И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями], и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею], и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ( Быт.1:26–28 ). Если же в греховном своем состоянии человек в пользовании своим владычним и господственным правом над животным миром преступает иногда границы должного и целесообразного; если он часто упражняет свою злую волю над бессловесными существами и совсем иногда не знает ни сострадания, ни милосердия в оказательстве своего права над ними; если, напротив, бывает свиреп и жесток в сем своем праве, то всякое такое безобразие в мире животном, всякая его свирепость и жестокость для самих животных остаются бесследны, но не бесследны таковые безобразия бывают для человека: они, во-первых, свидетельствуют о большом и сильном приражении зла душе и сердцу человека, о господстве зла в нем при малом в нем остатке добрых чувств и расположений и, во-вторых, упражняемые жестокость и свирепость над животными способствуют сами по себе все большему и большему огрубению и одичанию души человека. Поэтому справедливо говорит Св. Писание, что «Праведник милует души скотов своих» ( Прит.12:10 ), так как в миловании скота обнаруживаются и вместе воспитываются мягкость души человека, тонкость, деликатность и отзывчивость его чувства, сострадание и милосердие его сердца, и добрый человек не иным будет в своем отношении к животным, как милующим. Участь животного царства, безразличная для самих животных, не безразлична для человека: в ней и чрез нее орудийно отражается жребий самого человека; равно как и наоборот – общеземная страда и суета, стенание и угнетение соединены со жребием и участью человека: «...тварь , – говорит Апостол, – с надеждою ожидает откровения сынов Божиих...» ( Рим.8:19 ), т.е. «откровения и славы людей по всеобщем воскресении». А что «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» , покорившись «суете не добровольно, но по воле покорившего ее» ( Рим.8:20–22 ), то, повторяем, эти стенания и мучения в царстве животном имеют свой смысл и значение, свое вынаружение и определение по содержанию и приложению только для одного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

12 . «Во святилище, которое создали руки Твои» ( Исх.15:17 ). Сказано, что святилище Бога есть Его скиния, или храм, так как оно освящает тех, кто входит в него, – «не в рукотворенное святилище» ( Евр.9:24 ), но «которое создали руки» Бога ( Исх.15:17 ). Почему? Потому что Бог насаждает и созидает нас, Он соделывается виноградарем и строителем, чтобы ты ни в чем не нуждался. Послушай Павла: «Вы Божия нива, Божие строение» ( 1Кор.3:9 ). Что же тогда есть «святилище», не «рукотворенное», но «которое создали руки» Бога? Послушай, что сказано в книге Притч: «Премудрость построила себе дом» ( Прит.9:1 ). Думаю, однако, что правильнее это понимать через воплощение Господа. Ибо храм Его тела – нерукотворный, образован в Деве не человеком, но, как предвозвестил пророк Даниил: «Камень оторвался от горы без содействия рук» и «сделался великою горою» ( Дан.2:34–35 ). Иными словами, «святилище» тела было взято и оторвалось от горы человеческой природы и вещества плоти «без содействия рук», то есть без участия человека. 13 . «Господь будет царствовать во веки и в веки и еще» ( Исх.15:18 ) 6 . Когда говорится «во веки», указывается период времени, имеющий конец. Если сказано «в будущем веке», то, несомненно, подразумевается больший временной интервал, который также кончается. Когда говорится «во веки веков», полагается предел, хотя, возможно, нам не известный, но, тем не менее, установленный Богом. Но в этом стихе добавлено «и еще». И уже не остается никакого ощущения конца или предела. Ибо о каком бы времени ты не подумал как о конце, пророческое слово всегда говорит: «И еще»; как будто обращаясь к тебе, оно возвещает: «Ты думаешь, что Господь будет царствовать во веки и в веки?» «И еще». «Ты думаешь, что Он будет царствовать во веки веков?» «И еще». И что бы ты ни сказал о продолжительности Его царствования, пророк всегда говорит тебе: «И еще». 14 . «Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря» ( Исх. 15:19 ). Если вы – «сыны Израилевы», то можете пройти «по суше среди моря». Если окажетесь «среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни», может так случиться, что когда вы будете проходить среди грешников, их воды не обрушатся на вас; возможно, когда будете идти по миру, всплески похоти не забрызгают вас, и волны страстей не накроют вас. Египтяне же, следующие за фараоном, потонут в водах порока. Но для того, кто следует за Христом и идет, как шел, «воды» становятся «стеною по правую и по левую сторону» ( Исх.14:22 ), а сам он идет посередине, «по суше», не уклоняясь «ни направо, ни налево» ( Втор.17:20 ), пока не выйдет на свободу и не воспоет победный гимн Господу, восклицая: «Пою Богу, ибо Он высоко превознесся» ( Исх.15:1 ), через Иисуса Христа Господа нашего, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия VII. О горькой воде Мерры

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

по заповедям Его, по закону Его. " Заповедь есть светильник , " говорит премудрый, " и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни " (зане светильник,…, заповедь закона, и свет, и жизни, и обличение, и наказание) (Прит. 6:23). Также Давид говорит: " заповедь Господа светла, просвещает очи " (Пс. 18:9); и еще: " слово Твое -- светильник ноге моей и свет стезе моей " (Пс. 118:105). И везде, как всякий может видеть, закон так называется. Так и Павел говорит: " и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд " (уповая же себе вожда быть слепым, света сущным во тьме, наказателя безумным) (Рим. 2:19–20). Подлинно, не так лучи солнца руководят наши очи телесные, как заповеди закон просвещают зрение душевное. 6. Таким образом пророк, желая показать, что еще прежде воздаяния и наград заповеди доставляют нам вознаграждение при самом их исполнении, назвал их светом. Как глаз при самом освещении светом получает пользу, так и душа при самом повиновении закону получает величайшие плоды, очищается, освобождается от порока и восходит к самой добродетели; напротив того, преступающие закон, еще прежде наказания, получают наказание в самом преступлении, находясь в положении более жалком, нежели сидя во тьме, испытывая страх, терпеть и угрызения совести, и в самый полдень боясь и страшась всех знающих и ничего не знающих. Но Ты отринул народ Твой, дом Иакова (Остави бо люди своя, дом Иаковль), т.е. устранился, отступил, презрел, лишил своего промышления. Внушив страх, пророк потом приводит и причину, чтобы они исправили совершившиеся. Какая же это причина? Зане страна их волхвований, якоже иноплеменников. Прежде он обвинял их в корыстолюбии, сребролюбии, презрении вдовиц; а здесь укоряет за неправые мнения и остатки нечестия, которые мало-помалу увлекали их к демонскому заблуждению. Притом в обличение их не просто сказал, что они волхвовали, но: наполнися страна их. Порок их, говорит, опять увеличился чрезмерно. Как выше он говорил не просто: народ грешный (людие грешники), но: обремененный беззакониями (исполнены грехов) (Иса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

иеромонах Иов (Гумеров) Есть древнее правило: не обсуждать своего духовного состояния ни с кем, кроме наставника. Если духовник давал советы общего характера, тогда можно поделиться с близкими по вере людьми, не касаясь личных моментов. Действительно ли материнская молитва обладает особой силой? иеромонах Иов (Гумеров) Отношения между родителями и детьми строятся по образу наших отношений с Богом, нашим Небесным Родителем. Поэтому Господь дал родителям особую власть над детьми: Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу ( Кол. 3:20 ). Заповедь о почитании родителей является не только предписанием, не соблюдение которого является грехом. С исполнением ее Господь связал наше долголетие на земле: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе ( Исх. 20:12 ). Святой апостол Павел говорит, что это первая заповедь с обетованием ( Еф. 6:2 ). Сына или дочь, обижающих родителей, открыто пренебрегающих их авторитетом и властью, ожидает печальная участь. Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные! ( Прит. 30: 17 ). С той властью, которую Господь Бог дал матери над детьми, связана особая сила материнской молитвы. Одним из самых назидательных примеров великой материнской любви и молитвы за духовно погибавшего сына является молитвенный подвиг Моники, матери блаженного Августина , который был десять лет в плену гибельного лжеучения секты манихеев. Вымоленный ею сын не только избежал ада, но и стал святым. В своей «Исповеди» блаженный Августин посветил матери самые трогательные слова: «Ты простер руку Твою с высоты и «извлек душу мою» из этого глубокого мрака, когда мать моя, верная Твоя служанка, оплакивала меня перед Тобою больше, чем оплакивают матери умерших детей. Она видела мою смерть в силу своей веры и того духа, которым обладала от Тебя, – и Ты услышал ее, Господи; Ты услышал ее и не презрел слез, потоками орошавших землю в каждом месте, где она молилась; Ты услышал ее» (Исповедь. Книга III. 11.19).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Относительно природы богодухновенности существовало и существует несколько точек зрения, однако православная герменевтика говорит о неразрывном взаимодействии воли Божественной и человеческой 57 . Это взаимодействие подобно действию благодати Божией в симфонии с человеческой волей в деле спасения человека 58 . Ключевой библейский отрывок, поясняющий взаимосвязь Божественного с личными особенностями изложения библейских авторов в Писании, находится во 2Пет. 1:19–21 : «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Из этой цитаты становится ясно, что Писание не было продиктовано непосредственно с Небес. Бог использовал людей, но не ограничивал их свободу, и не подавлял их уникальную авторскую индивидуальность, и тем более не уничтожал ее. Святой Дух наполнял мысли людей Божественной истиной и помогал им в написании, в силу чего они подбирали наиболее подходящие слова для адекватной передачи открытой им Божественной истины ( 1Кор. 2:10–13 ) 59 . Св. ап. Павел говорит о том, что «духи пророческие послушны пророкам» ( 1Кор. 14:32 ). Свт.  Иоанн Златоуст , толкуя этот отрывок, обращал внимание на каждый оттенок мысли: «самое дарование повинуется: духом здесь он называет действие» (Беседа XXXVI. 4. На 1Кор. 14:20 ) 60 . Подробнее говорил о свободных взаимоотношениях между Богом и человеком свт.  Василий Великий : Некоторые говорят, что они [священные писатели] пророчествовали в исступлении, так что человеческий ум затмеваем был Духом. Но противно обетованию Божия наития – богодухновенного делать изумленным, так чтобы он, когда исполняется божественных наставлений, выходил из свойственного ему разума и, когда приносит пользу другим, сам не получал никакой пользы от собственных своих слов. И вообще, сообразно ли сколько-нибудь с разумом, чтобы Дух премудрости делал человека подобным лишенному ума и Дух ведения уничтожал в нем разумность? Но свет не производит слепоты, а напротив того, возбуждает данную от природы силу зрения. И Дух не производит в душах омрачения, а напротив того, возбуждает ум, очищенный от греховных скверн, к созерцанию мысленного. Посему нет невероятного, что лукавая сила, злоумышляющая против человеческой природы, приводит разум в слитность; но нечестиво говорить, что то же самое действие производит присутствие Божия Духа. Притом, если святые мудры, то как им было не постигнуть того, о чем пророчествовали? Ибо сказано: «сердце премудрого уразумеет, яже от своих ему уст, во устнах же носит разум» ( Прит. 16:23 ) (Беседы на пророка Исайю. Предисловие) 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   В-третьих, нет христиан, которые вообще не обладают дарами (1 Кор 12:7, Еф 4:7). Поэтому каждый несет ответственность за то, чтобы обнаруживать, развивать и полностью использовать способности, которые Бог дал ему для служения. Христианская семья     Семья является древнейшим и важнейшим установлением человеческого общества. И еврейская ветхозаветная традиция, и эллинистическая культура новозаветного периода под семьей понимают не только родителей и детей, но также родственников, принадлежащих к другим поколениям, слуг и даже друзей, экономически зависимых от главы семьи. Библия подчеркивает значение семьи как духовной общности и базиса, на котором происходит воспитание и становление характера человека.    Библия дает четкую структуру семьи с ясным распределением власти: муж является руководителем по отношению к жене, а родители руководителями по отношению к детям. Однако всякое руководство в семье это одна из форм служения, но никак не тирания, и потому все функции, относящиеся к служению домашнего руководителя, должны осуществляться с любовью (Еф 5:22—6:4, Кол 3:18—21, 1 Пет 3:1—7). Четвертая заповедь требует, чтобы Глава дома руководил всей семьей в соблюдении субботы; пятая заповедь чтобы дети уважали своих родителей и повиновались им (Исх 20:8—12, Еф 6:1—3). Пример исполнения пятой заповеди подал Сам Иисус (Лк 2:51). Позднее Он непримиримо выступал против такого поведения, которое, имея вид благочестия, на деле являлось уклонением от обязанностей по отношению к родителям (Мк 7:6—13). Последнее, что сделал Иисус перед смертью, проявил заботу о своей матери (Ин 19:25—27).    Семья должна быть сообществом, дающим знания о Боге и научающим благочестию. Детей необходимо наставлять (Быт 18:18—19, Втор 4:9, Втор 6:6—8, Втор 11:18—21, Прит 22:6, Еф 6:4) и побуждать к тому, чтобы они серьезно относились к учебе как к основе жизни (Прит 1:8, Прит 6:20). Дисциплина должна быть стержнем воспитания, в процессе которого дети научаются самоконтролю и приобретают жизненный опыт (Прит 13:24, Прит 19:18, Прит 22:15, Прит 23:13—14, Прит 29:15—17). В семье должна быть такая же целенаправленная, с нежностью поддерживаемая дисциплина, какая существует в семье Божьей (Прит 3:11—12, Евр 12:5—11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Счастливее всего человек, который ни богат, ни беден, а имеет необходимое для жизни, Прит.30:8 . В особенности пророки должны были иначе обсуждать социальный контраст, так как внимание к своим идеям они встречали большей частью среди бедных и терпящих нужду, ср. Ис.14:30–32 . Поэтому уже у пр. Исайи понятие евион, бедный, делалось религиозным понятием совершенно сходным со сродным понятием «ани» в псалмах. Но, не смотря на это, благосостояние повсюду рассматривается, как действительное благо и как благословение, на которое благочестивый с уверенностью может рассчитывать: «Блажен боящийся Иеговы: плодами трудов своих он будет наслаждаться», Пс.127:1 и 9. Божественная премудрость дарует своим последователям богатство и почести, Прит.3:16; 15:6 . Поэтому и в повествовавших богатство мужей благочестивых выставляется с чувством удовлетворения, ср. Быт.13:2; 26:13 ; Иов.1,4–42 . И мудрые приточники знают, что богатство – замок крепкий, между тем как беднякам нет опоры, Прит.10:15; 18:1 . Бедный – в тягость даже другу, а богатый – любим всюду, Прит.14:20 . Богатый господствует над бедным, а должник – раб своего заимодавца, Прит.22:7 . Вследствие этого, основного воззрения, а еще более в силу присущей ей глубокой гуманности ветхозаветная религия должна была рассматривать смягчение социальных крайностей, как неустранимый долг. Пророки не довольствуются тем, что порицают всем известные жестокости и несправедливости сильных, они также неутомимо убеждают к сострадательной деятельности в отношении к нуждающимся соотечественникам и живущим среды израильтян иноземцам. Истинно праведный дает хлеб алчущему и одевает нагого Иез.18:7–16 . Кто делает это, тот правильно совершает пост, Ис.58:6 и д. Тому же поучает литература о премудрости во многих и прекрасных увещеваниях, Прит.3:27; 14:21; 22:19 . В своем обозрении своей прежней жизни – одном из прекраснейших ветхозаветных отделов – Иов говорит: «я спасал страдальца, вопиющего о помощи, и сироту беспомощного; несчастным я был благословляем, и сердце вдовы я наполнял радостью, я был отцом для бедных, я заботливо разбирал тяжбу неизвестного мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Он научал еще его всему, что касалось до земледелия, объясняя уроки свои всегдашнею практикою; так, что молодой человек по выходе из дома отеческого сам собою мог доставать все нужное в жизни: он совершенно знал различное качество земель и растений, им свойственных; как и в какое время года обрабатывать оные; какие брать предосторожности против разных случаев, от которых погибают плоды; как должно их собирать и сберегать; какой породы животные, какой корм и какие болезни им свойственны, и какими средствами врачевать их. Мать научала дочь свою исполнять все должности хозяйства, хорошо месить тесто, стряпать, прясть, шить, делать шелковые материи, и проч. Вот правила, кои не переставала она внушать ей, как для того, чтоб ее научить ее обязанностям, так и для того, чтоб показать ей средства к достижению истинного счастья на земле. «Дочь моя, говорила она ей, умная жена, занимающаяся своим хозяйством и трудолюбивая, есть радость для своего мужа: она доставит ему способ провести покойно все лета жизни своей. Она драгоценнее самых редких сокровищ, привозимых от концов вселенной. Сердце мужа ее во всем на нее полагается, и дом ее будет в изобилии ( Прит.31:10–12 ). «Она обрабатывает искусными руками шерсть и лен. Встает до рассвета, и раздает пищу домашним своим. Осмотрев поле, она покупает его, и приобретши избыток трудами рук своих, насаждает виноград. Препоясавши крепко чресла свои, укрепляет руки на дело. Занимается трудными работами; когда же оставляет оные, то садится за гребень» ( Прит.31:13, 15, 16, 17:19 ). «Отверзает руку свою бедному, и простирает длани свои к нищему. Не боится в доме своем ни холода, ни снега; ибо все ее домашние хорошо одеты; сама же одевается тонким полотном и багряницею. Уста свои отверзает с мудростью; и закон благосердия на языке ее. Она облечена силою и исполнена красоты» ( Прит.31:20–22, 25:26 ). «Она смотрит за всем в доме, и не ест праздно хлеба своего. Дети ее везде называют ее блаженною; муж ее не нахвалится ею» ( Прит.31:27:29 ). «Умная и молчаливая жена есть дар Божий: и нет цены душе воспитанной в страхе» ( Сир.26:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Так Соломон начинает описывать сыну Премудрость, в разных чертах и видах объясняя благообразие несказанной красоты, чтобы к причастию благ возбудить, не страхом каким и необходимостью, но вожделением и любовию; потому что описание красоты привлекает как–то пожелание юных к указуемому, возбуждая стремление к общению с благообразным. Посему, чтобы паче и паче возрастало в нем вожделение, из вещественнаго пристрастия превратившись в невещественный союз, красоту Премудрости украшает похвалами. И не красоту только ея благообразия представляеть в словах, но перечисляет и богатство, господином котораго соделается, конечно, сожительствующий с нею. Богатство же сие разсматривается пока в убранствах Премудрости, потому что украшение правой ея руки — целые веки; так говорит Писание: долгота жития и лета жизни в деснице ея. А в левой руке положено многоценное богатство добродетелей, блистающее сиянием славы; ибо говорит: в шуйце ея богатство и слава. Потом описывает дыхание уст ея, благоухающее прекрасным ароматом правды, говоря: от уст ея исходит правда. А на губах ея, по слову его, вместо естественнаго алаго цвета цветут закон и милост (Прит. 3, 16). И чтобы красота у таковой невесты оказалась ни в чем не имеющею недостатка, восхваляется и ея хождение; ибо сказал: в путех правды ходит (Прит. 8, 20). Без похвал красоте не остается и величина; потому что рост ея увеличивается подобно какому–то величавому растению. Растение же то, которому уподобляется ея высота, как сказано, есть самое древо живота, которое служит пищею всем держащимся, а восклоняющимся твердым и незыблемым столпом, под тем же и другим разумею Господа, потому что Он есть жизнь и опора, и буквально читается так: древо живота есть всем держащимся ея, и воскланяющимся на ню, яко на Господа, тверда (Прит. 3, 18). Но с прочими похвалами берется вместе и ея могущество, чтобы похвала красоте Премудрости исполнена была всех добрых качеств; ибо сказано: Бог премудростию основа землю, уготова же небеса разумом (Прит. 3, 19), и каждое из видимых в творении явлений приписывает слово силе Премудрости, украшая ее различными именами. Ибо называет ее и премудростию, и разумом, и чувством, и ведением, и разумением, и тому подобным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

В книгах Премудрости Ее роль расширяется – Она является уже не только содержанием Откровения, но и его посредником. Поэтому Премудрость имеет многие характеристики Духа пророчества, с которыми Она ясно идентифицируется в книге Премудрости Соломона. В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова Премудрость отождествляется с Законом, или Торой, как выражением Божественной воли и содержания Откровения. Для прояснения усвоения этих функций Духа персонифицированной Премудрости рассмотрим отдельные учительные книги. В первых девяти главах книги Притч образ Премудрости (LXX: σοφα, φρνησις, ασθησις) имеет независимые от Ягве личностные характеристики ( Прит. 3:19–20 ), которые являются преимущественно этическими 61 . Премудрость дает мудрому человеку знание истины и справедливости. А истина ( λθεια), исходящая из уст Премудрости с призывом повиноваться Божественным заповедям, противостоит глупости и подразумевает не только понимание этих заповедей, но и желание их исполнить. Мудрый человек слушает и исполняет заповеди, и еврейский термин shamea как раз означает объединенное действие – слышание и исполнение одновременно. Предвечная Премудрость соучаствует в акте творения (см.: Прит. 8:22, 30 ) и, возглашая с Божественным достоинством (см.: Прит. 1:20 ), открывает Божью волю всеми доступными людям способами (см.: Прит. 8:2–4 ) и, изливая Свой дух (ruach, LXX: πνο), возвещает Свои слова. Таким образом, Премудрость как посредник и как содержание Откровения объединяет в Своей личности Дух и Слово. Это представление является характерным для послепленной традиции 62 . Темы, начатые в книге Притч, продолжаются в книге Иова, где более отчетливо вырисовывается связь между Духом, Словом и Премудростью. Здесь дух человеческий и дыхание Вседержителя практически идентифицируются (см.: Иов. 27:3, 32:8, 33:4, 34:14 ), что соответствует также представлению, данному в книге Екклесиаст (см.: Еккл. 12:7 ). Дух Божий хранит Иова от лжи и обмана (см.: Иов. 27:3 ) и вдохновляет Елиуя на пророчество (см.: Иов 32:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010