К заклинанию не приучай уст своих: ибо клянущийся не очистится от греха ( Сир.23:8:10 ). Пред очами Божиими пути человека. Он надзирает за всеми шагами его ( Прит.5:21 ). На стезю нечестивых не вступай, и не иди по пути злых. Отступи от него, не переходи чрез него; удались от него, пройди мимо. ( Прит.4:14–15 ) (По Евр. тексту). Пред премудростью богатство есть ничто; и все, чего только желают люди, сравниться с нею не может ( Прем.7:8 ; Прит.3:15 ). Если увидишь мужа разумного, приходи к нему до рассвета, и да трет нога твоя часто ступени дверей его ( Сир.6:36 ). Начало пути благого есть творение правды; она приятнее Богу приношения жертв ( Прит.16:6 ). Если ты входишь в дом Господень, смотри, куда вносишь ты ногу свою, и приближайся туда с тем, чтоб слушать заповеди Божии: ибо послушание гораздо лучше жертв безумца. ( Екл.4:17 ) (С Евр.). Ты ограждаешь стяжание свое терновником: огради и уста свои дверьми и запорами. Ты весишь золото и серебро свое: сотвори же и словам своим вес и меру ( Сир.28:27–29 ). Многие пали от острия меча, но гораздо больше погибло от языка (28:21). Мудрость человеку вместо седин; и жизнь незазорная вместо старости. ( Прем.4:9 ). Не удерживай добра твоего от бедного, которому оно принадлежит как Господину; ежели дал Бог в руки твои, чем помочь ему ( Прит.3:27 ). Не порицай никого прежде, нежели испытаешь истину; удостоверься прежде, и потом обличай праведно ( Сир.11:7 ). Выговор больше трогает человека разумного, нежели сто ударов глупца ( Притч.17:10 .) (По Евр. тексту.) Не обличай ругателя, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого и он возлюбит тебя (9:8). Не удерживай в себе слова, когда оно спасительно. Даже до смерти защищай истину; и Господь Бог поборет по тебе ( Сир.4:27:32 ). Стыдись невежества своего: но не стыдись признаваться во грехах своих (4:29:30). Лживые уста мерзость Господу; но поступающий верно приятен Ему ( Притч.12:22 ). С кротостью слушай слова других, дабы мог ты понять их и дать умный и правильный ответ ( Сир.5:13 ) (По Вульгате).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

«10:31. Уста Праведника произращают мудрость, а злоречивый язык истреблен будет. 32. Уста праведного знают только то, что благоприятно ( Еф.4:29 ); уста нечестивых умеют только развратное. 11:1. Неверные весы противны Иегове, а правильный вес приятен Ему. 2. За возношением следует унижение, и скромности сопутствует мудрость ( Прит.16:18 ; Прит.18:12 ). 3. Чистосердечие руководствует честными, а пронырство погубляет коварных. 4. Не поможет богатство в день гнева Божия, а правда избавляет от смерти ( Прит.10:21 ). 5. Праведность непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падает от своего беззакония. 6. Праведность спасает от зла честных; а законопреступные уловляются своею развратностью. 7. Со смертью человека неправедного погибает надежда его, и ожидание порочных исчезает. 8. Праведник избавляется от беды, а вместо его впадает в нее беззаконный ( Эсф.7:3 ). 9. Злоязычный губит других; а благоразумием праведника избавляются от беды. 10. При благоденствии праведных веселится город, равно когда гибнут нечестивые, торжествует. 11. При благоприятстве добрых возвышается город, а устами беззаконных разрушается. 12. Бесчувственный злословит других, а человек разумный хранит молчание. 13. Хитрый переносчик обнаруживает тайну, а человек верный хранит то, что вверено ему». Содержание При отдельных мыслях более общее содержание Паремьи составляет то что, правота, честность и благоразумие благоустрояют путь жизни, избавляют от бед и напастей, и содействуют к устроению общественного блага, а по противоположности нечестие и злонравие производят все противное. Глав. 10:31. Уста праведника, по чтению 70, подобно источнику, изливающему воды чистые, прохладные, приятные ( Прит.10:11 ; Иер.2:13,6:13 ), источают премудрость, а, по чтению подлинника, произращают премудрость; где подобие взято от плодоносного древа, которое, быв посажено на доброй земле, произращает добрые, обильные, питательные плоды; отселе речь, слово именуется плодом уст ( Евр.13:15 ); а язык, говорящий развратное, как произрастение вредное, назначается к посечению.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Эхо притчей в культуре древнего Ближнего Востока Некоторые произведения египетской и месопотамской литературы премудростей содержат параллели (лингвистические, стилистические и содержательные) с Книгой Притчей. В хронологическом порядке это следующие египетские произведения: «Изречения Птахотепа» (ок. 2500 г. до н. э.); «Повесть о красноречивом поселянине» (ок. 2000 г. до н. э.); «Наставления Аменемопе» (ок. 1200 г. до н. э.) и «Наставления Анкшешонги» (ок. 200 г. до н. э.). Есть также ряд параллелей в «Мемфисском сказании о сотворении мира» (ок. 2200 г. до н. э.) и в «Споре о самоубийстве» (ок. 2000 г. до н. э.). Близкие по характеру краткие изречения можно также найти в ассирийских «Поучениях Ахикара» (ок. 700 г. до н. э.) и в угаритских эпосах о Ваале и Анат и об Акхате (ок. 1400 г. до н. э.). Сходства, которые обнаруживают эти произведения нравоучительной литературы, по большей части объясняются универсальным характером мудрых изречений и общей практикой заимствования изречений, образов, пословиц и даже целых притч или историй. Вот несколько примеров такого рода: • В Прит 1:12 о преисподней и могиле сказано, что они глотают свои жертвы, и это перекликается с эпосом о Ваале и Анат, где бог смерти Мот представлен как «пожирающий свои жертвы». • В Прит. 6:23–29 и 7:24–27 дается наставление мудрому сыну победить свое вожделение к женщине, которая принесет ему беду и разорение, точно так же, как Птахотеп призывает мужчин «держаться в стороне от хозяйки дома» и «думать о деле». • В Прит. 16и 21каждый из примеров житейской мудрости начинается со слова «лучше», что характерно и для «Наставлений Анкшешонги»: «Лучше жить в собственном доме, чем в чужом дворце», а также в «Наставлениях Аменемопе»: «Лучше иметь одну буханку хлеба и счастливое сердце, чем все богатства в мире и скорбь». • В Прит. 6:16–19 перечисляются свойства, которые ненавидит Господь: «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его», и это находит параллели у Ахикара: «Два сорта людей, которые приятны Шамашу, и есть еще третий сорт, который он любит».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В общем, язык книги Иова составляет еще одну из ее загадок. Другая трудность связана с наличием в этом произведении комплекса внутренних противоречий, таких, к примеру, как несоответствие исторического «фона» книги ее содержанию. По множеству признаков описываемые в книге события разворачиваются в эпоху патриархов (от Авраама до переселения в Египет). Главные среди этих признаков — упоминание кеситы — металлического слитка, использовавшегося в качестве денежной меры (Иов 42:11), отсутствие священства (Иов. 1:5), древний способ письма вырезанием букв на камне (Иов. 19:23—24). В Септуагинте и церковно-славянской Библии содержится приписка к последним стихам книги Иова, взятая из «сирской книги». В ней Иов называется «пятым от Авраама» и отождествляется с Иовавом, царствовавшим в Эдеме во времена патриархов (Быт. 36:33).    С другой стороны, религиозно-этическая проблематика и литературный стиль книги ставят ее в один ряд с произведениями совсем другого периода — времени расцвета еврейской литературы и поэзии. Недаром она как в христианском, так и в иудейском каноне включена в один раздел с книгами, приписываемыми Давиду и Соломону (Притчи, Псалтырь, Песнь песней и др.), — в раздел, называемый «учительные книги» у христиан, кетубхим — у иудеев. Она не только обнаруживает близость с ними по дидактической своей форме и языку, но совершенно совпадает с ними в отдельных и характерных пунктах вероучения. Наблюдаются многочисленные параллели между этими книгами в учении о Премудрости Божией, участвующей в творении мира (Иов 28 — Прит. 8:9), о преисподней (Иов 26— Прит. 15:11) и загробной участи человека (Иов 7:9—10; Иов 14:2, 12 — Пс. 143:4, 145:4; Еккл. 3:19—20; Еккл. 12:7), о власти Божией над стихиями (Иов 38:8—11 — Пс. 103:9; Прит. 8:29) и т.п. Но наиболее очевидное сродство с произведениями, написанными в век Соломона и позже, проявляется в том, что в книге Иова полногласно звучит тема личной ответственности перед Богом и связанная с ней проблема мздовоздаяния — тема, чуждая эпохе патриархов и судей, но весьма часто встречающаяся, в той же постановке, что и в книге Иова, в учительных книгах и в книгах великих пророков. Подробнее об этом будет сказано в главе 4.    Лингвистический анализ текста не позволяет сколько-нибудь надежно утверждать, что книга Иова написана до Вавилонского плена, равно как и после него, в связи с чем сторонники допленного и послепленного происхождения книги вынуждены прибегать к косвенным и не слишком убедительным доводам для отстаивания своих позиций. Для первых главной опорой служит упоминание Иова пророком Иезекиилем в контексте, явно перекликающемся с речью Елифаза из книги Иова:     «...Если бы какая земля согрешила передо Мною, ...и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод,...     И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Господь сказал: (15) внемлите от лживых пророк, иже приходят к вам в одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы. (16) От плод их познаете их. Поэтому, брат, если видишь, что имеет кто благоприличную наружность, не на то обращай внимание, облечен ли он в овчую вóлну, носит ли он имя пресвитера, или епископа, или диакона, или подвижника; но постарайся узнать дела его: целомудрен ли он, страннолюбив ли, милосерд ли, исполнен ли любви, пребывает ли в молитвах, терпелив ли? Если чрево ему — Бог, и гортань его — ад, если страждет он сребролюбием, корчемствует благочестием; то оставь его. Это — не пастырь сведущий, но волк хищный. Если о деревах умеешь заключать по плодам, какой они породы, какого вкуса и качества; то тем паче должен по делам заключать о христопродавцах, что, славясь своим благоговением, имеют они диавольскую душу. Если не собираешь от терния грозды, или от репия смоквы: то как же предполагаешь, что от законопреступных услышишь что–либо доброе, или от предателей что–либо полезное? Поэтому, уклоняйся от них, как от волков аравийских (Соф. 3, 3), как от тернов преслушания, как от репия неправды и от негодных дерев. Аще узриши разумна, по совету Премудрости, утреннюй к нему, и степени дверей его да трет нога твоя (Сир. 6, 36), чтобы научиться у него сеннописаниям Закона и дарам благодати. Не слово велемудрое, не наружность прикрашенная вводят в царствие небесное, но совершенная и непытливая вера с похвальною и ясною предусмотрительностью. Гл. 11. Ст. 29. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. (30) Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть. Воспользовавшись этим, Божественный Апостол назвал грех обременительным и удобь обстоятельным (Евр. 12, 1). Ибо что тягостнее и вреднее греха? А равно и с противной стороны, что легче и полезнее добродетели? Грех, как сказано в Притчах, многих уязвивши, низверже своею тяжестью (Прит. 7, 26). Пленицами же своих грехов кийждо затязается (Прит. 5, 22). А добродетель держащихся ея оживляет и возносит на высоту, по слову Приточника: древо живота есть держащимся ея (Прит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Прокл убедил царя Феодосия Младшего исполнить благочестивое желание народа. Св. мощи, положенные в серебряный ковчег, были встречены Самим императором, царедворцами и церковным клиром в г. Халкидоне и отсюда на царском корабле Препровождены в Константинополь, где положены в церкви свв. Апостолов. Император с плачем над мощами святителя испросил тогда прощение своей матери Евдокии, по ненависти которой святой был послан в заточение. В настоящее время мощи св. Иоанна Златоустог о находятся в Риме, в базилике св. Петра. Полагают, что они перенесены туда крестоносцами. См. 13 нояб. Тропарь, гл. 8. Уст твоих, якоже светлость огня, воссиявши благодать, вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам с миренномудрия показа: но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте , моли Слова Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак, гл. 1. Возвеселися таинственно честная церковь , возвращением честных твоих мощей, и сия сокрывши яко злато многоценное, поющим тя неоскудно подавает молитвами твоими исцелений благодать, Иоанне Златоусте . Парем. (1 и 2-я см. 1 и 2-ю 25 янв.; 3. Прит.29:2 ; ; Прит.3:34 ; Утр. Ев. и на Лит. см. 25 янв.; Ап. Евр.7:26–28; 8:1–2; 318 зач.). По Уставу, после утрени «дается св. елей братии от кандила святаго», т.е., полагается помазание елеем от лампады пред иконой св. И. Златоуста. 28. S. † Пр. отца нашего Ефрема Сирина. Пр. Ефрем, заслуживший своими высокими поучениями название Сирского пророка и учителя, родился в начале IV века в Месопотамии, в г. Низибии, от небогатых родителей – земледельцев, которые, отличаясь христианскими добродетелями, воспитывали своего сына в страхе Божьем. Но лета юности не прошли для Ефрема без некоторых увлечений и преткновений. От природы, пламенный, он был раздражителен и в юности своей, как сам он говорил, нередко ссорился, поступал безрассудно и сомневался даже в промысле Божьем. Его напрасно обвинили в похищении овец и посадили в темницу. Здесь Ефрем удостоился слышать голос, призывающий его к благочестию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Одержимость бывает разная… Разной силы, разных степеней, разных видов. Но основа одна – самоутверждение, отрыв от Бога, от стихии единого центра. Описывая в одном из своих сочинений грядущего «сына погибели» – антихриста, философ Вл. Соловьев говорит: «он (антихрист) верил в добро, в Бога, в Мессию, но любил только себя.» В этом преимущественном «самолюблении» – путь отступления от Бога. И не напрасно Господь, призывая апостола Петра при Тивериадском море, спрашивал его: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?« Возлюбить Бога «паче сих,» устремиться к Нему всем сердцем – вот путь христианской жизни и христианского подвига. И на этом пути, как это ни звучит странно, скорби и страдания – наши друзья. Они раскрывают нам убожество наших временных ценностей. Они, если мы умеем пользоваться ими, ведут и приближают нас к ценностям вечным. К вечно сияющей в небесах Божественной Любви ведет нас жизнь с ее «волчцами и терниями.» Но на этом пути больше всего надо остерегаться подмены служения Богу служением духу зла, лжи самоутверждения и потери простоты во Христе. Познай свои грехи, познай свою духовную нищету. Познай, что причина непонимания тобою предметов духовного мира не в них, а в тебе, и это смирение на многое откроет твои глаза и приведет тебя к вратам Царствия. Гнев Преподобный Максим Исповедник : – Когда ты оскорблен кем-нибудь, или в чем унижен, берегись помыслов гнева, дабы они, по причине этого оскорбления, отлучив тебя от любви, не переселили в область ненависти. Преподобный Феодор Эдесский : – Гневу и ярости не позволяй водворяться в душе Твоей; «раздражительный выказывает глупость» ( Прит. 14:29 ) «мудрость почиет в сердце разумного« ( Прит. 14:33 ). Преподобный Нил Синайский : – Гнев, – неистовая страсть, зверскою делает душу и заставляет уклоняться от дружелюбного собеседования. Молитва раздраженного – мерзостное курение, псалмопение гневливого – неприятный звук. Если твердое имеешь основание в любви, то ей паче внимай, нежели тому, что оскорбляет тебя.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

4. Смерть со всеми ее предтечами – болезнями и страданиями. Об этом свидетельствует св. Апостол, когда говорит: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде ( Рим. 5:12 ), и в другом месте: понеже человеком смерть бысть, и человеком воскресение мертвых ( 1Кор. 15:21 ). § 68. Бог не перестал промышлять о человеке и по его падении: а) Бог промышляет о царстве и народах Св. Писание излагает эту истину весьма раздельно. По его учению: 1. Бог есть верховный царь по всей земли ( Пс. 46:3, 8 ), обладает языки ( Пс. 21:29 ), призирает на языки ( Пс. 65:7 ), наставляет языки ( Пс. 66:5 ). 2. Бог: а) Сам поставляет царей над народами – владеет Вышний царством человеческим, и емуже восхощет, даст е ( Дан. 4:22, 29 ); Той... поставляет цари и преставляет ( Дан. 2:21 ); б) дарует им от Себя державу и силу. ( Прем. 6:3 ), венчает их славою и честию ( Пс. 8:6 ), елеем святым Своим помазует их ( Пс. 88:21 ), так что от тою дне носится над ними Дух Господень ( 1Цар. 16:13 ); в) Сам же и управляет через царей земными царствами – Мною царие царствуют, – говорит Он, – и сильнии пишут правду ( Прит. 8:15 ); якоже устремление воды, – присовокупляет Премудрый, – тако сердце царево в руце Божией: аможе аще восхощет обратити, тамо уклонит е ( Прит. 21:1 ). 3. Бог: а) поставляет через царей и все прочие, низшие власти – всяка душа властем предержащим да повинуется, несть бо власть, аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть ( Рим. 13:1 ); повинитеся убо всякому человечу начальству Господа ради: аще царю, яко преобладающу; аще ли же князем, яко от него посланным ( 1Пет. 2:13, 14 ); б) и поставляет, как слуг Своих, для устроения счастья человеческих обществ – князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым. Хощеши же ли не боятися власти? благое твори: и имети будеши похвалу от него: Божий бо слуга есть тебе во благое. Аще ли злое твориши, бойся: не бо без ума меч носит: Божий бо слуга есть, отмститель в гневе злое творящему. Темже потреба повиноватися не токмо за гнев, но и за совесть. Сего бо ради и дани даете: служители бо Божии суть во истое сие пребывающе ( Рим. 13:3–6 ). § 69 б) Бог промышляет об отдельных людях и в особенности, о праведниках

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Сего ради моему окаянству много трезвение достоит имети, многы советникы благы ищущия живота вечнаго, многы другы верны не любящиа мира и яже суть в мире. Но и аще аз непотребен и окаянен есмь, тебе же, возлюбленное и духовное мое чадо, глаголах и паки глаголю: любите Господа Иисуса Христа всею душею твоею, и всем сердцем твоим и искренняго своего, яко сам себе, и се тебе от Мене грешнаго и худаго инока Даниила велий дар, и да имаши всегда в сердцы своем сию память, такоже непрестанно имети в себе страх Божий и поучатися в заповедех Господних день и нощь и вся убо елика аще обрящет рука твоя сотворити. Якоже рече премудрый Соломон: елика ти сила творити, твори, яко несть сотворениа ни помысла, ни разума, ни мудрости во аде, амо же ты идеши ( Еккл.9:10 ); яждь, о возлюбленне, мед, да наслаждается гортань твоя ( Прит.24:13 ), и от юности своея избери наказание, и до седины обрящещи мудрость, якоже рече Сирах (VI, 18), и внимай себе да избавишися яко серна от сети, и яко птица от пругла ( Прит.6:5 ). Да будет же ти опасное внимание о всем в маловременнем сем мире тленных и мимо текущих презирая, и ни во что же полагая, к тамошнему же вечному животу все свое желание простирай, и в сицевом възрасте да плодоносна ти будет душа, и да будеши кроток и смирен и разумен. Велика бо сия добродетель и Господ убо не от иного кого веляше научитися сей добродетели, но от самого себе, рече бо: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим ( Мф.11:29 ); и на кого, рече, призрю, но на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго моих словес. Всегда поучай себе к благоугожению Божию, и огражайся законы Святаго Духа и предании св. отец, целомудрие же и чистота да вселяется в тя богатно, еже есь добродбтелем сокровище, обретыи же сиа, обрете радость о Святом Дусе, обретыи же радость о Бозе не токмо на страсти не зрит, но ниже на свой животь обратится когда. Любовь бо Божия сладчайшие живота, и иже по Бозе разум сладчайши меда и сота, и да имать ум твой незабвенну память о царствии небеснем, и о раи, и о геоне огненей, и о червии не усыпающем и от сего чистота душа и телесе да съводворитися, и вся земнаа в уметы и пепел да вменяет ти ся, и да уклоняешися от любящих суетная и мудръствующих плотскаа, и не тщися скороглаголив быти в беседах, и не восхощи прияти обычных другов беседы, иже душе вредящаа глаголющих, и суетная мудръствующих и упражняющихся в бесловеснаа попечениа, сохраняй же себе всяческим от таковых дерзновениа, и да беседуеши с теми, с ними же ти есть душеполезное, и о них же известуешися, яко к созиданию и исправлению душам творят беседование имуще силу с художеством слышати и рещи полезная.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Посему-то и люди прияли благодать именоваться богами и сынами Божьими. Итак, Господь сперва воскресил из мертвых и вознес в Себе тело Свое, а потом воскрешает и члены тела Своего, да им как Бог, дарует все, чтò Сам приял как человек. Посему Сам Себе дарует жизнь, Сам Себя святит и Сам Себя возносит. Когда же говорится, что Отец освятил Его, и воскресил Его, и даровал Ему имя, еже паче всякого имене, и дал Ему жизнь, явно, что чрез Него творит все Отец: чрез Него воскрешает Его, чрез Него святит Его, чрез Него возносит Его, чрез Него дает Ему жизнь. И когда дух Свой предает в руки Отца, предает Себя Богу как человек, да предаст Богу всех человеков; потому что Он есть рука и руце Отца. И когда говорит: «...прежде всех, холмов рождает Мя» ( Притч.8:25 ), – говорит сие от лица Церкви, которая первоначально создана, а потом раждается от Бога. Почему в притче сперва сказано: «Господь созда Мя» ( Прит.8:22 ), – а впоследствии, – «родил» ( Прит.8:25 ). Если Писание говорит об Отце: «...не Бог ли един созда нас» ( Мал.2:10 ), – то подобно сему говорит и о Сыне: «...яко Тем создана быша всяческая» ( Кол.1:16 ). А то же говорится и о Святом Духе. «Отымеши, – сказано, – дух их, и изчезнут, и в персть свою возвратятся: послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» ( Пс.103:29–30 ). И если Сын об Отце говорит Петру: «...блажен еси, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже на небесех» ( Мф.16:17 ), – то и о Себе говорит то же самое: «...никтоже знает Отца, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти» ( Мф.10:22 ). А Павел подобно сему говорит и о Святом Духе: «...нам же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует, и глубины Божия. Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем? Такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий» ( 1Кор.2:10 ). Посему как дух в человеке неотделим от его человечества и сущности, так и Дух в Боге нечужд Его Божества и сущности. И если Господь говорит у Исаии: «...сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене» ( Ис.1:2 ), – то в Евангелии говорит Он: «...рожденное от плоти плоть есть, и рожденное от Духа дух есть...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010