18. «Если любовь долготерпит и милосердует» ( 1Кор. 13, 4 ): то малодушествующий при печальных приключениях, злобствующий на опечаливших его, и отсекающий себя от любви к ним не отступает ли от цели Божия Промысла? 19. Внемли себе, не в тебе ли самом, а не в брате, кроется зло, разлучающее тебя с братом; и поспеши примириться с ним, дабы не отпасть от заповеди любви. 20. Не неради о заповеди любви; ибо чрез нее будешь ты сыном Божиим, а преступая ее, окажешься сыном геенны. 21. Любовь между друзьями разрушается: если завидуешь, или делаешься предметом зависти; если причиняешь или терпишь урон; если бесчестишь или терпишь бесчестие, и наконец если питаешь и держишь подозрительные на брата мысли. Итак не сделал ли ты, или не пострадал ли чего такого, и за то отступаешь ты от любви дружней? 22. Случилось тебе искушение со стороны брата, и огорчение довело тебя до ненависти, не будь побежден ненавистью, но победи ненависть любовью. Победить же ее можешь так: искренно молясь о нем Богу, приемля приносимое от брата извинение, или сам себя врачуя извинением его, поставив самого себя виновником искушения и положив терпеть, пока пройдет облако. 23. Долготерпелив тот, кто ждет до конца искушения, и получает похвалу за претерпенное. 24. «Муж долготерпелив мног в разуме» ( Прит. 14, 29 ); ибо все случающееся относит к последнему концу, и в ожидании его переносит все скорбное. «Конец» же, по словам Апостола, есть жизнь «вечная» ( Рим. 6, 22 ). «Се же есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога, и Его же послал еси Иисус Христа» ( Иоан. 17, 3 ). 25. Не будь скор на отвержение духовной любви; ибо иного пути ко спасению не осталось человекам. 26. Кого вчера почитал за духовного брата, и за добродетельного, не считай сего дня порочным и злым, по ненависти к нему, породившейея в тебе от навождения лукавого; но долготерпящей любовью, помышляя о вчерашнем добром, отбрось от души сегодняшнюю ненависть. 27. Кого вчера хвалил, как доброго, и превозносил, как добродетельного, не поноси ныне, как порочного и злого, по причине превращения твоей любви в ненависть, хулу на брата выставляя в извинение этой злой в тебе ненависти к нему; но оставайся при тех же ему похвалах, хотя бы все еще владело тобою огорчение, и удобно возвратишься к спасительной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

И отворотился [Езекия] лицем своим к стене и молился Господу, говоря: «О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно. Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне: возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень; " 4 Цар. 20:1-5 . Из приведённой цитаты можно сделать вывод, что будущее изменяемо Богом по молитвам людей. С уважением, Здравствуйте. Это достаточно сложная тема, поскольку касается вопросов о Промысле Божием. Кратко говоря, Бог находится над временем и для Него уже все события случились, тогда как для нас, события будущего неизвестны, но произойдет то, что произойдет. То есть что-то одно. Что касается покаяния, как условия, то опять же, это условие и разные варианты существуют только для нас. Для Бога не существует неожиданностей и Он действует исходя из Своих желаний и зная обо всем сразу. Для Него уже известно покаяние или нераскаянность людей и соответствующий результат. В Библии сказано: Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом ( Прит.19:21 ). При этом, я допускаю, в качестве теории, что могут быть несколько вариантов равно возможных вариантов с различным исходом, но произойдет что-то одно. Человек может, в некоторых ситуациях, уехать из зоны военных действий или эпидемии, а может остаться. И это будут два различных сценария жизни. Но все это каким-то образом включено в непостижимый Промысл Божий. Нету ветвей, нету плохого и хорошего будущего. Есть время. И люди своими поступками влияют на настоящее и будущее. Вот вам народная мудрость — что посеешь, то и пожнёшь. Бог по определению должен быть существом совершенным, в том числе всемогущим и всеведущим. Поэтому если Бог не знает будущего, то Он не всеведущ и Его нельзя было бы назвать Богом. Однако Вы поставили вопрос о свободе человека: влияет ли она на будущее и на знание Бога об этом будущем? Ответ таков: наша свобода реальна, мы действительно можем выбирать, как нам поступать, и этот выбор происходит во времени. Но Бог, Который выше времени, от века помыслил весь мир и знает все события в нем от момента сотворения и до Второго пришествия. Не так, чтобы заставлять нас поступать каким-то определенным образом, но так, что Он знает, как мы поступим.

http://azbyka.ru/vopros/skolko-u-nas-var...

16. Лев, гонясь за добычею для своего чрева, делается пленником: и чревоугодник унижается для удовольствия чрева. 17. От множества снедей грубым делается ум, а доброе воздержание очищает его. 18. Человек упивающийся и раздражительный возмущает души братий, и посрамление его постоянно при нем. 19. Человек, выпивающий вечером, делает и говорит, что не должно, и по утру раскаивается; но если опять сыщет вино снова поступает также. 20. Не пей вина до упоения, хотя упрашивают тебя находящиеся с тобою друзья: ибо если одолеет тебя вино, то упрашивавшие тебя прежде всех соблазнятся тобой. 21. Чревоугодник трудится и крушится о том, как наполнить чрево свое яствами, а когда поел, мучится во время пищеварения; воздержание же сопровождается здравием и трезвостью. 22. Монах чревоугодник заботится о многом, а воздержный подобен серне в поле. 23. Не заботься, монах, о чреве, и будешь иметь покой. 24. Всех дров в лесу не достаточно для насыщения огня; так ненасытима плоть, как ее ни довольствуй. 25. Упивающийся пастырь не упасет вверенных ему овец, а сонливый и сам сделается добычею зверей. Ибо «терния прозябают в руки пианицы» ( Прит. 26, 9 ), а душа воздержного припадает к Богу. 26. Воздержание есть нрав терпения. 27. Не пей вина до упоения в угождение людям; ибо тогда будет тебе великий стыд, когда найдут тебя упившимся. 28. Вкусил ты хлеба и насытился! Воздай славу Богу, напитавшему тебя. А если хочешь довольствовать тело свое малым, воздай славу укрепившему тебя Богу, и не говори перед всеми: «не съел я и такой-то доли хлеба». – Что придаешь этим себе? – Не осуждаешь ли только едящих и благодарящих? 29. Монах чревоугодник называет пост временем печали, а воздержный и в посте не смотрит угрюмо. 30. Воздерживаться сверх меры, как думаю, не похвально: и пренебрегать должным воздержанием не полезно. Как долговременное уклонение от установленных снедей производит расслабление и недостаток сил к служению, так пресыщение яствами подвергает осуждению. Сказано: «горе вам, насыщенным ныне, яко взалчете» ( Лук. 6, 25 ). Сверх того невоздержный от неумеренности впадает в плотские страсти. Посему благочестно и надлежащим образом надобно управлять телом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

2) В повествовании о распространении благословенного племени замечательно то, что сын, рожденный вместо Авеля, назван праматерью Сифом, имя которого означает основание; он и действительно сделался основанием благословенного племени ( Лк.3:38 ), и без сомнения имел те же кроткие, благоговейные свойства, те же качества благочестия и преданности Богу, какими отличался и Авель. Сей то дух благочестия и преданности Богу, переданный Сифом сыну своему Эносу, ознаменовался посредством благочестивой его ревности открытым, общественным призыванием имени Божия 104 , или что тоже, учреждением общественного Богослужения. Энос упова призывати имя Господа Бога, читается в славянском тексте, т. е. он начал с упованием, твердо, в чувствовании веры призывать имя Господа чрез открытое Богослужение, которое в известное время все благочестивое племя собирало и поставляло пред Богом, для совокупного поклонения и служения Ему. От такого действия общественного Богослужения, при котором благочестивые потомки Сифа поставляли себя пред Богом, как рабы пред Господом, как дети пред небесным отцом, где и Господь являлся им милостью и щедротами своими, они без сомнения получили и наименование сынов Божиих ( Ис.44:5;48:1 ). Если самые древние наши Праотцы по вере с таким благочестием совершали Богу общественное служение и приносили молитвы, не имея закона писанного, а руководствуясь преимущественно законом естественным, которому они всемерно старались быть верными, отчего и заслужили наименование сынов Божиих: то как нам, озаряемым светом веры и Евангелия, наученным от Единородного Сына Божия – называть небесного Отца Отцом нашим, не чтить и не славить в единомыслии Триипостасного Господа общественным Богослужением и молитвою, особенно в дни нарочито посвященные, на прославление благодеяний Божиих. В Среду 2 Нед. 2 Пар. Прит. 5:15–23 и 6-й 1–3 «15. Сын мой, пей воду из своего источника, и почерпай питье из своего кладенца. 16. Тогда потекут потоки твои вне и по улицам ручьи вод. 17. Пусть источник принадлежит тебе одному, и никому кроме тебя. 18. Да будет сладок источник твой, и утешайся женою юности твоей. 19. Этою милой ланью и любезною серной; увеселяйся всегда любовью ее, услаждайся ласками ее. 20. Не для чего тебе, сын мой, вовлекаться в любовь чужую и обнимать не свою. 21. Пути человека отверсты очам Божиим, и все стези его Он ясно видит. 22. Беззаконник опутывается собственными своими беззакониями, и вервями своих грехов завязчется. 23. И умираешь без исправления; поскольку по великой порочности своей погрязает в заблуждении.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Гл. 11. В 1-м стихе, кроме осуждения неправильного веса ( Прит.20:10 ; Лев.19:35–36 ) воспрещается всякий обман и всякий неправильный оборот в продаже, купле, равно во взаимных договорах и условиях. 3. Непорочность правых, как верный вождь, управляет и ведет их путем безопасным и благопоспешным в исполнении предприятий и дел; а развратность, по которой порочные стараются других обмануть и причинить им вред, самим им готовит опасность и вред 178 . 5. Мысль одинаковая с мыслью 3-го стиха. 6. Люди непорочные, трезвенные, воздержанные, собственною своею воздержанностью и благоразумным во всем самообладанием обеспечивают себя от разных сетей, или если впадают в исступление и напасть, то удобно и даже безвредно из оных выходят; но люди порочные, злонамеренные, которые ищут жить насчет других, и пользоваться коварно благами ближних, сим самым себя унижают, и подобно птицам, стремящимися на видимую приманку, впадают в сети и собственным своим вредным действием навлекают на себя поношение и гибель. 7. По переводу 70, без сомнения во избежание повторения одной и той же мысли в одном стихе, читается оный в двух противоположных мыслях: со смертью мужа праведного не погибает надежда его, а чаяние нечестивых, каким бы она могла похвалиться, погибает ( Прем.3:13 ) 179 . 9. Говорящий мирское, светское разумеется такой человек, который говорит не только речи безрассудные, неосновательные, но и противные чувству благочестивому, целомудренному; таковой очевидно развращая губит других; а благополезным знанием благочестивых наставляются на добро, и предостерегаются от зла. Посему порочный вредными речами, располагающими к порче нравов, при своем злонравии и других вовлекает в растление, а добродетельный своим благоразумием других и назидает и предостерегает от зла. 11. Чрез благословение праведных без сомнения разумеются и те блага, какими ущедряет их Бог ( Быт.39:5 ; Лев.25:21 ). И как блага, даруемые Богом, блачестивые употребляют и на созидание общего блага: то общество от благословения правых получает пользу и благоустройство. Но как во 2-м полустишии благословению благочестивых противополагается вредоносное действие на общество порочных: то чрез благословение добродетельных соответственнее речи разуметь добрые советы и благодетельные действия, коими споспешествуют добродетельные благу общества, каковое устами порочных разрушается, тогда как они сеют между гражданами раздоры, возмущают общественную тишину, коварными наветами умножают тяжбы и ложным свидетельством препятствуют правильности судебных решений. Таковыми и подобными действиями очевидно причиняют вред общественному благоденствию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Господь назначает жену мужу и мужа жене. ( Прит.19:14 ). § 24. Дети Исаака: Исав и Иаков У Исаака и Ревеки было два сына: Исав и Иаков были близнецы (т. е. рожденные в одно время). Исав был груб и легкомыслен; его любимым занятием было звероловство. Иаков же был очень кроток и благочестив и занимался больше домашними работами ( Быт.25–20 ). У одних и тех же родителей бывают дети разных свойств. § 25. Исав продает свое первенство Иакову Исав родился прежде Иакова и потому, по-тогдашнему обыкновенно, первый имел право на отцовское благословение, с которым обыкновенно передавались все права патриарха, т. е. отца семейства 74 . Однажды Исав долго охотился в поле, ничего не поймал и возвратился домой очень усталым и голодным. Тут он увидел, что брат его Иаков ест чечевичную похлебку, и сказал: «дай мнесвою похлебку»; а Иаков сказал: «отдай мне свое первенство». Исав, по своему легкомыслию, отвечал: «на что мнемое первенство, когда я умираю от голода? – возьми, пожалуй!» и не подумал о том, что может произойти от этого. Иаков отдал похлебку и получил первенство ( Быт.25–27 ). Как не хорошо быть легкомысленным подобно Исаву. § 26. Благословение детей Исаака Когда Исаак состарился и ослеп, то вздумал благословить старшего своего сына. Призвал его и сказал: «поди в поле и из того, что поймаешь, приготовь мне кушанье, принеси его мне, и я благословлю тебя“. Ревекка слышала это. Она знала, что Исав продал свое первенство Иакову, и потому хотела, чтобы Иаков и получил благословение старшего сына. Она послала Иакова в стадо, велела принести и заколоть козленка и приготовила из мяса кушанье Исааку. Так как у Исава от природы грудь и руки были покрыты волосами, как бы шерстью, то Ревекка обшила грудь и руки Иакова козлиною кожей, чтобы он походил на Исава, и послала его к Исааку. Когда Иаков пришел к отцу, то он спросил его: «кто тут»? Иаков сказал: «Я, старший сын твой Исав». Исаак подозвал его к себе поближе, ощупал его грудь и руки и сказал: «голос как будто Иакова, а грудь и руки Исавовы». Он съел кушанье, которое принес Иаков, и благословил его, сказав: «всякий, благословляющий тебя, будет благословен и проклинающий тебя будет проклят (т. е. всякий, кто будет делать тебе добро, сам будет счастлив, а всякий, кто будет делать тебе зло, сам будет несчастлив). И брат твой должен повиноваться тебе“. Только что ушел Иаков от отца, как приходит Исав. «Кто тут?» спросил Исаак. «Я, старший сын твой», отвечал Исав. Исаак сказал Исаву: «у меня сейчас был брат твой Иаков, я благословил его вместо тебя, и ты теперь должен повиноваться ему. «Тут только понял Исав, что он сделал, когда продал свое первенство, все-таки сильно обиделся и сказал, что когда умрет отец, он убьет Иакова. Ревекка, услышав такие слова Исава, присоветовала Иакову удалиться на время в Месопотамию к брату её Лавану ( Быт.27 )

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

31:36. Носил бы запись на плечах. На плечах носили то, чем можно было гордиться (см.: Ис. 9:6; 22:22 ). Кроме того, надписи на повязках, носимых на голове, запястьях или на шее, служили постоянным напоминанием и свидетельством для окружающих ( Прит. 6:21 ; Исх. 8:16 ; Втор. 6:6; 11:18 ). 32:1–37:24 Речи Елиуя 32:2. Вузитянин. Вуз был племянником Авраама ( Быт. 22:20,21 ) и, возможно, родоначальником этого арамейского (Рамова) племени. Иеремия упоминает Вуза наряду с Савой и Деданом ( Иер. 9:25; 49:32 ; в русском переводе это упоминание отсутствует). В хрониках ассирийского царя Асархаддона встречается географическое название Вазу, которое может быть отождествлено с селением на острове Бахрейн в Персидском заливе. 32:19. Вино неоткрытое/новые мехи. Новые мехи могут выдержать забродившее вино, поскольку они растягиваются по мере увеличения объема вина, но если не давать выход парам, мехи может разорвать. 33:15,16. Бог говорит в ночном видении. См. коммент. к Иов. 4:13–15 . 35:10. Песни в ночи. Ночь обычно связывалась с опасностями и страхами, поэтому «песни в ночи» могут отражать перемену в настроении человека, когда к нему возвращается присутствие духа или он выражает твердую веру в Бога. С другой стороны, некоторые семитские термины, родственные слову, переведенному как «песнь», имеют значение силы или защиты, что находит параллели и в древнееврейском языке (напр., в песни Моисея в Исх. 15:2 ). 36:14. Блудники. Упоминаемые здесь «блудники», вероятно, связаны с хананейским культом плодородия. В целом о культовой проституции см. в коммент. к Втор. 23:17,18 . Использованное здесь понятие встречается как в женском, так и в мужском роде и служит эвфемизмом для обозначения лиц, выполняющих определенные функции. В аккадской литературе этим понятием обозначаются мужчины и женщины, посвященные на служение в святилище или храм и входившие в число храмового персонала наряду с кормилицами и акушерками. См. также коммент. к 4Цар. 23:7 . 36:27. Круговорот воды в природе. Хотя некоторые комментаторы пытаются истолковывать этот стих как научное описание круговорота воды в природе, из контекста ясно, что речь идет о другом (см.: ст. 32, где Бог повелевает молнии, «кого разить»). На Ближнем Востоке в древности считали, что дождь изливается из небесного океана – огромного водного резервуара, который в виде мантии окаймляет землю, а также из подземного источника. Таким образом, существовали воды «нижние» и воды «верхние». Считалось, что именно из этих вод Бог изливает на землю капли дождя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

77. Прекрасно и следующее изречение: «не тщися в дусе твоем яритися, яко ярость в недре безумных почиет» ( Еккл. 7:10 ), т. е.: хотя бы и была причина, могущая возбудить гнев твой, но ты не спеши с наказанием, дабы пыл гнева твоего не воскипел слишком неумеренно. (Человек) не может уничтожить своих естественных (душевных) движений, но (он может) привнести в них замедление, и таким образом при помощи врачевства мысли умерить раздражение. Вот что уже давно сказал Давид: «гневайтеся и не согрешайте» ( Псал. 4:5 ); в данном случае он собственно запрещал не самый гнев, он не мог, конечно, уничтожить то, что было свойством природы, и вот как добрый врач он дает только лекарство, чтобы этот гнев не мог оказать вреда. 78. Наконец, если кто и согрешит сердцем, – так как гнев бывает не удержим, – то, по совету (Давида), он должен умилиться (compungatur) на ложе своем и осудить себя в прегрешении. Действительно, в Писании есть такия слова: «Яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся» ( Псал. 4:5 ). Итак, он желал, чтобы все люди наблюдали за своими недостатками, чтобы тот, на котораго не простирается сдерживающая сила общественнаго обличения, в случае совершения тайнаго преступления, стыдился своего собственнаго суда и укрощал себя как бы некоторым жалом горечи и стыда. Глава двенадцатая 79. И к чему заниматься мне воздержанием, коль скоро говорит о нем Премудрый: Отними от меня «пожелания чрева и сладострастие да не овладеет мною» ( Сир. 23:5 )? Не бойся немощи от поста и воздержания, ибо тяжкая немощь делает душу трезвенною. 80. А каким образом должно заботиться о добром имени, – об этом учат Притчи Соломоновы в следующих словах: «лучше имя доброе, нежели богатство большое ( Прит. 22:1 ). И что в самом деле значит наследственное имущество, если только оно не имеет в то же время добраго управивителя? Посему праведный Иов и говорит: «благословение умирающаго на меня пусть приидет " и уста вдовицы пусть благословляют меня. Я был глазом слепым, ногою хромым, отцом немощным ( Иов. 29:13–15 ). «Если я видел кого погибавшим без одежды», то Я не облекал ли его; не благословляли ли меня нуждающиеся, и шерстию овец моих не согрел ли Я плечи их ( Иов. 31:19–20 ); скрыл ли я когда-нибудь грех мой, который Я совершил невольно как неразумный ( Иов. 31:33 ), оставил ли я когда-нибудь маломощнаго выйти из дверей моих с пустым недромь ( Иов. 31:34 ). Вот какими (деяниями) приобретается доброе имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

– Так, отцы нередко рожденных ими сыновей именуют своими рабами, и тем не отрицают подлинности рождения; нередко же, выражая благорасположение к рабам своим, называют их чадами, и вместе с тем не скрывают, что издавна обладают ими. В первом случае они, как отцы, говорят по власти; а во втором дают наименование по человеколюбию. Сарра называет Авраама господином, хотя она – не раба, но супруга. Апостол раба Онисима, как брата, сблизил с владельцем его Филиппом. Вирсавия, будучи материю, назвала сына рабом, говоря отцу: Соломона раба твоего ( 3Цар.1:19 ); потом и пророк Нафан, вошедши, согласно с Вирсавиею, сказал Давиду: Соломона раба твоего ( 3Цар.1:26 ). И они не затруднились назвать сына рабом; потому что и отец, слыша сие, признал его сыном, и они, говоря это, знали, что Соломон сын, и признавали достойным наследства по отце того, кого именовали рабом; ибо по естеству он был Давидов сын. Посему, как читающие это о Соломоне, понимают правильно, и слыша, что именуется он рабом, признают его не рабом, но подлинным по естеству сыном: так, если и о Спасителе, который истинно исповедуется Сыном, и по естеству есть Слово, говорят святые: верна суща сотворшему Его ( Евр.3:2 ) – если и сам Он говорит о Себе: Господь созда Мя, и: Аз раб твой и сын рабыни твоея ( Пс.115:7 ); и все тому подобное: то да не отрицают поэтому иные того, что собственно принадлежит Ему от Отца; но пусть об Отце и Сын, как о Соломоне и Давиде, держатся первоначального разумения. Ибо, если слыша, что Соломон назван рабом, признаем его сыном: то не справедливо ли многократно погибнуть тем, которые не удерживают того же разумения и о Господе? Но когда слышат, что Он именуется Рождением, Словом, Премудростью, стараются перетолковать сие и отрицают преискреннее Рождение Сына от Отца: когда же слышат речения и выражения приличные произведению, тотчас готовы признать Сына произведением по естеству и отрицать бытие Слова, тогда как, зная, что Сын соделался человеком, все таковые речения должны бы относить к Его человечеству! Не мерзкими ли они оказываются пред Господом, имея у себя сугубый вес ( Прит.20:23 ), и по одному весу выводя сказанное выше заключение, а по другому хуля Господа? Но, может быть, они соглашаются с тем, что речение – сын, употреблено как-бы по благорасположению; останавливаются же на речении – сотворшему, как на великом каком-то пособии их ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

б) По описанию Моисея, Бог приводил к Адаму животных видети, что наречет ( Быт. 2:19 ). Это действие Божие совершилось, без сомнения, не для Бога, а для Адама; Бог заставлял наставляемого упражнять силы и усовершать их трудом, а вместе утверждал его в правах господства над неразумною тварью. Нарекать имя, на языке св. писания, означает объявлять себя властителем чего либо ( Ис. 40, 26 ; 4Цар. 23, 34; 24, 17 ). «И у людей, говорит св. Златоуст, есть обычай полагать знак своей власти в том, что они, купив себе рабов, переменяют им имена. Так и Бог заставляет Адама, как владыку, дать имена всем бессловесным» 551 . в) Особенным опытом примышления Божия о человеке служило древо жизни и древо познания добра и зла. Древо жизни, по значению названия, такое древо, плоды которого сообщают вкушающему жизнь. И по употреблению, дерево, которого листья, плоды, кора, служат лекарством против болезней, называется деревом жизни ( Прит. 15:4; 11:30 ). Сообразно с тем несомненно, что плоды райского древа жизни благотворным действием на телесный организм восстановляли здоровье в теле, ослабляемое летами по закону стихийной жизни и поддерживали способность жить во век. Такое свойство его указано самим бытописателем ( Быт. 3:22 ). С другой стороны древо жизни служило таинственным средством общения всецелой жизни человеческой с жизнью без предельною: таким представляется древо жизни в новозаветном откровении ( Откр. 2:7; 22:2, 14 ) 552 . «Плодов познания добра и зла не еш; ибо в день, в который ты вкусишь ux, смертию умреш» ( Быт. 2, 17 ). Так аа) сказано после того, как дано благословение вкушать плоды всех дерев и сверх того плоды древа жизни, бб) Слова: «вдень, в который ты вкусишь», означали тоже, что: если вкусишь; таково значение их по употреблению ( Быт. 2:4, 3:5 . Исх. 10:28 . Числ. 7:84 , 3Цар. 2:37, 42 ); в таком же виде представляла угрозу Божию и Ева ( Быт. 3:3 ); – следовательно слова угрозы указывали на такую опасность, которой подвергнуться или не подвергнуться состояло в воле человека. – вв) Слова: смертию умреш, по свойству св. языка, выражали несомненность события. Древо познания добра и зла и по естеству своему, как противополагаемое древу жизни, могло заключать в себе вредную силу; но особенно по назначение своему – как орудие испытания – показывало человеку, что в послушании заключается для человека блаженное познание добра, а в преслушании – бедственное ощущение зла. Последнее значение этого древа определяется значением подобных выражений. – По опыту муж болезней – испытавший болезни ( Ис. 53:3 ); по событиям – колодезь, при котором Агарь видела ангела-утешителя, назван колодезем живого и видящего ( Быт. 26:20 ), а место, где за жадность к мясу люди наказаны были смертью . – гробы похотения ( Числ. 11:4 ) 553 гг) Так как и запрещение и угроза, были выражены ясно, то они не могли не быть понятыми для первосозданных. И первосозданные разумели значение их. Это видим из слов Евы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010