Большинство сочинений опубликовано. Неизданные песнопения В., упоминающиеся в различных источниках: догматики 8 гласов (перелож.), «Призри на моления», «Господи, кто обитает в жилище Твоем», «Свете тихий», «Ныне отпущаеши», «На реках Вавилонских», «Разбойника благоразумнаго», «О дивное чудо», «Твое славят Успение», «Приидите празднолюбных собор», «Богоначальным мановением», «Небо и земля», «Веселися, Иерусалиме», «Просветителя нашего», «Иорданские струи». Арх.: ГАРО. Ф. 627. Оп. 249 б. Д. 440. Л. 246; Оп. 240. Д. 17. Св. 158. Л. 65: Рязанская Духовная Консистория. Ведомости о церквах г. Рязани и уезда за 1871 г.; Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 16: Заметка к биографии еп. Димитрия (Сперовского), прот. Виноградова и митр. Феофилакта Русанова. Л. 5-17. Соч.: «Да исправится молитва моя», «Ныне силы небесныя», «Вкусите и видите», «Милость мира», «Взбранной Воеводе», «Тело Христово приимите», «Хвалите Господа с небес», «Ядый Мою плоть», «Знаменася на нас», «В память вечную», «Блажени, яже избрал»//Духовно-муз. соч. СПб., 1870; «Во всю землю», «Вознесу Тя, Боже», Херувимская песнь 1 D-dur, 2 e-moll, 3 G-dur, «Творяй ангелы», «Радуйтеся, праведнии», «Явися благодать Божия», «Зряще мя безгласна», «Хвалите имя Господне», «О тебе радуется» (перелож.), «Благословен грядый», «Дух твой благий», Богородичен воскресный 1-5-й гласы, «Ангел вопияше», «Светися, светися», «Тебе одеющагося светом»//Духовно-муз. соч. для 4 голосов/Сост. свящ. М. Виноградов. М., 1876; «Чашу спасения прииму», «Ныне вся исполнишася», «Богоначальным мановением» (перелож.), «Да радуется днесь» (перелож.), «Христос воскресе», «С нами Бог», Псалом 41-й, Богородичен гласы 6-8-й//Духовно-муз. соч. М., 1880. Лит.: Любитель церковного пения. М. А. Виноградов: По поводу его юбилея//ПО. 1885. 1. С. 201-204; Ист. записка Рязанской 1-й муж. гимназии, 1804-1904. Рязань, 1905. С. 170; Прот. А. Виноградов: К 60-летию кончины (1888-1948) духовного композитора прот. М. А. Виноградова//ЖМП. 1948. 12. С. 61-62; Добролюбов И. В. , Яхонтов С. Д. Биогр. словарь писателей, ученых и художников уроженцев (преимущественно) Рязанской губ. Рязань, 1995. С. 29-31; Бурачевский И. И. Виноградов Михаил Александрович//Рязанская энцикл. Рязань, 2000. Т. 1. С. 163-164.

http://pravenc.ru/text/158704.html

Высоко над семьею гор, Казбек, твой царственный шатер Сияет вечными лучами. Твой монастырь за облаками, Как в небе реющий ковчег, Парит, чуть видный, над горами. Далекий, вожделенный брег! Туда б, сказав прости ущелью, Подняться к вольной вышине! Туда б, в заоблачную келью, В соседство Бога скрыться мне!.. Итак, герой четверостишия стремится к Богу. Но первое же слово первой строки говорит: напрасно. Почему? «Грех алчный гонится за мною по пятам». В следующих строках это поясняется через сравнение, которое тоже укоренено в церковной традиции. В книгах Священного Писания, особенно в Псалтири – книге псалмов, душа человеческая часто сравнивается с оленем. Самый яркий пример – это 41-й псалом, в котором стремление души к Богу уподобляется стремлению оленя к источнику воды: «Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже» (Пс. 41: 1). Уподобляя грех голодному льву, Пушкин наверняка помнил о том, что апостол Петр призывает христиан: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5: 8). Мысль всего четверостишия напоминает слова апостола Павла из 7-й главы его Послания к Римлянам, где говорится о том, что грех с насилием обладает человеком – так, что человек, кажется, и хочет сделать что-то хорошее или удержаться от плохого, но не может. Каждый из нас и по своему опыту знает это. «Желание добра есть во мне, – пишет апостол, – но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7: 18–20). Грех лишает человека свободы (греческое слово грех означает необходимость), отделяет человека от Бога. Можно ли убежать от этого льва-греха? Об этом говорят следующие стихотворения Каменноостровского цикла. «Отцы пустынники и жены непорочны…» Великий пост – особенное время в церковном году. 40 дней Великого поста готовят нас к главному христианскому празднику – Пасхе. Великий Пост – это, прежде всего, особое богослужение. Кто заходил в православный храм в эти дни, тот наверняка почувствовал особую атмосферу – светлую печаль поста. На службах Великим постом бывает больше чтения, чем пения, а песнопения поются особым великопостным напевом. Несколько раз в течение службы на амвон выходит священник и, совершая земные поклоны, читает молитву преподобного Ефрема Сирина:

http://pravoslavie.ru/92862.html

При чтении истории о десяти казнях, часто встречается повторяющаяся фраза: « И вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш » ( Исх.6:7 ; Исх.7:5 ; Исх.8:22 ; Исх.10:2 ; Исх.14:4 ). Эта фраза подчеркивает смысл всего происходящего. Господь хотел показать и египтянам, и евреям, что Он является истинным, всемогущим Богом. Поэтому даже самому фараону Господь сказал в самый разгар 10 казней египетских: «Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою и чтобы возвещено было имя Моё по всей земле» ( Исх.9:16 ). Десять казней египетских следовали одна за другой, после очередного отказа фараона отпустить израильский народ: Некоторые толкователи указывают на то, что египетскими казнями были последовательно унижены и посрамлены египетские идолы (Ра, Изида, Хапи, Амон и проч.) оказавшиеся неспособными защитить те области, влияние на которые им приписывали египтяне. Общая продолжительность казней укладывается в период с июля одного года до марта следующего. Все десять казней египетских нашли отражение в псалмах Пс.77 и Пс.104 . Псалом 77:41–51 «… не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения, когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан; и превратил реки их и потоки их в кровь , чтобы они не могли пить; послал на них насекомых , чтобы жалили их, и жаб , чтобы губили их; земные произрастения их отдал гусенице и труд их – саранче ; виноград их побил  градом и сикоморы их – льдом; скот их предал граду и стада их – молниям; послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве ; поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых »; Псалом 104:26–36 « Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал. Они показали между ними слова знамений Его и чудеса Его в земле Хамовой. Послал тьму и сделал мрак , и не воспротивились слову Его. Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их. Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их. Он сказал, и пришли разные насекомые , скнипы во все пределы их. Вместо дождя послал на них град , палящий огонь на землю их, и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их. Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа; и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их. И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их ».

http://azbyka.ru/kazni-egipetskie

55 В разных своих трудах св. Григорий приписывает эту цитату то преп. Максиму, то свт. Афанасию Великому; а в трактате «О том, что Варлаам и Акиндин являются дихотомитами» весьма похожий пассаж приведен как принадлежащий свт. Кириллу Александрийскому. Однако дословно она не обретается в творениях этих святых. Впрочем, похожее место есть в «Толковании на молитву Господню» св. Максима (PG 90, 884ВС). 56 Хотя основное значение слова « αιν » — «век», «вечность», но, в отличие от « τ αδιον », означающего вечность как вневременную категорию, его нередко следует понимать скорее как большой или неопределенный временной отрезок. Поэтому мы и перевели « ν ανι » не как «в вечности», но «во времени». 57 Максим Исповедник, К Марину, PG 91, 96А. 58 Григорий Нисский, К Евномию, 2, 1, 678, W. Jaeger, 1, р. 364; PG 45, 461АВ. 59 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 7, с. 264—266. 60 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 31, PG 75, 448D. 61 Василий Великий, Против Евномия, 2, 29, PG 29, 640С. 62 Григорий Богослов, Слово 38, 7, PG 36, 317D — 320А; Слово 45, 3, PG 36, 628В. 63 См.: Василий Великий, Против Евномия, 4, PG 29, 680В. 64 Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 61, PG 90, 637D. 65 Дионисий Ареопагит, Послание 2, с. 768—770. 66 Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 61, PG 90, 637D. 67 Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 61, схолия 16, PG 90, 644D. 68 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 13, PG 96, 564D. 69 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 25 (5, 21), PG 91, 1141AB. 70 Григорий Богослов, Слово 41, 11, PG 36, 444В. 71 См.: Иоанн Златоуст, Беседа на псалом 44: 2—3, PG 55, 186. 72 См.: Επιστολ προς Αθανασιον Κυζικου , 24—25, П. Χρστου , т. В , σ . 434—436. 73 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 4, с. 254. См. также: О мистическом богословии, 5, с. 762.c 74 Максим Исповедник, Главы о богословии, 1, 49, PG 90, 1101А. 75 Василий Великий, Против Евномия, 4, PG 29, 689С. В тексте св. Василия стоит не «самоипостасная» ( αθυπστατος ), как у Паламы, но «воипостасная» ( νυπστατος ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

5 . Сынам Корея приписываются десять псалмов: 41, 43 – 48, 83, 84, 86. Корей, сын Иссаара, известен возмущением при Моисее, за которое и погиб вместе с Дафаном и Авироном; но сыны Кореевы не умерли, как замечает книга Чucл XXVI, 11 . Впоследствии потомки Корея – Кореяне (иначе: Корахиты), по делу служения своего, были стражами у порогов скинии ( 1Nap. IX, 19 ), были еще и певцами при храме ( 2Пар. 20:19 ). «Сыны Кореевы были свящ. певцы», говорит св. Афан., но ни он, ни другие Отцы (Злат., Василий Великий , бл. Феодорит) не считают этих Кореян писателями псалмов. По их мнению, псалмы эти написаны Давидом, и только переданы сынам или потомкам Корея для пения. Некоторые из псалмов, носящих имя сынов Кореевых, относятся к плену Вавилонскому или ко временам после сего плена ( Псал. 43:11–15, 84:2, 4 ), а может быть, и написаны в сем плену, как и думают некоторые толковники. Бл. Феод., Никиф., Калм. 6 . Еману – 87 псалом. Еман, сын Иоиля, известен, как начальник музыкального хора при Давиде. «Еман, Асаф и Ефам, говорит св. писатель первой книги Паралипоменон, громко играли на медных кимвалах» (XV, 19). Еман славился мудростию, называется прозорливцем царя ( 1Пар. 25, 5 ). Еман между своими предками имел некоего Азарию или Газарию, а потому и называется Езраитом или Езрахитом 8 , а не Израильтянином, как пишется в Славянской библии. Достоверно неизвестно, сам ли Еман писал 87 псалом или только пел его. «Сказуется, говорит св. Афанасий Ал., что псалом есть Еманов, сложенные в Египте для Моисея, а Еман сей – потомок Израиля, как происшедший от Зары, сына Иудова». Но такое мнение другими не разделяется. 7 . Ефаму – 88 псалом. «Ефам принадлежал, говорит бл. Феод., к числу тех, которым вверен был лик поющих во храме и песнословящих Бога». Ефам славился мудростию, как и Еман ( 3Цар. 4, 31 ), был начальником хора во храме при Давиде. Можно думать, что Ефам с Еманом происходили от одного предка Зары, потому что оба называются Езраитами или Езрахитами. Неизвестно, сам ли Ефам писал 88 псалом, или только пел его с другими в хоре. Толкователи относят псалом сей к плену Вавилонскому (ст. 20 – 27, 50 – 52), а потому, вероятно, здесь разумеется другой Ефам, а не тот, который жил при Давиде. Калмет утверждает, что писатель 88 псалма жил в самом плену 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

поста. Пассии: Для монастырских хоров/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). Серг. П.; ПереяславльЗалесский, 2000. С. 14–15, 42–43, 49, 53–59, 67–69, 80–81, 85–86, 96–97, 139–141, 142–143, 147–148, 151–153, 216–217; [Песнопения напева Зосимовой пустыни], «Да молчит всяка плоть»: Киев. расп.//Песнопения Страстной седмицы: Нотн. сб. для монастырских хоров/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). [Голутвин], 2000. С. 14–15, 40–41, 49, 51–53, 73–74, 81–83, 96, 106–120, 130, 149–151, 153–158, 171–176, 184–187, 190–192, 232–237, 238–240, 244–246, 248–251, 255–257, 261–266, 395, 408–410, 419–422; «Да возрадуется», «Свыше пророцы»//Архиерейское богослужение: Избр. песнопения/Ред.: Г. Н. Лапаев. М., 2003. С. 36–37, 51–52; «Да исправится молитва моя»: Напев Киево-Печерской лавры//«Да исправится молитва моя»: Великий прокимен на Литургии Преждеосвященных Даров. М., 2003. С. 11–14; «Да исправится»: Греч. расп., «Ныне силы небесныя»//Литургия Преждеосвященных Даров. М., 2006. С. 15–17, 41–42. (Триодь церковного пения: Седмичные службы Великого поста); Прокимны великие: Напева Троице-Сергиевой лавры (2 варианта), «Богородице Дево»//Вечерня в неделю вечера. Утреня. Час 1-й. М., 2007. С. 14–15, 18, 37–38. (Триодь церковного пения: Седмичные службы Великого поста); «Хвалите имя Господне» (2), «Величит душа моя Господа»: Напев Зосимовой пустыни//Песнопения утрени: Для 3-голосного жен. хора/Сост.: О. П. Гончарова, С. Г. Потокина. М., 2008. С. 6–10, 67–69; Предначинательный псалом, Великая ектения, «Ныне отпущаеши»: Напев Киево-Печерской лавры//Песнопения вечерни: Для 3-голосного жен. Хора/Сост.: О. П. Гончарова, С. Г. Потокина. М., 2008. С. 5–6, 18, 74; «Единородный Сыне», Сугубая ектения (2), «Отца и Сына», «Достойно есть»: Напев Зосимовой пустыни: Гласы 2, 8, то же: Иером. Нафанаила, «Помяни, Господи»: Тропарь из заупокойной службы: Напев Зосимовой пустыни//Литургия: Неизменяемые песнопения для монастырских хоров/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). [М.], 2009. С. 170–172, 261, 267–268, 366, 458–459, 479–480, 507–509, 567–568; Ектения просительная, «Милость мира» (3, в т.

http://pravenc.ru/text/2564770.html

е. прежде всякого бытия ( Ин.17:5 ), от вечности, или – по выражению символа веры : – прежде всхъ вкъ. Слово: днесь (сегодня, ныне) употреблено в значении вечности (ср. Ис.43:13 , букв. с евр. со дня=от вечности; русск. пер.: от начала дней), где нет ни прошедшего, ни будущего, а одно только всегдашнее ныне, – непрерывное и беспредельное настоящее (бл. Августин). Но так как Мессия является в псалме не только Сыном Божиим, но и приемлющим от Бога царственную власть над миром (ст. 8), то бывшее Ему от Господа речение: Гдь реч ко мн: сынъ мой ес ты..., которым Он утверждается на царстве, следует относить во времени земного служения Мессии, когда Бог Отец и по человеческому естеству признал Его истинным Сыном Своим, каким по Божеству Он был от вечности. Это божественное признание начинается с того времени, когда благовестивши о Его зачатии Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что имеющий родиться от Неё Христос Спаситель мира наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его.... и царству Его не будет конца ( Лк.1:32–33 ). Затем оно продолжается то в непосредственных свидетельствах Бога Отца во время крещения ( Мф.3:17 ) и преображения ( – 17:5), то в бывших по особенному откровению Бога Отца исповеданиях Его Сыном Божиим от Иоанна Крестителя ( Ин.1:33–34 ) и Ап. Петра ( Мф.16:16–17 ), то в многочисленных чудесах ( Ин.5:36; 10:25, 37, 38; 11:41–42 ) и других различных явлениях славы Его, как единородного от Отца ( Ин.1:14 ); и окончательно завершается в воскресении Христа Спасителя, с последующим вознесением Его на небо, когда Бог Отец во всей силе явил Его Сыном Своим ( Рим.1:4 ). Халдейский переводчик, не представлявший себе тайны истинного вечного сыновства Мессии Богу, понимал слова Иеговы в смысле благодати наго усыновления Мессии Богом за его праведность, чрез явление к Нему особенного отеческого благоволения и передаёт 7-й ст. в след. перифраз: «возвещу определение, которое Господь сказал: возлюбленный, как Сын Отцу; Ты чист у Меня, как будто бы в этот самый день Я сотворил Тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Взамен падших ангелов Бог сотворил новую разумную тварь – человеков и поместил их в рай, находящийся на низшем небе и состоявший прежде под ведомством падшего херувима (Беседа о духах прп. Антония Великого ). Рай поступил в управление новой твари – человека. Весьма понятно, что новая тварь соделалась предметом зависти и ненависти падшего ангела и падших ангелов. Отверженные духи, руководимые вождем своим, покусились обольстить новосозданных человеков, соделать их причастниками своего падения, своими единомысленниками, заразить ядом вражды своей к Богу, в чем и успели. Человек, хотя и обольщенный и обманутый, но произвольно отвергшийся повиновения Богу, произвольно согласившийся на демонскую хулу против Бога, произвольно вступивший в общение с падшими духами и в повиновение им, отпал от Бога и от лика святых духов, к которым он принадлежал не только душой, но и духовным телом своим, причислился к лику духов падших – по душе, а по телу – к бессловесным животным. Злодеяние, совершенное падшими ангелами над человеками, окончательно решило участь падших ангелов; окончательно отступила от них милость Божия, они запечатлелись в своем падении. Духу суждено пресмыкаться в помышлениях и чувствованиях исключительно плотских и вещественных! Дух неспособен приподняться от земли! Дух не может вознестись ни к чему духовному! Такое значение, по объяснению святых отцов, имеет приговор, произнесенный Богом над падшим ангелом вслед за тем, как этот ангел поразил вечной смертью новосотворенного человека. «На персех твоих и чреви ходити будеши, – изрек Бог демону, – и землю снеси вся дни живота твоего» ( Быт. 3, 14 ). 5. 319–321 В толковании на 41-й псалом Златоуст говорит: «Сколько демонов носится в этом воздухе? Сколько противных властей? Если б только позволил им Бог показать нам их страшный и отвратительный образ, то не подверглись ли бы мы умопомешательству? Не погибли ли бы?» В беседе 34-й на евангелиста Матфея Златоуст говорит, что «демоны скитаются по гробам». Отношение демонов к приносимым им жертвам Златоуст изображает в слове о святом Вавиле, против Иулиана и язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Изд.: изд. П. И. Юргенсона: Духовно-муз. соч.: Для смеш. хора [если не указано иное]: Op. 3. 1–3: «Милость мира»: Для жен. хора: [a-moll, G-dur, знам. расп.]. М., Op. 4: «Слава в вышних Богу»: 3 стихиры знам. расп. на Рождество Христово. М.; Лпц., Op. 7. 1: «Покаяния отверзи ми двери»: Перелож. знам. расп. и свободное соч., «На спасения стези» и «Множества содеянных»: Знам. расп., 2: «На реках Вавилонских»: Знам. расп. М., Op. 17. 1: «Благослови, душе моя, Господа»: Предначинательный псалом, 2: «Ныне отпущаеши», 3: «Хвалите имя Господне». М.; Лпц., Op. 19. 1: «Готово сердце мое, Боже» (Пс 107), 2: «Во исходе Израилеве» (Пс 113, на Крещение Господне), 3: «Господня земля» (Пс 23, на освящение храмов). М., Op. 20а [в изд. указ.: Op. 20. 11]: «Совет превечный»: [На 6 голосов]. М., Op. 21 [в изд. указ.: Op. 21. 2]: «Рече Господь» (Пс 109). М., Op. 22. 5: Молитва Господня: Для альта соло и смеш. хора. М., [Op. 20a, 21 и 22 первонач. Изданы автором в литогр. В. Гроссе]; Op. 23. 1–7: Литургия Преждеосвященных Св. Даров. М., Op. 24. 1: «Доколе, Господи» (Пс 12), 2: «Да воскреснет Бог» (Стихиры Пасхи): Для большого хора. М.; Лпц., Op. 26. 1–9: Неизменяемые песнопения из всенощного бдения: Для смеш. хора. М.; Лпц., (репр. Российского муз. Изд-ва: М., 1992); Op. 33. 1: «Господи, Господь наш» (Пс 8): Вместо причастна, 2: «Помилуй нас, Господи»: Вместо причастна, 3: «Господи, помилуй нас»: Вместо причастна, 4: «Радуйтеся, праведнии, о Господе»: Причастен. М., Op. 35. 1–15: Песнопения Страстной седмицы. М., Op. 37. 1–8: Песнопения на Св. Пасху: Перелож. обычных расп. М., (рец.: ХРД. 1913. 3. С. 57–58); Op. 41. 1–9: Последование (полное) венчания. М., (репр. Российского муз. изд-ва: М., 1992); Op. 45. 1–8: Херувимская песнь: Греч. расп.: «Отца и Сына» и Символ веры, «Милость мира» 2, «Хвалите Господа с небес» 2: Причастен, «Блажени, яже избрал»: Причастен, «Упокой, Боже, раба Твоего»: Запричастен на заупокойной литургии, «Господь воцарися»: Пс 96: Концерт, «Исповедайтеся Господеви»: Концерт.

http://pravenc.ru/text/2566200.html

Итак, лихва – великий грех. 3) Бог за лихву казнью грозит, как читаем у того же пророка Иезекииля в главе 22-й, ст. 12,13,14 и прочее. Итак, лихва – великий грех, за который казнь следует. 4) Лихва противится не только десятой Божией Заповеди, которая учит «чужого не желать», но и восьмой, которая запрещает самым делом чужого касаться, поскольку принимающий лихву не только желает, но и самым делом чужое похищает. “Как рыболов, – говорит святитель Василий Великий, – червячка к крючку прицепляет, чтобы рыбу мог так обмануть и поймать, так и лихоимец ближнего деньгами своими привлекает, и тот неосторожно с червяком и крючок поглощает, и так, как рыба, умерщвляется” (Беседа на Псалом 14). 5) От чужого убытка прибыли себе искать есть грех великий, как каждый это за истину признает. Принимающие лихву от чужого убытка прибыли себе ищут: ибо что с должников берут сверх данного им взаймы, в том им убыток, а себе прибыль делают. Их в большую нищету приводят, а себе большее богатство собирают, от их нищеты богатеют. Итак, лихву брать есть грех великий... § 120. Не терпит лихоимец и говорит: “Я-де не насильно беру, а по воли должника; он мне сам дает, и я его не принуждаю”. Не насильно берешь, но поступаешь подобно тому, который утопающего в воде до тех пор не извлекает, пока от него обещания награды не слышит. И ты до тех пор не даешь взаймы денег в нужде и беде утопающему, пока лихвой себя не сделает обязанным тебе, и тем самым насильно, принужденно от него отнимаешь. И он, если без лихвы не даешь, принужден давать тебе лихву, желая лакомство твое удовлетворить и немилосердие умягчить, чтобы ты, если милосердием не преклоняешься, склонился корыстью. Иной отзывается: “Суд-де гражданский не казнит за лихву: итак, можно свободно брать”. Не казнит суд гражданский, но казнит Суд Христов, который не только за лихву, но и за непоказанное ближнему милосердие отсылает в огонь вечный: “Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть” (Мф. 25, 41-42), и прочее».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/01/20/no...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010