В 1984 году архиепископ Смоленский и Вяземский Феодосий (Процюк) пригласил меня в штат своих иподиаконов. Начиная с 1985 года, моя жизнь проходила под святым омофором Вашего Святейшества. Вы напутствовали меня перед службой в армии, по возвращении постригли в монашество, рукоположили в сан диакона и пресвитера. Вами, Ваше Святейшество, мне были поручены ответственные послушания настоятеля храма и благочинного. По Вашему представлению я был назначен настоятелем Рославльского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Затем в течение двух лет проходил послушание в Бразилии в храме святой мученицы Зинаиды в городе Рио-де-Жанейро. Мое новое служение будет проходить на моей родной Смоленской земле, в новообразованной Вяземско-Гагаринской епархии, в том месте, где Вы, Ваше Святейшество, в течение двадцати пяти лет возрождали Православную веру, учили смолян заповедям Божиим, открывали новые храмы, а старые, обветшавшие приводили в порядок. На древней Смоленской земле Вы рукоположили для нивы Христовой новую плеяду пастырей, которые, взирая на Ваш апостольский подвиг и трудолюбие, стали добрыми наставниками для множества вновь пришедших в храм людей. Позвольте, Святейший Владыка, выразить Вам сыновнюю благодарность за Ваше поистине родительское духовное окормление, терпение и любовь к моему недостоинству. Благодарю также за добрый пример ревностного архипастырского служения Преосвященного епископа Исидора, который продолжает святое дело нашего учителя, Святейшего Патриарха Кирилла. В этот судьбоносный для меня день, Ваше Святейшество, всечестные Архипастыри, прошу Вас вознести ко Господу горячую молитву, чтобы предстоящее мне новое служение было богоугодным и спасительным для множества людей, которых вручает мне Господь, дабы никто из них не погиб, но был спасен Господом Иисусом Христом, пришедшим в мир сей «нас ради человек и нашего ради спасения». Патриархия.ru Версія: російська Фотоальбоми Наречення архімандрита Пармена (Щипелєва) в єпископа Чистопольського, архімандрита Сергія (Зятькова) в єпископа В " яземського, архімандрита Серапіона (Дуная) в єпископа Бійського Матеріали за темою У свято Входу Господнього до Єрусалиму Предстоятель Руської Церкви звершив Літургію у Храмі Христа Спасителя Патріарше служіння у свято Входу Господнього до Єрусалиму у Храмі Христа Спасителя.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4081454...

Московская духовная семинария, выпускной класс, 1982 год. Снизу вверх, слева направо: 1 ряд (сидят): диакон Сергей Мрачко, священник Роман Гриджук, священник Иоанн Знаменский, преподаватель протоиерей Стефан Жила, священник Михаил Скорик, диакон Сергей Косовский, Павел Пономарёв. 2 ряд: Сергей Банкин, Борис Тумин, Николай Недосекин, Фёдор Соколов, Владимир Швецов, Александр Овчинников, Михаил Вейго, Александр Лазоренко, Димитрий Мельник. 3 ряд: Иван Мазка, Василий Смагин, Николай Апалько, Сергей Иванников, Михаил Крюков, Иван Братищев. 4 ряд: Иван Сирота, Николай Куликов, Иван Курочкин, (святитель Филарет Московский (Дроздов)), Михаил Курочкин, Григорий Пилипчук. 24 июля 1982 года Иван Курочкин принимает монашеский постриг, и уже на следующий день епископом Омским и Тюменским Максимом (Крохой) был рукоположен в сан иеродиакона и назначен в клир Никольской церкви г. Ишима. 26 октября того же года последовало рукоположение Евтихия (Курочкина) в сан иеромонаха, которое совершил тот же Преосвященный. Окунувшись в многообразие священнического служения на приходе, о. Евтихий не прервал своей духовной связи с владыкой Зиновием, продолжая руководствоваться его наставлениями. В 1985 г. митрополит Зиновий (за два года до того принявший великую схиму с именем Серафим) скончался. На его отпевании, которое провел Грузинский патриарх Илия II в церкви святого благоверного князя Александра Невского в Тбилиси, присутствовал и иеромонах Евтихий (Курочкин) . Летом 1986 г. на Омскую кафедру был назначен бывший Берлинский архиепископ Феодосий (Процюк) , который прибыл в епархию в декабре 1986 г. На тот момент Омско-Тюменская епархия насчитывала всего 13 приходов . Число клириков было невелико, и новый архиерей сразу отметил деятельного иеромонаха Евтихия. В 1987 г. он был возведен в сан игумена и назначен духовником Омской епархии. Однако отношения с архиереем складывались сложно. Ряд фактов епархиальной жизни, а особенно поведение епископа, вызвали у иеромонаха Евтихия решительный протест , побудивший обратиться с рядом жалоб в Священный Синод Русской Православной Церкви. Реагируя на действия иеромонаха Евтихия, епископ Феодосий отстранил его от должности духовника, назначив на пастырское служение в только что организованный приход во имя святой великомученицы Екатерины Александрийской в село Шаблыкино Ишимского района Тюменской области . Жители деревень Шаблыкино и Сажино под руководством и при личном участии игумена Евтихия исходатайствовали возвращение исторического здания церкви, приспособленного большевиками под колхозное зернохранилище. Члены общины «занялись уборкой здания и прилегающей территории от мусора. ... 6 июня 1989 года прошло первое учредительное собрание прихожан; в том же году начались службы. Старостой и главным инициатором начинаний была Мария Ивановна Потапова. Официальное разрешение от властей получили в 1990 году» .

http://bogoslov.ru/article/6193184

С 12 июля 1942 г. П. был членом Синода УПЦ (Синод распущен по требованию оккупационных властей в окт. того же года). 8 окт. 1942 г. прибывшие в Почаевскую лавру автокефалистские «архиереи» Мстислав Скрыпник и Никанор Абрамович сумели убедить митр. Алексия (Громадского) подписать с ними акт об объединении УАПЦ и УПЦ. Митр. Алексий разослал подписанный им документ находившимся в его юрисдикции 16 архиереям УПЦ. Все они выразили по этому поводу свое отрицательное мнение. 30 окт. 1942 г. на состоявшемся в Киеве совещании П. вместе с епископами Черниговским Симоном ( Ивановским; впосл. архиепископ) и Полтавским Вениамином (Новицким) подписали меморандум, в к-ром объявили решение об объединении с УАПЦ не имеющим канонической силы и предложили митр. Алексию снять с документа свою подпись. В противном случае архиереи заявили о готовности создать собственную каноническую церковную юрисдикцию. 15 дек. 1942 г. митр. Алексий отменил акт об объединении с автокефалистами, а 7 мая 1943 г. глава УПЦ погиб от рук укр. националистов. 9 мая 1943 г. в Киеве был образован Временный синод Киевской и Полтавской епархий в составе П. и епископов Симона и Вениамина, взявший под свое управление приходы в центральной и восточной частях Украины. В июне П. обратился к нем. властям с просьбой разрешить проведение архиерейского Собора для выборов преемника митр. Алексия, однако это противоречило политике оккупационных властей по децентрализации церковного управления и уничтожению единства УПЦ. П. и др. архиереи, пребывавшие на территории оккупационного Киевского округа, не были допущены на состоявшийся в Ковеле Собор епископов, избравший главой УПЦ архиеп. Дамаскина (Малюту) (по др. сведениям, П., единственный из архиереев приднепровской Украины, все же участвовал в Ковельском Соборе как Киевский епископ ( Феодосий ( Процюк, митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. М., 2004. С. 481)). Архиеп. Дамаскин лишь номинально считался «старшим епископом», а фактически управлял только Подольской и Волынской епархиями. По некоторым сведениям, к осени 1943 г. П. уже титуловался архиепископом Киевским и Галицким (см. в ст. Киевская епархия //ПЭ. Т. 33. С. 214).

http://pravenc.ru/text/2578870.html

После национализации в июле 1922 г. всех монастырских строений К. занял должность заведующего строениями лавры, выделенными властями в 6-й городской район Киева, являлся членом церковной общины «Киево-Печерская Лавра», созданной из лаврской братии и прихожан. Проф. Никодимов дал в воспоминаниях такой портрет К.: «Высокий старец с лицом аскета, с длинной седой бородой, довольно красивый, если нужно, то и гостеприимный, говорящий тихо, искренним тоном, с постоянно ласковой улыбкой, он вначале буквально очаровал меня, и понадобилось довольно много времени жизни в Лавре, чтобы я понял его другую сторону. Я пришел к убеждению, что отец Климент не обладал твердой волей и быстро поддавался влияниям, увлечениям. Но как монах он любил молитву, пост, богослужения. Жизнь его была полна треволнений и скорбей…» (Там же. С. 23). Во время кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 г. К. сотрудничал с властями, что было даже отмечено в газ. «Правда», однако часть лаврских ценностей все же удалось временно скрыть в тайниках. В ночь на 11 апр. 1923 г. К. был арестован в лаврской братской больнице, где находился на лечении хронического заболевания горла и легких. Был помещен в ДОПР (Лукьяновскую тюрьму). В период его заключения на должность временного заместителя наместника лавры был избран архим. Макарий (Величко). 30 сент. того же года К. был освобожден из тюрьмы. 4 авг. 1924 г. братия избрала К. настоятелем, а архим. Макария - наместником лавры. 16 авг. они были утверждены в должности патриархом свт. Тихоном . Патриарх возвратил Киево-Печерской лавре статус ставропигиального мон-ря, что вызвало конфликт с К. временно управляющего Киевской епархией Уманского еп. сщмч. Макария (Кармазина) ( Феодосий (Процюк). 2004. С. 278-279). 25 окт. 1924 г. К. вместе с архим. Макарием был арестован Киевским губ. отделом ГПУ УССР. В дальнейшем были задержаны еще 28 монахов лавры, 2 послушника и 4 члена лаврской общины. Поводом для арестов стали поступившие в ГПУ доносы о сокрытии монастырских ценностей; из тюрьмы К.

http://pravenc.ru/text/1841357.html

Н. служил благоговейно и неспешно, требовал от клириков не только строгого исполнения богослужебного устава, но и понимания смысла богослужений. Старался сам служить как можно чаще, во время торжественных служб нередко руководил общенародным пением в храме; в будние дни, если не служил, молился в алтаре или становился на клирос - читал, канонаршил, пел и регентовал. После службы один раз в неделю учил желающих церковному пению, создав т. о. народный хор. Каждую службу Н. сопровождал поучениями, его проповеди всегда выслушивались верующими с большим вниманием и доверием. Важное значение придавал исповеди, считая неполную исповедь корнем всех бед. Часто исповедовал, особенно новоначальных верующих. Почитался своими духовными детьми как великий молитвенник и прозорливый старец. В авг. 1955 г. тяжело заболел и не смог больше посещать храм. По субботам в его доме служили всенощную, по воскресеньям - литургию. В промежутках между приступами болезни он продолжал заниматься церковными делами, заботился о передаче дел по управлению епархией, вел по этому поводу телефонные переговоры с Ташкентским и Среднеазиатским еп. Ермогеном (Голубевым ; впосл. архиепископ). 25 окт. в 5-м часу дня, когда над Н. читали отходную молитву, он тихо скончался. 28 окт. еп. Ермоген отпел почившего в кафедральном Никольском соборе г. Алма-Аты. Н. был похоронен на городском кладбище, до к-рого всю дорогу (ок. 7 км) гроб несли на руках. За гробом, по подсчетам милиции, следовали до 40 тыс. верующих. Н. был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. 8 сент. того же года честные мощи Н. были обретены на городском кладбище и перенесены в Никольский собор г. Алматы (Алма-Ата). Лит.: А. И. Тридцатилетие служения в епископском сане//ЖМП. 1950. 1. С. 61; Афанасий (Кудюк), иером. Митр. Алма-Атинский и Казахстанский Николай: (Некр.)//Там же. 1955. 12. С. 11-13; Исаакий (Виноградов), архим. Светлой памяти Митр. Алма-Атинского и Казахстанского Николая (к годовщине со дня кончины)//Там же. 1956. 10. С. 11-13; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 192-194; Святитель Николай, Митр. Алма-Атинский и Казахстанский/Сост.: В. Королёва. М., 2000; Макарий (Веретенников), архим. Патерик новоканонизированных святых: Священноисп. Николай (Могилёвский), митр. Алма-Атинский//АиО. 2004. 2(40). С. 219-247; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческое движение в Православной

http://pravenc.ru/text/2565924.html

  ( < < back) < >< back) > Полный перевод на русский язык этого песнопения из службы Великой Пятницы см.: игумен Иларион ( Алфеев ). Христос — Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2001. С. 261.   ( < < back) Впрочем, полагаю, что это не путаница, а напротив, учет нынешней моды для пущей эффективности того проекта, которому служит книжка про " старца Антония " .   ( < < back) «Ревностные пастыри уже сейчас приобретают домики на окраинах и готовят их к службе во времена грядущих гонений» (с. 219).   ( < < back) Таких противоречий в книжке немало. Клятвы на верность канонам — и откровенное подучивание их нарушать, Присяга на верность церковной традиции — и вдруг чисто гностическое отождествление брака и греха: «о. Антоний» неверующего подростка-хулигана «благословляет» отправить в монастырь и так объясняет свое решение матери: «— Батюшка, так ему жениться надо, да и молод, сможет ли выбор свой правильно сделать? — То-то и оно, чада, когда избираем между грехом и праведностью, всегда грех на первом месте» (с. 282).   ( < < back) См.: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1913. С. 899-900 и Настольная книга священнослужителя. М., т. 1. 1977. С. 250 и 253.   ( < < back) В Деяниях Седьмого Вселенского Собора очень ясно различаются члены собора и «присутствовавшие лица»: «Собрался святой вселенский собор... Собрались: (следует перечень епископов и священников, делегированных отсутствующими епископами)... На соборе присутствовали также славнейшие и знатнейшие сановники... а равно и почтеннейшие архимандриты, игумены и иноки» (Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. СПб., 1996. С. 338-339, 342), Хроника собора также ясно говорит: «Лица, управлявшие империей, велели собирать епископов» (с. 337). Никаких намеков на «избрание народных делегатов» деяния Вселенских Соборов не несут.   ( < < back) «На избрание Патриарха зимой 1945 года должны были ехать из каждой епархии — правящий архиерей, клирик и мирянин как представители епархии. Из Волынской области ехал еп. Николай. С ним ехал протоиерей Иоанн Давидович, настоятель Покровского храма Луцка, а с ним должен был поехать профессор Богуславский как представитель мирян. Но в последний момент он заболел, и тогда владыка Николай благословил меня, своего старшего иподиакона, как представителя мирян, сопровождать меня в Москву» ( митр. Феодосий. Письмо Н. Шеметову. Цит. по: Шеметов Н . Митрополит Феодосий и его книга //Митр. Феодосий ( Процюк ). Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. М., 2004. С. 630-631). Так 18-летний юноша стал делегатом Поместного собора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

367. Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе. Т. 1. Казань, 1877, сс. 195—196. 368. Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе. Т. 3. Казань, 1879, сс. 51—52. 369. Хотя и эти соборы были не местом диалога власти с подданными, а скорее местом совещания власти со своими представителями (см. Ключевский В. О. Курс русской истории.ч.2.//Сочинения в 9 тт. Т.2. М., 1988, с. 358). 370. " На избрание Патриарха зимой 1945 года должны были ехать из каждой епархии – правящий архиерей, клирик и мирянин как представители епархии. Из Волынской области ехал еп. Николай. С ним ехал протоиерей Иоанрн Давидович, настоятель Покровского храма Луцка, а с ним должен был поехать профессор Богуславский как представител мирян. Но в последний момент он заболел, и тогда владыка Николай благословил меня, своего старшего иподиакона, как представителя мирян, сопровождать меня в Москву " (митр. Феодосий. Письмо Н. Шеметову. Цит. по: Шеметов Н. Митрополит Феодосий и его книга//Митр. Феодосий (Процюк). Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. М., 2004, сс. 630—631). Так 18—летний юноша стал делегатом Поместного собора. 371. По поводу формулы " кто истинно молится – тот истинный богослов " считаю уместным напомнить, что автор этой формулы отнюдь не святой отец, а авва Евагрий – подвижник, анафематствованный Пятым Вселенским Собором. 372. Вот митрополит Никодим: " Во многих документах Всемирного Совета Церквей высказывается мысль о том, что задачей входящих в него Церквей является выявление уже существующего единства… Конечно, имеется некоторая степень единства в мыслях, упованиях, нравственных нормах, в поведении и т.п., несмотря на состояние разделения. Но как можно ограничиваться успокоительными заявлениями о том что имеется в наличии, почти забывая или умалчивая о том, чего нет у множества разделенных христиан – а именно о том истинном существенном единстве, свойственном неповрежденному телу Церкви Христовой, которое мы, православные, называем кафоличностью, или соборностью… Само христианство рассматривается при этом как единое, по существу, и целостное тело Церкви Христовой, а факт разделения понимается не в смысле разрушения внутреннего единства и болезненного повреж дения отдельных частей тела Церкви, а только в смысле недостаточного осознания разделенными христианами своего здорового внутреннего состояния и недостаточного дерзания для того, чтобы об этом здоровье всем заявить посредством готовности к актам внешнего выражения единства… Грех разделения состоит не в недостаточности осознания объективно якобы существующего неповрежденного внутреннего единства, а в существенном разрушении единства… Распространение полного и совершенного единства на область всей экумены может совершаться исключительно путем возвращения к полному послушанию Истине, которое и откроет возможность к отождествлению границ всего христианского братства с границами Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви " (митрополит Никодим (Ротов).

http://predanie.ru/book/71823-cerkov-v-m...

При Преосвященном Варлааме (Петрове) был произведен капитальный ремонт храма по причине осадки фундамента. Архиепископ призвал к пожертвованиям тобольских граждан и в то же время известил о нуждах церковных высшее начальство. «По именному повелению Екатерины II в 1783 и 1784 гг. ассигновано из казны 15521 р. 30 коп. Из них на сумму, собранную от доброхотных дателей с 1777 по 1788 гг. (включительно), маковица на большой главе покрыта железом и по железу вызолочена; на шее под ней написаны, в соответственном высоте размере, Иисус Христос с двенадцатью апостолами…». В советское время главный храм Сибири разделил судьбу большинства российских церквей. В 1922 году были конфискованы все соборные драгоценности. Закрыта соборная церковь Успения Божией Матери была на основании протокола президиума Горсовета в ноябре 1930 года. В начале 1930-х годов собор принадлежал организации «Союз-хлеб» и использовался как зерновой склад. Такое использование величайшего памятника архитектуры, первого каменного храма Сибири, жемчужины русского зодчества продолжалось до начала Великой Отечественной войны. Затем собор долгое время пустовал и постепенно стал разрушаться. В 1961 году здание собора было передано образовавшемуся в Тобольске музею-заповеднику с последующей реставрацией. В процессе «реставрации» собор утратил кресты, однако купола и маковки были отремонтированы, полы были залиты бетоном, оштукатурены стены. К 1980 году в соборе был проведен капитальный ремонт, но полная реставрация не была закончена. Такое недолжное отношение властей к величайшей сибирской святыне возмущало верующих тоболяков. 28 марта 1987 года в Тюменский обком обратился Архиепископ Омский и Тюменский Феодосий (Процюк) с просьбой вернуть собор законному владельцу, то есть Русской Православной Церкви. Основанием к своей просьбе Архиепископ указал устройство миротворческого центра. Это основание по тем временам было гораздо весомее, чем любое другое. Председатель Тобольского горисполкома А. Г. Елфимов на эту просьбу ответил отказом, впрочем, с предложением выделить епархии разрушенную подгорную Крестовоздвиженскую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=00976

На нем позолотили главы и декор куполов, был укреплен фундамент (при этом с юж. стороны алтаря обнаружено захоронение неизв. священника). В кон. 70-х - нач. 80-х гг. велась реставрация Никольского казачьего собора, в 1983 г. в нем разместился зал органной и камерной музыки. В 1981 г. под видом ремонта было построено новое здание молитвенного дома в Исилькуле, освященное 9 сент. Также под видом ремонта деревянный молитвенный дом в Тюкалинске перестроен в каменный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи (освящен 9 мая 1984). Ежегодно епархия была вынуждена перечислять в Фонд мира до 100 тыс. р. Еп. Максим составил патерик Сибирских святых, по благословению патриарха установил празднование Собору Сибирских святых (10/23 июня), составил службы Московскому митр. свт. Иннокентию (Вениаминову) и Собору Сибирских святых. В иконописной мастерской «Софрино» написана икона Сибирских святых, перед которой 23 июня 1984 г. в Покровском соборе Тобольска совершено 1-е торжественное празднование Собору Сибирских святых. На праздник прибыли Новосибирский архиеп. Гедеон (Докукин), 53 священнослужителя со всей Сибири, а также паломники. Сотрудники художественной мастерской «Софрино», доставившие из Москвы написанную ими икону, присутствовали на торжестве в качестве почетных гостей. На иконе изображен 31 угодник Божий, родившийся, живший или умерший в Сибири. 7 сент. 1984 г. еп. Максим возведен в сан архиепископа. На 1 июня 1985 г. в Омской епархии действовали 13 храмов (из них 3 собора), были зарегистрированы 21 священник, 3 диакона, 5 псаломщиков, 2 регента. 2-я пол. 80-х гг. XX в.- 2018 г. 29 июля 1986 г. архиеп. Максим был переведен на Тульскую кафедру, на его место определен архиеп. Феодосий (Процюк). Время его служения на Омской кафедре (1986-2011) совпало со значительным улучшением государственно-церковных отношений. За указанный период количество приходов в епархии существенно увеличилось. В нач. 1987 г. в клире состояли 40 священнослужителей (23 - в Омской обл., 17 - в Тюменской).

http://pravenc.ru/text/2578399.html

Доносчики не дремали. Со всей ненавистью к прежней власти, ассоциировавшейся для них с Россией, с русскими людьми, с Русской Церковью, выслеживали они каждый шаг и каждое слово архимандрита. Следует очередной донос в гестапо. В этот день после литургии о.Александр намеревался исповедать на дому больную женщину. Сын Гавриил, прибежал в церковь предупредить отца, что домой уже дважды приходили гестаповцы, разыскивая его. Сын просит отца укрыться где-нибудь на время. Но батюшка решает выполнить свой долг и отправляется к больной прихожанке. У дома его с сыном останавливают гестаповцы на мотоцикле. Удостоверившись, что перед ними о.Александр (Вишняков), они приказывают ему садиться в коляску мотоцикла. Архимандрит снимает свои карманные часы, отдает их сыну и говорит: " Возьми, сынок. Больше мы не увидимся " . Два дня сын надеялся, что отец вернется. На третий день, 4 ноября пошел в управление гестапо. Оттуда его выгнали. Тревожась за судьбу отца, он отправляется в Андреевскую церковь, в нижнем этаже которой размещалась резиденция недавно созданной на Украине Церковной Рады. Церковная Рада была образована в октябре 1941г. группой самосвятских священников. Во главе Рады был поставлен викарный епископ Волынской епархии Поликарп. Сикорский. Идеологическая позиция этой организации отражена в деятельности ее руководителя: в 1942г. Поликарп нанес визит в Ровно заместителю рейхкомиссара фон Вендельштодту и передал ему приветствие, адресованное рейсхкомиссару Коху. Заканчивалось оно словами: " Прошу принять для великого вождя немецкого народа Адольфа Гитлера пожелание полноты сил духовных и телесных, а также неизменного успеха для окончательной победы над врагом Востока и Запада. За эту победу вместе со своими верующими. Опекать духовенство которых я призван. Я буду возносить молитвы Всемогущему Господу " . [Феодосий Процюк, архиепископ. Обособленческие движения в православной церкви на украине с 1917 по 1943г.г., Смоленск, 1978-1979, Т.4 С.607] Откуда было знать юноше, что пришел он в самое сердце яросных врагов истинного Православия?

http://pravoslavie.ru/put/sv/arch_alexan...

   001    002   003     004    005