За истекшее с Архиерейского Собора 2016 года время скончались наши собратья-архиереи: находившиеся на покое архиепископ Гавриил (Стеблюченко, †20.05.2016г.), митрополит Феодосий (Процюк, †28.05.2016г.), архиепископ Мелхиседек (Лебедев, †08.06.2016г.), архиепископ Амвросий (Щуров, †08.11.2016г.), митрополит Нифонт (Солодуха, †22.03.2017г.), архиепископ Николай (Грох, †17.06.2017г.). Скончались пребывавшие на кафедрах до своих последних дней архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Галинский, †11.09.2017г.) и митрополит Нежинский и Прилукский Ириней (Семко, †23.09.2017г.). Пропоем почившим " Вечную память " . Русская Православная Церковь объединяет 303 епархии, то есть на 10 больше, чем в 2016 году и на 144 больше, чем в 2009 году. Епархий больше, чем правящих архиереев, поскольку некоторые епархии в Дальнем зарубежье находятся в управлении архиереев других епархий или викариев Московской епархии, к примеру Венская или Гаагская. Созданы 3 митрополии: их число достигло 60 . Статистика по числу духовенства и храмов подводится в первые месяцы каждого года, в связи с чем я представлю данные на начало текущего года. Работа по совершенствованию статистики, которая ранее велась в российских епархиях, частично охватила и другие страны канонической территории, а также заграничные епархии и приходы. В частности, были скорректированы данные некоторых епархий, которые ранее при подсчетах не различали штатных и заштатных клириков. Эта скрупулезная работа продолжается. На нынешнем ее этапе мы располагаем следующими сведениями: штатное духовенство Русской Православной Церкви состоит из 39 414 клириков, включая 34 774 штатных пресвитера и 4 640 диаконов. За год штатное духовенство приросло на 521 клирика. Это стабильное в последние годы значение показателя роста числа духовенства. Если же говорить о суммарном числе штатного и заштатного духовенства, то оно составляет более 40 тысяч клириков. В Русской Православной Церкви 36 878 храмов или иных помещений, в которых совершается Божественная литургия. Эта статистика включает в себя данные по дальнему зарубежью и соответствует годовому росту в 1 340 храмов.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Подробнее см.: Мазырин А., иер. Вопрос о замещении Киевской кафедры в 1920-е годы//Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 2 (23). С. 58-64. Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. док. по материалам ЦА ФСБ РФ. М., 2000. С. 658. См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 278-285. Лубенский раскол и «иоанникиевщина» в документах Патриаршей канцелярии//Вестник церковной истории. 2008. 1 (9). С. 70. Там же. С. 68-69. «Совершенно секретно»: Лубянка - Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.). Т. 3: 1925 г. М., 2002. Ч. 1. С. 245. Лубенский раскол и «иоанникиевщина» в документах Патриаршей канцелярии. С. 60, 77. См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 333. Лубенский раскол и «иоанникиевщина» в документах Патриаршей канцелярии. С. 71. См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 337-341. «Совершенно секретно»: Лубянка - Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.). Т. 3. Ч. 1. С. 371. Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине С. 335. Там же. С. 362. ЦГАООУ. Ф. 263. Оп. 1. Д. 66923. Т. 3. Л. 66 об. - 68 об. Текст документа предоставлен А. Н. Сухоруковым. ЦА ФСБ РФ. Д. Н-3677. Т. 4. Л. 43-43 об. «Совершенно секретно»: Лубянка - Сталину о положении в стране. Т. 3. Ч. 2. С. 589-590. ЦА ФСБ РФ. Д. Н-3677. Т. 4. Л. 123. Подробнее см.: Мазырин А., иер. Вопрос о замещении Киевской кафедры в 1920-е годы//Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 3 (24). С. 118-131. ЦГАООУ. Ф. 263. Оп. 1. Д. 66923. Т. 3. Л. 69 об. См.: ЦА ФСБ РФ. Д. Н-3677. Т. 4. Л. 75 об. См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 368-369. ЦА ФСБ РФ. Д. Н-3677. Т. 4. Л. 46. Борис (Рукин), еп. О современном положении Русской Православной Патриаршей Церкви. М., 1927. С. 4. См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 369.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Послание Святейшего Патриарха Пимена архиепископу Мукачевскому Григорию в связи с 25-летием воссоединения верующих Закарпатья с Русской Церковью. – «Журнал Московской Патриархии», 1974, 10, стр. 3–4. Послание Святейшего Синода по поводу 50-летия православным братствам. Рязань, 1914. 24 с. Похилевич Д. Л. Згубна роль церковноï yhiï в icmopiï украïнського народу. Киев, 1958. Правда про yhiю. Документа i мamepiaлu. Льbib, 1968. То же. Изд. 2 -е. Льbib, 1974. То же. Изд. 3 -е. Льbib, 1980. Преображенский В. Полемические сочинения против латинян как один из моментов влияния Церкви на образование русской народности. Ярославль, 1899. 38 с. Преследования за Православную веру в Угорской Руси. СПб.,. 1913. 43 с. Процюк Ю. Боротьба украïнського народа проти yhiï в nepшiй noлobuhi XVII ст. – «Правосл. bich.», 1977, 1, стр. 29, 30. Процюк Ю., священник. Icmopiя уневськоï apxuмahдpiï. Biд haйдabhiшhux чacib до уни (монография). Т. 1. Льbib, 1952. XVIII, 283 стр. На укр. яз. Машинопись, Т. 2. 283 с. Процюк Ю., протоиерей. Icmopiя уневськоï apxuмahдpiï biд заснування до скасування (монография). Т. 1 – 2. Льв1в„ 1955, 283, 237 стр. Магистерская диссертация. Машинопись. Процюк Ю., протоиерей. Латинство и защита Православия на территории Украины от разделения Церквей до ликвидации унии в 1946 году. Т. 1–3. Львов, 1966. 217 + 311+272. Докторская диссертация. Машинопись. Процюк Ю. «Пересторога». Первое противоуниатское произведение начала XVII века. – «Журнал Московской Патриархии», 1978, 11, стр. 77–80. Процюк Ю., протоиерей. На пути к Православию. – «Журнал Московской Патриархии», 1976, 9, стр. 12–14. Пятидесятилетие (1839–1889) воссоединения с Православной Церковью западнорусских униатов. Соборные деяния и торжественные служения в 1839 году. СПб., 1889. 70 с. Раина П., протоиерей. Православноуниатские отношения в Галичине 1900–1945 гг. Загорск, МДА, 1967. 467 стр. Машинопись. Ричко Н. Орден базилиан и его значение в истории унии на Украине и в Белоруссии (до Замойского собора 1720 г.). Загорск, МДА, 1955. 202, XXXVII стр. Машинопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

662 Дубенский раскол и «иоанникиевщина» в документах Патриаршей канцелярии//Вестник церковной истории. 2008. 1 (9). С. 60, 77. 663 См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917–1943). М., 2004. С. 333. 665 См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 337–341. 670 См.: Мазырин А., свящ. Вопрос о замещении Киевской кафедры в 1920-е годы//Вестник ПСТГУ. И. 2007. Вып. 2 (23). С. 58–64. 672 См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 278–285. 677 Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 339–340. 679 Церковная жизнь эпохи гонений глазами тайного курьера украинских епископов: Следственные показания Г. А. Косткевича 1931 г./Вступ. ст., публ. и примеч. свящ. А. Мазырина, О. В. Косик и А. Н. Сухорукова//Вестник ПСТГУ. II. 2010. Вып. 4 (37). С. 70–87; 2011. Вып. 2 (39). С. 89–130. 680 См.: [Косткевич Г. А.] Обзор главнейших событий церковной жизни России за время с 1925 г. до наших дней/Публ., вступ. ст. и примеч. О. В. Косик//Вестник ПСТГУ. II. 2007. Вып. 2 (23). С. 104–130. 681 Церковная жизнь эпохи гонений глазами тайного курьера украинских епископов//Вестник ПСТГУ. И. 2011. Вып. 2 (39). С. 93. 683 Церковная жизнь эпохи гонений глазами тайного курьера украинских епископов//Вестник ПСТГУ. II. 2011. Вып. 2 (39). С. 94. 710 Церковная жизнь эпохи гонений глазами тайного курьера украинских епископов//Вестник ПСТГУ. И. 2011. Вып. 2 (39). С. 95. 713 См.: Мазырин А., свящ. Вопрос о замещении Киевской кафедры в 1920-е годы//Вестник ПСТГУ. И. 2007. Вып. 4 (25). С. 66–70. 714 Челъцов М., прот. В чем причина церковной разрухи в 1920–1930 гг./Публ. В. В. Антонова//Минувшее. Вып. 17. С. 434. 724 [Польский] Михаил, свящ. Положение Церкви в советской России: Очерк бежавшего из России священника. Иерусалим, 1931. С. 25–26. 725 Среди церковников: Искатели «истины». (Диспут в Экспериментальном театре)//Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1926. 29 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Олонецкий и Петрозаводский; с 9.07.1934 в сане архиепископа; с 30.11.1935 архиеп. Псковский; с 11.08.1936 архиеп. Владимирский; с 3.03.1937 сведений нет. Феодосий (Вощанский) 22.07.1926 хирот. во еп. Винницкого, вик. Подольской епархии; с 9.05.1928 еп. Лужский, вик. Ленинградской епархии; с 24.04.1929 еп. Могилевский; с апр. 1933 г. еп. Краснодарский; с 1933 г. в заключении; † 1937. Феодосий (Ганецкий) 18.05.1920 хирот. во еп. Коломенского, вик. Московской епархии; с 1929 г. сведений нет. Феодосий (Дикун) 4.07.1967 хирот. во еп. Переяслав-Хмельницкого, вик. Киевской епархии; с 7.10.1967 еп. Полтавский и Кременчугский; с 7.09.1978 в сане архиепископа; с 4.10.1979 архиеп. Вологодский и Великоустюжский; с 27.12.1979 архиеп. Астраханский и Енотаевский; с 19.02.1990 архиеп. Хмельницкий и Каменец-Подольский; с 20.03.1990 архиеп. Ивано-Франковский и Коломыйский; с сент. 1991 г. архиеп. Винницкий и Брацлавский; с 1992 г. архиеп. Полтавский и Кременчугский. Феодосий (Кирика) 14.10.1933 хирот. во еп. Николаевского, вик. Одесской епархии; с 23.05.1937 еп. Курский; с авг. 1937 г. еп. Костромской; с 26.08.1937 в заключении. Феодосий (Коверницкий) авг. 1945 хирот. во еп. Черновицкого и Буковинского; с 12.12.1947 еп. Кировоградский и Николаевский; с 21.10.1949 на покое; с 16.11.1953 еп. Архангельский и Холмогорский; с 17.02.1956 на покое; † 27.05.1980. Феодосий (Нагашима) 02.11.1969 хирот. во еп. Токийского; в наст. время архиеп. Токийский, мирт. всей Японии. Феодосий (Погорский) 22.06.1958 хирот. во еп. Калининского и Кашинского; с 22.03.1960 еп. Пензенский и Саранский; с 25.02.1964 в сане архиепископа; с 30.07.1968 архиеп. Ивановский и Кинешемский; с 16.10.1973 архиеп. Уфимский и Стерлитамакский; † 3.05.1975. Феодосий (Процюк) 2.12.1962 хирот. во еп. Черниговского и Нежинского; с 30.03.1964 еп. Полтавский и Кременчугский; с 7.10.1967 еп. Черновицкий и Буковинский; с 2.02.1972 еп. Смоленский и Вяземский; с 9.09.1978 в сане архиепископа; с 26.12.1984 архиеп. Берлинский и Среднеевропейский, экзарх в Средней Европе; с 29.06.1986 архиеп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Лит.: Николайчик Ф. Д. Город Кременчуг: Ист. очерк. СПб., 1891; Павловский И. Ф. К истории Полтавской епархии: (История и бытовые очерки, заметки и переписка). Полтава, 1916. С. 1-34; Л. I. Кременчуччина с дabhix чacib до XIX ст. Полтава, 1995; он же. Кременчуччина у XIX - на початку ХХ ст.: Icm. нарис. Кременчук, 1996; Осташко О. I. и др. Нарис icmopiï Кременчука. Кременчук, 1995; Волошин Ю. В. УАПЦ на Noлmabщuhi в роки Другоï cbimoboï biйhu//Украïнський церковно-визвольний рух i утворення УАПЦ: Mamepiaлu мiжhap. наук. конф. в 12 жовт. 1996 р. К., 1997. С. 173-183; он же. До питання про дiяльhicmь православноï Церкви на Noлmabщuhi у nepioд (1943-1953 рр.)//Християнство i культура: Icmopiя, mpaдuцiï, cyчachicmь: Зб. наукових праць. Полтава, 1998. С. 19-24; он же. Православна Церква на Noлmabщuhi у 1943-1953 роках//Icmopuчha пам " ять: Науковий зб. 1998. Вип. 1. С. 161-170; он же. Громади cmapooбpядцib на Noлmabщuhi у XIX ст.//Там же. 2000. Вип. 1. С. 146-152; он же. Biдpoджehhя православноï Церкви на Noлmabщuhi у роки нацистськоï okynaцiï (1941-1943)//Держава i Церква на Noлmabщuhi за радянськоï доби: Зб. Полтава, 2002. С. 73-85; он же. Cmapooбpядцi Кременчука: Coцiaльho-noлimuчhe та ekohoмiчhe становище: (2 пол. XVIII - 1 пол. XIX ст.)//5 Полтавська наук. конф. з Мат-ли дonobiдeй i nobiдoмлehь (3-4 грудня 2003 р.). Полтава, 2003. С. 102-109; Юшко В. М. Кременчук: Минуле haддhinpuhcьkoro мicma. Кременчук, 2000. Вип. 1; Черкасец Т. «Блаженны милостивые…»: Гноевский скит: К истории Покровского скита Св.-Троицкого Ионового мон-ря г. Киева//Вед. Полтавской епархии. 2003. 9(21); Ревегук В. Я. Украïнська автокефальна православна церква на Noлmabщuhi в часи hiмeцьko-фaшucmcьkoï okynaцiï (1941-1943 рр.)//Noлmabcьki biдoмocmi. 2004. 10. С. 178-191; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в православной Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004; Орлова Е. Хранители древних православных традиций//Кременчуцька правда. 2007. 46(127); Peaбiлimobahi Полтавська обл. К.; Полтава, 2009. Т. 1; Лехан Л. Б. Tpahcфopмaцiя мopaльho-ncuxoлoriчhoro стану украïнського селянства, 1929-1933 рр.: (На прикладах Лiboбepeжhoï Украïни)//Ihmeлirehцiя i влада. 2011. Вип. 21. С. 127-138; Коваленко Е. В. История общин старообрядцев в [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/2459007.html

Феодосий (Ганецкий) 18.05.1920 хирот. во еп. Коломенского, вик. Московской епархии; с 1929 г. сведений нет. Феодосий (Дикун) 4.07.1967 хирот. во еп. Переяслав-Хмельницкого, вик. Киевской епархии; с 7.10.1967 еп. Полтавский и Кременчугский; с 7.09.1978 в сане архиепископа; с 4.10.1979 архиеп. Вологодский и Великоустюжский; с 27.12.1979 архиеп. Астраханский и Енотаевский; с 19.02.1990 архиеп. Хмельницкий и Каменец-Подольский; с 20.03.1990 архиеп. Ивано-Франковский и Коломыйский; с сент. 1991 г. архиеп. Винницкий и Брацлавский; с 1992 г. архиеп. Полтавский и Кременчугский. Феодосий (Кирика) 14.10.1933 хирот. во еп. Николаевского, вик. Одесской епархии; с 23.05.1937 еп. Курский; с авг. 1937 г. еп. Костромской; с 26.08.1937 в заключении. Феодосий (Коверницкий) авг. 1945 хирот. во еп. Черновицкого и Буковинского; с 12.12.1947 еп. Кировоградский и Николаевский; с 21.10.1949 на покое; с 16.11.1953 еп. Архангельский и Холмогорский; с 17.02.1956 на покое; † 27.05.1980. Феодосий (Нагашима) 02.11.1969 хирот. во еп. Токийского; в наст. время архиеп. Токийский, мирт. всей Японии. Феодосий (Погорский) 22.06.1958 хирот. во еп. Калининского и Кашинского; с 22.03.1960 еп. Пензенский и Саранский; с 25.02.1964 в сане архиепископа; с 30.07.1968 архиеп. Ивановский и Кинешемский; с 16.10.1973 архиеп. Уфимский и Стерлитамакский; † 3.05.1975. Феодосий (Процюк) 2.12.1962 хирот. во еп. Черниговского и Нежинского; с 30.03.1964 еп. Полтавский и Кременчугский; с 7.10.1967 еп. Черновицкий и Буковинский; с 2.02.1972 еп. Смоленский и Вяземский; с 9.09.1978 в сане архиепископа; с 26.12.1984 архиеп. Берлинский и Среднеевропейский, экзарх в Средней Европе; с 29.06.1986 архиеп. Омский и Тюменский; с 26.01.1990 архиеп. Омский и Тарский; с 25.02.1997 в сане митрополита. Феодосий (Сергеев) 2.02.1923 хирот. во еп. Прилукского; с 1923 г. в обновленческом расколе. Феодосий (Феодосиев) с 1918 г. архиеп. Смоленский и Дорогобужский; с 1919 г. в эмиграции; с 1922 г. архиеп. Виленский и Лидский ПАЦ; с 1939 г. на покое; † 1942.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

38 Мартынов Е.И. Указ. соч. С. 16. 39 Из писем Л.Г. Корнилова…//Иртыш. Омск, 1919. 41. С. 22. 40 Там же. С. 23. 41 Письмо Л.Г. Корнилова Его Преосвященству Сильвестру Епископу Омскому и Павлодарскому//Иртыш. Омск, 1919. 40. С. 22; Митрополит Феодосий (Процюк) В вере ли Вы? Житие и труды священномученика Сильвестра, архиепископа Омского. Омск, 2006. С. 52. 42 Ксения Деникина. К характеристике генерала Корнилова//Вестник первопоходника. Корниловский сборник. 1968. 79-80-81. Апрель, май, июнь. С. 71. 43 Материалы для истории Корниловского ударного полка. Составитель Левитов М.Н.//Париж, 1974. С. 30-32; Свидетельство генерал-лейтенанта Архангельского//Вестник первопоходника. Корниловский сборник. 1968. 79-80-81. Апрель, май, июнь. С. 73-74. 44 Долгополов А. Материалы к биографии генерала Л.Г. Корнилова//Вестник первопоходника. Корниловский сборник. 1968. 79-80-81. Апрель, май, июнь. С. 9. 45 Русский Инвалид. Петроград, 1917. 61. 11 марта; Достаточно полное описание выступления царскосельских стрелков 28 февраля 1917 г., их готовности устроить революционное «шествие к дворцу» и создать Совет солдатских депутатов в Царском Селе, о назревавшем столкновении «революционного гарнизона» с охраной Дворца см., например: Жильяр П. Император Николай II и Его семья. Петергоф, сентябрь 1915 - Екатеринбург, май 1918 г. Вена, 1921. C. 161; Февральский переворот в царской резиденции//Минувшие дни. 1928. 4. С. 153-154; Объективные исследования, доказывающие неоправданно преуменьшаемую роль большевиков в событиях февраля 1917 г. см., например: Холяев С.В. Три Февраля 1917 года//Вопросы истории. 2003. 7; Поликарпов В.В. 22-23 февраля 1917 года в Петрограде//Вопросы истории. 2005. 10. 46 Марков С.С. Покинутая Царская семья. Вена, 1928. С. 114-115; Кологривов К . (сообщено А.Д. Нечволодовым). Арест Государыни Императрицы Александры Феодоровны и Августейших детей Их Величеств//Русская летопись. Кн. 3. Париж, 1922. С. 192-194; Свидетельство Кологривова полностью принимается одним из авторов «заговора генералов» В. Кобылиным в книге «Анатомия измены» (СПб., 2003. С. 336-338). Здесь, вопреки первоисточнику, указано точное время ареста – ночь 8 марта.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Когда мне было 12 лет, она попросила сходить с ней в храм и предложила: «Максим, что ты думаешь насчет того, чтобы покреститься ?» Я был не против. Это не был какой-то обдуманный поступок, больше импульсивный, как у меня, так и у бабушки. Шел 1989 год, люди шли креститься массово, и взрослых крещаемых было больше, чем детей. В роли крестных могли выступить совершенно незнакомые люди. У меня формально был «комплект»: крестной стала бабушка, а крестным отцом стал человек, которого я видел тогда первый раз в жизни и более не встречал, возможно, он сам тогда крестился. В следующий раз я в храме оказался через год: чем-то тяжело болел и, выздоравливая, сказал маме: «Мама, наверное, потом стоит сходить в храм, свечечку поставить». «Почему бы и нет», ответила мама, тем более до храма минут пятнадцать пешком. Пришел в храм, поставил свечи, долго бродил внутри, разглядывал росписи, ничего не понимая, сидел на лавочке, молился, как мог, и удивлялся: с одной стороны какая-то древность, но с другой стороны это все очень актуально и живо. Ушел с мыслью: «Неплохо бы здесь потрудиться на каникулах». Но тогда эту идею не реализовал. Я окончил восьмилетку и пошел по-тогдашнему в старшую школу в девятый класс. Но в школе мне было просто невыносимо. Полгода учебы в девятом классе я чувствовал себя не в своей тарелке. С одноклассниками-то отношения всегда были отличные, дружеские. Если что, мог постоять и за себя, и за друзей: физкультура была в моей жизни с детства… Папа у меня окончил институт физкультуры и работал в плавательном бассейне; мама выпускница медицинского, в это время работала во врачебно-физкультурном диспансере. С радостью вспоминаю первые поездки в спортлагерь, который находился в живописном сосновом бору, недалеко высокий берег Иртыша… Просто учебный процесс перестал увлекать: я не видел никакого приложения для себя в будущем, и тем скучнее мне было напрягаться, чтобы учить совершенно неинтересную мне алгебру и физику. И тут я узнал, что владыка Феодосий (Процюк), митрополит Омский открывает духовное двухгодичное епархиальное училище. Это был 1990 год. Меня как будто озарило что-то, думаю, это был момент призвания, как будто внутренний голос сказал: «Это твое, и стоит на это обратить внимание».

http://azbyka.ru/way/episkop-zosima-bali...

В связи с вышеизложенным возникает вопрос: не повлияли ли немецкие власти на избрание старшим архиереем генерал-комиссариата Дамаскина (Малюты), ничем не примечательного в сравнении с прочими епископами Автономной Это предположение отчасти находит свое подтверждение в воспоминаниях священника Тихона Войны, участника Ковельского собора, которые в своей монографии приводит митрополит Феодосий (Процюк). Он сообщает, что перед началом Собора в Ковеле епископа Мануила (Тернавского) вызвали в городскую комендатуру Луцка, где немецкий чиновник определенно указал, что старшим епископом округа следует избрать Дамаскина (Малюту). Самого владыку Мануила оккупационные власти также рассматривали в качестве возможного кандидата на эту должность и просили его составить проект «Положения об управлении Автономной Церковью». Однако в подготовленном им проекте не было упоминаний о сотрудничестве Церкви с германской армией, и немцы отказались рассматривать епископа Мануила в качестве кандидата на должность главы Волынского церковного Известно также, что в Киеве епископ Пантелеимон (Рудык) после гибели митрополита Алексия (Громадского) пытался проводить работу среди близких к нему православных архиереев по созданию органов центральной украинской церковной власти с четко выраженной ориентацией на Московский Патриархат. Но все действия в данном направлении тщательно отслеживались немецкими спецслужбами и Однако в качестве Первоиерарха Украинской Автономной Православной Церкви архиепископ Дамаскин (Малюта) не успел себя проявить из-за вскоре начавшегося отступления немецкой армии и его эвакуации в числе других православных архиереев на Запад. Оставшиеся на Украине епископы Украинской Автономной Православной Церкви после установления советской власти подчинились юрисдикции Московского Патриархата. УАПЦ также в это время прекратила свое существование на территории Украины в связи с эвакуацией всего автокефалистского епископата в Западную Европу. Подводя итог, следует отметить, что поддержка, оказываемая немцами украинским националистам в начале войны, привела к возрождению автокефалистского движения, которое имело свои истоки еще внутри автокефальной православной Церкви в Польше в 1920–1930-х гг. и было тесно связано с украинскими политиками-националистами. В 1-е полгода оккупации в церковно-политических кругах наблюдался поиск моделей реализации автокефалистского плана. К концу 1941 г. православная иерархия Украины четко разделилась на 2 группы, которые заявляли о своей заинтересованности в создании на Украине автокефальной Поместной Церкви, но реализовать это намерение стремились разными путями.

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010