Тогда, то есть только после того как грешники покаются (18, 19), попросят защиты и охраны у Господа (20), их религиозные обряды будут благоугодны Господу, а их жертвы станут жертвами правды. Псалом 51. Дерево без корней и цветущее дерево Доик идумеянин ( 1Цар. 21 – 22 ) после своего подлого предательства, совершив, по сути, злодейский поступок, имеет наглость еще хвалиться этим. Обличая коварство и злодейство Доика, Давид утверждает, что никакие злодеяния против него не смогут отрешить от него милость Божью. В псалме как бы перекликаются эти темы: злодейству (3) противостоит благо (11); непреходящей «милости Божьей» (3б) – Его милость во веки веков (10). Главная весть псалма состоит в том, что милость Божья противостоит даже воинствующей наглости, она не подвластна давлению «злодейства» (3) и вовеки неизменна (10). А 1 (3) Два типа безопасности Б 1 (4–6) Язык погибели В (7) Вмешательство Бога Б 2 (8–9) Язык победы А 2 (10–11) Истинная безопасность 3 (А 1 ) Два типа безопасности: человеческая сила и милость Божья. Хвалишься – подразумевается самоуверенность и самонадеянность. 4–6 (Б 1 ) Язык погибели. Язык – речь человека всегда отражает его характер, говорит о его нравственных ценностях и критериях. 6 Гибельные (ср.: ст. 4) – намеренно вводящие в заблуждение. Доик сказал правду только для того, чтобы совершить большое зло. 7 (В) Вмешательство Бога. За то… вконец, то есть Божье возмездие коснется конкретного человека (тебя), его домашнего очага (жилище) и всего его земного существования (земля живых). 8–9 (Б 2 ) Язык победы. Посмеются – речь не о злорадстве ( Иов. 31:29 ; Прит. 24:17 ), но о ликовании при торжестве Божественной справедливости (8, убоятся) и очевидности того, что только Бог предоставляет надежную защиту для человека (крепость, 9). 10–11 (А 2 ) Истинная безопасность. В отличие от дерева, вырванного с корнем (7, «исторгнет»), цветущее дерево («зеленеющая маслина») растет в присутствии Божьем, под Его благодатью и милостью (10); оно призвано прославить Бога (11, ср.: ст. 3,4), постоянно уповая на Него (имя Твое), принося свидетельство о Нем пред святыми Его, которых Господь любит и которые отвечают Ему взаимностью. Псалом 52. Пусть развеются страхи Хотя этот псалом практически идентичен Пс. 13 , но в ст. 6 здесь несколько иной акцент. В Пс. 13:5 подчеркивается страх, который охватывает врагов народа Божьего, когда они осознают, что Господь в роде праведных ( Пс. 13:5 ). А в ст. 6 данного псалма заключен призыв к народу Божьему не бояться врагов, которые ополчаются против него, поскольку Бог рассыплет кости их. Таким образом, два псалма отражают разные стороны одной и той же ситуации: когда народу Божьему угрожает опасность, страшиться должны его враги, а Его народу нечего бояться. Более детальные объяснения см. в коммент. к Пс. 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

1 . Бог существует ( Рим.1:20 ). 2 . Он Творец ( Пс.18:2 ), но Сам Он нетварен. Если Бог сотворил мир, то Сам Он должен отличаться от творения, т.е. быть нетварным. 3 . Он вечен. Если Бог сотворил мир и время, то Он Сам должен был предшествовать мирозданию. 4 . Он мудр ( Деян.17:29 ). Если Бог устроил такой сложный мир, то Он должен быть очень мудр ( Иер.51:15 : «...утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростёр небеса»; ср. Прит.3:19 ; Пс.135:5 ). 5 . Он силён. Если Бог сотворил такой огромный мир со всей его огромной энергией и управляет им ( Деян 14:17 ), то сам Он должен обладать ещё большей силой. 6 . Он благ. В природе видна Божья забота о человеке («...Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных», Мф.5:45 ). 7 . Он справедлив. Наше нравственное чувство свидетельствует о Божьем законе ( Рим.2:15 ). Конечно, это не значит, что каждый человек обязательно увидит, поймёт и примет общее Откровение. Однако доступность и всеобщий характер свидетельств о Боге помогают уверовать и приготовиться к принятию особого Откровения. Ограниченность общего Откровения. При всей важности общего Откровения нужно понимать, что оно ограничено. Оно может сказать о существовании Бога, но не сможет описать какой Он, какова Его воля по отношению к человеку, какова цель и смысл жизни. Основная проблема здесь в том, что общее Откровение невербально, т.е. не выражено человеческим языком. Понимание фактов в значительной мере зависит от человеческой интерпретации. Более того, чтобы правильно понять общее Откровение, нужно иметь некоторые предварительные понятия о Боге. Таким образом, естественное богопознание возможно только на основании сверхъестественного (особого) Откровения 72 . Кроме этого есть ещё одна причина – человеческий грех . Он изменил восприимчивость человека к Откровению. Природа до сих пор проявляет признаки божественного происхождения, однако она перестала быть для человека ясным Откровением Бога, какой была до грехопадения ( Рим 8:19–22 ) 73 . Повреждённый грехом человеческий ум не только малоспособен к богопознанию, но, как ослеплённый грубой чувствительностью, весьма склонен к неверию ( Рим.1:18,25 ; Ефес.4:18 ; Кол.1:13 ; 1Ин.2:9:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

166. Мартиниану. Царицу южную слух о мудрости Соломоновой побудил идти к нему от конец земли (Мф.12:42). А тебя, ежедневно призывая, Господь не убедил отрезвиться и обратить взор к полезному. Посему, смотри, чтобы не осудила она тебя, потому что ее окрылили слухи и слова, а тебя нимало не улучшили ни зрение, ни испытание на деле Христовой силы. 167. Воину Исаии. Тебя, который рад видеть драки, утешается мятежами и более всего заботится о том, чтобы все тебя ненавидели, как приличнее назвать? Не демоном ли негодным, намеренно изменившим свое естество? Итак, поскольку Христос и здесь прежде времени мучит демонов (Мф.8:29), и там вместе с отцом их обещал им вечный огонь (Мф.25:41), то или перестань вести жизнь любомятежную, или знай, что и здесь подлежишь Божиим казням, и там не избавишься от наказания. 168. Пресвитеру Зоилу. Поскольку Господь, предлагая питательную и веселящую сердце проповедь, нарек Себя виноградною лозою (Ин.15:1), то Божественное Писание по необходимости истинное слово Божественного ведения называет вином. Им–то и премудрость напоевает из чаши (Прит.9:2), именуя чашею ребра Господни, из которых излилось нам веселье жизни. 169. Ему же. На слова: корчемницы твои… (Ис.1:22). Приняв на себя сошествие Святого Духа, Апостолы Господни сочтены были упившимися вина, и всем народам преподали истинное и неподдельное питие таин. Посему, искажающих Божественное учение, подложными и не имеющими силы наставлениями возмущающих небесные догматы, — Манихеев, Симонов, Монтанов, Новатов, Ариев, Македониев, Фотинов и их единомышленников справедливо называет Писание корчемниками, мешающими вино с водою, прибавляющими к неимеющей примесей премудрости Божественных слов свои вопли. 170. Херимону. О причащающихся Таин недостойно. Иные говорят, что ты делаешь все недозволенное, а иногда и явно запрещенное, но часто простираешь руки к Божественным Тайнам и дерзко причащаешься неприкосновенного для тебя. И я прихожу в крайнее удивление твоему бесстыдству, что, до пресыщения приобщаясь трапезам бесовским, не страшишься приобщаться и трапезе Господней (1 Кор.10:20.21). Посему, смотри, чтобы и тебя не постигла петля, как Иуду, который, и предательство совершая, и требуя приобщения, по дерзости своей впал в отчаяние.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

13:26. Иисус использует при описании Сына Человеческого термины, которые в еврейской литературе относятся исключительно к Богу (грядущий в славе, посылающий ангелов). Этот текст ясно указывает на Дан. 7:13,14 , где «как бы Сын человеческий» (т. е. похожий на человека) получает Царство от Бога. Этот Сын Человеческий выступает как представитель Израиля, который в том же контексте и страдает, и получаетправо царствовать над миром (7:25–27). 13:27. Воссоединение рассеянных по всему миру колен Израилевых было одним из главных устремлений еврейского народа (Марк, вероятно, имеет здесь в виду рассеяние верующих в Иисуса; ср.: 2Фес. 2:1 ). 13:28–31 Конец неизбежен 13:28,29. Признаки конца, которые перечисляет здесь Иисус, свидетельствуют о его неизбежности с той же очевидностью, что и появление листьев на смоковнице указывает на время года поскольку у смоковницы нет мелких веток, она зимой кажется голой и бесплодной, но в конце марта зацветает и дает идеальную тень летом. Этот образ возвращает нас к наглядной притче Иисуса о смоковнице, предвещавшей неминуемоеразрушение храма (см. коммент. к 11:12–25). 13:30. Время одного поколения определялось по-разному, но в Ветхом Завете оно обычно считалось равным сорока годам (в Свитках Мертвого моря сорок лет отводится на страдания последнего поколения). Иисус произнес эти слова около 30 г.; храм же был разрушен в 70 г. н. э. 13:31. Другие также отмечали, что скореепрейдут небо и земля, чем Бог забудет Свой завет или Свои слова (напр.: Иер. 31:35–37 ). Здесь Иисус говорит так о Своих собственных словах. 13:32–37 Время конца неизвестно 13:32–34. Другие иудейские учителя также рассказывали притчи о царях и главах семейств, которые покидали дом и внезапно возвращались, чтобы убедиться в верности (или неверности) своей супруги или слуг. В I в. читатели слышали немало подобных историй (включая библейские – Прит. 7:19,20 ). Рабы исполняли разные Функции, но самой почетной из них была Должность привратника, потому что он хранил ключи от дома, не впускал незваных гостей и надзирал за другими рабами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Первая часть 16-го стиха буквально читается с Евр.: «сумка жизни – друг верный»; цэрор значит ,мешочек, сумка» – для денег, Бт. 42, 35, Прит. 7, 20 («кошелёк серебра» Рус., Сл.: »довольно сребра»), ср. Агг. 1, в; – для мирры П. П. 1, 12; в образной речи обозначает то вместилище, в котором хранится у Бога беззаконие человека, Иов. 14, 11 («запечатлел же ми еси беззакония в мешце»), и его жизнь, 1 Цар. 25, 29, – в последнем месте употребляется то же самое выражение, что и у бен-Сира, «сумка жизни» («будет душа господина моего привязана соузом жизни у Господа Бога»), оттуда, вероятно, оно и взято автором. Но переводы Гр. и Сир. согласно читают «лекарство жизни», по-видимому, в этом смысле они понимают выражение «сумка жизни», так как едва ли можно предполагать здесь иное еврейское выражение в их подлиннике (напр., «бальзам», как думает Шехтер, или – арамейское слово для обозначения порошка, лекарства, как предполагает Изр. Леви). И понимание древних переводов можно признать правильным, так как трудно придумать иное объяснение такого образа; выше сказано, что сумочки употреблялись иногда для мирры, значить, они могли служить вместилищем и лекарственных мазей, – этим и объясняется, вероятно, понимание Гр. и Сир. переводчиков. «Лекарство жизни» или «врачество для жизни " – этот перевод правильно выражает мысль автора, желавшего сказать, что истинный друг поддерживает жизнь человека и исправляет её, если она уклоняется от верного пути. Вторая половина 16-го стиха в Сир. передана свободно: «и это тот (есть верный друг), кто боится Бога». Лат. также свободно передаёт 15b и 16а полустишия: «и вес золота и серебра не сравнится с (non est digna contra) благом верности его. Верный друг – лекарство жизни и бессмертия»... 17. Свою речь о дружбе премудрый заканчивает раскрытием только-что высказанной мысли о том, что верного друга может иметь только благочестивый. «Боящийся Господа пользуется верною дружбой, потому что каков он сам, таков и ближний его»: другом его может быть только благочестивый же человек, а такой никогда не сделается ложным другом, – вот почему благочестивый имеет верных друзей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Пс.36:28 .  Яко Господь любит суд, и не оставит преподобных своих То есть: Господь, говорит, есть судия. Или судом называет праведника, которого любит Господь. Господь не оставит преподобных своих: потому что справедливость требует не оставлять не оставляющих Его. А преподобным теперь называет праведника, или добродетельного. Во век сохранятся; беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится Преподобные, говорит, или праведные люди будут сохранены в настоящем и будущем веки; а беззаконные будут изгнаны из настоящих и будущих благ; и семя, то есть, дети нечестивых будут истреблены, как мы сказали выше в 26-м стихе сего псалма, при изъяснении слов: и семя его во благословение будет> (1). (1) Слова Великого Василия: Семенем нечестивых называются не только получившие бытие от прежде бывших, но и дающие начало потомкам. Злым семенем – сам от себя может быть тот, кто сам первый наставник во зле, также – кто научен злыми учителями. Истребление злых детей бывает на пользу родившему их отцу. Итак, слова сии содержат скрытое человеколюбие, что когда истребится семя нечестивых, то будет жить семя правды. А беззаконными называются или совершенно чуждые божественных законов, или отступники от оных; грешниками же – согрешающие произвольно, по получении знания истины. Пс.36:29 .  Праведницы же наследят землю, и вселятся во век века на ней И об этом сказано в 9-м сего псалма, при изъяснении слов: терпящие ради Господа наследуют землю; и в словах 18 достояние их будет во век, Псалмопевец повторяет то же самое, чтобы частым повторением тверже напечатлеть напоминание их в душах слушателей. Пс.36:30 .  Уста праведного поучатся премудрости С великим удовольствием повествует Божественный Давид о добрых делах праведников: это он делает для поощрения людей к подражании им. Уста, говорит, праведного будут изучать мудрость, заключающуюся в святых писаниях. И язык его возглаголет суд Судом Его называет Давид здесь находящейся в законах Божиих праведный суд, который изрекает язык праведного. Или судом называет рассудительное слово; потому что праведный не говорит необдуманно что ни придет (на мысль): ибо язык праведного, говорит, есть огнем испытанное серебро( Прит.10:20 ) (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Имя Иеговы, которое мы два раза слышим из уст самого Иова ( Иов.1:21, 12:9 ), и которое встречается еще в кратких показаниях перемены разговаривающих лиц ( Иов.38:1; 40:1,3,6; 42:1 ), также не может быть решительным признаком происхождения книги после Моисея. Что оно могло быть древнее Моисея и известно еврейским народам кроме Израиля, это показывают имена Мория, Иохаведы (матери Моисея). Кроме того, нужно заметить, хотя это и объясняют опять применением писателя к не израильским лицам, что во всех прочих случаях Иов и друзья его называют Бога Елоах, именем более приличным не израильским лицам ( Прит.30:5 ), чем Елогим, которое встречается только три раза ( Иов.20:29, 32:2, 38:7 ), или патриархальным именем – Шаддай, употребляемым в книге Бытия везде, где Бог торжественно о себе свидетельствует ( Быт.17:1, 35:4 . Сл. Исх. 6:3 ), и где патриархи с самыми светлыми надеждами передают данные им обетования ( Быт.28:3,48: 3, 49:25 . Сл. Быт.43:14 ); что во всей книге ни разу не встречается принадлежащих Пятикнижию наименований божественных свойств: Рахум, Ханнун, Эрех, Аппаим так же, как и позднейшего имени Божия: Иегова, или Елогим Цебаот, бывшего звездой времени израильских царей. Гораздо более, кажется нам, имеет силы против предполагаемой патриархальной древности книги Иова то замечание, что как ни живо и верно изображается в ней патриархальное время, однако, в тоже время, представляются заметные следы жизни более сложной и разнообразной, в сравнении с простой и сосредоточенной жизнью Израиля, как она изображается в Пятикнижии. Так, говорят, писатель обнаруживает многосложное образование, обширное и глубокое знакомство с различными отраслями человеческого знания, как то: с астрономией, естественной и политической историей. Кроме более или менее явных намеков, при упоминаемых в книге созвездиях, мифологические астрономии востока указывают на ряд вопросов о метеорологических явлениях, происходящих в облаках, которые наша теперешняя физика умеет только научно формулировать, но удовлетворительно разрешить не может; на поражающие живостью и верностью описания инстинктов, и свойств животных; на намекаемые политические перевороты ( Иов.12:16–25 ). Принимая далее в соображение художественность и обработанность языка, совершенство в построении строф и параллелизме членов, глубину и богатство мыслей, превосходство плана и его выполнения, справедливо присвоившие священной книге название классической, полагают невероятным, чтобы такое произведение рефлексии и искусства (по своей человеческой стороне) могло произойти в глубокой патриархальной древности, чтобы таким совершеннейшим творением могла начаться письменность евреев. Против сего можно было бы указать на Гомера и Данте; но замечают, что книгу Иова можно было бы ставить в параллель с творениями упомянутых писателей только тогда, когда было бы доказано, что патриархальное время отпечатлевается в ней так же явно, как у Гомера и Данте – их время 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

Право передачи имущества по наследству имеет в свою пользу и другое основание. Закон, запрещающий наследственную передачу имущества, стеснял бы свободу собственника, ограничивая его право распоряжаться тем, что приобрел он посредством личного труда и таланта. Многие работают не столько для себя, сколько для близких им и дорогих лиц, и если бы запрещено было передавать им нажитое по наследству, то это могло бы убить энергию всех трудящихся 813 . Признавая неприкосновенным право каждого владеть принадлежащим ему по закону, христианство учит нас и правильно относиться к своей собственности. Христианину не возбраняется ни приобретать имущество, ни пользоваться им при известном, конечно, условии: согласии того и другого, приобретения и употребления, с главным его призванием и назначением. В притче своей о талантах Иисус Христос с поразительной ясностью признает, что при мудром приобретении и пользовании имуществом должна возрастать и прибыль, причем провозглашает принцип, по которому распределение собственности не только идет прямо против программы современного социализма, но и стоит в большом согласии с законом самой природы, «ибо всякому имеющему дается и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» ( Мф. 25:29 ). Первое условие должного или нормального приобретения собственности – то, чтобы она была приобретаема честным трудом ( 1Фес. 4:11 ), без всякого ущерба благополучию другим. Такого собственника мудрый сын Сирахов называет «счастливым» ( Сир. 31:8 ). Напротив, неправые пути обогащения сурово осуждаются ( Пс. 9:23–33 ; Прит. 15:16–17; 19:1 ). Сирах считает греховными самые жертвы Богу из неправедно приобретенного ( Сир. 34:20–22 . Ср. Исх. 10:2–3 ). Отсюда понятно, что истинное богатство есть только труд, всякий добрый, честный, полезный труд. Так говорит об этом не только христианство, но и политико-экономическая наука. Она прямо заявляет, что капитал есть труд, а не деньги, которые являются только знаками богатства, а не самим богатством; что, следовательно, все, приобретенное не трудом и незаконно есть похищение чужой собственности, плодов чужого труда, есть неправедное богатство 814 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

—9— ственного идеала к данной исторической действительности, повторим, обусловливались необходимостью основания и утверждения теократии жестокосердым Израилем и среди жестокосердых язычников. Напротив, где в Ветхом Завете речь идет с точки зрения чисто нравственного идеала, независимо от исторических условий устроения Израилем теократического государства, там дается прямая заповедь: не враждуй на брата твоего в сердце твоем … не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближняго твоего как самого себя… Бог любить пришельца, любите и вы пришельца ( Лев.19:17–18 ; Втор.10:19 ; Исх.23:4–9 ср. Втор.22:1–4 ; Иов.31:29 ; Пс.7:5 ; Прит.20:22; 24:17, 29; 25:21–22 ). Но этот нравственный идеал любви к другому и отречения от мщения и зложелательства врагу в Ветхом Завете представлен на низшей ступени нравственного его сознания, – а именно: как любовь к ближнему своему и как отрицание зла в отношении к врагу своему. Это – любовь, стоящая на низшей ступени нравственного сознания, известная и мытарям, и язычникам (ст. 46–47), основывающаяся на общечеловеческом свойстве любить любящих нас и приветствовать братьев своих, ограничивающаяся ближним своим – братом, ближайшим родственников, единоплеменным сыном народа своего (как Лев.19:11–18 ; Исх.23:4–9 ; по сравн. Втор.22:1–4 ), – и не простирающаяся далее любовного сострадания к пришельцу народа своего (как Втор.10:19 ; Лев.19:10 ; Исх.23:9 ). Отношение же к врагу, как мы говорили уже, ограничивается только отрицательным выражением идеала правды – немстительностью, незлорадством, незложелательством, вообще незлом, – причем и такое незлое отношение ко врагу ограничивается единоверцем и единоплеменником – в законе Моисеевом несомненно, а в агиографах наивероятно, ибо неопределенно. Так толковали эту заповедь и фарисеи. 1056 Вопреки им Господь выражает и эту заповедь, как и другие, в совершенно соответствующем ее нравственному идеалу виде любви по только к ближним своим, но и ко всем, без всякого —10— ограничения, врагам своим, – и притом любви, не пассивной, не выражающейся только в отрицательной форме не мстительности, не злорадства и не зла, но любви положительной и деятельной, выражающейся в благословении проклинателей, благотворении ненавистникам, молитве за обидчиков и гонителей. 1057 Основание для этой заповеди Господь указует в Первоисточнике и Первообразе нравственного идеала Правды – в Небесном Отце людей, любвеобильно воссиявающем солнце Свое и посылающем дождь со всеми их благами, как на лукавых и неправедных врагов Своих, так и на добрых и праведных чад Своих.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

20) Не неради о заповеди любви; ибо чрез нее будешь ты сыном Божиим, а преступая ее, окажешься сыном геенны. 21) Любовь между друзьями разрушается: если завидуешь, или делаешься предметом зависти; если причиняешь или терпишь урон; если безчестишь или терпишь безчестие, и наконец если питаешь и держишь подозрительныя на брата мысли. Итак не сделал ли ты, или не пострадал ли чего такого, и за то отступаешь ты от любви дружней? 22) Случилось тебе искушение со стороны брата, и огорчение довело тебя до ненависти, не будь побежден ненавистию, но победи ненависть любовию. Победить же ее можешь так: искренно молясь о нем Богу, приемля приносимое от брата извинение, или сам себя врачуя извинением его, поставив самаго себя виновником искушения и положив терпеть, пока пройдет облако. 23) Долготерпелив тот, кто ждет до конца искушения, и получает похвалу за претерпенное. 24) Муж долготрпелив мног в разуме (Прит. 14, 29); ибо все случающееся относит к последнему концу, и в ожидании его переносит все скорбное. Конец же, по словам Апостола, есть жизнь вечная (Рим. 6, 22). Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Его же послал еси Иисус Христа (Иоан. 17, 3). 25) Не будь скор на отвержение духовной любви; ибо инаго пути ко спасению не осталось человекам. 26) Кого вчера почитал за духовнаго брата, и за добродетельнаго, не считай сего дня порочным и злым, по ненависти к нему, породившейея в тебе от навождения лукаваго; но долготерпящею любовию, помышляя о вчерашнем добром, отбрось от души сегоднешнюю ненависть. 27) Кого вчера хвалил, как добраго, и превозносил, как добродетельнаго, не поноси ныне, как порочнаго и злаго, по причине превращения твоей любви в ненависть, хулу на брата выставляя в извинение этой злой в тебе ненависти к нему; но оставайся при тех же ему похвалах, хотя бы все еще владело тобою огорчение, и удобно возвратишься к спасительной любви. 28) Ради кроющейся еще в тебе на брата твоего досады, не изменяй обычной твоей ему похвалы в беседах с другими братиями, вмешивая в слова свои неприметно порицание; но говори о нем в беседе с чистосердечною похвалою и искренно молись о нем, как о себе самом, — и вскоре избавишься от гибельной ненависти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010