Мастера схематично повторили старую композицию украшения церкви, однако первоначальный облик храма был искажен: штукатурка и побелка уничтожили росписи, верхняя часть строения и первоначальный декор купола были утрачены. В аутентичном виде сохранилась только обходная галерея. Ремонт XIX в. был отрицательно оценен современниками. Груз. писатель и гос. деятель Г. Церетели назвал его варварством. В посл. четв. XIX в. К. и его святыни привлекли внимание груз. историка Д. Бакрадзе и искусствоведа Н. П. Кондакова . Во время секуляризации церковных земель во 2-й пол. XIX в. бóльшая часть имений К. была введена в казну, во владении мон-ря оставалось 10 дес. Обитель пришла в упадок. По сведениям прот. С. Булгакова и Денисова, в нач. XX в. К. имел статус третьеклассного необщежительного монастыря. В 1904 г. еп. Имеретинский Леонид (Окропиридзе , впосл. католикос-патриарх всей Грузии) отправил в Грузино-Имеретинскую синодальную контору ходатайство о закрытии К. и присвоении ему статуса приходской церкви ввиду малого числа насельников и скромного церковного дохода (не было удовлетворено). В 1908 г. здесь подвизались настоятель К. иером. Вениамин (Берекашвили), 2 монаха и послушник ( Денисов. 1908. С. 363). В 1917 г. храм был вновь отреставрирован. В 1923/24 г. мон-рь был закрыт. В 1937 г. Отдел охраны культурных памятников отремонтировал и восстановил колокольню и бóльшую часть ограды К., здание церкви как памятник культуры было взято под охрану гос-ва. В 1990 г. по инициативе митр. Маргветского Константина (Меликидзе) и прот. Амирана Модебадзе (настоятель К. с 1990) в К. было возобновлено богослужение, храм освящен в честь Рождества Христова. В 2001 г. храм был отремонтирован на средства Н. Абашидзе, являющейся потомком И. Абашидзе. В наст. время в К. строится новый монастырский комплекс. Настоятели К. архим. Мелхиседек (Мачавариани) (ок. 1677), архим. Нектарий (Абашидзе) (1-я пол. XVIII в.), католикос-патриарх Вост. Грузии Виссарион (Эристави) (40-е гг. XVIII в.), архим. Симеон (Копадзе) (50-70-е гг. XVIII в.), архим. Тетенос (Чачашвили) (70-90-е гг. XVIII в.), архим. Петр (1797-1823), игум. Порфирий (Церетели) (1823-1825), игум. Евфимий (Цулукидзе) (11 мая 1825 - 6 дек. 1841, впосл. епископ Гурийский), игум. Анфим (Масхарашвили) (24 июля 1846 - 15 окт. 1849), игум. Николай (Нижарадзе) (26 нояб. 1849 - 26 марта 1853, 30 июня 1860 - 20 июня 1865), игум. Иосиф (Бакрадзе) (26 марта 1853 - июнь 1860), иером. Герасим (1865), игум. Серапион (Чикваидзе) (1865 - 25 мая 1872), игум. Никифор (Канделаки) (11 июня 1872 - 7 мая 1892), иером. Иларион (Капанадзе) (май 1892 - июль 1898), игум. Григорий (Чхаидзе) (9 авг. 1898 - 27 нояб. 1903), иером. Вениамин (Берекашвили) (4 дек. 1903 - 23 мая 1909), игум. Лаврентий (Метревели) (27 мая 1909 - окт. 1918), игум. Иларион (Блиадзе) (1919-1921). Архитектурный ансамбль

http://pravenc.ru/text/1683961.html

Моисей); IX, 8 (Ц. гр. 1676 г. о дозвол. торговать в с. Спасском, принадлежащем м-рю; игум. Нил), 107 (Роспись жалованья 1677 г., стр. 327); X, 15 (Разряд. запис. 1682 г. о венчании на цар. Иоанна и Петра Алекс.); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 1 руб.); “Акты юридич.», 270 (Мировая 1560 г. Леонтьева с крестьян. по делу об убийстве; игум. Онуфрий); Калачов, “Писцов. кн. XVI cm.», I, Отд. 1, 110 (влад. в Сурожск. стане Москов. у.), 155 (влад. в Горетов. стане), 682 (вотч. в Город. стане Звенигор. у.); “Временник Общ. ист. и древ.», 1849 г., II, смесь, 17 (уставн. грам. 1590 г. игум. Варсонофию); 1852 г., XIII, 166 (приправочн. кн. 1586 г. по Москов. уез.); XV, 24, 27 (перепис. кн. 16 8 г. домовой казны патр. Никона), 71 (в той же перепис. кн. жалов. гр. 1646 г. на землю и на пустошь Беленицино), 74 (там же, Грам. патр. Иоасафа 1637 г. игум. Варсонофию на домовую вотчину, на Нафаиловскую пустынь), 74 (Суд митроп. наместника Володимирского Юрия Мануилова 1519 г., что судил келаря Никона с Яков. Мих. сыном Внуковым), 74 (Суд Володимер. дворского Ром. Колзакова 1504 г., что судил келаря Никона Рождественского м-ря со строителем Малахеем о Вязовецкой дуброве); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», I, 491, 69 (Доклад 1474 г. митр. Геронтию об отдаче в наем пустоши игум. Герасимом Лыкову), 493, 69 (Доклад 1486 г. митр. Геронтию о принятии Ив. Ощерою в пожизнен. влад. села Кудрина; игум. Варсонофий), 494, 69 (Докладъ 1490 г. митр. Зосиме о селище Нетяговке, купленн. у игум. Герасима), 552, 82 (Духовн. 1460 г. старца Андриана Ярлыка; здесь называется на Новое в митрополичь м-рь), 692, 112 (Договорн. розъезжая запись 1505 г.; старец Феогност); II, 335, 147 (Купчая 1453 г. на село Спасское; игум. Иов), 350, 147 (Купчая 1524 г. на дер. Дроздово; игум. Вассиан Обирка), 479, 156 (Меновая 1473 г. дер. Фетинской на Тереховскую; игум. Герасим), 563, 178 (Отводная 1410–31 г. на земли); III, 127, 307 (Розъезжая, т. е. межевая, запись 1507 г.); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Новым настоятелем стал иером. Серапион († 17 июля 1718). Современники называли Серапиона «мужем чудной жизни и высоких добродетелей» (Там же. С. 115). По грамоте председательствующего в Синоде митр. Рязанского Стефана (Яворского) от 4 марта 1716 г. в помощь иером. Серапиону в его строительных трудах были назначены монахи Иоанн, Зосима и Феодосий. При иером. Серапионе в обители был построен 2-этажный собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы (1710) с ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (1714-1718) на 2-м этаже. К Благовещенскому собору в 1717 г. была пристроена колокольня в готическом стиле. Одновременно была сооружена трапезная с храмом преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 1724 г. по просьбе игум. Зосимы (Курдюмова) к М. п. был приписан обветшавший путивльский Борисоглебский мужской мон-рь, который был восстановлен молчанской братией. В 1758 г. в качестве подворья М. п. упоминается деревянная Крестовоздвиженская ц. в Путивле, в 1770 г. «упраздненная из-за ветхости». В 1734 г. стараниями игум. Сергия (Самойлова) в М. п. построили летний храм в честь Рождества Пресв. Богородицы, в 1751-1760 гг., при игум. Иувеналии (Мартиненкове),- каменные больничную Сретенскую и надвратную Покровскую (1757) церкви. В 1766 г., при игум. Арсении, в М. п. был обустроен пещерный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 1762 г. в Благовещенском соборе был освящен придел Преображения Господня. В 1776 г. стараниями возглавлявшего пустынь в 1770-1779 гг. игум. Софрония (Хижнякова) на средства помещика Ионы Левшина в Благовещенском соборе была построена Ионинская ц. С 1765 г. М. п. управляли наместники епископов Севских и Брянских, а с 1787 г.- епископов Белгородских и Курских (с 1799 Курских и Белгородских). 12 янв. 1779 г. указом Синода М. п. возглавил игум. Феодосий (Маслов) , подвижник, пришедший из Тисманского мон-ря Валахии. При этом 1-м выборным настоятелем М. п. стал игум. Герман (Ингул), утвержденный в этой должности синодальным указом от 23 янв. 1779 г. С дозволения Синода игум. Феодосий ввел в М. п. афонский общежительный устав, употреблявшийся в молдавских мон-рях. При игум. Феодосии в пустыни подвизался мон. Петр (Сковородка; впосл. иеросхим. Пахомий, духовник братии Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни ). В 1787 г. игум. Феодосий был возведен в сан архимандрита, скончался в 1802 г. Курский и Белгородский архиеп. Феоктист (Мочульский), узнав о смерти архим. Феодосия, 12 дек. 1802 г. отправил в пустынь для поддержания духа скорбящей братии почитаемого иером. Евтихия «с тем, чтобы и после погребения покойного оставаться в вашей (т. е. в Молченской.- Авт.) пустыни». Иером. Евтихию поручалось «все возможное старание приложить о скорейшем освидетельствовании церковных, ризничных и монастырских вещей по описям».

http://pravenc.ru/text/2564084.html

Дивногорской Углицкой пустыни, упразднённой [IV, 31]: Игум. Авраамий , 1691. – Иоанникий , 1737. 41 Любимской Казанской новой пустыни Строит. Корнилий , 1653. Разные заметки Пахомий , игум. Петровский, хирот. 1214 в еписк. Ростовского. Тарасий , игум. Иоанновский, 1288, тоже. Зачатиевский, в Ростове, на посаде, упом. приписным к архиерейскому дому 8 нояб. 1677 (подтвердительная на него грамота). Пошехонского уезда, Углеца Константинова (sic), пустыни: Строит. Ерофей уволен, а – Галактион определён 14 нояб. 1666. – Ефрем определён 3 июля 1667. Пошехонского уезда Троицкой новой пустыни чёрный поп Варлаам , в апр., сент. 1671. Углицкого Введенского иг-нья Евфросиния убита 1609 и мнтрь запустел. III, 336. Любимского Афанасиевского: Игум. Геннадий определён 28 нояб. 1643. – Иосиф , 1678, 1634, 90, 93, 95, 97, 1703, нояб. – Корнилий , 1713. – Иосиф 4 февр. 1721 перев. в Дудин. Тогда мнтрь сгорел. – Афанасий , 1724, 1735. Любимского Введенского и Афанасиевского и Кириллова Алексеевского (на посаде) «от убогих домов». Игум. Геннадий , 1652, 1653, 56, 57, 1658–67. Углицкого Троицкого, что у Николы на Песках, Игум. Макарий 1609 убит поляками. IV, 307? VI, 1005. Углицкого Иоаннобогословского, что у Николы на Прудищах, Игум. Мартиан убит 1609 и мнтрь разорён. Углицкого Вознесенского, близ Алексеевского монастыря, Игум. Иосиф убит 1609 и мнтрь разорён. Покровский, в городе Романове, ныне приходская церковь ; «в 1669 Ново-Покровский». Строит. Анофрий , в авг. 1669. Авраамий Низкий, игум. Ростовский, 1385 (Карамз., V, примеч. 124). Романовского Преображенского строительница Анисия , в июне 1669. Сюда перенести (?) из Московской епарх. мнтрь Троицкий Нерльский. IV, 322. Ярославского Казанской Богородицы: Иг-нья Иулия , в июне 1659, в февр. 1671. 88 Иг-нья Ексакустодиана бывшая 1737 и 1738, янв. – Минодора , 1740. – Августа , 1765–71. – Елисавета , 1771–80. – Екатерина , 1845–48. – Назарета , 1849–66. III, 437; VI, 455. Боровинский. IV, 303. Исакова пустынь (Пошехонская Рождественская).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Андроников Троицкий, в ... уезде, упразднённый. [III, 93.] Игум. Андроник , основатель, около 1660. 151 – Иоанн Дубинский в 1737 перев. в Домницкий. – Иосиф Манза , 1765–68, перев. в Клюсовский. – Гервасий , 1768–80. 22 Рябцевский Успенский, близ Стародуба, основан в 1693 г.; упразднённый. [V, 734.] Игум. Сосипатр , до 1766. – Патрикий , 1766–70. – Клеопа , 1771–76. – Емелиан , 1777–80. 23 Мутинский Златоустов, близ Конотопа, основан в 1718 г.; в 1730 г. обращён в женский (см. 12, Гамалеевский); упразднён в 1786 г. [V, 131.] Иг-нья Евагрия , 1765–68. – Минодора , 1768–78. – Евпраксия , 1778–80. 24 Пятницкий, в Чернигове, девичий, основан в XVII веке; упразднён в 1786 г. [V, 654.] Иг-нья Анастасия , 1661. – Мелания , 1684. – Доментиана , 1765–72. – Анна , 1773–86. 25 Новомлинский Успенский, в Сосницком уезде; упразднённый. [V, 345.] Иг-нья Магдалина , 1765–68. – Вера , 1769–78. – Серафима , 1779–85. 26 Печеницкий Успенский, от Стародуба 5 вёрст, основан в 1693 г.; упразднённый. [V, 541.] Иг-нья Евдокия , 1765–78. – Ираклия , 1778–86. 27 Батуринский Крестовоздвиженский упразднённый. [VI, 950.] Иг-нья Евгения , 1666, 74. Особые заметки Ист. Иер. III, 462. Быстрицкий. IV, 50. Добрянский. IV, 555, 56. Козелецких два. V, 32. Любецкий. Игум. Зосима , 1720. V, 44. Макошинский Покровский. V, 71. Мироновский. До 1750 мужской, а с 1750 женский (иг-нья Мария ). V, 106. Моромский. V, 726. Рувимовский. VI, 335. Суражицкий. VI, 732. Шуморовский. VI, 838. Яриловицкий. VI, 1033. Омбышевский. Разные Черниговского Богородичного игум. Ефрем , 1177 (Ипат. Лет., 119; Карамз., III, прим. 21). Игум. Дионисий (Ипат., 146). Черниговского свв. Мученик игум. Иоанн , 1231 (Карамз., III, прим. 369). Новгород-Северского игум. Уриил , 1654. Сильвестр , в янв. 1656. Кублицкого игум. Исаия , 1654. Батуринского Кирилловского игум. Феодосий , в февр. 1682. Сосницкого Спасо-Преображенского архим. Иоасаф Зотович . Стародубского Успенского строитель Киприан , в февр. 1634. Архим. Дионисий Галетовский (какого?) 1670.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

суть дела. Во исполнение " указного предписания " , " последовавшего " из Рязанской ду1 Николая I. игумен Виталий (Уткин) 140 [ Тетради по консерватизму 1 2018 Литература 1. ГАРО (Государственный архив Рязанской области). Ф. 627 (Рязанская духовная консистория). Оп. 239. Св. 4. Д. 22. Дело об исцелевшей от слепоты Рязанского уезда села Казари государственной крестьянки Евдокии Ивановой. Начато 27 марта 1845 г. Окончено 9 октября 1845 г. 62 л. 2. ГАРО. Ф. 627. Оп. 101. Св. 1897. Д. 106. Дело по указу Св. Синода о вменении в обязанности сельских священников вести агитацию среди крестьян к разведению картофеля. Начато 3 ноября 1841 г. Окончено 16 ноября 1841 г. 82 л. 3. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Императорской академии наук/доп. и изд. Высочайше учрежденною комиссиею. Т. 1 : 1294–1598. СПб. : Типогр. 2 отд-ния Собственной Е.И.В. канцелярии, 1836. 548 с. разд. паг. 4. Вдовина Л.Н. Об истории некоторых понятий русской политической культуры XVIII в.//Русь, Россия. Средневековье и Новое время. М., 2017. 5. С. 463–473. 5. Виталий (Уткин), игум. Братчины и Церковь/ Виталий (Уткин), игум.//Прав ли Павел Травкин? Вып. второй : Найдено ли в Плёсе " святилище Велеса " ? Иваново-Вознесенск : Плес, 2015. С. 41- 53. 6. Виталий (Уткин), игум. Волос и кереметь в " Сказании о построении града Ярославля "/Виталий (Уткин), игум.//Прав ли Павел Травкин? Вып. второй : Найдено ли в Плёсе " святилище Велеса " ? Иваново-Вознесенск : Плес, 2015. С. 182–190. 7. Виталий (Уткин), игум. " Громовые стрелы " и крестный ход в Вятской губернии/Виталий (Уткин), игум.//Прав ли Павел Травкин? Вып. второй : Найдено ли в Плёсе " святилище Велеса " ? ИвановоВознесенск : Плес, 2015. С. 113–117. 8. Виталий (Уткин), игум. Общинный характер братчин/Виталий (Уткин), игум.//Прав ли Павел Травкин? Вып. второй : Найдено ли в Плёсе " святилище Велеса " ? Иваново-Вознесенск : Плес, 2015. С. 56–61. 9. Виталий (Уткин), игум. Этнофутуризм и сепаратизм//RELIGARE ( " Религия и СМИ " )

http://religare.ru/2_116547.html

В 1914 г., после кончины игум. Валентины, сестры единогласно избрали настоятельницей игум. Смарагду (Онищенко; 1858-1945). В 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей, игум. Смарагда была арестована, обвинена в «противодействии изъятию церковных ценностей» и 17 мая того же года Ревтрибуналом приговорена к 3 годам лишения свободы. В 1925 г. игумения вернулась в обитель. Но в 1927 г. Н. В. м. был закрыт, 80 сестер во главе с игум. Смарагдой поселились в Георгия Победоносца великомученика монастыре с. Даневка (ныне Козелецкий р-н Черниговской обл. (Украина)), храмы и др. постройки переданы под артиллерийский склад. В 1930 г. игумения была вторично арестована «за антисоветскую агитацию», отбывала заключение в тюрьме г. Нежина, после освобождения вместе с 4 сестрами поселилась в г. Козельце на частной квартире. В 1941 г. игум. Смарагда с сестрами вернулась в обитель. Осенью того же года в отремонтированном Введенском соборе возобновились богослужения, к-рые совершал прот. Василий Бугаевский. В Н. В. м. собрались 18 насельниц. В сент. 1943 г. мон-рь снова был закрыт, игум. Смарагда переехала в Чернигов, поселилась рядом с Болдинским во имя Святой Троицы и пророка Божия Илии монастырем ; похоронена на монастырском кладбище. После 40-х гг. XX в. собор, колокольня, бывшая трапезная, гостиница и мастерские Н. В. м. пребывали в запустении; разрушены храм св. прор. Илии, келейные корпуса, упразднено кладбище. 12 марта 1998 г. решением Синода УПЦ мон-рь был возобновлен, настоятельницей назначена игум. Антония (Терещенко). 21 июля 1998 г. в обители была отслужена 1-я Божественная литургия. Отреставрированы Введенский собор и колокольня, построены игуменский и 2-этажный сестринский корпуса. При Н. В. м. есть швейная мастерская, обители принадлежит небольшой земельный участок за городом. В 2000 г. из Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря в Н. В. м. был передан список с Толгской иконы Божией Матери в память о почитавшемся в обители и утраченном в XX в. одноименном образе. Другой святыней Н. В. м. является икона Божией Матери «Достойно есть», написанная в 1885 г. на Афоне. 16 нояб. 2011 г. по благословению митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) состоялось перенесение останков игум. Смарагды в Н. В. м. 8 мая 2012 г. Синод УПЦ принял решение о канонизации игум. Смарагды (Онищенко) в лике местночтимых святых Нежинской епархии. 3 мая 2014 г. в Н. В. м. состоялось прославление в лике святых преподобноисп. Смарагды. 19 июня 2014 г. ее имя внесено в месяцеслов УПЦ.

http://pravenc.ru/text/2564836.html

Строит. Дионисий , 1702, 1724. – Макарий , 1738. VI, 1002. Покровского, в селе Иванове: Игум. Леонтий , 3 мая 1637. – Феодосий , 1723. – Феоктист , 1738. Мнтрь уничтожен 1754; монахи перев. в Спасо-Кукоцкий мнтрь. Святоезерская, в селе Нижнем Ландехе. Все три были приписаны к Архангельскому Юрьеву, 1725. Суздальского уезда, Богоявленского, на Мстере, Серапионовой пустыни: Строит. Серапион , 1702. – Варлаам , 1720. – Иоасаф , в янв. 1724, 1737 и 38. Вязниковской десятины, Троицкой Серапионовой пустыни, строит. Матфей , 1721. В Муроме, Козмодамианский, на Подокстовье, женский, упом. в Писцовых книгах, 1636. Феодосий , игум. Геронтиевой Введенской пустыни, на реке Клязме, бывший прежде игум. Звенигородский Ануфриевский, определён 3 апр. 1599. После мнтрь запустел и приписан к Цареконстантиновскому. III, 507. Савва , игум. Введенского Переяславского, упом. при великом кн. Василии Димитриевиче. (Описание рукой, гр. Толстого, I, 262). Девичьего иг-нья Феодулия , 1713–1719. Переяславской, на реке Кубре, Успенской пустыни строит. Матфей, в февр. 1661. Владимирского уезда, Сретенского, Михайловой пустыни строит. Александр , 1702, 7 янв. 1713. Суздальского уезда, Богоявленской слободы строит. Мартирий определён 1702. Переяславского Сретенского строителя Сергия велено выпустить в Тихвине из-под начала 26 дек. 1659. Переяславского Сретенского, новодевича, иг-нья Наталия , в окт. 1660. III, 682. Вязниковского Введенского, между Вязниками и Ярополчей слободой, упразднённого: Игуменьи Марфа , в февр. 1652. Екатерина , 1715. Евфимия , 1727. Сусанна , 1739–41. Владимирские Арсений , игум. Козмодамианский (Карамз., III, прим. 23; Ипат. 115.) Даниил , игум. Успенский (Карамз., III, прим. 364). Феодосий , игум. Спасский (Карамз., III, прим. 364). Лука , игум. Спасский, на Берестове, хирот. в епископа Ростовского 11 мар. 1185 (Карамз., III, прим. 76, 81, 153). Мирзина Покровского Переяславль-Залесского, над озером, строит. Иона , 1520. Игум. Козма , 1570. Переяславль-Залесского уезда, Кинешевского стана, Зосиминой пустыни строит. Иоаким , 1728. – Была приписною к Лукиановой упразднённой 1722, возобновлённой 1728.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В кон. XV - нач. XVI в. в обители, вероятно, настоятельствовал архим. Кассиан, о чем свидетельствовала надпись на иконе в ризнице Иосифова Волоколамского мон-ря ( Голубцов. 1910. С. 189-190). Предположительно Кассиан впосл. стал архимандритом московского Симонова мон-ря (1508-1514), а затем пребывал на покое в Иосифовом Волоколамском мон-ре ( Макарий (Веретенников). 1996. С. 123-133; см. также: Меняйло В. А. Иконы «Рублева письма» в Иосифо-Волоколамском мон-ре//АиО. 1996. 4(11). С. 231-239; А. С. Усачёв не связывает архим. Кассиана с П. Б. м., см.: Усачёв. 2018. Т. 1. С. 106-107). Игум. Пафнутий II упоминается в Летописном сборнике XVI в. (Боровский летописец) в записях о постройках в П. Б. м. в 1522-1523 гг. ( Тихомиров. 1979. С. 162), а в Архангелогородском летописце имеется запись о его кончине в 1531 г. (ПСРЛ. Т. 37. С. 102). Сведения о настоятелях П. Б. м. в сер.- кон. XVI в. отрывочны: помимо игуменов, участвовавших в важных церковных событиях, в источниках упомянуты игум. Тихон в 1551 г. (Писцовые книги. 1877. С. 1506) и игум. Гурий в 1562 г. (Вкладная и кормовая книга. 2006. С. 61). Довольно продолжительное время П. Б. м. возглавлял игум. Иоасаф (не позднее 1592-1605). В февр. 1592 г. на его имя была прислана грамота царя Феодора Иоанновича с просьбой принять возвращавшегося из Москвы митр. Тырновского Дионисия с его свитой и отпустить их с должными почестями (ИРИ. Ч. 3. С. 434-436). В 1605-1610 гг. Иоасаф занимал должность архимандрита Троице-Сергиева мон-ря, а затем ушел на покой в П. Б. м., где погиб 5 июля 1610 г. при взятии обители войсками Лжедмитрия II . Вместе с архим. Иоасафом погиб и игумен П. Б. м. Никон. В кон. XVI в. в обители принял постриг иером. Варлаам (Яцкий, Яцкого), впосл. насельник Чудова мон-ря, отправившийся в 1602 г. в Киев вместе с Григорием (Отрепьевым) - буд. Лжедмитрием I . В 1599 г. в обители перед смертью принял постриг в схиму с именем Левкий окольничий А. П. Клешнин. В 10-х гг. XVII в. монастырь возглавлял игум. Иона (упом. в 1613-1618), переведенный из серпуховского Высоцкого монастыря, затем игум. Иосиф (не позднее 5 сент. 1619-1649). В 1649-1651 гг. во главе П. Б. м. стоял игум. Симеон, который в 1651-1664 гг. был архиепископом Тобольским и Сибирским, а в 1664 г. уволен на покой в московский Покровский мон-рь. В 1651-1652 гг. обитель возглавлял игум. Павел , хиротонисанный в 1652 г. во епископа Коломенского и Каширского. Настоятель обители в 1665-1667 гг. игум. Парфений в 1672-1680 гг. был митрополитом Астраханским и Терским.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

христиан. в Вологод. крае); “Архан. губ. вед.», 1846 г., 43, 44 (описание и грамоты); 1851 г., 39 (Ненокские акты); 1856 г., 3 (Тихон Ковицкий, старец обители); 1858 г., 7 (о монастырских владениях в XVII ст.), 30 (опис. гор. Холмогор); 1861 г., 7 (Тихон Ковецкий); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 145, 290 (преп. Варлаам); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 829, 9; “Акты истор.», I, 248 (Грам. 1596 г. бояр. Бор. Годунова о разбирательстве тяжбы между старцами м-ря и волостн. крестьянами; игум. Даниил); “Дополн. к Акт. истор.», I, 33 (Грам. 1543 г. о ежегод. даче руги; игум. Герасим), 41 (Несудим. грам. 1548 г. игум. Геронтию; 1651 г. игум. Паисию; 1675 г. игум. Иоанникию), 80 (челобитн. 1631 г. игум. Евфимия об освобожд. от платежа ямских денег); “Акты юридич.», 110 (Данные XIV и XV ст. на земли и угодья; игум. Серапион); “Собр. госуд. грам. и догов.», IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содерж. нов. архиер.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1878 г., 13 (христиан. в передел. Архангел. губ.); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 344 (в 1700 г. имел крестьян 50 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч 2, 531 (дело 1722 г. о монасг. крестьянине Кирилове, отпущенн. в СПбург игум. Евфимием); VII, прилож., XI, III (в 1727 г. в м-ре было игумен, 2 иеромон., 2 крылошанина, 5 монахов и 5 служит.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», IV, грамоты, 142, 167 (данная 1470 г. Ив. Васильевича и жены его Евдокии игум. Серапиону на 2 села на Паденге); “Русск. истор. Библиот.», III, 908 (в описи 1630 г. патриаршей библиот. значится рукопись: Книга канун и житие преп. отца нашего Варлаама, иже на Ваге, Пенежского чудотв.). 660. Богословский на Витке – Радоговицкий, женский, ныне приходская церковь во имя Иоанна Богослова в Новгороде, на Торговой стороне, при впадении рч. Витки в Волхов. Когда основан неизвестно, но в летописях под 6892 г. (1384) значится: «В Великом Новеграде совершиша церковь каменну святого Иоанна Богослова, в Радоговицах, на Витки реки»; следовательно, о монастыре нет речи, между тем как указывают на год основания в 1354 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010