Глава 1 Дан.1:1 . В лето третие царства Иоакима царя Иудина, прииде Навуходоносор, царь вавилонский на Иерусалим, и воевавши нань. Прежде всего прочего по необходимости упомянул о тогдашнем царе, и означил нам год, чтобы ясно могли мы знать время первого пленения. Ибо в третий год царствования Иоакима, именовавшегося Елиакимом, который царствовал после Иохаза, был же отцом того Иоахаза 2 , который именовался и Иоакимом и Иехониею, в первый раз взят был Иерусалим. Это же самое – упоминать современных царей и годы, показывает отличительную черту Пророков; ибо можно найти, что и другие Пророки поступают также. Сказано: «видение, еже виде Исаия сын Амосов», во дни «Озии, и Иоафама, и Ахаза», и «Езекии, иже царствоваша во Иудеи» ( Ис.1, 1 ). И: «бысть слово Божие ко Иеремии,во дни Иосии сына Амоса царя Иудина в третие надесять лето царства его» ( Иер. 1, 2 ). Иезекииль и каждый из прочих Пророков весьма часто также предначинают пророчества. Посему и этого достаточно к тому, чтобы обличить, беззаконие Иудеев, и показать, что Пророк сей действительно Пророк. Дан.1:2 . И даде Господь в руце его Иоакима царя Иудина, и от части сосудов храма Божия. И сие показует духовную благодать в Пророке; ибо не всякому дано знать Божие домостроительство. Даниил же, сподобившись Божия Духа, ясно познавал, и других научает, что, попущением Бога всяческих, за беззакония народа и царя и за великое нечестие, и город взят, и некоторые из священных сосудов достались во власть врагам. И крайне необходимо было выразиться так Пророку: «и даде Господь во руце его Иоакима царя Иудина» – чтобы не подумал кто, будто бы Навуходоносор собственною своего силою стал обладателем города, посвященного Богу. Пусть все и в точности дознают, что, когда Бог предал, и отъял благодать, издревле охранявшую город; тогда подпал он власти врагов. Ясно показуя сие чрез Пророка Исаию, Сам Бог всяческих говорит так: «еда прославится секира без секущаго ею? или вознесется пила без влекущего ю» ( Ис. 10, 15 .)? А сим научает, что Сам Он налагает наказания на людей, в орудия же употребляет пригодных для сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 43 Вслед за возвещением строгого наказания Израилю в конце предыдущей главы ( Ис.42:18–25 ) следует, как это обычно у пророка Исаии ( Ис.1:25–27 , Ис.6:2–6 , Ис.9:1–16 и пр.), в начале данной главы ободрение и утешение его, как народа Божия, находившегося во все времена своей истории под особым водительством и заступничеством Бога. Утешение Израиля – главная тема всей второй части кн. пророка Исаии – в данном случае имеет своей целью указать ему на благополучный выход из предстоящего вавилонского плена (8 ст. 14 ст.). Увеличивая радость своего утешения, пророк от плотского Израиля переходит к духовному, к образованию из истинных израильтян и обратившихся язычников нового избранного народа, который будет возвещать славу Божию. (21). Отсюда, по контрасту, снова переход к историческому Израилю, не оправдавшему своего избрания, и потому, несмотря на все богатство божественного милосердия и долготерпения, не избегшего тяжелой участи. 1–4 Обетование Израилю о его спасении и сохранении среди бедствий и скорбей. 5–7. Новое призвание Израиля и языческих народов к истинному Богу. 8–21. Освобождение иудеев и обращение язычников. 22–28. Обличение Израиля, его сохранение по милости Бога и наказание за его постоянное отступничество от Него. Ис.43:1–4 . Надвигающаяся гроза вавилонского плена и те еще более ужасные бедствия, которые только что предрек Исаия непокорному Израилю, могли привести его в состояние уныния и окончательного отчаяния. Вот почему пророк и находит нужным подать благовременное утешение, чтобы такой сменой угроз и обетовании произвести желательное впечатление, хотя бы только на лучшую часть Израиля. Ис.43:1 . Ныне же так говорит Го­с­по­дь, сотворив­ший тебя, Иаков, и устро­ив­ший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по име­ни твоему; ты Мой. «Ныне же так говорит Господь... Иаков и... Израиль, не бойся». Весьма торжественное вступление в речь, определяющее ее задачу одним словом – «не бойся». «Назвал тебя по имени твоему». «Когда Господь называет кого-либо по имени, то это знаменует новую милость Божию, которая призывает или отдельного человека, или целый народ к особой деятельности для выполнения предначертаний Божией премудрости и любви» (Властов, Быт.17:5, 15 ; Исх.33:17 ; Чис.27:17–20 ; 3Цар.19:9 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 49 Это – одна из важнейших мессианских глав пророка Исаии, непосредственно примыкающая к 42 главе и имеющая теснейшую связь с 50 и 52 главой. Ею начинается второй отдел второй части кн. пророка Исаии (с 49–57 гл.). Начиная с этой главы речь пророка, со стороны ее предметного содержания, заметно меняется: пророк перестает говорить о вавилонском плене и роли Кира, как о событиях временных и преходящих, и устремляет свой взор, главным образом, к тому вечному мировому акту, который имел открыть собой новую эру в истории всего человечества (искупление через Мессию). Правда, касался этого предмета пророк Исаия не раз и раньше (в особен. 42 гл.), но как-то мимоходом и прикровенно, больше образно, чем прямо. Теперь же внешняя история избранного народа Божия отходит на задний план, а на передний выступает внутренняя история домостроительства Божия о спасении Израиля и всего грешного мира добровольной крестной жертвой Искупителя. Отсюда начинается самый важный отдел кн. пророка Исаии, за который он, главным образом, и получил вполне заслуженный им почетный титул «ветхозаветного евангелиста». 1–5. Призвание Сына Божия на Его специальное, мессианское служение, 6–7. распространение Его миссии и на язычников, 8–12. чудесно-благодетельный характер этого служения и его благотворные плоды, 13–21. торжественно-благодарственный, универсальный гимн Господу от лица всего возрожденного и обновленного Сиона, 22–26. победное торжество новозаветного, духовного Израиля над всеми его врагами и высшее прославление Господа. Ис.49:1 . Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Го­с­по­дь при­звал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое; «Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние». Призыв к особенной внимательности, ввиду чрезвычайной важности последующей речи ( Ис.48:16 ); а также, вероятно, и указание на ее всеобъемлющий, универсальный характер, поскольку это касается не только тесного круга избранного народа, но также и всех «дальних народов» (ср. Ис.43:4 ; Ис.24:15–16 ; Ис.41:1 ; Ис.52:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава VI Глава пятая заканчивается безрадостной картиной горя и тьмы и отчаяния. Она как бы предвещает последние минуты Ветхозаветного периода. После воспоминания о том, что Господь соделал для насажденного и возделанного Им виноградника, символизирующего неблагодарный народ, раздается вопль пророка: г о р е!-Орудие наказания уже готово; еще немного времени и – ряд бедствий обрушится на Израиля. Таковы были откровения, которые в начале своего служения пророк объявлял народу. Но вот наступает важнейший момент в деятельности пророка: он получает высшее откровение, он удостоивается видеть Самого Бога, являемого во Второй Ипостаси Его 433 . Пророк в трепете; ужас сознания своего недостоинства объемлет его. Тогда Господь повелевает очистить огнем уста пророка, потому что ему поручено будет поведать людям о великой тайне милосердия и любви: об явлении на земле Еммануила, Сына Божия, который, восприяв на Себя плоть человеческую, будет уничижен, и будет страдать, и вкусит смерть, и воскреснет и спасет людей 434 . Пророку, с очищенными огнем небесным устами,-повелевается предсказать народу и то, что он не поверит пророчеству, что придет время, что „очами смотреть будет и не увидит“, но что „святое семя“ будет корнем нового народа. Некоторые из великих пророков также видели таинственный храм горнего Иерусалима 435 . Моисею в Исх. 25:9,40, 26 (ср. Деян. 7:44 ) приказано было устроить скинию „по тому образцу, какой показан ему на горе“. Скиния в пустыне была первообразом всех храмов Господу нашему и Богу, состоя из двора для народа, с жертвенником, и из храма собственно, разделенного на Святая и Святая Святых 436 . По этому же образцу, только в увеличенных размерах, построен был и храм Соломона и все последующие храмы Иерусалимские. Исаия или видит этот храм в видении, или, стоя в храме Иерусалимском, видит Невидимого, всегда пребывавшего в нем по глаголу, Им сказанному Соломону ( 3Цар. 9:3 ), доколе за грехи народа слава Божия не оставила храм, пред его разрушением (Иезекииля XI, 23 ср. и все главы VIII-XI его книги до конца). В этом храме очи пророка вдруг разверзаются, завесы храма исчезают для его ока, и он видит Самого Господа на престоле, облеченного светом, яко ризою ( Пс. 103:2 ), и риза эта краями своими наполняет храм. Моисею было сказано о ковчеге, стоящем в Святая Святых, между изображениями двух херувимов: „там Я буду открываться тебе и говорить с тобою“ ( Исх. 25:22 ). Пророку Исаии открываются очи, чтобы он видел в действительности то, что знаменовали образы скинии и храма. Вместо кивота завета и изображений херувимов, он видит Господа сил, окруженного пламенеющими духами, которые названы Серафимами, т. е. огненными, (или превознесенными) 437 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава XV 1 . Пророчество о Моаве. „И вот рука Господня, простертая на все народы“, говорит пророк в гл. Ис. 14:26 . Надписание главы XV относится к двум главам: этой и XVI. Моав был народ родственный по происхождению Израилю, но происхождение его было нечисто 757 . Удел Моава лежал на восток от Мертвого Моря, на р. Арноне; когда Израиль проходил их земли, то Моавитяне не нападали на них и Израиль не трогал их, но позже царь Моава вызывал Валаама для проклятия их, и тогда лишь, когда Израиль был прельщен по совету Валаама и по уговору с царем Моава, Мадианитскими женщинами, тогда Израиль пошел против него войною 758 . С этого времени отношения Моава к Израилю почти постоянно враждебны. При Давиде и Соломоне Моав находится в подчинении царям объединенного Израиля и отлагается от него лишь со времени разделения царств, хотя снова платит дань царю царства Израильского до времен Месы Моавитского 759 . В то время, когда Исаия произносит пророчество, Моав не подчинен ни Иуде, ни Израилю 760 , но по-видимому подвергается разграблению войск Феглаффелассара, занявшего Дамаск и за-иорданскую сторону, и угнетаем Ассириянами, как видно из этой главы. Угнетение это продолжается и в царствование последующих Ассирийских монархов, все более и более овладевающих Палестиною, при Салманассаре, Саргоне и Сеннахериме. Вероятно, после гибели армии последнего, Моав снова поднимается и выстраивает свои города, так как в 48-й главе Иеремии снова предсказывается гибель Моава и притом в выражениях, очень напоминающих Исаию (см. напр. Иер. 48с Ис. 15:5 ). Но Иеремия говорит уже о войске Навуходоносора. 1 …Так! ночью будет разорен Ар-Моав и уничтожен; так! ночью будет разорен Кир-Моав и уничтожен! Об Ар-Моаве ср. в Чис. 21 (и прим. в 3 т. Св. Летописи). О Кир-Моаве, который есть Кир-Харешет см. 4Цар. 3и описание похода на Моав царя Иудейского Иосафата, вместе с Иорамом Израильским в IV т. Св. Летописи ч. II, глава VII, стр. 103–110. Эти упомянутые здесь крепости защищали северную и южную границы Моава. Пророк видит в пророческом видении своем ночные приступы Ассириян на эти два главные укрепленные пункты Моава и видит их взятие и уничтожение. Может быть это пророчество видит поход Сеннахерима, который прошел Моав и разорил его, не тронув в этот поход Иерусалима: это явствует из следующего стиха, начертывающего путь бегущего Моава, и стиха 4-го следующей XVI главы, в котором Иерусалиму предлагается дать временный приют бежавшим Моавитянам,-что прямо указывает на безопасность Иерусалима, не смотря на погром всей страны, что соответствует времени похода Сеннахерима, двигающагося на Египет-его главную цель.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Двенадцатый день. Поучение 2-е. Св. Герман Константинопольский. (Почитать св. иконы необходимо). I. Святой Герман, ныне воспоминаемый церковью (VIII в.), родился в Константинополе и был сын сенатора Юстиниана. Император Константин Погонат убил Юстиниана; опасаясь мщения со стороны сына, он отдал его в церковные клирики. Герман, хотя не по своей воле вступивший на служение церкви, строгою жизнью заслужил общее уважение и духовенства и мирян и достиг сана епископа города Кизика. За защиту православия против еретиков император Филипп сослал Германа в заточение; по смерти Филиппа он был возвращен и даже поставлен константинопольским патриархом, но не надолго. Когда император Лев Исаврянин возбудил гонение на иконопочитание, святой Герман явился твердым защитником икон, стараясь вразумить императора и утешая невинно гонимых. Иконоборцы в 730 году свергли его с патриаршей кафедры и изгнали из Константинополя. В 740 году святой Герман скончался. На седьмом вселенском соборе Герман был причислен к лику святых. II. Св. Герман оставил много сочинений, из которых особенно важны три послания в защиту св. икон. В них он, между прочим, защищает иконопочитание указанием на древния изображения Иисуса Христа, на нерукотворенный образ Его, на икону Богоматери письма евангелиста Луки, на чудеса, совершающияся при иконах, доказывая этими примерами как древность иконопочитания в церкви, так и ту пользу, которую получают от икон верующие. Об этом будет и наше слово. а) Безумцы, восстающие против почитания святых икон, дерзают называть православных христиан идолопоклонниками, а святыя иконы идолами. Какое нечестие и безумие! – Что такое икона? – Образ или икона есть изображение и подобие истинной вещи, которая есть, или была, или будет. Например, Святая Троица изображается в лицах трех ангелов: это было на самом деле, когда три ангела явились Аврааму у дуба Мамврийского. Изображается Бог Отец в виде некоего пречестного старца: и то было на самом деле, когда пророк Даниил и пророк Исаия видели «Ветхого деньми, сидящего на престоле высоце и превознесенне, и серафими окрест Его» ( Дан. 7, 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Журнал " Фома " продолжает публикацию размышлений Сергея Худиева об основах веры и отношению христиан к жизни, самим себе и окружающему миру. В сегодняшней колонке рассказывается о мессианский текстах пророка Исаии. Пророк Исаия. Икона XVI века В священном Писании Ветхого Завета появляется важное слово - “спаситель”. Первоначально так называют народных вождей, которые, по воле Божией, избавляют народ от врагов и притеснителей. Но постепенно это слово наполняется другим смыслом - подлинный Спаситель, Спаситель в абсолютном смысле - Бог. Именно Он спасает народ, именно благодаря Ему сыны Израилевы не исчезли с лица земли. Со временем углубляется и понятие " спасения " - это не просто избавление от конкретной беды, нашествия иноплеменных или еще чего-нибудь подобного. Это спасение от зла и греха вообще, явление того Царства, где правит сам Бог. Это спасение охватит не только Израиль, но, через него, и все народы земли. Библейские пророки - особенно Исайя - по вдохновению Святого Духа прозревают грядущее Царство - Царство бесконечного мира, любви и радости. Вся Библия - и, благодаря ей, вся христианская цивилизация - пронизана этой надеждой. Даже светские, даже антихристианские идеологии, искавшие " светлого будущего " брали это ожидание из пророческих книг Библии. Пророк связывают наступление этого Царства с таинственной фигурой Мессии - буквально " помазанника " . Помазание священным елеем - обряд, который через который человек поставлялся на какое-то очень важное служение - царя или пророка. И вот пророки предвещают Мессию, Помазанника с большой буквы, того, кто принесет окончательное спасение от сил греха и зла. Установится вечный мир между народами: " И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. " (Ис.2:4) Под властью Мессии установится Царство, где даже хищные звери и ядовитые змеи не будут ни на кого нападать: " И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.

http://pravoslavie.ru/71358.html

И.Ц. Миронович Лекция 14. Ожидание Спасителя. Песнь песней. Экклезиаст по теме «Рождество Христово», а сегодня тоже надо немножко сказать о Крещении. Посмотрите – Церковь совмещает эти события очень, можно так сказать, плотно. Ведь Он крестился в тридцатилетнем возрасте, а до этого был вообще неизвестен никому. И вот Его выход на общественную проповедь начинается с крещения от Иоанна: дабы Он явлен был (см. Ин. 1:31 ). И вот откройте все пророка Малахию. Это послепленный пророк, печать пророков. После Малахии по каким-то причинам Дух Божий отлетел от народа Иудейского, и пророческое служение в нём прекратилось, и пророков не было до Иоанна Предтечи. Это промежуток в пять столетий. Три пророка – Алтей, Захария и Малахия – называются послепленными: они появились после возвращения народа из Вавилонского плена. В 536-м году Кир Персидский издал указ, позволяющий иудеям вернуться. Седьмины Иеремии исполнились точно (см. Иер. 25:11 ). Как он сказал, что 70 лет будут пребывать в плену, так день в день и час в час исполнилось . И вот встаёт новый владыка вселенной, которого пророк Исаия – этого Кира – назовёт даже Христом – помазанником, мессией (см. Ис. 45:1 ). И вот он исполнит волю Божию и разрешит иудеям вернуться. Конечно, патриотизм за 70 лет во многих испарился; большинство (а богатым везде хорошо) привыкли к той городской цивилизации и жизни, обустроились, разбогатели, стали вести торговые дела, заимели имущества и связи, и вдруг, нате вот, – возвращаться! Куда? На эти руины, развалины, в эту нищету? Всё начинать опять с начала? Увольте. Пошли только те, сердца которых коснулся Бог. И вот первая партия с Зоровавелем, князем Иудиным, пришла и . Общее число их – 50000. Когда рассеялись по своим местам, в Иерусалиме и людей-то не видно. Пришлось просить, чтобы все оставили свои родовые имения и съехались, вот, в Иерусалим. С чего начинать? Надо, во-первых, . Храмовая гора поросла терновником, репейником, всё – как Навуходоносор разрушил, так всё и лежало – и быльём поросло. Надо было разгребать эти груды, следы пожарища, а с кем? С чем? Руки-то опустились у них.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Когда мы празднуем Рождество Пресвятой Богородицы, прославляем Матерь Божию и Ее родителей, мы понимаем, что тоже призваны принести некий дар Богу — собственное сердце. Сегодня мы празднуем Рождество Пресвятой Богородицы. В этот день наша Церковь вспоминает не только Матерь Божию и Ее преславное Рождество, но и тот путь, который прошло человечество навстречу этому празднику. Остаток Израиля Это путь, которым прошел Адам, в своем покаянии вернувшийся к Богу, и его потомки. Праведный Енох, который взошел на небо, как потом взошел Илия. Ной, своей проповедью обличавший пороки людей, призывавший к спасению — чтобы сквозь воды потопа прошли они к новой жизни. За ним не последовали, но сам Ной, как мы знаем, создал ковчег, высадился на горе Арарат, и через него человечество продолжило свой путь в этом мире. Авраам, который услышал глас Божий. Он тосковал в языческой земле, где все поклонялись идолам, он искал Бога — и пошел за ним в Землю обетованную. Моисей, который вывел людей из Египта. Он общался с Богом, и когда сходил с горы Синай, его лицо сияло светом Божественной славы. Великие пророки: пророк Илия, пророк Елисей, Исаия, Иезекииль. Все эти люди вопреки закону плоти, вопреки магии, в которой тогда человечество увязло по самую макушку, выпестовали остаток Израиля, о котором говорит Ветхий Завет. Тот самый остаток Израиля, который спасется, потому что через него приходит спасение всем. Новая Ева Результатом этой ветхозаветной праведности, бывшей, между прочим, не только в Израиле, но и за его пределами (например, Мельхиседек, благословивший Авраама, не был связан с ним узами родства, но тоже ходил пред Богом), плодом труда над своим сердцем, возделыванием его земли — было пришествие в мир Девы Марии, в Которой Господь обретает место для Себя. Каждый из нас имеет свой смысл и свое предназначение. А в Деве Марии Слово Божие, Которым мир сотворен, находит то, чего не нашло в Еве, когда-то пошедшей вопреки Его воле. Она сама приобщилась плодам с древа познания добра и зла, Адама им приобщила, и впустила в себя тление, распад и смерть.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-presvyatoj-...

Н. Василиадис Смерть до и после Христа Смерть была страшна до Христа Чтобы яснее показать результат триумфальной победы Богочеловека над смертью и адом, надо рассмотреть, как относились к смерти потомки Адама во времена Ветхого Завета. До Креста, Воскресения и телесного Вознесения Спасителя уже само имя смерти приводило людей в страх и трепет. Это было естественно. Ибо первозданный был осужден, так как Бог заповедал ему: »... Смертью умрешь» ( Быт.2:17 ), а отделение души от тела называлось не только смертью, «но и адом». Во многих местах Ветхого Завета преселение от этого мира называется «смертью и адом». 522 Например, Патриарх Иаков говорил своим детям, вернувшимся из Египта, кроме Симеона, задержанного Иосифом: «Нет, я не дам вам Вениамина, ибо, если с ним что-нибудь случится, то вы сведете старость мою с печалию во ад ( Быт.42:36–38 ). И пророк Исаия говорил: «И разшир ад душу свою и развéрзе уста своя, еже не престáти», чтобы принимать и непрерывно пожирать мертвых ( Ис.5:14 ). Царь и пророк Давид воспевает Бога за то, что Он спас душу его от глубин мрачного ада и от верной смерти ( Пс.85:13 ). Сколь ужасной была смерть до Христа, видно и из отношения к ней ветхозаветных праведников. Ибо «прежде боялись смерти не только грешники, но и святые люди, имевшие великое дерзновение пред Богом [...]. Лик смерти прежде был страшен, и все ужасались ее и трепетали». 523 Приведем конкретные примеры. Почему Боговидец Моисей, великий пророк, вождь и законодатель Израиля, бежал из Египта и отправился в пустыню? Из-за страха смерти, полагает Златоуст. 524 Тот же святой отец, восхваляя веру, мужество и добродетель праведного Авраама, восхищаясь его доверием к Богу и абсолютным послушанием, отмечает, что были моменты, когда этот человек, «друг Божий», робел перед страхом смерти. Он предпочел, как говорит святитель Иоанн Златоуст , солгать египтянам, что Сарра была ему не женой, а сестрой. Он предпочел предать Сарру на прелюбодеяние (хотя Бог в итоге сохранил ее от этого унижения), чтобы самому спастись от смерти! ( Быт.12:11–13 ). Святой отец возвращается к этому событию не для того, как он говорит, чтобы обвинить праведного, но чтобы показать душевное устроение даже и праведных той эпохи в отношении к смерти. Ибо, как он замечает, лицо смерти было еще ужасно, не были еще сокрушены «врата медная», ее ядовитое жало «еще не было притуплено». 525

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010