Здесь по благословению митр. Филарета З. устроил жен. общину в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». 20 нояб. 1826 г. сестры поселились в кельях общины. В течение 3 лет З. часто ездил в Москву, сам ходил по благодетелям для испрашивания помощи, покупал для сестер все необходимое. Видя такое самопожертвование, обители стали покровительствовать московский купец 1-й гильдии С. Л. Лепёшкин (1787-1855) и его супруга. Одновременно жажда безмолвия не покидала З. В 3 верстах от пустыни в лесу старец выстроил келейку с колодцем. Обычно он жил в келейке 5 дней в неделю, в субботу приходил к утрени, а в воскресенье вечером возвращался «на безмолвие». В это время его посетили 2 неких старца из Орловской губ., от к-рых он принял великую схиму. Прп. Зосима (Верховский). Икона. Нач. XXI в. Иконописец Л. Н. Шархун (Зосимова пуст.) Прп. Зосима (Верховский). Икона. Нач. XXI в. Иконописец Л. Н. Шархун (Зосимова пуст.) З. заботился о будущности Троице-Одигитриевой обители, о чем, в частности, свидетельствуют письма Лепёшкину. Так, в авг. 1832 г. З. просил «не покидать» сестер после его кончины, и купец-благотворитель своим завещанием распорядился заботиться о материальном благосостоянии обители (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 640. Д. 153). В окт. 1833 г. З. заболел, накануне кончины велел позвать священника с причтом, соборовался, исповедался, причастился Св. Таин. Прощаясь с сестрами, завещал им жить в любви и смирении. «Не расходитесь по моем исходе,- убеждал их З.,- Господь даст, что и церковь у вас будет, и обитель утвердится. Матерь Божия, Коей я вручил вас и всю обитель, прославит имя Свое на месте сем и ниспошлет на вас милость Свою». Завещал 1-й престол посвятить Св. Троице, а 2-й - Смоленской иконе Божией Матери. Завещание преподобного исполнилось - община была утверждена и развилась, став Зосимовой Троице-Одигитриевой пуст. Скончался в день праздника иконы «Всех скорбящих Радость», похоронен по завещанию «около часовни, чтобы дождь с крыши, под которой Распятие Спасителя, орошал могилу».

http://pravenc.ru/text/200021.html

Творения» (2006). Документы, касающиеся истории Зосимовой пустыни, готовятся к печати. 2 Там же. С. 71 –116. Так же: Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. 1874. Кн. 3. Отд. 1. С. 57 – 58. Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1890. Т. 1. 820. 4 Серафим (Чичагов) , митр. Зосимова пустынь в честь Смоленской Ее иконы Божией Матери (Александровского уезда Владимирской губернии). М., 1913. То же частично: Северная Оптина//Альманах «К свету». [ 1994.] 14. С. 1–9. Корсунский И. Н. Зосимина пустынь Александровского уезда. Сергиев Посад, 1895. Стромилов Н. Зосимова пустынька. М., 1874. 6 После кончины старца Алексия о. Макарий принял священнический сан, но вскоре был арестован и умер в заточении. 8 Из последних изданий, допустивших ошибки в идентификации этих двух «Зосимовых пустынь», приходится указать солидный альбом «Русские монастыри», выпущенный издательством «Очарованный странник» в 1995 году, где на с. 213 текст о мужской Свято-Смоленской Зосимовой пустыни сопровождается гравюрой с изображением Троице-Одигитриевской женской Зосимовой пустыни. То же повторено и в книге П. Н. Зырянова «Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX веков» (М., 2002. С. 245). К этому можно добавить, что гравюра мужской Свято-Смоленской Зосимовой пустыни XIX столетия приведена в указанном альбоме «Русские монастыри» на с. 132–133 под ошибочным заголовком «Монастырь Смоленской епархии». 9 Канонизация прп. Зосимы как местночтимого святого Московской епархии состоялась 23 июля 2000 г., а прп. Василиска как местночтимого святого Екатеринбургской епархии 11 января 2004 г. 11 Жизнь в Бозе почившаго блаженнаго старца схимонаха Зосимы. 1-е изд. М., 1860; Житие и подвиги в Бозе почившаго блаженные памяти старца схимонаха Зосимы, его изречения и извлечения из его сочинений. 2-е изд. М., 1889; Преподобный Зосима (Верховский) . 3-е изд. М., 2005. А также в сборниках и в репринтном перепечатывании: Старец схимонах Зосима (Верховский) //Жизнеописания отечественных подвижников 18 и 19 столетий. М., 1909. Октябрь. С. 598–687 (и репринт 1994 г.); Старец Зосима (Верховский). Житие и подвиги. Изречения и извлечения из его сочинений. М., 1994 – репринт. Читать далее Источник: Женская Зосимова Пустынь : исторический очерк/сост. монахиня Зосима (Верховская). - Москва : Паломник, 2008. - 637, с. : ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Неск. икон З. и прп. Василиска Туринского в визант. стилистике по образцу извода «Встреча апостолов Петра и Павла» выполнено в мастерской Новотихвинского мон-ря в Екатеринбурге, одна из них вложена в Зосимову пуст. в день прославления З.- 23 июля 2000 г. Святой представлен моложе прп. Василиска, с более длинной, острой на конце бородой и русыми волосами с проседью, лежащими на плечах вьющимися прядями. Изображение З. (рядом с местными святыми) известно в росписи Введенского собора Герасимова Болдинского Троицкого мон-ря (2002-2003) и на резной иконе с росписью 2001 г. (резчик С. Б. Большаков, частное собр.). Мон. Зосима (Верховская), Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич;1788 - 1860), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСИЙ Алексеевич Мечёв (1859 - 1923), прот., московский старец, св. прав. (пам. 9 июня, 16 сент. и в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/text/200021.html

Вероятно, существовал портрет З. в схиме на смертном одре. На это указывает выполненный в Зосимовой пуст. в кон. XIX в. монтаж фотографий портрета почившего старца, игумений Веры (Верховской) и Магдалины (Верховской) на фоне тоновой литографии с видом обители 70-х гг. XIX в. (внизу подпись: «Незабвенный оцъ нашъ Схимонахъ и пустынножитель Зосима Bepxobckiй»), к-рый был передан в Зосимову пуст. Н. А. Калинкиным 19 авг. 2000 г. В 1995 г. И. Л. Верховской сделан рисунок карандашом юного З. на о-ве Коневец. Поясной портрет преподобного работы худож. О. А. Дмитриева, написанный в 2000 г. маслом на картоне, хранится в Зосимовой пуст. Первые иконы З. были созданы на основе его портретов иконописцами Н. А. Криван и В. В. Криваном к местной канонизации святого в 2000 г., хранятся в Зосимовой пуст. На аналойном образе святой представлен в схиме, с куколем на голове, правая рука повернута ладонью, в левой руке четки и свиток с текстом: «другъ друга тяготы носите и тако исполните законъ хр(с)товъ». На иконе из Троицкого собора, к-рая участвовала в чине прославления подвижника, З. изображен в молении образу Божией Матери «Одигитрия», с непокрытой головой; в нижней части иконы панорама обители, написанная на основе тоновой литографии 70-х гг. XIX в. На иконе 2002 г.- образ прямоличный, поясной, правая рука З. поднята в благословляющем жесте, в левой свиток, изображение лица, волос и бороды соответствует портретам; на верхнем поле в сегменте - образ Пресв. Троицы, надпись: «СВ ПРЕП(д)Б ЗОСИМА bepxobckiй» (иконописец С. А. Мелкозёров). Ростовая икона З. в куколе, с четками в руке помещена на крышке его раки (иконописцы Ю. В. и Н. И. Земцовы). Единоличные иконы святого (в куколе, с благословляющей десницей и со свитком) написаны как в традиц. древнерус. стилистике (2004, иконописная мастерская Троице-Сергиевой лавры, иконописец Е. Лавриненко; воспроизв.: Прп. старец Зосима Верховский. Творения. Серг. П., 2006. Форзац), так и в академической живописной манере (иконописец Л. Н. Шархун, икона передана в Зосимову пуст. в 2008).

http://pravenc.ru/text/200021.html

Соч.: Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска и нек-рые черты из жизни юродивого мон. Ионы/Изд. Оптиной пуст. М., 1819, 18492; Изречения и извлечения из сочинений. М., 1860; Житие и подвиги о Бозе почившаго блаженныя памяти старца Василиска, сподвижника схим. Зосимы Верховскаго. М. 18994; Наставления//Старческие советы нек-рых отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX вв. М., 1913, 1994р. Ч. 1. С. 253-324; ЖПодв. Окт. С. 598-687; Житие и подвиги в Бозе почившаго блаженныя памяти старца схим. Зосимы, его изречения и извлечения из его сочинений: В 2 ч. М., 18892. Платина (Калифорния), 1977р. М., 1994р, 2005 (англ. пер.: Elder Zosima Hesychast of Siberia. Platina (Calif.), 1979, 19902; греч. пер.: Γεροντας Ζωσιμας της Σιβηριας. Αττικης, 1996); Память о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынника Сибирских лесов. Послание/Подгот. к публ.: А. М. Пентковский, сост.: иером. Арсений (Троепольский)//Символ. 1994. 32. С. 279-340; Житие блаженного старца Василиска: С включениями повествования о действиях сердечной молитвы. М., 19985; Сказание о дивных случаях мон. Василиска при прохождении внутренней Иисусовой молитвы, писанных в оное время учеником его мон. Зосимою// Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. Белорусско-украинско-русская правосл. книжность межвоенной Польши: Исслед. и публ. М., 1999. С. 114-139; Старец Василиск Сибирский и благодатные действия молитвы Иисусовой//Рус. паломник. 2000. 21/22. С. 7-41; «Вечностию неразрушимое содружество»: Страницы рус. старчества XIX в.: Прп. Зосима (Верховский) и его духовная семья в 1818-1825 гг./Публ.: А. Л. Беглов//АиО. 2001. 3(29). С. 205-240; Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска, записанное его учеником//Ключ разумения: Рус. подвижники благочестия о молитве Иисусовой/Сост.: игум. Авраам (Райдман). М.; Екатеринбург, 2003. С. 268-298; Прп. Зосима (Верховский): Житие. Воспоминания. Слова и наставления. М., 20053; Творения.Серг. П., 2006.

http://pravenc.ru/text/200021.html

Устроитель Туринского женского монастыря в Сибири и основатель Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни в Московской губернии. Происходил из знатного дворянского рода. Старец Зосима был воспитанником Адриана Рославльского (в схиме Алексий; †1812) — иеромонаха, возглавителя знаменитых Рославльских отшельников, бывшего, в свою очередь, учеником прп. Паисия (Величковского). О силе молитвы о. Зосимы свидетельствует случай, когда старец исцелил от смертельной болезни Грузинскую царевну Фамарь. Почил преподобный в день праздника иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» (24.10/6.11.1833). Прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии в 2000 г. Старец Зосима давно почитается в Америке благодаря той любви, которую питал к нему иеромонах Серафим (Роуз), впервые переведший на английский язык его житие. Упоминаемый монах Василиск Пустынник (†1824) — подвижник высокой духовной жизни — был другом о. Зосимы. Им была написана весьма известная в свое время книга о плодах молитвы Иисусовой. Старец Зосима Верховский. «Паломник», М., 1994 (репринт, 1889); Московские епархиальные ведомости. 2000. ( < < back) < >< back) > «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Известно, что эту, одну из самых популярных в дореволюционной России духовных книг рекомендовал для чтения прп. Амвросий Оптинский, а по некоторым данным, старец сам причастен к написанию последних глав (5-й, 6-й и 7-й). Первые четыре рассказа написаны архимандритом Михаилом (Козловым; 1826 — 30.1.1884). Редактировал книгу свт. Феофан Затворник, о чем он сам свидетельствует в письме Н.В. Елагину (от 26.10.1882): «Рассказ странника, искавшего молитву Иисусову… я эту книжицу поправил и дополнил… и послал для второго издания». Святитель значительно дополнил 1-й рассказ, а в конце 4-го убрал подробности того, как женщина пыталась прельстить странника. Кроме стилистической правки, редактор имел задачу предостеречь неопытного в духовной жизни читателя от опасностей прелести и других заблуждений, в которые может впасть человек, не очищенный от грехов и страстей, дерзая заниматься умным деланием самочинно и самоуверенно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

( < < back) < >< back) > В подлиннике трактата «О трех образах внимания и молитвы» для характеристики дыхания используется многозначное слово αγξον (буквально — души, сжимай), в славянском переводе — «въстягни». При переводе на русский язык контекст требует использовать выражение «удержи дыхание», но отнюдь не «задержи дыхание», что встречается в некоторых изданиях и существенно искажает смысл. Путь к священному безмолвию. Изд-во Братства свт. Филарета Московского, М., 1999 — с. 23. ( < < back) Это изречение известно также в переводе свт. Игнатия: «Всякая молитва, при которой не трудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом — потому что такая молитва без души». Отечник свт. Игнатия. «Правило веры», М., 1996 — с. 230. ( < < back) < >< back) > Преподобный Анатолий Onmuhckuй I, Старший (Зерцалов; 1824–1894) — великий Оптинский старец. Руководился прп. Макарием Оптинским, затем стал учеником и сподвижником прп. Амвросия, который сам свидетельствовал о великой молитвенной силе о. Анатолия: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысяч дается». Старец имел необыкновенно милостивый, сострадательный характер. Если узнавал о чьем-то горе, то так волновался, что у него начиналась ужасная головная боль, а потом начинало болеть и сердце. С особой любовью относился к молитве Иисусовой и был опытным ее делателем. С 1874 г. — скитоначальник. Двадцать один год окормлял Шамординскую обитель. Находился в духовном общении с прав. Иоанном, ездил к нему в Кронштадт. Прп. Анатолий обладал всей полнотой даров Святого Духа: даром прозорливости, духовного рассуждения, исцеления душевных и телесных недугов. Старец так глубоко и тяжело переживал кончину своего любимого наставника — прп. Амвросия, что им овладел смертельный недуг; постепенно угасая в болезни, он тихо почил (25.01./7.02.1894), не намного пережив своего учителя. Житие прп. Анатолия.//Прославление в лике святых… Оптина пуст., 1996. ( < < back) Преподобный Зосима Пустынник (Верховский; 1767–1833) — схимонах, выдающийся подвижник и старец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Зедергольм Виктор Карлович, брат К. К. Зедергольма, врач. – 53, 108, 119, 153, 178, 179. Зедергольм Генриетта Юханна Христинна (Генриетта Григорьевна) (? – ?.08.1867), урожденная Фюрстенау, в крещении Елена, супруга К. А. Зедергольма, мать К. К. Зедергольма. – 142, 153. Зедергольм Карл Альбрехт (Карл Альбертович) (25.05.1789 – 15.07.1867), пастор евангелической церкви в Москве, переводчик, писатель, отец К. К. Зедергальма. – 49, 102, 105, 108, 114, 138, 142, 146, 147, 153, 156, 166, 168. Зедергольм Максимилиан Карлович, в крещении Максим, брат К. К. Зедергольма. Помощник члена самарского отряда управления денежных сборов. Присоединился к Православной Церкви 08.02.1858. – 57, 62, 66, 67, 72, 84, 88, 93, 94, 105, 106, 108, 113, 116, 137, 142, 146, 153, 156, 158, 165, 175. Зосима (Верховский) (24.03.1768 – 24.10.1833), преподобный, схимонах, духовный писатель. Основатель Туринского Николаевского женского монастыря и Троице-Одигитриевской (Зосимовой) пустыни. 11.10.1999 прославлен как местночтимый святой Московской епархии. 08.10.2004 на Архиерейском Соборе причислен к лику общецерковных святых Русской Православной Церкви. – 197. Иаков (Вечерков) (04.04.1792 – 20.05.1850), архиепископ, ревностный борец с расколом. 27.03.1832 хиротонисан во епископа Саратовского и Царицынского. С 1847 – епископ Нижегородский и Арзамасский. 03.04.1849 возведен в сан архиепископа. 19.11.1849 вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Св. Синоде. – 68. Иван, немец, слуга К. К. Зедергальма и Д. А. Кавелина. – 91. Игнатий Ксанфопул, преподобный, святой 14 в., сотаинник прп. Каллиста Ксанфопула. – 86. Иерофей 2 Сифниот (? – 01.01.1858), патриарх Александрийский. Занимал александрийскую кафедру с 20.04.1847 по 01.01.1858. – 88. Иларион (Пономарев) Оптинский (08.04.1805 – 18.09.1873), преподобный. 13.03.1839 принят в число братии Иоанно-Предтеченского скита. Был келейником прп. Макария (Иванова) . 13.08.1849 пострижен в мантию. В 1853 – рукоположен в иеродиакона. 21.04.1857 – в иеромонаха. После кончины старца Макария прп. Иларион 08.04.1863 вступил в должность скитоначальника и духовника обители. В 1996 прп. Иларион причислен к лику местночтимых святых Оптиной пустыни. В 2000 Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания.– 64, 68, 95, 102, 135, 143, 150, 157, 162, 165, 187, 190, 198.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

«По разъяснению: ангела прп. Макарию, земные вещи надо принимать за самое слабое изображение духовных, так как человек не может постичь и уразуметь исключительно духовных предметов: поэтому они показываются ему в виде образов, которые он привык видеть на земле». Однажды старец Зосима (Верховский) молился так: «Господи, дай мне познать мучения грешников, чтобы мне от великих Твоих милостей ко мне недостойнейшему никогда не забыться, что я великий грешник». «Недолго спустя после такой молитвы в один день, — говорит сам о себе о. Зосима, — вдруг я почувствовал неизъяснимое страдание во всем существе моем, в душевном, телесном и духовном. Этого ужасного страдания невозможно выразить никакими словами: душа известилась, что это адское мучение грешников. Я не видел ничего и не слыхал, но только все во мне страдало и томилось непостижимо: душа, сердце, все тело, каждый, кажется, волос на голове страдал; томление духа, мрак, тоска… положение ужаснейшее — такое, что если бы оно продлилось еще несколько минут, то или душа вышла бы из тела, или пришел бы я в неистовство ума. Все сказанное мною слабо в сравнении с тем страданием: оно ужасно и неизъяснимо. И я в трепете упал на молитву перед Господом, но произнести ничего не мог, как только с крепким воплем воззвал: «Господи, помилуй». И Он помиловал, и вдруг все миновалось, и слезы умиления и благодарения сами собой полились обильно». Тот же старец так говорил о посмертных муках сожалений: «Попав в ад, наши сердца более, чем при всех видах земных страданий и мук, будут болеть о навеки утраченном благе». А игумен Иоанн пишет: «Непокоренная Богу воля человеческая этим самым создает себе ад, отвергая неизреченное блаженство рая, т. е. выполнение Божией воли». Если для рая и Царства Небесного основным признаком является взаимная любовь, то царство сатаны — ад — характеризуется прежде всего злобой, ненавистью и потребностью мучить друг друга, потребностью удовлетворять своим страстям. Других интересов душа при жизни не знала. А за гробом у нее уже не будет возможности приучать себя к высоким, чистым и светлым желаниям и стремлениям. Совершенно естественно, что всякая душа стремится жить в той духовной среде, которая наиболее отвечает ее склонностям, вкусам, стремлениям и взглядам. Лишь в такой среде она чувствует себя удовлетворительно… Другая среда мучает ее, и это мучение тем сильнее, чем дальше она отстоит от господствующих в этой среде стремлений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Отец Валентин всячески избегал людской славы и не боялся подвергнуться дурной молве за дела, в исполнении которых видел волю Божию. Большую часть паствы отца Валентина составляли женщины: особенно вдовы и молодые девушки. Как существам более слабым не только в физическом, но и духовном отношении, пастырь уделял им большее внимание, заботясь об их нравственности. Естественно, злоязычная молва пользовалась этим для своих обычных клевет, которым всегда подвергались духовники, окормлявшие лиц женского пола и, в особенности, устроители женских монашеских общин, такие как прп. Серафим Саровский , прп. Варнава Гефсиманский , прп. Зосима Верховский 46 , греческий святитель Нектарий Эгинский и многие другие. Злобные наветы доходили до батюшки; иногда он говорил близким ему людям: «А про меня-то что говорят...» Однако, не смущаясь клеветой и насмешками, отец Валентин никак не ограничивал свою пастырскую деятельность по отношению к женщинам и девицам, видя волю Божию на это общение. Порой, чтобы не терять времени, для духовной беседы батюшка брал девушку к себе в пролетку, пренебрегая косыми взглядами и пересудами ради духовной пользы своих чад. Говорит Священное Писание : «все, хотящие благочестиво жити о Христе, гонимы будут» ( 2Тим. 3:12 ), и в том или ином виде клеветы, зависть, насмешки и злоба преследуют всех праведных людей. О том, что терпит человек, преследуемый завистниками, отец Валентин говорит в одной из бесед, зная это, очевидно, не понаслышке: «От злословия, зависти и сплетников, дьявольских помощников, никто, никогда и нигде укрыться не может. Прячься от них куда угодно, закройся как хочешь, удаляйся всеми возможными средствами, затвори туго-туго дверь своей квартиры, пускай в свой дом с молитвой и страхом Божиим гостя, безмолвствуй в своей келье, удаляйся в пустыню, стой даже у престола и жертвенника Божиего, но глаза завистливых людей везде тебя увидят, везде подсмотрят, везде заметят за тобою что-либо худое; не за тобою только, но за дочерью твоею, за сыном твоим, за другом, за книгою, которую читаешь, за блюдом трапезы твоей, за ночью, которую ты проводишь...

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010