3 . Мч. Лукиллиана и иже с ним: 4 отроков: Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия, и Павлы девы; сщмч. Лукиана и с ним Максиана и Иулиана; перенесение мощей блгв. царевича Димитрия, Москов. чудотв. 4 . Свт. Митрофана, патр. Константинограда; сщмч. Астия, еп. Деррахийского, мчч.: Конкордия, Фронтасия, Северина, Севериана и Силана; пр. Зосимы киликийского, еп. Вавилона египетского; преставление прп. Мефодия, игум. Пешношского. 5 . Сщмч. Дорофея, еп. Тирского; преставление блгв. кн. Феодора Ярославича, мчч.: Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона; прпп. Феодора чудотворца и Анувия исповедника н пустынножителя Египетского; блж. Константина, митр. Киевского; убиение вел. кн. Игоря Олеговича Черниговского. 6 . Прп. Виссариона чудотв. Египетского; прп. Илариона нового, игум. обители Далматской; прмцц. дев: Архелаи, Феклы и Сосанны. 7 . Сщмч. Феодота, еп. Ликийского, мцц. жен: Кириаки, Калерии и Марии; сщмч. Маркелла, еп. Римского, и с ним: Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана комментарисия, Сатурнина, Папия и Мавра воинов, Крискентиана; св. жен: Прискиллы, Лукины и Артемии царевны. 8 . Вкмч. Феодора Стратилата, прп. Ефрема, патр. Антиохийского, прп. Зосима Финикийского. 9 . Свт. Кирилла, архиеп. Александрийского; Кирилла игум. Белоезерского; прп. Александра, игум. Куштского, мцц.: Феклы, Марфы и Марии. Свт. Кирилл Алекс. в одном своем слове пишет: «иже Церкви Божий и причастия себе святых Христовых тайн удаляюще, врази Божии бывают и бесом друзи» (Б. Собор. л. 118).: 10 . Сщмч. Тимофея, еп. Прусского; мчч.: Александра и Антонины девы: свт. Вассиана, еп. Лавдийского; прп. Феофана Антиохийского. В город Ровенку, где жил угодник Божий, Вассиан, пришло от царя повеление казнить одного чиновника, по имени Вижмния, невинно оклеветанного: его тотчас взяли, заключили в оковы и привели на место казни. Не сознавая за собой никакой вины, Вижмний вспомнил угодника Божия Вассиана и, преклонив главу под секиру палача, молился: «Угодниче Божий! Благодатию, данною тебе от Бога, будь мне ныне помощником». И что же? Едва только палач поднял секиру, она вырвалась из рук и упала на землю. Утвердивши в руках смертоносное оружие, исполнитель казни опять хотел ударить, но секира вторично выпала из его рук, и в третий раз случилось то же. Градоначальник, подозревая в этом намеренную измену своему долгу со стороны палача, призвал другого для совершения казни. Но и у этого секира тоже троекратно вырывалась из рук. Народ, бывший свидетелем столь необычайного происшествия, познал в этом невидимое Божественное покровительство осужденному и требовал его освобождения. Когда донесено было царю о случившемся, и царь приказал произвести строгое следствие о виновности Вижмния, то оказалось, что он был жертвою клеветы. Царь велел его освободить и возвратить ему все чины и достоинства. Вижмний всенародно прославил угодника Божия Вассиана, которого молитвами был избавлен от напрасной смерти.:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Др. целью написания «Хожения» было желание свидетельствовать об истинности событий священной, в первую очередь евангельской, истории. Повествуя о том или ином пункте путешествия, Д. постоянно цитирует Свящ. Писание, к-рое является главным лит. источником «Хожения», при этом основное внимание автора обращено к Евангелиям. Библейские цитаты составляются соединением разных текстов, зачастую в свободном изложении автора, придающего им свое толкование. Значительное место в «Хожении» Д. отводит проверке на месте апокрифов и местных легенд, услышанных во время путешествия или вычитанных из книг. Произведение содержит немногочисленные цитаты из апокрифов, в частности из Первоевангелия Иакова. Авторы последующих древнерус. хожений использовали произведение Д. в качестве образца. Ист.: Сахаров И. Путешествие игум. Даниила по святым местам в начале XII столетия//Путешествия рус. людей в чужие земли. СПб., 18372. Ч. 1. С. I-XIX, 1-90; Путешествие игум. Даниила по Св. земле в нач. XII в.: (1113-1115)/Ред.: А. С. Норов. СПб., 1864; Житье и Хождение Данила, Русьскыя земли игумена: 1106-1108 гг./Ред.: М. А. Веневитинов//ППС. 1883. Т. 1. Вып. 3; 1885. Т. 3. Вып. 3; Веневитинов М. А. Лицевой список Хождения Даниила паломника. СПб., 1881. (ПДП; 5); Хождение игумена Даниила/Подг. текста, пер. и коммент.: Г. М. Прохоров/БЛДР. 1997. Т. 4. С. 26-116. Лит.: Пономарёв А. К истории древнерус. письменности и лит-ры: Игум. Даниил и его «Хождение» в Св. землю//Странник. 1880. Дек. С. 467-492; Веневитинов М. А. Заметки к истории хождения игум. Даниила//ЖМНП. 1883. Май. С. 1-13; 1887. Янв. С. 11-67; он же. Хождение игум. Даниила в Св. землю в нач. XII ст.//ЛЗАК за 1876-1877 гг. 1884. Вып. 7. С. 1-138; Заболотский П. Легендарный и апокрифический элемент в Хождении игумена Даниила//РФВ. 1899. 1/2. С. 220-237; 3/4. С. 237-273; Кузьмина В. Д. Сведения об арабах и арабской культуре в Палестине нач. XII в. по «Хождению» игумена Даниила//Вестн. истории мировой культуры. М., 1959. 6. С. 82-87; Янин В. Л. Междукняжеские отношения в эпоху Мономаха и «Хождение игум.

http://pravenc.ru/text/171234.html

100 Vita S. Basilii Junioris (sub auctore Gregorio discipulo) (e cod. Mosq. synod. gr. 249) 6, 6:5–9 (S. McGrath, D. F. Sullivan, A.-M. M. Talbot. Wash., D. C., 2014 (Dumbarton Oaks Studies 45)). См. также о внимании себе как духовном сосредоточении ума в связи с шествием царским путем: Joannes Eugenicus. Memorandum adhortatorium ad Theodorum Porphy-a rogenitum (S. P. Lampros. θ., 1912/23. Α . Σ. 86:1–9). 101 Ср.: Vita Lazari in monte Galesio (sub auctore Gregorio monacho) (H. Delehaye. Acta Sanctorum (Novembris). Br., 1910 (1965). T. 3. P. 567. Col. 1:35–41 ). «Руководствующийся правилом общежития будет легко следовать по царскому пути, который отцы определили, и при помощи нерассудительной рассудительности не преткнется, поскольку он не устремил на себя многоискусную и разнообразную злобу демонов, так как шел в простоте...». 102 Vita S. Basilii Junioris (sub auctore Gregorio discipulo) (e cod. Mosq. synod. gr. 249) 6, 5:10–11 (S. McGrath, D. F. Sullivan, A.-M. M. Talbot. Wash., D. C., 2014 (Dumbarton Oaks Studies 45)). «...Но пребывай неотступно разумом в том, что ты увидел и изучил и что было тебе вверено, и не поворачивайся направо или налево, но иди царским путем с любовию к безмолвию (δ βασιλικ βδιζε φιλησχως)». 103 См. о раскрытии идеи святости через сравнение монахов и Херувимов у того же автора: Дионисий (Шленов), игум. 2017. 105 Nicetas Stethatus. De anima 1 (Darrouzès 1961. P. 64; рус. пер.: Дионисий (Шленов), игум. 2011. С. 12). 106 Nicetas Stethatus. De anima 18 (Darrouzès 1961. P. 80; рус. пер.: Дионисий (Шленов), игум. 2011. С. 21). 110 Nicetas Stethatus. De anima 60 (Darrouzès 1961. P. 122; рус. пер.: Дионисий (Шленов), игум. 2011. С. 44). 114 Nicetas Stethatus. De anima 62 (Darrouzès 1961. P. 124; рус. пер.: Дионисий (Шленов), игум. 2011. С. 45–46). 122 Symeon Neotheologus. Orationesethicae 11, 1:104–109 (J. Darrouzès. P., 1967 (SC 129). P. 336). «…Невозможно без лестницы подняться когда-либо в высокий дом, или оказаться внутри него, (также невозможно оказаться) в царском чертоге, где пребывает Сам царь прежде чем оказаться в царском дворе, таким же образом невозможно шествующему не по указанному чину вступить в Царствие Небесное. Все таковые вне царского пути, никто да не введет их в заблуждение, они идут бесчувственно по отношению к заблуждению».

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Remarques sur les lieux saints de Jérusalem à l " époque byzantine//Lieux sacrés, lieux de culte, sanctuaries: Approches terminologiques, méthodologiques, historiques et monographiques. R., 2000. P. 119-131). По мнению А. О. Архипова, «паломничество и отражающая его литература находились под влиянием богослужения Иерусалимской церкви (либо прямым, либо определенным устной традицией)». Исследователь подчеркнул и обратное влияние, ведь «понимание литургии, и в особенности храма, его отдельных частей, во многом определялось практикой поклонения святым местам, так как различные части храма считались изображением иерусалимских святынь» (Тр. по знаковым системам. Тарту, 1982. Вып. 15. С. 106. (УЗ Тартуского гос. ун-та; 576)). Эту т. зр. уточнил М. Гардзанити, указав, что повествование игум. Даниила «отражает палестинскую литургическую традицию с некоторыми существенными изменениями, происшедшими после завоевания Палестины крестоносцами» (см.: Гардзанити. У истоков паломнической лит-ры. 2007. С. 312). Игум. Даниил никак не индивидуализирует свои впечатления, эмоции при встрече со святынями. Напротив, эти чувства для него важны именно тем, что их разделяют все христиане без исключения, «вернии», «достойнии человеци»: «И бывает тогда радость велика всякому християнину… и ту слезамъ пролитье бываеть от верныхъ человекъ. Никтоже бо можетъ не прослезитися, узрев желанную ту землю и места святаа вида… И идуть вси пеши с радостию великою къ граду Иерусалиму» («Хожение» игум. Даниила. 2007. С. 26). Подобный «обобщающий» подход (по конфессионально-этническому принципу) игум. Даниил переносит и на себя, не без гордости именуясь «Русьскыя земли игуменом». Впрочем, возможно, здесь сыграло роль и осознание себя родоначальником новой лит. традиции. Попытку В. В. Данилова объяснить особенности становления рус. паломнической лит-ры влиянием греч. проскинитариев едва ли можно признать удачной. Ранние «хожения» (игум. Даниила, Добрыни Ядрейковича и др.) никак не укладываются в параметры этих «памятников практической письменности», не имеющих «ни авторской окраски, ни национальных очертаний» и «содержащих сухие перечисления мест с указанием связанных с ними древнебиблейских и евангельских воспоминаний» ( Данилов.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

Положение К.-Б. м. ухудшилось после начала национально-освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого . Так, уже в 1648 г. в ходе боевых действий польск. войска разорили мест. Новосёлки, принадлежавшее обители. В 1650-1657 гг., при игум. Лазаре (Барановиче), К.-Б. м. вновь расширил свои владения, но одновременно понес убытки в связи с постоянными военными действиями: летом 1651 г. К.-Б. м. был разграблен во время вступления польск. войск в Киев. 11 янв. 1651 г. Хмельницкий передал обители с. Мостище, бывш. имение упраздненного Киевского доминиканского мон-ря (подтверждено грамотой киевского полковника В. Ф. Дворецкого от 3 мая 1659), 9 янв. 1656 г.- села Ксаверов, Мухоеды, Плисецкое (Плесецкое), Черногородка, Сарновичи, Обиходы и Базар. С 1658 по 1665 г. игуменом К.-Б. м. был Иоанникий (Галятовский) . Во время его игуменства гетман И. Е. Выговский заключил с Польшей Гадячский договор, что повлекло войну с Москвой. Киев оказался в эпицентре боевых действий, в разоренном К.-Б. м. сгорели документы, подтверждавшие его права на владения. Игум. Иоанникий занимался ликвидацией последствий пожара. Благодаря его ходатайствам киевский полковник Дворецкий универсалом от 3 мая 1659 г. восстановил сгоревшие грамоты на владения. 31 дек. 1659 г. по просьбе игум. Иоанникия царь Алексей Михайлович выдал жалованную грамоту на ремонт и строительство монастырских и учебных корпусов; за обителью были закреплены имения Мухоеды, Ксаверов, Плисецкое и Черногородка (ПВКДА. Т. 2. Отд. 1. С. 224-226). Те же права на владения имениями подтвердил 6 марта 1662 г. и гетман Ю. Б. Хмельницкий. Ок. 1662 г. игум. Иннокентий, оставив настоятельство в К.-Б. м., уехал из Киева. В 1665 г. К.-Б. м. вновь был полностью разрушен войсками гетмана П. Д. Дорошенко и на некоторое время монашеская жизнь в обители пресеклась. С кон. 1665 г. К.-Б. м. восстанавливался трудами архим. Варлаама (Ясинского) . В ответ на его просьбу 25 апр. 1670 г. польский король Михаил Корибут Вишневецкий подтвердил в пользу мон-ря фундуш мест. Новосёлки - бывш. имение А. С. Киселя, к-рое в результате Андрусовского мира перешло к Речи Посполитой. Были подтверждены все права, привилегии и имения мон-ря. Несмотря на установление мира, 3 мая 1671 г. польский полковник Я. Пиво сжег основное имение обители - мест. Новосёлки с приходской церковью. С 1670 г. К.-Б. м. участвовал в судебном процессе между приписным Гощанским Михайловским мон-рем и местным шляхтичем Яном Песляком.

http://pravenc.ru/text/Киево-Братском в ...

Источники Дионисий (Шленов) , игум. 2010 – Яков Бойков, сщмч. Страницы из «Академического дневника» за 1919 год/Публ. игум. Дионисия (Шленова) //БВ. 2010. 11–12. С. 819–857. [Iakov Boikov, hiermartyr. Stranitsy iz «Akademicheskogo dnevnika» za 1919 god (Pages from the «Academic Diary» for 1919)/Publikatsiia igumena Diomsiia (Shlenova)//Bogoslovskii vestnik (Theological herald). 2010. 11–12. p. 819–857.] Дионисий (Шленов) , игум., Шленов 2017 – Беляев А. Д. Дневники за октябрь-ноябрь 1917 г./Публ. игум. Дионисия (Шленова) , в. л. Шленова//БВ. 2017. 26–27. Вып. 3–4. с. 559–618. [Beliaev A. D. Dnevniki za oktiabr’-noiabr’ 1917 god (Diaries for Octorber-Novermber 1917)/Publikatsiia igumena Dionisiia (Shlenova), V. L. Shlenova//Bogoslovskii vestnik (Theological herald). 2017. 26–27. Vypusk 3–4. p. 559–618.] Отчет 1917–1918 – Отчет о состоянии Московской духовной академии в 1917–1918 учебном году//БВ. 1918. т. 2. 6–9. С. 1–19. [Otchet о sostoianii Moskovskoi dukhovnoi akademii v 1917–1918 uchebnom godu (Report on the state of the Moscow Theological Academy in the 1917–1918 academic year)//Bogoslovskii vestnik (Theological herald). 1918. Tom 2. 6–9. p. 1–19.] Шленов, Туркин 2017–31 мая 1917 г. в «Дневниках» профессора догматики МДА А. д. Беляева /Публ. в. л. Шленова, п. А. Туркина//БВ. 2017. 24–25. Вып. 1–2. С. 617–628. maia 1917 god v «Dnevnikakh» professora dogmatiki Moscovskoi Dukhovnoi Akademii A. D. Beliaeva (May 31, 1917 in the «Diaries» of the professor of dogmatic theology Moscow Theological Academy A. D. Belyaev)/Publikatsiia V. L. Shlenova, P. A. Turkina//Bogoslovskii vestnik (Theological herald). 2017. 24–25. Vypusk 1–2. p. 617–628.] Литература Даль 1879 – Даль В. И. Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и пр. т. 2. СПб. – м., 1879. [Dal’ V. I. Poslovitsy russkogo naroda. Sbornikposlovits, pogovorok, rechenii, prislovii, chistogovorok, pribautok, zagadok, poverii i prochaia. Tam 2 (Adages of the Russian people. A collection of proverbs, sayings, adages, idioms, tonguetwisters, jokes, riddles, beliefs, etc. Vol. 2). Saint Petersburg – Moscow, 1879.]

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В день памяти свщмч. Дионисия Ареопагита вниманию читателей предлагается проповедь доцента МДА игумена Дионисия (Шлёнова), посвященная памяти святого. Проповедь была произнесена в Покровском академическом храме 3 октября 2005 г. Вниманию читателей портала предлагается доклад заведующего библиотекой Московской духовной академии доцента игум. Дионисия (Шленова), прочитанный в МГИМО 7 апреля 2010 г. на пленарном заседании Международной научно-практической конференции эллинистов «Греция и Кипр: язык, культура, страны, народы», посвященной памяти М. Л. Рытовой. Вниманию читателей портала «Богослов.Ru» предлагается доклад заведующего библиотекой Московской духовной академии доцента игум. Дионисия (Шленова), прочитанный на конференции «Творческое наследие святителя Феофана Затворника — предмет соработничества церковной и светской науки», прошедшей 26 января в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений. Προσφρουμε στους αναγνστες της πλης μας,εισγηση του διευθυντ της βιβλιοθκης της Θεολογικς Ακαδημας Μσχας, υφηγητ, ηγουμνου Διονυσου (Shlenov), που διαβστηκε στις 25 Μαου του 2010 στην ολομλεια του επιστημονικο και πρακτικο συνεδρου «Σλαβικς κσμος: εντητα και πολυμορφα»που πραγματοποιθηκε στα πλασια της Πανρωσικς Εθνικς Συνδου. Вниманию читателей предлагается доклад заведующего библиотекой Московской духовной академии доцента игум. Дионисия (Шленова), прочитанный 25 мая 2010 года на пленарном заседании научно-практической конференции «Славянский мир: общность и многообразие», проходящей в рамках Всероссийского народного собора. Портал «Богослов.ru» публикует выступление игумена Дионисия (Шленова), заведующего библиотекой Московской духовной академии, включенное в программу пленарного заседания Румянцевских чтений (20 апреля, РГБ). 16 марта на должность заведующего библиотекой Московской духовной академии был назначен игумен Дионисий (Шлёнов), доцент Академии, организовавший  Греческий кабинет при МДА. Редакция портала Богослов.ru публикует интервью, взятое у нового библиотекаря.

http://bogoslov.ru/person/318632

Дионисий (Шленов) , игум. 2010b – Яков Бойков, сщмч. Страницы из «Академического дневника» за 1919 год/Публ. игум. Дионисия (Шленова) //БВ. 2010. 11–12. С. 819–857. (Iakov Boikov, hiermartyr. Stranitsy iz «Akademicheskogo dnevnika» za 1919 god (Pages from the «Academic Diary» for 1919)/Pubhkatsiia igumena Dionisiia (Shlenova)//Bogoslovskii vestnik (Theological herald). 2010. 11–12. p. 819–857.) Дионисий (Шленов) , игум., Шленов 2017 – Беляев А. Д. Дневники за октябрь-ноябрь 1917 г./Публ. игум. Дионисия (Шленова) , в. л. Шленова//БВ. 2017. 26–27. Вып. 3–4. С. 559–618. (Beliaev A. D. Dnevnikizaoktiabr’–noiabr’ 1917 god (Diariesfor Octorber-Novermber 1917)/Publikatsiia igumena Dionisiia (Shlenova), V. L. Shlenova//Bogoslovskii vestnik (Theological herald). 2017. 26–27. Vypusk 3–4. p. 559–618.) Кривошеева 2000 – Из «Дневника» профессора А. д. Беляева /Публ. н. Кривошеевой//Богословский сборник. К 75-летию со дня кончины святого патриарха Тихона. 2000. 6. С. 95–153. (Iz «Dnevnika» professora A. D. Beliaeva (The «Diary» of professor A. D. Beliaev)/Publikatsiia N. Krivosheevoi//Bogoslovskii sbornik. к 75-letiiu so dnia konchiny sviatogo patriarkha Tikhona (Theological collection. In commemoration of the 75-th anniversary of the death of st. patriarch Tikhon). 2000. 6. p. 95–153.) Одинцов 2017 – Дневник профессора Московской духовной академии А. Д. Беляева за апрель 1917 г., выявленный в НИОР РГБ/Публ. м. и. Одинцова//Исторический архив. 2017. 2. С. 30–41. (Dnevnik professora Moskovskoi dukhovnoi akademii A. D. Beliaeva za aprel· 1917 god, vyiavlennyi V Nauchno-issledovatel’skom otdele rukopisei Rossiiskoi gosudarstvennoi biblioteki (Diary of the professor of the Moscow Theological Academy A. D. Belyaev for April 1917, discovered in the Research of manuscripts department of the Russian State Library)/Publikatsiia Μ. I. Odintsova//Istoricheskii arkhiv (Historical archive). 2017. 2. p. 30–41.) Отчет 1917–1918 – Отчет о состоянии Московской духовной академии в 1917–1918 учебном году//БВ. 1918. т. 2. 6–9. С. 1–19. (Otchet о sostoianii Moskovskoi dukhovnoi akademii V 1917–1918 uchebnom godu (Report on the state of the Moscow Theological Academy in the 1917–1918 academic year)//Bogoslovskii vestnik (Theological herald). 1918. Tom 2. 6–9. p. 1–19.)

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

J. Elsner, I. Rutherford. Oxf., 2005; Каштанов Д. В. Русь и Фессалоника в XII-XIII вв.: Люди, идеи, пути//ВВ. 2006. Т. 65(90). С. 94-106; Лидов А. М. Новые Иерусалимы: Создание образов Св. Земли как основа христ. культуры//Новые Иерусалимы: Перенесение сакральных пространств в христ. культуре: Мат-лы Междунар. симпозиума. М., 2006. С. 13-16; он же. Паломничество и особенности «перенесения сакрального» в христ. Европе//Новые Иерусалимы: Иеротопия и иконография сакральных пространств/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2009. С. 221-255; Решетова А. А. Древнерус. паломническая лит-ра XVI-XVII вв.: (История и поэтика). Рязань, 2006; Garzaniti M. Alle origini della letteratura di pellegrinaggio della Rus " : Modello bizantino o modello latino?//Itineraria. Firenze, 2006. T. 5. P. 171-200; idem. Viaggiare nel medioevo russo: Appunti sul lessico di viaggio slavo-orientale//Quaderni del Dipartimento di Linguistica/Univ. di Firenze. 2006. T. 16. P. 197-212; он же (Гардзанити М.). У истоков паломнической лит-ры Др. Руси: «Хожение» игум. Даниила в Св. Землю//«Хожение» игум. Даниила. 2007. С. 270-338; он же. О восприятии «Благодатного огня» и Св. Гроба русским, западным и визант. паломником в Иерусалиме XI-XII вв.: «Хожение» игум. Даниила в контексте греч. и лат. паломнической лит-ры его эпохи//Иеротопия Огня и Света в культуре визант. мира/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2013. С. 216-231; Limor O. «Holy Journey»: Pilgrimage and Christian Sacred Landscape//Christians and Christianity in the Holy Land/Ed. O. Limor, G. G. Stroumsa. Turnhout, 2006. P. 321-355; Житенёв С. Ю. История рус. правосл. паломничества в X-XVII вв. М., 2007; «И то все видел своими очами…»: К 900-летию хождения игум. Даниила в Св. Землю: Кат. выст. М., 2007; La représentation de Jérusalem et de la Terre Sainte dans les récits de pèlerins européens au XVIe siècle/Ed. J.-L. Nardone. P., 2007; Лучицкая С. И. Путешествия в Св. Землю в XII-XIII вв.: Очерк истории повседневной жизни//Одиссей: Человек в истории, 2009: Путешествие как ист.-культ.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

Видения потустороннего мира. 2006. С. 23-156). Волоколамские книжники отдавали предпочтение повестям назидательного содержания, нередко переводные произведения подвергались переработке с целью придания наибольшего нравоучительного смысла. В мон-ре были созданы 2 редакции переводной повести «Прение живота и смерти», а также рус. редакция переведенного с польск. языка «Сказания о смерти некоего мистра философа» ( Дмитриева Р. П. Рус. перевод XVI в. польского сочинения XV в. «Разговор магистра Поликарпа со смертью»//ТОДРЛ. 1963. Т. 19. С. 303-317; Повести о споре жизни и смерти/Исслед. и подгот. текстов: Р. П. Дмитриева. М.; Л., 1964. С. 24-59). Книжников И. В. м. отличал и интерес к необычным явлениям природы (землетрясениям, солнечным и лунным затмениям). Дионисий Звенигородский (ГИМ. Епарх. 405) и игум. Нифонт (Кормилицын) (РНБ. Q.XVII.15) в своих сборниках поместили статьи 1524 г. о наводнении в Неаполе и о землетрясении в Венгрии, о небесном знамении в Риге, о землетрясении «в Римской земле граде Шимбории и в Турской земле гибель граду Солоникии». В 1551-1563 гг. в И. В. м. в келье проживавшего на покое Новгородского архиеп. Феодосия действовал небольшой скрипторий. Архиепископу помогали его ученики игум. Евфимий (Турков) и Иеремия. Известны 5 книг из б-ки, принадлежавшей архиеп. Феодосию: РГБ. Вол. 41, 514; ГИМ. Муз. 791; Епарх. 171 и РГБ. Ф. 722. 702 ( Анхимюк. 1999. С. 77-78). По предположению Зимина, архиеп. Феодосий переписал сборник ГИМ. Син. 791. Архиерей частично переписал рукописи РГБ. Вол. 514 (Л. 223-223 об., 226 об., 233 об.- 235 об., 238 об.); 572 (Л. 234 об.); РНБ. Q.XVII.50 (Л. 273 об., 341-342, 343) ( Клосс. Нил Сорский и Нил Полев. 1974. С. 162). По мнению Дмитриевой, бывш. архиеп. Феодосий вписал в сборник своего ученика игум. Евфимия (Туркова) свои сочинения (РНБ. Q.XVII.50. Л. 267-273, 341-345 об.), а также оставил автограф в рукописи ГИМ. Епарх. 416 ( Дмитриева. 1974. С. 205, 213-214). В сер. 50-х гг. XVI в. игум. Евфимий помогал архиеп. Феодосию в переписке Постной Триоди (ГИМ.

http://pravenc.ru/text/Иосифов ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010