В связи с вышеизложенным возникает вопрос: не повлияли ли немецкие власти на избрание старшим архиереем генерал-комиссариата Дамаскина (Малюты), ничем не примечательного в сравнении с прочими епископами Автономной Это предположение отчасти находит свое подтверждение в воспоминаниях священника Тихона Войны, участника Ковельского собора, которые в своей монографии приводит митрополит Феодосий (Процюк). Он сообщает, что перед началом Собора в Ковеле епископа Мануила (Тернавского) вызвали в городскую комендатуру Луцка, где немецкий чиновник определенно указал, что старшим епископом округа следует избрать Дамаскина (Малюту). Самого владыку Мануила оккупационные власти также рассматривали в качестве возможного кандидата на эту должность и просили его составить проект «Положения об управлении Автономной Церковью». Однако в подготовленном им проекте не было упоминаний о сотрудничестве Церкви с германской армией, и немцы отказались рассматривать епископа Мануила в качестве кандидата на должность главы Волынского церковного Известно также, что в Киеве епископ Пантелеимон (Рудык) после гибели митрополита Алексия (Громадского) пытался проводить работу среди близких к нему православных архиереев по созданию органов центральной украинской церковной власти с четко выраженной ориентацией на Московский Патриархат. Но все действия в данном направлении тщательно отслеживались немецкими спецслужбами и Однако в качестве Первоиерарха Украинской Автономной Православной Церкви архиепископ Дамаскин (Малюта) не успел себя проявить из-за вскоре начавшегося отступления немецкой армии и его эвакуации в числе других православных архиереев на Запад. Оставшиеся на Украине епископы Украинской Автономной Православной Церкви после установления советской власти подчинились юрисдикции Московского Патриархата. УАПЦ также в это время прекратила свое существование на территории Украины в связи с эвакуацией всего автокефалистского епископата в Западную Европу. Подводя итог, следует отметить, что поддержка, оказываемая немцами украинским националистам в начале войны, привела к возрождению автокефалистского движения, которое имело свои истоки еще внутри автокефальной православной Церкви в Польше в 1920–1930-х гг. и было тесно связано с украинскими политиками-националистами. В 1-е полгода оккупации в церковно-политических кругах наблюдался поиск моделей реализации автокефалистского плана. К концу 1941 г. православная иерархия Украины четко разделилась на 2 группы, которые заявляли о своей заинтересованности в создании на Украине автокефальной Поместной Церкви, но реализовать это намерение стремились разными путями.

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

Когда мне было 12 лет, она попросила сходить с ней в храм и предложила: «Максим, что ты думаешь насчет того, чтобы покреститься ?» Я был не против. Это не был какой-то обдуманный поступок, больше импульсивный, как у меня, так и у бабушки. Шел 1989 год, люди шли креститься массово, и взрослых крещаемых было больше, чем детей. В роли крестных могли выступить совершенно незнакомые люди. У меня формально был «комплект»: крестной стала бабушка, а крестным отцом стал человек, которого я видел тогда первый раз в жизни и более не встречал, возможно, он сам тогда крестился. В следующий раз я в храме оказался через год: чем-то тяжело болел и, выздоравливая, сказал маме: «Мама, наверное, потом стоит сходить в храм, свечечку поставить». «Почему бы и нет», ответила мама, тем более до храма минут пятнадцать пешком. Пришел в храм, поставил свечи, долго бродил внутри, разглядывал росписи, ничего не понимая, сидел на лавочке, молился, как мог, и удивлялся: с одной стороны какая-то древность, но с другой стороны это все очень актуально и живо. Ушел с мыслью: «Неплохо бы здесь потрудиться на каникулах». Но тогда эту идею не реализовал. Я окончил восьмилетку и пошел по-тогдашнему в старшую школу в девятый класс. Но в школе мне было просто невыносимо. Полгода учебы в девятом классе я чувствовал себя не в своей тарелке. С одноклассниками-то отношения всегда были отличные, дружеские. Если что, мог постоять и за себя, и за друзей: физкультура была в моей жизни с детства… Папа у меня окончил институт физкультуры и работал в плавательном бассейне; мама выпускница медицинского, в это время работала во врачебно-физкультурном диспансере. С радостью вспоминаю первые поездки в спортлагерь, который находился в живописном сосновом бору, недалеко высокий берег Иртыша… Просто учебный процесс перестал увлекать: я не видел никакого приложения для себя в будущем, и тем скучнее мне было напрягаться, чтобы учить совершенно неинтересную мне алгебру и физику. И тут я узнал, что владыка Феодосий (Процюк), митрополит Омский открывает духовное двухгодичное епархиальное училище. Это был 1990 год. Меня как будто озарило что-то, думаю, это был момент призвания, как будто внутренний голос сказал: «Это твое, и стоит на это обратить внимание».

http://azbyka.ru/way/episkop-zosima-bali...

Когда мне было 12 лет, она попросила сходить с ней в храм и предложила: «Максим, что ты думаешь насчет того, чтобы покреститься?» Я был не против. Это не был какой-то обдуманный поступок, больше — импульсивный, как у меня, так и у бабушки. Шел 1989 год, люди шли креститься массово, и взрослых крещаемых было больше, чем детей. В роли крестных могли выступить совершенно незнакомые люди. У меня формально был «комплект»: крестной стала бабушка, а крестным отцом стал человек, которого я видел тогда первый раз в жизни и более не встречал, возможно, он сам тогда крестился. В следующий раз я в храме оказался через год: чем-то тяжело болел и, выздоравливая, сказал маме: «Мама, наверное, потом стоит сходить в храм, свечечку поставить». «Почему бы и нет», — ответила мама, тем более до храма минут пятнадцать пешком. Пришел в храм, поставил свечи, долго бродил внутри, разглядывал росписи, ничего не понимая, сидел на лавочке, молился, как мог, и удивлялся: с одной стороны — какая-то древность, но с другой стороны — это все очень актуально и живо. Ушел с мыслью: «Неплохо бы здесь потрудиться на каникулах». Но тогда эту идею не реализовал. Я окончил восьмилетку и пошел по-тогдашнему в старшую школу — в девятый класс. Но в школе мне было просто невыносимо. Полгода учебы в девятом классе я чувствовал себя не в своей тарелке. С одноклассниками-то отношения всегда были отличные, дружеские. Если что, мог постоять и за себя, и за друзей: физкультура была в моей жизни с детства… Папа у меня окончил институт физкультуры и работал в плавательном бассейне; мама — выпускница медицинского, в это время работала во врачебно-физкультурном диспансере. С радостью вспоминаю первые поездки в спортлагерь, который находился в живописном сосновом бору, недалеко — высокий берег Иртыша… Просто учебный процесс перестал увлекать: я не видел никакого приложения для себя в будущем, и тем скучнее мне было напрягаться, чтобы учить совершенно неинтересную мне алгебру и физику. И тут я узнал, что владыка Феодосий (Процюк), митрополит Омский открывает духовное двухгодичное епархиальное училище. Это был 1990 год. Меня как будто озарило что-то, думаю, это был момент призвания, как будто внутренний голос сказал: «Это твое, и стоит на это обратить внимание».

http://pravmir.ru/igumen-zosima-balin-s-...

На допомогла розкольникам захопити храм ЦерквиПредставники прийшли до Вознесенського храму 25 березня 2023 р. 15:54 22 марта 2023 года представители полиции пришли в Вознесенский храм Украинской Православной Церкви  в селе Бабин Кельменецкой поселковой общины Днестровского района Черновицкой области Украины и применили физическую силу к священнику, который к тому времени едва завершил совершение таинства соборования. Как  сообщает  Информационно-просветительский отдел  Украинской Православной Церкви , инциденту предшествовало проведение собрания территориальной общины села, на котором люди, не принадлежащие к религиозной общине Вознесенского храма, «решили» перевести церковь в юрисдикцию раскольнической «Православной церкви Украины». Выполнять это незаконное решение местные сторонники раскольников пришли с полицией 22 марта, в то время, когда настоятель церкви, благочинный Кельменецкого округа протоиерей Иоанн Процюк совершал соборование прихожан храма. По словам протоиерея Иоанна, за 34 года своего служения в Бабине он не видел, чтобы те люди, что пришли отбирать храм, когда-либо посещали богослужения в нем. Чтобы полицейские позволили совершить таинство, отцу Иоанну пришлось уговаривать их около получаса. После завершения соборования сторонники «ПЦУ» вместе со своим «священником» вознамерились силой проникнуть в алтарь и начали отталкивать верующих Украинской Православной Церкви. Чтобы не дать осквернить святыню, протоиерей Иоанн Процюк попытался воспрепятствовать действиям проявлявших агрессию активистов «ПЦУ». Представители полиции начали применять грубую физическую силу и таскать 65-летнего священника по храму — отец Иоанн не успел даже снять с себя богослужебные ризы после совершения таинства. При этом один из действовавших таким образом полицейских кричал православному священнослужителю: «Прекратите совершать правонарушения!» В результате действий, предпринятых агрессивно настроенными сторонниками «ПЦУ» и представителями полиции, протоиерей Иоанн Процюк и прихожане храма были вынуждены покинуть свою святыню — община теперь вынуждена молиться в приходском доме. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь ← 28 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6013686...

На Буковине полиция помогла раскольникам захватить храм Украинской Православной Церкви 26.03.2023 20:34:47 КИЕВ 22 марта 2023 года представители полиции пришли в Вознесенский храм Украинской Православной Церкви в селе Бабин Кельменецкой поселковой общины Днестровского района Черновицкой области Украины и применили физическую силу к священнику, который к тому времени едва завершил совершение таинства соборования. Как сообщает Информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви, инциденту предшествовало проведение собрания территориальной общины села, на котором люди, не принадлежащие к религиозной общине Вознесенского храма, «решили» перевести церковь в юрисдикцию раскольнической «Православной церкви Украины». Выполнять это незаконное решение местные сторонники раскольников пришли с полицией 22 марта, в то время, когда настоятель церкви, благочинный Кельменецкого округа протоиерей Иоанн Процюк совершал соборование прихожан храма. По словам протоиерея Иоанна, за 34 года своего служения в Бабине он не видел, чтобы те люди, что пришли отбирать храм, когда-либо посещали богослужения в нем. Чтобы полицейские позволили совершить таинство, отцу Иоанну пришлось уговаривать их около получаса. После завершения соборования сторонники «ПЦУ» вместе со своим «священником» вознамерились силой проникнуть в алтарь и начали отталкивать верующих Украинской Православной Церкви. Чтобы не дать осквернить святыню, протоиерей Иоанн Процюк попытался воспрепятствовать действиям проявлявших агрессию активистов «ПЦУ». Представители полиции начали применять грубую физическую силу и таскать 65-летнего священника по храму — отец Иоанн не успел даже снять с себя богослужебные ризы после совершения таинства. При этом один из действовавших таким образом полицейских кричал православному священнослужителю: «Прекратите совершать правонарушения!» В результате действий, предпринятых агрессивно настроенными сторонниками «ПЦУ» и представителями полиции, протоиерей Иоанн Процюк и прихожане храма были вынуждены покинуть свою святыню — община теперь вынуждена молиться в приходском доме. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/2023/03/26/na-bukovin...

Донося обо всём этом, смиреннейше прошу благословения Вашего Высокопреосвященства, нового Ангела Волынской церкви» 81 . Новый священник села Лажевая Алипий Червинский также боролся с сектантством в своём приходе. Он собрал прихожан, которые составили подписку, в которой обещали: «1914 года м. мая 20 дня. Мы, нижеподписавшиеся прихожане Свято-Михайловской церкви с. Лажевой, при вступлении в приход нового настоятеля отца Алипия Червинского, желая оправдать себя пред Богом, начальством и людьми, и засвидетельствовать, что мы не принадлежим ни к какому самозваному обществу, и что распространившаяся молва, будто бы мы составляем особую секту, неверна, – сим изъявляем свою приверженность к православной вере и послушание своим православным пастырям, уклоняясь от самозваных сборищ и бесчинных радений, и обещая вести трезвый образ жизни и с прочими своими односельцами православными «блюсти единение духа в союзе мира». В чём и подписываемся: 1. Варвара Бондар, 2. Пелагия Процюк, 3. Акилина Гринчук, 4. Фекла Горобец, 5. Иустина Череватюк, 6. Фекла Остапчук, 7. Марфа Сухая, 8. Анна Проказюк, 9. Татиана Божок, 10. Наталия Белик, 11. Агафия Николайчук, 12. Александра Белик, 13. Анна Процюк, 14. Акилина Назарук, 15. Савва Коренчук, 16. Роман Бондар, 17. Терентий Гринчук и 18. Яков Процюк, а за них неграмотных по их личной просьбе расписался церковный староста Степан Божок. При подписи настоящего обязательства присутствовали: приходский священник с. Лажевой Алипий Червинский, псаломщик Роман Собуцкий, священник с. Футоров Владимир Струменский, помощник благочинного священник Антоний Левицкий, благочинный протоиерей Иларий Дучинский» 82 . 9. Крестные хода, как средство противодействия сектантскому влиянию Конечно, одним из самых могучих миссионерских средств было проведение крестных ходов. В них принимало участие несколько тысяч человек. Крестные хода сопровождались совершением богослужений и молитвенными песнопениями, миссионерскими беседами и распространением миссионерской литературы 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Феодосий, митрополит (Процюк Игорь Иванович) Дата рождения: 7 января 1927 г. Дата смерти: 28 мая 2016 г. Дата хиротонии: 2 декабря 1962 г. Дата пострига: 27 ноября 1962 г. День ангела: 22 сентября Страна: Россия Биография: Родился 7 января 1927 г. в с. Топульне Рожищенского р-на Волынской обл. Украины в семье священника. В годы Великой Отечественной войны окончил курсы псаломщиков при Почаевской лавре , служил псаломщиком в храме в г. Дружкополе, с 1944 г. — иподиакон в Троицком кафедральном соборе г. Луцка. 24 марта 1945 г. рукоположен во диакона, 1 апреля — во иерея. С 1945 г. служил в Симеоновском храме в дер. Сельцо, с 1947 г. — настоятель Троицкой церкви в м. Берестечка и Троицкой церкви в с. Мыслины Волынской обл., с 1949 г.— настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы в с. Кузьмине Красиловского р-на Хмельницкой обл., с 1955 г.— Николаевского храма, с 1961 г.— в г. Каменце-Подольском и благочинный Каменец-Подольского округа. В 1956 г. заочно окончил Ленинградскую духовную академию , возведен в сан протоиерея. В 1959 г. получил степень кандидата богословия. 27 ноября 1962 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество, 28 ноября возведен в сан архимандрита. 2 декабря 1962 г. в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры хиротонисан во епископа Черниговского и Нежинского. С 1964 г. — епископ Полтавский и Кременчугский, с 1967 г. — Черновицкий и Буковинский, с 1972 г. — Смоленский и Вяземский. 9 сентября 1978 г. возведен в сан архиепископа. В 1979 г. получил степень магистра богословия. 26 декабря 1984 г. назначен Патриаршим экзархом в Средней Европе и архиепископом Берлинским и Среднеевропейским. 29 июля 1986 г. переведен на Омскую кафедру с титулом «Омский и Тюменский», с 1990 г. — Омский и Тарский. 23 февраля 1997 г. возведен в сан митрополита. Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. ( журнал 66 ) почислен на покой на основании поданного прошения. Скончался  утром 28 мая 2016 г. после продолжительной болезни в Омской областной клинической больнице.  Похоронен  30 мая в крипте нижнего придела Успенского собора Ачаирского монастыря Омской обл. Образование: 1956 г. — Ленинградская духовная академия (заочно, кандидат богословия). Награды: Церковные: Светские: Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/38929.html

Фото 12 Собор духовенства в Киеве в женском Покровском монастыре, 1943 год. Епископы на фото: Панкратий (Гладков), Пантелеймон (Рудык), Вениамин (Новицкий), Димитрий (Маган) В итоге, митрополит Алексий, понимая, что мнимое «объединение» вызовет новый раскол в церкви, отозвал свою подпись в «Акте объединения». За несколько месяцев до насильственной кончины в пасхальные дни 1943 года он писал, что с течением времени совсем по-другому посмотрел на эти процессы. Он понял, что задачей раскольников являлось уничтожение истинной канонической церковной иерархии После Пасхи 7 мая 1943 года он, направляясь в машине из Кременца в Почаев, был расстрелян из лесной засады партизанами-националистами. Несмотря на наличие разных версий об этом убийстве, верующие восприняли безвинное убиение митрополита как месть националистов за несостоявшуюся победу националистической церковной структуры. Современные исследования дают возможность определить, какова была цель автокефальной/Луцкой иерархии, стремившейся к слиянию не только с раскольниками-самосвятами, но и с канонической иерархией Автономной церкви. Митрополит Феодосий (Процюк) пишет, что «Администратор УАПЦ» Поликарп (Сикорский) весь 1942 год вел переписку с митрополитом Алексием (Громадским). В начале 1942 года Поликарп писал: «Сейчас стоит вопрос, быть ли Церкви действительно украинской национальной… или быть игрушкой в руках группы епископов- москво филов, стремящихся установить над украинским народом господство Москвы…» Фото 13 Город Кременец Митрополит Феодосий (Процюк) со ссылкой на признания раскольника Феофила (Булдовского), которые тот сделал в Харькове после ухода немцев, указывает, что автокефалия, возможно, рассматривалась представителями автокефалистов как путь к окатоличиванию православных. Булдовский свидетельствовал, что ряд лжеепископов-автокефалистов, включая Мстислава (Скрипника), не отрицали возможность унии с Римом. Это не удивительно, ведь раскольническая иерархия формировалась светскими политиками в политических целях, многие из них являлись униатами. Задачи спасения людей, охранения чистоты Православия и стяжания Благодати Святого Духа перед политиками не стоят.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/19/...

Городище (ныне Черкасская обл., часть к-рой была в составе Кременчугского округа в 1925-1930.- А. Т.). Липковское духовенство пользуется популярностью только в бывшем центре - г. Городище… в остальных районах нашей округи липковское духовенство не имеет никакого влияния на население» (ГА Полтавской обл. Ф. Р-2034. Оп. 1. Д. 32. Л. 123). В начальный период автокефалистских приходов на Полтавщине было не более 5: по одному в Кобеляках и Кременчуге, остальные - в селах. Не оживил автокефалистского движения приезд в окт. 1923 г. на Полтавщину «митрополита» Василия Липковского (Там же. Ф. П-9032. Оп. 1. Д. 81. Л. 124). Митр. Феодосий (Процюк) так объясняет неудачи автокефалистов: «Кобеляцкий уезд весь целиком перешел на украинский язык… и в силу этого «самосвятство» в этом уезде совершенно не привилось. «Самосвяты» делали упор на необходимость украинизации богослужения, это было их главным козырем, а поскольку это осуществлялось православными, то «самосвятам» не на чем было основывать свою агитацию за переход в УАПЦ» ( Феодосий (Процюк). 2004. С. 245). Осенью 1923 г. Кротевич был переведен на Житомирскую епархию. Полтавская и Кременчугская кафедра в 1924 г. была предложена Юрию Жевченко, к-рый возглавлял церковную округу до своего перевода в Одессу в кон. 1927 г. В его бытность автокефалистское движение оживилось, количество приходов увеличилось (половина из них использовали церкви понедельно с др. церковными течениями). Сильный центр автокефалии во главе со свящ. И. Л. Левандовским образовался в г. Градижске Кременчугского округа, где «самосвяты» заняли Троицкую и Покровскую церкви. При автокефалистских общинах Левандовский создал несколько нелегальных братств: «Сестринское братство», «Хоровое братство», «Молодое братство». В 1925 г. Градижск для популяризации идей УАПЦ посетил «митрополит» Липковский, в 1926 г.- идеолог УАПЦ В. М. Чеховский. В 1929 г., накануне дела «Союза освобождения Украины», все ведущие автокефалисты Градижска (священники И. М. Вакуленко и М. Е. Ханк, миряне Я.

http://pravenc.ru/text/2459007.html

Закрыть «Ксения Владимировна была очень отзывчивым и добрым человеком» В праздник Преображения Господня отошла ко Господу художник и иконописец Ксения Вышпольская 20.08.2019 1312 19 августа, в светлый праздник Преображения Господня (или накануне ночью?), отошла ко Господу художник и иконописец из Санкт-Петербурга Ксения Владимировна Вышпольская. Смерть ее была внезапной и скоропостижной, казалось бы, ничего не предвещало ее безвременной кончины, ей исполнился только 61 год. Ксения Владимировна всю жизнь была прихожанкой Спасо-Преображенского собора, и уход (переход) ее из земной жизни в жизнь вечную именно на Преображение видится не иначе как акт промыслительной воли Всевышнего... Ксения Владимировна Вышпольская родилась 25 января 1958 года в Ленинг раде в семье военнослужащего и прославленного фехтовальщика (22-х кратного чемпиона Советского Союза) Владимира Владимировича Вышпольского, происходившего из древнего дворянского польского рода. По линии матери (Нины Александровны, урожденной Чибисовой) она имеет дальнее родство со святителем Иосафом Белгородским, с князьями Хованскими, Казим-Беками, Чавчавадзе и многими другими представителями аристократических фамилий Царской России. В родстве с Вышпольскими были также кардинал Выша (основатель рода), графы Шетницкие. К.Вышпольская закончила в 1983 году Институт им. И.Е.Репина АХ СССР (мастерская академика В.М.Орешникова). С 1987 по 1997 год трудилась в Омско-Тюменской епархии, участвуя в восстановлении росписей кафедрального собора г. Омска (родина ее отца), а также Знаменского собора г. Тюмени. Долгие годы ее духовным отцом был митрополит Омский и Тарский Феодосий (Процюк). С 1990 по 1996 годы она работала в Петропавловском соборе г. Петергофа. Ксения Вышпольская награждена несколькими церковными наградами. Она является автором духовных портретов многих выдающихся русских богословов, а также известных исторических личностей. Как иконописец написала немало икон православных, а также некоторых католических святых. Она является также автором великолепного портрета русского поэта-патриота Сергея Бехтеева, переданного в дар «Бехтеевскому фонду».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/20/ks...

  001     002    003    004    005