Сообразуясь в образе своих мыслей веку сему ( Рим.12:2 ) и увлекаясь всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней льщения ( Еф.1:14 ), он часто о истине погрешает ( 2Тим.2:18 ) и впа- —19— дает или в ереси погибели ( 2Пет.2:1 ) или совершенно оставляет правый путь веры (2:15) и уклоняется в неверие. Таким образом любы мipa сего становится враждою Богу ( Иак.4:4 ). И со стороны других сил души ветхий человек встречает препятствия к правильному развитию и усовершенствованию разума для нравственной цели. а) Сердце имеет великое влияние на ум, так что какими предметы ощущает сердце, такими они являются и в уме. Св. Макарий Вел. изображает разум действующим в сердце, уподобляя разум солнечному свету, а сердце – оку, в котором свет ума сосредотачивается, от чего свет ума отражается по свойству сердца. Но сердце ветхого человека, как мы уже видели, повреждено. Слово Божие называет его чувственным ( Прит.4:10:30 ), необрезанным ( Деян.7:51 ), каменным ( Иез.11:19 ), одебелевшим ( Пс.6:10 ), косным ( Лк.24–25 ). При таком состоянии оно, конечно, воспитывает и разум по своему настроению. Посему то слово Божие омрачение разума, его слепоту духовную, прямо производит от сердца ( Еф.4:18 ; Ис.6:10 ). Разум к принятию ясных истин Божественных делается холоден и, так сказать, глух, потому что холодно и бесчувственно к ним сердце; свет истин Божественных не касается, или мало касается воли и сердца от того, что в чувстве сердца нет полного сочетания между сознанием сих истин и ощущением их. б) Воображение ветхого человека, усиливаясь и преобладая над разумом, представляет уму не чистые образы греха и развивает в душе вредную мечтательность. По сему справедливо уподобляют воображение решету, чрез которое диавол всевает в душу человека плевелы, и двери, чрез которую сатана проникает в сердце человека для исторжения Божественного семени ( Мф.13:19 ). в) Рассудок, как способность формальная, вращается в круге предметов земных и, не исследуя существенного их основания, своими поспешными умозаключениями ослабляет силу убеждений разума в высших истинах, заставляет его сомневаться в них и в сомнении взиматься даже на разум Божий ( 2Кор.10:5 ) – отвергать —20— истину Божественную, которая, можно сказать, есть стихия разума.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однако началом истолкования его (рая) является, конечно, весьма полезное размышление – ходатай помощи для уже преуспевающих в созерцании и добавка более совершенного ведения для испытывающих глубины Духа. Давайте, таким образом, начнем с самого начала. 5. Именно после того, как завистью диавола и обольщением женщины отпали от того бессмертного образа жизни, мы и были изгнаны из рая наслаждения из-за прегрешения прародителей и отброшены в эту землю, чтобы возделывать ее, и осуждены в поте и трудах есть свои хлеб от нее, приносящей по большей части нам «терние и волчцы» ( Быт.3:18 ), нежели семена. И вот, словно во второй иной рай вступившие, на самом деле в этот видимый мир, давайте рассмотрим, насколько возможно, все, сообразно с его творениями, чтобы ведение божественных и человеческих дел 18 было возможно нам, освещаемым Духом, ибо даже и от красоты сущего мы возводимся, по Божественному Писанию ( Рим.1:20 ; Прем.13:5 ), ко Творцу. Давайте, таким образом, конечно, разумом и мудростью по Божией благодати мы не только вступим в умопостигаемый рай и будем тщательно исследовать природы, движения и логосы всего (находящегося) в нем, но и полностью насладимся от его цветов и благочестиво 19 обработаем пашню бессмертных 20 . 6. Двойным же является и сам (рай), опять же установленный соответственно с нами, составлеными из двух природ; каков же он? Все видимое творение и, я утверждаю, то в нас, что сокрыто; об этих именно (видимом и сокрытом) и божественный Павел говорит вместе с пророком Давидом: «Ибо невидимое Его... от создания мира через рассматривание творений видимы» ( Рим.1:20 ) 21 , и Давид: «Дивно для меня (из меня) ведение Твое,... – не могу постигнуть его» ( Пс.138:6 ) 22 , то есть из моего устройства и строения; это самое (ведение) и стало в то время опасным недавно сотворенному Адаму, который (был) еще не в состоянии прийти к созерцанию и пониманию его. 7. Однако, если угодно, давайте сначала скажем об этом видимом и чувственно воспринимаемом рае, в который после изгнания Адама из рая мы, род его, Богом помещены обитать, как сказано. Затем давайте также рассмотрим по силам и умопостигаемый (рай) – ничто ведь нам, таким образом благочестиво рассуждающим о рае, не станет препятствием, ибо мы должны всякую мысль пленять в послушание Христу, по божественному апостолу ( 2Кор.10:5 ), и духовно, получать все от Божественного Писания, согласно Соломону, так говорящему: «Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою; И поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен» ( Прит.23:1–2 ) 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

Многие евреи считали, что Верховный суд Израиля действует на основании полномочий, предоставленных ему Божьим небесным трибуналом, и ратифицирует его постановления. «Связано» и «разрешено» (также 18:18) – термины, которыми обозначалось право раввинов на истолкование Писания («запрещено» и «разрешено»), а потому они могли применяться и в сфере судопроизводства. 16:20. О мессианской тайне см. во введении в коммент. к Евангелию от Марка. 16:21–28 Новое определение мессианства Несмотря на то что Петр открыл тайну Иисуса (16:16), его понимание смысла и назначения мессианства оставалось неверным. 16:21. Даже большинство пророков Ветхого Завета стремились избежать, насколько это возможно, стези мученичества и сокрушались по поводу своих страданий ( 3Цар. 19:3,4 ; Иер.20:7–18 ). Хотя мученичество почти всегда было уделом пророков, не в этом заключалась их цель; но здесь, по-видимому, Иисус говорит о мученичестве как о Своей цели (ср. особенно: 20:28). 16:22. В еврейских преданиях того периода Мессия изображался как победитель; очевидно, лишь спустя столетие после Иисуса еврейские богословы начали признавать учение не только о победоносном, но и острадающем Мессии. Одно из непреложных правил древнего ученичества (с редкими, но знаменательными исключениями) гласило: «Никогда не прекословить учителю, особенно публично». Здесь Петр нарушает это правило даже с точки зрения укоренившихся культурных обычаев. 16:23. Выражение «камень преткновения», т. е. препятствие, стало нарицательным: так обозначают все, что ведет людей к греху или к сомнениям в вере. Иисус называет Петра сатаной, потому что тот предлагает ему то же искушение: Царство без креста (4:9,10). Раввины иногда позволяли себе обыгрывать имена учеников; здесь " камень» (16:18) превращается в «камень преткновения». 16:25,26. Жизнь человека стоит дороже любых сокровищ, ибо они утратят ценность, если не станет человека, который мог бы ими наслаждаться ( Пс. 48:7,8 ; Исх. 30:12 ). 16:27,28. Опираясь на Дан. 7:13,14 , Иисус говорит о Себе тем же языком, каким в Вет-хом Завете обычно изображается Бог как судья ( Пс. 61:12 ; Прит. 24:12 ; Иер. 17:10; 32:19 ; Иез. 18:30 ). Упоминание ангелов, вероятно, связано с Зах. 14:5 , хотя этот образ соответствует и контексту Дан. 7:13,14 . «Вкусить смерти» – идиоматическое выражение, означающее «умереть». Ст. 28 служит связующим звеном, предваряющим откровение о Царстве в 17:1–8.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

8, (1). Траян сказал: – Итак, не правильно ли говорил я вначале, что ты возмутил восток, чтобы не почитать богов? Игнатий сказал: – Ты негодуешь, царь, что мы убеждаем почитать не то, чему не следует поклоняться, а истинного Бога живого, Творца неба и земли, и Единородного Его Сына? Ведь только эта истинно исповедуемая и царственная (κρατοσα) религия гордится божественными и духовными догматами, (2) ваше же эллинское учение – безбожное многобожие, легко опровергаемое, непрочное, колеблющееся, ни на чем прочном не стоящее, так как «недоказуемое учение заблуждается» ( Прит.10:17 ).1475 Как же оно не исполнено всяких ложных словес, когда то утверждает, что всего в мире двенадцать богов, то предполагает большее число? (3) Траян сказал: – Я не могу более выносить твое хвастовство, поскольку ты ужасно бранишь нас, желая победить нас словоохотливостью. Итак, принеси жертву, ибо с нас довольно твоего красноречия. В противном случае я после новых пыток отдам тебя зверям. (4) Игнатий сказал: – До каких пор ты будешь угрожать и не исполнять объявляемого? Ибо я христианин и не приношу жертв лукавым бесам, но поклоняюсь истинному Богу-Отцу Господа нашего Иисуса Христа, просветившего мне свет ведения (ср. Ос.10:12 ), отверзшего очи мои для разумения чудес Его (ср. Пс.118:18 ). Его я благоговейно почитаю, так как Он есть Бог и Господь и Царь и «Единый сильный» ( 1Тим.6:15 ). 9, (1). Траян сказал: – Я истреблю тебя на железных решетках (κραβαττοπυαις)1476, если не раскаешься. Игнатий сказал: – Каяться, царь, хорошо в злом, а в добре – предосудительно: нам нужно стремиться к лучшему, а не к худшему. Нет ничего лучше благочестия. (2) Траян сказал: – Строгайте спину его крючьями со словами: «Повинуйся самодержцу и принеси жертву богам согласно постановлению сената». (3) Игнатий сказал: – Я боюсь постановления Божьего, глаголющего: «Не будет у тебя богов других, кроме Меня» ( Исх.20:3 ), и: «Жертвующий богам другим будет истреблен» ( Исх.22:19 ). Сенату же и царю, требующим противозаконного, я не повинуюсь, ибо законы говорят: «Не взирай на лицо сильного» (ср. Лев.19:15 ), и: «Не будешь с многими во зле» (ср. Исх.23:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Древние астрономы использовали такие выражения, как «движущиеся тени», для описания беспорядочных перемещений небесных тел; но философы считали, что на небесах все совершенно, неизменно и не связано непосредственно с землей. Большинство людей в Древнем мире верили в астрологию и боялись сил, связанных со звездами. Иаков не поддерживает астрологов, но, как и другие еврейские авторы, заявляет, что Бог – верховный владыка, управляющий звездными мирами, и тем самым отвергает всякую мысль о непоследовательности Его деяний. Для древних читателей его слова означали следующее: испытания не связаны с действием непредсказуемой судьбы, это свершения любящего Отца, достойные веры. 1:18. Не ясно, идет ли здесь речь о верующих, возрожденных через Евангелие (ср.: 1:21; 1Пет. 1:23 ; см. коммент. к Ин. 3:3,5 ), или о сотворении человека по слову Божьему ( Быт. 1:26 ); «начаток» (первые плоды), вероятно, говорит в пользу начала нового творения. Это ясно в обоих случаях: Бог, дарующий жизнь, противостоит «похоти», которая порождает грех (1:15), и это служит иллюстрацией благодати Божьей, даруемой человеку (1:17). 1:19–27 Истинная религия Иаков теперь обращается к тому, как следует переносить испытания (1:2–18). Пример зилотов, чьи идеи обрели популярность в иудейской Палестине, что в итоге привело к разрушению Иерусалима, не могслужить образцом для подражания. Иаков осуждает не только насильственные действия, но и разговоры о насилии, которые сопутствуют им. 1:19. Это были, насколько известно, одни из самых популярных увещеваний в еврейской литературе мудрости, начиная с притчей (напр.: Прит. 14:29; 15:18; 16:32; 19:11 ); найти подобные параллели в греческих источниках довольно затруднительно. Иаков противопоставляет эту библейскую и традиционную мудрость духу противления, который привел к уничтожению его страны. 1:20. Военное сопротивление иудеев, направленное против власти Рима и его приверженцев из иудейской знати, преподносилось как орудие праведного гнева Божьего. Но Иаков связывает праведность с миром (3:18) и непротивлением злу (5:7).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

    12:20. Здесь Павел цитирует Прит. 25:21,22; хотя, говоря о собирании «горящих углей на голову», Соломон, вероятно, имеет в виду причинение врагу душевных страданий, в контексте наставления о мести (Рим. 12:19)это выражение может означать, что враг будет наказан более сурово в день суда. В таком же смысле рассматривается непротивление в Свитках Мертвого моря.     12:21. Некоторые греческие и еврейские мыслители призывали обратить врага в друга, избегая возмездия. Иногда, однако, тому, кто делает добро злодею, воздается только в будущем (12:20).     13:1—7 Покорность властям    Лояльность по отношению к государству была традиционной темой у древних писателей (напр., у писателя-стоика Гиерокла в труде «Об отношении к отечеству») и обсуждалась наряду с такими вопросами, как отношение к родителям, к старшему поколению и к друзьям. Философы и моралисты часто писали о том, как должны действовать государственные чиновники, и не обходили вниманием поведение граждан по отношению к властям. Согласно Платону, Сократ даже отверг возможность избежать смертной казни, чтобы не подорвать доверие к государству и его законам, независимо от того, хорошие они или плохие.    Когда еврейский народ подвергался притеснениям из-за своих национальных и религиозных обычаев, подчинение властям было лучшим примером непротивления (12:17—21) — позиция, которой им не всегда удавалось придерживаться. Павел прекрасно знал, что лишь около десятилетия назад еврейская община была выдворена из Рима — возможно, из-за споров о Мессии, вызванных иудео-христианами (см. ком-мент, к Деян. 18:2).    Евреям приходилось считаться с общественным мнением, особенно в Риме, где поддерживаемые ими экономические связи с Палестиной вызывали подозрения. Поскольку многие рассматривали христиан как незначительную иудаистскую секту, христиане имели тем большие основания для осмотрительности. Иудеи и христиане публично подчеркивали безупречность своего гражданского поведения вопреки молве, обвинявшей их в расшатывании устоев государства. Эта демонстративная лояльность не означала, однако, что они не осуждали несправедливость (ср.: 2 Фес. 2; Иак. 5; еврейская апокалиптика).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2797...

12:20. Здесь Павел цитирует Прит. 25:21,22 ; хотя, говоря о собирании «горящих углей на голову», Соломон, вероятно, имеет в виду причинение врагу душевных страданий, в контексте наставления о мести ( Рим. 12:19 )это выражение может означать, что враг будет наказан более сурово в день суда. В таком же смысле рассматривается непротивление в Свитках Мертвого моря. 12:21. Некоторые греческие и еврейские мыслители призывали обратить врага в друга, избегая возмездия. Иногда, однако, тому, кто делает добро злодею, воздается только в будущем (12:20). 13:1–7 Покорность властям Лояльность по отношению к государству была традиционной темой у древних писателей (напр., у писателя-стоика Гиерокла в труде «Об отношении к отечеству») и обсуждалась наряду с такими вопросами, как отношение к родителям, к старшему поколению и к друзьям. Философы и моралисты часто писали о том, как должны действовать государственные чиновники, и не обходили вниманием поведение граждан по отношению к властям. Согласно Платону, Сократ даже отверг возможность избежать смертной казни, чтобы не подорвать доверие к государству и его законам, независимо от того, хорошие они или плохие. Когда еврейский народ подвергался притеснениям из-за своих национальных и религиозных обычаев, подчинение властям было лучшим примером непротивления (12:17–21) – позиция, которой им не всегда удавалось придерживаться. Павел прекрасно знал, что лишь около десятилетия назад еврейская община была выдворена из Рима – возможно, из-за споров о Мессии, вызванных иудео-христианами (см. ком-мент, к Деян. 18:2 ). Евреям приходилось считаться с общественным мнением, особенно в Риме, где поддерживаемые ими экономические связи с Палестиной вызывали подозрения. Поскольку многие рассматривали христиан как незначительную иудаистскую секту, христиане имели тем большие основания для осмотрительности. Иудеи и христиане публично подчеркивали безупречность своего гражданского поведения вопреки молве, обвинявшей их в расшатывании устоев государства. Эта демонстративная лояльность не означала, однако, что они не осуждали несправедливость (ср.: 2Фес. 2 ; Иак. 5 ; еврейская апокалиптика).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

4:14–16. Слова «причастность», «приобщение» (партнерство в 4:14,15) отражают лексику древних деловых документов; речь может идти о специальном счете, из которого филиппийцы выделили Павлу материальную помощь, когда он сильно нуждался. Выражение «присылали мне на нужду» тоже встречается в древних деловых документах – речь идет о наличии специального фонда на расходы. Форма обращения Павла – «филиппийцы» – у греков не принята, но так называли себя римские граждане Филипп; это показательно для их местных традиций и культуры. 4:17. Выражение «в пользу вашу» говорит о том, что может быть положено на их счет, буквально «плод», поскольку многие деловые акции включали расплату урожаем; Павел удостоверяет, что Бог вознаградитфилиппийцев за их пожертвования ему. 4:18. «Я получил» – это обычная формула подтверждения факта получения квитанций; Павел признает их дар, описывая его в терминологии бизнеса. Но он также использует «ветхозаветный язык жертвоприношения («благовонное курение»); филиппийцы как партнеры, которые участвуют в миссии Павла и которых он сам послал, становятся соработниками Бога. 4:19.20. Ст. 19 может служить молитвой-пожеланием, как полагают некоторые комментаторы (см. коммент. к 1Фес. 3:11 ); другие воспринимают это как утверждение. В любом случае смысл этого стиха в целом не меняется: Павел не может вернуть долг филиппийцам, но он знает, что Бог сделает это за него. Хотя древние авторы часто использовали материальное богатство как метафору духовного богатства, наподобие мудрости, в данном контексте Павел, несомненно, имеет в виду, что Бог вознаградит их за верность и содействие ему в его служении (ср.: Втор. 15:10 ; Прит. 19:17 ). «Нужда» – у большинства филиппийских христиан была настоящая, насущная потребность в помощи (см.: 2Кор. 8:1,2 ), а не капризные «желания» (как у некоторых читателей сегодня). Выражение «в славе» может означать «путем славы». 4:21–23 Заключение 4:21. Приветствия были в каждом древнем письме. Поскольку Павел знал практически всех верующих в Филиппах, он передает всем общий привет. В письмах обычно передавались приветствия от других, поскольку почта доставлялась с оказией, с путешественниками, а потому письма приходили не часто.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

1 . Бог существует ( Рим.1:20 ). 2 . Он Творец ( Пс.18:2 ), но Сам Он нетварен. Если Бог сотворил мир, то Сам Он должен отличаться от творения, т.е. быть нетварным. 3 . Он вечен. Если Бог сотворил мир и время, то Он Сам должен был предшествовать мирозданию. 4 . Он мудр ( Деян.17:29 ). Если Бог устроил такой сложный мир, то Он должен быть очень мудр ( Иер.51:15 : «...утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростёр небеса»; ср. Прит.3:19 ; Пс.135:5 ). 5 . Он силён. Если Бог сотворил такой огромный мир со всей его огромной энергией и управляет им ( Деян 14:17 ), то сам Он должен обладать ещё большей силой. 6 . Он благ. В природе видна Божья забота о человеке («...Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных», Мф.5:45 ). 7 . Он справедлив. Наше нравственное чувство свидетельствует о Божьем законе ( Рим.2:15 ). Конечно, это не значит, что каждый человек обязательно увидит, поймёт и примет общее Откровение. Однако доступность и всеобщий характер свидетельств о Боге помогают уверовать и приготовиться к принятию особого Откровения. Ограниченность общего Откровения. При всей важности общего Откровения нужно понимать, что оно ограничено. Оно может сказать о существовании Бога, но не сможет описать какой Он, какова Его воля по отношению к человеку, какова цель и смысл жизни. Основная проблема здесь в том, что общее Откровение невербально, т.е. не выражено человеческим языком. Понимание фактов в значительной мере зависит от человеческой интерпретации. Более того, чтобы правильно понять общее Откровение, нужно иметь некоторые предварительные понятия о Боге. Таким образом, естественное богопознание возможно только на основании сверхъестественного (особого) Откровения 72 . Кроме этого есть ещё одна причина – человеческий грех . Он изменил восприимчивость человека к Откровению. Природа до сих пор проявляет признаки божественного происхождения, однако она перестала быть для человека ясным Откровением Бога, какой была до грехопадения ( Рим 8:19–22 ) 73 . Повреждённый грехом человеческий ум не только малоспособен к богопознанию, но, как ослеплённый грубой чувствительностью, весьма склонен к неверию ( Рим.1:18,25 ; Ефес.4:18 ; Кол.1:13 ; 1Ин.2:9:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Семена же, посеянные «в дух», мадианитяне погубить не могут. Ибо не способны противные силы взойти на духовную ниву и осквернить духовные поля тех, кто распахивает «себе новые нивы» и не сеет «между тернами» (ср. Иер.4:3 ). Нужно вот что еще добавить, ибо хочу предупредить вас, а равно и себя, о необходимости охранять посевы и заботиться о плодах духа (ср. Гал.5:22 ). Часто бывает так, что кто-либо, усердствуя в духовных трудах, приносит много плодов и наполняет свои амбары плодами праведности и много добрых дел складывает в сокровищницу своей совести, но если впоследствии он станет нерадив и после всех трудов обратится к удовольствиям и роскоши, все ростки добрых дел и плоды священной работы будут погублены господствующей в нем жаждой наслаждений. Ибо когда грех входит в человека и завладевает его разумом, так что он более не помышляет о заповедях Божьих, не хочет идти по трудному пути добродетелей, то все, что он прежде скопил в сокровищнице своей совести, гибнет. Вот почему должно нам внимать предостережению Священного Писания : «Больше всего хранимого храни сердце твое» ( Прит.4:23 ). Таким образом, необходимо хранить сердце от всякого греха, особенно во времена гонений. Ибо если так случится, что кто-то в иное время собирает плоды праведности, ищет совершать дела добродетели и украшается всеми весьма похвальными достоинствами, но во времена гонений отрекается от веры, теряет все накопленное и внезапно становится лишенным всего своего богатства, поскольку все плоды его трудов, которые в течении долгого времени он собирал в поте лица, оказались утрачены, как говорит пророк, «не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он» ( Иез.3:20 ). Так станем же, братья, молить Господа, признаваясь Ему в своей немощи, дабы не предал Он нас «в руки Мадианитян», дабы не предал «зверям душу, признающуюся Ему» (ср. Пс.73:19 ), дабы не предал Он нас во власть тех, кто говорит: «Когда придет время, когда нам дана будет сила против христиан, когда предадутся нам в руки те, которые говорят, что имут и ведают Бога?» А что если вдруг мы будем преданы им и они возьмут у нас нашу силу? Так помолимся же, чтобы принять нам от Бога стойкость, чтобы могли мы все выдержать, чтобы во времена тягот и лишений вера наша стала еще ясней, чтобы наше терпение преодолело их бесстыдство, и, как сказал Господь: «Терпением вашим спасайте души ваши» ( Лк.21:19 ), ибо «от скорби происходит терпение, от терпения опытность 18 , от опытности надежда» ( Рим.5:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010