Извращение супружеского акта любым способом искусственного предотвращения зачатия (контрацепция) ( Быт.1:28 ; Еф.5:31 ; Быт.38:9-10 , Окружное послание епископата Элладской Церкви 1978 г.). VIII. He укради  Воровство – тайное похищение чужой вещи ( Исх.20:15 ). Если речь идет о незначительном воровстве (например, ребенок ворует конфеты или мелкие деньги), то оно становится тяжким грехом при условии , что оно соединено с намерением нанести человеку (организации) ущерб. Вообще, воровством (кражей) является то, что считается таковым государственным законодательством. Следует заметить, что, как говорит святой Августин, « пока человек не вернет то, что им было присвоено, его грех не будет прощен ». Грабительство – насильственное незаконное отнятие чужой вещи ( 1Кор. 6:10 ) Похищение людей с преступным умыслом ( 1Тим.1:10 ) Вымогательство – незаконное присвоение чужой собственности и чужого труда, сопровождаемое угрозами. Мошенничество – хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов Неисполнение обещанного по договору или по завещанию (если это не противоречит заповедям Божиим и справедливым государственным законам) Сокрытие вора, грабителя, мошенника от правосудия Святотатство – присвоение того, что посвящено Богу и что принадлежит Церкви, а также простое употребление этого на обычные нужды ( Рим.2:22 ) Симония – покупка или продажа духовных благ ( Деян.8:20 ) Взяточничество ( Прит.17:23 ) Тунеядство – 1) получение заработной платы при неисполнении служебных обязанностей; 2) длительное проживание совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда ( 2Фес.3:10 ) Уклонение от уплаты налогов и государственных пошлин ( Рим.13:7 ) Использование тяжелого положения людей для собственной наживы (например, продажа жизненно необходимых продуктов по слишком завышенной цене) ( 1Кор.6:10 )

http://azbyka.ru/idi-i-vpred-ne-greshi

Гл. 11. В 1-м стихе, кроме осуждения неправильного веса ( Прит.20:10 ; Лев.19:35–36 ) воспрещается всякий обман и всякий неправильный оборот в продаже, купле, равно во взаимных договорах и условиях. 3. Непорочность правых, как верный вождь, управляет и ведет их путем безопасным и благопоспешным в исполнении предприятий и дел; а развратность, по которой порочные стараются других обмануть и причинить им вред, самим им готовит опасность и вред 178 . 5. Мысль одинаковая с мыслью 3-го стиха. 6. Люди непорочные, трезвенные, воздержанные, собственною своею воздержанностью и благоразумным во всем самообладанием обеспечивают себя от разных сетей, или если впадают в исступление и напасть, то удобно и даже безвредно из оных выходят; но люди порочные, злонамеренные, которые ищут жить насчет других, и пользоваться коварно благами ближних, сим самым себя унижают, и подобно птицам, стремящимися на видимую приманку, впадают в сети и собственным своим вредным действием навлекают на себя поношение и гибель. 7. По переводу 70, без сомнения во избежание повторения одной и той же мысли в одном стихе, читается оный в двух противоположных мыслях: со смертью мужа праведного не погибает надежда его, а чаяние нечестивых, каким бы она могла похвалиться, погибает ( Прем.3:13 ) 179 . 9. Говорящий мирское, светское разумеется такой человек, который говорит не только речи безрассудные, неосновательные, но и противные чувству благочестивому, целомудренному; таковой очевидно развращая губит других; а благополезным знанием благочестивых наставляются на добро, и предостерегаются от зла. Посему порочный вредными речами, располагающими к порче нравов, при своем злонравии и других вовлекает в растление, а добродетельный своим благоразумием других и назидает и предостерегает от зла. 11. Чрез благословение праведных без сомнения разумеются и те блага, какими ущедряет их Бог ( Быт.39:5 ; Лев.25:21 ). И как блага, даруемые Богом, блачестивые употребляют и на созидание общего блага: то общество от благословения правых получает пользу и благоустройство. Но как во 2-м полустишии благословению благочестивых противополагается вредоносное действие на общество порочных: то чрез благословение добродетельных соответственнее речи разуметь добрые советы и благодетельные действия, коими споспешествуют добродетельные благу общества, каковое устами порочных разрушается, тогда как они сеют между гражданами раздоры, возмущают общественную тишину, коварными наветами умножают тяжбы и ложным свидетельством препятствуют правильности судебных решений. Таковыми и подобными действиями очевидно причиняют вред общественному благоденствию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

8, (1). Траян сказал: – Итак, не правильно ли говорил я вначале, что ты возмутил восток, чтобы не почитать богов? Игнатий сказал: – Ты негодуешь, царь, что мы убеждаем почитать не то, чему не следует поклоняться, а истинного Бога живого, Творца неба и земли, и Единородного Его Сына? Ведь только эта истинно исповедуемая и царственная (κρατοσα) религия гордится божественными и духовными догматами, (2) ваше же эллинское учение – безбожное многобожие, легко опровергаемое, непрочное, колеблющееся, ни на чем прочном не стоящее, так как «недоказуемое учение заблуждается» ( Прит.10:17 ).1475 Как же оно не исполнено всяких ложных словес, когда то утверждает, что всего в мире двенадцать богов, то предполагает большее число? (3) Траян сказал: – Я не могу более выносить твое хвастовство, поскольку ты ужасно бранишь нас, желая победить нас словоохотливостью. Итак, принеси жертву, ибо с нас довольно твоего красноречия. В противном случае я после новых пыток отдам тебя зверям. (4) Игнатий сказал: – До каких пор ты будешь угрожать и не исполнять объявляемого? Ибо я христианин и не приношу жертв лукавым бесам, но поклоняюсь истинному Богу-Отцу Господа нашего Иисуса Христа, просветившего мне свет ведения (ср. Ос.10:12 ), отверзшего очи мои для разумения чудес Его (ср. Пс.118:18 ). Его я благоговейно почитаю, так как Он есть Бог и Господь и Царь и «Единый сильный» ( 1Тим.6:15 ). 9, (1). Траян сказал: – Я истреблю тебя на железных решетках (κραβαττοπυαις)1476, если не раскаешься. Игнатий сказал: – Каяться, царь, хорошо в злом, а в добре – предосудительно: нам нужно стремиться к лучшему, а не к худшему. Нет ничего лучше благочестия. (2) Траян сказал: – Строгайте спину его крючьями со словами: «Повинуйся самодержцу и принеси жертву богам согласно постановлению сената». (3) Игнатий сказал: – Я боюсь постановления Божьего, глаголющего: «Не будет у тебя богов других, кроме Меня» ( Исх.20:3 ), и: «Жертвующий богам другим будет истреблен» ( Исх.22:19 ). Сенату же и царю, требующим противозаконного, я не повинуюсь, ибо законы говорят: «Не взирай на лицо сильного» (ср. Лев.19:15 ), и: «Не будешь с многими во зле» (ср. Исх.23:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

В псалме чередуются стихи с употреблением местоимения «они» (1–3, 5–7, 10–11) и «мы», «нам» (4, 8–9, 13). То, что случилось в прошлом с одними (1–3), отражается на тех, кто остался (4); грехи, которые вызывали гнев Божий раньше (5–7, 8), это и грехи наши (9). Бог не забудет ни своих хулителей (10), ни страдальцев (11), а мы, народ Его, будем возвещать Его славу (13). 1–5 Непреложный суд. Прежде всего ущерб нанесен Самому Господу. Его святой храм осквернен (1). При разграблении города все те, кто был посвящен Ему (рабы Его, 2) и кого Он возлюбил (святые Его), были уничтожены, и уже некому было исполнить последний долг по отношению к погибшим (3). В столь безысходной ситуации народ Божий стал еще и предметом насмешек окрестных народов (4). Действительно, страшно впасть в руки Бога живого ( Евр. 10:31 ). 5–9 Гневное осуждение. Поистине нечто необычное должно было послужить поводом для такого гнева! Но нет, просто грех: в ст. 8 говорится о грехах как следствии падшей, мятежной человеческой природы. 9 Грехи наши, то есть не только их грехи – тех, кто погиб при разрушении Иерусалима или был вывезен в Вавилон, – но и наши грехи тоже (9); и если мы не погибли подобно им, то только благодаря бесконечному долготерпению и милости Бога, Который грех ненавидит. Ст. 5–7 не следует понимать как протест огорченного и обиженного возникшей несправедливостью. Во всех горестных жизненных ситуациях, независимо от того, вызваны ли они гневом Божьим или составляют неотъемлемую часть непостижимого для нас провидения Божьего, мы прежде всего должны со смирением принимать постигшее нас, что и подразумевается в ст. 5. Но разве мы не должны также молиться о ниспровержении тех, кто беззастенчиво и жестоко использует нас ради своей выгоды и оставляет в руинах наши святыни (7)? Правильная позиция – предоставить возмездие Господу ( Прит. 20:22 ; Рим. 12:19 ) – включает в себя и молитву об уничтожении врагов, которые не перестают мучить народ Божий. 8 Не помяни нам – см.: Иер. 31:34 ; Мих. 7:18–20 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Иначе слышащий от тебя о том будет опасаться тебя, и по времени возненавидит тебя (19:8–9). Обличи друга, ежели худо говорят о нем; ибо, может быть, он того и не сделал; если же и сделал, то, чтоб впредь от того воздержался ( Сир.19:13 ). Обличи друга, ежели обвиняют его, что он говорил что-нибудь неприличное; ибо, быть может, он того и не говорил; а если и говорил, то, чтобы впредь не повторял того (14). Бросающий камнем в птиц разгонит их; и делающий другу своему оскорбительные укоризны разорит дружбу (22:22). Тот не достоин доверенности, кто открывает тайны, сладко говорит в глаза и дивится речам твоим; но после будет говорить иначе, и превратит слова твои (27:23, 25–26). Прикасающийся к смол очернится ею, и связывающийся с гордым человеком сделается ему подобным (13:1). Не давай взаем денег человеку, который сильнее тебя. Если же дашь, то почитай их погибшими (8:15). Не вступай в сообщество с человеком, который богатее тебя. Какая может быть связь у горшка с котлом? Когда они столкнутся, то горшок расшибется (13:2–3). Ежели зовет тебя человек сильный, уклоняйся от него; ибо он тогда еще больше звать тебя будет. Не навязывайся к ему, чтобы он не отказал тебе; но и не слишком отдаляйся от него, дабы он не забыл тебя (12. 13). Доколе ты будешь ему нужен, он будет пользоваться тобою; когда же ему нечего будет ожидать от тебя, оставит (5). Не люби пировать с винопийцами: ибо всякой любящий пьянство и мотовство, обнищает: ( Прит.23:20–21 ). Любящий пиры будет в бедности; любящий вино и масло никогда не обогатится (21:17). Ругатель – вино, виновник беспорядков – пьянство. Поставляющий в нем свое удовольствие, не будет мудрым (20:1). Умеренное употребление вина полезно для жизни человеческой; но что за жизнь, когда человек побеждается вином? ( Сир.31:31–32 ). Вино от начала сотворено веселить человека; а не пьяным его делать (32). С излишком питое вино производит горесть души, ссоры и бедствия: умножает буйство безумного, так что он спотыкается, лишается сил, и получает раны (34.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

17 О дивный Божий атлет… – Речь идет о самом юном из братьев. Которого царь пытался соблазнить обещаниями богатства и придворной карьеры ( 2Мак. 7:24 ). 20 Коль скоро человекоубийца -Отце Лжи… – Ср. Ис. 8:44 : «Ваш отце диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». 23 …ум его был как плавильная пещь. – В библейской традиции плавильня – символ испытания, ибо в ней металл отделяется от примесей (ср. Прит. 17:3 : «Плавильня – для серебра, и горнило – для золота, а сердца испытывает Господь»). Так проницательный ум отделяет истину от лжи. 29 Некогда юноша Иосиф обрел//опасный ков… – Имеется в виду библейская история Иосифа Прекрасного (ср. в этой книге коммент. к «Повести о Иосифе и Асененф»). Когда Иосиф был в Египте рабом вельможи Потифара, жена Потифара влюбилась в красоту Иосифа и требовала удовлетворить ее вожделение: Иосиф отвечал на соблазн твердым отказом. В конце концов жена Потифара, оставшись наедине с Иосифом, схватила его за одежду, так что ему пришлось бежать, оставив одежду в ее руках (поэтому Ефрем говорит, что Иосиф 2в наготе разрушил сеть»); эту одежду она предъявила в качестве вещественного доказательства. Обвиняя его в покушении на ее женскую честь (мотив Федры). См. Быт. 39:6–20 . 30 Два волка, старостию отягчены… – Имеются в виду два похотливых старца. Пытавшиеся соблазнить целомудренную Сусанну в саду ее муже, а затем оклеветавшие ее, но изобличенные правосудным Даниилом ( Дан. 13 ). Львенок – юный Иосиф. Телица – жена Потифара. 31 Исповедник – христианин, открыто исповедовавший свою веру во время гонений и подвергшийся за нее заключению и пыткам. Но не смертной казни (чем отличается от мученика). 33 Впавши в руки врагов чистоты,//чистоту свою они соблюли – В житиях девственных мучениц первых веков христианства нередко рассказывается, что причиной доноса была злоба отвергнутого жениха или блудника и что их, как Ирину, Липию и других, палачи отправили на поругание в публичный дом, где однако, им удавалось избегнуть всех домогательств. ПЕСНЬ НА ВЗЯТИЕ КРЕПОСТИ АНАЦИТ

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

27:7–11 Полезные лишения и бесполезная власть. В этом отрывке выясняется разница между отмеренным наказанием Израиля (7–9) и полнейшей катастрофой, которая сломит тирана (10–11). Начальное слово ст. 8 для нас неясно. LXX предполагает переводить его как военные действия. Другие варианты – это «мера за мерой», то есть метр за метром, галлон за галлоном или же «изгоняя прочь» (если «sa–sa» равнозначно нашему «кш–ш, кш–ш»), в вавилонский плен, на что намекает остальная часть стиха. Отказ от идолопоклонства (9) показан одновременно как условие (через это) и продолжительное следствие (плод) Божественного искупления (ср.: Прит. 16:6 ). Если плен сможет стать шагом на пути к этому, то он будет не напрасным. Укрепленный город (10–11) – это определенно противник (ср.: 25:2). Описание, данное в ст. 106–11а, может быть оттенено контрастным изображением возлюбленного виноградника из ст. 2–3. Ср. ст. 11б с 44:18–19; 45:6–7. 27:12–13 Собирание Израиля домой. Собирание урожая может происходить или в саду, или в поле, поскольку глагол трясти (буквально «бить») используется как для обмолачивания вручную зерна (28:27), так и для обивания плодов олив с верхних веток ( Втор. 24:20 ), так сказать, один к другому. Смысл здесь в том, что Господь тщательно собирает Своих верных, чтобы не пропал ни один из них (ср.: 40:26–27). Для Израиля, находящегося на родной земле (12), упор делается на том, что немногие будут отделены от общей массы (ср.: 10:20–23). Для рассеянных по чужим странам вострубит труба, призывая их домой (13). В Новом Завете показано, что в евангельском призвании уже соединились оба этих действия, отсев и спасение ( 1Кор. 1:23–24 ), как среди иудеев, так и среди язычников. Таким образом, эти два стиха показывают конечную победу Господа не как завоевание или новое созидание (как это может представиться), но просто как собирание народа и возвращение его домой. В конце концов, это самое главное (ср.: Отк. 7:9 ). 28:1 – 31:9 Ассирийский кризис: помощь Бога или помощь людей? 28:1–29 Отповедь насмешникам

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Им изрыгается из сердца срамословие и всякое пустословие, как поток грязной воды; им высказываем мы презрение к ближнему и проклинаем человека, созданного по образу Божию; и во всех грехах в первых участвует злой язык. Языком своим злоязычный губит ближнего своего; он исполнен у него смертоносного яда ( Иак.3:8 ). Посмотрим на людей, отчужденных от жизни Божьей, сидящих во тьме и тени смертной ( Мф.4:16 ); все речи их не что иное, как реки смертоносной воды, нередко они делаются шумные, и тогда, как свирепые волны покрываются пеною, так и их разговоры оглашаются срамною бранью. Посему, братия, будем безмолвствовать, – особенно, кто склонен к осуждению и раздражению; сему, как и братоубийцу Каину, говорит Господь: умолкни. Горе тому, – говорит Писание, – кто хранит в сердце своем гнев и над человеком, подобным себе, не имеет милости. Гнев же и ярость, как сказано, и сия суть мерзость; и муж грешник одержан ими будет ( Сир.27:33 ). – Чтобы не поддаться этому злу, ищущему всех поглотить, будем строго хранить молчание, когда грех сей наступает на нас; ибо хотя и мягок язык, но пронзает сердце, и язва язычная сокрушает внутренности ( Сир. 28:20 ). Так же, когда и злоязычный вооружится на нас, будем поступать, как и Давид, который говорил: положил устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною ( Пс.38:2 ). Оберегаться должно не только брани, но и споров и жалоб, как учит Писание: хранитеся от роптания неполезна ( Прем.1:11 ), – и кийждо искреннего своего не оскорби, и даже до века не воспротився глаголу Его ( Сир.16:28–29 ). Муж язычен не исправится на земли ( Пс.139:21 ), – сказал пророк Давид; посему муж мудрый водит безмолвие ( Прит.11:12 ). Безумный же, как сказано, умножает словеса ( Екл.10:14 ). Блажен, кто уподобляется Давиду, который говорил: да не возглаголют уста мои дел человеческих ( Пс.16:4 ). Ибо человек премудр умолчит до времени; а умножай словеса мерзок будет ( Сир.20:7, 8 ). Обуздываяй язык тихо – мирно поживет; и ненавидяй велеречие умалит порок ( Сир.19:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

6:8 . В древней литературе обычно «пища и одежда» считаются насущными нуждами, даже для киников и беднейших слоев населения (киники и большинство крестьян довольствовались одной сменой верхнейодежды). О «довольстве» см. в коммент. к 6и Флп. 4:11 . 6:9 . Американцы, принадлежащие к среднему классу, рассматривают понятие «богатый» иначе, чем первые читатели Павла. В условиях бедности большей части людей в древнем Средиземноморье люди среднего класса Северной Америки считались бы «богатыми». Как и многие писатели своего времени, Павел обращается к тем, кто стремится к накоплению богатства (ср.: Прит. 28:20 ), а не к тем, кто получил большое состояние по наследству или заработал его собственным трудом (6:17). 6:10. Павел цитирует здесь хорошо известную древнюю пословицу, которая гласит, что корыстолюбие лежит в основе многих зол. Эта идея была даже более общей, чем сама ее формулировка, но данная сентенция была взята на вооружение философами и их последователями. 6:11–16 Избегать порочной жизни В отличие от корыстных проповедников (6:3–10), Тимофей должен стремиться к праведности. 6:11. Моралисты часто призывали читателей избегать порочной жизни. Древние хетты (библ. хеттеи) использовали выражение «человек Божий» для описания религиозных личностей, а в Ветхом Завете оноотносится к людям, которых Бог избрал быть «устами». Термин «человек Божий» редко встречается в более поздней еврейской литературе, вероятно, потому, что его употребление ограничено рамками Ветхого Завета. 6:12. Греко-римские моралисты часто описывали нравственную борьбу, используя метафоры военных действий; под их влиянием это стало свойственно и еврейским текстам (см., напр.: 4 Мак., где речь идет о мученичестве). В греческом языке здесь использован не военный образ: речь идет о спортивных соревнованиях борцов или атлетов (моралисты тоже используют этот образ метафорически). 6:13. Обращение к свидетельству богов рассматривалось как наиболее убедительное и важное. 6:14. Выражение «чисто и не укоризненно» (в других переводах – «без пятна и порока», NASB) может указывать на чистоту и непорочность жертвы, приносимой Богу (напр.: Лев. 1:3,10; 3:1,6; 4:3,23,32 ); это образ совершенства. «Не укоризненно», без порока – см. коммент. к 3:2. Слово «явление» иногда в греческом языке использовалось для описания явления богов, но этим термином иудеи описывали и откровения Бога в конце времен.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010