Крещения ( Исх.14:15–18, 21–23:27–29 ); третья глаголет о всемогуществе Господа, проявленном над водами Мерры, которые силою благодати претворены из горьких в сладкие, и указавшем в пустыне дванадесять источников вод для утоления жажды народа Божия ( Исх.15:22–27, 16:1 ). После трех паримий чтец возглашает тропари, прославляя человеколюбие Сотворившего мир и просвещающего седящия во тьме. Потом четвертая указует вседетельную благодать Божию над водами Иордана, которые открыли дно для шествия Израилю ( Нав.3:7–8:15–17 ); пятая – благодатную власть над водами Иордана, открывшими дно для прошествия Илии и Елисею ( 4Цар.2:6–14 ); шестая – над водами Иордана, давшего Нееману очищение от проказы чрез семикратное погружение в них, по слову прор. Елисея ( 4Цар.5:9–14 ). По произнесении сих трех паримий чтец опять возглашает тропари, в которых прославляется Господь, Коего свет воссиял на седящия во тьме. Седьмая паримия та же, которая читается на 3-м часе навечерия; восьмая – о всесильной благодати Божией над водами Иордана, по которым прошел патриарх Иаков ( Быт.32:1–10 ); девятая – над водами реки, из которой взят невредимым Моисей ( Исх.2:5–10 ); десятая – о благодати, явленной в росе руна Гедеона, укрепившей веру его в призывание Божие для спасения евреев от мадиамлян ( Суд 6:36–40 ); одиннадцатая – над водою, троекратно излиянной на приготовленную жертву Илии, не воспрепятствовавшей действию огня, низведенного на жертву пророком Божиим ( 3Цар.18:30–39 ); двенадцатая – над водами Иерихона, исцеленными Елисеем ( 4Цар.2:19–22 ); тринадцатая – та же, которую мы слышали на 9-м часе навечерия. Апостол на литургии навечерия проповедует об исполнении во Иисусе Христе, принявшем крещение, древних прообразований, яко отцы наши вси под облаком быша, и вси сквозе море проидоша ( Исх.13:21, 14:22 ), и вси в Моисея крестишася во облаце и во море ( 1Кор.10:1–4 ) 200 . Евангелие благовествует о проповеди Предтечи Христова к народу Божию ( Лк.3:1–18 ). В навечерие Богоявления, как и в навечерие Рождества Христова, Церковь держит пост, обыкновенно называемый сочельником или сочевником, и хранимый перед Рождеством Христовым, по преданию, до вечерней звезды, а перед Крещением до вкушения св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

св. Апостолов (Ibid. Р. 32-33). Когда ок. 527 г. имп. Юстиниан I велел перестроить ц. св. Апостолов, в фундаменте храма были обнаружены 3 деревянных гроба с надписями, указывавшими, что в них покоятся мощи апостолов Андрея, Л. и Тимофея. После торжественных шествия и службы гробы украсили и «вновь скрыли их в земле» ( Procop. De aedif. I 4. 9-23). При этом, согласно Житию ап. Луки Симеона Метафраста, деревянные гробы были заменены серебряной ракой (PG. 115. Col. 1140). В более поздних источниках отмечено, что мощи апостолов находились под св. престолом (напр., сообщение Антония Новгородца, ок. 1200 - Книга Паломник. С. 24). Однако в «Анониме Меркати» (XII в.) упоминается, что глава Л. хранилась в ц. Пресв. Богородицы Фаросской в Большом дворце в К-поле (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 440). Р. Гонсалес де Клавихо в нач. XV в. отмечал, что в К-поле в мон-ре св. Франциска находилась часть руки Л. (Реликвии в Византии и в Древней Руси: Письменные источники. М., 2006. С. 242). Из к-польских календарей известно о праздновании 20 июня обретения одежд св. Иоанна Предтечи, апостолов Л., Андрея и Фомы, прор. Елисея и прав. Лазаря и положения их в храме св. Апостолов (SynCP. Col. 759-760). Они были обретены между 956 и 959 гг. в мон-ре Августы ( Janin. Églises et monastères. P. 45). По словам Антония Новгородца, ок. 1200 г. одежды апостолов находились за престолом в особой раке (Книга Паломник. С. 24). Гробница ап. Луки в базилике св. Иустины в Падуе (Санта-Джустина) На Западе мощи Л. появились уже в IV в. Гауденций , еп. Бриксии (Брешиа), в 17-й гомилии на освящение построенной им базилики Святых (400-402) говорил о привезенных им для этого храма мощах св. Иоанна Предтечи и апостолов Андрея, Фомы и Л., которые он приобрел во время путешествия по Востоку (ок. 386) ( Gaud. Tract. 17//PL. 20. Col. 962-963). В Медиолане в базилике Апостолов у Римских ворот также хранились частицы мощей этих святых, возможно, полученные также от Гауденция ( Villa E. Il culto degli apostoli nell " Italia Settentrionale alla fine del secolo IV//Ambrosius. Mil., 1957. Vol. 33. Р. 245-264).

http://pravenc.ru/text/2110770.html

На иконах и в произведениях шитья нет важных изменений; по большей части здесь изображение краткое; таковы: икона Академии художеств 75 (греч. XV в.), Афоноандреевского скита (в ризнице), собрания Силина, киевского музея 28 и 50 1727 ; шитая епитрахиль русской работы в ризнице Афоноиверского монастыря и др. Особую группу составляют иконы с подробным изложением события (икона из собрания Постникова); но и здесь центральное изображение следует обычной схеме, а подробности помещаются на полях иконы в виде отдельных изображений. На русских иконах осел по большей части заменяется конем. Миниатюры лицевых Страстей следуют обычной схеме, хотя текст Страстей и имеет некоторые отличия от текста подлинных Евангелий. Рукописи О. Л. Д. П. CLXXVI, 91; CXXXVI, 1093; LXXIII, С.-Петерб. Дух. Акад. А 1 / 23 ). Искусство западное также не сообщило оригинального развития этой теме. Памятники: кодекс Эгберта 1728 , антифонарий Линда 1729 , graduale нац. библ. 9448, оклад книги нац. библ. 9384 1730 , рукопись нац. библ. 11560, миниатюры, изданные Лябартом 1731 и Бастаром 1732 , нац. библ. 26 Vita Christi, латинский молитвенник той же библ. 1176 (л. 115); французская рукопись той же библ. fr. 828 (л. 191 об.); картина школы Тинторетто в галерее Уффици 597 и – Таддео-Гадди 1733 . В Библии бедных 1734 ко входу Иисуса Христа в Иерусалим отнесены пророчества Захарии ( Зах. 9:9 ), Исаии ( Ис. 62:11 ), Давида ( Пс. 149:2 ) и Соломона ( Песн. 3:11 ) и прообразы: торжественный вход Давида в Иерусалим после победы над Голиафом ( 1Цар. 18:6–7 ) и встреча прор. Елисея в Иерихоне пророческими детьми после вознесения Илии на небо ( 4Цар. 2:15–16 ). Изображение входа в Иерусалим обнаруживает замечательную устойчивость в своих иконографических формах. Иисус Христос в сопровождении апостолов и перед Ним группа людей и город – черты типические, повторяемые во многих других византийских изображениях встреч и бесед. Ослица или заменивший ее, по причине понятной, на русских памятниках конь явились по прямому требованию евангельского текста; также и вайи, и постилание одежд.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Кроме единоличных икон существует ряд икон с изображением Собора Радонежских святых, в состав которых входит образ М. Г. Еще в Буслаевском иконописном подлиннике кон. XVII - нач. XVIII в. под 21 янв. приведена память М. Г.- «Радонежского чюдотворца» (РНБ. Q.XIII.11. Л. 80-81 об.). Самая ранняя икона этого типа - «Прп. Сергий Радонежский, с учениками в молении Св. Троице» (вклад Анны Шереметевой в Троице-Сергиеву лавру, после 1674, СПГИАХМЗ) с пластинчатым серебряным окладом. На иконе ученики прп. Сергия расположены в 3 ряда в молении иконе Св. Троицы, расположенной в центре верхнего поля. В каждом ряду по 2 группы учеников, стоящие друг напротив друга. Изображение М. Г. находится в нижнем ряду, он представлен крайним справа, за фигурой прп. Елисея Радонежского. Фигура дана в рост, в 3/4-ном развороте влево, взгляд М. Г. обращен вверх, руки протянуты вперед в жесте моления; широкая борода доходит до груди. На святом зеленый подрясник и длинная коричневая мантия с желтой разделкой, схима, на голове - камилавка. На иконе «Радонежские чудотворцы», созданной попечением «старца Антония Болотникова» (2-я пол. XVII в., ризница Троице-Сергиевой лавры), 6 святых, изображенных на голубом фоне, разделены на 2 стоящие друг напротив друга группы в молении к благословляющему Христу в облачном сегменте вверху. М. Г.- старец с круглой формы седой бородой до груди - представлен в 3/4-ном повороте влево в нижнем ряду, за прп. Михеем Радонежским; на нем подрясник цвета золотистой охры и длинная коричневая мантия, на голове черная камилавка, левая рука в жесте моления, в правой руке держит свернутый свиток. На иконе Радонежских святых кон. XVIII - нач. XIX в. из ц. прор. Илии в Сергиевом Посаде в верхней части, на облаках,- деисусная композиция, ниже, на фоне голубого неба, представлены 8 святых, разделенных на 2 группы, М. Г. изображен 1-м в верхнем ряду в правой группе. На нем черные монашеские одежды, на голове черная камилавка, правая рука приложена к груди, в опущенной левой держит свернутый свиток. Белая седая борода доходит до груди, из-под камилавки выбиваются седые локоны волос. На иконе «Святые ученики прп. Сергия Радонежского» кон. XIX - нач. XX в. из Троице-Сергиевой лавры преподобные изображены на золотом фоне в 2 группы, по 4 ряда в каждой. М. Г. представлен в рост в 3/4-ном повороте влево в нижнем ряду правой группы, между прп. Дионисием Радонежским и свт. Серапионом, архиеп. Новгородским. У него коричневая широкая борода до груди. Левой рукой М. Г. указывает на икону Св. Троицы, к-рую держат стоящие в центре преподобные Сергий и Никон Радонежские.

http://pravenc.ru/text/2561634.html

В 1145 г. насельники монастыря, построенного в Севастии крестоносцами, обрели серебряный реликварий, в к-ром находились фрагменты мощей И. П. вместе с пеплом и углями. Подробности этого события неизвестны, о нем сообщает Иерусалимский патриарх Вильгельм I в окружном послании (1145) (Regesta Regni Hierosolymitani/Ed. R. Röchricht. Oeniponti, 1893. N 235; Le Roux de Lincy A., Bruel A. Notice historique et critique sur dom Jacques de Breul, prieur de Saint-Germain-des-Prés//Biblioth. de l " École des chartes. P., 1868. Vol. 29. P. 492-493), а также аббат Николай из Исландии (ок. 1150 - Николай, аббат. Дорожник/Пер.: Е. А. Мельникова//ДГВЕ, 1999. М., 2001. С. 404). Вскоре части этих реликвий были переданы на Запад в обмен на финансовую поддержку для реконструкции ц. Иоанна Предтечи в Севастии ( Kenaan-Kedar N. The Cathedral of Sebaste: Its Western Donors and Models//The Horns of Hattin. Jerusalem; L., 1992. P. 99-120; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb.; N. Y., 1998. Vol. 2. P. 285). В 50-х гг. XII в. Франциск де ла Рош, еп. Акры, получил от Севастийского еп. Райнерия частицы мощей И. П., к-рые были посланы им в мон-рь Флорен (в совр. Бельгии) и в ц. св. Иоанна в Льеже. Св. Иоанн Предтеча. Икона. Ок. 1350 г. (мон-рь Дечаны, Сербия) Св. Иоанн Предтеча. Икона. Ок. 1350 г. (мон-рь Дечаны, Сербия) Впосл. на обладание прахом И. П. претендовало неск. церквей. Одна из них - кафедральный собор св. Лаврентия в Генуе, куда, согласно традиции, прах был перенесен в 1098 г. из Мир Ликийских и где от него совершилось множество чудес. Наличие этой святыни в городе избавило жителей от эпидемии чумы. Существует также версия, что в X в. прах святого был перенесен из Александрии в монастырь прп. Макария Великого (см. Макария святого монастырь коптский), где был сокрыт много веков и вновь обретен лишь в 1976 г., во время реконструкции обители. Прах И. П. был найден вместе с прахом прор. Елисея в соответствии с описаниями, обнаруженными в монастырской б-ке и относящимися к XI-XVI вв. Ныне он находится в церкви монастыря в деревянной раке ( Kamil J. Christianity in the Land of the Pharaohs: The Coptic Orthodox Church. L.; N. Y., 2002. P. 49-51). Левая рука И. П.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Спустившись, мы сейчас же направились в крипту, где указывают место Иоанна Крестителя. Крипта довольно глубокая и после жары для пылающих путников показалась очень холодной. Там три гробовых камеры, которые показывают гробами Иоанна Крестителя, прор Елисея и пророка Авдия. Я поклонился предполагаемым святым воспоминаниям и сейчас же отправился вверх, боясь простудиться, а богомольцы запели пасхальный канон... Отдыхать мы здесь не стали, а отправились дальше, чтобы часок-другой отдохнуть и поесть на вольном просторе, около одного большого источника... Нам опять приходилось подниматься все выше и выше, пока наконец часа чрез 1S показался давно желанный источник. Местность хорошая; оливковая роща; около ручья масса женщин и детей; одни берут воду, другие моют, третьи играют... Картина веселая и живописная; и совершенно в духе и колорите древнейших библейских времен. Женщины так же носят кувшины на головах или на плече; кувшины той же древней восточной формы; тип женщин очень красивый, множество браслет нанизано на ногах и руках; я купил четыре браслета местной работы из Наплуза, по франку за браслет. Девочки лет 13 уже, оказывается, выданы замуж и имеют детей; они резвятся, шалят, болтают, засматриваются на проезжих так же, как и дети. Некоторые богатые костюмы очень живописны; у бедных одна рубашка, и больше ничего; впрочем, иногда голова прикрыта от жары... В тени олив, на травке, около самого ручья попили мы чайку, закусили и отдохнули. Затем полегоньку направились к ночевке в деревню Буркин, где, по преданию, Христос исцелил 10 прокаженных; поэтому эта ночевка так и называется у русских богомольцев – «Прокаженный»... Дорога ничего собой не представляла особого, и у меня не сохранилось почти никакого воспоминания. Часа 3 или 4 мы шли до Буркина и добрались еще засветло. Кавас повел меня в самый богатый православный дом ночевать, а народ направился к греч церкви, где внутри ее и приготовлен был общий ночлег, точно на постоялом дворе. Наш хозяин – владелец стада баранов штук в 500–600; три брата, все женатые, семейные; у каждого вокруг двора свои домики; каждый имеет свое дело; все не разделены и подчиняются старшему брату; впрочем, есть и старушка мать, но она так уже, в виде гостьи, а не хозяйки...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Свят. Иоанн Златоуст говорит о том, что как Илия, вознесшись на небо, оставил ученику только свою накидку, которая стала для Елисея дороже золота, так и Иисус Христос после вознесения оставил ученикам Свое Тело (т. е. Евхаристию) (Беседы к Антиохийскому народу о статуях, 2. 26). Анагогический метод толкования (от греч. ναγογ [анагоги] — «возведение») — выяснение эсхатологического смысла Священного Писания, т. е. поиск указаний на исполнение всех Божиих обетований в грядущем Царстве Божием. Началом аналогического толкования относится еще к ветхозаветному времени. Например, прор. Амос вложил новое содержание в идею Дня Господня. Если прежде его понимали как победу народа Божьего над врагами, то пророку он открылся как Суд Божий над неправдой человеческой ( Ам.5:18-20 ). Наиболее часто анагогический уровень Священного Писания рассматривают на примере Иерусалима. На буквальном смысловом уровне это еврейский столичный город; на переносном — вся Иудея; на типологическом — Церковь Христова; на аллегорическом или тропологическом — душа человека; на анагогическом — небесный град. Конечно, вопрос о способах толкования и связанной с ними терминологии более сложный, чем здесь написано. В святоотеческих творениях нет единства в терминах. Разные святые отцы по-разному называли применяемые ими способы толкования. Например, аллегория, тропология, типология и анагогия у многих были практически синонимами и сначала обозначали просто образное, иносказательное выражение. Например, блаж. Августин называл типологический метод «аналогией», по способу установления связи между ветхозаветным прообразом и той реальностью, на которую этот прообраз указывал в Новом Завете. А у преп. Иоанна Кассиана Римлянина (ок. 360–435 гг.) этот способ назван «аллегорией». Свят. Иоанн Златоуст и свят. Кирилл Александрийский часто применяли к небуквальным способам толкования термин «умозрение» (или «созерцание», θεωρα [феориа]), потому что за буквальным смыслом созерцается таинственный смысл. Аккомодативное толкование (accommodatio — «приспособление», «приноровление») — это механическое приспособления библейского текста, чаще всего пророчеств, под современные события, лишь внешне сходные с библейской ситуацией. Аккомодативно может толковаться и Ветхий и Новый Завет. Например, в пророчествах из Откровения Иоанна Богослова часто ищут указания на события сегодняшних дней.

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

Юрисдикция ИПЦ распространяется на Израиль, Палестинскую автономию, Иорданию, Синайский п-ов (Египет). В составе Патриархата действуют 3 епархии: митрополии Птолемаидская (кафедральный собор св. Георгия в Акко; 14 приходов) и Назаретская (кафедральный собор Благовещения в Назарете; 6 приходов) и автономная Синайская архиепископия (мон-рь вмц. Екатерины ). Проч. архиереи ИПЦ носят титулы древних епархий и мон-рей ИПЦ и исполняют различные обязанности в структурах Патриархата. Существуют также 7 Патриарших территориальных управлений (эпитропий), к-рые возглавляют архиереи. Эпитропии расположены в Вифлееме (храм и мон-рь Рождества Христова), Аммане, Иоппии (Тель-Авив; храмы св. Архангелов, св. Георгия и св. Тавифы), Газе (мон-рь св. Порфирия), Ирбиде (ц. св. Георгия), Мадабе (ц. св. Георгия) и Катаре. Всего в ИПЦ насчитывается ок. 70 приходов, в т. ч. в Иордании - 37 (кафедральные соборы св. Иоанна Предтечи и Благовещения в Аммане), на зап. берегу Иордана - 10. Действуют 21 муж. и 2 жен. мон-ря (в т. ч. лавра св. Саввы Освященного, мон-ри св. Георгия Хозевита, св. Герасима Иорданского, св. Феодосия Киновиарха, прор. Елисея в Иерихоне , Марфы и Марии в Вифании , Гефсимания , Малая Галилея, гора Фавор и др.). ИПЦ владеет подворьями в Афинах, в Стамбуле, в Никосии и в Москве (ц. Воскресения словущего и св. ап. Филиппа у Арбатских ворот; Филипповский пер., 20; подворье основано в этом же храме в 1817, закрыто советской властью, храм оставался действующим; статус подворья ИПЦ восстановлен в 1989). ИПЦ принадлежат также 3 мон-ря в США: Св. Креста в Нью-Йорке, Вознесения в Рисаке (шт. Джорджия) и Воскресения во Фридли (шт. Миннесота). Иерусалимская Патриархия содержит гимназию и лицей Св. Гроба, патриаршую школу св. Димитрия в Иерусалиме, гимназии и лицеи в Аммане, Акабе, Рамле, Рамаллахе, Эт-Тайибе, Эль-Фухайсе, Мадабе, Газе и в районах проживания кочевников в Иордании; издает журналы «Новый Сион» (Να Σιν) на греч. и «Свет Христов» (    ; Нур аль-Масих) на араб. языках. История. Начало ИПЦ и апостольский век

http://pravenc.ru/text/293788.html

    Сакраментарий папы Григория.     В сакраментарии папы Григория великого. ( 604) перечисляются почти те же святые, которые находятся и в Алляциевом календаре; разности очень малы: в савраментарии Григория поименованы по числам все 12 апостолов, а в Алляциевом нет ев. Матфея, апп. Матфия, Фомы и Иакова Зеведеева. Затем очень не много памятей есть в Алляциевом календаре, которых нет в сакраментарии Григория великого, и наоборот у Григория есть еще весьма немногие памяти, коих нет в Алляциевом.     С Алляциевым еще сходнее календарь, изданный Фронтоном в 1720 году и относимый им не позднее как к первой половине 8 века (от 714 по 741 г.). Разности между тем и другим ничтожны, именно: во Фронтоновом есть памяти: 16 янв. св. Маркелла, 13 мая освящение Марии, 14 мая св. Феликулы, коих нет в Алляциевом, но в Алляциевом есть 3 мая Обретение св. креста, 15 мая св. Вита, 22 июня св. Пракседы, 29 авг. св. прор. Елисея, 22 янв. Анастасия монаха, которых нет во Фронтоновом; кроме того св. Силивестра 31 дек. во Фронтоновом, а не 2 янв. и Усекновение главы Иоанна Предтечи не 29 авг., а 30. Бандиниев и другие     Замечателен календарь, писанный в начале 9 века, находящийся в кодексе медицейской лаврентиевой библиотеки во Флоренции и обнародованный в каталоге сей библиотеки, составленном г. Бандини.     К сожалению сохранился не весь; начинается с 6 июня и кончается 27 дек. Каждому числу предшествуют два ряда латинских букв — знаков пасхальных; в первом ряду идут 19 букв по латинскому алфавиту (от а до 1), во втором 7 букв (от а до g), и затем повторяются; показывается положение солнца по знакам (во льве, раке, и т. д.), показаны и другие времена или части года; напр. 20 июня солнцестояние (solsmicium), 7 ноября начало зимы; показаны месяцы и но египетским названиям; некоторые строчки и слова писаны зелеными и красными чернилами, наприм. g. d. VI (27 дек.) пятый египетский месяц Тиби (зелеными чернилами, 1-е число его падало на 27 дек.). Кончина (namale) Иоанна евангелиста; 26 июля тень исчезает в Мерое (umbra absumitur in Meroe — египетское озеро). Это показывает древность календаря, потому что после 1 всел. собора вся вселенская церковь руководилась времясчислением александрийской церкви, где процветала астрономия, и александрийские предстоятели вперед вычисляли время пасхи, след. всего церковного года, и это расчисление посылали по другим церквам. Св. Кирилл александрийский составил свой пасхальный канон, начиная 153 годом эры Диоклитиана (437 годом по Р. X.) и кончая 247 годом той же эры (531 годом по Р. Хр.). Дионисий малый, римский аббат, продолжил этот канон до 892 года и изменил его только в том, что вместо эры Диоклитиана ввел в него эру от Р. X. Этот канон Дионисия или правильнее св. Кирилла и принят всеми христианскими церквами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Крестными ходами сопровождались торжественные встречи церковных иерархов и правителей. 6 марта 1390 г. по случаю встречи митр. Киприана, приехавшего из Киева в Москву, состоялся крестный ход. Вел. кн. Василий I с матерью и братьями встречал святителя до въезда в город, затем был устроен торжественный крестный ход от мон-ря Николы Старого к Успенскому собору. Крестным ходом 1 сент. 1471 г. митр. Филипп I встретил возвратившегося из новгородского похода вел. кн. Иоанна III, который привез образ Спасителя на престоле. Икона была поставлена в кремлевском Успенском соборе. Возможно, эта встреча произошла близ каменного моста через р. Неглинную, у ц. Параскевы Пятницы. Народ встречал образ за 7 верст от города, но, вероятно, без крестного хода. 29 окт. 1552 г. чествовали царя Иоанна IV, взявшего Казань. Встреча войска во главе с царем и крестного хода во главе с митр. Макарием, несшего Владимирскую икону Божией Матери и др. иконы, состоялась у Сретенского мон-ря. 21 марта 1563 г. к возвратившемуся из успешного полоцкого похода царю вышел митр. Макарий с крестным ходом. Митрополит встретил государя у ц. во имя святых Бориса и Глеба у Арбатских ворот. В 1591 г. крестный ход во главе с патриархом Иовом встречал царя Феодора Иоанновича после успешного похода в Прибалтику во время русско-швед. войны. 20 июня 1605 г. церковные иерархи встречали Лжедмитрия I крестным ходом с образами и хоругвями при колокольном звоне. У Лобного места был отслужен молебен, самозванца благословили иконой, после чего он въехал в Кремль. Крестным ходом с главными государственно-церковными реликвиями у Спасских ворот Кремля встречали в 1613 г. избранного на царство Михаила Феодоровича. 14 июня 1619 г. царь с крестным ходом встречал за Никитскими воротами Белого города своего отца митр. Филарета, возвращавшегося из польск. плена; в память об этом между Тверской и Никитской улицами была возведена ц. во имя прор. Елисея (не сохр.). Крестные ходы устраивались с молитвой о Божией помощи в военных походах и в благодарность за дарование победы.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010