Иисус Христос однажды спросил искушавших Его фарисеев: что вы думаете о Христе (т.е. о Мессии)? Чей Он сын? и когда они ответили ему: «Давидов», то Он, Спаситель наш, имея в виду опровергнуть неправильный взгляд иудеев – вообще на происхождение и достоинство ожидаемого ими Мессии и желая сказать, что Мессия по плотскому только происхождению Своему потомок Давида, а по высокому достоинству Господь свыше, Сын Всевышняго, – сослался на 1-й стих 109-го псалма и сказал фарисеям: как же Давид по вдохновению называет Его Господом, когда говорит: рече Господь Господу моему «седи одесную Меня, Дóндеже положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» Итак, если Давид называет Его Господом: как же Он сын ему?» ( Мф.22:41–45 ). Этими немногими словами ясно и точно определены: писатель 109-го псалма Давид, предмет его – Мессия, и характер его – богодухновенный, пророчески-мессианский. Так смотрели на этот псалом и св. апостолы Христовы. Апостол Петр, просвещенный уже Духом Святым, в день Пятидесятницы сошедшим в виде огненных языков на него и на пребывавших с ним в молитве и молении ( Деян. 1:14 ), объясняя в значительной речи своей, произнесенной им тогда же, пророчество Давида о воскресении Мессии – Иисуса ( Пс. 15:10 ), упомянув в ней о вознесении Его на небо, сказал: «Давид не восшел на небеса, но сам говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную меня» и т.д. ( Пс. 109:1 ; Деян. 2:31–36 ). Св. ап. Петр, очевидно, писателем 109-го псалма считает Давида, а предметом его – Мессию, и, скажем мимоходом, Мессиею признает Иисуса Христа, как видно из 32–36-го стихов указанной главы книги Деяний св. апостол. Предметом этого псалма считает он Иисуса же Христа и в 1-м своем Послании, когда говорит, что Христос, «восшед на небо, пребывает одесную Бога», и что Ему «покорились Ангелы и власти и силы» ( 1Пет.3:21–22 ). Предметом сего же псалма считает Иисуса Христа и апостол Павел: «О Нем (Иисусе Христе), – говорит он в Послании к Евреям ( Евр.7:21, 6:20 ), – сказано: «клятся Господь и не раскается. Ты иерей во век по чину Мелхиседекову» ( Пс.109:4 ). То же подтверждает он, когда говорит: «Кому когда из ангелов сказал Бог: «седи одесную Мене»? ( Евр.1:13 ). Не Тому ли, Кому также сказал Он: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? ( Пс.2:7 ; Евр.1:5 ). Не Тому ли, о Ком сказано: «Престол Твой, Боже, в век века»? ( Пс.44:7–8 ; Евр.1:8–9 ). Такие же указания находятся и в других местах писания ( Евр.5:5–6, 7:17 , Евр.8 и след.; 1Кор.15:25 ; Еф.1:20–23, 4:10 ; Мф.26:64 ). После столь ясных и драгоценных свидетельств о Давиде, как писателе псалма, и о Мессии – Иисусе Христе, как предмете его, признаем излишним не только приводить другие доказательства, но и указывать на совершенно согласные с новозаветными свидетельствами толкования св. отцев и учителей Церкви касательно сего предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Собеседование 41 на псалом 93 1. Говорится о благополучии мимолетном. Пророк сказал это, как бы негодуя и скорбя о том, что продолжается время долготерпения Божия к грешникам, вслед­ствие чего они и хвалятся тем, чего должны были бы страшиться и стыдиться. Чем же они хвалятся? «Будут произносить и говорить неправду, будут говорить все, совершающие беззаконие?» ( Пс.93:4 ). Те, кто не воз­держивается от злых дел, как воздержатся от злых речей? Потому они и будут всегда говорить их и других склонять к по­гибели. То они говорят: «не делать ли нам зло, чтобы вышло добро» ( Римл.3:8 ), то: «станем есть и пить, ибо завтра умрем» ( 1Кор.15:32 ), то: «не видит нас Господь, оставил Господь землю сию» ( Иез.8:12 ), и другие подобные нечестивые слова, порицаемые пророками. «Народ Твой, Господи, они унизили и наследие Твое обидели» ( Пс.93:5 ). То и другое грешники делают и делом и сло­вом, потому что уничижает народ Божий и угнетает его наследие, т.е. вообще человека, не только тот, кто грабит, причиняет побои, злословит и неправедно судит, но и тот, кто внушает дурные мы­сли и представляет беззакония, как дело полезное, о чем сказал апостол: «худые сообщества развращают добрые нравы» ( 1Кор.15:33 ). Не привели ли к уничижению, например, народ Божий соглядатаи, посланные из пустыни, когда они советовали возвратиться в Египет? «Вдову и сироту умертвили и пришельца убили» ( Пс.93:6 ). Это говорится не в том смысле, что они употребляют против последних меч и другие военные оружия; убивает пришельца и вдовицу тот, кто отнимает у них последнее поле, которым они владеют, кто лишает их дневного пропитания, расхищает последний дом, в котором они укрываются, обижает их на суде; много подобного этому делают многие и теперь. Как велико их преступление, узнай из дальнейшего. " И сказали : не увидит Господь и не узнает Бог Иакова» ( Пс.93:7 ). Хотя грабители и беззаконники устами этого и не говорят, но гово­рят это в мыслях, потому что они не осмелились бы грабить и убивать ни сирот, которых отцом является Бог, ни вдовиц, для которых Он сам является судиею, ни пришельцев, которых Он любит, как сказал законодатель Моисей ( Втор.10:18 ), если бы они не дошли до такой безумной мысли, будто могут укрыться от Творца будто Бог оставил мир без своего попечения, будто Судия не над­зирает дел человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Псалом 42 Оправдав Давида, Бог спасет его. Псалом Давиду, не надписан у Еврей. Сей псалом, принадлежащей Давиду, как и некоторые другие, не надписан у еврей, т. е. в еврейском тексте нет слов: Псалом Давида, потому что этот псалом составляет, очевидно, продолжение предыдущего псалма: ср. ст. 2 и 5= Пс.41:6,10,12 . 1–2. Суди ми, Боже, и разсуди прю мою, от языка не преподобна, от человека неправедна и льстива избави мя. Зане Ты ecu, Боже, крепость моя, Вскую отринул мя ecu? И Вскую сетуя хожду, внегда скорбляет враг? Гонимый Саулом и его единомышленниками, Давидг обращается к Богу, как нелицеприятному судии всех и просит Его: Суди ми, Боже – яви мне суде Твой; и рассуди прю мою – рассуди мою тяжбу, покажи, кто виноват и кто прав пред Тобою: от языка непреподобна – от толпы народной нечестивой, от человека неправедна и льстива – несправедливого и льстивого – избавь меня, так как, при своей несправедливости и лести, увлекая за собой и нечестивую толпу народную, этот человек угрожает погибелью. Так обращается Давид к Богу в неизменной преданности Ему: ибо, говорит он, Ты, Господи, крепость моя, или Ты даруешь мне крепость, зачем же Ты отринул меня, как бы неверная Тебе, не нуждающаяся в помощи Твоей и потому достойная погибели? И Вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг? – для чего я, сетуя, хожу, когда оскорбляет меня враг? разумеется, при неизменной преданности Тебе, этого не должно быть. При всех своих бедствиях, Давид сетовал – облекался во вретище, постился, вообще – погружался в чувство скорби, иногда глубочайшей, приходил в состояние крайнего смирения, но никогда не доходил до отчаяния. Так и теперь. 3–4. Посли свет Твой и истину Твою, та мя настависта, и введоста мя в гору святую Твою и в селения Твоя. И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою, исповемся Тебе в гуслех, Боже, Боже мой. Представляя свою прю – тяжбу – на суд Божий, Давид молит Бога: посли свет Твой и истину Твою, т. е. свет Твоей правды и тем открой мою невинность; та мя настависта, они эти свет и истина, наставят меня или укажут мне путь, и введоста мя – приведут и введут – в гору святую Твою, – ту именно, гору, которая освящена присутствием Твоим, и селения Твоя – на место, где находится Твоя обитель, видимый храм – скиния. – Стремясь на место селения Божия, Давид имеет намерение ближе стать с своей молитвой к Богу. «И подойду я, говорит Давид, к жертвеннику Божию» – где обычно приносятся жертвы, – предстану к Богу, веселящему юность мою, т. е. радующему меня со дней моей юности: и там, вместе с жертвоприношением, буду исповедывать Тебя в гуслях, Боже мой, – прославлять Твою милость в молитве – псалме, в пении и музыкальных звуках гуслей, что послужит наиболее сильным выражением чувства благодарности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 41 С XLI псалма начинается второй сборник псалмов и заканчивается LXXI. Оба псалма по сходству своего содержания и построения речи представляют взаимодополнение. Припевом «что унываешь ты, душа моя», оба псалма делятся на три части, из которых первые две, представляя излияние скорбных чувствований псалмопевца об оставленности Богом, дополняется третьей, содержащей молитву к Господу о спасении от бедствий. Это сходство внешнего построения слога и содержания указывает, что писателем обоих псалмов было одно и то же лицо. Таким автором по надписанию над XLI псалмом в евр. Библии называются сыны Кореевы, и им должен быть приписан и псалом XLII. В псалмах изображается скорбное чувство писателя, принужденного жить в удалении от храма ( Пс. 41:3 ), воспоминание о посещении которого для него, находящегося в изгнании около гор Ермонских и потому лишенного этого блага ( Пс.41:7 ), служит источником страданий ( Пс.41:5 ). Причиной его бегства было восстание «недоброго народа» и «человека лукавого и несправедливого» ( Пс. 42:1 ). Такое положение псалмопевца согласно с эпохой гонений и бегства Давида из Иерусалима, от Авессалома, когда он должен был скрываться в Заиорданской стране, в пустыне Маханаим, расположенной вблизи гор Ермонских, границы страны Иудейской с северной стороны. Поэтому в греч. Библии после имени сынов Кореевых поставлено имя Давида. Тоже и над XLII псалмом у LXX и в Вульгате. Означенные дополнения можно объяснить тем, что писатель псалмов, принадлежавший к фамилии сынов Кореевых, был защитником Давида и вместе с последним делил опасности изгнания. Он хорошо понимал настроение царственного изгнанника, отличавшегося религиозностью и благочестием, но теперь вынужденного жить вдали от храма, и это настроение изобразил в означенных псалмах. Меня так же влечет к Твоему святому храму, Господи, как жаждущую лань к источнику (2–3). Я орошаю хлеб свой слезами и грущу о невозможности, как было ранее, ходить вместе с народом в Твой святой храм (4–5). Душа моя унывает среди гор Ермонских и взывает к Господу, зачем Ты оставил меня и даешь врагам ругаться надо мною? (6–12) Разбери мое дело с моим лукавым врагом и пошли мне Твой свет, чтобы мне ходить к Твоему жертвеннику и славить Тебя, Боже. Не унывай, душа моя, но уповай на Господа ( Пс. 42:1–5 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 41 Томимый жаждой приблизиться к Богу, Давид твердо уверен, что Господь приблизит – возвратить его к Себе, избавив от врагов – гонителей. 1. В конец, в разум, сынов Кореовых, псалом Давиду. Псалом этот, составленный Давидом, содержащей учение для просввщения разума и назначенный для пения, был передан левитам, потомкам Корея, составлявшим хор певцов при скинии ( 1Пар.6:22;9:19;26:30 ). 2–3. Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда прииду и явлюся лицу Божию? Елень или лань, в летний зной, томимая смертельной жаждой, быстро – неудержимо стремится к источнику ключевой – живой воды; таким же образом или в такой же степени сильно и душа моя, говорит Давид, томится стремлением к Тебе, Боже. Душа моя жаждет приблизиться к Богу крепкому и живому, который, разумеется, укрепляет силы души, подобно тому, как живая – ключевая вода укрепляет телесные силы жаждущей лани. – Столь сильной скорбью о разлуке с Богом томилась душа Давида потому, что он находился вдали от скинии, именно, на севере Палестины, в горах Большого и Малого Ермона (ст. 7). Находясь здесь, он томился ожиданием – когда он придет и явится лицу Божию, – возвратится из своего бегства и посетит скинию... 4–5. Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой? Сия помянух и излиях на мя душу мою: яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующаго. Изображая свою глубокую скорбь, Давид говорит: «мои слезы были моим хлебом», иначе – в скорби своей, обливаясь слезами день и ночь, я забывал о насущном хлебе, не принимал пищи ни днем, ни ночью; ибо в это время я говорил сам себе: где Бог твой? – разумеется, и место селения Его и лице Его далеко от тебя, находящегося в стране изгнания (ст. 7). Вспомнил я об этом и излиях на мя душу мою – плакал я за свою душу, удаленную от места селения Божия, – плакал и молился, дабы мне пройти в место селения дивного – где обитает Господь, – даже до дому Божия – в скинию: во гласе радования – слышать глас радости народа, присутствующего там во множестве при торжественном богослужении, – во гласе исповедания, при пении священных псалмов, в которых исповедовались дивные дела промысла Божия, и – шума празднующаго, т. е. хорового пения вместе с громкой священной музыкой, во дни праздничные, причем с пением сливались и молитвенные восклицания восторженного народа, предстоящего во дворе скинии (ср. Пс.46:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 131 Означенный псалом можно считать написанным Соломоном при перенесении Кивота Завета из скинии Давидовой во вновь сооруженный им храм. На это событие указывает, напр., Пс.131:8 , где писатель обращается к Господу с молитвой стать с Ковчегом на « место покоя», чем Господь покажет благоволение к своему помазаннику «ради Давида» ( Пс.131:10 ). Стихи Пс.131:8–10 , кроме того, приводятся в содержании молитвы Соломоновой при освящении храма ( 2Пар. 6:41–42 ). Да и все содержание псалма представляет торжественную песнь, более всего соответствующую указанному времени. Господи, вспомни все сокрушение Давида, озабоченного построением скинии, которая тогда стояла на полях Иарима (1–6). Теперь пойдем все к подножию места постоянного пребывания Господа и пусть все радуются (7–9). Не отврати, Господи, Твоего Лица от помазанника Твоего, из потомства Давида, которому Ты обещал Свое благоволение, если оно будет верно Тебе (10–12). Вот Господь избрал Сион Своим жилищем навеки и будет изливать Свое благоволение на всех людей. Он возрастит рог Давида и постыдит всех его врагов (13–18). Пс.131:1 .  Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его: «Сокрушение» – сетование Давида по тому поводу, что он не видел Ковчега Завета, этой величайшей Святыни еврейского народа, в жилище, достойном его, и об устроении достойного Иеговы помещения он и сокрушался. Пс.131:3 .  «не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое; Пс.131:4 .  не дам сна очам моим и веждам моим – дремания, Пс.131:5 .  доколе не найду места Господу, жилища – Сильному Иакова». Указывают на неусыпное старание Давида в отыскании достойного Иеговы места сооружения Ему скинии. Пс.131:6 .  Вот, мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима. Ефрафа – название города в области Кариафиаримской, а Иарим, с евр. Иахар, что значит «лес», местечко около Кариафиарима, из которого Давидом был перенесен Кивот Завета в Иерусалим. Пс.131:7 .  Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его. «Подножие ног Его» – Кивот Завета, на котором невидимо присутствовал сам Господь и который, потому, являлся подножием Его ног.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Псалом 42 Псалом сорок второй имеет такую надпись: Псалом Давиду, не надписан у еврей , т.е. псалом этот в еврейской Библии не имеет никакого надписания, а не имеет надписания псалом сей, конечно, потому, что он, как по содержанию, так и по образу выражения совершенно сходен с предшествующим ему 41-м псалмом и составляет продолжение его; или точнее – Пс.42 , в отношении к 41-му псалму, составляет третью, и последнюю, строфу одного целого псалма, заключающуюся теми же словами упования и преданности воле Божией (1 строфа Пс.41:2–6; 2 строфа Пс.41:7–12; 3 строфа Пс.42:1–5 ). На этом основании составилось общее мнение отцов Церкви и ученых толковников, что оба эти псалма составляли в древности один псалом. Пс.42:1 Суди ми, Боже, и разсуди прю мою: от языка непреподобна, от человека неправедна и льстива избави мя. Выражение от языка непреподобна значит: «от народа немилосердного, недоброго», под которым псалмопевец разумеет здесь народ израильский, предавшийся на сторону мятежников, составивших заговор против помазанника Божия и изгнавших его из Иерусалима. А под именем человека неправедна и льстива разумеет самих заговорщиков: Авессалома, Ахитофела и их ближайших сообщников. Выражая жалобу на этот недобрый народ и на этих нечестивых и коварных мятежников, Давид просит у Бога праведного суда на себя и на них. Он надеялся, что когда Бог станет судить его, правда окажется на его стороне, а потому и просит, чтобы Господь, испытавши его и рассмотревши справедливость дела его, произнес праведный приговор Свой, подал ему помощь против языка непреподобнаго и человека неправедного и коварного и избавил раба Своего от беззаконных людей, неправедно озлоблявших праведного. Пс.42:2–3 Зане Ты еси, Боже, крепость моя, Вскую отринул мя еси? И Вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг? Посли свет Твой и истину Твою: та мя настависта, и введоста мя в гору святую Твою и в селения Твоя. Во втором стихе выражены те же мысли и чувства, что и в стихе одиннадцатом 41-го псалма, хотя и другими словами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Псалом 11 В конец, о осмей, псалом Давиду. С Евр.: «Начальнику хора. На осмиструнном. Псалом Давида» 71 . В сем псалме, говорит бл. Феод., «пророк жалуется на поступающих двоедушно, которые обещают дружбу, и выдают его врагу Саулу, извещают, где живет он. Надписание имеет псалом: о осмей, как упоминающий о праведном суде Божием, каковый праведный Судия произведет, как предварительно говорили мы, после седмицы времен. Поэтому и псалом надписывается: в конец, так как предречение исполнится на последок времен». Св. Афанасий разумеет в сем псалме тот лукавый род, о котором говорит Спаситель ( Мф. 12:41 ). 1 . Спаси мя, Господи, яко оскуде 72 преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих. Когда умаляется число благочестивых людей, и истины умалились, т.е. по Злат., низвратились, помрачились и отвергнуты сынами человеческими, – людьми, возлюбившими ложь, тогда горе живущим на земле, а особенно благочестивым. Тогда спасение – у единого Господа. Таковы были время и положение Давида, гонимого врагами и окруженного лживыми людьми. Св. Афанасий здесь и далее разумеет Иудеев, которые, оставя истину, выставляли противу Христа на вид одну ложь. С Евр.: «Спаси меня, Господи; ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими». Это нечестие порочных яснее и частнее изображается далее – ст. 3: каждый говорит ложь, у каждого лесть на языке, а в сердце притворство, зло, – и в следующем стихе. 5 . Язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть? С Евр.: – «Тех, которые говорят: языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»? Это говорят люди нечестивые, которые надеются на свой дерзкий язык и думают властвовать над другими посредством злоречия и клеветы, – и при сем осмеливаются говорить: мы будем сильнее всех своим языком, кто нам воспрепятствует, кто нам господин? Таких нечестивцев Господь потребит – накажет, истребит. 6 . Страсти 73 ради нищих, и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь: положуся 74 во спасение, не обинюся 75 о нем. С Еврейск.: «Ради страдания нищих и воздыхания бедных, ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят». Т.е. видя страдания бедных и стенания убогих, Я восстану, говорит Господь, положу их во спасении, спасу, и соделаю это для всех явно, торжественно; «видимым и блистательным образом соделаю их спасение; ибо так, гов. бл. Феод., перевел Симмах слова: не обинюся о нем – устрою явное спасение». «Смело, открыто и явно буду защищать их так, чтобы все узнали» (Злат.). Св. Афанасий, относя к спасаемым верою, нищим и убогим по духу, говорит: положуся во спасение – т.е. для всех соделаю явным спасительное учение; так устрою, что оно будет всюду слышимо».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Отделение второе. Богослужение от недели мытаря и фарисея до недели всех святых В этот период времени в Богослужение вводятся книги подвижных дней: триодь постная и цветная. По первой совершается Богослужение в приготовительные недели и седмицы к Великому посту и в самый пост, и обннмает период времени в 70 дней; по второй – Богослужение от дня Пасхи до недели всех святых и обнимает период времени в 57-мь дней. А. Богослужение по триоди постной § 41. В приготовительные недели и седмицы к Великому посту Приготовительные к посту недели суть: а) неделя мытаря и фарисея, седмицы и недели – б) о блудном сыне, в) мясопустная и г) сыропустная. а) Неделя мытаря и фарисея названа так по евангельской притче о мытаре и фарисее, которую положено читать на литургии в эту неделю (воскресенье). В Богослужении своем, именно, в песнопениях триоди, Церковь прославляет смирение мытаря и осуждает и порицает гордость фарисея и наружное благочестие. С этого воскресенья до 5-й недели (включительно) Великого поста на воскресных утренях после Евангелия и песни: «Воскресение Христово видевшее», вместо «молитвами Апостолов и Богородицы» и вместо «Воскрес Иисус от гроба», поют покаянные песнопения: слава – Покаяния отверзи ми двери... и ныне – На спасения стези... Помилуй мя Боже... «Множества содеянных мною лютых». На всех чинопоследованиях, как в это воскресенье, так и в другия, приготовительные к посту, песни и молитвы минеи заменяются песнями триоди постной. Если в это воскресенье случится праздник Сретения Господня, то пение: покаяния отверзи ми двери, не оставляется. После этого воскресенья во всю седмицу не бывает поста, как бы в обличение тех людей, которые, подобно фарисею, хвалятся наружным исполнением поста, не заботясь о чистоте сердца. б) Неделя о блудном сыне названа также по евангельской причте о блудном сыне, которую положено читать в это воскресенье. Представляя милосердие Божие, явленное к кающемуся блудному сыну, св. Церковь внушает нам, что Господь милосерд к самому великому грешнику, если он принесет искреннее покаяние во грехах. На утрени в сие воскресенье (и следующие два: мясопустное и сырное) после «Хвалите имя Господне» поется псалом: «На реках Вавилонских» с аллилуиею красною. Псалом сей, выражая скорбные чувствования иудеев, находящихся в плену Вавилонском, и их желания возвратиться в родную землю, напоминает нам о нашем обращении на путь покаяния и молитвы. Песнопения: Покаяния отверзи ми дверзи... поются в свое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Книга царя  и пророка Давида занимает особое место в Священном Предании Православной церкви. Святитель Василий Великий говорит о ней, что Псалтырь больше и выше всех книг, потому что она Бога славит вместе с Ангелами и прогоняет и уязвляет бесов. Недаром Псалтырь с древности использовалась для молитвы храмовой и домашней, и сейчас она является основой православного богослужения. В книге «Псалтырь с толкованиями» содержится постиховое толкование псалмов Давида, а также правила порядка чтения Псалтири для разных случаев, беседы на псалмы некоторых святых отцов и правила определения дня празднования Пасхи – пасхалия. Содержание Символ, рекше исповедание, во святых отца нашего Афанасия, патриарха Александрийскаго. 5 О Христе. 7 Анастасия блаженнаго и Кирилла Александрийскаго вопросы и ответы о богословии. 8 Святого Максима изложение о вере. 11 Краткое изъявление на изображение знамения креста святого на лице своем. 15 Устав святых отец, Богом преданный всем хотящим пети Псалтирь. 26 Устав о Псалтири, како должно есть глаголати во все лето. 27 Устав о Псалтири, како должно есть глаголати во святый Великий пост. 30 Указ о кафисмах, пятыя недели святаго Великаго поста, како глаголати. 31 Како глаголати Псалтирь во святую великую седмицу Страсныя недели.32 От слова Василия Великаго похвала псалмов. 33 Глаголания Августина учителя о силах псалмов. 36 На псалом пятый Феодоритово толкование. 37 Разумно да будет, како подобает особь пети Псалтирь. 39 Кафисма первая. 41 Кафисма вторая. 68 Кафисма третия. 98 Кафисма четвертая. 137 Кафисма пятая. 173 Кафисма шестая. 208 Кафисма седмая 240 Кафисма осмая. 268 Кафисма девятая. 293 Кафисма десятая. 321 Кафисма перваянадесять. 353 Кафисма втораянадесять. 389 Кафисма третиянадесять. 420 Кафисма четвертаянадесять. 452 Кафисма пятаянадесять. 481 Кафисма шестаянадесять. 508 Кафисма седмаянадесять. 537 Кафисма осмаянаднсять. 582 Кафисма девятаянадесять. 611 Кафисма двадесятая. 643 Песни Священнаго Писания. 668 По совершении же неколиких кафисм, или всей Псалтири, и песней. 698

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010