4. Смерть со всеми ее предтечами – болезнями и страданиями. Об этом свидетельствует св. Апостол, когда говорит: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде ( Рим. 5:12 ), и в другом месте: понеже человеком смерть бысть, и человеком воскресение мертвых ( 1Кор. 15:21 ). § 68. Бог не перестал промышлять о человеке и по его падении: а) Бог промышляет о царстве и народах Св. Писание излагает эту истину весьма раздельно. По его учению: 1. Бог есть верховный царь по всей земли ( Пс. 46:3, 8 ), обладает языки ( Пс. 21:29 ), призирает на языки ( Пс. 65:7 ), наставляет языки ( Пс. 66:5 ). 2. Бог: а) Сам поставляет царей над народами – владеет Вышний царством человеческим, и емуже восхощет, даст е ( Дан. 4:22, 29 ); Той... поставляет цари и преставляет ( Дан. 2:21 ); б) дарует им от Себя державу и силу. ( Прем. 6:3 ), венчает их славою и честию ( Пс. 8:6 ), елеем святым Своим помазует их ( Пс. 88:21 ), так что от тою дне носится над ними Дух Господень ( 1Цар. 16:13 ); в) Сам же и управляет через царей земными царствами – Мною царие царствуют, – говорит Он, – и сильнии пишут правду ( Прит. 8:15 ); якоже устремление воды, – присовокупляет Премудрый, – тако сердце царево в руце Божией: аможе аще восхощет обратити, тамо уклонит е ( Прит. 21:1 ). 3. Бог: а) поставляет через царей и все прочие, низшие власти – всяка душа властем предержащим да повинуется, несть бо власть, аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть ( Рим. 13:1 ); повинитеся убо всякому человечу начальству Господа ради: аще царю, яко преобладающу; аще ли же князем, яко от него посланным ( 1Пет. 2:13, 14 ); б) и поставляет, как слуг Своих, для устроения счастья человеческих обществ – князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым. Хощеши же ли не боятися власти? благое твори: и имети будеши похвалу от него: Божий бо слуга есть тебе во благое. Аще ли злое твориши, бойся: не бо без ума меч носит: Божий бо слуга есть, отмститель в гневе злое творящему. Темже потреба повиноватися не токмо за гнев, но и за совесть. Сего бо ради и дани даете: служители бо Божии суть во истое сие пребывающе ( Рим. 13:3–6 ). § 69 б) Бог промышляет об отдельных людях и в особенности, о праведниках

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Что сказать арианам на все эти положения, заимствованные ими из Св. Писания против Божества и единосущия Сына со Отцом? – То, что сказал Господь искушавшим Его иудейским книжникам: прельщаетеся, не ведуще Писания и силы Его ( Мф.22:29 )! Рассмотрим каждое из этих положений порознь. 1) Отец Мой болий Мене есть ( Ин.14:28 ). Вот, говорят ариане, сам Христос называет Отца своего большим Себя; след. Он не одно с Отцом по естеству. – Но в других местах читаем сказанное самим же Христом: Аз и Отец едино есма ( Ин.10:30 ); видевый Мене, виде Отца: Аз во Отце и Отец во Мне ( Ин. 14:9–10 ). Веруяй в Мя, не верует в Мя, но в пославшаго Мя, т. е. Отца ( Ин.12:44 ); и еще: да вси чтут Сына, якоже чтут Отца. А иже не чтит Сына, не чтит пославшаго Его Отца ( Ин.5:23 ). – Итак, зачем же ариане выбирают в божественном Писании только то, что могут обращать в пользу своей ереси, а что прямо обличает их заблуждение, то они не примечают и обходят молчанием? – Если мы во всем вообще Писании божественном не должны предполагать какого-либо противоречия в тех местах, которые, по-видимому, разногласят между собою: то тем более не должны находить это противоречие в словах самого Господа. А потому, сопоставляя эти места, открываем только то, в каком смысле нужно понимать сказанное, и к чему направляется речь в том и другом месте. В каком же смысле Господь называет Себя и равным Отцу, и меньшим Его? Как заимствующий свое безначальное бытие от Отца посредством рождения, как посылаемый Отцом в мир, как воспринявший на Себя нашу плоть и облекшийся в естество человеческое, Он действительно и справедливо мог назвать Себя меньшим Отца; но в отношении к своему существу и божественной природе Он равен Отцу и открывает Его в своем лице. Следов., в словах Господа никакого нет основания для ереси ариан. 2) В книге Притчей Премудрость говорит о себе: Господь созда мя начало путей, своих в дела своя ( Прит. 8:22 ). – На это св. Афанасий отвечает: представленное изречение выражено приточно; посему надобно открыть смысл сего изречения и доискаться его, как сокровенного, а не принимать сего просто, как сказанного яв, чтобы в толковании не уклониться от истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

В Св. Писании ариане находят следующие основания для подтверждена своих мыслей, какие составили они о лице Сына Божия: Сам Спаситель сказал: Отец мой болий Мене есть ( Ин. 14:28 ). – В книге Притчей Премудрость говорит о себе так: Господь созда мя начало путей своих в дела своя ( Прит. 8:22 ). – В послании к евреям св. апостол Павел говорит о Христе: темже, братие святая, звания небеснаго причастницы, разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса: верна суща Сотворшему Его ( Евр.3:1–2 ): – и в Деяниях говорится о Нем так: твердо убо да разумеет весь дом Израилев, яко и Господа и Христа его Бог сотворил есть, Сего Иисуса, егоже вы распясте ( Деян. 2:36 ). Здесь, говорят противники нашей веры, Христос прямо называется сотворенным. – Св. апостол Павел, делая сравнение Господа Иисуса с ангелами, говорит: толико лучший быв ангелов, елико преславнее их наследствова имя ( Евр.1:4 ). Следов. заключают из этого, если Христос сравнивается с ангелами: то Он по этому самому должен быть однороден с ними и одинаков по естеству: ибо сравнивать можно только однородное с однородным. – По одинаковости естества с сотворенными существами, Он называется в Писании и первородными во многих братиях ( Рим. 8:29 ), и перворожденным всей твари ( Кол.1:15 ). А если Он называется еще в Писании Единородным, то это потому, что Он произошел, как Единый от Единого. – Как тварь однородная с прочими тварями, Сын Божий не все знает; Он не знает последнего дня и часа кончины мира ( Мф.24:36 ); – возрастает и укрепляется духом, преуспевает в премудрости и разуме ( Лк.2:40 ); – увенчивается за свои заслуги и превозносится Богом: темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякого имене ( Флп. 2:9 ). – Как тварь, не имеющая самостоятельной жизни, Он принимает жизнь от Бога, именуемого Отцом: якоже Отец имеет живот в Себе: тако даде и Сыну имети живот в Себе; получает же от Бога не только жизнь, но и власть над другими, чтобы судить их: и область даде Ему и суд творити ( Ин. 5:26–27 ). – Творится Он прежде всех для того, чтобы Ему быть орудием Божиим для приведения в бытие других тварей, – и что Он есть только орудие Божие – это видно из сказанного: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть ( Ин.1:3 ). – Как однородный с тварями, Он и молится ко Отцу, чтобы все христиане были едино между собою, как и Он едино со Отцом: ихже дал еси Мне, да будут едино, якоже и Мы ( Ин.17:11 ). – Если бы, говорят ариане, Сын был едино со Отцом по существу: то и нам надлежало бы быть едино с Ним по существу, по силе самой молитвы Сына ко Отцу: да будут едино, якоже и Мы.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

«Двух вещей я прошу у Тебя; не откажи мне прежде, нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, — питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся от Тебя и не сказал: «Кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Прит. 30:7–9). «Как глина у горшечника в руке его, и все судьбы ее в его произволе, так люди — в руке Сотворившего их, и Он воздает им по суду Своему» (Ис. Сир. 33:13). «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Прит. 16:9). Смотри также: Прит. 16:3; Ек. 12:14; Ис. Сир. 5:1; 16:13; 20:9. Покаяние и прощение обид: «Чем кто согрешает, тем и наказывается» (Прем. Сол. 11:17). «Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится» (Притч. 11:31). «Семь раз упадет праведник и — встанет, а нечестивые впадут в погибель» (Прит. 24:16). «Не медли обратиться ко Господу и не откладывай со дня на день» (Ис. Сир. 5:8). «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Ис. Сир. 7:39). «Не укоряй человека, обращающегося от греха: помни, что все мы находимся под епитимьями» (Ис. Сир. 8:6; Ис. Сир. 15:11). «Человек грешный уклоняется от обличения и находит извинение согласно с желанием своим» (Ис. Сир. 32:19). «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы. Поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя, ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других» (Ек. 7:20–22). Пьянство: «У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря, и как спящий на верху мачты» (Прит. 23:29–35). «Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино» (Ис. Сир. 31:29).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Из Священного Писания «Погибели предшествует гордость, и падению – надменность» ( Прит.16:18 ). «Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе» ( Прит.18:13 ). «Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа» ( Сир.3:17–18 ). «Что гордится земля и пепел?» ( Сир.10:9 ). «Господь вырывает с корнем народы и насаждает вместо них смиренных» ( Сир.10:18 ). Смотри также: ( Сир.3:21, 4:7, 13:1, 20:11 ). «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» ( Псал.33:19 ). «Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение» ( Притч.15:33 ). «Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе» ( Прит.18:13 ). «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» ( Прит.29:23 ). «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» ( Ис.57:15 ). «Много высоких и славных, но тайны открываются смиренным, ибо велико могущество Господа, и Он смиренными прославляется» ( Сир.3:19–20 ). Иисус Христос: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:29 ). Апостолы спорили между собой, кто из них старше. «Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больший в Царстве Небесном» ( Мф.18:2–4 ). Молитва Девы Марии: Бог «призрел на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лук.1:48 ). Иисус спрашивает Своих учеников: «Кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий» ( Лук.22:27 ). «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Иак.4:6 ). «Младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( 1Пет.5:5 ; Пс.146:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В частности, попечение Божие о человеке выражается в том, что Господь промышляет: 1) о целых царствах и народах; 2) о частных лицах, каждом порознь, и 3) преимущественно о праведниках. Бог промышляет о царствах и народах. Священное Писание излагает эту истину весьма раздельно, когда говорит: 1 . Что Бог есть великий Царь над всею землею ( Пс. 46:3,8; 94:3 ), что Он воцарился над народами, ( Пс. 46:9 ), Владыка над народами (21:29), очи Его зрят на народы (65:7), управляешь на земле племенами (66:5). 2 . Что Он – а) сам поставляет царей над народами: Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет ( Дан. 4:22,29 ; срав. Сир. 10:4 ); низлагает царей и поставляет царей ( Дан. 2:21 ) , каждому народу поставил Он вождя ( Сир. 17:14 ; срав. Прем. 6:1–3 ); 6) поставляет, как видимых наместников своих в каждом царстве: Я сказал: вы – боги, говорит Он им, и сыны Всевышнего – все вы ( Пс. 81:1–6 ; срав. Исх. 22:28 ); в) и с этою целью дарует им от себя державу и силу ( Прем. 6:3 ), славою и честью увенчал его ( Пс. 8:6 ), святым елеем своим помазует их ( Пс. 88:21 ; срав. 1Цар. 12:3–6; 16:3; 19:16; 24:7 ; Исаии 41:1), так что с того дня и после почивает на них Дух Господень ( 1Цар. 16:11–13 ); г) сам же, наконец, и управляет через царей земными царствами: Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду ( Прит. 8:15 ). Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его ( Прит. 21:1 ). 3 . Что Он – а) поставляет через Помазанников своих, и все прочие, низшие власти: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены ( Рим. 13:1 ); Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым ( 1Петр. 2:13–14 ); б) и поставляет, как слуг своих, для устроения счастья человеческих обществ: начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые ( Рим. 13:3–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Так как язычники утверждают, что они владеют мудростью, и еретики думают, что они имеют знание, то Соломон и на­учает истинной мудрости и знанию, чтобы кто-нибудь, увлекшись сходным названием мудрости, не впал в мудрование язычни­ков и еретиков. Язычники, думая, что они что-либо значат и, называя себя мудрыми, обезумели (Рим.1:22). И еретики, считая себя знающими, совратились и погрешают, осудив сами себя. Мудрый же, слыша божественные изречения, сделается еще более мудрым. Кто слушает заповеди Божии и хранит их, не пренебрегая учением Господним и не увлекаясь обольще­нием, тот будет сыном мудрым, и, научившись, скоро по­лучит и познание о Боге. Так научаются мудрые! Разумение же словес мудрости есть учение о едином истинном Боге. Из язычников одни представляли Бога телесным, другие служили вместо Него идолам; также и еретики заблуждаются относи­тельно истинного Бога. Потому Соломон и предлагает истин­ное знание о Боге, называя Его неизреченным: слава Божия — облекать тайною дело (Прит.25:2). О промышлении Божием он говорит: на всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых (15:3); еще: богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь (22:2); еще: бедный и лихоимец встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого дает Господь (29:13); и еще: пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его (5:21). О суде Его говорит: жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему (15:8); и еще: дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит (15:25). Он не только говорит о сотворении Им мира, но утверждает, что Господь творит все словом Своим и премудростью; это и есть свойство истинного Бога, что Он — Отец Сына. Так он говорит: Господь премудростью основал землю (3:19); и еще: когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время (8:26-30).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

составитель К.В. Гриценко Анафема, проклятие Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Гал.1,8 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё. Втор.30,19 ..может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение. Быт.27,12 ..возлюбил проклятие, – оно и придёт на него; не восхотел благословения, – оно и удалится от него. Пс.108,17 Когда придут на тебя все слова сии – благословение и проклятие, которые изложил я тебе, и примешь [их] к сердцу своему среди всех народов, в которых рассеет тебя Господь Бог твой. Втор.30,1 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. Гал.1,9 Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете. Втор.11,26–28 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа. 1Кор.16,22 Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет. Прит.3,33 Как воробей вспорхнёт, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется. Притч.26,2 Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том. Притч.29,24 Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне. Зах.5,3 И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием. Мал.4,6 Читать далее Источник: Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Заветов/ред.-сост. Д. Гриценко, Е. С. Калугина - Москва : Даръ, 2007. - 480 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

Еф.6:2–3 : «Почитай отца твоего и мать… и будешь долголетен на земле». Сир.3:18 : «Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа» (ср. Прит.3:34 ). Иак.4:6 : «…посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»; Лк:1:30,48,49,52: «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога… призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный… и вознес смиренных». Сир.3:23 : «При многих занятиях твоих, о лишнем не заботься…». Мф.6:34 : «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы». Сир.3:24 : «ибо многих ввели в заблуждение их предположения, и лукавые мечты поколебали ум их». Рим.12:16 : «…не мечтайте о себе» (ср. Еккл.7:29 : «...Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы». Сир.3:26–27 : «упорное сердце напоследок потерпит зло: упорное сердце будет обременено скорбями...». Рим.2:5 : «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева...». Сир.3:30 : «…милостыня очистит грехи». Мф.5:7 : «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (ср. Дан.4:27 : «...искупи грехи… милосердием к бедным...»). Сир.4:7 : «...пред высшим наклоняй твою голову». Рим.13:7 : «Итак отдавайте всякому должное: кому… честь, честь». Сир.4:23 : «Наблюдай время...». Рим.13:11 : «Так поступайте, зная время...». Сир.4:23 : «…храни себя от зла». 1Фес.5:22 : «Удерживайтесь от всякого рода зла». Сир.4:30 : «Не стыдись исповедывать грехи твои…». 1Ин.1:9 : «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши...». Сир.4:32 : «Подвизайся за истину до смерти...». Откр.2:10 : «Будь верен до смерти…»; 12:11: «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти». Сир.4:33; 5:13 : «Не будь скор языком твоим… Будь скор к слушанию». Иак.1:19 : «…всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова...».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010