Содержание Вступление Первоевангелие Адам и Ева Каин и Авель Святой праведный Ной Святой праведный Лот Святой Иосиф Прекрасный Подражание Святой пророк Моисей В пустыне Святой праведный Иов многострадальный Вспомни Святой пророк Давид Святой пророк Исаия Жертвы Святой пророк Иезекииль Горит восток! Святой великий Иоанн, Предтеча Господень Агнец Божий, Месия-Христос, пришел! Явление Господа нашего Иисуса Христа Христос Сила Святаго Евангелия Две девушки Живая любовь Солдат Ученый Студент Святое Евангелие Одинокая Верность Монахиня Анна 1. Апостольский период Заря христианства Плач над колыбелью Сила апостолов Гроза в горах Апостольский венец Святой апостол Иаков Выдержки из послания Святого апостола Иакова Святой апостол Пётр Сон Дорога Выдержки из посланий Святого апостола Петра Второе послание Святого апостола Петра Святой Иоанн Богослов Белый цветочек Звон Выдержки из посланий святого апостола Иоанна Богослова Дети Святой апостол Иуда (не Искариотский) Выдержки из послания Святого апостола Иуды Осенний букет Многодетная… Святой апостол Павел Мученица Послания святого апостола Павла Выдержки из послания к Римлянам Послание к Коринфянам (1-е) Ода святой любви Послание к Коринфянам (2-е) Не отгони П0слание к Галатам Послание к Ефесянам Послание к Филиппийцам На рубеже Послание к Колоссянам Сораспятие Послания к Фессалоникийцам (1-е) Послание 2-е Остановись! Выдержки из пастырских посланий Святого апостола Павла Послание к Тимофею (1-е) Послание к Тимофею 2-е Послание к Титу Двойная звезда Выдержки из послания к Филимону Выдержки из послания к Евреям Святой апостол Андрей Первозванный Сеятель Святой апостол Фома Труженики 2. Мученический период Таинство любви (священномученики) Свеча Аргумент Кроткий змий? Река смерти Мученики Святой Игнатий Богоносец Юноши-мученики Братья Амфиан и Едесий Святой мученик Севастиан Свидетель! Девы-мученицы Святая мученица Иулия Святая мученица Серафима Святая мученица Христина Дети-мученики Святой мученик Понтик Святой мученик Кирилл Святой мученик Варул Святой мученик Кирик Шепот А они идут… 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мёртвого моря 3.1. Мессианизм в Священном Писании Ветхого Завета В Священном Писании Ветхого Завета содержится двуединое учение о личности Мессии ( , «машиах»): как о человеке и как о высшем существе. Но открывалось оно постепенно: вначале Господь возгласил человеку обетование о том, что «из семени жены» ( Быт. 3:15 ) произойдёт Избавитель, Который будет «поражать в голову» виновника падения человека – диавола, и Который избавит людей от грехов их. Лишь позже раскрывается учение о Божественном достоинстве Спасителя и Его страданиях ради искупления падшего человека. «В этом случае, – пишет митрополит Григорий (Чуков), – как и во всех других, Божественное Откровение приспособлялось к естественному ходу развития человечества вообще и шло от простого и менее совершенного к сложному и более совершенному; с другой стороны – считалось с характером еврейского народа и его географическим положением: многобожие соседей являлось большим соблазном для евреев, склонность к конкретному у которых брала верх над мыслью о духовности Высшего Существа. Поэтому и настаивалось, главным образом, на единстве Божества и предвечное происхождение Мессии пока не раскрывалось» 212 . Изображение Мессии как высшего существа, имеющего изначальное и Божественное происхождение появляется только во времена Давида, и раскрывается во Псалмах 2 и 109 213 . 3.2. «Ветхозаветный евангелист» и его пророчества о Христе Святого пророка Исаию не напрасно называют «ветхозаветным евангелистом» – настолько ярко, проникновенно, и в то же время богословски адекватно он описывает личность и деяния грядущего Мессии. Те черты личности великого Избавителя, которые в других книгах Ветхого Завета обозначены только в намёках, у пророка Исаии получают завершённость и полноту. Поэтому, характеризуя Исаию, уже Иисус, сын Сирахов, говорит: «Исаия, пророк великий и верный в своем видении, духом великим видел последнее и утешал сетующих в Сионе, даже до века показал будущее и сокрытое, прежде, чем придти им» ( Сир. 48:25–28 ). Иосиф Флавий, передавая общее мнение иудеев начала эры, называет Исаию «божественным и поистине чудным пророком» 214 . Однако во всей полноте значение пророческого вдохновения Исаии могло быть оценено только после свершения предсказанных им великих событий. Поэтому особенно возвышенные слова о пророке можно найти у христианских авторов: блаженный Августин писал, что «О Христе и Церкви, т.е. о Царе и созданном Им граде, Исаия предвозвестил гораздо белее, чем другие пророки», и вследствие этого заслуживает более имени евангелиста, нежели пророка 215 , а блаженный Иероним видел нём не только пророка, но евангелиста и апостола: «мне кажется, что Исайя излагает не пророчество, а евангелие», – писал Иероним 216 . 3.3. Происхождение и состав книги Исаии. Деятельность Второисаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева 5.1. Личность и деяния Мессии Неоднократные попытки увидеть в кумранских рукописях повествование о двух (священническом и царском) и даже трёх (ещё и пророческом) мессиях основываются на изначально неверной интерпретации Дамасского документа, о чём было сказано выше в 3-ей главе. Этому способствует и отмеченная в предыдущей главе определённая двойственность в описании ветхозаветными пророками (особенно Исаией) грядущего Мессии то как человека, то как Бога. Эта двойственность внесла в своё время немалое смущение в ряды христианской Церкви, вылившись в бурные и продолжительные споры с арианами по вопросу Божественности Христа и была разрешена только применением во второй половине IV века по Р.Х. чёткой терминологии, выражающей учение о единой ипостаси и двух природах Христа. Обоснование и развитие взгляда о нескольких мессиях в кумранских рукописях имеет место также из-за непонимания разницы между личностью Мессии и присущими Ему разнообразными деяниями , о которых говорят пророки. Мессианская концепция книги Исаии подразумевает чёткое различие между этими понятиями. Переходя от характеристики личности к описанию будущих деяний Мессии, пророк Исаия доносит до нас замечательное пророчество об отрасли из корня Иессеева. 5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33–11:10) Иессей ( , «йишай») – имя внука Вооза, сына Овида и отца Давида ( Руф. 4:22 ). Царь Саул во время гонений на Давида несколько раз называл его «сыном Иессеевым» ( 1Цар. 20:27, 30–31; 22:7–8 ), что вполне соответствовало обычаям того времени и было понятно окружающим. Другие лица также называли Давида «сыном Иессея» – например, Доик Идумеянин ( 1Цар. 22:9 ) и Навал ( 1Цар. 23:10 ). Подобное наименование было понятно и современникам Давида, и последующим поколениям читателей книг Царств. Поэтому и апостол Павел в речи, произнесённой в синагоге Антиохии Писидийской, именует великого царя «Давидом, сыном Иессеевым» ( Деян. 13:22 ). Образ сыновства Иессею Исаия использовал, чтобы показать, что правление царей из рода Давидова прекратится в Израиле на время вавилонского плена, но затем возобновится и послужит к появлению Царя, наделённого необыкновенными свойствами. Этому пророчеству посвящена полностью 11 глава Исайи (преимущественно стихи 1–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Глава XXVI Эта глава, – как бы победный гимн избавленных Господом,-славит Господа за его милости к тем, которые были в порабощении и в скорби. Этот псалом выражает чувства тех, которые никогда не усумнились в грядущей помощи Господней и которые понимали, что только Господь мог их спасти от рабства и угнетения. Мучился народ, как беременная женщина при наступлении родов, но вот наступила минута спасения, и пророк видит, что: „оживут мертвецы... ибо роса Господня оживит их и земля извергнет мертвецов“ 958 . Город крепкий I-ro стиха есть Иерусалим, который как указано в Ис. 60:1–3 , осветит сиянием своим все народы. Как и в других пророчествах, Исаия говорит и о ближайших событиях, но видит в далеком таинственном будущем духовный Иерусалим, новую землю, на которой живет правда. В словах его есть и утешение и указание живущим в его время (стихи 3–4, 11–12, 16, 20) и в них можно читать и смирение Езекии, несущего перед Господа письмо Сеннахерима и которого Господь спасает в граде его, окруженном врагами;– но в главе XXVI больше этого; в ней содержится навеки утешение церкви Божией на земле во многих скорбях, которые посещали и посещают ее. Слова этой главы вполне применяются к скорбям имеющей быть основанною Христианской церкви, и применяются к последним временам земли, на что указывает стих 19 словами: „оживут мертвецы Твои!“. Эта глава есть хвалебный псалом, рисующий всю духовную жизнь собрания верующих от времен Езекии до наших времен. 1 . В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала. 2 . Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину. „Бог нам прибежище и сила“, восклицает псалмопевец ( Пс. 45 ) и в том же смысле говорит о крепости святого града Исаия. Не стены, сооруженные человеческою рукою, могут составить силу града, а силу горнего Иерусалима составляет даруемое жителям его спасение. Очевидно, что выражение это, – могущее иметь при жизни Исаии лишь узкий смысл сохранения города чудом Господним от армии Сеннахерима,– приобретает свое настоящее значение лишь для Христианина. Мысль эта, высказанная в 1 стихе, связуется в этом значении с восклицанием ст. 8–9 предыдущей главы: „возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Книга третья Для меня недостаточно той величины книг, которая слагается мною при толковании пророка Исаии, где опущение чего-либо есть ущерб для разумения. Поэтому в каждой из книг, которые означают только перечень и последовательность их, я поместил лишь очень краткие предисловия. А тебя, девственница Христова Евстохия, прошу помочь мне молитвами в изъяснении весьма трудного видения, в котором созерцаются: Бог всемогущий в своем величии и два серафима, стоящие окрест Его и восклицающие: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его ( Ис. 6:3 ); поколебавшееся и потрясенное наддверие храма, и дом Иудейский, наполнившийся мраком заблуждения; и пророк, говорящий, что он, в сравнении с божественною славою, имеет нечистые уста, и обитает посреди богохульствующего народа, который голосом нечестия единодушно кричал: распни, распни Его, и: не имамы царя токмо кесаря ( Ин. 19:6, 15 ); и один из серафимов, посланный к Исаии, чтобы, взяв клещами с жертвенника горящий уголь, очистить им уста пророка, а чтобы народ остался нечистым. Итак, третья книга на Исаию начинается так: Гл. VI. Ст. 1. В год, в который умер царь Озия, видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном. Надписанием первого видения о Иуде и Иерусалиме указано, что Исаия пророчествовал при четырех царях, то есть, при Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии. Следовательно умершему Озии, при котором изречено все то, что мы выше изложили, наследовал сын его Иоафам, царстовавший шестнадцать лет, сотворивший правое пред Господом и построивший высокие ворота храма ( 2Пар. 27:1–3 ). В его царствование Исаия видел Господа сидящим на престоле высоком и превознесенном, в обозначении царственного достоинства. И то, что было под Ним, наполняло храм, или, как Феодотион и Симмах перевели: и то, что было под ногами Его, наполняло храм, вместо чего LXX перевели: и дом полон славы Его. Знаю, что когда я, около тридцати лет тому назад, был в Константинополе, и у красноречивейшего Григория Назианзена , в то время епископа этого города, учился исследованию святых Писаний: то, для испытания своего слабого ума и повинуясь настоянию друзей, я продиктовал краткий и наскоро составленный трактат об этом видении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

О святом Кресте Христовом Было ли в Ветхом Завете предсказано о почитании креста Христова? В Ветхом Завете предречено было обо всем, чем и как Господь спас нас. Были также и пророчества, и прообразы креста Христова и его почитания. Какие предсказания находим мы в Писании о кресте Христовом и его почитании? Псалмопевец Давид молился Господу: «даруй боящимся Тебя знамя , чтобы они подняли его ради истины, чтобы избавились возлюбленные Твои» ( Пс. 59:6, 7 ). Также пророк Исаия предрекал, что Господь " поднимет знамя язычникам и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли» ( Ис. 11:12 ). О кресте Господнем говорит и премудрый Соломон и, именно так: «благословенно дерево, чрез которое бывает правда» ( Прем. 14:7 ). А прор. Исаия указывает еще на трехсоставность креста Христова и на прославление его: «слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих. И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святого Израилева» ( Ис. 60:13, 14 ). Крест, действительно, по преданию, был сделан из кипариса, певга и кедра и стал украшением храма Божия. Множество язычников приняло христианство и, таким образом, поклонилось и поклоняется кресту Христову – прославленному подножию ног Господних. Какие прообразы креста Христова находим мы в Писании? Прообразов креста Христова в Писании очень много. Главнейшее из них – следующее: Господь избавил первенцев Израильских от смерти, дав такое повеление: " пусть, – сказал Господь, – возьмут от крови его (пасхального агнца) и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах.... И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исход 12:7, 13). Подобно тому, как столбы и перекладины дверей, помазанные кровью пасхального агнца, ограждали евреев от гибели, так и крест Господень, обагренный кровью непорочного и чистого Агнца – Христа ограждает христиан от духовной смерти и нападения диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Скачать epub pdf Житие святого пророка Исаии Память 9 мая Время пророческого служения святого Исаии (по-еврейски имя это произносится «Иеша–Иагве» и значит «спасение Иеговы», т. е. спасение, получаемое от Господа) было тяжелым временем в жизни народа еврейского: во дни этого великого пророка царство израильское окончило свое существование, а иудейское доживало последние годы пред Вавилонским пленением. Эта печальная участь – подчинение «избранного народа» под тяжелую руку языческих царей была ему наказанием от Господа за то, что он вышел из послушания Богу, все более и более погрязая в беззаконии и идолопоклонстве. Особенно было велико отступление от завета Божия в царстве израильском, которое за это и постигло ускоренное наказание, «в царстве же иудейском по временам просвечивала надежда на лучшее будущее», и если не совсем погас огонь святой ревности по Боге в Иудее и Господь еще медлил с исправляющим ее наказанием, то этим Иудейское царство обязано главным образом пророческой деятельности святого Исаии. Святой пророк Исаия, происходивший из колена Вениаминова, родился около 760 г. до Р. Х.; он был сын Амоса, о котором в книгах Священного Писания ничего не сообщается и которого иудейское предание отождествляет с Амосом, братом царя Амасии. Местом постоянного жительства святого Исаии был Иерусалим – столица Иудейского царства. На годы сознательного детства и отрочества пророка падает славное правление мудрого и доброго царя Озии; это царствование без сомнения имело благотворное религиозное и политическое влияние на душу будущего пророка. Ничего собственно неизвестно о днях ранней юности святого Исаии, но явление ему славы Господней и избрание его Господом на великое служение дают непререкаемое свидетельство о благочестии пророка и в это время жизни; о том же говорят и его пророческие речи, из которых видно прекрасное знание им священных книг своего народа; очевидно, с ранних лет святой Исаия поучался в законе Божием. Как человек благочестивый, он взял и жену себе богобоязненную, от которой имел двух сыновей; о жене его известно, что она тоже была пророчицей ( Ис.7:3, 8:3, 8:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Умеешь ли ты любить? Чудо, способное подарить надежду семьям, воспитывающим особенного ребенка 5 мая, 2019 Чудо, способное подарить надежду семьям, воспитывающим особенного ребенка Во всем мире сейчас отмечается рост количества детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Ученые говорят даже о пандемии (всемирной эпидемии) аутизма и называют страшные цифры прироста случаев РАС: 16% в год. В 2019 году в день памяти преподобного Алексия Голосеевского, 24 марта, в Украинской Православной Церкви впервые за богослужением особенно молились о здоровье деток с РАС. И отныне ежегодно в этот день Блаженнейший Митрополит Онуфрий благословил совершать сугубые молитвы о детях-аутистах, потому что именно с преподобным Алексием связано чудо на Пасху 1853 года — то самое, которое способно подарить надежду семьям, воспитывающим особенного ребенка. Бог не ошибается …За окном идет дождь, густой туман окутывает город, весенняя сырость пробирает до костей. В такие моменты меня никогда не покидает уверенность, что взойдет солнце и своим ярким светом озарит все вокруг. Детворе подарит улыбки, взрослым — прекрасное настроение. Словом, согреет всех, кто озяб и устал от слякоти. Солнцем Правды называют Христа в святоотеческом наследии. Светом Своим наш Бог освещает вселенную, а Милостью Своей благословляет всех людей — праведных и грешных. Бог возлюбил нас совершенной материнской любовью. Да-да, именно материнской. Пророк Исаия, которого называют ветхозаветным евангелистом, говорит: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Исаия 49, 15). Сам Господь наш Иисус Христос в прощальной беседе с учениками сравнивает Свое тридневное Воскресение с рождением матерью ребенка: Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир (Ин. 16, 21). Светлое Христово Воскресение — торжество божественной радости и любви. После Воскресения Господа мир может понять, что ЧУДО возможно. И особенная радость бывает там, где есть постоянная тревога и боль в сердце…

http://pravmir.ru/umeesh-li-ty-lyubit/

Глава 38. Болезнь и чудодейственное исцеление Езекии. Благодарственная молитва его 1. В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь. (Бысть же в то время, разболеся Езекиа до смерти и прииде к нему Исаиа пророк сын Амосов, и рече к нему: сия глаголет Господь: устрой о дому твоем, умираеши бо ты, и не будеши жив). В то время, по всей вероятности, когда уже царь Ассирийский со своими войсками совершенно удалился от Иерусалима, царя Езекию постигло новое испытание – смертельная болезнь. Сам он, по-видимому, не сознавал всей опасности своего положения и не готовился к смерти и не делал никаких распоряжений о преемстве своей царской власти и о наследовании имущества. Тогда Господь посылает вестника Своей верховной воли – пророка Исаию и через него повелевает, чтобы царь благоразумно устроил дела «своего дома» или рода, главным образом, в отношении наследования своего престола, так как Езекия умрет от этой болезни, а не выздоровеет. 2–3. Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря: «о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно. (И обрати Езекиа лице свое к стене, и помолися к Господеви, глаголя: помяни, Господи, како ходих пред Тобою со истиною, и сердцем истинным, и угодная пред Тобою сотворих. И плакася Езекиа плачем великим). Огорченный известием о приближающейся смерти. Езекия не предался, однако, отчаянию; но, признавая, что болезнь и преждевременная смерть являются наказанием Божиим за его грехи, он обращается к Богу с молитвой, в надежде, что Господь увидит его сокрушенное сердце и пощадит его, как пощадил некогда его праотца – Давида, которому возвестил грозный суд Божий Нафан пророк, и как некогда пощадил Он пророка Иону. В молитве своей Езекия особенно указывает на свои богоугодные дела, дабы тем выразить свою преданность Богу при всех неблагоприятных обстоятельствах своего царствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 4 Мих. 4:1 . И будет в последния дни явлена гора Господня, уготована над верхи гор, и вознесется выше холмов, и потщатся к ней людие. С Евр.: «Но в последние дни гора дома Божия будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут на нее народы». Св. пророк произнес выше предсказание о разрушении храма и Иерусалима врагами. Такое предсказание не могло не опечалить иудеев, особенно благочестивого царя Езекию. Чтобы утешить сего царя и верных иудеев, какие еще были при сем царе, св. Михей произносит радостное обетование о будущем – о восстановлении храма и Иерусалима. Не все, говорит пророк, будут одни бедствия, скорби и разрушения. Настанет и для Иудеи славное время. «И будет в последния дни». Последними днями нередко называются последние дни Ветхого Завета и дни пришествия на землю Спасителя мира 59 , как это видно и из последующих слов. Итак, во дни пришествия на землю Спасителя мира, «будет явлена 60 гора Господня», или гора дома Божия 61 . Под горою дома Господня, в буквальном смысле, здесь разумеется гора, на которой стоял храм Иерусалимский, Сион или Мориа, называется Господнею по дому или храму Божию. Но не гора имела сама по себе такую важность, что нужно было являть ее всем народам, всему миру (ст. 3), а храм Иерусалимский, находившийся на сей горе, – он давал горе известность. Но и самый храм, в свою очередь, был славен потому, что был домом Божиим, Бог обитал в нем в образах, стенах, гаданиях, в учении, пророчествах. Как солнце, освещая предметы мира, отражая на них лучи свои, делает их видимыми, блестящими, так и храм Иерусалимский был потому славен, что освещался солнцем вечной истины. Храм Иерусалимский, как известно, за грехи евр. народа был разрушен вавилонянами, Иерусалим был яко овощное хранилище. Потому не разумеется ли здесь создание второго храма, по возвращении евреев из плена, при Ездре и Неемии? Некоторые из толковников 62 действительно разумеют создание второго храма. «Пророк предсказывает. – говорит Ефрем Сирин , – что после 70-летнего плена храм будет воссоздан на вершине гор, на которых построен был Иерусалим, и гора храма, по сооружении оного, возвысится над всеми холмами, ее окружающими, и тогда соберутся на ней все народы, как пророчествовали о сем Исаия ( Ис. 2:2 ) и другие пророки».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010