17. Рождество Христово (Лк. 2:1–7) 1 . Когда настало время пришествия в мир Спасителя, слава Вифлеема, предназначенного свыше быть местом Рождества Христова, давно миновала. Этот город находился в уделе колена Иудина ( Суд. 17:7, 9; 19:1 ; 1Цар. 17:12 ), к югу от Иерусалима, в весьма плодоносной стране, от которой заимствовал свое имя (с еврейского дом хлеба). Здесь жил отец Давида Иессей ( 1Цар. 16:1 ), здесь родился венчанный псалмопевец Израиля; так что впоследствии, по воцарении его, отечественный город его стал называться Давидовым ( Лк. 2:4 ). Впрочем, несмотря на то, что имя Вифлеема было связано с воспоминанием о великом царе-псалмопевце, этот город, не отличаясь ни населенностию, ни богатством, не считался важным и значительным между другими городами. В судьбах Божиих предопределено было ему заимствовать отблеск славы неземной, чуждой мирского величия, от того Божественного Потомка Давидова, о Котором прорекали закон, пророки и сам венчанный предок Его по плоти–Давид. Пророк Исаия указывал в рождении Еммануила «знамение» для дома и рода Давидова ( Ис. 7:13, 14 ), происходившего из Вифлеема, а пророк Михей ясно прозревал грядущее величие города Давидова: «И ты, Вифлееме, доме Евфрафовъ, еда мал еси, еже быти с тысящах Иудиныхъ? из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в князя во Израили, исходи же его из начала от дней века» ( Мих. 5:2 ). Это пророчество было так известно народу, что он всегда считал Вифлеем местом рождения Спасителя ( Мф. 2:5, 6 ; Ин. 7:42 ). 2 . Чудно и дивно устроение Промысла Божия, выразившееся во всех обстоятельствах, предшествовавших и сопутствовавших Рождеству Христову: «Как сделать, – спрашивает святитель Филарет, митр. Московской, – чтобы " знамение», уже открывшееся в языческом почти Назарете, дано было, по предречению Исаии «дому Давидову» ( Ис. 7:13, 14 ), чтобы Дева, Которая, по приятии во чреве от Духа Святого, и после трехмесячного пребывания в доме одной родственницы, до последнего времени чревоношения оставалась жить в Назарете, не помышляя ни о каком путешествии, ни о каком переселении,– чтобы она родила Вождя Израилева; по пророчеству Михея, в Вифлееме? – Для сей цели «перст Божий» ( Лк. 11:20 ) направил и расположил события в такой связи и последовательности, что пророческие предсказания исполнились во всей точности».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

284. Слово в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Успенск. Соборе июня 25; напечатано в Тв. Св. От., в Полицейск. и Губерн. Вед. 1853 г. и в собр. 1861 г.) 1853 год И будут царие кормители твои (Иса. XLIX. 23). Хотя Христос Спаситель дал Своей Церкви новый завет, высший ветхого, и новое Священное Писание, в новом свете открывающее тайны Боговедения и учение жизни: однако чрез сие не сделалось бесполезным Писание ветхозаветное. Особенно заключенные в нем пророчества, когда сокрытый в них свет открывается чрез отражение в событиях, чудным и благотворным образом освещают пути спасительного провидения Божия в мире и в роде человеческом. Посему Апостол Петр тогда, как пишет сам богодухновенное послание, и уже не первое, находит еще неизлишним отсылать читателей к ветхозаветному пророческому Писанию. «Имамы, – говорит, – известнейшее пророческое слово, емуже внимающе, якоже светилу, сияющу в темнем месте, добре творите, дóндеже день озарит, и денница возсияет в сердцах ваших» ( 2Nemp. I. 19 ). В день Царев, приглашаю вас внять слову Пророка Исаии о царях, довольно загадочному. Может быть, дастся нам «разрешение гадания» ( Npumч. I. 3 ), и внимание ваше не будет потеряно. «И будут царие кормители... твои, и княгини их кормилицы твои» ( Ис.49:23 ). Кому это Пророк предвещает столь высоких кормителей и кормилиц? – Он обращает речь свою к Сиону, и к Сиону не возрастающему и цветущему, но являющемуся в безнадежном состоянии: «рече... Сион: остави мя Господь, и Бог забы мя» ( Ис.49:14 ). Под именем Сиона Исаия разумеет, без сомнения, не гору, но население горы Сиона, Иерусалим с его обитателями; и притом, как пророк Божий, занятый не человеческими видами, но Божественными, в образе Иерусалима он зрит град Божий, обиталище истинной веры в Бога, Церковь Божию. Сему-то духовному Сиону, на его сетование об оставлении его Богом, ответствуется: что если бы и мать забыла свое дитя, но Господь не забудет его; – что ему даровано будет неожиданное многочадие: «и речеши в сердцы твоем: кто мне породи сих» ( Ис.49:21 )? – и что ему и многочисленным чадам его, вместо кормителей и кормительниц, даны будут цари и княгини: «и будут царие кормители... твои, и княгини их кормилицы твои». Кто же сии цари кормители Сиона? – Если бы о них пророчествовал Самуил: то мы могли бы догадываться, не суть ли это Давид и Соломон. Один из них возвысил Иерусалим в достоинство царствующего града, другой обогатил его. Один сильно питал в сынах его чувство благочестия, внеся в него кивот завета Божия, и дав богослужению высокое благолепие и торжественность, другой, – создав храм, ознаменованный чудесным присутствием Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

7. Слово о гласе вопиющаго в пустыни и на воспоминание происшествий 1812 года. (Говорено в Троицкой домовой князя А. Н. Голицына церкви, января 18; напечатано отдельно и в собраниях 1820, 1821, 1844 и 1848 гг.) Глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези его. Mk. I. 3 . Блаженная пустыня, в которой слышен столь вожделенный глас! Вожделенный глас, которым возвещается приближение Господа! Ибо если повелевается «уготовать путь Господень, и правы творить стези Его в пустыне», то конечно Господь не далек от нея и желает посетить ее. Посему-то и Пророк Господень приветствует ее радостию и веселием: «радуйся пустыня жаждущая, да веселится пустыня, и да цветет яко крин» ( Uc. XXXV. 1 ). Что пред сею пустынею и гласом ея, хотя впрочем не столько глаголющим в мире, сколько «вопиющим» в трепетном благоговении, – что пред ними молва и смятение человеческих обществ, что шум и разсеянность города, который едва ли где и когда бывает лучше, нежели каким видел его пустынелюбивый царь: «видех беззаконие и пререкание во граде; днем и нощию обыдет его по стенам его; беззаконие и труд посреде его и неправда; и не оскуде от стогн его лихва и лесть» ( Ncaл. LIV. 10–12 ). И кто не пожелает с Давидом «удалиться бегая, и водвориться в пустыни», так чтобы тамо «чаять Бога» ( Псал. 54:8–9 )? Кто из тех самых, которые любят находить препятствия в искании Бога, не возскорбит по крайней мере о том, что не может исторгнуться от «суеты и крушения духа», и не имеет «крил, яко голубиных, да полетит и почиет» ( Псал. 54:7 )? О, если бы Господь даровал нам ныне, хотя на краткое время, снити внимательною мыслию в лежащую пред лицем Его «пустыню», приять сердцем «глас» предваряющей благодати Его, да в умилении подвигнемся на «уготование пути» Его! «Глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его». Когда Евангелие, дабы обратить очи ваши на путь Господень, оглашает вас «гласом пустыни», – да не возмнит кто из вас, христиане 82 , будто вас хотят без различия похищать из жизни общественной и влещи к Иоанну Крестителю в некую ненаселенную страну Иорданскую. Пророк, издалеча слышавший и предвозвестивший «глас вопиющаго в пустыни», явленный в Иоанне, без сомнения, имел пред очами нечто более, нежели одну Иорданскую пустыню. «Всяка дебрь наполнится, и всяка гора и холм смирится; и будут вся стропотная в право, и острая в пути гладки, и потом явится слава Господня» ( Uc. XL. 4–5 ): так изображает Исаия преображение своей пустыни. Но пустыня Иоаннова и в явление Господа Иисуса, и после, оставалась также дикою, как была прежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

I. О ПРОРОЧЕСКОМ СЛУЖЕНИИ ИИСУСА ХРИСТА § 144. Понятие о пророческом служении Иисуса Христа и истина сего служения Служение ветхозаветных пророков состояло, вообще, в том, чтобы, по вдохновению свыше, возвещать людям волю Божию ( Агг. 1, 13 ), и наставлять их, вразумлять, укреплять в истинной вере и благочестии ( 4Цар. 17, 13 ; Иер. 25, 4 ). Соответственно тому и служение Господа Иисуса, как величайшего из пророков, которого ветхозаветные пророки были только провозвестниками и прообразами, выразилось в том, что Он возвестил людям, во всей возможной полноте и ясности, волю Божию о спасении мipa ( Иоан. 1, 18; 9, 16–18 ), и преподал им новый, совершеннейший закон веры и благочестия, спасительный для всего человеческого рода ( Лук. 4, 18–21 ). 1) Об этом служении Иисуса Христа ясно предсказано было в ветхом Завете. Еще Моисею, чрез которого дан был древний закон Израильтянам, сам Бог изрек о новом, будущем законодателе, Мессии: пророка восставлю им от среды братии их. якоже тебе: и вдем слово мое во уста его, и возглаголет им, якоже заповедаю ему: и человек той, иже не послушает словес его, елика возглаголет пророк оный во имя мое, аз отмщу от него ( Втор. 18. 18. 19 ) 313 . Потом псалмопевец взывал к Богу от лица Мессии: повем имя твое братии моей: посреде церкви воспою тя ( Пс. 21, 23 ). Закон твой посреде чрева моего. Благовестих правду церкви велицей се устнем моим не возбраню: Господи, ты разумел еси, правду твою не скрых в сердце моем, истину твою и спасение твое рех, не скрых милость твою и истину твою от сонма многа ( Пс. 39, 10. 11 ). Спустя несколько времени, пророк Исаия свидетельствовал также от лица Мессии: Дух Господен на мне, егоже ради помаза мя благовестити нищим, посла мя исцелити сокрушенные сердцем, проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно ( Ис. 61, 1.2 , Лук. 4, 18 ). 2) Это служение признавал существенным служением своим сам Христос-Спаситель. Аз на сие родихся, говорил Он, и на сие приидох в мip, да свидетельствую истину; и всяк, иже есть от истины, послушает гласа моего ( Иоан 18, 37 ). А потому: а) называл Себя светом мipy: Аз свет в мip приидох, да всяк веруяй в мя во тьме не пребудет ( Иоан. 12, 46 ; снес. 8, 12; 9, 5); б) единственным учителем и наставником: вы глашаете мя учителя и Господа: и добре глаголете: есмь бо ( Иоан. 13, 13 ); вы же не нарицайтеся учители: един бо есть ваш учитель, Христос (Мат. 23, 8); ниже нарицайтеся наставницы: един бо есть наставник ваш, Христос (- 10); в) проповедуя в одном месте, свидетельствовал: яко и другим градовом благовестити ми подобает царствие Божие: яко на сие послан есмь ( Лук. 4, 43 ); и – г) окончивши свое проповедание, изрек ко Отцу: Аз прославих тя на земли, дело соверших, еже дал еси мне, да сотворю…; явих имя твое человеком…; глаголы, ихже дал еси мне, дах им: и тии прияша, и разумеша воистинну, яко от тебе изыдох, и вероваша. яко ты мя послал еси ( Иоан. 17, 4. 6. 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

XLVI. О почитании Святого Креста Из всех христианских святынь Святой Крест с самых времён апостольских и доныне служил и служит предметом самого глубокого уважения и религиозного поклонения для всех истинных последователей Христовых. Крест Христов свят, ибо освящён пролитой на нём пречистой кровью Спасителя. Для нас он является святыней, ибо был всемирным жертвенником, на котором Христос Спаситель принёс в удовлетворение Богу за грехи наши жертву полную и преизбыточествующую ( Рим.3:25 ; Евр.9:26–28:10:12–14 ; 1Ин.2:2 ) и примирил нас с Богом ( Еф.2:14–16 ). Крест Христов был предметом чаяния всех ветхозаветных праведников. Иаков первый изобразил крест, благословив сынов Иосифовых крестообразно сложенными руками ( Быт.48:13–14 ), Пророк Давид предвидел крестные вопли Спасителя ( Пс.21:1–19 ; Мф.27:27:35, 39:43, 49 ; Лк.23:35 ). Пророк Исаия в пророческом видении созерцал Христа Спасителя со знамением начальства на Его плече, идущего на крестные страдания и смерть ( Ис.9:6:53:4–12 ; Мф.20:19:26:63:27:12 ). Медный змей, взирая на который израильтяне исцелялись от смертного укушения посланных от Бога в наказание им змей, был прообразом Сына Человеческого, вознёсшегося на Крест за грехи людей ( Ин.3:14:12:32 ). Сам Христос Спаситель не стыдился Креста, а, напротив, ещё при жизни желал скорейшего приближения крестных страданий ( Лк.12:50 ); на Крест смотрел как на орудие, посредством которого Он привлечёт к Себе всех ( Ин.12:32–33 ). И говорил, что пред Вторым его Пришествием на землю явится на небе знамение Сына Человеческого, т.е. крест ( Мф.24:30 ). Святые апостолы хвалились Крестом Христовым ( Гал.6:14 ); проповедовали Христа распятого ( 1Кор.1:23 ) и от христиан требовали веры в Распятого ( 1Кор.2:2 ). Но как можно представить себе распятого без орудия креста? Поэтому, почитая Христа распятого, необходимо почитать и Крест Христов, ибо где Крест Христов, там и Христос распятый. Поэтому и апостол говорит, что слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия ( 1Кор.1:18 ; ср. Рим.1:16 ). Устами пророка Давида все верующие призываются поклониться подножию ног Господних, т.е. Кресту ( Пс.98:5:131:7 ). Что Давид говорит здесь о Кресте, видно из последующих слов: воскресни (стань), Господи, в покой Твой. Ибо воскресение следует за Крестом (святого Иоанна Дамаскина – Толк. изл. прав. веры).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

     Однажды Христа спросили, почему Его ученики не постятся. «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» – отвечал Христос. «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:14–15). Великим постом мы видим исполнение слов Христовых. Жених Церковный на время отнимается у сынов чертога брачного – христиан. В будние дни в храмах не слышно ликующих песнопений Литургии, Христос не являет Себя в таинстве Тела и Крови. Сын Божий молчит в богослужении – Евангелие в эти дни не читается. Церковь как бы уходит в дохристианские времена, где Мессия еще только ожидается, потомство Адама еще не искуплено кровью Богочеловека, а род людской устами пророка Давида кричит в небо: «Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси?» (Пс. 21:1). Туда, в эпоху Ветхого Завета, уходит новозаветная Церковь, а вместе с ней и мы. Мы уходим туда, чтобы найти и оплакать то ветхое, что есть в нас, чтобы принести свои грехи к подножию Креста Христова. Но также мы уходим туда, чтобы искать Христа. И мы находим Его – находим в образах, символах, пророчествах Ветхого Завета. Вот и в сегодняшнем апостольском чтении Павел, говоря о христианской вере, напоминает нам о множестве ветхозаветных праведников, прообразовавших Христа. Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Гедеон, Варак, Самсон, Иеффай; Давид и Самуил, Исаия и Даниил и многие другие мужи, житием своим явившие те или иные грани личности Богочеловека, своим подвигом предвозвестившие подвиг Спасителя мира. Эти люди – как звезды на небе дохристианского мира. Укажем на самую яркую, самую значительную звезду. Это вождь еврейского народа, великий пророк, «кротчайший из всех людей на земле» (Числ. 12:3); законодавец и боговидец, друг и собеседник Божий – Моисей. О нем особым образом упоминает сегодня апостол Павел, о нем будем говорить и мы. В образе Моисея узнается не только лик Христов, но и пророчески изображается христианская жизнь вообще. Если мы внимательно всмотримся в историю Моисея, то найдем в ней Христа, а также найдем в ней себя.

http://pravoslavie.ru/110955.html

архим. Антоний Слез избавление. Чудо 7-е Яко же аще кого мати утешает, тако и Аз утешу вы ( Ис.66:13 ). В Черниговской крепости жил капитан царского войска Андрей Рачкевич. Жена его была римско-католического вероисповедания. Бывшая еще в пеленах, маленькая дочь их от болезни была нема и слепа, ибо глаза затекли гноем и покрылись струпами. Когда больная находилась уже при смерти, скорбевшие и плакавшие родители принесли ее в Ильинский монастырь и с верою положили пред чудотворною иконою Пресвятой Богородицы. Горячо молились они Владычице об исцелении умирающей. То было в субботу, когда, по обычаю, читался акафист Пресвятой Богородице. Во время чтения кондаков и икосов лежавшая пред иконою больная, высвободя из пеленок руки и протянув их к родителям, громко начала плакать. Родители обрадовались, взяв ее на руки и увидели, что дитя было совершенно здорово, – струпы с глаз опали. Все свидетели этого чуда прославили Бога и Пресвятую Богородицу. Беседа 7-я Пророк Божий Исаия предсказывал: на горе сей испиют радость, испиют вино ( Ис. 25:6 ). Не спрашиваю тебя, св. Пророк, на какой горе испиют радость и испиют вино; ибо, когда вижу таковое вино на горе Болдинской, утверждаю что вино сие есть Пресвятой Девы благодать, чудесно истекающая от Её святой иконы. Она наша радость, наше питие, которое вкушают все несомненно к Ней притекающие. Притекает сюда печальный, и вкушает радость, притекает сетующий, и находит утешение, притекает болящий, и получает здравие, притекает немощный, и отходит сильным, притекает грешный, и удостаивается спасения, притекает беззаконный, и научается целомудрию, притекает отчаявшийся, и пьет упование, притекает неразумный, и возвращается умудренным. И все вообще притекающие вкушают поток сладости от изобилия Ее благодати, ибо она есть исполненная даров Божиих река, от переполнения коей почерпаем и мы. Давид говорит, что вино веселит сердце человека ( Пс. 103:15 ) Какое вино так веселит сердце человека, как Твое, о Мария, – лоза истинного винограда?! Ты чаша почерпающая радость, – чаша, преисполненная добра и его преизливающая! Целою чашею радости Ты напоеваешь праведных, а грешников теми каплями, которая выливаются из чаши по причине ее полноты.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

Беседа XC. Об одиннадцатом члене символа веры. О воскресении мертвых Чаю воскресения мертвых. После смерти каждого человека над душею умершего, как мы говорили с вами, братие, совершается частный суд, после которого души праведных находятся в свете, покое и предначатии вечного блаженства, а души грешных в противоположном сему состоянии. Говорили мы с вами также, что те осужденные на нем души, которые отошли из этой жизни, хотя не очищенные совершенно, но с начатками веры и покаяния, могут еще очищаться молитвою Церкви, особенно соединенною с приношением бескровной жертвы Тела и Крови Христовы, и благотворениями, с верою совершаемыми в память их. Но наступит, братие, время, когда совершится над всем родом человеческим всеобщий, последний и окончательный суд Христов. После него последует для всех полное воздаяние, и не будет никому помилования, не останется никаких средств грешникам к оправданию. Посему-то этот суд по преимуществу и называется судом страшным. Этот суд будет происходить после второго пришествия Христова на землю и воскресения мертвых. О втором пришествии Христове и страшном суде мы, братие, беседовали с вами при объяснении седьмого члена Символа веры . Теперь побеседуем о воскресении мертвых. Воскресение мертвых, которого по Символу веры мы чаем или ожидаем, есть действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны. Истина воскресения мертвых ясно раскрывается в Свящ. Писании. Она была известна еще в Ветхом Завете, верою в воскресение мертвых утешал себя Иов среди своих страданий. «Я знаю», говорил он, «Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» ( Иов.19:25 ). Веру в воскресение мертвых исповедует пророк Исаия, когда говорит: «Оживут мертвецы (Твои), возстанут мертвыя тела» ( Ис.26:19 ), а пророк Иезекииль созерцал всеобщее воскресение мертвых в видении поля, усеянного множеством костей человеческих, которые, по действию Духа, соединились одна с другою, облеклись плотью, ожили и одушевились духом ( Иез.37 ). Братья Маккавеи, преданные Антиохом мученической смерти, утешали себя и подкрепляли надеждою на воскресение. «Царь мира», говорили они, воскресит нас, умерших за его законы, для жизни вечной» ( 2Мак.7:9 ). Иуда Маккавей послал в Иерусалим богатую жертву за грехи умерших воинов, потому что помышлял о воскресении ( 2Мак.12:43 ). Сестра Лазаря Мария, когда Господь сказал ей о воскресении брата, отвечала: «знаю, что воскреснет во воскресение, в последний день» ( Ин.11:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

В Неделю третью Великого Поста „Светися, светися Иерусалиме; прииде бо твой свет и слава Господня на тебе воссия” ( Ис. 60, 1 .), – так громогласно благовествует сегодня Церкви из язычников пророк Исаия, и это благовестие, как исходящее из уст, опаленных прикосновением угля Божественной Ипостаси, светит и блистает, а как ниспускающееся с высоты небесной – разносится далеко и звучит грому подобно. Таков ведь глас пророка: он небес достигает и землю потрясает. „Слыши небо”, – взывает он, – „и внуши земле” ( Ис. 1, 2 ). Но если громоподобную силу своего возвещения пророк показует в самом начале своих пророчеств, то теперь он как бы излучает свет ясный, и спускает огонь, прорезывающий воздух, и плавающих по морю поста призывает к пристани утешения. Возвещаю вам, хочет сказать он, что близок свет воскресения, к которому вы стремитесь и во имя которого достойно подвизаетесь. Откуда же это видно? – Слава Господня воссияла на новом Иерусалиме. Несомненно, что слава Господня – это Крест Божественный. Вот он, как утренняя заря, сияет сегодня и испускает лучи – предвестники Солнца правды. А там, где память света – Света неприступного, просвещающего тех, кто пребывает в ночи беспечности, – там величайший из праздников и торжество из торжеств. Итак, никто да не скорбит о пище постной и да не облекает лицо мглою уныния. Приступите к востоку Креста и просветитеся, и лица наши не постыдятся. Да знаменуется на нас свет Лица Господня и просветятся лица ваши, как солнце ( Пс. 33, 6 ), и далеко отбегут от нас мрачнообразные демоны, не имея сил взирать очами своими. Я же – проповедник ваш и начальник сонма благодати – молюсь, да восприму богатство света сего, да затеплится светильник уст моих и да возгорится на нем пламень яркий. И вот уверяет меня теплота веры, что я имею уже пламень сей. Итак, вот огнь, вот и древо сие крестное, устам предложенное в качестве предмета похвалы. Где же затем овча, которое мы пожрем на празднике во славу Божию, в снедь же вас, духовных сотрапезников наших? Бог , сильный и из камней воздвигнуть чад, верных патриарху, как некогда Исаака – из окаменевшего чрева Сарры, узрит эту нежренную жертву и живое заколение, ради вашей пользы сделав плодороднейшим мой бесплодный разум.

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

Все знаем, что христиане не должны предаваться забавам, слыша о сем в божественных Писаниях, и особливо слыша, что Господь в Евангелии с угрозою говорит: горе вам смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете там (Лк.6:25). И еще говорит: не возноситеся (Лк.12:30), потому что все это делают язычники. А Пророк Исаия, лучше же сказать, Сам Бог чрез Пророка говорит: горе пиющим вино с тимпаны, свирельми и гусльми (Ис.5:12). Блаженный же Давид, как бы гнушаясь превозношением и хвалясь о Господе, сказал: Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои (Пс.130:1). И Иаков, брат Господень, говорит: Слезите, и плачитеся: смех ваш в плач да обратится, и радость в сетование (Иак.4:9). И блаженный Апостол Павел предающихся забавам называет идолослужителями, говоря: ни идолослужители бывайте, якоже есть писано (1Кор.10:7), и еще говорит: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию слово благо (Еф.4:29); аще ясте, аще пиете, или ино что творите, вся во славу Божию творите (1Кор.10:31). И еще он же говорит: бывайте подражатели Богу, братия, и ходите в любви. Блуд же и всяка нечистота и лихоимство, ниже да именуется в вас, и сквернословие и буесловие, или кощуны, яже неподобная, но паче благодарение (Еф.5:1-5). И много других мест в Божественных Писаниях, где говорится о сем. Но нет разумевающего; напротив того, на нас исполнилось слово Владыки: прельщаетеся, не ведуще Писания (Мф.22:29). На нас исполняется и Павлово пророчество, которое говорит: приходит время, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом: и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся (2Тим.4:3,4). Сие-то самое постигло нас, возлюбленные; и вот видим, что слова оправдались делом. Кто теперь держится Божественного Писания? Кто прилежно внимает заповедям Христовым? Кто премудр, и сохранит сия (Пс.106:43)? Кто докажет, что мы не преступники закона? Много, говорят, сильных, много мудрых по плоти, много благородных, много сведущих книжников и законников, учителей; богатых, бедных, рабов и свободных, монашествующих и девственников и живущих девственно без обета, старцев и юных, но кто же из всех таковых может доказать, что христианам прилично играть на гуслях, или плясать или скакать на улицах, или свирять, или шуметь, или гадать, или делать так называемый хранилища, или носить их, или вопрошать бесов, или упиваться, или терпеть других, делающих такие беззаконные дела? Кто, как сказал я, докажет, что свойственно сие христианам? Какой Пророк, какое Евангелие, какая Апостольская книга подтвердят сие? Если совершенно прилично христианам делать сие, то все суета и заблуждение, и Закон, и Пророки, и Апостолы, и Евангелия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/821/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010