. (греч.) переводе Еман назван Израильтянином, в евр. тексте – Езрахитом. Горестной интонацией плача псалом напоминает Книгу Иова. Святые отцы видят в этом псалме предсмертные борения Господа нашего Иисуса Христа, Его страдания и смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Божественного Духа. Пророку же, кто бы он ни был, Давид или иной, было свойственно только представлять себя в орудие благодати. Впрочем, пусть в данном случае превозмогает приговор большинства " (Феодорит. Толков. на 150 псалмов. Предисловие). " Что касается порядка псалмов в Псалтири, то и он не есть порядок времени их происхождения, а порядок нахождения псалмов Ездрою; по таковой вине не все псалмы Давида стоят рядом, но между ними есть псалмы сынов Коревых, Асафа и Моисея. Сим объясняются и такие случаи, как например: третий псалом имеет надписание сказания об Авессаломе, а псалом 141-й о Сауле; но всякому известно, что бегство от Саула было гораздо прежде бегства от Авессалома " (Афанасий. А также Феодорит. На псалмы. Предисловие). " Весь состав псалмов делится на пять частей или пять книг, по подобию пятикнижия Моисея, и каждая часть оканчивается словами: буди, буди. Первая часть, от начала до 40-го псалма, обнимает 40 псалмов; вторая часть, от 41-го псалма до 71-го, обнимает 31 псалом; третья часть, от 72-го до 88 псалма, обнимает 17 псалмов; четвертая от 89 псалма (молитва Моисея) до 105, обнимает также 17 псалмов; пятая часть от 106-го, до конца " (Григорий Нисский. О надпис. псалмов. Кн.1. Гл.4. Епифаний. О мерах Гл.5. Иероним. Послан. к пресвитеру Киприану). Но сие есть деление ветхозаветное. В христианском церковном употреблении Псалтирь разделяется на 20 кафизм или седаний, так как после прочтения сих отделений братии позволялось сидение. Каждая кафизма разделяется на три славы. По замечанию И.Златоуста в первых отделениях Псалтири находящиеся псалмы имеют более скорбный, а в последних более торжественный характер (Беседа на Пс.11). Самый последний псалом славянской Библии, по свидетельству надписания его, стоящий вне числа остальных псалмов и не разделенный стихами, не существует в еврейской книге псалмов и есть неканоническая прибавка. Во всех 150 псалмах всех стихов, по круглому счету упомянутого предисловия слав. первопечатной Библии, 2600. Из многих отеческих толкований на книгу Псалтирь, вызванных необычайно широким церковным и вне-церковным и келейным употреблением этой книги, как повседневного христианского молитвенника, православному читателю ее, при встрече не вполне ясных выражений, обращаться надлежит в особенности к Беседам на псалмы свв. Иоанна Златоуста, Василия Великого, Афанасия Великого, Григория Нисского, Феодорита и др. " И сына своего научи петь преисполненные любомудрием псалмы Давида " , - учит И.Златоуст, - " для первого начала обучения возьми псалмы, говорящие о воздержании или прежде всего о несообщении с нечестивыми, псалом с сею именно целью и другие правила по воспитанию детей: о необходимости обращаться им с людьми праведными, о воздержании чрева, об удержании рук, о нестяжательности и проч. " (И.Златоуст. На Посл. к Колосс. Беседа 9, 2). Глубокая христианская древность завещала и нам обычай начинать книгою Псалмов Давида самое обучение детей грамоте. " Псалом - охрана младенцев и отрокам утешение " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

Псалом 41, ст. 11 опять напоминает ругательства Иудеев над Распятым. В псалме 42, ст. 5 есть выражение совершенно христианское: «Что унываешь, душа моя?... Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего». Пс. 43 , ст. 12 и 23 (ср. Puмл. VIII, 36 ) пророчествует о первых христианах, хотя начертан для изображения бедствий народа (по всей вероятности во времена Маккавеев, или переделанный для этого времени): «Ты отдал нас как овец на снедение... за Тебя умерщвляют нас всякой день». Псалом 46-й предвидит славу Мессии: «Восплещите руками все народы»... Бог воцарился над народами; Бог воссел на святом престоле Своем». В псалме 48-м ст. 16 есть выражение чрезвычайно замечательное, тем более, что и ранее его (ст. 8–10) и после него (ст. 20) мы находим как бы неведение будущей жизни. Ст. 20-й говорить напр:. «Но человек пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света». Между тем в указываемом нами стихе 16-м есть ясно выраженная надежда будущей жизни: 16. Но Бог избавит душу мою от власти преисподней когда примет меня«. Мы уже ранее говорили, что в псалмах, – в особенности не Давидовых, как этот, принадлежащий сынам Кореевым, – светлые лучи откровения, пробивающиеся сквозь неясность представления о будущей жизни, закрываются потом облаками сомнения и упадка духа. В псалме 66-м мы отметим несколько раз повторенную надежду, что все народы будут хвалить Господа и участвовать в всеобщей радости. «Освяти, Господи, нас лицом Своим, дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое» (ст. 2–3). Псалом 67-й ст. 2 – 4 заключает в себе мысли, пророчески вещающие о победе воскресшего Господа над врагами Его, из которых главные суть ад и смерть: «Смерть, где твое жало! ад, где твоя победа!» 424 . Ибо, – как сказал Господь: «Я видел сатану, спадшего с неба как молнию»; и далее: «все предано Мне Отцом Моим» 425 . Стихи псалма 67-го всем нам известны: «Да воскреснет Бог и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его»... Псалом этот начертан Давидом, вероятно как и 23-й, по поводу перенесения кивота завета в Иерусалим 426 , и в нем выражается великая радость, прообразующая будущую радость христианскую 427 . В нашей Православной Церкви мы восклицаем словами Давида. «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!» в великий радостный день празднования Воскресения Христова на утрени. Мы произносим эту песнь немедленно после радостного восклицания: «Христос воскресе из мертвых; смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ст. 2. ...в граде – в Иерусалиме; ...на горе – на горе Сион. Ст. 3. ...склоны северные – иерусалимская крепость была расположена на северном склоне горы Сион. Ст. 8. ...корабли Фарсийские – большие торговые суда, совершавшие плавание в испанский город Фарсис (Тартес), основанный, вероятно, финикийцами, откуда привозили драгоценные металлы и минералы (см.: 3Цар. 10:22 ). Ст. 10. ...народа – чтение славян. извода, в греч. переводе читаем: «Храма»; разночтение объясняется, по-видимому, ошибкой переписчика.   Псалом 48 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...сынов Кореевых – см. примеч. к пс. 41:1. Ст. 3. Земнородные – люди, сотворенные Богом из праха земного (см.: Быт. 2:7 ). Ст. 5. ...прорицание – букв. «задачу, вопрос». То, чему учит Пророка Дух Святой, притчею возвещающий Божию Премудрость, – Давид приоткрывает нам во Псалтири. Ст. 6. ...в день судный – букв. «день злой, лютый» (ср.: Пс. 40:1 ). В последующих стихах Псалмопевец духовным оком созерцает последний день каждого человека – тщету погони за славой и богатством и неотвратимую смерть. Ст. 15. ...утром ранним – скоро. Ст. 17. Не огорчайся – букв. «не бойся». Не смущайся, смотря на настоящее, ибо здешняя слава ничтожна и гибельна, а истинная слава праведника, грядущая по кончине, – бесконечна.   Псалом 49 Псалом надписан именем Асафа, левита и певца, одного из тех, кто возглавлял учрежденную Давидом коллегию музыкантов. Библия называет его, как и Давида, также Пророком и Псалмопевцем (см.: 1Пар. 6:39; 25:1 ; 2Пар. 29:30 ). Этот псалом, как и предыдущий, рисует картину Последнего, Судного, Дня, когда человек пред лицом всей вселенной должен будет дать отчет Богу в прожитой жизни. Что есть праведность? Как угодить Богу? Псалом дает ответ на этот вопрос: Господь не требует формального соблюдения ритуала и пустого знания заповедей без претворения их в жизнь. Он ждет от человека сердечного, внутреннего стремления к Богу и дел, согласных с нравственным законом. Ст. 1. ...от востока солнца до запада – всю землю, от одного края до другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В основе добродетели мужества лежит потребность в общении с Богом. Была ли такая потребность у Адама? Часто ли он общался с Богом? Он не только общался с Богом каждый день, он, в отличие от нас, видел Бога. Можем ли мы увидеть Бога? «Блаженны чистые сердцем, ибо тии Бога узрят»(Мф. 5:8). Оказывается, воля Божия может быть видима. В любом человеке можно обнаружить образ Божий. Если бы мы такое зрение в себе развили, то всех людей любили бы до слез. Если бы такое зрение по Благодати Божией открылось в нас – то мы, действительно, увидели бы: все, что нас окружает, есть творение воли Божией. Господь все сотворил – и нас, и все наше окружение. И Бог проявляется в Своих делах, в наших делах. Все, что нам сегодня Господь послал, – не случайно. Господь ведет нас ко спасению и делает это всеми способами, всеми людьми, всеми встречами, всеми словами. Он проявляет Свою волю. Понять это умом можно, даже легко, а вот принять сердцем и, главное, выработать в себе такой навык, так видеть окружающую действительность и самого себя, открыть Бога – это, конечно, великий дар и великий труд, равный возвращению в рай. Бывает, мы возвращаемся в рай, но потом его теряем. Случается так по несколько раз в день. Ничего бессмысленного в этой жизни не бывает. И одна из главных наших задач – понять духовный смысл того, что с нами происходит. Причем не только понять, но и использовать, чтобы укрепиться в Боге и приобрести надлежащие добродетели. Во время уныния хорошо, конечно, читать 90-й псалом. Но не только его. Вот еще слова из псалмов: «Вечером водворится плач, и заутро радость»(Пс. 29:6). «Мужайтесь, и да крепится сердце ваше»(26:14). Как 26-й псалом начинается? Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Когда мы начинаем нервничать, тревожиться, бояться чего-то, надо почитать 26-й псалом, хотя бы его начало. А придете в спокойное состояние, ничего не будет страшно. И дело сделается так, как угодно Богу, а не как кажется лучше вам. «Вскую прискорбною, душе моя, и вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой»(Пс. 41:5). Это 41-й псалом. Или еще 101-й: «Господи, услыши, молю, и вопль мой к тебе да приидет…»

http://pravoslavie.ru/136424.html

14. Благословен Господь Бог Израилев от века и до века; буди, буди. Изрекши пророчески вышесказанные слова о Христе, и удивившись неизреченному человеколюбие и снисхождении Его, Давид возносит здесь песнь и благодарение Богу, сказывая, что должно хвалиться и прославлять Бога, в собственном смысле и истинно израильского, то есть, христианского, как мы прежде сказали в 21-м псалме, при изъяснении слов: да убоится Его все семя Израиля. Должно же прославлять от настоящего века до будущего Потом сказывая: буди, буди! он сим молится о ускорении вочеловечения Владыки Христа. Удвоение—буди означает усиление молитвы   Слова Божеств. Кирилла : Отныне начинается нами славословие Богу и оканчивается в будущем: когда то, что отчасти, уничтожится. И Феодорита : Прилично после страданий произнес хвалу, научая, что тот, о ком он пророчествует, есть не только человек, но и Бог предвечный, имеющий бытие нетленное и бесконечное. Заметь, что это—буди, буди—поставлено вместо—аминь, аминь, как сказал и Акила, что обыкновенно прилагается в молитвах и словах к возгласу: во век века, или во веки веков. По словам Григория Нисского и Евсевия , здесь оканчивается первая из пяти книг псалмов; и как первый псалом сей первой книги начался с ублажения: блажен, говорит, муж, который не ходил на совет нечестивых, так и последний сей псалом той же первой книги начался е ублажения: блажен, имеющий разумение о нищем и убогом. Но в первом псалме ублажаем был тот, кто отступает от зла, а в сем последнем (ублажается) знающие добро, каков Единородный Сын, обнищавший для нас, хотя Он и богат; ибо кого он назвал в начале сего псалма нищим и бедным, по человечеству, того здесь в конце называет благословенным Господом и Богом по божеству, как говорит тот же Григорий Нисский.   Псалом 41   В конец, в разум (в разумение) сынов Кореовых.   О сынах Кореовых мы сказали прежде в предисловии к этой книге (гл. 5). Этот псалом надписывается еще «в конец» потому что пророчества, содержащиеся в нем, имели исполниться в конце. Ибо как евреи, по словам Феодорита, имели быть пленены за грехи свои вавилонянами, и пробыть в рабстве 70 лет, то посему быв возбужден дарованием прозорливости от Св. Духа, божественный Давид принимает на себя лице каждого благочестивейшего из пленных как то: Даниила, Иезекииля, трех отроков и подобных им и от лица их произносит слова псалма сего, по мнению антиохийского Феодора и Златоуста. А «в разум» прибавил (в надписи), чтобы нас научить, что каждый из прежде сказанных праведников, разумея это взывал к Богу. Или это прибавление учит тому, что читающим слова сего псалма нужно разумение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

3 . Надписания, указывающие на писателя или исполнителя псалма. О них уже говорилось выше. 4 . Надписания, указывающие на повод написания псалма. Например, «псалом Давиду, когда он бежал от Авессалома, сына своего» ( Пс. 3 ), или «Начальнику хора. Раба Господня Давида, который произнес слова песни сей, когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула» ( Пс.17 ) «Псалом Давиду, иногда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его и отъиде» ( Пс. 33 ). 5 . Надписания, указывающие на богослужебное назначение, время и место исполнения псалмов. Например, «песнь на день субботний» ( Пс. 91 ), «псалом Давиду при окончании праздника Кущей» ( Пс. 28 ). 8.3. Толкования Псалтири Существует множество толкований на Псалтирь, в том числе и святоотеческих. «Толковательная литература на Псалтирь, – отмечает профессор Павел Александрович Юнгеров , – своим обилием превосходит все ветхозаветные книги и едва ли уступает даже толкованию на новозаветные книги. Общее число толковательных трудов на Псалтирь обычно выражается словами «бесчисленное множество». Наиболее известные святоотеческие толкования на Псалтирь следующие. Святителя Афанасия Великого краткое и пространное толкования на всю Псалтирь. Святителя Василия Великого беседы на псалмы 1, 7, 14, 28, 29, 32, 33, 44, 45, 48, 59, 61 и 114. Святителя Иоанна Златоуста беседы на псалмы 3–12, 41, 43–49, 109, 117, 119, 150. Блаженного Феодорита толкование на все 150 канонических псалмов. Помимо этих авторов толкования на Псалтирь составили святитель Кирилл Александрийский (дошло не в полном виде) и блаженный Августин (толкование на 150 псалмов, носящее характер моральных рассуждений). Существуют также толкования на отдельные псалмы Ипполита Римского , Оригена , Дидима Александрийского , Евсевия Кесарийского , святителя Илария Пиктавийского , святителя Амвросия Медиоланского , преподобного Анастасия Синаита , преподобного Максима Исповедника , толкования блаженного Иеронима на некоторые части псалмов в его письмах. Святитель Григорий Нисский составил творение под названием «О надписаниях псалмов», содержащее и общие исагогические сведения о Псалтири. Преподобный Ефрем Сирин составил широко известные подражания 150 псалмам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010