Священномученик Зосима Трубачев. 24.12.1893-26.02.1938. На фото: Протоиерей Зосима Трубачев; Протоиерей Зосима Трубачев с супругой Клавдией; Протоиерей Зосима Трубачев. Москва. Таганская тюрьма. 1938 год; Выписка из акта постановления о расстреле священномученика Зосимы//Фома. - — февраль 2024. – С.40-43. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). Священномученик Зосима родился 24 декабря 1893 года в селе Пучуга Сольвычегодского уезда Вологодской губернии в семье диакона Василия Трубачева и его супруги Веры Петровны. Первоначальное образование Зосима получил в Никольском духовном училище. В 1914 году он окончил Вологодскую духовную семинарию, в 1918 году — Московскую духовную академию. Имея прекрасный слух и певческие дарования, он в семинарии с успехом заменял регента. В академии Зосима управлял академическим хором и хором при домовой церкви во имя равноапостольной Марии Магдалины в Сергиево-Посадском убежище сестер милосердия Красного Креста. За год до окончания академии он обвенчался с Клавдией Георгиевной Санковой. В марте 1918 года он был рукоположен во диакона, а 25 апреля в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры Патриарх Тихон рукоположил его во священника. Первым местом служения отца Зосимы стал Богородице-Рождественский храм в большом селе Подосиновец в Вологодской епархии. В Подосиновце у отца Зосимы и его супруги Клавдии родилось трое детей. В 1924 году отец Зосима перешел служить в Ивановскую епархию, которую возглавил тогда епископ Иваново-Вознесенский Августин (Беляев). В середине 1920-х годов православные Иванова переживали один из самых трагичных периодов своей церковной истории — при поддержке властей обновленцы захватили почти все храмы в городе. В отце Зосиме епископ Августин нашел мужественного защитника православия и в 1925 году возвел его в сан протоиерея и назначил настоятелем Введенского храма в Иваново-Вознесенске. В 1928 году по городу повсюду расклеили списки людей, лишенных гражданских прав: бывших фабрикантов, купцов, военных, а также священнослужителей.

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-250-...

Монастырь не избег столкновений: монастырь считал остров, на котором находился, своим достоянием, а жители поморья, привыкшие приезжать временно на остров для рыбной ловли, продолжали свои посещения. В числе посетителей, оспаривавших монастырское достояние, были люди знаменитой посадницы Марфы Борецкой. Зосима сам отправился в Новгород хлопотать у веча о грамоте на неприкосновенность владений острова, являлся по этому делу к владыке и к разным важнейшим лицам. Когда он пришел к боярине Марфе жаловаться на ее людей, она не приняла его и велела прогнать. Тогда Зосима покачал головою и сказал сопровождавшим его ученикам: «Вот наступают дни, когда на этом дворе исчезнет след жителей его, и затворятся двери дома сего и уже никогда не отворятся, и будет двор этот пуст». Тем временем владыка выхлопотал ему грамоту на владение островом за печатями: владыки, посадника, тысячского и пяти концов Великого Новгорода. Бояре щедро одарили соловецкого игумена. Тогда раскаялась и Марфа: " Я напрасно на него гневалась, - сказала она, - мне наговорили, что он мою вотчину отнимает " . Она послала просить прощения у Зосима и умоляла прибыть к ней в дом на обед. Преподобный согласился. Марфа по этому поводу устроила пир и назвала гостей. Она встречала преподобного с большим уважением, принимала от него благословение вместе с сынами и дочерьми. Марфа посадила Зосима на первое место. Вдруг, посреди пира, Зосима взглянул на шестерых бояр, сидевших за столом, затрепетал и заплакал. Можно было понять, что он видел что-то страшное. Он больше не принимал пищи. По окончании стола Марфа еще раз просила у него прощения, завещала ему молить Бога за нее и за детей, поднесла ему дары и пожертвовала на монастырь свою деревню на реке Суме. Зосима простил Марфу, благодарил ее, но был очень грустен. По выходе из дома Марфы, один ученик, по имени Даниил, спросил его: " Отче! Что значит, что ты, взглянувши на бояр, ужасался, плакал и не вкушал пищи? " " Я видел страшное видение, - сказал Зосима. - Шестеро этих бояр сидели за трапезой, а голов на них не было; и в другой раз я взглянул на них и то же увидел, и третий раз взглянул - и все то же.

http://sedmitza.ru/lib/text/435585/

После этого Зосима вместе с монахом Василиском отправился в далекую Сибирь. Они поселились в дремучих лесах около города Туринска. Василиск жил в совершенном уединении и безмолвии, а Зосима время от времени ходил в близлежащие деревни, чтобы запастись там кое-какими съестными припасами. Так прошло 20 лет. Люди из окрестных деревень познакомились с Зосимой и часто просили его о духовной помощи. Однажды к Зосиме обратилась некая вдова с просьбой взять ее под свое духовное окормление. После долгих просьб Зосима разрешил ей поселиться в деревне примерно в 30 верстах (около 25 км) от его скита и там иногда беседовать с ним. Потом пришли и другие женщины, которые тоже искали духовной помощи и совета. И так некоторое время спустя собралось около 40 женщин, которые образовали общину и под духовным руководством Зосимы проводили жизнь в физическом труде и молитве. Старцы Зосима и Василиск, посовещавшись между собой, решили, что будет лучше, если эта община станет настоящим монастырем. В городе Туринске сохранились строения упраздненного монастыря. Старец Зосима, которому было уже около 60 лет, предпринял нелегкую дальнюю поездку в Петербург, чтобы получить разрешение на основание женского монастыря в Туринске. Зосима сумел испросить разрешение, но епархиальный архиерей чинил старцу различные препятствия в этом деле. Тогда Зосима решил вместе со своими духовными дочерьми ехать в Россию, в надежде, что там удастся осуществить свой план. С ним отправилась бульшая часть общины. В 1826 г. все они прибыли в Москву. Богатая вдова по фамилии Бахметьева приютила сестер в своем доме; потом они переселились в ее подмосковное имение, часть которого вдова пожертвовала на основание женского монастыря. Так появилась Троицкая пустынь, часто именуемая также Зосимовой пустынью. Старец Зосима продолжал духовно окормлять общину и скончался в 1833 г. В 1856 г. Зосимова пустынь была преобразована в женский монастырь с общежительным уставом . Дмитриевский женский монастырь в селе Троекурове (Тамбовской губернии) тоже вырос из сестринской общины (1853/54), которая была преобразована в общежительный монастырь в 1871 г. Основателем общины был строгий подвижник и пустынножитель Иларион Фокин (1758–1853); вначале он подвизался в Южной России (около Киева), потом несколько лет странствовал из обители в обитель, что весьма распространено было в XIX в., наконец, в 1824 г. он поселился в селе Троекурове, сюда к нему стали приходить люди за советом и духовной помощью. Они жертвовали ему деньги, на которые Иларион купил участок земли и построил на нем здание для сестринской общины .

http://sedmitza.ru/lib/text/436669/

Долго плакал он и пел псалмы, подобающие этому случаю, и сотворил молитву погребальную. И сказал сам себе: «Подобает ли тело преподобной предать погребению, вдруг как это неугодно ей будет?» И пока он так размышлял, обнаружил, что в изголовье ее было начертано на земле: «Погреби, авва Зосима, тело убогой Марии на этом месте, верни прах праху, а за меня Господа ради молись. – Умерла же она месяца марта по-египетски, а по-римски – первого апреля, в самую нощь муки Спасителя после причащения от Божьей тайной вечери». Прочитав эту запись, старец прежде всего задумался: кто же написал это? Она же говорила, что не знала грамоты. Однако обрадовался он, что узнал имя преподобной. Понял он также, что когда на Иордане причастилась она пречистых тайн, то за один час преодолела весь путь и отошла к Господу. Прославил Бога старец и, орошая слезами землю и тело, говорил: «Несчастный Зосима! Уже настало время свершить, что повелено, но как тебе копать, не имея ничего в руках?» Сказав это, заметил он небольшой обломок деревца, валявшийся неподалеку. И, взяв его, начал копать. Но сухая земля не поддавалась трудившемуся старцу, он вспотел, копая, но ничего не мог сделать. Глубоко вздохнул он и, оглякувшись, увидел огромного льва, стоящего над телом преподобнойМарии и лижущего ее ноги. Затрепетал Зосима, испугавшись зверя. Затем, однако, успокоился, вспомнив, как говорила ему преподобная, что никогда не видела ни единого зверя. Осенив себя крестным знамением, Зосима обрел надежду, что благодаря силам, исходящим от лежащей, останется он невредим. Лев же изъявлял приязнь к старцу, только что не целуя его. Зосима тогда сказал льву: «О зверь! Так как великая эта жена велела мне похоронить тело свое, а я стар и не могу копать, ибо нет у меня мотыги и очень далеко мне за ней идти, но покопай ты когтями своими, и предадим земле тело преподобной». Лев же, услышав эти слова, передними лапами выкопал ровик, достаточный, чтобы можно было прикрыть землей тело преподобной. Похоронил ее старец, слезами омочив тело ее, и много просил ее, чтобы она за всех молилась, и засыпал землею тело ее нагое, ничем другим не прикрытое, кроме той ризы разодранной, которую когда-то бросил ей Зосима. И тогда разошлись оба: лев в пустыню побрел словно овца, Зосима же возвратился в монастырь, славя и хваля Христа, Бога нашего. И, придя в монастырь, рассказал всей братии, что видел и что услышал от нее, ничего от них не утаив. Удивлялись монахи, слыша о величии Божьем, и со страхом и любовью поминали преподобную Марию. Иоанн же игумен обнаружил в монастыре то, что требовало исправления, как сказала преподобная. Умер же Зосима в том монастыре едва ли не ста лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В следующем году Зосима лежал больной, когда братия в начале поста выходили в пустыню. «Он вспомнил тогда слова пустынницы. В великий четверток отправился он со св. дарами к Иордану. Вечером видит он святую на другом берегу. Она осенила крестом воду и пошла по воде, как по суше. Она просила прочитать Символ Веры и молитву Господню: Отче наш . Когда приобщилась она Тела и Крови Господа, то, подняв руки к небу, произнесла: «Ныне отпущаешь Ты рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, очи мои видели спасение души моей». Потом, обратясь к старцу, сказала: «и ты, отец Зосима, сотвори для меня любовь, не откажись прийти в следующий пост на то место, где в первый раз говорили мы с тобой». Зосима предложил ей принесённые плоды и чечевицу. Она взяла только три зерна чечевицы и отправилась через реку, как пришла, по воде, как по суше 10 . В следующем году Зосима пришёл на то место, где в первый раз виделся с пустынницей. Здесь увидел он мёртвое тело праведницы и оросил ноги её слезами. Он начал петь псалмы, но колебался сомнениями, где похоронить её? Лицо усопшей обращено было к востоку, а близ головы видит он на песке слова: «авва Зосима! погреби здесь тело бедной Марии и, предав землю земле, молись за ту, которая отходит к Господу после приобщения святой вечери». Зосима похоронил тело Святой в яме, выкопанной львом, явившимся к услугам праведницы. Кончина равноапостольной Марии последовала в 522 г. апреля 7 дня 11 . Зосима, возвратясь в киновию, пересказал о Марии всё, что видел и слышал, в славу Божию 12 . † Преставление преп. Евфимия Суздальского Блаженный Евфимий родился и был воспитан в Нижнем Новгород 13 . Здесь учился он грамоте и учился прилежно, – не любил заниматься детскими шалостями, был кроток и послушлив родителям. – Когда пришёл он в юношеский возраст, – ходил в храм Божий, где становился в углу, чтобы не развлекаться во время молитвы движениями людей. – Вблизи Нижнего, на берегу Волги, в пещере подвизался тогда с учениками своими блаженный Дионисий, впоследствии архиепископ Суздальский.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Итак, взявши у преподобного отца мирские одежды, инок тот ушел в мир. Когда он пришел в город Диосполь [ 7 ], он был схвачен, и на другой же день восприял казнь, будучи усекнут мечем. Так отошел он к Господу Богу, омыв своею кровью грехи свои. Вскоре после этого события, преподобный Зосима, томимый непреодолимым желанием жить в тишине и безмолвии пустыни, снова задумал оставить Синайскую гору. И вот, взявши с собою ученика своего Иоанна, преподобный отправился с ним в пустыню, носившую название Порфирион [ 8 ]. Проходя по этой пустыни, они встретили двух отшельников: один из них был родом из Галатии [ 9 ] и носил имя Павла, а другой происходил из Мелетинской области [ 10 ] и назывался Феодором, иноческое же пострижение принял в монастыре аввы Евфимия Великого [ 11 ]. Тот и другой подвижник носили одежды из кожи буйвола. Преподобный Зосима поселился с своим учеником вблизи тех пустынников, на расстоянии около двух поприщ [ 12 ], и прожил там два года. Но потом ученика преподобного Зосимы, Иоанна, ужалила змия: всё тело его пропиталось змииным ядом, кровь хлынула из глаз, ноздрей, ушей и изо всех кожных отверстий и пор, и Иоанн скончался. Блаженный Зосима сильно опечалился и пошел к упомянутым выше двум пустынникам. Те, увидав его в сильной скорби, прежде чем Зосима что-нибудь сказал им, предупреждая его, промолвили: — Что, авва Зосима, умер брат твой? Зосима, изумившись их прозорливости, возвестил им об обстоятельствах смерти своего ученика, которые и без того были известны старцам. Тогда оба подвижника, восставши, пошли, вместе с Зосимою, к брату Иоанну. Увидав умершего лежащим на земле, они сказали: — Не скорби, авва Зосима, — Бог поможет тебе. И после этих слов громко возгласили, обратившись к умершему: — Брат Иоанн, встань, ибо тебя зовет твой авва. Мёртвый тотчас же ожил и встал с земли. Тогда старцы отыскали змию и разорвали ее на двое; потом сказали преподобному Зосиме: — Авва, мы не ложно возвещаем тебе волю Божию: иди на Синайскую гору; потому что Бог хочет поручить тебе епископство в Вавилонской церкви, что в Египте.

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

Однако отец Зосима не был покоен, потому что дела вверенной ему Туринской обители требовали его пребывания в Москве для сбора, а опасение, чтобы племянницы его не поколебались в своем утверждении и не увлеклись каким-либо мирским искушением, тревожило его, тем более что он иногда целые дни, занимаясь сбором пожертвований, оставлял их одних. Тогда он решился на важный поступок: отправился в Симонов монастырь и стал убеждать архимандрита Мелхиседека 8 , чтобы он тайно постриг его племянниц. Тот не только решительно отказал, но даже уговаривал отца Зосиму отложить это намерение. «Что ты делаешь, старец Божий? – говорил он ему. – Они не знают жизни монашеской, не видали еще монастыря, дай им хоть немного пожить и испытать себя. Что ежели они не перенесут и возвратятся в мир?» Отец Зосима противопоставлял ему свою веру в помощь Божию и в покров Матери Божией, однако же архимандрит не согласился. Тогда отец Зосима обратился к наместнику Симонова монастыря отцу Иларию и еще сильнее стал убеждать и упрашивать его. Когда же и тот стал высказывать ему похожие рассуждения, тогда отец Зосима, воспламеняясь любовью к Матери Божией и чудной своей к Ней верою, сказал: «Не сомневайтесь, батюшка, я их вымолил у Матери Божией и Ей же, моей помощнице, Царице Небесной, я их предаю и вручаю. Она и утвердит их». Тронутый до глубины души таким дерзновением, исполненным пламенной верой и любовью к Матери Божией, отец наместник Иларий согласился тайно совершить постриг, и отец Зосима в простоте любвеобильного сердца и плакал, и радовался, а на другое утро спросил девиц, желают ли они обручить себя Небесному Жениху. Их ответ был следующий: «Мы ничего не знаем и потому не можем ни желать, ни не желать. Мы себя вручили вам, как отцу, и вы знаете, что лучше для нас, то и делайте». Утешенный этим ответом, отец Зосима пошел с ними в Симонов монастырь, где ожидал отец Иларий, и их посвятили Богу навеки в звание иноческое. (Трогательна была тогда скорбь их брата. Еще провожая сестер, как овец на жертву, он шел издали, по другому тротуару, в молчании и слезах, но когда при пострижении услышал перемену их имен, то ударился головой о стену и зарыдал, сказав: «Все кончено! Теперь уже будьте верны Небесному Жениху».)

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Когда заканчивался Великий пост, иноки возвращались в монастырь на Вербное воскресенье с плодом своего делания ( Рим. 6, 21 - 22), испытав свою совесть ( 1 Пет. 3, 16). При этом никто ни у кого не спрашивал, как он трудился и совершал свой подвиг. В тот год и авва Зосима, по монастырскому обычаю, перешел Иордан. Ему хотелось глубже зайти в пустыню, чтобы встретить кого-нибудь из святых и великих старцев, спасающихся там и молящихся за мир. Он шел по пустыне 20 дней и однажды, когда он пел псалмы 6-го часа и творил обычные молитвы, вдруг справа от него показалась как бы тень человеческого тела. Он ужаснулся, думая, что видит бесовское привидение, но, перекрестившись, отложил страх и, окончив молитву, обратился в сторону тени и увидел идущего по пустыне обнаженного человека, тело которого было черно от солнечного зноя, а выгоревшие короткие волосы побелели, как агичее руно. Авва Зосима обрадовался, так как за эти дни не видел ни одного живого существа, и тотчас направился в его сторону. Но лишь только нагой пустынник увидел идущего к нему Зосиму, тотчас пустился от него бежать. Авва Зосима, забыв свою старческую немощь и усталость, ускорил шаг. Но вскоре он в изнеможении остановился у высохшего ручья и стал слезно умолять удалявшегося подвижника: " Что ты бежишь от меня, грешного старца, спасающийся в этой пустыне? Подожди меня, немощного и недостойного, и подай мне твою святую молитву и благословение, ради Господа, не гнушавшегося никогда никем " . Неизвестный, не оборачиваясь, крикнул ему: " Прости, авва Зосима, не могу, обратившись, явиться лицу твоему: я ведь женщина, и нет на мне, как видишь, никакой одежды для прикрытия телесной наготы. Но если хочешь помолиться обо мне, великой и окаянной грешнице, брось мне покрыться свой плащ, тогда смогу подойти к тебе под благословение " . " Не знала бы она меня по имени, если бы святостью и неведомыми подвигами не стяжала дара прозорливости от Господа " , - подумал авва Зосима и поспешил исполнить сказанное ему. Прикрывшись плащом, подвижница обратилась к Зосиме: " Что вздумалось тебе, авва Зосима, говорить со мной, женщиной грешной и немудрой? Чему желаешь ты у меня научиться и, не жалея сил, потратил столько трудов? " . Он же, преклонив колена, просил у нее благословения. Так же точно и она преклонилась пред ним, и долго оба один другого просили: " Благослови " . Наконец подвижница сказала; " Авва Зосима, тебе подобает благословить и молитву сотворить, так как ты почтен саном пресвитерским и многие годы, предстоя Христову алтарю, приносишь Господу Святые Дары " .

http://zavet.ru/maregip.htm

ludmila toll 5 сентября 2015, 08:34 святый отче Зосимо моли БОГА о нас спасибо за наставления записываю в мой синодит имя твое святое помяни нас грешных моисея сергея вячеслава вячеслава георгия людмилу людмилу наталью наталью во Царствии у Господа на Небесах светлейше Людмила 3 сентября 2015, 12:08 Спасибо, Батюшка Зосима, за такие мудрые слова, проникающие прямо в сердце. Помолись, пожалуйста, о здравии р. Б. Людмилы. Наталья 1 сентября 2015, 14:03 Отче Зосима, моли Господа о спасении наших грешных душ! Помолись, Отче Зосима, об укреплении в вере рабов Божиих Надежды, Наталии и Владислава! Слава Богу за всё. Спасибо за статью. Надежда 1 сентября 2015, 10:42 Господи дай удержать все эти наставления в голове,чтобы жить ими.Благодарю. р.б. Светлана 1 сентября 2015, 08:04 Этот простой и мудрый человек - подлинный источник света и любви. Отец Зосима, моли Бога о нас! Светлана 31 августа 2015, 22:47 Спасибо большое! Светлана 31 августа 2015, 15:25 Спасибо! Спаси вас Господи!!! ТаняСем 31 августа 2015, 13:16 Как вовремя для меня,грешной рабы Татианы,эти наставления!!!Особенно про обиду на ближнего и чужих недостатках,вот прям в точку!!!Недалее как часа два назад обижалась на коллег за их " наезды не по адресу " и вот пожалуйста-открываю сайт и вразумление мне обильно подается!!!!Старец Зосима молите Бога о нас,грешных,пусть Господь поможет в наших молитвах,если на то Его воля будет!Упокой,Господи,душу усопшего старца Зосимы и посели его душу в Твоих Райских Селениях! Слава Богу за все! Сергей 31 августа 2015, 08:38 Батюшка Зосима моли Бога о нас.о р.б. Александре, Ярославе, Агафье, Серафиме, Зинаиде, Николае, Татьяне, Алексее, Татьяне, Ксении, Евгении, Александре, Никите, Михаиле, Зое, матушке Варваре, Ларисе. григорий 30 августа 2015, 17:09 Спасибо! Господи, спаси и сохрани! Любовь 30 августа 2015, 15:58 Великий подвижник и угодиче Божий! Отче Зосимо! Моли Бога о нас грешных!!! Ольга 30 августа 2015, 15:30 Спаси Господи!Батюшка Зосима, моли Бога о нас грешных, чтобы не было распрей на нашей родной украинской земле, чтобы люди жили в любви, мире,понимании и благополучии, всегда с Богом в душе и с молитвой в сердце!Спаси Господи за труды редакторам материала, очень содержательно и понятно! Многая лет во Здравие!

http://pravoslavie.ru/81664.html

Итак, взявши у преподобного отца мирские одежды, инок тот ушел в мир. Когда он пришел в город Диосполь 3633 , он был схвачен, и на другой же день восприял казнь, будучи усекнут мечом. Так отошел он к Господу Богу, омыв своею кровью грехи свои. Вскоре после этого события, преподобный Зосима, томимый непреодолимым желанием жить в тишине и безмолвии пустыни, снова задумал оставить Синайскую гору. И вот, взявши с собою ученика своего Иоанна, преподобный отправился с ним в пустыню, носившую название Порфирион 3634 . Проходя по этой пустыни, они встретили двух отшельников: один из них был родом из Галатии 3635 и носил имя Павла, а другой происходил из Мелетинской области 3636 и назывался Феодором, иноческое же пострижение принял в монастыре аввы Евфимия Великаго . Тот и другой подвижник носили одежды из кожи буйвола. Преподобный Зосима поселился со своим учеником вблизи тех пустынников, на расстояние около двух поприщ 3637 , и прожил там два года. Но потом ученика преподобного Зосимы, Иоанна, ужалила змия: всё тело его пропиталось змииным ядом, кровь хлынула из глаз, ноздрей, ушей и изо всех кожных отверстий и пор, и Иоанн скончался. Блаженный Зосима сильно опечалился и пошел к упомянутым выше двум пустынникам. Те, увидав его в сильной скорби, прежде чем Зосима что-нибудь сказал им, предупреждая его, промолвили: – Что, авва Зосима, умер брат твой? Зосима, изумившись их прозорливости, возвестил им об обстоятельствах смерти своего ученика, которые и без того были известны старцам. Тогда оба подвижника, восставши, пошли, вместе с Зосимою, к брату Иоанну. Увидав умершего лежащим на земле, они сказали: – Не скорби, авва Зосима, – Бог поможет тебе. И после этих слов громко возгласили, обратившись к умершему: – Брат Иоанн, встань, ибо тебя зовет твой авва. Мёртвый тотчас же ожил и встал с земли. Тогда старцы отыскали змию и разорвали ее надвое; потом сказали преподобному Зосиме: – Авва, мы не ложно возвещаем тебе волю Божию: иди на Синайскую гору; потому что Бог хочет поручить тебе епископство в Вавилонской церкви, что в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010