Не удалось извлечь искомое из базы (((

16:15. Вретище. Вретище надевали в знак траура по поводу постигших бедствий или потери близкого человека. В древности на Ближнем Востоке это было традиционным выражением траура. Само одеяние представляло собой либо большой кусок ткани вроде мешка для зерна, либо небольшую полоску материи, которой оборачивали поясницу. Здесь единственное место в Писании, где речь идет о сшитом вретище, хотя, возможно, это метафора, указывающая на то, что Иов пришивает его к своей коже навсегда (т. е. он будет скорбеть всю свою жизнь). 17:3. Поручительство. Тема поручительства часто встречается в Писании (см. коммент. к Исх. 21:2–6; 22:6,7 ; Втор. 24:10–15 ), а также в других древних источниках Ближнего Востока. Однако некоторые притчи предостерегают от поручительства, если нет твердой уверенности в надежности человека ( Прит. 6:1; 11:15; 17:18; 22:26 ). В качестве залога могла предоставляться любая собственность (одежда, кольцо или даже ребенок). 17:16. Врата смерти. Считалось, что преисподняя, место пребывания мертвых, устроена как земной город – с домами и даже с городской стеной (для удержания там ее обитателей). В мифе «Нисхождении Иштар в преисподнюю» описываются семь ворот в стене, у которых стояли стражи, охранявшие вход в город. 18:1–21 Вторая речь Вилдада 18:13. Первенец смерти. Большинство исследователей считают, что Иов говорит о какой-то смертельной болезни. В угаритских текстах описывается бог смерти (Мот), который был правителем подземного мира, хотя о его первенце ничего не говорится. Западно-семитского бога Решефа иногда отождествляют с месопотамским богом Нергалом, правителем загробного мира. О происхождении Решефа ничего неизвестно. 18:14. Царь ужасов. «Царем ужаса» в угаритской мифологии считался Мот. Ужас наводился на людей бесовским воинством по поручению Мота. Бесовские воинства и в Месопотамии, и в Греции рассматривались как силы, наводящие страх и ужас на людей. 18:15. Горящая сера. Горящая сера характерна для районов вулканической активности (напр., близ Мертвого моря). При ее горении выделяется ядовитый газ. Это понятие часто ассоциируется с «гневом» Божьим (см. коммент. к Ис. 30:33 ; Иез. 38:22 ). Воздействие серы губительно для плодородия почвы (см. коммент. к Втор. 29:33 ). 1:1–29 Пятая речь Иова

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Право передачи имущества по наследству имеет в свою пользу и другое основание. Закон, запрещающий наследственную передачу имущества, стеснял бы свободу собственника, ограничивая его право распоряжаться тем, что приобрел он посредством личного труда и таланта. Многие работают не столько для себя, сколько для близких им и дорогих лиц, и если бы запрещено было передавать им нажитое по наследству, то это могло бы убить энергию всех трудящихся 813 . Признавая неприкосновенным право каждого владеть принадлежащим ему по закону, христианство учит нас и правильно относиться к своей собственности. Христианину не возбраняется ни приобретать имущество, ни пользоваться им при известном, конечно, условии: согласии того и другого, приобретения и употребления, с главным его призванием и назначением. В притче своей о талантах Иисус Христос с поразительной ясностью признает, что при мудром приобретении и пользовании имуществом должна возрастать и прибыль, причем провозглашает принцип, по которому распределение собственности не только идет прямо против программы современного социализма, но и стоит в большом согласии с законом самой природы, «ибо всякому имеющему дается и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» ( Мф. 25:29 ). Первое условие должного или нормального приобретения собственности – то, чтобы она была приобретаема честным трудом ( 1Фес. 4:11 ), без всякого ущерба благополучию другим. Такого собственника мудрый сын Сирахов называет «счастливым» ( Сир. 31:8 ). Напротив, неправые пути обогащения сурово осуждаются ( Пс. 9:23–33 ; Прит. 15:16–17; 19:1 ). Сирах считает греховными самые жертвы Богу из неправедно приобретенного ( Сир. 34:20–22 . Ср. Исх. 10:2–3 ). Отсюда понятно, что истинное богатство есть только труд, всякий добрый, честный, полезный труд. Так говорит об этом не только христианство, но и политико-экономическая наука. Она прямо заявляет, что капитал есть труд, а не деньги, которые являются только знаками богатства, а не самим богатством; что, следовательно, все, приобретенное не трудом и незаконно есть похищение чужой собственности, плодов чужого труда, есть неправедное богатство 814 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Пиянство паче объядения горши есть, и зело отречено святыми книгами, ибо не подобно есть сим отягчатися, якоже безумнии хвалятся, но помале нищетою болят. Добро убо мало испивати немощи ради телесныя. Якоже земля во время напаяема, чисто всеянное вню (в неё) семя с прибытком возрастит, многими же тучами умочаема, точию былие и волчец растит; тако и многое питие творит человека безумным в поругание, а мудрым во оплакаяние. Рече бо Божие писание: «Ной бе муж праведен, и упився лежаше наг, от безумнаго же Хама поруган бысть, а от мудрою сыну покровен бысть» ( Быт. 9:21–22 ). Бежим убо братие пиянственнаго беса, да не поругани им будем: но паче трезвимся и утвердимся, да будет цел внутренний человек. Яко же приточник учит ны глаголя: «Не буди винопийца: всяк бо пияница обнищает» ( Прит. 23:20 ). И паки: «Кому люте, кому молва, и свары, и суды, и пря, и искушение вотще; кому сини очи, не пребывающым ли в корчме, и назирающым где пирове бывают» (Прич. 23:28–30). И прирече: «В вине не мужайся: многи бо погуби пиянство» ( Сир. 31:29 ). И паки: «Не ползует безумному пища и питие, неистово бо и досадително пиянство, и всяк примешаяйся ему, не будет мудр». Исаиа же, укаряя в пиянстве сущих, глаголаше: «Горе квас гонящым, и ждущым вечера, вино бо я сожжет» ( Ис. 5:11 ). Иоиль же рече: «прелщены есте, истрезвитеся упивающиися, и плачитися рыдающе пагубы вашего пиянства». Воистинну убо неверных и некрещеных есть человек веселие пиянственое. Якоже рече Иов моля на некия: «да заблудят яко пияни» ( Иов. 12:25 ), а хотящии чисто пожити, сего да лишатся (от сего откажутся), и по правому пути безблазнене да пойдут. Слышите же Апостола глаголюща: «Не упивайтеся вином, в нем же несть спасения» ( 1Кор. 11:12 ). И паки: «Пияницы царствия Божия не наследят» ( 1Кор. 6:10 ). И прирече: «Сего ради не будите безумни, но разумейте что есть воля Божия» ( Еф. 5:17 ). Вси бо студовиднии вреди от пиянства бывают. Якоже Давид рече: «нощь просвещение в пищи моей» ( Пс. 138:11 ). Пищю нощь нарицаше, мрак же и тму – винопитие. Упивающиися бо, нощию упиваются, по Апостолу. И иже о Лотову дщерию написаное, волею премину. Господь же наш Иисус Христос , всем заповеда глаголя: «Блюдитеся, да не отягчают сердца ваша объядением и пиянством, и печальми житейскими». 20. Слово о добродетели, стяжав которую человек спасется (9 окт.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

22:18–19), тот не должен покушаться вводить новое от себя, а должен довольствоваться тем, что прежде возвещено святыми. Итак, не крайнее ли безумие — отваживаться на то, что не принято ни в общем употреблении, ни в языке Писаний? Ибо, какой отец или какая мать, с благосердою и нежною любовью к своему детищу, будет называть его порождением, оставив обыкновенное приветствие: «сын мой», или «чадо»? «Чадо», сказано, «иди в виноград» (Мф. 21:28). И в другом месте: «Бог усмотрит Себе агнца» на заколение, «сын» (Быт. 22:8). Подобным образом говорит Исаак: «ты ли сын мой» (Быт. 27:24)? Еще: «наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его» (Прит. 3:11). Также: «сын мудрый радует отца» (Прит. 10:1). То же и во многих местах. Но нигде не видно, чтобы кто–нибудь называл дитя свое порождением; и это по той явной причине, что «сын» и «чадо»суть имена приличные существам одушевленным, а слово «порождение» редко к ним прилагается. Порождением можно назвать и выкидыш, еще не получивший образа; но он не достоин называться чадом. Порождениями именуется и плоды земные, но не чадами. «Не буду пить», сказал Господь, от порождения винограда «этого» (Мф. 26:29). А об одушевленных существах редко где найдем употребляемым это название; и где употребляется оно в этом смысле, там говорится, как всякий может видеть, о таком животном, которое предано на поругание и представляется в пример злости. Ибо сказано: «змеи, отродье змеиное!» (Мф. 23:33). Поэтому–то, думаю, и общее употребление речи находит это наименование низким, и божественное Писание явно отвращается от него, особенно в отношении к единородному Сыну Божьему. Писание не допускает даже и названия «чадо», так как в нем заключается много человеческого. Апостол повсюду именует Господа Сыном, а также и другими различными наименованиями прославляет Его, называя и Первородным (Рим. 8:29; Евр. 1:6), и Образом (2 Кор. 4:4), и Сиянием (Евр. 1:3); но избегает названия «порождение». Если же он, или кто другой из верховных проповедников слова, употребляет это выражение, то пусть Евномий докажет это, и мы позволим ему уничтожить все сказанное нами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Так! совершенная любовь, как совокупность ведения и благочестия, как союз добродетелей, есть совершенная благодать. Но для достижения совершенства благодати любви необходимо нужно еще свойство, которое бы в действиях любви соразмеряло доброту и правоту; нужно совершительное свойство, чтобы действия наши имели духовную благообразность, имели то привлекательное выражение, которое в благодатной стихии жизни составляет благоухание. Яко Христово благоухание есмы Богови ( 2Кор. 2:15 ). Какое же это свойство, которое должно нашим действиям давать благообразность, намощать их, как волей духовной? Это христианская мудрость, мудрость так располагать свои действия во всех обстоятельствах жизни, чтобы воздавать каждому свое: это христианское благоразумие приличными средствами и отклонять от себя опасные для внутренней чистоты случаи, и непрестанно укреплять в себе благочестивые расположения, и, сколько возможно, других назидать примером благочестия, по крайней мере не разорять, дабы по возможности быть всем вся ( 1Кор. 9:22 ), дабы всячески кого-либо упользовать, по крайней мере ни кому не быть претыканием в соблазн. Потому-то Спаситель в лице Апостолов заповедал всем быть мудрыми, как змии, и целыми, как голуби. Будите мудри, – яко змия, и цели, яко голуби ( Мф. 10:16 ). Потому и Апостол завещает всем быть мудрыми на добро, а простыми на зло ( Рим. 16:19 ). А для сего он же завещает нам поступать благоразумно, не как немудрым, но как премудрым, и разумевать, что есть воля Божия. Блюдите, како опасно ходите, не яко же не мудри, но яко же премудри, и разумевайте, что есть воля Божия ( Еф. 5:15,17 ). Что соль в пище, то христианская мудрость и благоразумие в жизни и делах ( Мф. 5:13 ). Потому и повелено Спасителем все, – всякое доброе дело огнем очищать и всякую жертву солью осолять; повелено нам иметь соль в себе, т. е. мудрость, и мир иметь между собой. Имейте соль в себе, и мир имейте между собою ( Мк. 9:49, 30 ). От простоты можно вовсе истлеть, можно погубить великие сокровища ума и сердца ( 2Кор. 11 ). Но муж мудрый, духом христианского благоразумия водящийся, во всех путях своих ходить беспреткновенно, надеясь в мире; все испытывает, но одно доброе избирает и творит ( 1Сол. 5:20 ). Господь на всех путях утверждает ногу его от поползновения ( Прит. 3:23–25, 26 ). Слово его всегда во благости, солью мудрости растворено ( Кол. 4 ,), благорассмотрительно всегда обращено к назиданию в вере, к утешению слышащих ( Еф. 4:29 ). Тщася совершать доброе пред всеми ( Рим. 12:17 ), он тщится быть беспреткновенным даже и для Иудея, и для Эллина, а кольми паче для Церкви Божией. Не ища своей пользы, тщится единственно угождать всем, да спасутся ( 1Кор. 10:32, 33 ). А потому человеку, в мудрости исправляющему пути свои, и Бог дарует благодать, и пред человеками он обретает благодать, и на таковом в полной мере исполняется то, что сказано мудрым в похвалу благодати: лучше имя доброе, неже богатство много, паче же сребра и злата благодать благая ( Прит. 23:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Тропарь, гл. 4. От юности твоея весь сам себе Господеви возложив, в молитвах, и трудех, и в постех образ быв добродетели: отонудуже видев Бог твое благое произволение, архиерея тя и пастыря Церкви Своей устрояет; темже и по преставлении, честное тело твое цело и нетленно соблюдеся, Ионо святителю, моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак, гл. 8. Яко от младенства Господеви поработив себе мудре, постом и бдением тело твое удручая; темже сосуд чист, и дом Духу Пресвятому явился еси: сего ради и Церкви Своей тебе архиерея и пастыря устрояет, юже добре упас ко Господу отходиши, егоже возлюбил еси; тем молим тя: поминай нас, верою чтущих святую память твою, да еси зовем ти: радуйся отче Ионо, святителю всечестный. Парем. (1. ; 2. ; , 11, 14; 3. Прит.29:2 ; Прем.4:1, 14; 6:11, 17, 18, 21–23; 7:15, 16, 21 , 22, 26–29; 10:9, 10, 12; 7:30; 2:1, 10–17, 19–22; 15:1; 16:13, 8; Прит.3:34 ); Утр. (Ев. Ин.10:1–9; 35 зач.; Ап. Евр.7:26–28; 8:1–2; 318 зач.; Ев. Лк.6:17–23; 24 зач.). Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его; повсюду же – полиелей. Мучч . Віта, Модеста и Крискентїи питательницы. Св. Вит, 12-летний сын богатого язычника в Сицилии, будучи уличен в христианстве, предан был мучениям (при Диоклетиане). Отец Вита взял сына к себе и сначала ласками, а потом угрозами принуждал отречься от Христа. Видя непоколебимую твердость св. отрока, отец уже решился умертвить его, но старец Модест, пестун Вита, взял св. отрока вместе с Крискентией, кормилицей его, и скрылся с ними в Луканию (в Италии). Открытые здесь гонителям христиан, свв. мученики были представлены в Рим, где претерпели снова мучения и завершили оные в Лукании, около 303 г. Мощи св. Вита в Праге (в Чехии). (См. 16 мая). Муч . Длы. Родом из Киликии, в начала IV в., во время гонения на христиан, он был схвачен и подвержен жестоким мучениям: его били палками, жгли на раскаленной железной решетке, строгали тело острым железом, сокрушили челюсти и переломили голени. От сих ран он и скончался на пути в Тарс, куда его вели для новых истязаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Пытки и различные формы унижения подследственных (ОСК РПЦ. IX.2) Ненависть и злоба по отношению к кому бы то ни было, включая себя, пожелание человеку зла и проклятье ( 1Ин.3:15 ; Рим.1:29 ) Жестокосердие и недружелюбие ( Рим.1:31 ). Жестокосердие – жестокость, как особенность характера, связанная с ожесточением сердца, то есть с состоянием личности, при котором такие естественные для человека душевные чувства (качества) как сердечность, любовь и сострадание к ближнему проявляются крайне незначительно или не проявляются вовсе. Недружелюбие, как грех, всегда мотивировано каким-либо дурным стремлением (например, человек избегает дружбы с людьми, потому что считает их всех недостойными себя, презирает людей) Злонравие – постоянная сердитость и злючесть, проявляемые в непрестанных вспышках гнева, брани и ссорах; когда человеку нельзя ничем угодить и он всегда будет недоволен ( Рим.1:29 ) Непрощение обид, злопамятность ( Мф.18:34-35 ; Рим.1:31 ) Неправедный гнев – желание мести человеку или группе людей, мотивированное злобой или другим греховным стремлением ( Мф.5:22 ) Такой гнев становится тяжким грехом при условии , что у гневающегося присутствует осознанное желание убить ближнего или нанести ему серьезный ущерб. Устраивание козней ближнему, злые замыслы ( Рим.1:29 ; Прит.24:8 ) Месть – причинение зла кому-либо, чему-либо за нанесенный ущерб, оскорбление и т. п. ( Мф.5:39 ; Рим.12:19 ) Не следует путать греховную месть и справедливое воздаяние за действия несправедливого (противозаконного) характера. Последнее морально оправданно, если осуществляется в рамках закона и не мотивировано желанием причинить зло. Оскорбления и угрозы, сознательно мотивированные злобой или другим греховным стремлением ( Мф.5:22 ; Рим. 1:30 ). Относительно других оскорблений Церковь учит: « Те, на ком лежит обязанность наставлять других, если от избытка сердечного чувства скажут какое-нибудь оскорбительное слово согрешившему, не в обиду или в унижение, а в духовное назидание ближнего; и таковые не только не отлучают себя от этого блаженства, но еще и исполняют свой долг » (Прав. исповедание. Ч. 2, вопр. 35).

http://azbyka.ru/idi-i-vpred-ne-greshi

Десятый член. Св. Причащение. На тайной вечери Господь Сам сказал о благословенных Им хлебе и вине: «Сие есть Тело Мое... Сея есть Кровь Моя... Сие творите в Мое воспоминание» ( Мф.26:26, 28 ; Лк.22:19, 20 ; Кор.11:23–29, 10:16). Кроме того, Господь сказал: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.8:51–57 ). Посему у нас, по заповеди Господней, на Божественной литургии совершается таинство св. Причащения, и мы под видом хлеба и вина принимаем в себя Тело и Кровь Господню. Покаяние. Господь дал апостолам власть связывать и отпускать грехи кающимся людям ( Мф.13:18 ; Ин.20:22, 23 ); от св. апостолов сия власть перешла к тем людям, кого они вместо себя поставили, т. е. к истинным пастырям церкви ( Деян.20:28 ). Священство. Истинные пастыри церкви суть те, которые вошли во двор овчий дверью ( Ин.10:1–5 ), которые имеют на себе перешедшее от апостолов истинное рукоположение ( 1Тим.4:14 ), т. е. те, которые законными епископами законно поставлены. Посему все самозваные пресвитеры, какие есть у отступников и противников церкви, суть тати или волки. Первая заповедь Десятисловия. Истинный почитатель святых угодников Божиих всегда помятует, что св. угодники получили свою благодатную силу и власть от Господа Бога, к Которому они близки ( Евр.12:22, 23 ). Посему, почитая святых, мы в них почитаем Самого Господа, и такое почитание вполне согласуется с первою заповедью. Посему воистину почитаются св. пророки ( 4Цар.2:15 ), Матерь Божия ( Лк.1:48 ), все святые праведники ( Прит.10:7 ). Память о святых для нас дорога и сохраняется в их «Житии» ( Сир.44:1–14 ; Пс.77:3–7 ). Вторая заповедь. Идолы или кумиры были и имеются у языческих народов. которые не знают Бога истинного. Идолы или кумиры суть не действительные, но вымышленные ложные боги и вещественные изображения ложных богов ( 1Кор.8:4 ; Гал.4:8 ); их язычники почитали вместо Бога истинного. Эти ложные боги и их изображения большею частью были подобны разным тварям, находящимся на земле внизу, или выше земли, например – Ваал, Астарта, Вил; припомнить статью о пророках Илии и Данииле.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Представители родительских ассоциаций считают, что закон был принят с нарушениями, он не прошел обсуждения в регионах, на него дано отрицательное заключение Общественной палаты РФ, не учтена позиция Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, «в решении которой, в частности, говорится: “Наказания детей (в т.ч. разумные физические) за упорное непослушание, хамство, безнравственное поведение, относятся к нашим традициям. Как отмечает Русская Православная Церковь, «недвусмысленны свидетельства Священного Писания о возможности, а иногда и необходимости применения родителями в том числе и физических наказаний (Прит. 22:15; 23:13-14; 29:15; Евр. 12:6-11). О том же в своих наставлениях, посвященных воспитанию детей, неоднократно свидетельствовали и почитаемые Православной Церковью святые. Все это не позволяет православным христианам считать умеренное использование родителями телесных наказаний в воспитании детей чем-то заведомо дурным или недопустимым”». Авторы обращение призывают Путина не подписывать этот закон и вернуть его на доработку в Государственную Думу. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 3 марта, 2024 11 сентября, 2022 25 ноября, 2021 31 мая, 2021 20 декабря, 2020 3 августа, 2020 22 июня, 2020 5 февраля, 2020 14 сентября, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/assotsiatsiya-roditels...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010