5:39 . Удар в правую щеку считался самым большим оскорблением в Древнем мире (помимо тяжких телесных повреждений) и во многих культурах приравнивался к преступлениям, караемым законами воздаяния; как еврейское, так и римское право допускало судебное преследование за это оскорбление. Подобному унижению подвергались и пророки ( 3Цар. 22:24 ; Ис. 50:6 ). 5:40. Самые бедные люди в Римской империи (напр., большинство крестьян в Египте) имели только нижнюю и верхнюю одежду, а потому кража рубашки могла служить причиной судебного разбирательства. Хотя условия жизни в Палестине I в. были вполне терпимыми, этот стих может указывать на то, что лучше лишиться всего имущества, даже (в гиперболическом смысле) одежды, чем заводить тяжбу в суде. Иисус дает этот совет, несмотря на то что, по еврейскому закону, возвратить одежду было совсем несложно; кредитор не имел права брать в залог ни верхнюю одежду, которая могла служить ночью единственным покрывалом, ни рубашку ( Исх. 22:26,27 ). 5:41. Римские воины на законном основании могли использовать труд, рабочий скот или имущество местных жителей (ср.: Мк. 15:21 ). Хотя подобное принуждение редко имело место в Галилее, в других местах оно было широко распространено, поэтому пример непротивления и преданного служения угнетателям не мог не вызвать у слушателей Иисуса величайшего удивления. Еврейскую религиозную верхушку устраивали существующие отношения с Римом, но революционно настроенные умы хотели поднять мятеж против римлян. В этот период все палестинские евреи мечтали о национальной независимости, но не все были революционерами. Однако в 66 г еврейская Палестина была вовлечена в войну, и в 70 г благоразумие позиции Иисуса стало очевидным: Рим одержал победу, а еврейский народ, приведенный мятежниками к поражению, был сокрушен. 5:42. Нищих было очень много. Библия подчеркивает необходимость помощи нуждающимся ( Втор. 15:11 ; Пс. 111:5,9 ; Прит.21:13 ). Бог восполнит нужды тех, кто помогает бедным ( Втор. 15:10 ; Прит. 19:17; 22:9; 28:8 ).Библейские законы против ростовщичества, и особенно о даче взаймы накануне «года прощения» ( Втор. 15:9 ; каждый седьмой год долги должны были прощаться; ср.: Лев. 25 ), согласуются с предписаниями Иисуса, но Он идет дальше, призывая к бескорыстному даянию (особенно Лк. 6:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

В большинстве обвинительных речей Иакова используется «ветхозаветная форма пророчества о суде, которая обнаруживает свои параллели и в ряде произведений еврейской мудрости, и в «апокалиптических текстах. Отличие его речей, в которых он обличает богатых, от призывов к насилию, которые он сам осуждает (1:19,26; 3:1–12; 4:11), в том, что он обращается к суду Божьему, а не к человеческому возмездию (4:12; ср.: Втор. 32:35 ; Прит. 20:22 ). Его «пророчество было своевременным, поскольку несколько лет спустя, во время восстания против Рима, вся иудейская знать была практически уничтожена. 5:1. Призывы плакать и рыдать здесь являются просто обычным риторическим приемом, который означает: «У вас будут причины плакать и рыдать» ( Иоил. 1:8 ; Мих. 1:8 ; ср.: Иак. 4:9 ). О выражении «послушайте» см. в коммент. к 4:13. 5:2. Одежды в древности в первую очередь указывали на богатство; многие крестьяне имели только одну смену одежды. 5:3 . Некоторые древние писатели высмеивали скопидомство, приверженность к накоплению богатства и указывали на его тленность. О «ржавчине» и «моли» (ст. 2) см. в коммент. к Мф. 6:19 . Как часто отмечалось в еврейских источниках, богатство – это тщета, ничто, в виду неизбежно надвигающегося суда Божьего. 5:4 . Закон Моисея запрещал удерживать плату у работников, даже ночью; если обманутый работник взывал к Богу, Бог мог вступиться за него ( Втор. 24:14,15 ; ср., напр.: Лев. 19:13 ; Прит. 11:24 ; Иер. 22:13 ; Мал. 3:5 ). В Ветхом Завете также само зло, содеянное против бедного, могло вопиять к Богу ( Быт. 4:10 ). В Палестине в I в. многие поденные работники ежедневно зависели от заработанных денег, на которые они могли купить пищу для себя и своей семьи; если они не получали платы за день, то оставались голодными. Доход от сельского хозяйства, который получали живущие вне своих поместий землевладельцы, был таким высоким, что деньги, которые они выплачивали своим работникам, по сравнению с ним были ничтожно малы. Хотя богачи поддерживали общественные строительные проекты (в ответ на воздаваемые им почести), они менее всего стремились достойным образом оплачивать труд наемных работников. Иудейские учителя уже в начале II в., или даже ранее, отмечали, что богатые хозяева обворовывали бедных даже в том, что лишали их возможности собирать оставшиеся на поле после жатвы колоски (см.: Лев. 19:9,10; 23:22 ; Втор. 24:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

В частности, попечение Божие о человеке выражается в том, что Господь промышляет: 1) о целых царствах и народах; 2) о частных лицах, каждом порознь, и 3) преимущественно о праведниках. Бог промышляет о царствах и народах. Священное Писание излагает эту истину весьма раздельно, когда говорит: 1. Что Бог есть великий Царь над всею землею (Пс. 46:3,8; 94:3), что Он воцарился над народами , (Пс. 46:9), Владыка над народами ( 21:29), очи Его зрят на народы (65:7), управляешь на земле племенами (66:5). 2. Что Он - а) сам поставляет царей над народами: Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет (Дан. 4:22,29; срав. Сир. 10:4); низлагает царей и поставляет царей (Дан. 2:21) , каждому народу поставил Он вождя (Сир. 17:14; срав. Прем. 6:1—3); 6) поставляет, как видимых наместников своих в каждом царстве: Я сказал: вы — боги , говорит Он им, и сыны Всевышнего — все вы (Пс. 81:1—6; срав. Исх. 22:28); в) и с этою целью дарует им от себя державу и силу (Прем. 6:3), славою и честью увенчал его (Пс. 8:6), святым елеем своим помазует их (Пс. 88:21; срав. 1 Цар. 12:3—6; 16:3; 19:16; 24:7; Исаии 41:1), так что с того дня и после почивает на них Дух Господень (1 Цар. 16:11—13); г) сам же, наконец, и управляет через царей земными царствами: Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду (Прит. 8:15). Сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его ( Прит. 21:1). 3. Что Он - а) поставляет через Помазанников своих, и все прочие, низшие власти: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены (Рим. 13:1); Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым (1 Петр. 2:13—14); б) и поставляет, как слуг своих, для устроения счастья человеческих обществ: начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые ( Рим. 13:3—6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Следовательно, напрасно стал бы кто-нибудь искать в ней что-либо самостоятельное, творчески выработанное разумом; в ее содержании, духе и характере выражается одно лишь отрицание того, что открывает людям сам Бог . Если же таким образом мудрость человеческая состоит в одном отрицании истины Божией и противлении ей, то каждый согласится, что лучше дать место в своем разуме истине Божией, нежели соделать его вместилищем всякой лжи и заблуждения, ибо последствия, к которым приводят заблуждения своих пленников, мы уже видели. Напиши, человек, слова премудрости и на широте твоего сердца! Когда слышим, что премудрость выше и драгоценнее всех сокровищ мира, что она совмещает в себе все богатства и блага жизни ( Прем.7:11 ; Прит. 3:15–16 ), то не сузим своих представлений о ней до того, будто все, сделавшиеся в известной мере причастниками ее, получали бы непременно в свое обладание богатство и сокровища земные. Если бы эти сокровища приходили непременно ко всякому с самою премудростию, то она сделалась бы средством для людей приобретать богатство тленное и земное. Мы должны любить мудрость потому единственно, что она есть мудрость, которая ни с чем несравненна; должны искать ее потому, что она в своей деснице держит долгоденствие и жизнь, а в шуйце ее – богатство и слава ( Прит. 3:16 ). Довольно для нас, чтобы возлюбить ее всею широтою сердца, и того одного, что сама премудрость обладает всеми сокровищами и драгоценностями мира, которые произведены ее смыслом и художеством. Потому она сама знает, кому, когда и в какой мере уделить от своих сокровищ! Мы должны быть вполне уверены со своей стороны в том, что все преданные ей своею душою и сердцем, не останутся в лишении и не обманутся в своих упованиях на те великие обещания, которые она изрекает им. Какая это премудрость и как нужно понимать ее, знает тот, кто искренно внимает ее словам, и с кем она беседует языком нежно любящего отца: «Слыши, чадо, и приими волю мою, и не отвержи совета моего: и введи нозе твои во оковы ея и в гривну ея выю твою: подложи рамо твое и носи ю, и не гнушайся узами ея: всею душею твоею приступи к ней и всею силою твоею соблюди пути ея. Изследи и взыщи, и познана ти будет, и емься за ню не остави ея: на последок бо обрящеши покой ея, и обратится тебе на веселие. И будут ти пута ея на покой крепости и гривны ея на одеяние славы... во одежду славы облечешися ею, и венец радости возложиши на ся» ( Сир. 6:24–32 ). Если мы в этих словах мудрости не слышим сладчайшего голоса, который должен быть вожделеннее для нашего чувства всякого звука, издаваемого сребром и золотом, то мы недостойны ее; она не наша собственность, а достояние тех, которые с апостолом Павлом считают все за тщету и уметы, только бы приобрести превосходящее разумение, которое открывает мудрость любящим ее ( Филип. 3:8 )!  

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Утешай малодушных; будь сострадателен к немощным, подай чашу студеной воды жаждущему, дай уломок хлеба алчущему. Что имеешь у себя, и чем Он наделил тебя, то и приноси Ему; ибо и двух лепт вдовицыных не отверг Христос. Чего Илия просил у вдовицы? Не воды ли мало в сосуде, и не укрух ли хлеба? И восстав Илия, иде в Сарепту Сидонскую, и прииде ко вратом града. И се тамо жена вдова собираше дрова. И возопи Илия вслед ея, и рече: принеси ныне ми мало воды в сосуде, и испию. И иде взяти, и возопи вслед ея Илия, и рече: приими убо мне и укрух хлеба в руце своей (3Цар.17:10.11). Видишь, возлюбленный, что служило к пропитанию святым Пророкам? Воды мало и укрух хлеба, и то еще с нуждою; ибо все их попечение было о благах, уготованных им на небесах. И мы, возлюбленные братия, возлюбим путь святых. Пока есть еще у нас время, сотворим Ему прекрасные плоды покаяния. Не утратим времени удобного к покаянию. Не будем увлекаться мечтами мира сего; не станем входить в связи с людьми, которые небогобоязненно делают дела свои, и не поревнуем делам небрегущим о своем спасении. По изречению Апостола, тлят обычаи благи беседы злы (1Кор.15:33). И у другого говорит: Имися моего наказания, не остави, но сохрани е себе в жизнь твою. На пути нечестивых не иди, ниже возревнуй путем законопреступным: на нем же аще месте воя соберут, не иди тамо: уклонися же от них, и измени. Не уснут бо, аще зла не сотворят: отъимется сон от них, и не спят. Тии бо питаются пищею нечестия, вином же законопреступным упиваются. Путие же праведных подобны свету светятся: предходят и просвещают, дондеже исправится день (Прит.4:13-18), И еще говорит: не бывай друг мужу гневливу, и со другом жестокосердым не соводворяйся: да не когда научитися путем его, и приимеши тенета души твоей (Прит.22:24.25). И еще у другого говорит: Сии суть источницы безводни, мглы от ветр преносими, имже мрак темный во веки блюдется. Прегордая бо суеты вещающе, прельщают в скверны плотския похоти, отбегающих от словес правых и живущих во лжи. Свободу им обещавающе, сами раби суще тления: имже бо кто побежден бывает, сему и работен есть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/835/...

23:41. Великолепное ложе. Иерусалим изображается в образе блудницы, как в Прит. 7:10–23 . Соблазнительница завлекает своих любовников на ложе, используя благовонные курения и сладкие речи. До эллинистической эпохи все упоминания о ложе связывались со спальней (см.: 2Цар. 4:7 ; Пс. 6:7 ), а не с банкетным залом. 23:41. Благовонные курения и елей на столе. Блудница-Иерусалим использовала благовонные курения для окуривания своей спальни (см.: Песн. 1:3; 4:10 ) и умащала тело и волосы благовонными маслами ( Есф. 2:12 ). Аналогичные картины знакомы нам по египетской любовной лирике, образцы которой найдены археологами в Луксоре, в храме Карнак. 23:42. Пришедшие из пустыни. Возможно, речь идет об арабском племени, которое в ряде переводов названо «савеями» (см.: Иов. 1:14,15 : Иоил. 3:8 ), либо просто о пьяных вождях небольших кочевых племен, что подчеркивает пренебрежительное отношение к блуднице, которая опустилась до связи с разбойниками и чужеземцами. 24:1–27 Притча о кипящем котле 24:1. Хронология. Если исходить из того, что Седекия вступил на престол в 596 г. до н. э., то начало осады Иерусалима войсками Навуходоносора приходится на 5 января 587 г. до н. э. (десятый день десятого месяца [тебеф] девятого года; по другому счислению – 15 января 588 г. до н. э.). 24:3. Кипящий котел. Котел обычно представлял собой глиняный сосуд с широким горлом, хотя иногда он был медным (ст. 11). В храме же использовались лишь серебряные или золотые сосуды. Котлы были разных размеров, их могли ставить на открытый огонь или на плиту, иногда на подставку из «трех камней», как в 4Цар. 4 (•£ в русской Библии это выражение отсутствует). Об использовании посуды для приготовления пищи как составляющей пророческого предвидения см. Иер. 1:13 . 24:6. Накипь в котле. Накипь, вероятно, образовалась в процессе варки мяса. Жребий обычно бросали, чтобы определить, какие куски оставить для храма. Но в данной метафоре испорченными и негодными для священных целей признаны даже отборные куски мяса. 24:7. Пролитая кровь. Поскольку в крови жизнь, израильтянам запрещалось употреблять ее в пищу. См. коммент. к Втор. 12и Лев. 17:11,12 . Однако здесь речь идет не об этом, а о том, что кровь осталась на голой скале. Когда проливалась кровь животного, она должна была покрываться землей ( Лев. 17:13 ). Оставшаяся на поверхности кровь «взывала» к отмщению ( Быт. 37:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

24:2. Межи передвигают. Перемещение пограничных знаков считалось страшным преступлением ( Втор. 19:14 ; Прит. 23:10 ). Межи служили защитой семейной собственности (обычно земли). В Месопотамии пограничные камни вписывались в перечень собственности, и преступники, которые осмеливались передвигать эти вехи, подвергались страшным проклятиям. Обычно эти проклятия представляли собой подробные описания болезней, которые поразят преступников. Как ни парадоксально, именно благодаря этим описаниям нам удалось многое узнать о понимании заболеваний в Древней Месопотамии. 24:9. Отторгают от сосцов. В Месопотамии детей иногда брали в залог как гарантию оплаты долга или просто забирали в счет неоплаченного долга. Однако это считалось делом незаконным. См. также коммент. к Иов. 17:3 . 24:11. Процесс изготовления оливкового масла. Возможно, использованное здесь слово (shur) относится к стенам, образующим террасы на склонах холмов, где выращивали оливковые деревья, хотя некоторые исследователи полагают, что речь идет об оборудовании, необходимом для изготовления оливкового масла. В пещерах Марешы найдены двадцать две давильни, которые позволяют более детально рассмотреть этот процесс. Вначале ягоды растирались в каменном бассейне вращающимся чечевицеобразным камнем, после чего тростниковые корзины с получившимся месивом помещали в высеченные в камне углубления, где масло отжималось при помощи подвешенного на брусьях груза. Одно из аккадских слов для обозначения тростниковой корзины – shuru. 24:11. Точила. Здесь говорится о той стадии изготовления вина, когда виноград топчут ногами в давильнях, откуда сок стекает в чаны. Точила были найдены археологами в Палестине. Они обычно представляют собой квадратные или круглые ямы в скальной породе или вырытые в земле, оштукатуренные или выложенные камнями. Виноград помещали в такую яму и топтали его, а сок стекал в расположенную ниже емкость (чан), где происходил процесс брожения. 24:17. Ужасы смертной тени. Использование выражения «цари ужаса» в 18:14 и контекст, в котором этот термин встречается в Иез. 27и 28:19, позволяет полагать, что слово «ужасы» может относиться к духам мертвых, которые, как считали, обитают в преисподней. 25:1–6 Третья речь Вилдада

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Автору книги хорошо известны те противоречия, над которыми заумывались Иов и Екклесиаст. Он считает, что они отчасти находят свое объяснение в солидарном характере ответственности за них (3,11; 41,7; 23; 24–25). Кроме того, «исходя из своей веры праведливость и в милосердие Божие, сын Сирахов утверждает, невозможно судить о счастье человека до его смерти (11:28), потому не следует спешить высказывать суждений о делах Божиих, то, что на первый взгляд представляется как дело злого слуги, может впоследствии оказаться делом благого Промысла (18:9). И при этих разъяснениях Иисус сын Сирахов признает, что тайна остается тайной и, подобно Иову, призывает верующего читателя смиренно пред нею преклониться (33:24–25)» 229 . Иисус сын Сираха не раз ссылается на факты прошлого и даже временные события, и «вводит историю в орбиту внимания хохмической мысли; он прямо отправляется от соображений исторического характера в построении своей философии о жизни и о мире. Но еще замечательно то, что он первый среди хакамим, поставивший вопрос о метафизической природе зла. Здесь он, отправляясь от показывает, что зло не от Бога, что оно появилось тогда, когда человек отвернулся от Бога и потому категорически связывает факт существования смерти с грехом (25:27; 40:8–10; …1:3–4 и т.д.)» 230 . Автор книги замечает, что сам Бог излил ее на все дела вой и на всякую плоть по дару своему и особенно наделил ею любящих Его (1:9–10). Здесь, пребывая в линии Притчей 231 , автор представляет Премудрость как некий харизматический дар промыслительно сообщаемый Богом людям. Далее, отождествляя вместе с Прит.1 и с Иов.28 , религиозно-практический аспект Премудрости со страхом Ягве, а вместе с Торой, сын Сирахов утверждает, что она находит свое конкретное выражение в исполнении традиционных Моисеевых заповедей (24:25). Он следует Втор.4:6–8 , где Израилю обещается особая слава перед другими народами по причине его мудрости, обусловленной исполнением закона. Таким образом, все древнее священное наследие Израиля открыто входит у сына Сирахова в поле обозрения хохмической мысли. Он с любовью говорит о храмовых жертвах (44:20; 38:11), о подати на храм и об мщениях (34:25), восхищается Храмовым богослужением (50:5–…) и вдохновляется постановлениями закона в своих советах о идеальных взаимоотношениях (19:17). Всем этим Иисус сын Сирахов свидетельствует, что Премудрость составляет особую привилегию Израиля, как избранного Народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Примечания. 32 Слова сегодня и завтра не следует понимать в том же смысле, как в Исх. 19:10,11 или Ос. 6:2 , где «два дня» – это короткий промежуток времени перед кризисом (третий день). Иисус говорит о решимости продолжать Свое дело, пока не придет время Его подвига (ср.: 2Тим. 4:7 ). 33 Повторяется мысль о предопределенном времени Его миссии. 34 Слова сколько раз подразумевают, что Иисус посещал Иерусалим больше одного раза. 35 Благословен… перекликается с 19:38, но относится ко второму пришествию. 14:1–24 Иисус на обеде у фарисейского начальника 14:1–6 Больной водянкой. Трапеза после субботнего богослужения в синагоге давала Иисусу возможность произнести проповедь, во время которой Он использовал образ пира. Однако сначала Он исцелил человека, страдающего водяной болезнью (когда отдельные части тела распухают из–за скапливания жидкости в тканях). Это чудо вызвало гнев у враждебно настроенных свидетелей, потому что оно было совершено в субботу. Иисус объяснил, что Его поступок не отличается от действий тех, кто спасает от гибели скот, упавший в колодезь. Эта история по смыслу напоминает притчу, рассказанную ранее в 13:11–17, и вполне возможно, что изначально эти две истории рассказывались вместе (подобно двум притчам в 13:18–20). Однако здесь Иисус проявил сострадание не к званому гостю (ср.: ст. 13,21), а к несчастному, который, видимо, дожидался Иисуса при входе в дом. В стихе 5 в одной из лучших рукописей стоит «сын», но в остальных читаем «осел», что больше подходит по смыслу. То, что Иисус здесь считает вполне допустимым, ортодоксальным иудейским законом было запрещено в соответствии с более строгими правилами Кумранской общины: «Пусть никакому животному не оказывается помощь в родах в течение Субботнего дня; и если оно упадет в яму или колодец, пусть его не вытаскивают оттуда в течение Субботнего дня» (Дамасское правило 11:13,14). Вероятно, Иисус имел в виду, что раз люди хотели помочь животному, то тем более захотели бы помочь человеку. 14:7–11 Почетные места. Наставление Иисуса здесь – не просто хороший совет о поведении в обществе, как в Прит. 25:6,7 . Как всякая притча, оно имело духовное значение. Брачный пир был известным символом Царства Божьего и небесного блаженства (15). Притча основана на знании практики рассаживать за столом гостей в зависимости от их положения в обществе. Самые важные гости прибывали последними, и тогда не столь знатные гости должны были пересесть на менее почетное место, приличествующее им. Гораздо лучше вести себя скромно и ждать, пока тебя пригласят на более почетное место. Ибо Господь возвышает смиренных и унижает гордых. (Пассивная форма глаголов унижен будет и возвысится [Господом] в стихе 11 используется, когда действующим лицом является Господь.) Конечно же, речь здесь идет не о притворстве, когда занимают менее почетное место специально для того, чтобы при всех быть приглашенными на место более почетное.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В древнем иудаизме понятие «имя» использовалось в столь разнообразных, частично совпадающих значениях, что контекст говорит нам здесь больше, чем культурно-исторический фон. В Ветхом Завете «имя» часто означает доброе имя или славу, и когда Бог действовал «ради имени Своего», Он защищал Свою славу. Ветхозаветные герои действовали «именем Божьим», когда выступали в качестве представителей Бога,исполняющих поручение от Его имени ( Исх. 5:23 ; Втор. 18:19–22 ; Иер. 14:14,15 ), по Его повелению ( Втор. 18:5,7 ), с Его помощью ( Пс. 117:10,11 ; Прит. 18:10 ) или при совершении чуда ( 4Цар. 2:24 ). (Раввины, передавая из поколения в поколение предания «именем» других раввинов, подразумевали лишь то, что они цитировали труды предшественников, на чьих именах зиждется авторитет традиции.) В молитве призвание божественного имени было просто обращением ( 3Цар. 18:24–26,32 ; 4Цар. 5:11 ; Пс. 9:3; 17:50 ). В Ветхом Завете и в позднейшем иудаизме «Имя» иногда было формой почтительного иносказания, позволяющего избегнуть произнесения слова «Бог». Нечто подобное означает «имя» и в данном контексте: Иисус ответит тем, кто заботится о Его славе и, выступая от Его имени, не искажает Его весть, т. е. тем, кого действительно можно назвать Его полномочными представителями. В этом нет ничего общего с языческим использованием имен в магии, сущность которой заключается в манипулировании потусторонними силами ради достижения собственных целей. 14:15. Здесь Иисус обращается к другой ветхозаветной концепции (напр.: Исх. 20:6 ; ). В Иез. 36дар Духа дает народу возможность соблюдать заповеди ( Ин. 14:16 ). 14:16. Вопрос о происхождении образа Духа- " Утешителя» вызывает споры, но, возможно, он имеет отношение к правовой сфере: одно из значений этого понятия – «защитник», «ходатай»; см. коммент. к 16:8–11. В иудаистских описаниях Божьего небесного суда ангелы и божественные атрибуты могут быть как обвинителями, так и защитниками, но сатана всегда выступает в роли главного обвинителя, а Бог (или Его первейший атрибут – милость, олицетворением которой был архангел Михаил) защищает Израиль. Здесь Дух представлен как «другой» защитник, подобный Иисусу (ср.: 9:35–41, где Иисус защищает человека, отлученного от синагоги, и обвиняет его обвинителей); иудаизму также не чужда идея о «преемнике», который продолжает дело своего предшественника.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010