Епарх. 70). Между 1 сент. 1562 и 26 февр. 1563 г. сборник Вол. 514 закончили ученики архиеп. Феодосия игум. Евфимий и буд. архиеп. Казанский Иеремия. Одновременно Евфимий закончил работу над др. сборником (РНБ. Q.XVII.50), в к-ром содержится корпус посланий архиеп. Феодосия. По-видимому, в келье архиеп. Феодосия был составлен сборник (ГИМ. Син. 791), в к-ром на листах 95-164 содержатся материалы из архива прп. Максима Грека. В 1563 г. игум. Евфимий (Турков) по благословению своего учителя архиеп. Феодосия переписал Часослов (ГИМ. Епарх. 256). В сборнике своего ученика Левкия (Акишева) игум. Евфимий написал рассказ «О преставлении старца Феодосиа», к-рый представляет собой Житие архиеп. Феодосия (РГБ. Вол. 512). В сборнике РГБ. Вол. 572 игум. Евфимий переписал «Надгробное слово» прп. Иосифу Волоцкому. Вероятно, в кон. 70-х гг. XVI в. Евфимий переработал 2-ю редакцию минейного Жития прп. Иосифа Волоцкого ( Попов. 1914). Возможно, в 70-80-х гг. XVI в. Евфимий путем контаминации «Надгробного слова», 2-й редакции минейного Жития и некоторых текстов создал новую редакцию Жития прп. Иосифа (древнейшим списком является ркп. РНБ. Соф. 451/1. Л. 89-128 об.; Плигузов. Вторая редакция минейного жития. 1984. С. 29-53). Игум. Евфимий провел большую работу по упорядочению монастырской документации. В 1573 г. вместе с книгохранителем Пафнутием (Рыковым) составил опись книг б-ки. При игум. Евфимии был составлен «Старый список кормовой», объединивший синодик и кормовую книгу (ГИМ. Епарх. 1). Тогда же был составлен и новый список (ГИМ. Епарх. 415), в к-ром указаны имена и фамилии первых вкладчиков, а также дни их поминовения. Эта работа продолжилась: были составлены записные книги (РГБ. Вол. 681; РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. 482) и Обиходник (ГИМ. Син. 829). Игум. Евфимий составил Канонник (РГБ. Вол. 412), в к-рый помимо служб прп. Евфимию Великому и прп. Иосифу Волоцкому были включены духовная грамота, предсмертная исповедь, каноны на исход души и за умершего друга, краткие некрологи монахам, умершим за время настоятельства Евфимия.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Иустина (первая) до…. Иулиания Данилевская , с … Ксения Данилевская , 1775. Нимфодора Данилевская , 1784, † 15 янв. Александра Шарова , 1784–94. Анфия , 1794–1801, перев. в Белгородский девичий. Афанасия Котельникова , с 19 февр. 1801; † 25 нояб. 1813. Августа определена 7 мая 1814; уволена 1822 … Венедикта определена 14 окт. 1822; уволена 26 авг. 1831. Анатолия Яновская определена 10 янв. 1832; † 5 июля 1847. Арсения Белевцева определена 8 сент. 1847; † 1851 … Макария Новосильцева определена 3 февр. 1832; † 6 янв. 1869. Максимилла Шишкина определена 4 мар. 1869. Особые заметки Разные Старооскольского Троицкого, Тюляфтиной пустыни: Строит. Иринарх определён 24 апр. 1659. – Марк , в апр. 1662. Чёрный поп Авраамий , в окт. 1668. Игум. Никодим , 1709. VI, 300. Старооскольского Успенского иг-нья Евдокия , 1730. III, 498. Рыльского Омонского (Аммонского) Николаевской пустыни 193 : Строит. Боголеп , 1629. Игум. Антоний , 1723. Строит. Варсонофий , 1737. III, 411. Божедомский. III, 498. Вармонский. V, 346. Новооскольский. VI, 333. Суджемская Предтечева пустынь. Игум. Филарет Финевский , 1765. V, 72. Миропольского, основанного в 1672: Архим. Матфей Млодзинский , 1759–1760; после в Белгородском Николаевском. – Феодосий 1773 перев. в Костромский Богоявленский. Игум. Климент Белошапкин в 1769 перев. в Троицкий Елецкий. Архим. Гавриил Спичинский в 1769 перев. из Троицкого Елецкого. Особые заметки Архим. Варлаам Тещинский , член консистории, в авг. 1748. Игум. Матфей Младинский , член консистории, в янв. 1755. Член консистории игум. Владимир , … 16 окт. 1761; архим. в янв. 1763, 1764. Белогорского Николаевского Судженского Игум. Иринарх , в нояб. 1721. Рыльского Дмитровского: Иг-нья Анисия Яковлева отставлена      9 нояб. 1652. – Анисия Сомова определена 194 V, 646. Рыльского, Казанской Богородицы, Новодевичьего: Игуменьи Ираида , в авг. 1656, определена паки 28 июля 1662, – определена паки 29 мая 1665. София , в июле 1664. Досифея † 1722. Ксенофонта Кусунова определена 19 мар. 1722. Упом. в 1737.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5) Древняя икона Успения Божия Матери, оставшаяся от упраздненного монастыря; писана иконописцем Сергием в 1741 г, авг. 1 дня, по обещанию монаха Игнатия, при архимандрите Адриане, местная в Спасской церкви; мр. 8х7 вершков. 6) Икона Тихвинской Божия Матери, ценная по украшению, в сребропозлащенной ризе, украшенной 74 цветными камнями и звездами, жертвованной в С.-Петербурге сборщице Екатерине Ивановне; вес. 6 1/2 ф. Ценностью в 500 рубл. 7) Сребро позлащенная пятиугловая дарохранительница, с Голгофою и распятием; дар С.-Петербургского. купца Рогова. 8) Древние акты в ризнице: а) челобитная, на имя Царя Алексия Михайловича, строителя Феодосия с братиею о бортних знаменах, в которой упоминается об основании в пустыни храма 7168 г. (1660). б) письмо на пустошь по речке Пасмуровке 1667 г. в) запись запродажная на ту-же пустошь 7175 (1667 г.). г) письмо Казакова к строителю Феодосию о той-же пустоше 7175 (1667). д) променное письмо Глеба Исаева, сына Омонева, игум. Павлу на луга и мельницу по р. Пасмуровке 7190 (1682 г.). е) Челобитная игум. Макария на Борисовских крестьян 7195 (1687 г.). ж) Письмо Омонева к игум. Павлу 7196 (1688 г.). з) Рукопись, писанная при арх. Адриане, с подписом его руки 7196 (1688 г.). и) Явочная игумена Макария 7199 (1691). 9) Челобитная игум. Макария на крестьян с. Борисова 7200 (1692). к) Челобитная игум. Макария на тех же крестьян 7195 (1700). л) Приказ Бориса Петров. Шереметева на челобитную арх. Иосифа старости села Троицкаго. Борисова поля тож, о не причинении обид монастырским людям 1708 г. м) Челобитная арх. Иосифа Петру Самуиловичу Салтыкову на Мигаловских крестьян 1713г. н) Прошенное письмо игум. Павлу 1718 г. о) Рукопись, писанная при арх. Варсонофии 1718г. п) Челобитная арх. Иоасафа Шереметеву 1723 г. р) Прошенное письмо поручика Журинскаго арх. Феофилавту 1730 г. и с) Письмо Доможирова игум. Феодосию на пустошь по р. Пасмуровке, без назначения года. 10) Два Синодика в 1/4 дол. листа, полууставные, с киноварью, в кожаных переплетах. 11) Два плана древнего монастыря: один 1741 г.

http://sobory.ru/article/?object=09572

для стат. Росс.», 1841 г., I, 138; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г., 291; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 376; “Чтения в И. Общ. ист.», 1877 г., I, Отд. 2, 346, 358, 375 (воспоминания архим. Пимена); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», прилож., (по описи 1723 г. в нем была игум. Евксокустодиана, 127 монахинь, а с приписн. Новодевичьим Преображен. м-рем 132, крестьян не имел). 854. Казанский – Богородицкий, женский, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Калуге, на возвышенном берегу р. Оки. Год и причина его основания неизвестны, но он несомненно начал свое существование в период 1626–1685 г.; в описи Плещеева в 1626 г. о нем не упоминается, а по описи Полуехтова в 1685 г. он показан существующим на посаде с церковью Казан. Богородицы. В 1678 – 1680 г. в нем была игум. Маремиана Пальчикова. Сюда бывает крестный ход 8 июля. В числе игумений здесь была Агния, скончавшаяся в 1796 г. и погребенная в Лаврентьевом м-ре, где до сих пор по ней служатся панихиды стекающимися богомольцами. “Ист. Роос. Иер.», IV, 320; Ратшин, 113; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 177; “Опис. монаст.», 1817 г., 50; “Топогр. опис. Калуж. наместн.», 15; “Памят. кн. Калуж. губ. на 1861 г.», 292; на 1873–74 г., 97; “Справоч. кн. Калуж. губ. на 1871 г.», Отд. 2, 25 (крестн. ход 8 июля); Попроцкий, “Калуж. губ.», II, 541; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г., 184; “Извл. из отч. Об.– Пр.», 1846 г., 92 (пожертв. дерев. дом); 1856 г., 90 (надел. землею); 1858 г., 13 (пожертв. земля); “Калуж. губ. в.», 1846 г., 29 (в ризнице хранятся: память о положении руги, указ патр. Адриана о поставлении игумении и память игуменьи Феодосии о принятии в м-рь некоторых стариц); 1847 г., 20 (крестн. ход); 1850 г. (кратк. опис.); 1854 г., 46, 47 (описи Плещеева и Полуехтова); Иером. Леонид, “Ист. опис. Калуж. Лаврент. м-ря», 1888 г., 68; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 582, 13; “Чтения в И. Общ. ист.», 1865 г., IV, смесь, 81 (Обозр. рукоп. и старопеч. книг), 85 (Гр. 1679 г. митр. Варсонофия по челобит. игум. Маремианы); “Опис. документ. и дел архива св. Синода», I, 333 (дело 1721 г. о раскольниках; игум. Гавдела и ее предместница Федосья уличены в укрывательстве их); II, ч. 1, 492 (челобит. 1722 г. игум. Гавделы о выдаче жалованья за 1715–22 г.); III, 405 (дело 1723 г. о разводе брака Маркова с женою его, урожд. Воейковою; игум. Екатерина); VI, 1726 г., 512 (разрешено постричь в м-ре вдову стольника Полонского, Татьяну Васил., прожившую в м-ре после мужа 13 лет); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 63 (игум. Маремьяна Пальчикова 1679 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

877. Козмин – Успенский – Яхромский, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Владимирской губ. и уезда, Чековской волости, в 40 вер. от Владимира и близ села Небылого, при р. Яхроме. Основан в XV ст. преп. Козмою, мощи коего под спудом почивают в соборном храме Успения, в котором находится древняя икона Божией Матери, по преданию, явившаяся в 1482 г. преп. Козме; празднество ей совершается 14 октября. С 1666 по 1675 г. здесь был игуменом св. Митрофаний, еписк. Воронежский, от которого осталось евангелие с собственноручною надписью. Преп. Козмы память чтится 18 февраля. “Ист. Росс. Иер.», IV, 567; Ратшин, 31; “Словарь ист. о свят.», 161, 183; “Матер. для стат. России», 1841 г., Отд. I, 146; “Опис. монаст.», 1817 г., 58; Тихонравов, “Владимир. сборн.», 116; “Акты истор.», V, 157 (Цар. грам. 1687 г. Владимир. воеводе Мих. Мартюхииу об изъятии из подведом. его людей Козмина мон. по случаю приписки их к патриаршему Дому); “Владимир. сборн.», 1857 г., 116 (Замечательное Евангелие); “Владимир. губ. вед.», 1842 г., 8; 1848 г., 24; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 214, 393 (преп. Козма), 275, 476 (св. Митрофан); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 683, 11; Ключевский, “Жит. свят.», 284, 286; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 17; “Временник Общ. ист.», 1856 г., XXIV, 51 (показание игум. Симона о приездах инокини Елены, быв. царицы Евдокии Фед. Лопухиной, в Кузмин м-рь, из дела 1721 г.); Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», I, 723, 118 (Запись 1500 г., данная игум. Протасием митр. Симону о несвоении озера и заливов); II, 476, 156 (Меновая 1464 – 73 г. Вел. кн. Ив. Васильев. на дер. Небылую), 560, 176 (Оброчная 1477 г. на рыбн. ловли; игум. Пахомий), 561, 176 (Оброчн. 1500 г. на рыбн. ловли; игум. Протасий); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. документ., 43, 3 (Ведом. 1735 г. о числе монахов, коих в м-ре положено 27); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. I, 143 (в 1744 г. имел 1.237 душ крест.); “Опис. документ. и дел архива св. Синода», I, 272 (дело 1721 г. об игум. Симоне), 650 (прошение 1721 г. игум. Симеона Слободского о взыскании с бобыля 16 руб.); II, ч. 2, 338 (дело 1722 г. о помещении крестьянина Трофимова в больницу синодального приписного Кузьмина м-ря); III, при- лож., XXXV (перенесен. мощей св. Алекс. Невск., 1723 г.; игум. Карион); VII, 262 (в 1724 г. был приписан к Волосову Николаев. м-рю, но в 1727 г. сделан самостоятельным и игуменом назначен иеродиак. м-ря Иаков); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 225 (межевая книга 1689 г. монаст. сел Небылого и Лыкова с деревн.); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1839 г., XXXIII, 512 (кратк. истор. опис.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Гавриил , игум., определить в 1764 и вскоре отрешён. Исаия Илляшевич , игум., 1765 перев. из Карповой Троицкой пустыни; 13 сент. 1770 перев. в Белгородский Николаевский мнтрь. Стефан , 1770–72. Афанасий Илляшевич , игум., с окт. 1772 по окт. 1774. Александр , 1774 и 75. Лаврентий Карпинский , 1775–78, перев. в Гороховатскую Украинскую пустынь. Константин определён в нояб. 1778–1780. Авдий Туранский , 1780–92; 6 дек. перев. в Обоянский Знаменский мнтрь. Иларий , монах Саровский, определён 6 дек. 1792; в 1795 уволен на покой. Софроний , в 1795–99. Макарий Каменецкий определён 28 мар. 1799, из Александро-Невских монахов; игум. с 25 февр. 1806; † 16 авг. 1815. Палладий Белевцов определён 1815 из казначеев; с 1816 архим.; в 1818 перев. в Курский Знаменский. Архимандриты Макарий в 1818 перев. из Полоцкого Богоявленского, а в 1820 – в Александро-Свирский. Израиль определён 25 февр. 1820, из ризничих Александро-Невской Лавры; 31 мар. 1831 перев. в Рыльский Николаевский. Паисий 28 июля 1831 перев. из Обоянского Знаменского; † 2 мая 1841. Вениамин , из Китайской миссии, 1841–44, в окт. перев. в Александро-Невскую Лавру наместником. Палладий , 1844–53; † 26 нояб. 1853. Иоаким 22 янв. 1854 перев. из Спасо-Евфимиева, а 9 дек. уволен на покой. Серафим 9 дек. 1854 определён, а 8 мая 1862 перев. в Мелецкий (Волынской епархии). Ювеналий Поллацев , 15 авг. 1862, из настоятелей Глинской пустыни; до 1867. Иоанникий , игум., 1869. 5 Знаменский Обоянский, заштатный. [V, 358.] Игумены Игнатий , строит., определён 18 мар. 1664. Корнилий , в июне 1679. Игнатий , 1685. Варлаам , 1691–93, нояб. Иона , 3 дек. 1694. Архимандриты Иосиф , 1695 и 96. Пётр , игум., 1699. Феофан , 28 янв. 1709. Иона , в сент. 1721. Иоасаф , 1748. Наркисс Кветка в 1762 перев. из Псковского Любятова, а 1768 – в Белгородский Николаевский. Авдий Турайский , строит., 6 дек. 1792 перев. из Коренной пустыни, а 1794 – в Молчанский. Александр , строит., 1798 перев. из Глинской пустыни. Евтихий , строитель … Паисий , игум., определён 1817, а 22 июля 1831 перев. в Коренную пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XIX в. особое покровительство мон-рю оказывал архиеп. Калужский Феофилакт (Русанов) , любивший совершать в нем богослужения и проповедовать. Так, известно слово архиерея, произнесенное в К. м. 17 мая 1806 г., в день памяти прп. Алексия, человека Божия. В XIX - нач. XX в. настоятельницы и сестры К. м. пользовались советами старцев и настоятелей Оптиной пуст., в т. ч. преподобных Льва (Леонида) (Наголкина) , Моисея (Путилова) , Антония (Путилова) , Исаакия (Антимонова) и Иосифа (Литовкина) , состояли с ними в переписке. Старец Лев в 1831 г. рекомендовал своим духовным дочерям А. И. и Л. Н. Черкасовым поступать в К. м. и отмечал, что игум. Ангелина (Богаридис) «жития трезвенного и воздержанная, благоразумием одаренная». Духовным сыном прп. Антония был статский советник С. И. Яновский (впосл. схим. Сергий; 1788-1876), автор «Записок» о кругосветном путешествии (Калуга, 1898). По благословению старца Антония дочери Яновского Александра, Елизавета и Елена поступили в К. м. Александра, приняв постриг с именем Ангелина, в 1896 г. стала настоятельницей. С 1895 г. духовником сестер К. м. и братии Лаврентиева калужского мон-ря был оптинский постриженик игум. Нил (Кастальский). Материальное положение По царскому указу К. м. был отведен участок земли (24×34 кв. саж.). В XVII в., при игум. Марине, «ввиду тесноты монастырского двора» монастырскому диак. Протопопову было позволено поселиться на пустыре между К. м. и Б. Московской дорогой; в 1684 г. он «потащился из Калуги», продав свой двор и огород посадскому человеку Посникову за 12 р. В одной из челобитных царю игум. Мариамна сообщала, что у монастыря «крестьян... нет, богомолиц-вкладчиков нет, питаемся трудами своими». К 1690 г. мон-рь владел «больше чем десятиной земли»; игум. Мариамна выкупила нек-рые соседние дворы и огороды у посадских людей (в частности, дворы Посникова, Д. Ермеева, Г. П. Крицына), а другие получила вкладом ( Зинченко. 1885. С. 51). В 20-х гг. XVIII в. игум. Гавдела и причт обители неоднократно жаловались в Синод на то, что положенное им из калужских таможенных сборов денежное и хлебное жалованье выдавалось лишь «в половину», а в 1715, 1718 и 1720-1722 гг. не выдавалось вовсе, тем более что «у обители... вотчин никаких, угодей также и вкладчиков - ничего нет». Причем «за теснотою земли под монастырскими постройками не имелось свободного места даже для посадки овощей», сестры «питались с самою крайнею нуждою, более мирским подаянием» (ОДДС. Т. 2. Ч. 1. Стб. 492-493). В итоге Синод потребовал от Штатс-контор-коллегии выдавать регулярное жалованье сестрам, но отстранил от настоятельства игум. Гавделу. Указами Сената от 1 и 10 июля 1741 г. Калужская провинциальная канцелярия выплачивала мон-рю ружное жалованье: игумении и старицам общее - по 28 р. 61 к., священно- и церковнослужителям - по 10 р. 50 к.; хлебной же «дачи» не отпускалось (Там же. Т. 31. Стб. 253).

http://pravenc.ru/text/1320163.html

церквей), 92 (Роспись предметам, потребным на устройство м-ря), 93 (Доклад о разноврем. царск. пожертвованиях м-рю), 333 (Отписка 1652 г. о приезде в Путивль и отпуске в Москву старцев Елисея и Евстратия); VI, 1 (Акты 1665 г. о пребыв. в Москве гетм. Брюховецкого, статья XVI), 23 (Отписка 1665 г. царю игум. Авксентия Якимовича об отправл. из м-ря в Москву монахов за милостынью); VII, 34 (Сказки 1668 г. об измене гетм. Ив. Брюховецкого), 76 (Переговоры 1658 г. о прекращ. смут на Украйне, на стр. 220); VIII, 8 (Челобитн. 1669 г. об измене духовн. лиц); “Акты. Зап. Р.”, IV, 214 (Ж. гр. 1619 г. кн. Раины Корыбут. Вишневецкой игум. Исаии на 2 хутора), 215 (Ж. гр. 1619 г. той же княгини игум. Исаии Копинскому на устр. Лубен. Мгар. м-ря); “Чтения в И. Общ. ист.” 1882 г., III, Отд. I, 585 (строитель старец Евагрий 1629 г.); 1884 г., II, Отд. I, 31, 33 (акты южно-русск. м-рей; игум. Авксентий 1674 г., Гавриил 1728–37 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, 1723 г., 479 (доношение эконома м-ря иеромон. Геласия о даче ему кормовых денег), прилож., CXI, XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии показан в числе Заднепровских); IV, 1724 г., 489 (дело о иеромон. Епифании; игум. Гавриил Леопольский в 1731 г.); “Памятники для разбора древн. актов”, II, ч. 2, Отд. I, 168 (в духовной Киев. митр. Петра Могилы , 1646 г., уиоминается в числе бездоходных); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., VI, 317 (св. Димитрий Ростов. в 1675 г. поставлен священником в м-ре, где долгое время был проповедником); “Русск. истор. Библиот.”, II, 661, 166 (распросн. речи 1624 г. старца Иова, который пришел в Прилуцкой Троиц. м-рь и после 8 лет пострижен здесь игуменом м-ря Никифором; тут же говорится о постриженнике м-ря старце Варсонофие), 633 (старец Иосиф показал, что у него был духовником Прилуц. м-ря игум. Исаия, который жил в Киево-Печер. м-ре при Антониевой пещере, а в 1624 г. был уже поставлен во владыки на Прилуки); “Архив юго-зап. России”, ч. I, т. VI, 548, (письмо 1625 г. игум. Иова к ц. Михаилу Феодоровичу об отправл.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Киевский Выдубицкий во имя арх. Михаила муж. мон-рь. Акварель. Кон. 40-х гг. XIX в. Худож. М. М. Сажин (ГПИБ) Киевский Выдубицкий во имя арх. Михаила муж. мон-рь. Акварель. Кон. 40-х гг. XIX в. Худож. М. М. Сажин (ГПИБ) В 1760-1765 гг., при игум. Митрофане (Горленко), младшем брате еп. Белгородского свт. Иоасафа (Горленко) , и игум. Сифе (Гамалее; † 24 февр. 1767), в соборе и мон-ре велись ремонтные работы, завершившиеся в 1774-1781 гг., при игум. Мелхиседеке (Значко-Яворском). После кончины игум. Сифа в К. В. м. поступили сребропозлащенные большой крест с частицами мощей 18 святых и подписями к каждой частице; наперсный крест с 4 камнями и цепью; деревянная панагия в серебряной оправе. Личную казну, а также движимое имущество скончавшегося игум. Сифа Духовный собор 24 июня 1767 г. постановил потратить на возобновление Михайловской ц. и др. построек. Последним досекуляризационным игуменом с 26 марта 1783 г. был Иероним (Блонский). В послужном списке 1787 г. он отметил, что обитель он «возобновил и украсил» (Там же. Оп. 1. Ед. 261. Л. 37 об.- 43; Ф. 127. Оп. 1024. Ед. 2987. Л. 4 об.- 5, 42 об.). Однако документы времен игуменства Иеронима не фиксируют строительной деятельности. В 1791 г. игум. Иероним был возведен в сан архимандрита киевского Златоверхого мон-ря. В описании выдубицкой ризницы указано, что игум. Иероним приказал перешить ризу из черного атласа в мантию и взял ее с собой при переходе в Златоверхую обитель; именно в этой мантии его положили в гроб. В завещании от 1 янв. 1794 г. он поручал в «Сохранную казну Московского опекунского совета» 2 тыс. р., с тем чтобы ежегодно из процентной суммы 45 р. передавалось в Киевскую Академию и 45 р.- в К. В. м., однако исключительно «в братскую кружку на раздел братии». В 1786 г. по инициативе митр. Самуила (Миславского) К. В. м. был лишен земельных владений, переведен в 3-й класс и обращен в больницу для старых и больных монахов. Игумены назначались преимущественно из префектов и ректоров Киевской Академии, поэтому обителью занимались мало, управление находилось в ведении казначеев и Духовного собора.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

Прп. Серафим Саровский называл Г. п. «великой школой иноческой жизни». Глинский устав был заимствован мн. мон-рями (ок. 15), послужил «краеугольным камнем прочного устройства и процветания» Одрина во имя свт. Николая Чудотворца , Святогорского Зимненского , Щегловского тульского , Оптина болховского , бузулукского в честь Преображения Господня , Чуркинского и др мон-рей. Прп. Филарет составил также уставы для 8 жен. мон-рей, в т. ч. екатеринбургского в честь Тихвинской иконы Божией Матери , Борисовского в честь Тихвинской иконы Божией Матери , челябинского в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», Казанского мон-ря в г. Троицке Оренбургской губ., мензелинской во имя прор. Илии общины Уфимской губ. «Наставление о должности духовника, служащего инокиням» игум. Филарета прилагалось к уставам мн. жен. мон-рей. Написанное преподобным «Поучение к новопостриженному монаху» было напечатано в Синодальной типографии и по указу императора в 1824 г. разослано во все 37 епархий «для руководства в управлении монастырями и братией» (РГИА. Ф. 796. Оп. 104. Д.1000). В Г. п. поучение читалось в трапезной в день пострига кого-либо. Братия До иером. Филарета (Данилевского) обителью управляли строители, с 1839 г.- игумены, с 1887 г.- архимандриты. После кончины прп. Филарета, т. е. с 1841 г., Г. п. управлял игум. Евстратий (Яковлев), с 1855 г.- игум. Авксентий, с 1857 г.- игум. Иоасаф, с 1861 г.- игум. Иувеналий (Половцев), с 1862 г.- игум. Иннокентий (Степанов), с 1888 г.- схиархим. Иоанникий (Гомолко), с 1912 г.- архим. Нектарий (Нуждин). По ходатайству прп. Филарета перед имп. Александром I с 1821 г. настоятели избирались из числа братии. К 1817 г. в Г. п. проживало ок. 25 насельников, в 1823 г.- более 40 чел., в т. ч. 7 иеромонахов, 4 иеродиакона, 4 монаха. В 1837 г. игум. Филарет писал имп. Николаю I, что «братство, получив твердое духовное основание введением примерного устава Святой Афонской Горы, умножилось» и составляло ок. 100 чел. В 1885 г. в Г. п. проживало ок. 340 чел., в т. ч. игумен, 16 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 60 монахов, 57 послушников, в 1903 г.- 481 чел., в т. ч. 3 архимандрита, 24 иеромонаха, 16 иеродиаконов, 106 монахов, 38 послушников, в 1910 г.- 507 чел., в т. ч. архимандрит, 28 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 96 монахов, 100 послушников. В 1909 г. выходцы из крестьянского сословия составляли до 75% братии, насельники в возрасте до 40 лет - 65% братии.

http://pravenc.ru/text/165143.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010