Зло мира не полагает нарекания на промысл Божий. Нет сомнения, что значительное число зол – дело недальновидности и малодушия людей. Сколько же верно и то, что зло – не «одно отрицание добра. Если творение восстанет против Творца, нарушает порядок, не подчиняется воле Верховного: тут не отрицание добра, а зло положительное, как противоположение себя Богу. Если бы зло было только отрицанием добра: то а) не было бы различия между грехами, князь тьмы был бы только ничтожеством; тогда созревший в грехе не творил бы грехов более тяжких, чем неискусившийся во зле и князь тьмы был бы равен человеку; б) пусть уверяют голодного, будто не голоден он: голодный считает это увещание несовестливою глупостию. Так зло не есть одно отрицание добра. И однако оно не унижает собою Промыслителя. Физическое зло есть следствие злоупотребления свободы: суете тварь повинуся неволею, но за повинувшего ю ( Рим. 8:20 ). И в отношении к нему деятельность Промыслителя является в поразительным величии. Тогда, как разрушительные силы природы грозят уничтожить не только порядок, но самое существование вещественного мира, не зримая сила направляет грозные перевороты к лучшему существованию. Какая мощная сила, какая необъятная мудрость нужны для того, чтобы постоянную борьбу стихий обращать в пользу лучшего порядка! По распоряжениям Промыслителя Физическое зло является лекарством для нравственных существ. Им Он призывает грешника к покаянию (2 Парал. 33:12, 13; 3Цар. 9:9 ), очищает грехи ( Прит. 17:3 ) и усовершает в добродетели ( Рим. 3:3 , 2Сол. 1:4 , Иак. 1:2–4 ). «Провидением Божиим управляется все и что считалось за наказание, оказывается врачевством», писал блажен. Иероним 377 . Нравственное зло – дело свободы созданной. Промыслитель попускает это зло, так как возможность греха но отделима от свободы созданной и не исключает распоряжений Промышлителя. Бог не желает греха, но свобода его не стесняется им в ее планах 378 . С другой стороны Промыслитель употребляет все, чтобы удержать созданную свободу от греха: воспрещает грех законом, обуздывает наказаниями и умеряет последствия зла. Революции, потрясающие быт народов, сопровождаемые смертями, грабежами, истреблением властей, по последствиям оказываются полезными для народов. Тоже видно и в других случаях злоупотребления свободы. Вы совещаете на мя злая. Бог же совеща о мне во благая, говорил Иосиф братьям ( Быт. 50:20 , Тоже Исаии 10:3–7, Деян. 3:11–18; 12:16 ; Мф. 2:13 ). Иегова говорит царю ассирийскому: «поскольку дерзость твоя против Меня и гордость твоя дошли до ушей Моих: то вот Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удиля Мои в рот твой и возвращу тебя по той же дороге, по которой ты и пришел» ( Пс. 37:29 ). Давид опытом дознал участь грешных: «на скользком месте поставил ты их и низвергаешь их в пропасть» ( Псал. 72:18 ). Особенно же воплощением Сына Божия исцелено нравственное бедствие в его источнике и последствиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

17 О дивный Божий атлет… – Речь идет о самом юном из братьев. Которого царь пытался соблазнить обещаниями богатства и придворной карьеры ( 2Мак. 7:24 ). 20 Коль скоро человекоубийца -Отце Лжи… – Ср. Ис. 8:44 : «Ваш отце диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». 23 …ум его был как плавильная пещь. – В библейской традиции плавильня – символ испытания, ибо в ней металл отделяется от примесей (ср. Прит. 17:3 : «Плавильня – для серебра, и горнило – для золота, а сердца испытывает Господь»). Так проницательный ум отделяет истину от лжи. 29 Некогда юноша Иосиф обрел//опасный ков… – Имеется в виду библейская история Иосифа Прекрасного (ср. в этой книге коммент. к «Повести о Иосифе и Асененф»). Когда Иосиф был в Египте рабом вельможи Потифара, жена Потифара влюбилась в красоту Иосифа и требовала удовлетворить ее вожделение: Иосиф отвечал на соблазн твердым отказом. В конце концов жена Потифара, оставшись наедине с Иосифом, схватила его за одежду, так что ему пришлось бежать, оставив одежду в ее руках (поэтому Ефрем говорит, что Иосиф 2в наготе разрушил сеть»); эту одежду она предъявила в качестве вещественного доказательства. Обвиняя его в покушении на ее женскую честь (мотив Федры). См. Быт. 39:6–20 . 30 Два волка, старостию отягчены… – Имеются в виду два похотливых старца. Пытавшиеся соблазнить целомудренную Сусанну в саду ее муже, а затем оклеветавшие ее, но изобличенные правосудным Даниилом ( Дан. 13 ). Львенок – юный Иосиф. Телица – жена Потифара. 31 Исповедник – христианин, открыто исповедовавший свою веру во время гонений и подвергшийся за нее заключению и пыткам. Но не смертной казни (чем отличается от мученика). 33 Впавши в руки врагов чистоты,//чистоту свою они соблюли – В житиях девственных мучениц первых веков христианства нередко рассказывается, что причиной доноса была злоба отвергнутого жениха или блудника и что их, как Ирину, Липию и других, палачи отправили на поругание в публичный дом, где однако, им удавалось избегнуть всех домогательств. ПЕСНЬ НА ВЗЯТИЕ КРЕПОСТИ АНАЦИТ

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

27:7–11 Полезные лишения и бесполезная власть. В этом отрывке выясняется разница между отмеренным наказанием Израиля (7–9) и полнейшей катастрофой, которая сломит тирана (10–11). Начальное слово ст. 8 для нас неясно. LXX предполагает переводить его как военные действия. Другие варианты – это «мера за мерой», то есть метр за метром, галлон за галлоном или же «изгоняя прочь» (если «sa–sa» равнозначно нашему «кш–ш, кш–ш»), в вавилонский плен, на что намекает остальная часть стиха. Отказ от идолопоклонства (9) показан одновременно как условие (через это) и продолжительное следствие (плод) Божественного искупления (ср.: Прит. 16:6 ). Если плен сможет стать шагом на пути к этому, то он будет не напрасным. Укрепленный город (10–11) – это определенно противник (ср.: 25:2). Описание, данное в ст. 106–11а, может быть оттенено контрастным изображением возлюбленного виноградника из ст. 2–3. Ср. ст. 11б с 44:18–19; 45:6–7. 27:12–13 Собирание Израиля домой. Собирание урожая может происходить или в саду, или в поле, поскольку глагол трясти (буквально «бить») используется как для обмолачивания вручную зерна (28:27), так и для обивания плодов олив с верхних веток ( Втор. 24:20 ), так сказать, один к другому. Смысл здесь в том, что Господь тщательно собирает Своих верных, чтобы не пропал ни один из них (ср.: 40:26–27). Для Израиля, находящегося на родной земле (12), упор делается на том, что немногие будут отделены от общей массы (ср.: 10:20–23). Для рассеянных по чужим странам вострубит труба, призывая их домой (13). В Новом Завете показано, что в евангельском призвании уже соединились оба этих действия, отсев и спасение ( 1Кор. 1:23–24 ), как среди иудеев, так и среди язычников. Таким образом, эти два стиха показывают конечную победу Господа не как завоевание или новое созидание (как это может представиться), но просто как собирание народа и возвращение его домой. В конце концов, это самое главное (ср.: Отк. 7:9 ). 28:1 – 31:9 Ассирийский кризис: помощь Бога или помощь людей? 28:1–29 Отповедь насмешникам

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Им изрыгается из сердца срамословие и всякое пустословие, как поток грязной воды; им высказываем мы презрение к ближнему и проклинаем человека, созданного по образу Божию; и во всех грехах в первых участвует злой язык. Языком своим злоязычный губит ближнего своего; он исполнен у него смертоносного яда ( Иак.3:8 ). Посмотрим на людей, отчужденных от жизни Божьей, сидящих во тьме и тени смертной ( Мф.4:16 ); все речи их не что иное, как реки смертоносной воды, нередко они делаются шумные, и тогда, как свирепые волны покрываются пеною, так и их разговоры оглашаются срамною бранью. Посему, братия, будем безмолвствовать, – особенно, кто склонен к осуждению и раздражению; сему, как и братоубийцу Каину, говорит Господь: умолкни. Горе тому, – говорит Писание, – кто хранит в сердце своем гнев и над человеком, подобным себе, не имеет милости. Гнев же и ярость, как сказано, и сия суть мерзость; и муж грешник одержан ими будет ( Сир.27:33 ). – Чтобы не поддаться этому злу, ищущему всех поглотить, будем строго хранить молчание, когда грех сей наступает на нас; ибо хотя и мягок язык, но пронзает сердце, и язва язычная сокрушает внутренности ( Сир. 28:20 ). Так же, когда и злоязычный вооружится на нас, будем поступать, как и Давид, который говорил: положил устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною ( Пс.38:2 ). Оберегаться должно не только брани, но и споров и жалоб, как учит Писание: хранитеся от роптания неполезна ( Прем.1:11 ), – и кийждо искреннего своего не оскорби, и даже до века не воспротився глаголу Его ( Сир.16:28–29 ). Муж язычен не исправится на земли ( Пс.139:21 ), – сказал пророк Давид; посему муж мудрый водит безмолвие ( Прит.11:12 ). Безумный же, как сказано, умножает словеса ( Екл.10:14 ). Блажен, кто уподобляется Давиду, который говорил: да не возглаголют уста мои дел человеческих ( Пс.16:4 ). Ибо человек премудр умолчит до времени; а умножай словеса мерзок будет ( Сир.20:7, 8 ). Обуздываяй язык тихо – мирно поживет; и ненавидяй велеречие умалит порок ( Сир.19:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Пиянство паче объядения горши есть, и зело отречено святыми книгами, ибо не подобно есть сим отягчатися, якоже безумнии хвалятся, но помале нищетою болят. Добро убо мало испивати немощи ради телесныя. Якоже земля во время напаяема, чисто всеянное вню (в неё) семя с прибытком возрастит, многими же тучами умочаема, точию былие и волчец растит; тако и многое питие творит человека безумным в поругание, а мудрым во оплакаяние. Рече бо Божие писание: «Ной бе муж праведен, и упився лежаше наг, от безумнаго же Хама поруган бысть, а от мудрою сыну покровен бысть» ( Быт. 9:21–22 ). Бежим убо братие пиянственнаго беса, да не поругани им будем: но паче трезвимся и утвердимся, да будет цел внутренний человек. Яко же приточник учит ны глаголя: «Не буди винопийца: всяк бо пияница обнищает» ( Прит. 23:20 ). И паки: «Кому люте, кому молва, и свары, и суды, и пря, и искушение вотще; кому сини очи, не пребывающым ли в корчме, и назирающым где пирове бывают» (Прич. 23:28–30). И прирече: «В вине не мужайся: многи бо погуби пиянство» ( Сир. 31:29 ). И паки: «Не ползует безумному пища и питие, неистово бо и досадително пиянство, и всяк примешаяйся ему, не будет мудр». Исаиа же, укаряя в пиянстве сущих, глаголаше: «Горе квас гонящым, и ждущым вечера, вино бо я сожжет» ( Ис. 5:11 ). Иоиль же рече: «прелщены есте, истрезвитеся упивающиися, и плачитися рыдающе пагубы вашего пиянства». Воистинну убо неверных и некрещеных есть человек веселие пиянственое. Якоже рече Иов моля на некия: «да заблудят яко пияни» ( Иов. 12:25 ), а хотящии чисто пожити, сего да лишатся (от сего откажутся), и по правому пути безблазнене да пойдут. Слышите же Апостола глаголюща: «Не упивайтеся вином, в нем же несть спасения» ( 1Кор. 11:12 ). И паки: «Пияницы царствия Божия не наследят» ( 1Кор. 6:10 ). И прирече: «Сего ради не будите безумни, но разумейте что есть воля Божия» ( Еф. 5:17 ). Вси бо студовиднии вреди от пиянства бывают. Якоже Давид рече: «нощь просвещение в пищи моей» ( Пс. 138:11 ). Пищю нощь нарицаше, мрак же и тму – винопитие. Упивающиися бо, нощию упиваются, по Апостолу. И иже о Лотову дщерию написаное, волею премину. Господь же наш Иисус Христос , всем заповеда глаголя: «Блюдитеся, да не отягчают сердца ваша объядением и пиянством, и печальми житейскими». 20. Слово о добродетели, стяжав которую человек спасется (9 окт.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

«Ухо слышащее и глаз видящий», протоиерей Андрей Ткачев, «Православие.Ru» 17.04.2013 07:29:31 Протоиерей Андрей Ткачев Рядом с нами, даже прямо на нас самих имеются неоспоримые доказательства бытия Божия. Это наши уши и глаза. Вот притчи говорят: «Ухо слышащее и глаз видящий – и то и другое создал Господь» (Прит. 20:12) Притчевая речь иногда кажется простой до банальности, но это обманчивое впечатление. Дело не в том, что Господь сотворил всё, в том числе и человека, а значит – его уши и глаза. Дело в том, что глаза и уши чрезвычайно сложны, это подлинные ювелирные творения и одновременно – точно настроенные механизмы связи с внешним миром. Их сложность и точность заставляет смеяться при слове « эволюция » и снимать шляпу при слове «Творец». Я смотрю в первый попавшийся атлас (лучше популярный, чем строго медицинский). Смотрю на схему строения глаза (тем же глазом, кстати, и смотрю), и у меня отвисает челюсть. Глаз похож на фотоаппарат и компьютер одновременно (мы смотрим глазом, а видим – мозгом). Хрусталик, стекловидное тело, пучки нервов, переплетенные, как сложный кабель… Огромные объемы информации, обрабатываемые ежесекундно. Глазное яблоко движется с помощью шести мышц, которые работают согласованно, и движение глаз происходит свободно и безболезненно. Ресницы защищают, слезные железы увлажняют… Короче, все так премудро, что у меня возникает навязчивый вопрос: откуда могут взяться неверующие в Бога офтальмологи? Палеонтологи привычно жонглируют миллионами лет; астрономы вертят на языке миллиарды лет – земных или световых. А тут «просто глаз», и тот же порядок цифр: «Один квадратный миллиметр сетчатки содержит приблизительно 400 000 светочувствительных элементов». Или еще: «Самая лучшая видеокамера может справиться с интенсивностью от нескольких до 1000 фотонов. Клетки же сетчатки человека могут обрабатывать до 10 миллиардов фотонов при динамическом диапазоне длины волны от 380 до 750 нанометров» Одним словом, мы можем погружаться в тему еще очень долго, и каждый шаг вглубь будет говорить только в пользу бытия Великого Художника, – только Ему под силу создать такое «обыкновенное чудо».

http://radonezh.ru/monitoring/ukho-slysh...

16. Лев, гонясь за добычею для своего чрева, делается пленником: и чревоугодник унижается для удовольствия чрева. 17. От множества снедей грубым делается ум, а доброе воздержание очищает его. 18. Человек упивающийся и раздражительный возмущает души братий, и посрамление его постоянно при нем. 19. Человек, выпивающий вечером, делает и говорит, что не должно, и по утру раскаивается; но если опять сыщет вино снова поступает также. 20. Не пей вина до упоения, хотя упрашивают тебя находящиеся с тобою друзья: ибо если одолеет тебя вино, то упрашивавшие тебя прежде всех соблазнятся тобой. 21. Чревоугодник трудится и крушится о том, как наполнить чрево свое яствами, а когда поел, мучится во время пищеварения; воздержание же сопровождается здравием и трезвостью. 22. Монах чревоугодник заботится о многом, а воздержный подобен серне в поле. 23. Не заботься, монах, о чреве, и будешь иметь покой. 24. Всех дров в лесу не достаточно для насыщения огня; так ненасытима плоть, как ее ни довольствуй. 25. Упивающийся пастырь не упасет вверенных ему овец, а сонливый и сам сделается добычею зверей. Ибо «терния прозябают в руки пианицы» ( Прит. 26, 9 ), а душа воздержного припадает к Богу. 26. Воздержание есть нрав терпения. 27. Не пей вина до упоения в угождение людям; ибо тогда будет тебе великий стыд, когда найдут тебя упившимся. 28. Вкусил ты хлеба и насытился! Воздай славу Богу, напитавшему тебя. А если хочешь довольствовать тело свое малым, воздай славу укрепившему тебя Богу, и не говори перед всеми: «не съел я и такой-то доли хлеба». – Что придаешь этим себе? – Не осуждаешь ли только едящих и благодарящих? 29. Монах чревоугодник называет пост временем печали, а воздержный и в посте не смотрит угрюмо. 30. Воздерживаться сверх меры, как думаю, не похвально: и пренебрегать должным воздержанием не полезно. Как долговременное уклонение от установленных снедей производит расслабление и недостаток сил к служению, так пресыщение яствами подвергает осуждению. Сказано: «горе вам, насыщенным ныне, яко взалчете» ( Лук. 6, 25 ). Сверх того невоздержный от неумеренности впадает в плотские страсти. Посему благочестно и надлежащим образом надобно управлять телом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Господь не оставит преподобных своих: потому что справедливость требует не оставлять не оставляющих Его. А преподобным теперь называет праведника, или добродетельного. Во век сохранятся; беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится. Преподобные, говорит, или праведные люди будут сохранены в настоящем и будущем веки; а беззаконные будут изгнаны из настоящих и будущих благ; и семя, то есть, дети нечестивых будут истреблены, как мы сказали выше в 26-м стихе сего псалма, при изъяснении слов: и семя его во благословение будет   Слова Великого Василия : Семенем нечестивых называются не только получившие бытие от прежде бывших, но и дающие начало потомкам. Злым семенем—сам от себя может быть тот, кто сам первый наставник во зле, также—кто научен злыми учителями. Истребление злых детей бывает на пользу родившему их отцу. Итак, слова сии содержат скрытое человеколюби, что когда истребится семя нечестивых, то будет жить семя правды. А беззаконными называются или совершенно чуждые божественных законов, или отступники от оных; грешниками же—согрешающие произвольно, по получении знания истины.   29. Праведницы же наследят землю, и вселятся во век века на ней. И об этом сказано в 9-м ст. сего псалма, при изъяснении слов: терпящие ради Господа наследуют землю; и в словах 18 ст. и достояние их будет во век, Псалмопевец повторяет то же самое, чтобы частым повторением тверже напечатлеть напоминание их в душах слушателей. 30. Уста праведного поучатся премудрости. С великим удовольствием повествует Божественный Давид о добрых делах праведников: это он делает для поощрения людей к подражании им. Уста, говорит, праведного будут изучать мудрость, заключающуюся в святых писаниях. И язык его возглаголет суд. Судом Его называет Давид здесь находящейся в законах Божиих праведный суд, который изрекает язык праведного. Или судом называет рассудительное слово; потому что праведный не говорит необдуманно что ни придет (на мысль): ибо язык праведного, говорит, есть огнем испытанное серебро (Прит.10, 20)   Слова Б.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

4:33,34 Тайные учения Иногда еврейские учителя (как и другие древние мудрецы) располагали эзотерическими знаниями, которые они могли передать только ближайшим ученикам, поскольку эти знания не предназначались для широкой аудитории. Народ не мог постичь сокровенную сущность Иисусова Царства до тех пор, пока не раскрылась тайна Его мес-сианства (см. введение к данному коммент.). 4:35–41 Господь-Творец Обращение к спящему пророку с целью заручиться его молитвами в минуту опасности могло напомнить ученикам и первым слушателям Ион. 1:5,6 , хотя, по сравнению с Ионой, Иисус выступает здесь в совершенноиной роли. Древние языческие мифы повествуют о могущественных индивидуумах, способных покорять даже природные стихии, но это почти всегда были боги или герои далекого прошлого. Евреи верили, что природными стихиями, в том числе ветром и морем, управляют ангелы, которые, однако, подчиняются некоей высшей силе. Согласно иудаистской традиции, власть над ветром и морем принадлежит Самому Богу( Пс. 106:29 ; ср.: Ион. 1:15 ), поэтому нетрудно понять изумление учеников при виде могущества Иисуса. На озере, получившем название Галилейского моря, бури часто возникали внезапно, и рыбаки, обычно промышлявшие вблизи Капернаума, были не готовы к плаванию в открытом море. Единственным местом, где можно было отдохнуть в небольшой рыбацкой лодке, когда ее захлестывали штормовые волны, было возвышение на корме, на деревянном или покрытом кожей сидении рулевого или на подушке, котораяобычно лежала под сидением. Крепкий сон Иисуса во время бури свидетельствует о непоколебимости Его веры ( Пс. 4:9 ; ср.: 4Цар. 6:16,17,32 ; Прит. 19:23 ); в некоторых греческих историях подлинность веры философов в их собственные учения о невозмутимости проверялась во время бури. 5:1–20 Победа над легионом бесов Иисус укрощает одержимого, которого никто не мог связать (5:3,4; ср.: 3:27). 5:1. Гадара, или «страна Гадаринская», которая в Мф. 8названа «страной Герге-синской» (•? разночтения в греческих манускриптах; общее между этими географическими названиями то, что они относятся к местности на противоположном Галилее берегу озера), – город примерно в 6 милях к юго-востоку от озера. И Гераза, и Гадара расположены в районе Десятиградия, где преобладало нееврейское население, и Марк, по-видимому, допустил неточность, поскольку писал для читателей, которые жили вдали от этих мест и были мало знакомы с географией Сирии-Палестины, в отличие от читателей Матфея.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Я знаю, что мудрые мира сего склонны презирать тех, кто считает их безумцами, — но это истинно так: более мудрые этого мира являются и более безумными в Божьих очах, и чем более они упорствуют на своем пути, тем более они безрассудны. Когда Соломон стал вероотступником, он сказал впоследствии, что предал свое сердце безумию и глупости (Еккл.1:17; 2:12). И когда он обратился к тому, чтобы изучить, что же есть человек падший, он стал исследовать, что такое безумие, невежество и глупость (Еккл.7:25–29). Разве не сказано в Писании, что когда иудеи рассердились на Иисуса за то, что Он сделал доброе дело в субботу, их гнев проистекал от того, что они пришли в бешенство, (в английском оригинале — «безумие» — прим. ред.) (Лук.6:11)? Не говорит ли нам очень ясно также и апостол Павел о том времени в его жизни, когда он противился Христу, Евангелию и святым, что делал он это в состоянии наивысшей степени безумия? «…в чрезмерной против них ярости (в английском переводе — „безумии“ — от ред.), преследовал даже и в других городах» (Деян.26:11). Если эту ярость называть безумием, тогда как много людей в наши дни необходимо назвать такими же безумными, хотя они и считают себя трезвыми людьми? Они восстали против самих себя, положившись на свой собственный ум; они восстали против своего собственного счастья; они пригрели и вскормили василиска или ехидну на своей собственной груди. Они избрали для себя пути, на которых большими буквами начертано, что они ведут к смерти и проклятию, ибо «конец их путь к смерти» (Прит. 16:25). Они раздражаются, когда кто-то предпринимает усилия, чтобы вытащить их из греховного рва, и скорее предпочтут лежать и умирать там, чем идти к Богу через Христа ради того, чтобы спастись от грядущего на них гнева Божия. Да, они так безумны, что самого трезвого и здравомыслящего, самого богобоязненного, самого святого Человека называли бесноватым и безумным (Иоан. 10:20); более искреннего, чем они, и стремящегося к обретению вечной жизни, более духовного и более стремящегося привести к спасению других — они почитали безумствующим (Деян. 26:24). Не является ли все это признаком безумия, совершенного безумия? И, тем не менее, такими безумцами являются многие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010