Возможно, еще к древнейшему (до XIII в.) периоду относится перевод слова B. на Сошествие Св. Духа (нач.: «Наста убо нам на успешна церкви душевная позорища...»), помещенный в дополнении к серб. списку Паренесиса прп. Ефрема Сирина нач. XIV в. (Хиландар. 384. Л. 400 об.- 402) и в рус. Торжественнике триодном 1477-1479 гг. (РГБ, Собр. МДА фунд. 48). Во 2-й пол. XIV в., вероятнее всего, в К-поле болг. книжниками были переведены в составе т. н. Студийской коллекции ( Юфу. С. 299-344) минейные гомилии с именем B. ( Hannik. S. 99, 152, 222) на Воздвижение Креста Господня (нач.: «Всяко убо иже от горшаго на лучьшее преложение...»; в греч. традиции известна также с именем свт. Иоанна Златоуста), на ап. Андрея Первозванного (нач.: «Зря светлое сие и аггелское небеснаго отьца...»; в греч. традиции встречается также с именами святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста) и прор. Елисея (нач.: «[Еже] От пророк словом Христа проповедаше...») и триодные 50-го цикла на Вознесение (нач.: «Чьстно сътекшихся съеловие, светла празднующих лица...»), «о святом воображении веры» в субботу Пятидесятницы (нач.: «Мал убо вам церковнаго православия есть кивот...») и в Пятидесятницу «на еретики о Божественней Троице» (нач.: «Многа некако есть брашномь пъстрота..» - см.: Мошин. С. 93-95, 75). С XV в. похвальные слова B. на Воздвижение Креста и прор. Елисею получают распространение в рус. рукописной традиции (Hannick. S. 99, 222), 1-е из них включено в состав Великих Миней Четьих митр. Макария (ВМЧ. Сентябрь. Дни 14-24. СПб., 1869. Стб. 713-718). Похвала прор. Елисею ок. 1401-1402 гг. использована Григорием Цамблаком при создании похвального слова прор. Даниилу и трем отрокам. Лит.: Юфу З. За десеттомната колекция Студион (из архива на румънския изследвач Й. Юфу)//Проучвания по случай II Конгрес по балканистика. София, 1970 (=Studia balcanica 2). С. 299-344; Мошин В. рукописи у Nobujechoм Mysejy Хрватске. Копитарева збирка словенских рукописа и Цojcob одломак у Београд, 1971. С. 93-95, 75; Hannick Ch. Maximos Holobolos in der kirchenslavischen Literatur. W., 1981. S. 99, 152, 222.

http://pravenc.ru/text/150679.html

14). И. должен вернуться в дни Мессии, после чего вновь исчезнет, чтобы появиться еще раз во время решающего сражения с Гогом и Магогом (Седер Олам Рабба. 17). Во мн. агадических и легендарных рассказах И.- покровитель слабых и бедных ( Ginzberg. 1954). Он фигурирует в иудейских сочинениях постталмудического периода и выступает в Каббале вместе с Енохом (Метатроном) как толкователь небесных тайн. Созданная приблизительно в XIII в. в Испании кн. «Зохар» описывает общение рабби Симеона бен Йохая и его учеников с И. И. в Новом Завете О значении образа И. в новозаветную эпоху свидетельствуют 30 аллюзий на события его жизни в НЗ, к-рые осмысляются в свете евангельского повествования об Иисусе Христе как о пришедшем Мессии. В Иак 5. 17-18 обращения И. к Богу о начале и о прекращении засухи (3 Цар 17. 1) приводятся как пример силы молитвы. На рассказ о засухе в связи с образом И. есть ссылка в Откр 11. 6. Ап. Павел в Рим 11. 2-4 приводит разговор Бога с И. (3 Цар 19. 18), в к-ром Бог говорит пророку о 7 тыс. мужей в Израиле, не впавших в идолопоклонство. Ап. Павел называет их «остатком» иудеев, уверовавших в Иисуса Христа. Встреча прор. Илии с Елисеем. Клеймо иконы «Прор. Илия, с житием». 1-я треть XVI в. (ВГИАХМЗ) Встреча прор. Илии с Елисеем. Клеймо иконы «Прор. Илия, с житием». 1-я треть XVI в. (ВГИАХМЗ) Особенно много прямых и скрытых аллюзий на историю И. в Евангелии от Луки ( Evans. 1987). Иисус во время проповеди в назаретской синагоге приводит рассказ о воскресении пророком сына вдовы в Сарепте (Лк 4. 25-26). Сокрушаясь о том, что жители Его родного города не принимают Его, Христос указывает на И. как на пример того, как Бог проявляет Свою милость не только к избранному народу, но и к окружающим его язычникам. Эти слова вызывают гнев слушающих. Иисус совершает чудо воскрешения сына вдовы, после чего народ воспринимает Его как «великого пророка», который «восстал» в Израиле (Лк 7. 11-17). Чудесное деяние Иисуса Христа предстает своего рода повторением чудес, совершенных пророками И. (3 Цар 17. 17-24) и Елисеем (4 Цар 4. 32-37), т. о., Христос выступает наследником и продолжателем традиции 2 великих пророков. Ученики предлагают Иисусу свести огонь на одно из селений в Самарии, к-рое не принимает их, и указывают на то, что в такой же ситуации сделал И. (см. в 4 Цар 1. 9-16), следов., они воспринимают Иисуса Христа как нового И. Но Спаситель отказывается исполнить их просьбу, говоря, что это не соответствует «духу» Его земного служения (Лк 9. 52-55). Христос избирает одного из учеников, после чего тот просит позволить ему проститься с домашними, однако Иисус запрещает ему, говоря, что для Царства Небесного непригоден тот, кто кладет руку свою на плуг и смотрит назад (Лк 9. 61-62). Этот эпизод напоминает историю избрания И. Елисея в 3 Цар 19. 19-21, однако требования Иисуса оказываются более жесткими.

http://pravenc.ru/text/389301.html

В некоторых местах традиционно сохранялся обычай, когда парни мастерили сани для своих девушек-невест. Такие саночки раскрашивали и расписывали. Вместе на этих саночках катались с горы, веря, что с этого момента жизнь их будет неразлучной. Вечером дома хозяйка ставила на стол выпеченный в русской печке пирог с картошкой и рыбой. Расписные саночки дарили также бабушки своим внучатам, а крестные матери – крестникам. Вечер на Екатерину – время ворожбы. Молодежь загадывала на свое счастье. В первую очередь девушки гадали на своего суженого. Перед сном клали они под подушку кусок хлеба и загадывали, каким будет суженый. В Екатеринин день русские молились также св. мч. Меркурию Смоленскому, при защите Смоленска отразившего нападение татар. Еленины косы см.: Оленин День. Елеонская Елена Николаевна (23.06 3.10.1951), этнограф и фольклорист. Специализировалась по фольклору и этнографии под руководством В. Ф. Миллера. Составила сборник великорусских частушек (1914) – первый научный труд, посвященный этому жанру. Заслуживают внимания работы Елеонской о сказках, заговорах и загадках. В журналах «Этнографическое обозрение», «Русский архив» и др. она поместила ок. 100 статей, рецензий и обзоров по вопросам фольклора и этнографии. Совместно с В. Ф. Миллером подготовила к изданию сборник «Былины новой и недавней записи из разных местностей России» (1908) и «Исторические песни русского народа XVI–XVII вв.» (1915). Елисеев День (Елисей Гречкосей) Народное название дня прор. Елисея, а также прп. Елисея Сумского, соловецкого чудотворца (XV-XVI вв.), 14/27 июня. Св. Елисей считался у русских крестьян покровителем полей, защитником их от пожаров. В день св. Елисея крестьяне молились ему о «ниспослании дождя». Елка Новогодняя Срубленная и украшенная ель в праздник Нового года и Рождества. По евангельскому преданию, ель укрыла Богородицу во время ее бегства с Христом в Египет, за что получила благословение и была вознаграждена, оставшись навечно зеленой. Обычай хвойного рождественского деревца, пришедший к нам из Германии, соединился с многочисленными славянскими ритуалами, связанными с внесением в дом деревца в определенные праздничные дни календарного года и жизненного цикла человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В свою очередь мятежные соловецкие монахи в письме царю Алексею Михайловичу от 23 февр. 1668 г. также ссылались на чудеса в Сумском остроге: «Многие ныне у нас явныя чюдотворения от Пречистыя Богородицы и угодников Ея, преподобных отец наших, во обители нашей, в Помории, в Сумском остроге и в Анзерской пустыни яве содеваются» ( Панченко. 2001. С. 475). В 1710 г., при соловецком архим. Фирсе, по указу архиеп. Холмогорского Рафаила была сделана 2-я попытка идентифицировать мощи Сумского чудотворца (Соловецкий патерик. 1991. С. 40), по-видимому, в ходе этого дознания святой был отождествлен с Е. В том же году над могилой поставили новую деревянную раку с изображением Е. на верхней доске ( Клишко. 1930. С. 103), впосл. вместо часовни над св. мощами Е. возвели деревянный Никольский храм, св. мощи покоились под алтарем. (Между сведениями «Сказания...» о чудотворениях безымянного Сумского святого и рассказом из Жития преподобных Зосимы и Савватия о Е. есть противоречие: в «Сказании...» сообщается о явлении святого «в священнических одеждах», однако, согласно Житию преподобных Зосимы и Савватия, Е. не имел священного сана.) Архиеп. Сергий (Спасский) поместил Е. среди местночтимых рус. святых, Е. Е. Голубинский - в список почитаемых усопших. Рака с мощами прп. Елисея Сумского (Крестовоздвиженский собор, Петрозаводск) Рака с мощами прп. Елисея Сумского (Крестовоздвиженский собор, Петрозаводск) 21 июля 1929 г. мощи Е. были вскрыты и переданы КГКМ в Петрозаводске (в музее хранится описание мощей святого - Опись довоенных поступлений. 59. Л. 2 об.). 26 июня 1990 г. святыня была возвращена Церкви и помещена в Крестовоздвиженском соборе Петрозаводска. Ежегодно в день памяти Е. (14/27 июня, приурочен ко дню памяти прор. Елисея ) из Крестовоздвиженского собора после Божественной литургии совершается праздничный крестный ход с мощами Е. Святому написан акафист (Петрозаводск, 2004). 9 нояб. 2005 г. в Сумском Посаде был установлен крест на месте буд. храма во имя Е. Записываются совр. свидетельства о чудесах, совершающихся по молитвам, обращенным к святому, у его мощей ( Петрова С.

http://pravenc.ru/text/189861.html

На этом важнейшем основании в Православной Церкви не может быть признано нетление всего тела умершего – за признание святости, за указание Божие на прославление праведника. Требуется хоть частичное тление тела, и главным образом, чудотворения пред останками умерших. Вопрос важный, надо определенно знать, что такое св. мощи? Слово «мощи» – греческое («липсана» и латинское «реликвия») по буквальному переводу означает «останки». Название «мощи» происходит от слова – мощь, сила и выражает понятие, что останки состоят из основы тела человеческого, из костей. Из Свящ. Писания известно, что мощи были и до Христа. Совершались чудеса при... Патриархов Иосифа и Захарии; св.пророков Елисея, Самуила, Даниила, Давида и др. Обрели мощи Симеона Богоприимца. В 4-ой кн. Царства (гл. 13) повествуется, как произошло воскресение мертвого, прикоснувшегося к костям пророка Елисея. Св. Ап. Павел свидетельствует ( Деян.19:36 ), что пророк Давид «увидел тление тела». Мощи патриархов Иосифа и Захарии были перенесены в 415 г. в Константинополь в небольших ковчегах. Блаж. Иероним говорит о мощах прор. Самуила как о костях, а историк Созомен (Созорен. – Ред.) писал о нетленном теле прор. Захарии. Можно ли сомневаться в святости Апостолов Христовых? Однако тела их истлели и сохранились одни чудотворныя кости. Из Деяний мы знаем, что сила Христова была до того присуща Апостолам, что тень Петра исцеляла от болезней. Платья, платки, одеяния св. Апостолов – чудотворили. Многие отцы Церкви и историки свидетельствовали, что св. мощи Апостолов Петра, Павла, Андрея, Луки, Тимофея и др. были обретены в истлевших костях. В V веке начался обычай перенесения мощей из местных кладбищ в города и мощи Апостолов – Андрея, Луки и Тимофея были перевезены в Константинополь, где патриархи в процессиях возили ковчеги их, держа на коленях. Тотчас после первого гонения на христиан, при имп. Нероне, было принято почитание св. мучеников, тела которых терзались зверями и сжигались на огне. О нетлении тел не могло быть мысли и представления. Тело Архидиакона Стефана обратилось в прах, остались малые частицы. Св. Игнатий, еп. Антиохийский, был брошен при имп. Трояне, на растерзание зверям, и осталось немного самых твердых костей. Верующие собирали пепел и кости обмывали вином и это было «честные... камней и дороже золота».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

14. Четверг Пятидесятницы. Прор. Елисея. Свт. Мефодия, патриарха Константинопольского. Прп. Мефодия, игумена Пешношского. Обретение мощей сщмч. Владимира, митр. Киевского (службу зри 25 января) . Блгв. кн. Мстислава, во Святом Крещении Георгия, Новгородского. Собор Дивеевских святых . Прпп. Александры, Марфы и Елены Дивеевских . Служба прор. Елисея и свт. Мефодия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Мефодия, игумена Пешношского, в соединении со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (Б) , и порядок совершения полиелейной службы сщмч. Владимира, митр. Киевского, в соединении со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (В) . А. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 8-й – 3, и святителя, глас тот же – 3. «Слава» – пророка, глас 2-й: «Пророк Божественное пришествие...», «И ныне» – Триоди, глас 7-й: «Утешителя имуще...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й; затем припев: «Священницы Твои облекутся в правду...», и стихира свт. Мефодия, глас 4-й: «Весело днесь Церковь...». «Слава» – пророка, глас 6-й: «Пророче, проповедателю...», «И ныне» – Триоди, глас 8-й: «Егда Духа Твоего...». По Трисвятом – тропарь пророка , глас 4-й: «Во плоти Ангел...». «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас 8-й. Отпуст: «Иже в видении огненных язык...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (единожды), тропарь пророка, глас 4-й (единожды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас 8-й. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны Триоди (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), пророка на 4 и святителя на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (святителя). По 3-й песни – кондак и икос пророка, глас 2-й, кондак и икос святителя, глас тот же; седален пророка, глас 1-й. «Слава» – седален святителя, глас 4-й, «И ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Спасовы рачителие...» (см. в Неделю).

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-27/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 27 июня 2023 года 14. Вторник. Прор. Елисея. Свт. Мефодия, патриарха Константинопольского. Прп. Мефодия, игумена Пешношского. Обретение мощей сщмч. Владимира, митр. Киевского (службу зри 25 января) . Блгв. кн. Мстислава, во Святом Крещении Георгия, Новгородского. Собор Дивеевских святых . Прпп. Александры, Марфы и Елены Дивеевских . Служба прор. Елисея и свт. Мефодия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Мефодия, игумена Пешношского (Б) , и порядок совершения полиелейной службы сщмч. Владимира, митр. Киевского (В) . А. На вечерне кафизма 6-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 8-й – 3, и святителя, глас тот же – 3. «Слава» – пророка, глас 2-й: «Пророк Божественное пришествие…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Непроходимая врата…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й; затем припев: «Священницы Твои облекутся в правду…», и стихира свт. Мефодия, глас 4-й: «Весело днесь Церковь …». «Слава» – пророка, глас 6-й: «Пророче, проповедателю…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Никтоже притекаяй…». По Трисвятом – тропарь пророка , глас 4-й: «Во плоти Ангел…». «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «К Богородице прилежно…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «К Богородице прилежно…». Кафизмы 7-я и 8-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), пророка на 4 и святителя на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (святителя). По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й; седален пророка, глас 1-й. «Слава» – седален святителя, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

По греч. источникам М. Т. известен только как участник Вселенского III Собора (431), подписавший акты 1-го и 6-го заседаний и высказавшийся по вопросу Православия посланий свт. Кирилла Александрийского и неправославия посланий Нестория (ДВС. Т. 1. С. 217, 233, 242, 263, 339; ср. копт. акты: Bouriant U. La Bibliothèque du Deïr-Amba Shenoudi. P., 1892. Pt. 2: Actes du concile d " Éphèse. P. 69, 127). Похвальное слово в честь М. Т. представляет интерес как текст, во мн. отношениях показательный для развития копт. лит-ры. Так, с связи с борьбой М. Т. против язычества в нем появляются фигуры Аполлона, имп. Диоклетиана, дракона из бездны, к-рые станут основными образами язычества в последующих копт. агиографических текстах, известных в научной лит-ре под названием «циклы». М. Т. отличают готовность и даже вызывающее стремление к мученичеству - характерная черта буд. героев копт. агиографии. Незнание М. Т. греч. языка, которое никак не умаляет в глазах агиографа его значимости в богословском диспуте перед визант. императором, предвосхищает идею важности копт. языка для сохранения веры, к-рая получит развитие в кругах патриарха Дамиана (578-607). Важную роль играют связи, к-рые автор устанавливает между М. Т. и ключевыми фигурами копт. традиции - Псоте, еп. Псоя, главным антагонистом имп. Диоклетиана в коптской агиографии, апой Шенуте , стоящим у истоков национальной Коптской Церкви, Александрийским предстоятелем, пахомианскими монахами. Похвальное слово в честь М. Т. вошло в число источников, которые позволили М. ван Эсбруку объяснить установление в Коптской Церкви двукратного празднования Успения Пресв. Богородицы ( Esbroeck. 1992). Тело М. Т., согласно агиографическим источникам, было погребено рядом с мощами св. Иоанна Предтечи и прор. Елисея, привезенными в Александрию из Иерусалима в IV в. В араб. эпоху его останки были перенесены в монастырь прп. Макария Великого (Дейр-Анба-Макар) в Скиту (Вади-эн-Натрун), по нек-рым сведениям при патриархе Михаиле III (880-907). По сообщению «Истории Александрийских патриархов» в редакции Псевдо-Юсаба, еп. Фувы, при патриархе Христодуле (1046-1077) была предпринята неудачная попытка увезти останки М. Т. в К-поль. В настоящее время мощи еп. Макария, отождествляемого с М. Т., почитаются вместе с мощами прп. Макария Великого и прп. Макария Александрийского в ц. св. Макария в Дейр-Анба-Макар (о нахождении здесь мощей 3 Макариев свидетельствовал еще мусульманский писатель XIV-XV вв. аль-Макризи). Обретение в 1976 г. в этом же монастыре предполагаемых мощей св. Иоанна Предтечи и прор. Елисея может подтверждать аутентичность агиографического предания об останках М. Т.

http://pravenc.ru/text/2561464.html

Среди находок, позволяющих судить о роде деятельности хозяина,- предметы художественного импорта (куски зеленой смальты для мозаик, осколки сир. стекла со следами росписи золотом, 4 перламутровых крестика), заготовки для икон - 15 дощечек (ок. 19×15,5 см; дерево использовано местное, а формы складней и досок точно соответствуют формам таких же изделий из мон-ря вмц. Екатерины на Синае или из мастерских Иерусалима), фрагменты иконных окладов из медной басмы - часть орнаментального бордюра, половинки небольшого поясного образа свт. Николая Чудотворца, накладной венец. С личностью О. Г. связывают летописное сообщение о некоем Гречине, к-рый в 1196 г. расписал находящуюся в новгородском Детинце надвратную ц. в честь Положения Ризы и Пояса Пресв. Богородицы. О том, что насельники усадьбы А занимались монументальной живописью, свидетельствуют огромные запасы охры, обнаруженные там во время археологических работ. Янин предположил, что О. Г. в 1199 г. возглавлял работу по росписям ц. в честь Преображения Господня (Спаса) на Нередице. Ученый усмотрел в образах прор. Елисея и прп. Марии Египетской патрональных святых семьи художника. Это мнение разделяет А. А. Гиппиус, но с ним не согласна Н. В. Пивоварова, изучавшая иконографическую программу росписи нередицкого храма. Что касается прозвища Гречин, исследователи не связывают его с византийским происхождением художника: имя Олисей (в честь прор. Елисея) было распространенным в Новгороде (некий Олисей, вероятно также художник, но более раннего времени, неоднократно упоминается в граффити на стенах собора Св. Софии - Медынцева А. А. Комплекс надписей художников из храма Софии Новгородской: (По мат-лам надписей-граффити XI - нач. XII в.)//КСИА. 2014. Вып. 236. С. 198-205), однако было практически неизвестно в Византии. Скорее, прозвище О. Г. может быть связано с его знанием греч. языка или периодом проживания в Византии. Реконструкция обстоятельств, позволивших О. Г. попасть в Византию, изучить язык, получить художественные навыки, позволяет предположить, что это могло произойти в начальный период его жизни и связано с его семейным окружением.

http://pravenc.ru/text/2578341.html

Илии в XII-XIII вв. существовал одноименный греч. монастырь. На юго-зап. склоне К. в кон. XII - нач. XIII в. был основан 1-й монастырь кармелитов (возможно, на месте визант. обители). Византийская базилика была расположена около совр. маяка монастыря Стелла-Марис, где ранее был средневек. замок Св. Маргариты, построенный тамплиерами. Предание, зафиксированное Никифором Каллистом Ксанфопулом, приписывает основание здесь церкви равноап. Елене ( Niceph. Callist. Hist. eccl. VIII 30). По мнению А. Овадии, именно эту постройку имел в виду паломник из Пьяченцы (ок. 570), когда сообщал о расположенном на К. мон-ре прор. Елисея ( Anton. Placent. (ps.). Itinerarium. 3//Itineraria et alia Geographica. Turnhout, 1965. Vol. 1. P. 130. (CCSL; 175) (рус. пер.: Путник Антонина из Плаценции кон. VI в./Изд., пер. и объясн.: И. В. Помяловский//ППС. 1895. Т. 13. Вып. 3(39). С. 26)). Однако Э. Фридман считает, что мон-рь прор. Елисея находился на месте 1-го мон-ря кармелитов в Вади-эс-Сия ( Friedman. 1979. P. 60-80, 313-314). Осмотревший в 1914 г. развалины храма Э. Вайганд предположил, что здесь при равноап. имп. Константине Великом была построена большая базилика, которая после правления Юстиниана I, между 565 и 638 гг., была отреставрирована, или на ее месте было возведено новое здание. Впосл. базилика была частично раскопана кармелитами. Они обнаружили неск. стен. Одна из стен, ориентированная по оси «запад-восток», была сложена из больших камней, ряды ее горизонтальной кладки были выполнены ступенчатым способом. Кармелиты считают, что она относится к IV в. Остатки обгоревшего стропильного перекрытия позволяют предполагать, что базилика имела деревянную крышу и сгорела во время персидского (614) или араб. нашествия (638). Апсида не раскопана. Существование храма подтверждают найденные отесанные камни, 2 коринфские капители, фрагменты гранитных колонн, беломраморной алтарной преграды базилики IV или V в., темплона послеюстиниановского времени и др. К. Копп предположил, что 1-я базилика была построена ок.

http://pravenc.ru/text/1681107.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010