Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ (Соколовский Феодосий Семенович; 1889, с. Мигалки Радомысльского у. Киевской губ.- 15.01.1938, Куйбышев (ныне Самара)), архиеп. бывш. Омский, деятель лубенского и григорианского расколов . Из семьи диакона. Окончил Киевскую ДС и КДА. Принял монашество с именем Иоанникий, был рукоположен во иерея. По некоторым сведениям, служил священником при екатеринославском Свято-Тихвинском жен. мон-ре. В 1916-1917 гг. военный священник. 3 нояб. 1921 г. хиротонисан во епископа Бахмутского (иногда также именовался епископом Донецким или Задонским). Стал викарием Екатеринославской епархии, нек-рое время по поручению Патриарха свт. Тихона исполнял обязанности временно управляющего епархией. Имеются сведения об арестах И., о пребывании его в екатеринославской тюрьме. Не ранее осени 1922 г. назначен свт. Тихоном временно управляющим Харьковской епархией вместо высланного Харьковского еп. Нафанаила (Троицкого ; впосл. митрополит). Впосл. И. заявлял, что активно боролся с обновленчеством , вернул в Патриаршую Церковь 700 приходов в Харьковской губ., 140 приходов в бывш. обл. Войска Донского и 70 приходов в Таганрогском окр. При этом в Харькове у православных к 1924 г. оставалось всего 3 действующих храма. Был возведен в сан архиепископа. Получил известность как яркий проповедник. По воспоминаниям современников, «в повседневной жизни был далеко не строг в нравственном отношении» ( Феодосий (Процюк), митр. 2004. С. 281). Харьковский клир и прихожане обращались к Патриарху с жалобами на недостойное поведение И. 8 сент. 1924 г. свт. Тихон назначил управляющим Харьковской епархией хиротонисанного епископом Сумским сщмч. Константина (Дьякова ; впосл. митрополит), а И. в дек. того же года получил назначение на Омскую кафедру. Архиепископ не выполнил патриаршего предписания и остался в Харькове. С толпой сторонников он захватил храм во имя Жен-мироносиц, являвшийся тогда кафедральным. В Екатеринославе сторонники И., воспользовавшись арестом и высылкой в Москву Екатеринославского архиеп. Владимира (Соколовского-Автономова) , также захватили неск. храмов. И. организовал свои «выборы» архиепископом «Екатеринославским и Донецким». 19 (по др. данным, 16) февр. 1925 г. Патриарх Тихон запретил И. служение в Екатеринославской и Харьковской епархиях. 25 марта это запрещение было подтверждено. Управляющим Омской епархией был назначен архиеп. Виктор (Богоявленский) .

http://pravenc.ru/text/577990.html

Будущий архипастырь родился 95 лет тому назад, в Рождество Христово 1927 г., в семье священника в Волынской области. В 1945 году в качестве келейника епископа Волынского и Ровенского Николая (Чуфаровского) он был на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, который избрал Патриарха Алексия I (Симанского). 27 ноября 1962 года в Троице-Сергиевой лавре протоиерей Игорь Процюк пострижен в монашество с именем Феодосий, а через день возведен в сан архимандрита. 2 декабря 1962 года состоялась его хиротония во епископа Черниговского и Нежинского. В течение последующих десяти лет владыка Феодосий — епископ Полтавский и Кременчугский (с 30 марта 1964 года), затем — Черновицкий и Буковинский (с 7 октября 1967 года), а с 2 февраля 1972 года — Смоленский и Вяземский. 9 сентября 1978 года Преосвященный Феодосий возведен в сан архиепископа, а с конца декабря 1984-го в течение года — Патриарший Экзарх в Средней Европе и архиепископ Берлинский и Среднеевропейский. А 29 июля 1986 года владыка получает назначение на Омскую кафедру. Он ехал в далекий и неведомый ему Омск, представляя его холодным и заснеженным городом, местом ссылки Достоевского, втайне лелея надежду, что пробудет в нем недолго, года три... Но три года растянулись на двадцать пять, каждый из которых был ярким, насыщенным и плодотворным в духовной жизни Омского Прииртышья. Храмостроительство было его особой жизненной стезей. Он устанавливал закладные кресты, и на их месте вскоре начинались стройки. И в воздвигнутых храмах — а их можно насчитать десятки — владыка Феодосий совершал первые богослужения. Уже в первые годы его архиерейского служения омские власти передали Церкви все сохранившиеся, но использовавшиеся не по назначению храмы Омской земли. Сегодня омичей и приезжих привлекает великолепие вновь восстановленного Успенского кафедрального собора. А в памяти многих жителей города надолго останется масштабная картина его стройки. Два года подряд, каждый день в жару, дождь и даже сорокаградусные сибирские морозы владыка Феодосий вместе с православными омичами служил молебен у поклонного креста, а потом все вместе обходили крестным ходом место строительства Успенского собора. Словно молитва поднимала каждый кирпич, каждый строительный блок. Этот удивительный духовный подвиг дал свои плоды — 15 июля 2007 года состоялось торжественное освящение возрожденного храма и перенос в него честных мощей священомученника Сильвестра, обретенных в ходе его строительства. При владыке Феодосии его стараниями на Омской земле были созданы две женские и одна мужская обитель. Среди них Ачаирский Крестовый монастырь, в Успенском соборе которого архипастырь и был погребен в мае 2016 г.

http://radonezh.ru/radio/2022/01/13/20-1...

Вятка. Никольский монастырь. Вятский Васильевский скит. Северный скит Никольского монастыря. Скит. Действует.   Год основания:приблизительно 1999 - 2005. 1999 принято решение о создании монашеской общины, 2005 получил статус скита . Ссылки:     Адрес: Омская обл. Усть-Ишимский р-н, д. Вятка Координаты: 57.696919, 71.739891 Проезд:Из Усть-Ишима по грунтовой дороге через Кайсы Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревянный храм во имя святого Василия Блаженного был построен в поселке Вятском в 1911 году на средства Переселенческого Управления. В приходе находились поселки: Орловский, Магазушинский, Иткамзинский, Тюлякский, Седовский, Чудесенский, Воздвиженский, Прекрасный, Ченгуракский, Васильев Бор - всего 218 дворов, 1738 человек. В поселках Вятском и Чудесенском имелись церковно-приходские школы. При церкви по штату состояли священник и псаломщик. В 1910 - 1912 годах настоятелем храма был о. Иоанн Петров, с 1913 года - о. Лев Меньшенин, с 1929 по 1937 год - о. Алексий Камнев. В 1937 году храм был закрыт, здание использовалось под клуб. Весной 1996 года митрополит Омский Феодосий (Процюк) благословил священника Усть-Ишимского Никольского храма о. Сергия Загребельного на восстановление Вятского храма. Зимний Покровский храм Вятского скита, нач. 2000-х гг. Осенью того же года в сельском доме был освящен зимний храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 2004 году была поднята колокольня, построена небольшая церковь в честь новомучеников Омских явленных и неявленных. В апреле 2005 года обитель приобрела статус северного скита Никольского мужского монастыря села Большекулачье. К 2008 году окончено строительство часовни в честь преподобного Серафима Саровского, проезжая дорога перенесена в обход обители. В ночь с 12 на 13 февраля 2014 года сгорел храм новомучеников Омских. http://drevo-info.ru/articles/25485.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=61585

  Косик О. В., в своих публикациях (см. список работ автора) пишет о том, что 15 февраля протоиерей Крестовоздвиженской церкви Чернигова Матвей Храмцов был назначен епископом на указанную кафедру с именем Матфей, а его хиротонию (после пострига в рясофор) 23 апреля того же года в Чернигове совершили архиепископ Пахомий (Кедров), епископы Борзенский Николай (Могилёвский) и Городнянский Никифор (Богословский). И повторяет фразу о том, что через 9 дней после хиротонии церковная власть в Чернигове перешла в руки Александра (Мигулина), назначенного образовавшимся в это время в Киеве обновленческим Всеукраинским высшим церковным управлением. Однако архиепископ Пахомий покинул Чернигов в январе 1923 года и, ему, по решению ревтрибунала, было запрещено в течении следующих трех лет находится в Черниговской губернии. Если допустить, что рукополагали Храмцова 23 апреля в Чернигове в тайне от органов ГПУ, то отсчитывая 9 дней от 23 апреля получим 2 мая. При этом, Ольга Косик пишет, что в феврале 1923 года местное духовенство во главе с викарными епископами Николаем (Могилевским) и Матфеем (Храмцовым) встретили епископа Александра в кафедральном Спасо-Преображенском соборе, " как подобало встречать епархиального архиерея " , но уже " на второй день епископ Николай вызвал к себе соборное и городское духовенство и дал им разъяснение, что новоприбывший епископ является обновленцем, которого он не может признать правящим епископом, а также запрещает духовенству епархии признавать за такового. Епископ же Матфей еще некоторое время оставался в подчинении епископа Александра... " (см. Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине, 1917-1943. М., 2004. с. 255). И если, как пишет Косик, Александр Мигулин прибыл в Чернигов в феврале 1923 года, но власть к нему перешла только 2 мая, то становится непонятным, когда и в каком сане и статусе епископ Матфей Хромцов мог подчиниться обновленческому епископу и, затем, по указанию последнего прибыть, в Новгород-Северский 1 мая. А если нареченный во епископа Мафтвей Храмцов подчинился обновленцам до своей хиротонии, то тогда встает вопрос о причинах его рукоположения 23 апреля.

http://drevo-info.ru/articles/13675811.h...

Н. стал вторым Львовским архиереем из числа бывш. униатского духовенства после занимавшего кафедру в 1960-1964 гг. еп. Григория (Закаляка ; впосл. архиепископ). 18 апр. 1966 г. возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке. 17 июня 1971 г. возведен в сан митрополита. Стараниями Н. в 1968 г. во Львове было возобновлено издание на укр. языке ежемесячного ж. «Православний bicmhuk» (с 1946 по 1962 изд. во Львове, с 1971 - в Киеве). Разрешение властей на издание журнала архиерей добился, обосновав его необходимостью усиления борьбы с униатами в связи с происшедшей в том году легализацией униат. Церкви в Чехословакии. Возобновленный журнал готовили к изданию ближайшие сотрудники Н.- священники Никита Павлосюк и Юрий Процюк. Также Н. подготовил текст 1-го в Советской Украине молитвослова на укр. языке (изд. в 1968), что тоже было продиктовано необходимостью противостояния униат. подполью. Н. активно участвовал в создании в 1969 г. филиала ОВЦС при Украинском Экзархате, наиболее деятельными сотрудниками к-рого стали львовские священники. Как считают исследователи (свящ. Иларион Карпяк, И. Преловская, Н. Шлихта, И. Скочиляс, А. Юраш и др.), Н. старался сохранить особую «галицкую богослужебную традицию» (или т. н. галицкий обряд), с местными церковными обычаями и богослужебными традициями, частично имеющими униатское происхождение. Н. не соглашался с требованиями возведенного в 1966 г. на Киевскую кафедру и ставшего экзархом Украины митр. Филарета (см. Денисенко М. А.) в кратчайшие сроки устранить следы униатского влияния в западноукр. храмах. По мнению Н., поспешность в проведении полной унификации богослужебной практики вызвала бы неприятие большинства верующих и, как следствие, усилила бы позиции нелегальных общин. Это могло бы привести к отпадению от Православия мн. прихожан, особенно в отдаленных сельских приходах. Во время совещания архиереев западноукр. епархий в Киеве в февр. 1974 г. митр. Филарет подверг критике руководство Львовской епархии за то, что значительную часть духовенства там составляли бывш.

http://pravenc.ru/text/2566028.html

Папа Римский Пий XI Советская власть по-своему реагировала на действия Ватикана. Через пять лет из Москвы как шпион будет выслан католический епископ Пий Неве. В документах НКВД о нем говорилось, что, «проживая длительное время на территории СССР под видом миссионера и религиозного деятеля, [Неве] занимался шпионажем против Советского Союза». Думается, шпионом его назвали неслучайно. Но это будет позже, а пока работала разведка… Из агентурных сведений от октября 1930 г .: «“Коллегиум руссорум” при Ватикане передала непосредственно руководство работой по пропаганде католицизма в СССР французской католической церкви. Кадры католических проповедников для России подготовляются главным образом в Бельгии, откуда они нелегально переправляются в СССР через Польшу. Еще до дипломатического зондажа папы через своих представителей в ЧСР и других странах о возможности установить с советским правительством дипломатические отношения и в своем роде “модус вивенди” (это было в 1928 г .) папой был намечен в качестве своего нунция в СССР некто Федоров, русский католик. Этот Федоров в 1927 г . нелегально был переправлен польским ксендзом в Минск, где нелегально проживает до сих пор, являясь неофициальным папским агентом. Фамилия Федоров — настоящая». Леонид Федоров действительно был папским экзархом для католиков восточного обряда, и его нелегально-прозелитическая деятельность не могла не волновать власть. Срочно потребовалось опровержение фактов религиозных преследований в СССР, о которых писала зарубежная печать. Практическое осуществление этого мероприятия вновь было поручено Е. А. Тучкову. Он предложил митрополиту Сергию выступить на пресс-конференции перед советскими и иностранными журналистами с опровержением мирового общественного мнения о гонениях на религию в СССР. 1972 год – Состоялось заседание Священного Синода. Синод произвел новые назначения и перемещения. Епископом Омским и Тюменским назначен епископ Вологодский и Великоустюжский Мефодий (Мензак); архиепископом Вологодским и Великоустюжским — архиепископ Новосибирский и Барнаульский Павел (Голышев); епископом Новосибирским и Барнаульским — епископ Смоленский и Вяземский Гедеон (Докукин); епископом Смоленским и Вяземским — епископ Черновицкий и Буковинский Феодосий (Процюк); епископом Черновицким и Буковинским — епископ Переяслав-Хмельницкий Савва (Бабинец).

http://pravoslavie.ru/5345.html

До 1840-х годов собор служил усыпальницей Тобольских архипастырей . 13 ноября 1898 года при соборе было открыто попечительство . В советское время Тобольский Софийско-Успенский собор после 1920 года. Собор был закрыт в 1920-х годах . В 1922 году были конфискованы все соборные драгоценности. В начале 1930-х годов собор принадлежал организации " Союз-хлеб " и использовался как зерновой склад вплоть до начала Великой Отечественной войны . Затем здание собора долгое время пустовало, известно, например, из документа 1945 года, что: " Здание (собора)…не эксплуатировалось (сверху машинописи от руки написано " с 1920 г. по прямому назначению " ), а временно было использовано под склад зерна и в течение последних пяти лет остается свободным " . Бесхозным собор оставался еще долгое время и постепенно начал разрушаться. В 1961 году здание собора было передано образовавшемуся в Тобольске музею-заповеднику с последующей реставрацией под музей. В процессе " реставрации " собор утратил кресты, однако купола и маковки были отремонтированы, полы были залиты бетоном, оштукатурены стены. К 1980 году в соборе был проведен капитальный ремонт, как сообщает один из советских документов. Но полная реставрация не была закончена даже к 1986 году. В " Информации об использовании культовых зданий по городу Тобольску… " представленной Уполномоченному Совета по делам религий при СМ СССР по Тюменской области тов. Замятину Н.Я. показано, что Собор находится на реставрации и только планируется " завершить реставрационные работы " . 28 марта 1987 года в Тюменский обком обратился архиепископ Омский и Тюменский Феодосий (Процюк) с просьбой вернуть собор законному владельцу, то есть Русской Православной Церкви . " В настоящее время, - писал Владыка, - собор находится в полуразрушенном состоянии, хотя его реставрация длится уже более десяти лет. Уместно добавить, что на реставрацию собора за это время Епархиальным управлением было отпущено 70000 рублей. Мы обязуемся без промедления приступить к реставрации и вернуть памятнику архитектуры первозданный облик " .

http://drevo-info.ru/articles/22100.html

отказался возглавить православную Церковь в Польше и управлять Волынской епархией, а в настоящее время является главой православной Церкви в Генерал-губернаторстве, в состав которого Украина не входит. Эти же мотивы владыка Алексий изложил и в своем официальном ответе митрополиту Дионисию (Валединскому) от 2 сентября 1941 Уникальная информация о дальнейших действиях Варшавского митрополита по распространению своей власти на Украину приводится в монографии современного украинского историка Ю. Волошина со ссылкой на архив Службы безопасности Украины по Харьковской области. Он сообщает, что глава Варшавской митрополии специально предпринял поездку к Константинопольскому Патриарху Вениамину для узаконения своих претензий на Киевскую митрополию. Во время встречи Дионисий просил Патриарха благословить его на «установление порядка в церкви на оккупированных немцами землях Украины». В ответ Патриарх Вениамин будто бы заявил, что присоединение Киевской митрополии в 1685 г. к Московскому Патриархату было неканоническим, поэтому Киевская митрополия подлежит его юрисдикции, и это позволяет митрополиту Дионисию организовать церковную жизнь на ее территории. Позднее, когда 1 сентября 1941 г. немецкая Служба безопасности запретила Дионисию (Валединскому) проезд на митрополит Варшавский вновь обратился к Патриарху Константинопольскому за разрешением назначить своим администратором на Украине «архиепископа» Поликарпа Достоверность данных сведений весьма сомнительна. Во-первых, больше ни у кого из современников событий, а также у апологетов «автокефалии 1942 г.» эти факты не упоминаются. Только митрополит Феодосий (Процюк) в своей монографии сообщает об этом случае как о неком слухе, оценивая его как маловероятный. Наведенные им справки у близких в то время к митрополиту Дионисию людей отрицают возможность такой поездки (митрополит Феодосий предположил, что вопрос о церковных делах на Украине мог быть поднят в переписке между митрополитом Дионисием и Патриархом Во-вторых, митрополит Дионисий в то время еще держал в тайне от архиереев Генерал-губернаторства свои притязания на скрыть от последних поездку в Константинополь было бы абсолютно невозможно.

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

Владыка Феодосий (Процюк) Информацию об открытии училища до меня донес школьный преподаватель, он вел факультатив «мировая художественная культура», параллельно с этим был певчим в храме — подрабатывал просто как светский человек в верхнем хоре. Он вызвался меня познакомить с кем-то из священников, причастных к училищу, сказав: «Там все попы, и даже водитель у владыки — поп». Я подумал: «Ничего себе, у них такая мистическая погруженность, что даже водитель, ни больше ни меньше, должен быть попом». Немного детское восприятие, показывающее, насколько я, да и тот певчий, учитель МХК — ничего не понимали в вопросах веры. Когда пришел, меня сразу в алтаре подвели к владыке под благословение. Он сказал: «Будешь помогать у нас в храме? Смотри, видишь, у нас ребята ходят». «Да, владыка, с удовольствием», — ответил я. Отстоял первую всенощную, литургию на Рождество и остался у владыки на два года в качестве иподиакона. Из школы я ушел, забрал документы в середине учебного года, несмотря на протест и недоумение родителей, которые даже ходили в церковь, чтобы батюшки повлияли на мое решение оставить школу и внушили мне ту мысль, что надо все-таки окончить десять классов. Но тут я оказался непреклонен. С Рождества начались занятия в духовном училище. Было интересно погрузиться в новую жизнь, мы с утра до вечера находились при храме, с охотой выполняли любое послушание. Понятно, что по уровню образования — это были скорее курсы, все делалось по наитию, литературы было мало, программы учебные только составлялись. Де-факто это были какие-то богословские курсы, где и ребята-иподьяконы, и седые священники без образования, и бабушки с кошелками — все могли прийти и послушать, как кто-то более или менее системно, по конспектам, сохранившимся со времен обучения в Московской семинарии, читает лекции, а кто-то — бесконечно импровизирует на занятиях, как владыка Феодосий. В Лавру с чемоданчиком Через два года владыка написал рекомендацию, и мы с другом — Ваней Холкиным, который теперь протоиерей Иоанн Холкин, настоятель московского храма, с чемоданчиками из кожзаменителя поехали в Лавру, перед поступлением — утепляли переходный корпус, как раз его только-только отдали семинарии. Семинарский корпус тоже тогда только заработал.

http://pravmir.ru/igumen-zosima-balin-s-...

Во время нем. оккупации Донбасса в регионе возобновилась церковная жизнь. Есть свидетельства того, что принадлежавший к канонической Украинской автономной Церкви еп. Димитрий (Маган) в янв.- сент. 1943 г. занимал Донецкую кафедру, при приближении советских войск епископ уехал на Запад ( Феодосий (Процюк), митр. Обособленческое движение в православной Церкви на Украине: (1917-1943). М., 2004. С. 473, 562). Жителям Мариуполя было разрешено использовать заброшенные помещения под церкви, т. к. все храмы еще до войны были разорены и частично разрушены (в 1936 взорвана Успенская ц., в следующем году уничтожен Рождество-Богородичный храм). В 5-этажном здании был освящен Преображенский собор, где поместили извлеченные из краеведческого музея мощи свт. Игнатия. При отступлении немцы подожгли здание. Часть мощей святителя была спасена и перенесена в новое здание собора на Митрополичьей ул. Оккупационные власти выделили также помещения для греч. ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и для Свято-Николаевского храма. Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Мариуполе. 1780 г. Фотография. 1900 г. (ГИМ) Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Мариуполе. 1780 г. Фотография. 1900 г. (ГИМ) 21 мая 1944 г. Крутицкий митр. Николай (Ярушевич) возглавил в Москве хиротонию Никона (Петина) во епископа Ворошиловградского и Донецкого. При владыке Никоне в Ворошиловграде (совр. Луганск) были устроены богословские пастырские курсы, на к-рых он читал лекции. В послевоенные годы удалось сохранить приходы, открывшиеся во время нем. оккупации, в Ворошиловграде был построен Никольский собор. Еп. Никон создал епархиальную комиссию по ремонту и росписи храмов. 3 авг. 1948 г. еп. Никон был назначен на Херсонско-Одесскую кафедру, оставаясь управляющим Ворошиловградско-Донецкой епархией. С этого времени до 1990 г. Донецкая епархия находилась под упр. Одесских архиереев. В ходе нового наступления на Церковь в кон. 50-х - 60-х гг. (см. Хрущёв Н. С.) почти все храмы в области были закрыты, частично разрушены (в 1963 снесена Свято-Николаевская ц. в Мариуполе).

http://pravenc.ru/text/178935.html

   001    002    003   004     005