7:17. Надушенная спальня. Наряду с дорогими тканями блудница использует заморские благовония, стремясь создать в своей спальне экзотическую и заманчивую атмосферу. Благовония (такие, как смирна, алоэ и корица; см.: Песн. 3:6; 4:14 ) привозились в Палестину караванным путем из Индии и Аравийской пустыни. Флаконы для благовоний были обнаружены при раскопках во многих местах на Ближнем Востоке. В настенной живописи египетских гробниц изображен процесс изготовления пряностей и благовоний, но многие секреты этого древнего искусства утрачены. 7:23. Стрела, пронзающая печень. В настенной живописи египетских гробниц часто встречается сцена охоты в прибрежных зарослях. Птицу вспугивают из укрытия, и град стрел настигает взлетевшую стаю. С такой же опасностью сталкиваются ничего не подозревающие или беспечные жертвы блудницы. Печень считалась одним из самых важных жизненных органов, поэтому здесь она упоминается как мишень. 8:22–29. Мудрость как предвечное начало. Подобно Евангелию от Иоанна, начинающемуся с утверждения «В начале было Слово», автор Книги Притчей провозглашает, что Мудрость предшествовала творению и была с Богом до начала времен. Мудрость присутствовала при сотворении всего сущего. По-видимому, Мудрость является спутницей Яхве, древнейшим из созданных Богом существ, подобно египетской богине Маат, которая считалась постоянной спутницей Ра, бога солнца и творца мироздания. Возможно, представление о предвечной Мудрости связано с вавилонским эпосом о творении или с изображением Эла в угаритских мифах, но эти связи не могут быть четко прослежены. 8:30. Премудрость как художница. Мерфи (R. Murphy) правомерно связывает этот стих с использованием выражения «Я есмь» в Исх. 3как указание на Бога-Творца. Если роль мудрости в том, чтобы служить «художницей» или творческим началом, тогда это корректная параллель с образом в Прит. 3:19 . Если же рассматривать Премудрость как «малое дитя» (как это сделано в некоторых переводах), играющее у ног Бога, то и этот образ передает радость пребывания в присутствии Божьем и трепетное чувство созерцания появляющегося творения, когда нет никаких других забот. Маат в египетских текстах также рассматривается как «дитя богов», игра которого их восхищает. Древняя литература содержит немало примеров уподобления акта творения художественному процессу. В вавилонском эпосе «Энума элиш» Мардук лепит людей из глины, как скульптор, тот же мотив встречается в описании состязания между Нинту-Мами и Эа-Энки, когда они создают человека из глины в вавилонском эпосе об Атрахасисе. В египетских текстах о сотворении мира из Мемфиса бог-творец Птах изображен как художник, погруженный в процесс творчества. В аккадской литературе говорится о семи великих «мастерах», которые были древними мудрецами, пришедшими сразу после всемирного потопа, и которые передали свою мудрость древним царям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

58 и 59:1–8). Таким образом пр. Исаия проходил свое служение около 70 лет: один год при царе Озии, 16 лет при Иоафаме, 16 л. при Ахазе, 29 л. при Езекии и лет 8 при Манассии, и запечатлел свое служение мученическою кончиною в глубокой старости. Кроме пророческих речей, находящихся в книге пр. Исаии, этот пророк, по свидетельству второй книги Паралипоменон ( 2Пар.26:22 и 32:32), описывал еще историю своего времени в форме летописи и часть этой истории сохранилась в пророческой книге Исаии (см. гл. 36–39). Кроме того предание поставляет Исаию в числе тех друзей царя Езекии, которые занимались собиранием, приведением в порядок и изданием притчей Соломоновых (см. Прит.25:1 ). § 8. Характер изложения пророчеств Исаии В предисловии к переводу книги пр. Исаии блаженный Иероним говорит о характере пророческих речей Исаии следующее: «и во-первых об Исаии должно заметить, что он в речи своей изящен, как муж знаменитаго рода и городскаго или столичнаго образа речи, и в слововыражении не имеет ничего простонароднаго и грубаго; отсюда произошло, что цветистость его слога не могла быть сохранена в переводе (т. е. латинском, составленном бл. Иеронимом). Потом должно присовокупить, что его прилично назвать не столько пророком, сколько евангелистом. Ибо до такой степени подробно (и нужно прибавить ясно) изложил таинство Христа и Его церкви, что как будто не о будущем пророчествует, а составляет историю о прошедшем». На эту пророческую ясность и определенность предсказаний о будущих далеких событиях неоднократно указывается в самих речах пр. Исаии, как на признак истинности слова Иеговы и Его посланников пророков, в особенности пр. Исаии (см. 42:9; 43:19; 44:26; 48:5 и 6). Это обилие и эта ясность мессианских пророчеств у Исаии поражали еще ветхозаветных читателей его книги, как видно из свидетельства Иисуса, сына Сирахова (43:25–28). Эта же самая евангельская ясность пророчеств Исаии и его неотразимое красноречие в изображении нравственных и религиозных предметов были причиною того, что современные ему и последующие пророки (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

т. е. воспоминанием читаннаго в... Евр. 11, 39 . на самой низкой степени. в безплодности. обетованной земли. мог отсекать. В Греч. кн. 22. отличная от той. нисколько. совершенно. Мат. 6, 33. Рим. 13, 14 . разсеянности. совершенно. находя некоторые предлоги к извинению. Рим, 2, 24. Ис. 8, 2 . т. е. надежду предваряет труд Бога ради. т. е. Праведный же находится под особенным Промыслом Божиим. 2Кор. 10, 5 . Прит. 28, 1 . Пс. 90. 16 . Пс. 68, 4 . В Греч. кн. 2. Слов: «то плача взыщем,» нет в Греч. кн. обращаться. т. е. в томление. 1Кор. 3, 16 . да возвысит. В Греч. кн. 13. в винах. в вещах. движущаяся в нем. попечения. попечения. попечения. летит. Пс. 41, 3 . гололедицы, т. е. быстраго перехода от оттепели к морозу. мороза, инея. в некоторых вещах. малые недостатки. медлении. В Греч. кн. 29. сия. всегда. благоприлично. т. е. бдения над собою. воздерживается оть сна. чтении. чтении. равную силу имущем со бдением. дающем свет мыслям. чтении. чтении. чтении. чтении. развеваешь. промежутки. власть. в Греч. книге: множество добродетелей. без борьбы. т. е. от неохранения в течении дня. и может быть найдет в тебе место, в следствие искушения отъ и всячески старайся препроводить. την πετραν, опыта. в Греч. книге 42 и 55. зол. к добродетелям. сласть, обольщение греха. сокровеннаго. случаев, в которых предавал себя побеждению. что состоит под Божественным осуждением. молитвенных правил. исполняющие. от Него. молитвенных правил. молитвенных правил. молитвенных правил. вред. неразумная, необузданная. молитвенных правил. самонадеянно. исповедание согрешений. смирение. грехи, подобные твоим. упоения. упоения. естество равно бывает вне своего чина.... переход из одного состояния в другое. по принятию, по соизволению. муку. духовную отраду. Бог. тем, что посылает наказание еще здесь. а более всего охраняйся от желания совершенства прежде покаяния. во всем составляющем мир. перехождение. делания. делания. т. е. не смущайся во время безчиния его. наслаждения. во время изменения. будущее состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Сознательное сокращение собственной жизни и нанесение вреда здоровью ( Еф.5:29 ) Самоубийство и доведение до него другого человека ( Исх.20:13 ) Превышение пределов при необходимой обороне ( Исх.20:13 ) Вооруженная агрессия ( Исх.20:13 ) Жестокое отношение к пленным и мирному населению противника во время войны, особенно детям, женщинам, старикам ( Сир. 8:8 ; ОСК РПЦ. VIII.3). Криминальное насилие ( Исх.20:13 ) Все формы физического, духовного, психологического и эмоционального насилия ( Мф.22:39 ) Совершение духовного убийства или соблазн ( Мф.18:6 ) (пропаганда неверия, ложных учений, пороков, призывы к церковному расколу, демонстративно греховное поведение, подталкивание других людей к совершению тяжкого греха) Изобретение новых способов и видов зла ( Рим.1:30 ) Злонамеренное сокрытие от непросвещенных людей истин веры, сознательное лишение их возможности принять Таинство Крещения (присоединиться к Православной Церкви) ( Лк.11:52 ) – грех против Святого Духа Презрение – 1) чувство крайнего неуважения; 2) горделивое чувство превосходства; 3) пренебрежительное отношение к человеку ( Мф.18:10 ). Осмеяние человека, движимое желанием унизить его ( 1Кор.6:10 ) Издевательство над людьми ( Лев.19:14 ; 1Кор.6:10 ) Притеснение, ущемление в правах бедных людей, вдов и сирот ( Пс.9:38-39 ; Мал. 3:5 ) ( данный грех особенно привлекает возмездие Божие на голову грешника ) Разногласие ( Гал.5:20 ; Прит.6:19 ) – преднамеренное разрушение согласия людей в добре. Бесчинство ( 2Кор.12:20 ) – подстрекательство к разногласиям, разобщенности и беспорядкам в обществе и участие в осуществлении этого на деле. Светский аналог церковных расколов. В отличие от разногласия, бесчинство всегда направлено против общественного блага и затрагивает большие группы людей (город, страна). Использование человеческих эмбрионов в медицине (Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека. III.3) VII. Не прелюбодействуй Блуд – половые отношения между свободными мужчиной и женщиной, не состоящими в законном браке ( 1Кор.6:9 ). Сюда же относятся любые добрачные половые связи.

http://azbyka.ru/idi-i-vpred-ne-greshi

Кроме того, не следует забывать, что в РФ 75% православных. При этом, «недвусмысленны свидетельства Священного Писания о возможности, а иногда и необходимости применения родителями в том числе и физических наказаний (Прит. 22:15; 23:13-14; 29:15; Евр. 12:6-11). О том же в своих наставлениях, посвященных воспитанию детей, неоднократно свидетельствовали и почитаемые Православной Церковью святые» . Изменение законодательства РФ, навязываемое Стратегией СЕ, будет подталкивать детей к нарушению пятой заповеди: «Почитай отца своего и матерь свою», формируя отрицательное отношение к воспитательным (адекватным) мерам, принимаемым родителями. В этом смысле происходит нарушение нормы Конституции РФ о свободе совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ). В результате подписания Стратегии СЕ усилится давление на РФ в целях принятия откровенно антисемейного закона о бытовом насилии . П. 49 Стратегии гласит: « Совет Европы будет настоятельно рекомендовать государствам-членам СЕ подписать, ратифицировать и действенно внедрять Конвенцию СЕ о предупреждении и борьбе с насилием над женщинами и с домашним (бытовым) насилием (Стамбульскую Конвенцию), в частности через работу Группы Экспертов по противодействию насилию над женщинами и домашнему (бытовому) насилию (GREVIO) с тем, чтобы защищать девочек от насилия на гендерной почве, предупреждать такое насилие, осуществлять уголовное преследование за это преступление и искоренять его, а также применять Конвенцию для защиты всех детей, пострадавших от домашнего насилия ». РФ будут принуждать к принятию антисемейных конвенций : по п. 55 «Совет Европы будет содействовать внедрению своих норм по семейному праву, в том числе новой редакции Европейской Конвенции об усыновлении детей и Рекомендаций Комитета Министров СЕ о медиации (примирении) в семейных спорах, о политике в поддержку позитивного воспитания детей родителями...». Заметим, что Конвенция об усыновлении детей говорит о возможности усыновления однополыми парами. Сильно будет содействовать вмешательству в семью органов власти п. 19 Стратегии, в которой продвигается тема « некомпетентности» родителей : «Многие родители нуждаются в помощи, чтобы выполнить свою роль в воспитании ребенка и обеспечении его прав».

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/21/...

9:24. Требование «воздай славу Богу», вероятно, означало, что свидетель должен произнести некую клятву, или исповедальную формулу, подтверждающую истинность его показаний (ср.: Нав. 7:19 ). 9:25–27. Тщательный перекрестный допрос играл важную роль в еврейском законе. 9:28. Раввины называли тех, кто изучал Писание, учениками Моисея; о понятии «ученик Моисея» часто рассуждал Филон. Но Иоанн ясно дает понять, что эти обвинители заблуждаются (5:45). 9:29,30. Обвинители признают, что не знают, откуда пришел Иисус. Обстоятельства рождения человека, обвиняемого в том, что он сбивает с пути истинного народ, иногда тщательно расследовались с целью определить, не является ли этот возмутитель спокойствия незаконнорожденным; если здесь речь идет об этом, то обвинители не удосужились выяснить этот вопрос. 9:31. Изложенное здесь воззрение являет собой пример истинного еврейского благочестия: все учителя единодушно утверждали, что Бог слушает праведников, но отвергает молитвы нечестивцев (ср.: Пс. 33:16 ; Прит. 15:8,29; 21:27; 28:9 ) Данное положение составляет большую посылку силлогизма в рассуждении прозревшего человека. 9:32,33. Малая посылка силлогизма (9:31) состоит в том, что было совершено неслыханное чудо; отсюда следует логическое заключение: Иисус – праведник. Силлогизм – рассуждение, позволяющее прийти к выводу из двух допустимых посылок, – был в древности обычным способом доказательства. Врожденная слепота считалась наиболее трудным для лечения физическим недостатком; в тех редчайших случаях, когда подобные исцеления (напр., появление глаз в пустых глазницах) якобы совершались в языческих святилищах, они давали повод для безмерного восхваления божества, которому приписывались эти чудеса. (Убежденность прозревшего, что подобное «от века не слышано», весьма показательна, однако это не более чем риторическое преувеличение; он просто не был осведомлен о редких исключениях, предположительно имевших место в языческом мире.) 9:34. Позднейшие раввины придавали большое значение смирению и способности внимать верным доводам; однако, несмотря на безупречное, с иудейской точки зрения, доказательство, приведенное прозревшим человеком в 9.31,32, старейшины изгоняют его на том основании, что он «родился во грехах», – которое, как знает читатель, является ложным (9:2,3). Насколько официально производилось отлучение от синагоги в тот период, неясно, но, несомненно, этолишало человека возможности участвовать в религиозной жизни местной общины (ср, коммент. к 9:22,23).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Три слова в надписи (25) так или иначе соотносятся с понятиями измерения, взвешивания и, соответственно, с денежными единицами (Мене – мина, текел – сикль, упарсин – части). Даниил использует это в своем объяснении, прибегая к игре слов. Мене происходит от глагола «считать» или «назначить», текел – от корня, означающего «взвешивать» или «оценивать», упарсин (ед. число – перес) – «разделять на части», «дробить». Царство Валтасара было взвешено и оценено; его ожидает разделение между Мидией и Персией (упарсин – тот же корень, что и в слове Персия). Валтасар готов выполнить свое обещание, ведь если Даниил сказал правду, то его положение в качестве третьего лица в государстве (29) не было бы длительным, а если нет, то он не долго бы прожил. Однако в ту же самую ночь Валтасар был убит (30; ср.: Прит. 29:1 ). Даниил не дает дальнейших разъяснений (его интересовал сам факт Божьего суда, а не его детали). Историки Геродот и Ксенофонт пишут, что Вавилон был захвачен во время ночного пиршества: были временно отведены воды реки Евфрат, и воины проникли в город по сухому руслу реки. Ксенофонт (который описывает поход Кира) также упоминает, что персы убили молодого вавилонского царя. Однако здесь возникают большие трудности. Даниил пишет, что Дарий Мидянин принял царство (31). В других местах Писания, однако, Кир, царь Персидский, предстает как освободитель народа Божьего из Вавилона ( 2Пар. 36:22–23 ; Езд. 1:1–8 ). Последователи критической школы рассматривают поэтому имя Дария Мидянина либо как вымысел, либо как историческую ошибку, когда Дария I (царя Персидского, 552–486 гг. до н. э.) путают с Киром, которому в то время могло быть около шестидесяти двух лет (31). Интересным представляется предположение консервативных богословов о том, что Дарий Мидянин – это вавилонское имя царя Кира Персидского (более подробно см.: Baldwin J. Daniel, TOTC [IVP, 1978]. Р. 23–28). 6:1–28 Верховная власть Бога над дикими зверями 6:1–9 Обманутый Дарий С приходом к власти царя Дария в государственной системе Вавилона произошли кардинальные перемены: речь идет о назначении 120 наместников (сатрапов, 1), которые непосредственно подчинялись царю, а над ними трех князей (2).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Христианские комментаторы часто сомневались, было ли на самом деле раскаяние Навуходоносора. Если же оно было лишь кратковременным, то нет ничего удивительного в том, что свидетельств о нем в каких–либо документах не сохранилось. Документ, озаглавленный как Молитва Набонида, который был недавно обнаружен в кумранских пещерах, дал серьезные основания для предположения, что в основу этой главы положена история болезни царя Набонида (который находился на престоле с 556 по 539 г. до н. э.). В молитве говорится о семилетней болезни, которой поразил его Бог. Набонид также рассказывает о еврейском пленнике, которого дал ему Бог, и о своем повелении поклоняться Всевышнему Богу. Хотя между этой историей и гл. 4 есть явные расхождения, вполне возможно (как считает Е. Янг), что автор спутал предания о Навуходоносоре с историей Набонида. Довольно симптоматично, что многие критики заранее уверены в большей исторической точности разного рода документов по сравнению со свидетельствами Ветхого Завета. 5:1–30 Верховная власть Бога в решении судьбы Валтасара 5:1–9 Надпись на стене Книга Даниила, отдельные части которой можно рассматривать как исторические, в целом не является строго выверенной летописью событий в Вавилоне. Скорее в ней отображены отдельные напряженные моменты в постоянной борьбе между царством света и царством тьмы. Божественное вмешательство в такие драматические события помогает читателю и в наше время обрести мужество и силы для духовной борьбы. Согласно историческим данным, последним царем из нововавилонской династии был Набонид (556–539 гг. до н. э.), но в течение десяти лет он пребывал в своей новой резиденции в Тейме, доверив управление Вавилоном своему сыну Валтасару, который, видимо, был соправителем. Это в определенной мере подтверждается словами о «третьем властелине» (7, 16 и 29). (Ср.: Быт. 41:40 .) Валтасар, возможно, был внуком Навуходоносора («отец» в ст. 2, 11, 18 и «сын» в ст. 22 скорее используются для обозначения предка и потомка соответственно). И снова автор вводит нас в атмосферу ожидания Божьего суда (1–4). На пиру, устроенном Валтасаром, тысячная толпа гостей упивалась вином, которое лилось рекой. Эта безудержная вакханалия дошла до крайности, царь потерял всяческий рассудок и чувство страха и благоговения перед Богом: он приказал принесть золотые и серебряные сосуды, вынесенные из храма Иерусалимского (2). Святотатственное действо началось (4), но Божий суд не заставил себя ждать (ср.: Ис. 47:10–11 ). Все взоры были устремлены на Валтасара (который пред глазами тысяч и пил вино, 1); близилось исполнение записанного в Прит. 18:13 : «Перед падением возносится сердце человека».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

15:22. Место распятия называлось Голгофой, или «лобным местом», потому что там совершалось много казней. (Предположение о том, что это место имело форму черепа, не лишено оснований, но отсюда вовсе не следует, что Голгофа – это холм, на который указал в 1884 г. Чарлз Гордон, поскольку характерные очертания рельефа возникли здесь гораздо позднее времен Иисуса.) 15:23. Благочестивые женщины Иерусалима обычно готовили такую смесь и предлагали тем, кто подвергался казни, чтобы облегчить их страдания (ср.: Прит. 31:6,7 ); Иисус предпочитает выдержать всю муку распятия в полном сознании. Смирна, как считалось, обладала наркотическим действием. 15:24. Обычно римские воины делили между собой одежды казненного преступника. 15:25. «Третий час» начинался вскоре после половины девятого утра. (Точное время определялось моментом восхода солнца, с которого и велся отсчет, т. е. зависело от времени года.) 15:26. Над головой преступника часто помещали табличку с обвинением. Притязание на царскую власть вызывало искреннее негодование у римлян; ирония заключается в том, что Иисус назван не самозванцем, а " Царем Иудейским», что, возможно, отражает антисемитские чувства Пилата и его окружения. 15:27. По отношению к распятым вместе с Иисусом здесь использовано то же самое слово («разбойники»), которое встречается у Иосифа Флавия применительно к участникам антиримского восстания. Таким образом, эти двое, вероятно, были соратниками Вараввы, приговоренными к казни вместе с ним в этот день. 15:29–32. Присутствовавшие при распятии зеваки нередко поносили осужденных, но эти люди, вероятно, были сторонниками Иисуса (15:26). Многие древние авторы, как и Марк в данном случае, прибегали к иронии, сообщая об истине, непроизвольно исходящей из уст врагов Иисуса (ст. 31). 15:33–41 Смерть Царя 15:33. «Шестой час» начинался перед полуднем, а «девятый» – около трех часов дня. Иисус умирает во время вечернего жертвоприношения в храме. Рассказы о катастрофах, происходивших в момент смерти благочестивых раввинов, особенно тех, чье ходатайство перед Богом было жизненно важным для мира, встречаются и в иудаистской традиции; но главный смысл этих знамений заключается в том, что суд неизбежен. Тьма предвещала суд в прошлом ( Исх. 10:21–23 ) и будет предшествовать суду в грядущем ( Ис. 13:10 ; Иез. 32:7 ; Иоил. 2:2,10,31; 3:15 ; Ам. 5:8; 8:9 ; Зах. 14:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

12:10,11. Иудейские учителя признавали, что наказание Божье временно, как и те страдания, которые испытывают мученики. Они говорили, что им на смену должна прийти великая награда праведного (см., напр., в апокрифах: Прем. 3:5 ; ср.: 2Мак. 6:13–17; 7:18,32,33 ). Они также верили в то, что нечестивых Бог заставляет страдать гораздо больше, что это происходит либо ныне ( Прем. 12:22 ), либо произойдет в будущем (большинство раввинов, апокалиптические писатели и др.). 12:12. Выражение «опустившиеся руки и ослабевшие колена» характеризует человека в состоянии слабости и апатии (ср.: Ис. 13:7; 35:3 ; Иер. 47:3; 50:43 ; Иез. 7:17; 21:7 ; Соф. 3:16 ). В Свитках Мертвого моря, в Сир. 25и в других источниках этот образ несет на себе нравственную или религиозную окраску. Он может также соотноситься с метафорой атлетических состязаний в Евр. 12:1–3 . 12:13. Выражение «ходите прямо ногами вашими» предполагает самый быстрый путь к победе в соревнованиях; эта лексика заимствована из Септуагинты, Прит. 4:26 с небольшими изменениями. 12:14–29 Отвергая самое великое откровение Отступление от Иисуса было хуже, чем недальновидный отказ Исава от своего первородства (12:16,17), и более серьезным прегрешением, чем отказ от откровения Бога на Синае (12:18–21), поскольку Иисус превыше Моисея и превыше Авеля (12:24) – Он истинный и верный вождь народа израильского (12:23). Подавляющее большинство древних иудеев стремились соблюдать закон и были огорчены поведением своих предков в пустыне; автор Евр. призывает своих читателей не отступать от Иисуса, иначе они совершат еще больший грех, чем их предки в пустыне. 12:14,15. Образ «горького корня» восходит, по мнению многих, к Втор. 29:18 , хотя некоторые исследователи отмечали, что он встречается и во многих других текстах ( 1Мак. 1:10 ; кумранский гимн; раввины). Текст во Второзаконии вполне адекватно отражает мысль об отступничестве, которую подчеркивает здесь автор Евр. 12:16. Здесь автор ссылается на Быт. 25:31 – 34. Филон считал, что Исав был в плену своей плотской натуры, потворствовал своим временным желаниям и капризам, как в данном случае. Исав проявил полное отсутствие дальновидности, вовсе не размышляя о перспективе вечности (раввины на основании этого текста сделали вывод, что он отрицал будущее воскресение из мертвых). «Блудник» здесь, несомненно, указывает на сексуальную распущенность, что, в согласии с иудейскими преданиями, несомненно, основывалось на предпочтении, которое он первоначально отдавал языческим женам ( Быт. 26:34,35; 28:8,9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010