ЕЛЕНА (Мантурова Елена Васильевна; ок. 1805- 1832), прп. Дивеевская (пам. 28 мая, 21 июля - в Соборе преподобных жен Дивеевских) ЕЛИСЕЙ († после 1478), прп., Сумский, Соловецкий (пам. 14 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЛАДИЙ (XII-XIII вв.?), прп. (пам. 4 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕРАЗМ (кон. XI-XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 24 февр.; 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ЕФРЕМ (Евстафий; † 1486), прп. (пам. 26 сент., 16 мая, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ЗАХАРИЯ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 24 марта, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗИНОН (XIV в.?), постник, прп. (пам. 30 янв., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗОСИМА Ворбозомский (XV в.), прп. (пам. 4 апр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123220_3.html

ЗИНОВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. в честь Усекновения честной главы св. Иоанна Крестителя в с. Шевченко Винницкой обл. ЗИНОН (XIV в.?), постник, прп. (пам. 30 янв., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗОСИМА Ворбозомский (XV в.), прп. (пам. 4 апр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых) ЗОСИМА И САВВАТИЙ Соловецкие († 17.04.1478) и († 27.09.1434 или 1435), преподобные (пам. 17 апр. (З.), 27 сент. (С.), 8 авг.- 1-е и 2-е перенесения мощей, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ИАКОВ Радонежский (XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), один из первых насельников Троице-Сергиева мон-ря ИАКОВ (XV в.?), прав. Боровичский, Новгородский (пам. 22 мая, 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАКОВ И ИОАНН († ок. 1569 (?), прав. младенцы (пам. 24 июня, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАКОВ ИЗ МАРКИ [мирское имя Доменико Гангала] (1394 - 1476), св. католич. Церкви (пам. 28 нояб.), монах-францисканец, проповедник, политический деятель, дипломат ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 12 февр., во вторник Светлой седмицы - обретение, 13 окт.- перенесение в Москву в 1648, в нек-рых календарях дополнительно 31 марта и 27 апр.) ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123208_10.html

В составленное прп. Зосимой житие В. включено «Повествование о действиях сердечной молитвы старца пустынножителя Василиска» - описание 75 действий Иисусовой молитвы, о к-рых В. поведал своему ученику. В житии подчеркивается, что молитвенный опыт В. является продолжением многовековой традиции умной молитвы, изложенной в творениях прп. Григория Синаита , прп. Симеона Нового Богослова , прп. Исихия Иерусалимского , прп. Симеона Студита , митр. Филадельфийского Феолипта . О значимости духовного опыта В. свидетельствуют в своих трудах свт. Игнатий (Брянчанинов) , Оптинские старцы преподобные Макарий (Иванов) , Амвросий (Гренков) и Варсонофий (Плиханков) . 11 янв. 2004 г. в екатеринбургском Спасском мон-ре состоялось прославление В. Посмертный портрет В. находится в Туринском краеведческом музее. Определением Архиерейского Собора РПЦ прославлен к общецерковному почитанию. Арх.: РГБ. Ф. 213. К. 73. Д. 31. Л. 139-140; Ф. 214. Д. 409, 446, 448, 450; Ф. 304/II. 199. Ист.: Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска, и некоторые черты из жизни юродивого мон. Ионы/Изд. Оптиной пуст. М., 1819;Житие оптинского старца Варсонофия. [Козельск], 1995. С. 112-114, 237-238; Макарий Оптинский, прп. Собр. писем: Письма к монашествующим. СПб., 1997р. Ч. 3. С. 25; Житие блаженной памяти старца Василиска. М., 1998; Сказание о дивных случаях мон. Василиска при прохождении внутренней Иисусовой молитвы, писанных в оное время учеником его мон. Зосимою// Лабынцев Ю. А. , Щавинская Л. Л. Белорусско-украинско-русская правосл. книжность межвоенной Польши: Исслед. и публ. М., 1999. С. 114-139; Деяние о канонизации прп. Зосимы (Верховского), местночтимого святого Моск. епархии//Моск. ЕВ. 2000. 7/8. С. 34; Игнатий (Брянчанинов), свт. Собр. писем. М., 2000. С. 284-285.Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Последние рус. правосл. пустынножители//Символ. 1993. 30. С. 257-309; ЖПодв. Окт. С. 598-687; Память о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынножителя сибирских лесов. Послание/Подгот. к публ. А. М. Пентковского//Символ. 1994. 32. С. 279-340; Старец Зосима: Житие и подвиги. Изречения и извлеч. из его соч. М., 1994р; Поселянин Е. Рус. подвижники XIX в. М., 1992р. С. 479-490; Смолич И. К. Рус. монашество, 988-1917: Жизнь и учение старцев. М., 1997. С. 299, 338, 562; Шереметьевский В. Василиск//РБС. 2000. Т.: Вавила-Витгенштейн. С. 247-249; Беглов А. Л. «Вечностью неразрушимое содружество»//АиО. 2001. 3 (29). С. 205-240; Зосима (Верховская), мон. Приближающийся юбилей на святой Кузнецкой земле//Сб. ст. по правосл. краеведению. Новокузнецк, 2002. Вып. 2. С. 9-13.

http://pravenc.ru/text/149787.html

Но хотя они во всем открываются мне, однако я не беру на себя права разрешать их грехи, но только пользую их моими наставлениями» (ГАТОТ. Ф. 156. 1824 г. Д. 714. Л. 15-16). В это время старец с племянницами, Анисьей Конюховой и 2 келейницами находились по распоряжению начальства в Тюмени. Здесь они узнали о кончине прп. Василиска (29 дек. 1824). Автограф прп. Зосимы (Верховского). Заветные письма (письмо от 2 февр. 1819 г.) (архив Зосимовой пуст.) Автограф прп. Зосимы (Верховского). Заветные письма (письмо от 2 февр. 1819 г.) (архив Зосимовой пуст.) Указом Синода от 24 янв. 1825 г. З. был уволен «от звания попечителя и от всякого влияния на монастырь», осенью того же года уехал в Москву. Верные З. сестры собрались последовать за ним, но консистория всячески препятствовала их отъезду из Туринска. Именно в это время в Тобольск прибыл новый губернатор Д. Н. Бантыш-Каменский, к-рый много сделал для возвращения паспортов и обеспечения свободы передвижения верных старцу сестер. В дек. того же года им вернули несправедливо реквизированные вещи, книги и, самое главное, 3 лошадей (Там же. 1825 г. Д. 404. Л. 1-2, 8-9, 11, 23). Прп. Зосима (Верховский). Литография Г. Кирстена по рис. А.Т. Скино. 1860 г. Прп. Зосима (Верховский). Литография Г. Кирстена по рис. А.Т. Скино. 1860 г. После приезда в Москву З. обратился к митр. Филарету, к-рый благословил старца поселиться в Чудовом монастыре. Впосл. святитель говорил о причинах «немирия» в туринском мон-ре: «Возъярился враг спасения человеческого и подвигнул тяжкое искушение. Он возбудил в некоторых страсть любоначалия; от сего возникли распри и ухищрения; они привлекли суд; суд поврежден был человекоугодием: и верные руководству старца сестры общежития, вместе с ним, принуждены были удалиться». В февр. 1826 г. верные духовнику сестры прибыли в Москву, поселились в доме надворной советницы М. С. Бахметевой. В сер. июля (когда в Москву по случаю коронации имп. Николая I съехалось множество народа) Бахметева предложила старцу переселить сестер в собственное имение в 60 верстах от Москвы.

http://pravenc.ru/text/200021.html

весь сладостью исполняется. Иногда, не в силах будучи стерпеть многой внутренней сладости и словно оживотворительной некой духовной радости внутри сердца, слезы источает он обильно. Иногда приходит такая сладость, что не только сердце наполняет, но и все члены, и суставы преисполняет, и во всей крови как бы кипит, и нет того места, в котором не чувствовалась бы таковая чуднодействующая непостижимая сладость — до того, что сердце от нестерпимости делается трепетным. Иногда, наивеличайшею любовью ко Христу и сладостью объят будучи от сильного того действия, ощутительно чувствует он как бы Самого Христа Господа в образе Младенца в сердце своем; обозревая же Его умно, объемлется умилительно радующим утешением. Иногда из всех его жил, и суставов, и костей весьма ощутительно и явственно словно некие источники безмерной сладости текут в сердце от чрезмерно углубленной сладости, как бы сильно бурлящей и кипящей в сердце и во всем теле, и от нестерпимости ее великие сжимания творил; и, не в силах будучи стерпеть той сладости множества, как бы в изумление пришел во время молитвы ощущает обильное благоухание, наподобие как от неких благовонных духов ароматных, и цветов, и ягод сам весь сильно воспламеняется несказанным желанием и горящей любовью … чувствует он сильнейшую, непостижимо действующую сладость, сильно вскипевшую в сердце и словно пронзающую его; и бывает уже он тогда вне себя, как бы в исступлении чувств, в одной только своей чрезмерной любви ко Христу». Опыт обожения — опыт несказанной медовой сладости. Аскетический трактат Икона прп. Зосимы и Василиска ( Еще при жизни Василиска у него появляется община учениц; после смерти разросшующую до женского монастыря эту общину окормляет Зосима. Для них о пишет «Поучение о послушании» , трактат в 45 «словах» с классическим восточнохристианским учением о элементарных основах иночества, устроении иноческого «братства и содружества»: «о вступлении в иночество и о нестяжании», «о первоначальном иноческом основании», «о смирении и послушании», «о единодушии и нераздельности» и т. д. и т. п. — «послушание» тут рассматривается в узком, техническо-аскетическом смысле как инструмента, среддства введения новончальных иноков и инокинь в то устоение внутренней жизни и оотношений к другим людям и ко всему миру, что покрывается концептом «послушание» в широком смысле, рассмотренном выше. Цитаты:

http://blog.predanie.ru/article/prepodob...

И вот эта нота восторженной любви, радостного не-насилия, сострадания ко всем и ко всему — по этому признаку узнается в частности истинное, мистико-аскетическое православие: в своем истоке, на своей высоте православие — вот такое, а что на это не похоже, то не православие, а подмена его. Феноменология мистических состояний Портрет прп. Василиска ( Н. Лосский в «Характере русского народа» замечает, что при всех религиозных дарований русских, у них отсутствует дар к литературному запечатлению мистических состояний. Если это и правда, то исключением тут тогда является «Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска, записанное его учеником схимонахом Зосимой Верховским» (оно составляет вторую часть «Жития» — «Житие» как бы введение к «Повествованию»). Как пишет автор «была ему (Василиску) чистая молитва с раз­ными чудными чувствами и действиями, про что о том особую книжицу написал до 75 действий» — яркое, подробное описание тех мистических состояний, что бывают при «умном внимании сердечной молитвы» . Тут в находим классическую исихастскую литературу, притом в её полном объеме от начальных ступенений «лествицы» до её полного прохждения до вершины — возрожденную, актуализированную, реализованную на практике в России XVIII века — и с редкой подобностью, интенсивностью описаний мистических состояний. Нищий ребенок Василий, как-то раз прося милостыню у купеческой лавки, заметив, что у купца разбился горшок меда, начал обсасывать мед с черепков. Так он впервые узнал «медовую сладость» — перцепцию, ставшую основной в его мистическом опыте. Просто несколько цитат: «Иногда при чистой молитве как бы нечто весьма хорошее и вкусное ест. Иногда кипит в сердце от чрезмерной сладости. вдруг внезапно восчувствует ни с чем не сравнимую радость услаждающую, такую, что уже более и молитва не творится, но только чрезмерною любовью ко Христу пламенеет он. сладость сильно кипит и волнуется внутри сердца его, и от чрезмерного воскипания обильно изливается вовне из сердца, словно рекою.

http://blog.predanie.ru/article/prepodob...

4. См.: Зосима Верховский, прп. Поучение о послушании//Трезвомыслие: в 2 т. Екатеринбург: Ново-Тихвинский женский монастырь; М.: Паломник, 2009. Т. 1. С. 487. 5. Зосима Верховский, прп. Поучение о послушании//Трезвомыслие: в 2 т. Екатеринбург: Ново-Тихвинский женский монастырь; М.: Паломник, 2009. Т. 1. С. 488. 6. Перевод по: Αμιλιανς Σιμωνοπετρτης, ρχιμ. Νηπτικ ζω κα σκητικο καννες. ρμηνεα στος σους πατρες ντνιο, Αγουστνο κα Μακριο. θναι: νδικτος, 2011. Σ. 347. 7. Перевод по: Αμιλιανς Σιμωνοπετρτης, ρχιμ. Νηπτικ ζω κα σκητικο καννες. ρμηνεα στος σους πατρες ντνιο, Αγουστνο κα Μακριο. θναι: νδικτος, 2011. Σ. 348–349. 8. Перевод по: Αμιλιανς Σιμωνοπετρτης, ρχιμ. Νηπτικ ζω κα σκητικο καννες. ρμηνεα στος σους πατρες ντνιο, Αγουστνο κα Μακριο. θναι: νδικτος, 2011. Σ. 347. 9. Житие Оптинского старца Нектария. Издательство Свято-Введенской Оптиной пустыни, 1996. С. 16. 10. См.: Старец Зосима Верховский: Житие и подвиги. Изречения и извлечения из его сочинений: в 2 ч. Репр. воспр. изд. 1889 г. М.: Паломник, 1994. Ч. 2. С. 14–15. 11. Зосима Верховский, прп. Поучение о послушании//Трезвомыслие: в 2 т. Екатеринбург: Ново-Тихвинский женский монастырь; М.: Паломник, 2009. Т. 1. С. 487. 12. Зосима Верховский, прп. Поучение о послушании//Трезвомыслие: в 2 т. Екатеринбург: Ново-Тихвинский женский монастырь; М.: Паломник, 2009. Т. 1. С. 488. 13. См.: Зосима Верховский, прп. Поучение о послушании//Трезвомыслие: в 2 т. Екатеринбург: Ново-Тихвинский женский монастырь; М.: Паломник, 2009. Т. 1. С. 525. 14. Зосима Верховский, прп. Поучение о послушании//Трезвомыслие: в 2 т. Екатеринбург: Ново-Тихвинский женский монастырь; М.: Паломник, 2009. Т. 1. С. 513. 15. См.: Иосиф Ватопедский, мон. Блаженный послушник. Жизнеописание старца Ефрема Катунакского. М.: издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2004. С. 161. 16. См.: Зосима Верховский, прп. Поучение о послушании//Трезвомыслие: в 2 т. Екатеринбург: Ново-Тихвинский женский монастырь; М.: Паломник, 2009. Т. 1. С. 513.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3806049...

Впосл. над могилой был построен Троицкий храм. Сочинения З. представлены несколькими творениями агиографического и нравоучительного характера. Из автографов старца сохранились только письма («Заветные письма», хранящиеся в Зосимовой пуст.- РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 7918. Л. 17, 18, 25-26, 102 об.- 103 об.; ЦГИАМ. Ф. 617. Оп. 1. Д. 3. Л. 1-6). Крупные сочинения З. известны только в копиях XIX в., хранятся в б-ке Троице-Сергиевой лавры, в фондах Троице-Сергиевой лавры и Оптиной пуст., в ОР РГБ. Мн. сочинения З., а также рукописные книги для прп. Антония Оптинского переписывались в Зосимовой пуст. Все известные сочинения и письма З. изданы в кн. «Прп. старец Зосима Верховский. Творения» (Серг. П., 2006). Прп. Зосима (Верховский). Резная икона. 2001 г. Резчик С. Б. Большаков (частное собрание) Прп. Зосима (Верховский). Резная икона. 2001 г. Резчик С. Б. Большаков (частное собрание) Из агиографических творений следует назвать Житие прп. Василиска и Житие прав. Петра Томского, впервые изданные Оптиной пуст. в XIX в. Издание 1849 г. иногда помечается «вторым». Экземпляры 1-го издания к 2009 г. неизвестны. О тираже книги оптинский ред. о. Порфирий (Григоров) писал так: «Я похлопотал об издании хранившихся у меня в рукописи сибирских старцев... Оных напечатано самое малое количество экземпляров: только для моих благодетелей и друзей» (РГБ ОР. Ф. 213. К. 98. Д. 25. Л. 3). «Изречения и извлечения из сочинений» З., публиковавшиеся вместе с его Житием, повторялись также в сб. «Старческие советы» (М., 1913, 1994p). Из нравоучительных творений самое крупное - «Поучение о послушании» ( Прп. старец Зосима Верховский. Творения. 2006. С. 229-374). Отличительной чертой творений З. является язык - несмотря на время написания (нач. XIX в.), старец писал по-церковнославянски. Нек-рые издатели переводили его творения на рус. язык. Наиболее оригинальное сочинение З.- изложение 75 «действий» Иисусовой молитвы на старца Василиска. Эту рукопись в неск. вариантах издавали с 1994 г. (в переработке иером.

http://pravenc.ru/text/200021.html

Лит.: Абрамов Н. А. Туринский Николаевский девичий мон-рь//Тобольские ГВ. 1865. 45. С. 289-290; Громыко М. М. Сибирские знакомые и друзья Ф. М. Достоевского. Новосиб., 1985. С. 130-145; Андрианов А. Ю. Скитская и монастырская жизнь 1-й трети XIX в. в трудах о. Зосимы (Верховского)//Православие и рус. нар. культура. М., 1993. Кн. 2. С. 44-91; Конюхов И. С. Кузнецкая летопись. Новокузнецк, С. 45-54; Кропочев И., свящ. Сибирские пустынники//Родные святыни: Сб. ст. по правосл. краеведению. Новокузнецк, 2001. Вып. 1. С. 66-75; Зосима (Верховская), мон. Прп. Зосима (Верховский)//Смоленские ЕВ. 2002. 3. С. 38-44; она же. Карта Рославльских кущей//Там же. 2003. 2. С. 29-36; она же. Старец Зосима (Верховский), совр. прп. Серафима Саровского, как один из первых устроителей жен. обителей в России//Наследие Серафима Саровского и судьбы России: Мат-лы науч.-богосл. конф. Москва-Саров, 2004 г. Н. Новг., 2005. С. 55-67; она же. Жен. Зосимова пуст. М., 2008. Мон. Зосима (Верховская) Иконография Сохранилось 2 прижизненных наброска с изображением З., предположительно сделанных сестрами Зосимовой пуст. (воспроизв.: Зосима (Верховская), мон. Жен. Зосимова пуст. М., 2008. С. 92, 244). В 30-х гг. XX в. рисунки вместе с письмами преподобного были переданы последними насельницами обители схиархим. сщмч. Игнатию (Лебедеву), после его ареста хранились у его духовной дочери схим. Игнатии (Пузик) ( Игнатия (Петровская), мон. Старчество на Руси. М., 1999. С. 104-105), с 14 нояб. 2001 г.- у мон. Зосимы (Верховской), в наст. время - в архиве мон-ря. Первый рисунок выполнен в монохромном колорите акварелью на бумаге, лицо проработано карандашом. З. изображен по пояс, в небольшом повороте вправо, с узнаваемыми портретными чертами: большими глазами, носом с широкой переносицей, тонкими губами, впалыми щеками, высоким открытым лбом, прямой седой бородой, длинными волосами до плеч, зачесанными назад. Портрет не закончен, обозначен только силуэт фигуры. Др. набросок в той же технике (лицо и борода обведены пером) представляет преподобного в профиль, сидящим и склонившимся в молитве, с четками в правой руке. По воспоминаниям современника, 15 годами ранее З. был «крепкого телосложения и добрый в силах и походке, словоохотливый» ( Конюхов И. С. Кузнецкая летопись. Новокузнецк, С. 47).

http://pravenc.ru/text/200021.html

Ист.: Пимен [Мясников], архим. Восп.//ЧОИДР. 1877. Кн. 1. С. 295-300; Филарет [Дроздов], митр. Московский. Два письма к вдове майора А. Г. Головиной. М., 1878; он же. Творения. Т. 5: На Книгу Бытия. М., 1885. С. 328-332; Правила о составе, зависимости и устройстве Высочайше утвержденного Троицкого Одигитриевского жен. общежития//Сб., изданный ОЛДП по случаю празднования 100-летнего юбилея со дня рождения (1782-1882) Филарета, митр. Московского. М., 1883. Т. 1. Прил. 1; Старец Зосима Верховский: Житие и подвиги. М., 1994р; Зосима Верховский, прп. Творения/ТСЛ. Серг. П., 2006. Лит.: Троице-Одигитриевская Зосимова пуст./Сост.: кнж. Е. Горчакова. М., 1892 1, 1903 2; Ефремов А. Троице-Одигитриева Зосимова пуст.//ЖМП. 1994. 7/8. С. 67-70; Троице-Одигитриева Зосимова пуст.//Моск. журнал. 1997. 3. С. 39-47; 2001. 2. С. 34-40; Доброхотно дающего любит Бог (о купцах Лепёшкиных)//Там же. 1998. 7. С. 50-57; 8. С. 38-45; Легенда, ставшая былью//От Москвы до Парижа: 185 лет Малоярославецкому сражению. Малоярославец, 1998. С. 22-23; Обитель старца Зосимы Верховского. М., 1998, 2004р; Прмц. игум. Афанасия, последняя настоятельница Зосимовой пуст.//Рус. паломник. 2000. 21/22. С. 42-49; Мелентьев М. М. Мой час и мое время. М., 2001. С. 134-137; То же//Встречи с прошлым. М., 1990. Вып. 7. С. 204-208; Троице-Одигитриевский жен. мон-рь Зосимова пуст. в 1920-е гг.//Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX вв. М., 2002. С. 279-298; Зосима (Верховская), мон. Троице-Одигитриевская Зосимова пуст. и ее Троицкий храм//Троицкие чт. Сб. 2003/2004 гг. Большие Вязёмы, 2004. С. 240-252; Глушкова В. Г. Мон-ри Подмосковья. М., 2005. С. 274-285; ЖНИР. 2005. Янв. С. 492-497, 503-505; Ставицкая Н. К 180-летию Зосимовой пуст.//Московские ЕВ. 2006. 9/10. С. 132-139; О верности Богу и Его Церкви в годы гонений 1930-х гг. сестер Троице-Одигитриевского мон-ря «Зосимова пустынь»//Возрождение правосл. мон-рей и будущее России: Мат-лы III Всерос. науч.-богосл. конф. «Наследие прп. Серафима Саровского и судьбы России». Серг. П.; Саров; Дивеево, 2006 г. Н. Новг., 2007. С. 100-118; Зосима (Верховская), мон. Жен. Зосимова пуст. М., 2008.

http://pravenc.ru/text/200057.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010