8:15. В свете сказанного в 8:14, Павел провозглашает принцип Божественного обеспечения нужд, напоминая о даровании манны в пустыне, – Бог всегда дарует достаточно для удовлетворения потребности каждого, не больше и не меньше ( Исх. 16:18 ). 8:16–24 Посланники для передачи собранных пожертвований 8:16–18. Здесь Павел рекомендует (3:1) Тита и его товарища. 8:19. Так же как «синагоги по всей Средиземноморской области посылали свой ежегодный налог в Иерусалимский храм через местных представителей, пользовавшихся уважением и доверием собратьев, этот сбор пожертвований тоже надлежало оформить безупречно: посланник для передачи собранных пожертвований должен был быть избран, «назначен», самой церковью. Избрание проводилось путем поднятия рук или (что реже) голосованием с использованием бюллетеней, как это делалось в греческих управленческих структурах. 8:20,21. В культуре, где придавалось большое значение чести, греко-римские авторы непременно подчеркивали, что лидеры и другие покровители, заслуживающие доверия общества, должны быть открытыми и безупречными в нравственном отношении людьми. В иудаизме также подчеркивалось, что сборщики пожертвований должны действовать безупречно, чтобы не допустить никаких обвинений в свой адрес. Ст. 21 перекликается с Прит. 3в переводе «Септуагинты. Этот стих стал крылатым выражением;иудейские учителя подчеркивали необходимость поступать так, чтобы это выглядело добром и перед Богом, и перед людьми. 8:22. Иудейские и греко-римские моралисты рекомендовали проводить проверку потенциальных руководителей еще до того, как они займут более высокий пост. Этот брат (не тот, о котором говорилось в 8:18) уже был проверен в служении. 8:23,24. Как избранные церквами, они были их посланниками, уполномоченными. Они выполняли такую же роль, что и специальные люди, представители местных еврейских общин, выбранные для доставки вИерусалим ежегодного налога на храм. Тит был представителем Павла в одной из групп. Им должны были оказывать гостеприимство, которое предназначалось для Павла и других церквей. По всему древнему Средиземноморью посыльных принимали с почестями. (См. также коммент. к 7:14.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

4:5 . Это язычники, а не христиане (3:15), должны будут дать отчет на последнем суде. Со времен Ветхого Завета последний день суда часто представлялся в юридических терминах. 4:7. Во многих иудейских преданиях и традициях (в том числе в Дан. 12:1,2 ) говорится, что концу земной истории должен предшествовать период скорби; неизбежность такого «конца» поэтому призывает к стойкости и постоянной молитве. 4:8. (Ср.: Прит. 10:12 ; Иак. 5:20 .) Смысл здесь может заключаться в том, что люб ви свойственно закрывать глаза на ошибки и грехи других, хотя некоторые исследователи предлагают другое толкование: те, кто любит, найдут благоволение в день суда( 1Пет. 4:5,6 ). 4:9 . Гостеприимство предполагает принятие на постой странников, особенно собратьев по вере, которые нуждаются в этом. Согласно древним обычаям и этическим нормам, нужно было безоговорочно предоставлять путешественникам кров и пищу. 4:10,11. Как и Павел ( Рим. 12:4–8 ), Петр подчеркивает многообразие даров в «Церкви и считает, что они будут до конца времен. Говорящий слова Божьи, несомненно, обладает даром «пророчества или, по крайнеймере, духовным озарением, способностью говорить для Бога. О пророчестве и служении см. в коммент. к Рим. 12:6–8 и 16:1. 4:12–19 Суд начинается с христиан Согласно «Ветхому Завету ( Дан. 12.1,2 ) и многочисленным иудейским преданиям, народ Божий ожидает «бедственное» время непосредственно перед концом света; затем будут судиться нечестивые. В иудейскойтрадиции часто подчеркивается, что праведные испытывают страдания в этом веке, а нечестивые будут испытывать их на протяжении всей вечности. Такие преследования, как отмеченные здесь, продолжались в течение более чем двухсот лет в Римской империи и периодически имели место в разные времена и в разных местах на протяжении всей истории; верующие в каждом поколении имели возможность почувствовать приближение конца времен. 4:12. Не исключено, что Петр намекает на судьбу, которую разделили многие христиане, захваченные в Риме в 64 г. н. э.: они были сожжены заживо, горели как факелы при освещении садов Нерона в ночное время.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

1. В ком божественный закон не чернилами и письменами начертан, но насажден в сердцах плотяных, те, имея просвещенные очи ума, и побуждаясь не чувственною и видимою, но невидимою и мысленною надеждою, могут преодолевать соблазны лукавого, но только силою непобедимою. А неукрашенные Божиим словом, необученные Божественным законом, напрасно, надмеваясь, думают собственною своею свободою устранить от себя поводы ко греху, осуждаемому единым таинством креста. Свобода, возможная для человека, простирается на то, чтобы противиться диаволу, а не на то, чтобы при сей возможности непременно иметь и власть над страстями. Ибо сказано: аще не Господь созиждет дом и сохранит град, всуе бде стрегий и трудится зиждущий (Псал. 126, 1). 2. Тому невозможно наступить на аспида и василиска и попрать льва и змия, кто не очистил себя предварительно, сколько возможно сие человеку, и кого не подкрепил Сказавший Апостолам: се даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию (Лук. 10, 14). А если бы естество человеческое и без всеоружия Духа Святого могло противостать козням диавольским, то не было бы сказано Апостолом: Бог же мира да сокрушит сатану под ноги ваша вскоре (Рим. 16, 20); и еще: его же Господь убиет духом уст Своих (2 Сол. 2, 8). Потому и заповедано нам просить Господа: не введи нас в напасть, но избави нас от лукаваго (Мф. 6, 13). Ибо, если не сподобимся всыновления, высшею помощию избавившись от разжженных стрел лукавого, то всуе трудимся, как далеко отстоящие от силы Божией. 3. Посему, кто хочет быть причастником Божественной славы, и образ Христов как в зеркале видеть во владычественной силе души своей, тот с ненасытимою любовию, с неудовлетворяемым желанием, от всего сердца и всеми силами день и ночь должен искать всесильной Божией помощи, которой невозможно получить, если кто, по сказанному прежде, не воздержится предварительно от мирского сладострастия, от пожеланий сопротивной силы, которая чужда света и есть лукавая деятельность, враждебная деятельности доброй и совершенно от нее отчужденная. Поэтому, если хочешь доведаться, почему мы, сотворенные в чести и поселенные в раю, в последствии приложились к скотам бессмысленным и уподобились им, лишившись пречистой славы, то знай, что, чрез преслушание соделавшись рабами плотских страстей, сами себя изгнали из блаженной страны живых, и став пленниками, сидим еще на реках вавилонских; и поелику удерживаемся еще в Египте, то не наследовали обетованной земли, текущей млеком и медом, не растворены еще квасом чистоты, но доныне пребываем в квасе лукавства. Сердце наше не окроплено еще Божиею кровию; потому что в нем еще и дно адово (Прит. 8, 19) и вонзенная уда злобы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

82) Для добродетели благотворно подвизаться среди болезненных трудов; ибо в таком случае она благодушно все претерпевающим в награду приносит безстрастие души, по коему душа любовию соединяясь с Богом отторгается расположением от плоти и мира. Измождение тела есть укрепление души 17]. 83) Увлеченные обольщением чувственной сласти, предпочли мы истинной жизни смерть. Понесем же благодарно убивающий сию сласть труд телесный, чтобы, когда смертию ея уничтожится вместе с нею чрез нее произшедшая смерть, восприять возвращающуюся к нам жизнь, прежде проданную за сласть, а теперь опять купленпую за не многие труды плоти 18]. 84) Если, когда плоть здорова и в довольстве, обычно возрастает сила греха; то явно, что когда она в скудости, юнеть следует силе добродетели. Будем же нести мужественно измождение плоти, — сию очистительницу душевных скверн, и виновницу будущей славы. Недостойни бо страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18) 19]. 85) Как врачи, тело врачующие, не одно и тоже для всех предлагают лекарство; так и Бог, врачуя душевныя болезни, не один, для всех пригодный, знает способ врачевания; но каждой душе, подавая благопотребное, совершает исцеления. Возблагодарим же Его, будучи врачуемы, хотя бы бывающее с нами и муку имело: ибо конец блажен 20]. 86) Ничто так не обличает настроения души, как возстания плоти изможденной: ибо если она поддастся им, то покажет, что любит плоть паче Бога; а если пребудет непоколебленною такими приражениями, то обнаружит, что чтит добродетель паче плоти; ради чего Бога сожителем в себя восприимет, благоволившаго ради ея страдать нашим естеством, и, как древле ученикам, взывающаго: дерзайте, яко Аз победих мир (Ин, 16, 33) 21]. 87) Если все Святые были причастны обучительному наказанию; то будем вместе с ними благодарны и мы, когда обучительно наказуемы бываем, чтоб сподобиться быть причастными и славы их. Егоже любит Господь наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет (Прит. 3, 12; Евр. 12, 6) 22]. 88) Адам прияв ребро (жену из ребра), предлагавшее ему сласть, изверг человечество из рая. А Господь, благоволивший пронзенным быть копием в ребро, ввел в рай разбойника. Возлюбим же болезненное преутруждение плоти и возненавидим ея сласти: ибо то вводит в рай и делает причастными благ его; а те изгоняют из него и лишают благ его 23].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

В псалме чередуются стихи с употреблением местоимения «они» (1–3, 5–7, 10–11) и «мы», «нам» (4, 8–9, 13). То, что случилось в прошлом с одними (1–3), отражается на тех, кто остался (4); грехи, которые вызывали гнев Божий раньше (5–7, 8), это и грехи наши (9). Бог не забудет ни своих хулителей (10), ни страдальцев (11), а мы, народ Его, будем возвещать Его славу (13). 1–5 Непреложный суд. Прежде всего ущерб нанесен Самому Господу. Его святой храм осквернен (1). При разграблении города все те, кто был посвящен Ему (рабы Его, 2) и кого Он возлюбил (святые Его), были уничтожены, и уже некому было исполнить последний долг по отношению к погибшим (3). В столь безысходной ситуации народ Божий стал еще и предметом насмешек окрестных народов (4). Действительно, страшно впасть в руки Бога живого ( Евр. 10:31 ). 5–9 Гневное осуждение. Поистине нечто необычное должно было послужить поводом для такого гнева! Но нет, просто грех: в ст. 8 говорится о грехах как следствии падшей, мятежной человеческой природы. 9 Грехи наши, то есть не только их грехи – тех, кто погиб при разрушении Иерусалима или был вывезен в Вавилон, – но и наши грехи тоже (9); и если мы не погибли подобно им, то только благодаря бесконечному долготерпению и милости Бога, Который грех ненавидит. Ст. 5–7 не следует понимать как протест огорченного и обиженного возникшей несправедливостью. Во всех горестных жизненных ситуациях, независимо от того, вызваны ли они гневом Божьим или составляют неотъемлемую часть непостижимого для нас провидения Божьего, мы прежде всего должны со смирением принимать постигшее нас, что и подразумевается в ст. 5. Но разве мы не должны также молиться о ниспровержении тех, кто беззастенчиво и жестоко использует нас ради своей выгоды и оставляет в руинах наши святыни (7)? Правильная позиция – предоставить возмездие Господу ( Прит. 20:22 ; Рим. 12:19 ) – включает в себя и молитву об уничтожении врагов, которые не перестают мучить народ Божий. 8 Не помяни нам – см.: Иер. 31:34 ; Мих. 7:18–20 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

90) Одно доброе слово сделало никогда непотребного оного разбойника чистым и святым и в рай ввело его. И одно недоброе слово заградило Моисею вход в землю обетованную. Не будем же почитать языкоболие малою болезнью: ибо злоречивые и суесловые заключают для себя Царствие Небесное. — Муж язычный хотя здесь и может еще какой–либо успех иметь, там же — никакого, но злая уловят его в истление (Пс.139,12). Добре сказал некий мудрый муж, что лучше упасть с высоты на землю, нежели от языка. Надлежит нам потому послушаться Св. Иакова, который пишет: да будет всяк человек скор услышати и косен глаголати (Иак.1,19). 91) Чтобы не парить нам и не рассеиваться, прельщаясь суетностью, хорошо внимать Пророку, который говорит: идите людие мои, внидите в храмину вашу, — в храмину сердца вашего, сокрытую от всякого чувственного впечатления, в оное обиталище без–образное, осияваемое бесстрастием и осенением святой благодати, — затворите двери своя от всего видимого, укрыйтеся мало елико елико, — ибо и вся жизнь человеческая мала, — и после сего прилагает: дондеже мимоидет гнев Господень (Ис.26, 20), как другой некто сказал: дондеже прейдет беззаконие (Пс.56,2). Ибо и беззаконие, а следовательно и бесы, и страсти, и грехи суть гнев Божий, как говорит к Богу Исаия: се Ты разгневался еси, и мы согрешихом (64,5). Избегает же сего гнева человек, непрестанно внимая сердцу в молитве, и усердно борясь быть внутрь, во внутренней своей неприступной храмине. Ибо привлеки, говорит некто, премудрость во внутреннейшая твоя (слич. — Прит.8,12; Сир.45;31;51,18); потому что вся слава дщере царевы внутрь (Пс.44,14), говорит другой, прилагая: сие труд есть предо мною, дондеже вниду во святило Божие (Пс.72,17), и в гору достояния (Пс.67,17), в готовое жилище (Пс.32,14), которое соделал Ты, Господи, во святыню, которую уготовали руки Твои (Пс.77,54). 92) Желающий истинно отрешись от мира, да подражает блаженному Пророку Елисею, ни одной вещи из имений своих с собою не взявшему, по великой, как пламенем распалявшей его любви к Богу. Все, что есть у него пусть раздаст он нуждающимся, и подъяв таким образом Крест Господень, да течет произволением на вольную смерть, — виновницу вечного царствия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Указ. соч. стр. 255. Приводимые им ссылки ( 2Цар. 12:31 ) и ( Прит. 20:26 ), совсем не относятся к делу. Menzel об измерении веревкой говорит нечто совсем непонятное. «Пленных, – говорит он, – клали на землю и измеряли веревкой: кого веревка охватывала два раза – тех умерщвляли, кого один раз – тех щадили». Указ. соч. стр. 89. 185 Эта связь, вероятно, и заставила Eisenlohr " a предположить, что война 8:3 и 10, 15–19 – одна и та же война. Указан. соч. стр. 255. 189 Война с аммонитянами произошла около 20-го года царствования Давида, потому что вскоре после нее родился Соломон, имевший в год смерти Давида не менее 18 лет. 190 «И сделал Давид себе имя», – замечает летописец, после описания войны Давида с сириянами и происходившей одновременно с ней войны с идумеянами ( 2Цар. 8:13 ). Эйзенлор говорит, что Давид поставил памятник в Иерусалиме. Указ. соч. ч. 1. стр. 258. Но везде в Библии значит только: имя, слава, молва, воспоминание, и о Сауле, который, возвращаясь после победы над амаликитянами, действительно поставил себе памятник, сказано не , как о Давиде, а . Выражение: «сделал Давид себе имя» означает только, что слава Давида, после описанных выше войн, гремела повсюду. 205 1Пар. 18:17 . Генстенберг полагает, что сыновья Давида названы священниками, в смысле посредников между ним и народом (очевидно, по подобию посредничества настоящих священников между Богом и народом), потому что они, будто бы, были первыми придворными чиновниками и через них подданные сносились с царем. Geschichte des Reiches Gottes. 2 Per. 2 Häfl. Berlin. 1871. стр. 117. Ниоткуда, однако, не видно, чтобы сыновья Давида занимали какие-либо должности и чтобы через них сносился народ с царем. Писатели рационалистического оттенка, полагающие, что еврейское священство, как особое сословие, произошло не при Моисее, а когда-то гораздо позднее, наименование сыновей Давида священниками понимают в собственном смысле и утверждают, что и сам Давид был священником. Относительно ( 2Цар. 8:18 ), где говорится: «сыновья Давида были » Лео, напр., замечает: «это известие, что Давид (?!) и его сыновья были священники, не мирится, конечно, с системой позднейшей иерархии, которая заповедует побивать камнями того, кто, не будучи потомком Аарона, стал бы совершать священнические действия, посему (?) 1 кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Источник: Alexander, Philip. “ ‘In The Beginning’: Rabbinic And Patristic Exegesis of Genesis 1:1.” In The Exegetical Encounter Between Jews and Christians in Late Antiquity, edited by Emmanouela Grypeou, and Helen Spurling, 1-14. Leiden: BRILL, 2009 Перевод: А.Д. Макаров   Еврейский текст Библии, которым пользовались иудеи во времена раввинистического иудаизма — прим. пер. Питер Шафер предлагает прекрасный обзор дебатов творения из ничего с еврейской стороны (Schafer 1971, 161-166). См. также Кистер 2007, 229-56. В своем исследовании Питер Шафер дал оценку преданиям об Иисусе в Талмуде и утверждал, что они показывают больше знаний о христианстве, чем было принято считать ранее (Schafer 2007). Это утверждение, если оно окажется правильным, приведет прямые и косвенные ссылки на христианство­ в раввинистической литературе к более тесному согласованию и поможет преодолеть недоумение, которое открывается между ними в традиционном взгляде. Переводы принадлежат автору, если не указано иное. К сожалению, недавнее исследование Питера Шафера этого отрывка (Schafer 2008) вышло слишком поздно, чтобы я мог принять его во внимание. Есть интересное предположение, что Израиль заменил Тору как центр Божьей любви: Тора стала служанкой этих отношений. Но обратите внимание, что Бен-Сира связывает дарование Премудрости-Торы именно с тем, что Израиль является особым владением Бога (Бен-Сира, 24:12). Сефер Йецира 38 является ключевой работой , в которой выражается эта идея (Hayman 2004, 130-33). Петр Хайман собрал ранние иудейские источники, в которых говорится о Храме как о микрокосмосе (Hay­man 1986, 176-182). MidrPss 50:1 связывает сотворение мира с созданием Скинии через тот факт, что Писание говорит, что их заботливые создатели (Бог и Веселеил) использовали те же «три атрибута (миддот)» — hokhmah, tevunah и da’at; ср. Прит. 3:19-20 с Исх. 31:3. Веселеил подражал Богу! Подробнее см. Schafer 1974, 144-53. Я не уверен, что Шварц и Яхалом перевели эту строфу правильно. Я бы предложил перевести ее так:

http://bogoslov.ru/article/6168039

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010