Дмитровский. Михайловский. Александровский. Преображенск., на всполье. Петровский, что на княж Владимирове городище упом. 1627 и 89. Архангельский, на реке Шоше, 1674. Афинеевский, на реке Кропивне, упом. 1689. Игум. Иосиф , 1576. (?) VI, 436. Тресвяцкий, в Твери, что ныне архиерейский дом, 8 февр. 1637 пустой отдан Тверскому архиерею. Григория Богослова , на Тмаке, пустой, тоже. VI, 363. Никитский, в Твери, пустой, тоже. Иоанно-Богословский, в Твери, пустой, тоже. Марфин, девичий, на Волге, за Тмакою, близ Твери, упом. в начале XVII века. VI, 1051. Андрей , игум. Общего монастыря, 1290 хирот. в еписк. Тверского (Карамз., IV, прим. 178). Александр , игум. Тверский, (Карамз., IV, прим. 232). Бежецкого Богородичного Игум. Макарий , 16 июня 1538. – Антоний , 1571 и 77. (Быть может и не сего). Кашинской Рождественской пустыни строит. Антоний определён 31 мар. 1659. III, 613. Воротиловская пустынь Рожд-а Строит. Исаия Кувшинов , 1732. IV, 119. Житенный. В 1724 уничтожен; монахи перев. в Селижаров мнтрь. Строит. Тарасий определён 29 янв. 1737. IV, 123. Заволожский. IV, 805. Красногорский, «Николаевский в Красных горах». Строит. Иоасаф , 1702. V, 654. Пятницкий Новоторжский. VI, 73. Святых Отец Тверский. VI, 225. Спасоренская пустынь. VI, 362. Тверский Никитский. VI, 466. Удомский Пятницкий. VI, 472. Бежецкий Успенский. VI, 603. Холопий. VI, 835. Яминская пустынь. Ржевы Владим-вы Вселуцкого (Ново-соловецкого) пустыни (?) строит. Иоиль , 1728–38. Игум. Пимен Патрикеев (какого?) 6 июня, 1722. – Пимен казначеем в Старицком, 1740. Софрониевской пустыни [Курск.?] строит. Сергий экономом синодальной области, в окт. 1744. Тверского архиерейского дома: Эконом игум. Геннадий , в февр. 1751. Казначей архим. Александр , в февр., мае 1724. Один?      Ржевского уезда Николаевского Илавицкого строит. Александр , 1670. Владим-вы Николаевского игум. Тихон , 1677. Ржевского (какого?) игум. Антоний , в февр. 1713. Тоже (какого?) строит. Авраамий , 2 янв. 1668. Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Насона Захарьина на пожню возле рч. Стремянбоя и Змеевца), 91 (Ж. гр. 1448–69 г. на рыбн. ловли в оз. Уломском), 137, 110 (жал. гр. 1454 г. кн. Мих. Андр. о перевозке волоком одной трети купеч. товаров), 112 (жал. грам. 1454–69 г. В. кн. Марии игум. Кассиану о праве суда над людьми в Сиземских пустошах), 141, 151 (разводная полюбовн. 1467–69 г. Сороярским лесам Кирил. м-ря с землею Ферапонт. м-ря; печать игум. м-ря Кассиана изображена в «Сборн. сиимков» Иванова, табл. II, 36), 143, 176 (данная 1471–75 г. Василия Горбова игум. Игнатию на пустошь Фаустовскую), 177 (жалов. гр. 1471–75 г. кн. Андрея Вас. на пожни на р. Порозобице; княж. печать изображена в «Сборн. снимков» Иванова, табл. I, 17), 178 (тоже на дер. Чашничье), 179 (жал. гр. 1472 г. кн. Андрея Вас. на сенные покосы на рч. Орловке), 144, 192 (меновая 1476–82 г. старца м-ря на дер. Алексеев. и Мартьянов.; печать игум. Нифонта – в «Сборн. снимков» Иванова, табл. II, 38), 145, 199 (грам. 1478–82 г. В. кн. Марфы, по челобитью игум. Нифонта, о воспрещ. крестьянам Веретей. волости вступаться в монаст. сенокосы), 146, 209 (разводная 1483 г. землям м-ря с земл. разных деревень), 212 (данная 1482–84 г. Фед. Никитина игум. Серапиону на землю по р. Кономе), 147, 227 (правая грам. после 1485 г. на дер. и пустоши в Шухтовской волости), 228 (тоже в Яргожемской вол.), 229 (грам. В. кн. Ивана Вас. о крестьянах м-ря), 148, 230 (правая гр. после 1485 г. м-рю на землю в Сямской вол.), 231 (мировая после 1485 г. кн. Семена Роман. со старцем м-ря о деревн.), 237 (данная 1486–89 г. Ив. Монастырева игум. Венедикту на лес при дер. Митиной), 239 (разводная после 1489 г. землям м-ря с землями Фед. Лихарева), 151, 275 (жал. гр. 1476–82 г. кн. Михаила Андр. игум. Нифонту на дер. Берновскую); Бычков, “Опис. рукопис. И. П. Библ.», I, 1, 3 (челобит. после 1661 г. чернеца Чудова м-ря Савватия, сосланного сюда на покаяние), 36, 1 (книга келарская о поминках, посылаем. из м-ря разн. властям, и о съестн. припасах, отпускаемых старцам, слугам и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Пиголь П., игум. Там же. С. 645. Революционные комитеты Абхазии… С. 260−261. Там же. С. 297. Пачулия В.П. По древней, но вечно молодой Абхазии. Сухум: Алашара, 1969. С. 117. Пиголь П., игум. Указ. соч. С. 645. Там же. С. 646. Абхазская АССР. Сухуми, 1961. С. 40. Пиголь П., игум. Указ. соч. С. 646. О закрытии Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря (записано монахом-пустынником отцом Меркурием)//Православная Абхазия. 1996, май. С. 6; Половинкин С. М. Имяславцы Кавказа//Восточнохристианская цивилизация и проблемы межрегионального взаимодействия. — М., 2004. — С.324−335; Макарова Е.А. Имяславцы на Ставрополье в XX в. и их роль в сохранении исповедании веры в период массовых репрессий//Проблемы и перспективы исследования церковной истории северного Кавказа: материалы IV Свято-Игнатьевских чтений. Bыn.II. Ставрополь, 2012. С.181−192. Пиголь П., игум. Указ. соч. С. 647; Следственное дело Секретного отделения Черноморского окружного отдела ОГПУ. Л. 39. Там же. Л. 58. Там же. Л. 259 об. Там же. Л. 87. В годы лихолетья//Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь//К Свету. М., 1997. Вып. 16. С. 112. Половнев И. Страна Псху. Очерки. Сухум, 1931. С.46; Половинкин С. М. Указ. соч. — С.324−335; Макарова Е.А. Указ. соч. С.181−192. В годы лихолетья. С. 112.; Следственное дело. Л. 100, 163 об., 293. Половнев И. Страна Псху. С. 86. Там же. С. 63. Там же. С. 36. Там же. С. 64. Следственное дело. Л. 296. Половнев И. Указ. соч. С. 52. Там же. С. 54. Там же. С. 58. Пиголь П., игум. Указ. соч. С. 648; Половинкин С. М. Указ.соч. — С.324−335; Макарова Е.А. Указ. соч. С.181−192; Следственное дело. Л. 42. Пиголь П., игум. Там же. С. 648; Следственное дело. Л. 38. В годы лихолетья//Ново-Афонский Симоно-Кананитский… С. 112. Пришвина В. Д. Иеромонах Онисим (Поль) (1899−1930)//Человек. 1991. С. 112. Пиголь П., игум. Указ. соч. С. 649−652; Следственное дело Секретного отделения Черноморского окружного отдела ОГПУ. Л. 39. Пиголь П., игум. Там же. С. 649−652. Куров Г. Расстреляны в Новороссийске. «Открылась огромная траншея…»//Новороссийский рабочий. 1991. 24 декабря; Половинкин С. М. Указ.соч. С.324−335.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2459

От казны обитель получала ежегодный оклад - 337 р. 43 к. По штатам 1906 г. кроме игумении и казначеи в мон-ре должны были пребывать 10 монахинь и 12 послушниц (фактически их было соответственно 12 и 9). Аносин Борисоглебский мон-рь. Фотография. 2001 г. Аносин Борисоглебский мон-рь. Фотография. 2001 г. В нач. XX в. А. Б. м. называли «женской Оптиной» и «Аносиной пустынью». Многие насельницы обители оставили воспоминания, стихи, письма и др. свидетельства о жизни мон-ря: «Беседы с моей дочерью» игум. Евгении (Мещерской), «Памятные записки» - дневник и воспоминания игум. Евгении (Озеровой), воспоминания схимон. Леонтии (Левицкой) и др. Хотя число насельниц в обители было небольшим, 11 из них впосл. стали игумениями др. жен. мон-рей: прп. Олимпиада - игум. коломенского Брусенского мон-ря, Евгения - игум. московского в честь Вознесения Господня мон-ря и др. После кончины игум. Иоанны (Макаровой) в 1918 (1919?) г. настоятельницей А. Б. м. была назначена игум. Алипия (Таишева). Несмотря на тяжелые налоги и притеснения со стороны властей, мон-рь не закрывался до 1928 г., став крупнейшим духовным центром Подмосковья. Обитель посещали сщмч. Петр (Полянский), архиеп. Гурий (Степанов), еп. Варфоломей (Ремов), сщмч. Серафим (Звездинский), схиигум. Фамарь (Марджанова), прп. Алексий (Соловьёв), схиигум. Герман (Гомзин) и др. подвижники XX в. В А. Б. м. переходили многие насельницы разоренных обителей, в сер. 20-х гг. в мон-ре жили ок. 130 сестер. Весной 1928 г. А. Б. м. получил статус трудовой артели, в июле того же года был закрыт. На основе монастырского хозяйства, считавшегося образцовым, был создан колхоз «Россия». Все имущество, архив и б-ку обители вывезли в музей Новоиерусалимского мон-ря, бóльшую часть икон сожгли в специальных баках с кислотой для получения золота. 7 июля 1928 г. игум. Алипия вместе с 2 священниками и неск. насельницами была арестована и увезена в Москву, затем отправлена в ссылку; остальным сестрам приказали в течение 3 дней покинуть обитель. После возвращения из ссылки игум.

http://pravenc.ru/text/115668.html

Исаия , в июле 1673. Макарий , 1686 и 87. Иаков , 1702 и 3; архим. 1747. 53 Забережская Спасская пустынь, в Бежецком уезде, упразднена 1764. [IV, 120.] Строит. Григорий , 1699. – Иосиф , 1755–59. 54 Добрынская Николаевская пустынь, от Бежецка в 60 верстах. Заштатная. [IV, 50.] Игум. Рувим , 1712, а с 1717 архим. Тихвинский. Строит. Иларион , 1738. 55 Архангельский (Архангела Михаила) в Твери, близ Отроча, упразднён в XVII веке. [VI, 362.] Игум. Рафаил , 1558. 56 Спасский Высокий, близ Твери, упом. в начале XVII века. [IV, 127.] Василий , игум. Спасский, хирот. в еписк. Тверского в 1361. Особые заметки Приписной к Селижарову мнстрю Покровской пустыни строит. Герман , 1726. III. 600. Старицкого Вознесенского Иг-нья Марина , в мар. 1652. – Ксанфиппа , 1759. Ржевы Владим-вы Рождественского Иг-нья Антонида , в июле 1653. Кашинского уезда, Спасо-Преображенской, новой Антониевой, пустыни строит. Иоиль , в янв., февр. 1660. Кашинского уезда, Саввина игум. Логин , в февр. 1666. Старицкого уезда, Николаевской пустыни. Строит. Алимпий , в нояб. 1677. – Дамиан , 1679 и 80. Разные V, 111. Мохнецкой Успенской пустыни: Строит. Феодосий , 21 дек. 1699. – Сергий , 1737. – Викентий , 1764. III, 751. Бородолюбского, приписного к Хутыню, строит. Досифей , 17 дек. 1699. Кашинский Введенский, против ворот Клобукова, на Кашинке, упом. 1510. Кашинского Богородичного игум. Симеон , 1561, 67. Кашинского Духова (на посаде) архим. Иона , 1555. Мнтрь упом. в 1672. Новоторжские Богоявленский и Пятницкий были приписными к Новгородскому архиерейскому дому в 1690. Пятницкого, с плоту, строит. Иринарх , в июле 1665. V, 712. Рожковского Николаевского, на озере Селигере, игум. Сергий , духовник св. Нила Столбенского, 1555. V, 734. Рябова, в Кашинском уезде (Жабенского стана): Строит. Феодосий , 1613. Игум. Иона определён 16 июля 1653. – Феоктист , около 1700. – Иона , 1702. – Александр , 1724. – Мисаил , 1738, 1740. Троицкого Тверского игум. Александр , в нояб. 1686. Микулинские 135 Никольский, в городище.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

от Каргополя, Олонецкой губ., на прав. бер. р. Онеги. Основан иноком Вассианом, но когда с точностью неизвестно; по одним источникам (“Ист. Р. Иер.», Ратшин, Макарий) в XIV ст., по другим (Строев) в XVI ст. Несомненно же существовал в начале XVI ст., когда в 1547 г. была дана игум. Евфимию несудимая грамота. В 1721 г. к м-рю приписаны Каргопольские пустыни: Глинозерская, Вассьянова и Богоявл. Чермогорская. “Ист. Росс. Иер.», IV, 344; Ратшин, 419; Озерецковский, “От СПб. до Ст. Руссы», 49; Ключевский, “Жит. свят.», 419; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 207; Пушкарев, “Олон. губ.», 92; “Памят. кн. Олонец. губ.», 1857 г., 140; 1860 г., 17, 23; 1867 г., Отд. III, 23; “Олонец. губ. вед.», 1849 г., 39, 40 (Челобитная 1607 г. игум. Иринарха на Турчасовского крестьянина Сокольникова, завладевшего землями, расолом и угодьями, принадлежавшими монастырю); 1856 г., 17 (Заметки о древн. Ол. губ.; евангелия); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 994, 2; Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 348 (в 1700 г. имел 4 двора крест.); “Акты истор.», I, 147 (Несуд. гр. 1547 г. игум. Евфимию и строит. Серапиону; 1598 г. игум. Кирилл; 1607 г. игум. Ларион; 1615 г. игум. Феодосий; 1646 г. игум. Иовъ, 152 (Ж. гр. 1549 г. об освобожд. м-ря от проезж. пошлин; игум. Евфимий и строит. Геронтий); “Дополн. к Акт. истор.», I, 171 (Отписка 1612 г. о походе литовцев); III, 36 (Акты 1647 г. о выдаче жалованья); “Акты юридич.», 210 (Платежная 1598 г. в оброчн. деньгах), 215 (Платежн. 1590 г. в деньгах, собираемых на ратн. людей); “Чтения в И. Общ. ист.», 1865 г., III, смесь, 32 (в 1731 г. при погреб. цар. Евдокии дано архим. Иоасафу 1 р. 80 к.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 562 (Прошение 1721 г. Каргоп. Спасовой Строкиной пуст. архим. Иосифа о выдаче м-рю жалованья по прежн. грамотам); II, ч. 1, 1108 (прошение 1722 г. того же архим. Иосифа о жалованьи); “О Высоч. посещениях Олонец. губ. Августейш. Особами», вып. I, 21 (посещ. имп. Александром I в 1819 г.). 1161. Спасо – Маткозерская, мужская пустынь, ныне погост Спасо-Маткозерский, Олонецкой губ., Вытегорского у., в 78 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Дионисий (Шленов) , игум. 2011 – Никита Стифат , прп. Творения. Т. 1. Богословские сочинения/Пер. с древнегреч. игум. Дионисий (Шленов) . Сергиев Посад, 2011. [Nikita Stifat, prepodobnyi. Tvoreniia. Tom 1. Bogoslovskie sochineniia (Works. Vol. 1. Theological writings)/Perevel s drevnegrecheskogo igumen Dionisii (Shlenov). Sergiev Posad, 2011.] Дионисий (Шленов) , игум. 2018a – Преподобный Никита Стифат . Слово против иудеев/Вступ., пер. с древнегреч. и примеч. игум. Дионисия (Шленова) //БВ. 2018. 29. Вып. 2. С. 266–282. [Prepodobnyi Nikita Stifat. Slovo protiv iudeev (Sermon against the Jew)/Vstup., perevod s drevnegrecheskogo i primechaniia igumen Dionisiia (Shlenova)//Bogoslovskii vestnik (Theological herald). 2018. 29. Vypusk 2. P. 266–282.] Darrouzès 1961 – Nicétas Stéthatos. Opuscules et Lettres/Ed. J. Darrouzès. P., 1961 (SC 81). Литература Дионисий (Шленов) , игум. 2015 – Дионисий (Шленов) , игум. Образы царской власти в византийской литературе: сравнение «царя» и «плача» у прп. Симеона Нового Богослова и его контекст//БВ. 2015. 18–19. Вып. 3–4. С. 136–167. [Dionysius (Shlenov), hegumen. Obrazy tsarskoi vlasti v vizantiiskoi literature: sravnenie «tsaria» i «placha» u prepodobnogo. Simeona Novogo Bogoslova i ego kontekst (Images of royal power in Byzantine literature: a comparison of the «king» and «crying» in st. Simeon the New Theologian and its context)//Bogoslovskii Vestnik (Theological Herald). 2015. 18–19. Vypusk 3–4. S. 136–167.] Дионисий (Шленов) , игум. 2016 – Дионисий (Шленов) , игум. «Восхождение» в византийской литературе как образ духовного совершенства: на основании духовной экзегезы Пс. 83, 6 . URL: http://www.mpda.ru/video/text/4448360.html (дата обращения 19.10.2018). [Dionysius (Shlenov), hegumen. «Voskhozhdenie» v vizantiiskoi literature kak obraz duhovnogo sovershenstva: na osnovanii duhovnoi ehkzegezy Psalma 83, 6 («Ascension» in Byzantine literature as an image of spiritual perfection: on the basis of a theological exegesis of Ps. 83, 6 ). URL:http://www.mpda.ru/video/text/4448360.html (data obrashcheniia 19.10.2018).]

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Феодосий , в нояб. 1658, в июне 1659. Зосима , в мае, сент. 1663. Парфений , 1858 и 9. Арсений , 1860. Парфений , игум., 1862–68. Особые заметки Разные Костромского уезда, Кушской (Кусской) волости, с Туровы горы, на реке Немде, чёрный поп Адриан , в янв. 1657. Троицкой пустыни игум. Адриан , 5 мар. 1667. Костромского уезда, Строевы горы (Пречистенского и Николаевского) игум. Иоаким , 8 мар. 1569. Против этих мнтрей в подлиннике помечено: «не один ли?» Богородичного, на Соти, игум. Вассиан (в исх. XV века). Введенского игум. Феогност , 1546–1548. Пустыни Иакова Бруаевского (sic), от Железноборовского в 5 верстах и от оного зависел. Там мощи сего преподобного, ученика Иакова Железноборовского. В Костроме Феодоровского, на Суле: Игум. Павел , 1715. Строит. Тихон , 1721. III, 536. Ветлужский. III, 741. Горелов. IV, 319. Казанская пустынь. IV, 366. Кинешемские три. IV, 544. Княжая пустынь. IV, 883. Кусская пустынь. III, 461; V, 29. Булдырева. V, 106. Морозова пустынь. VI, 86. Сендегской пустыни строит. Сергий , 1721. VI, 97. Симеоновского строит. Феодосий , 1721. VI, 724. Шацкая пустынь. VI, 1003. Ивановский. VI. 1052. Трудний. V, 733. Решемская пустынь. Сюда перемещена из Владимирской епархии. Пушавинской (Юрьевецкого Повольского уезда, Пуческой слободы) пустыни: Строит. Харлампий определён 18 мая 1660. – Герасим , 1686. – Лаврентий , 1712. Игум. Варсонофий , 15 сент. 1727. Пригорода Парфентьева, Особного, что на Ямах, строит. Софроний , 1720. Костромского уезда, Осетского стана, Казанской пустыни, на реке Костроме, строит. Иосиф , в февр. 1731. V, 135. Кинешемского уезда, Рождественской пустыни, на реке Налоге: Строит. Дионисий , 1708. – Александр , 1711 и 12. – Сергий , 1736. Яблонской Илиинской пустыни строит. Афанасий , в апр. 1721. Галицкого уезда, Черного стана, Рождественского игум. Симеон , 1635. Галицкой Карпищевой (Карповой) пустыни строит. Матфей , в янв. 1649, 1650, 1660, 61. Юрьевского Повольского уезда, Тихвинской Мячевской (Мячевы) пустыни: Строит. Елиссей определён 2 окт. 1660.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анастасея Соболева“. “Ист. Росс. Иер.», VI, 166; “Владим. сборн.», 1877 г., III ( Церковь упразд. Сновид. мон.); “Владим. губ. вед.», 1847 г., 39; 1853 г., 19 (Надпись на плите), 20 (надписи на колоколах 1641 г.), 38 (надпись на образе св. Сергия Радонеж.), 42 (служебники печати 1676 г.); 1854 г., 32 (Мон. быв. во Вл. губ.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 699, 23, 887 (грамоты XV ст.); “Акты Арх. Эксп.», I, 139 (Ж. гр. 1504, 1506 и 1512 г. В. кн. Иоан. Вас. о неподсудн. наместн. и волостел. митроп. сел и деревень); “Акты юридич.», 16 (Правая гр. 1518 г. о насильств. владении Як. Внукова монаст. землею; игумен Глеб, келарь Никон); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 16; Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», I, 552, 82 (Духовн. 1460 г. старца Андриана); II, 484, 156 (Меновая 1499 г.; игум. Иона и бывший игум. Антоний); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 752 душ. крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 214 (Грам. митроп. Симона Славецкому волостелю); “Опис. докум. и дел св. Синода», II, ч. 2, 152 (игум. Маркелл в 1722 г. переведен в Воскр. Черепов. м-рь); III, прилож. XXXV (перенес. мощей св. Алекс.-Невск. в 1723 г.; игум. Виктор); VII, 1727 г., 137 (м-рь в 1724 г. приписан к Боголюбову, в 1727 г. сделан самостоятельным с назначением в него игум. иеромон. Алекс.-Нев. м-ря Матвея Головашкина, который за дурное поведение в 1729 г. отдан под начал в Иосифов Волоколам. м-рь, а на его место назначен опять Виктор); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 42, 45, 46, 49, 50 (с 1679 по 1689 г. игум. Иона), 52 (в 1691 г. игум. Леонтий). 1149. Соловецкая, мужская пустынь, или Симбирских гор Воскресенский, монастырь, совсем уничтоженная, Симбирской губ. и уезда, в 17 вер. к сев. от Симбирска, среди глубоких, крутых и непроходимых оврагов правого берега р. Волги, верстах в 4 от села Полдамасова. Она уже существовала в ст., в 1764 году упразднена, причем утварь и книги переданы в Покровский-Симбирский мон., церковь Зосимы и Савватия перенесена в Симбирск, другая церковь на св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1729 г. гетман Д. П. Апостол выдал универсал с подтверждением земельных владений обители. Сохранилось напрестольное Евангелие с гербом гетмана Апостола и его дарственной надписью. При игум. Феодосии (Хоменском) началась традиция погребения игуменов в соборе в честь Чуда арх. Михаила в Хонех (1701). В 1737 г. в нем был похоронен и сам игум. Феодосий. В 1737-1739 гг. К. В. м. возглавлял игум. Тимофей (Щербацкий) , буд. митрополит Киевский, а затем Московский. Впосл. митр. Тимофей безуспешно испрашивал разрешение поселиться в К. В. м. на покое. Митр. Тимофей прислал в К. В. м. позолоченный и украшенный драгоценными камнями посох. 8 окт. 1745 г. настоятель (1739-1747) игум. Гавриил (Леопольский) получил у царицы Елизаветы Петровны генеральное подтверждение на владения монастыря (ЦГИАК. Ф. 130. Оп. 2. Ед. 276. Л. 1 об.). Этот документ был необходим в ходе судебных тяжб за выдубицкие имения (особенно днепровский перевоз) с Печерским монастырем. Настоятель (1747-1753) игум. Викентий также в 1748 г. обращался к императрице за подтверждением владений, в т. ч. перевоза, который пыталась захватить лавра (Там же. Ф. 59. Оп. 1. Ед. 6361. Л. 41-43, 48-55 об.). Весной 1760 г. в К. В. м. сгорела трапезная с церковью и значительно выгорел (из-за деревянного покрытия и деревянной алтарной стены) древний Михайловский собор. Митр. Арсений (Могилянский) регулярно выдавал обители грамоты на право собирать милостыню в Запорожье и по всей митрополии для восстановления собора. Известный своими проповедями митрополит настоял на регулярном проповедничестве во всех киевских храмах и обителях, в т. ч. в К. В. м., к-рый приглашал для этого академических профессоров. Первый историк К. В. м. настоятель (1767-1774) игум. Иаков (Воронковский) в 1767 г. составил полную опись монастырского имущества, завел приходно-расходные книги, создал подробную инструкцию для управляющих монастырскими имениями, собрал в различных учреждениях и б-ках копии утраченных документов (с нач. XVI в.). 18 июня 1771 г. игум. Иаков подал на имя Екатерины II челобитную о помощи старинной обители ( Голубев. 2011. С. 595-596). После его кончины б-ка и ценный архив были переданы в обитель (сохр. лишь отдельные книги и рукописи: ЦГИАК. Ф. 130. Оп. 2. Ед. 555. Л. 1-7).

http://pravenc.ru/text/1684561.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010